Заявление в комсомол

23.06.2018 Выкл. Автор admin

Вековой юбилей: кто такие комсомольцы и почему ВЛКСМ больше нет

Сегодня, 29 октября 2018 года исполняется 100 лет со дня образования Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). Несмотря на то, что организация была ликвидирована более 20 лет назад, многие с теплотой вспоминают время, когда они были ее членами. Но уже выросло целое поколение, которое не знает, что такое комсомол. Amic.ru рассказывает, кто такие комсомольцы и почему организацию распустили.

Созданию комсомола предшествовала Февральская революция 1917 года. Именно она способствовала росту общественно-политической активности молодежи в различных городах России.

Датой создания комсомола считается 29 октября 1918 года. В тот год с 29 октября по 4 ноября в Москве состоялся Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором они и были объединены в одну организацию. Ее назвали Российский коммунистический союз молодежи. Ее членами стали 22 тысячи человек. Спустя два года, к третьему съезду, в РКСМ состояло уже 482 тысячи человека. За историю комсомола через его ряды прошло свыше 200 миллионов человек.

В 1924 году РКСМ было присвоено имя Владимира Ленина — Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ). В 1926 году он получил свое название, под которым и вошел в историю — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).

Согласно уставу ВЛКСМ, в комсомол принимались юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Каждого комсомольца принимали индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

После желающего стать комсомольцем собеседовал комитет комсомола и представитель райкома. Чтобы успешно пройти собеседование, необходимо было выучить устав ВЛКСМ, знать имена ключевых лидеров комсомола и партии, а также важные даты. Главным вопросом на собеседовании являлся «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Обычно из комсомола исключали по достижению предельного возраста — 28 лет. Но существовала практика, когда комсомольцы писали заявление и оставались в ВЛКСМ подольше.

Но помимо этого, исключение применялось как крайняя мера наказания за какую-либо провинность. К примеру, исключить из комсомола могли за нарушение внутрисоюзной дисциплины, за пьянство, за нарушение трудовой и военной дисциплины, за хулиганство.

Считалось, что комсомол — это активный помощник и резерв КПСС. ВЛКСМ помогал партии воспитывать молодежь в духе коммунизма, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме.

Комсомол занимался перераспределением рабочих ресурсов внутри страны. По так называемой «комсомольской путевке» человек направлялся на работу в малообжитые и труднодоступные районы страны, где был дефицит кадров.

После Великой Отечественной войны комсомольцы включились в активную работу по восстановлению страны: поднятие целины, комсомольские стройки. Можно говорить о том, что «ударные комсомольские стройки» стали настоящей визитной карточкой советской эпохи. Самой известной такой стройкой стала Байкало-Амурская магистраль. С 1974 по 1984 там трудились десятки тысяч человек.

За время своего существования ВЛКСМ как организация был отмечен шестью орденами.

Комсомольцы были активными участниками Гражданской войны. За боевые заслуги комсомол в 1928 году был награжден орденом Красного Знамени.

В 1931 году комсомол был награжден орденом Трудового Красного Знамени за инициативу в социалистическом соревновании ВЛКСМ.

За выдающиеся заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны ВЛКСМ был награжден орденом Ленина. Кроме того, 3,5 тысячи комсомольцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 3,5 миллиона комсомольцев награждены орденами и медалями.

Вторым орденом Ленина комсомол был награжден за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодежи и активное участие в социалистическом строительстве в 1948 году. В 1956 году комсомол получил третий орден Ленина за активное участие в освоении целинных и залежных земель.

В 1968 году в 50-летний юбилей ВЛКСМ был награжден орденом Октябрьской Революции.

Заявление ЦК ЛКСМ РФ в поддержку комсомольцев и студентов Греции против политических репрессий

16 апреля 2018 года сотни молодых людей, студентов, комсомольцев вышли на улицы Афин в Греции для участия в антивоенной антиимпериалистической демонстрации.

Греческое правительство СИРИЗА-АНЭЛ применило насилие и репрессии в отношении студентов и учащихся, которые выступили против нового преступления империализма в Сирии. Поводом для этого варварского деяния стала попытка символического сноса памятника Гарри Трумэну со стороны демонстрантов. Никто не должен забывать, что Гарри Трумэн был одним из величайших преступников империализма в XX веке. Будучи президентом США, он отдал приказ о сбросе атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки, в результате во время взрыва погибло более 200 000 человек, а миллионы людей стали жертвами в последующие годы. Будучи президентом США, он начал «холодную войну», отдал приказ начать нападение на народ Кореи в 1950 году.

Насилие со стороны органов безопасности привело к серьёзным ранениям шести молодых людей, в то время как полиция арестовала двух активистов, которые отданы под суд по сфабрикованному и необоснованному обвинению.

Ленинский коммунистический союз молодёжи Российской Федерации осуждает насилие, репрессии и аресты студентов, участвовавших в антивоенной антиимпериалистической демонстрации в Афинах 16 апреля. Мы осуждаем правительство СИРИЗА-АНЭЛ, которое наряду с подавлением выступлений молодёжи, борющейся в Греции против империалистической войны, поддерживает империалистические планы США/НАТО в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке и на Балканах. Оно несёт огромную ответственность за предоставление территории страны для размещения старых и новых военных баз НАТО, откуда совершаются преступные нападения против народов региона.

25 апреля, в день заседания суда в Афинах, на котором рассматривалось дело о задержанных, комсомольцы и члены независимого студенческого профсоюза «Дискурс» вышли с пикетами к посольству Греции в Москве и генеральному консульству в Санкт-Петербурге с требованием немедленного снятия несправедливых обвинений со студентов Греции и их освобождения!

Мы выражаем солидарность с борьбой греческого народа и молодёжи, борющихся против военных действий империалистов ради контроля над недрами и ресурсами. Мы требуем немедленного освобождения комсомольцев Греции, участвовавших в антивоенной антиимпериалистической демонстрации!

Первый секретарь ЦК ЛКСМ РФ

Statement of the Central Committee of the Leninist Communist Youth Union of the Russian Federation in support of the Communist Youth of Greece members and students of Greece against political repressions

Читайте так же:  Заявление на административный на один день

On April 16 this year hundreds of young people, students, KNE members went to the streets of Athens in Greece to participate in the anti-war antiimperialist demonstration.

The Greek government of SYRIZA-ANEL used violence and repression against students and young people who opposed new crime of imperialism in Syria. The reason for this barbarous act was an attempt to symbolically demolish the monument to Harry Truman from the side of the demonstrators. No one should forget that Harry Truman was one of the greatest criminals of imperialism in the 20th century. As the president of the United States, he ordered the discharge of atomic bombs on Hiroshima and Nagasaki, resulting in deaths of more than 200 000 people during the explosion, and millions of people became victims in the years to come. As the president of the United States, he started the «cold war», ordered to launch an attack on the people of Korea in 1950.

Violence from security forces resulted in serious injuries to six young people, while police arrested two activists who were put on trial under a fabricated and unjustified charge.

The Leninist Communist Youth Union of the Russian Federation condemns the violence, repression and arrest of students who participated in the anti-war antiimperialist demonstration in Athens on April 16. We condemn the government of SYRIZA-ANEL, which, along with the suppression of the speeches of young people fighting in Greece against the imperialist war, supports the US and NATO imperialist plans in the Eastern Mediterranean, the Middle East and the Balkans. It has a tremendous responsibility for providing the country’s territory for the deployment of old and new NATO military bases, from where criminal attacks are committed against the peoples of the region.

On April 25, on the day of the court hearing in Athens, where the case of detainees was being considered, the Komsomol members and members of the independent student union «Discourse» came with pickets to the Greek Embassy in Moscow and the Consulate General in St. Petersburg demanding the immediate dropping of unfair charges from Greek students and their liberation!

We express our solidarity with the struggle of the Greek people and youth who are fighting against the military actions of the imperialists for the sake of control over mineral wealth and resources. We demand the immediate release of the KNE members who participated in the anti-war antiimperialist demonstration!

First Secretary of the Central Committee of the LCYU of the Russian Federation


Пионерская организация

Тем, чье заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Подготовка к подобному собеседованию была долгой и волнительной. Перед собеседованием тряслись так, как ни перед одной школьной контрольной. Подготовка включала в себя заучивание устава ВЛКСМ, имена всевозможных предводителей комсомола и партии, важных дат, а также (самое главное) придумывание ответа на вопрос «почему ты хочешь стать комсомольцем?». Любой из членов комитета мог задать каверзный вопрос в попытке «завалить». Если кандидат проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие – один процент от зарплаты.

До 1989 года членство в ВЛКСМ было необходимо для поступления в ВУЗы, а также в некоторые престижные училища и техникумы.

Обсуждения на форуме:

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением читателей. Прошлое у нас общее, взгляд на него разный. Вам кажется, все было совсем не так? Если вы хотите развить и обсудить затронутую здесь тему, добро пожаловать в форум.

Если у вас есть конкретные дополнения или ссылки, которые обязательно должны быть в этой статье, оставьте свой комментарий ниже. Если комментарий не отвечает этим требованиям — он будет удален или перемещен в форум.

Дополнения к статье:

Дополнить статью:

Авторизуйтесь, если хотите добавить свой комментарий.

Приём в комсомол

Прозвенел звонок на перемену. Во время её в восьмой класс зашла ученица 10 класса, член комитета комсомола школы Маша Варламова, ответственная за приём новых членов в ряды ВЛКСМ. Тогда, в конце 1960-х годов, эта аббревиатура висела на слуху у всех, чего не скажешь про день сегодняшний.
— Девочки и мальчики, послушайте меня внимательно, что я вам скажу,- с порога заявила она.- Я только что из заседания школьного комитета комсомола. Мы там так ничего и не поняли, хотя очень пытались: заканчивается вторая четверть, а с вашего класса к нам не поступило ни одного заявления о приёме в наши ряды. Вы уже учитесь в восьмом классе, вам всем по четырнадцать лет, чего вы ждёте? В чём дело?

В классе установилась тишина, и было слышно, как мелодично стрелки настенных часов отбивают секунды. Все молчали.
— Вот у меня двоюродная сестра учится в соседней школе, так у них в классе, кстати, то же восьмом, в комсомоле состоят 99,9 процентов учащихся,- продолжала свою речь комсомолка-агитатор. Но её прервали.
— А почему 0,1 процента не состоят в комсомоле?- поинтересовался кто-то.
— Шутки будут потом. Короче, взяли ручки и быстренько в моём присутствии написали заявления. Вот вам образец.

— Нет, — первым не выдержал Витя Кириллин,- от меня заявления не дождётесь. Хочу – вступаю, хочу – не вступаю. Это моё личное дело. А если вдруг война, если я попаду в плен, то меня в первую очередь как комсомольца и расстреляют? Нет уж, извините.
Дружно смеялись все присутствовавшие, кроме, разумеется, комсомолки Варламовой.
— Да кому он нужен, троечник? А говорят, что все Великие люди в школе были троечниками? А ты в плен не сдавайся… ,- раздавались голоса с разных сторон.

Пока смеялись и шутили, прозвенел звонок на следующий урок. Маша удалилась. Но ребята радовались рано: по окончании последнего урока в класс ворвалась она снова, потребовав срочно положить написанные заявления в папку, которую принесла с собой, бросив её на стол. Никто не шевелился, все молчали. Лицо её в этот момент было не узнать. Если в самом начале знакомства восьмиклассники видели перед собой «Джоконду», то теперь перед ними была настоящая Баба Яга.

— Вы что издеваться будете надо мной? Хотите, чтобы наша школа прогремела на весь район? Не выйдет, вы меня плохо знаете. Хлопнув дверью так, что портретные Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой и другие русские классики, расположенные в ряд на стене школьного кабинета, вздрогнули, — агитаторша исчезла из класса. А школьники молча разошлись по домам. Больше уроков на сегодня не было.

Читайте так же:  Рабочий стаж для начисления больничного

Однако Варламова не относилась к спокойным и тихим учащимся, как ребята из восьмого класса. Спустя несколько секунд она, словно торпеда, ворвалась в учительскую. Классного руководителя непокорных восьмиклассников там не оказалось. Она обратилась к завучу школы:
— Где Наталья Николаевна? Мне она нужна срочно, её класс бунтует, меня не слушает.
— Маша, какой бунт, что случилось? – тихим голосом спросила завуч, исполнявшая в тот день обязанности директора школы, в виду нахождения последнего на семинаре в области.- Успокойся и расскажи нам, что произошло?

Тут комсомолка в сжатой форме поведала о своём комсомольском задании, полученном от комитета комсомола, и о невозможности его выполнить.
— Иди, Машенька, сейчас домой, отдыхай, я сама поговорю с Натальей Николаевной, — пообещала Ирина Владимировна.- Думаю, ты выполнишь своё задание.
Варламова, почувствовав, что на этот раз с восьмым классом она явно «перегнула палку» в благородном стремлении «окомсомолить» целый класс, опустила голову и молча удалилась из учительской.

На следующий день завуч, пригласив к себе в кабинет Наталью Николаевну, увидела, что та зашла с какой-то бумагой в руках. Выслушав не очень длинную речь завуча, последняя положила ей на стол заявление о своем уходе. Оказалось, ей вчера вечером позвонил домой папа слишком активной комсомолки, работник горкома партии, и сказал всё, что он о ней думает. Услышав, что такое заявление может подписать только лично директор, учительница покинула кабинет завуча и вышла на улицу, присев на скамейку и окунувшись в воспоминания.

Три года назад, окончив с красным дипломом педагогический институт, Наталья Николаевна Смирнова с нетерпением ждала, когда первый раз войдёт в свой класс в качестве классного руководителя. И будет счастлива. Её ожидания оправдались: ей достался очень дружный класс, девизом которого стало: «Один за всех и все за одного!». Удивительного ничего нет, в классе не было ни одного ученика и ученицы, которые хотя бы один раз не читали роман Александра Дюма «Три мушкетёра». За прошедшее время молодая учительница стала любимицей не только восьмиклассников, но и их родителей.

Через день директор школы, выслушав стоя по телефону уже известного нам члена горкома партии, заявление на увольнение Смирновой подписал. В тот же день она уволилась. Её с огромным желанием взял на работу молодой директор соседней школы. А дальше произошло невероятное: родители восьмиклассников стали потихоньку по одному забирать своих детей из этой школы и переводить в ту школу. Когда спохватились в прежней школе, весь восьмой класс учился уже в другой школе. И всем классом дружно вступили в комсомол. А когда заканчивали выпускной десятый класс, то оказалось, что среди них нет ни одного «троечника». Более того, половина класса изъявила желание и поступила учиться в педагогический институт, туда, где когда-то училась их любимая учительница.

— А что же Маша?- спросит читатель. После того, как её папу «ушли» из горкома партии, она бросила третий курс исторического факультета института, вышла замуж и следы её затерялись. Никто их не ищет до сих пор.

«Устав от ВЛКСМ», или Что должен был знать будущий комсомолец

Елена Исайкина, РИА Новости.

В советское время во всех школах в обязательном порядке формировался комитет ВЛКСМ, в который входило около десяти самых, выражаясь современным языком, «продвинутых» комсомольцев. В преддверии очередного учебного года среди членов обновленного комитета комсомола распределялись обязанности. В застойные годы процесс, как правило, проходил со скрипом. Никто не хотел брать на себя ответственность за спортивный сектор или культурно-массовую работу среди старшеклассников.

Но был среди «комитетчиков» один счастливчик, преемником которого хотели стать все без исключения. Он возглавлял организационный сектор и имел возможность на законных основаниях раз в месяц прогуливать занятия, поскольку в его обязанности входила подготовка восьмиклассников к вступлению в ряды ВЛКСМ и ежемесячная «доставка» их в райком (горком) комсомола. В то время для некомсомольцев и беспартийных были закрыты двери многих вузов и заказаны руководящие посты. Поэтому благодаря прагматизму школьников работы оргсектору комитета комсомола хватало.

Процесс вступления в ВЛКСМ чем-то напоминал современную процедуру получения водительских прав. Будущий комсомолец должен был сначала сдать «внутренний» экзамен — получить рекомендацию комитета комсомола своей школы, а затем — «внешний» в райкоме (горкоме), где выдавался заветный комсомольский билет.

В первую очередь, чтобы стать комсомольцем, необходимо было прочитать Устав ВЛКСМ и запомнить его основные положения; разобраться, какими орденами, когда и за что была награждена комсомольская организация; выучить фамилии нескольких комсомольцев-героев и ответы на ряд каверзных вопросов.

Устав ВЛКСМ — тоненькая брошюра, как сейчас бы выразились, покет-формата. Ответственный за организационную работу член комитета комсомола выдавал ее тем, кому исполнилось 14 лет, предварительно подчеркнув карандашом ключевые места. Первым делом потенциальный комсомолец должен был уяснить, что «Устав — это основной закон внутренней жизни ВЛКСМ, определяющий его название и назначение, место в политической системе общества, взаимоотношения с КПСС, обязанности и права члена ВЛКСМ, организационные принципы, нормы внутрикомсомольской жизни и методы практической деятельности».

С большим трудом в подростковых головах укладывался «моральный кодекс строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших своё теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой 22-м съездом КПСС».

Основные положения Кодекса будущие комсомольцы предпочитали зубрить, особо не вдаваясь в смысл: «Моральный кодекс строителя коммунизма объективно обусловлен существующими общественными отношениями, носит конкретно-исторический характер, отражает степень и форму распространения новых нравственных норм…. Ведущим принципом Морального кодекса является преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине….»

И, пожалуй, последнее, что должно было отскакивать от зубов потенциального комсомольца — принцип организационного строения ВЛКСМ. Устав определял его как демократический централизм, «означающий выборность всех руководящих органов комсомола снизу доверху; периодическую отчётность комсомольских органов перед своими организациями и перед вышестоящими органами; строгую комсомольскую дисциплину и подчинение меньшинства большинству…»

В школьном комитете комсомола или райкоме (горкоме) также могли поинтересоваться, сколько наград имеет ВЛКСМ. Запомнить число орденов — шесть — было несложно. Гораздо сложнее было не запутаться — каким орденом, когда и за что была награждена молодежная организация: Орден Красного Знамени — за боевые заслуги в годы гражданской войны и иностранной интервенции, 20 февраля 1928 года; Орден Трудового Красного Знамени — за проявленную инициативу в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. 21 января 1931 года и т.д.

Трудно сказать, кто придумал задавать соискателям «хитрые» вопросы, которые иначе как дурацкими назвать сложно. Ответственный член комитета комсомола должен был заранее поделиться правильными ответами с будущими комсомольцами. Самые популярные из категории вопросов на сообразительность:

Сколько комсомольцев принимало участие в штурме Зимнего в 1917 году?

Читайте так же:  Транспортный налог код налоговой льготы

Правильный ответ: нисколько, потому что комсомол был образован в 1918 году.

Что говорил о комсомоле Карл Маркс?

Правильный ответ: ничего, основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата умер в 1883 году.

Сколько стоит Устав ВЛКСМ?

Правильный ответ: бесценен.

Последний вопрос вызывал у потенциальных комсомольцев больше всего затруднений, потому что на красной обложке брошюры стояла вполне конкретная цифра — цена в копейках.

Заключительным вопросом, который задавали на «внешнем» экзамене, было «почему ты хочешь быть комсомольцем». Ответ на него был решающим. Так, в начале восьмидесятых прошлого века старшеклассник одной из сибирских школ не стал рассказывать сотрудникам райкома о своем стремлении принимать участие в строительстве светлого будущего. Он чистосердечно признался, что комсомольский билет ему нужен для поступления в летное училище. Юношу в комсомол не приняли. Летчиком он тоже не стал.

Спустя лет пять, когда до роспуска ВЛКСМ оставалось около года, другой юноша, работающий в одной из уважаемых молодежных газет, повесил над своим рабочим столом Устав ВЛКСМ. На обложку красной брошюры он добавил одно слово — предлог «от». Получилось: «Устав от ВЛКСМ». К счастью, это происходило уже на заре перестройки и чувство юмора молодого человека осталось безнаказанным.

Что в СССР делали пионеры, как принимали в комсомол и кто такие октябрята?

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

Подробней об истории пионерского движения читайте в материале >>

АиФ.ru вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1–3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) — 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» — вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем — на уровне школы — пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют — поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» — призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера — исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба — вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие — один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.