Возврат ндс экспортерам

20.06.2018 Выкл. Автор admin

Ликбез для начинающего экспортера

В данной статье рассмотрена одна из ключевых проблем экспорта — это получение возмещения НДС при продаже с нулевой ставкой налога. Всегда считалось, что внешнеэкономическая деятельность, и особенно экспорт нефтепродуктов, который составляет практически половину всего экспорта России, является привилегией Вертикально Интегрированных Компаний и крупных трейдерских фирм. Так ли это рассмотрим подробнее.
Согласно принципам построения налога на добавленную стоимость, уплата налога при экспорте производится по принципу страны — назначения, т.е. бюджет страны происхождения товара возмещает экспортеру НДС, который он уплатил своим поставщикам, а импортер уплачивает НДС в бюджет своей страны.
Возмещение НДС при экспорте осуществляется для избежания двойного налогообложения с целью обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом предполагается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара соответствующие суммы НДС уплачиваются в бюджет. Поэтому проблем с возмещением НДС экспортерам в теории не возникает. Государство возвращает то, что было уже уплачено.
Казалось бы все просто — согласно пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса предоставь документы (их копии), подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, и затем в течении 90 дней ждите как говорится денег. Но это в теории. На практике все не так просто.

Начнем со сроков реального возврата денег, в идеале подтверждающие документы сдаются в ФНС на следующий месяц после отгрузки вместе с декларацией по НДС, т.е. с 15-го по 20-е число (сдать декларацию в более ранние сроки для компании даже со средним документооборотом представляется затруднительным). Но это только еще раз повторимся в идеале, а на практике до сдачи документов в налоговую необходимо получить отметки на копиях подтверждающих документов в пограничном таможенном посте, через который был перемещен груз, хорошо, если данный пост географически не очень отдален, один или два потерянных человека-дня одного не самой высокой квалификации (достаточной для того, чтобы разыскать в незнакомом городе здание таможни) сотрудника и заветные штампики у Вас в папочке. Только такая командировка уместна, в том случае, если Ваш груз пересек границу не позднее последнего дня месяца отгрузки, скажем до 28 февраля, а если это случилось первого марта, торопиться смысла нет, теперь декларацию сможете подать только в апреле. Также если станция перехода находится в 2-3 тысячах км, а то и более (страна то у нас не маленькая) командировка не всегда экономически оправдана.

Остается один путь — почта, но в этом случае придется настроиться на более длительное ожидание, т.к. таможенные органы обязаны дать подтверждение в течении 30 дней, и как правило именно на 30-й день они это и делают (наказывают их что-ли, если отправят раньше?), плюс пробег почты в оба конца, еще в среднем две — три недели. Иногда можно сэкономить время (но не деньги) воспользовавшись услугами какой-нибудь экспресс-почты, коих развелось немало, но если таможенный пост находится где-нибудь скажем в Карталах Челябинской области, где нет отделения ни одной службы экспресс-доставки, экономия времени будет несущественной. Таким образом пакет документов из таможни Вы получите месяца через полтора.
Теперь сдаем декларацию и в течении максимум 90 дней ждем решения о возмещении сумм НДС, именно столько отводится налоговикам на проверку ваших документов. Однако этот срок не только максимум, он же и минимум, потому, что решение будет подписано только на 90-й день (увы государство с деньгами расставаться не спешит), если конечно оно вообще будет принято, но об этом позже. Если же это чудо все-таки случится, подаем на следующий день письмо на имя начальника ИФНС с банковскими реквизитами, и теперь уж будьте уверены — в течении двух недель Вы свои деньги точно получите. Все это отняло у Вас пять — шесть месяцев.

Но это повторимся в том случае, если будет принято положительное решение, рассмотрим каковы же шансы? ИФНС за отведенные ей три месяца посылает запросы во все инстанции, имеющие отношение к сделке: в таможенный пост по месту затаможивания, в пограничный таможенный пост (спрашивается зачем наш сотрудник ездил в командировку?), в банк, обслуживающий паспорт сделки. С банками как правило проблем не возникает, ответы на запросы из ИФНС поступают от них безотказно. От таможенных органов ответы в большинстве случаев приходят, но на 100% надеяться не приходится.

А вот что вызывает проблемы посерьезней, так это запрос об истребовании документов, подтверждающих взаимоотношения с Вашими поставщиками, в ИФНС по месту нахождения Вашего поставщика. В большинстве случаев ответ от поставщика не приходит, абсурдность ситуации заключается еще в том, что налоговики должны проверить все звенья цепочки прохождения отправленной на экспорт партии товара вплоть до производителя. И если хоть одно звено не предоставит подтверждения, налоговики имеют полное право отказать в возмещении.

И на это у фискалов есть все основания, дело в том, что проблема возмещения НДС при экспорте порождается проблемой уклонения налогоплательщиков от уплаты налога на внутреннем рынке. Государство в нынешних условиях не имеет реальной возможности обеспечить уплату НДС на всех стадиях продажи товара. Здесь и использование фирм-однодневок, и искажение бухгалтерской отчетности и многое другое, но мы не будем останавливаться на этом подробней, так как это уже выходит за рамки темы нашей статьи. В результате при принятии решения по конкретному экспортеру государство сталкивается с риском возместить то, что реально не было уплачено, т.е. потерять бюджетные деньги. Так же имеет место проблема лжеэкспорта и псевдоэкспорта, когда недобросовестные экспортеры пытаются получить возмещение за фактически невывезенный или вывезенный по завышенным ценам товар. Государство в каждом факте экспорта видит недобросовестность, и бремя доказательства обратного ложится на Вас (принцип презумции нивиновности здесь на практике не работает). Поэтому ИФНС принимает не блещущее оригинальностью решение (все гениальное просто) максимально усложнить процедуру получения возмещения, и естественно использует любой повод для отказа в возмещении. А поводов здесь предостаточно, самой простой из них — не получен ответ от одного из звеньев технологической цепочки поставщиков, а если экспортером является сам производитель товара, подтверждающие документы должны быть на все комплектующие и сырьевые компоненты, использовавшиеся при изготовлении товара, а в случае использования импортных компонентов все усложняется еще больше.

Теперь рассмотрим рентабельность нашей сделки, в том случае, если нам будет отказано в возмещении. Вряд ли нам удастся заложить такую прибыль, которая перекроет сумму невозмещенного НДС без ущерба для конкурентоспособности цены (если конечно Вы не владелец какого-нибудь ноу-хау). Пример: мы купили абстрактного товара на сумму 1 млн. рублей (без НДС), и продали его с 10-процентной наценкой за 1,1 млн. рублей (опять же без НДС). Для чистоты эксперимента рассматриваем ситуацию с экспортом в страны таможенного союза на условиях FCA, дабы не усложнять пример расчетом экспортных таможенных пошлин и ж.д. тарифа. Видим прибыль до уплаты налогов 100 тысяч рублей, но это бумажная прибыль, с которой еще заплатим налог на прибыль по ставке 24%, но фактически то мы заплатили поставщику не 1 млн., а 1,18 млн. рублей (сумма с НДС), итого вместе с налогом на прибыль мы пока имеем убыток в размере 104 тысяч рублей, т.е. приблизительно 10%. После возмещения НДС в сумме 180 тыс. рублей (теоретически) мы имеем 76 тыс. прибыли после нескольких месяцев ожидания. Либо 104 минусом, либо 76 плюсом — прямо как в казино красное-черное, или бизнес по русски.

Простыми математическими вычислениями можно получить размер необходимой наценки, необходимый для того чтобы выйти на порог безубыточности, в данном примере он составит примерно 25 процентов.
Но это еще не все, наши потери не ограничиваются вышеуказанной суммой, после принятия налоговой службой отказного решения у нас появляется другая проблема, бухгалтерский баланс как и природа не терпит пустоты, невозмещенный НДС надо как то списывать, а списать его можно только на «прочие расходы» счет 91.2 согласно плана счетов. Эти расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль, но уменьшают нераспределенную прибыль текущего периода. Эта потеря бумажная, но если отбросить бухгалтерские термины, и сказать человеческим языком — это та сумма, которую можно было потратить на санаторно-курортное лечение сотрудников (в пределах РФ) или на выплату дивидендов. Получается (простите за жаргон) двойной «кидок».

Но и это еще не все, не дай боже, решение ФНС будет принято с короткой но веской резолюцией «Экспорт не подтвержден», такое случается не редко, просто в таможне или на почте затерялся запрос, конечно налоговики могут сделать повторный запрос. Но им это надо? Государственные органы никогда не отличались пунктуальностью в выполнении своих обязательств. Тем более, что время ограниченно, на все про все на проверку отводится 90 дней. Если такое случится, теперь уже мы будем должны перечислить в бюджет НДС с суммы поставки, эта обязанность возникает из статьи 65 второй части Налогового Кодекса. И это уже не бумажные потери, а наши кровные, исходя из нашего примера, 198 тысяч руб. Не нужно быть экспертом в области математики, чтобы посчитать только прямые общие потери — 302 тысячи рублей. Это даже уже не бизнес по русски, резня по Техасски получается.

В нашем примере для простоты подсчета мы взяли сумму в один миллион, тогда как при экспорте нефтепродуктов фигурируют суммы несравнимо большие, соответственно и потери увеличиваются в пропорциональном отношении. Также мы не учли некоторые сопутствующие расходы: оплата услуг таможенного брокера, госпошлина за таможенное оформление, стоимость сертификата происхождения, обслуживание паспорта сделки, потери при конвертации валюты, командировочные и почтовые расходы, стоимость междугородных переговоров, также не стоит сбрасывать со счетов процентные ставки по пользованию средствами — деньги то мы на полгода заморозили (в случае положительного решения, конечно). Имеет место также фактор потери рабочего времени менеджеров по продажам, как правило на «обработку» одного экспортного клиента времени уходит на порядок больше чем обычного.

Для полноты картины необходимо рассматривать еще один вариант, все таки в правовом государстве живем: в случае отказного решения ИФНС, у вас имеется шанс доказать неправоту налоговиков в Арбитражном суде, даже имеются прецеденты когда удавалось такие процессы выиграть (зря что ли нас в Европейское сообщество приняли). Тем более, что не редко можно услышать предложения юридических компаний за достаточно немаленький гонорар урегулировать в судебном порядке любые проблемы с налоговой, в т.ч. и по возмещению НДС. Вот только о последствиях такого урегулирования они конечно умалчивают. Оно и понятно: кушать всем хочется. А последствия достаточно драматичны, фискалы Вам этого не простят. Не успеют еще рассеяться в воздухе брызги шампанского на корпоративной вечеринке по случаю празднования победы, а к Вам уже стучится документальная проверка. При обычной то проверке инспектора не отличаются особой лояльностью, ну а в нашем случае надо полагать, ждать объективного подхода и вовсе не приходится. В лучшем случае придется отдать то, что взяли у бюджета (точнее будет сказать вернули свое, но государство думает иначе). Ну а в худшем …..все будет зависеть от того, в каком состоянии Ваша бухгалтерия, в любом случае показательная порка будет обеспечена. Чтоб другим не повадно было «на батьку руку поднимать».

В общем дерзайте господа, кто не рискует, тот не пьет шампанского.

Возврат НДС при экспорте

Давайте поговорим, что же это такое возврат НДС при экспорте товаров за пределы России.

Иногда это называется возмещение НДС при экспорте. Правда мне больше нравиться когда эту процедуру называют «возврат НДС», т. к. НДС можно возвращать в виде живых денег на свой расчетный счет из бюджета.

Откуда берется возврат НДС при экспорте?

Наверняка Вы знаете природу НДС и как этим налогом облагаются товары, работы и услуги. Дальше для простоты, я все это буду называть одним словом «товары».

Если не помните, то в вкратце напомню: ставка 10% или 18%.

Читайте так же:  Неустойка штраф пеня отличие

Уплачивается он с разницы между «уплаченным НДС» при покупке товара и «НДС к уплате» при продаже товара.

При экспорте ситуация немного другая. Вы приобрели товар внутри России и тем самым уплатили некую сумму НДС.

Далее Вы продаете его на экспорт и при экспорте НДС составляет 0%. Тем самым у Вас есть «НДС уплаченный», но нет «НДС к уплате».

А это значит при экспорте возникает переплата НДС в бюджет. И в соответствии с Налоговым кодексом НДС при экспорте можно вернуть на свой расчетный счет, т. е. можно получить возврат НДС в виде «живых денег».

Как получить возврат НДС при экспорте?

Здесь у нас начинается самое интересное, нужно все во лишь пройти камеральную налоговую проверку всей деятельности компании за квартал, в котором Ваша компания заявляет возмещение НДС из бюджета.

Какие риски несет в себе возврат НДС при экспорте?

Давайте покажу на примере:

Вы купили или произвели товар внутри России.

Допустим его себестоимость 118 руб. и НДС уплаченный в бюджет составляет 18 руб.

В России Вы его продавали бы с рентабельностью 10%, т.е. за 128 руб.

При продаже на экспорт НДС составляет 0% и Вы 18 руб. уплаченного НДС убираете из цены товара.

Таким образом, Вы продаете товар за 110 руб.,

из которых 100 руб — себестоимость,

а 10 руб. Ваша маржа (валовая прибыль).

После вывоза товара за границу, по результатам налоговой проверки Вам бюджет должен был вернуть НДС 18 руб.

И у Вас получилось бы:

110 руб. Вам заплатил клиент

+ 18 руб. Вам вернул бюджет.

Вы получили 128 руб.

Из них затраты: себестоимость товара 100 руб.

Вы заработали 28 руб.

А если Вы не прошли проверку и НДС Вам не вернулся?

Тогда получается так:

110 руб. Вам заплатил клиент.

Ваши расходы:

Себестоимость товара 100 руб.

После того как Вы не подтвердили экспорт и не вернули НДС, по Налоговому кодексу Вы обязаны уплатить в бюджет 18% от суммы продажи, т.е. 110 руб. х 18% = 19,8 руб.

Итого Ваши затраты: 100 руб. + 19,8 руб. = 119,8 руб.

Итого по сделке: 110 — 119,8 руб. = -9,8 руб.

Получите Вы прибыль или убыток от продажи на экспорт зависит от того:

  • как у Вас поставлен бухучет,
  • как выстроена работа с поставщиками
  • и многих других бухгалтерских моментов.

Вы можете сами со всем разобраться и выстроить бухучет так как нужно, в том числе на основе статей на нашем сайте, а можете обратится в нашу компанию.

Мы с 2010 года профессионально занимаемся возвратом НДС.

Подробнее о налоговых проверках можно прочитать в статье: Налоговые проверки при возврате НДС

НДС при экспорте в 2019 году

НДС при экспорте товаров

Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151, п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России. При этом в качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0 %». Перечни документов, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в НК РФ (ст. 165). Подтверждающие документы при экспорте для НДС могут быть предоставлены в электронном формате, обоснованность положений закреплена в Приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.

В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6: если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации, иначе — лист 6 декларации; лист 5 используется редко. При этом в бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК, — по каждому из них должен быть свой регистр учета.

Экспорт в Казахстан, Белоруссию и Армению учитывается отдельно; налог в 0 % подтверждается не так, как в прочие страны. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС. Пока же необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.

Ставка НДС при экспорте

Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0 % (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: являются его плательщиками, должны сдавать декларации, имеют право на вычет входящих сумм. Для того чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ:

  • оригиналом или копией внешнеторгового контракта,
  • таможенной декларацией,
  • копиями транспортных и товаросопроводительных справок.

Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:

  • экспорт;
  • таможенный склад для вывоза;
  • свободную таможенную зону;
  • реэкспорт;
  • вывоз припасов.

С 2018 года нулевая ставка налога на добавленную стоимость при экспорте стала не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу при экспорте. Такой отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычной ставке.

Обратите внимание, что отказаться от нулевой ставки при экспорте в ЕАЭС вы не можете. Так как положения договора о ЕАЭС, а именно обоснования п. 3 данного протокола не предусматривают такой возможности для налогоплательщиков (п. 1 ст. 7 НК РФ ).

Общий срок отказа — не менее чем на год. Плательщикам это право необходимо, если они хотят принимать налог к вычету, выставленный по ставкам 20 % или 10 % теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Ведь для применения этой льготы фирма должна собирать документы для ее подтверждения и предоставлять в ФНС.

В прошлые периоды налоговики обращали пристальное внимание на тех, кто регулярно «забывает» собрать нужные документы. Поэтому организации хитрили и проводили часть операций по обычной ставке 10 % или 20 % (18 % до 2019 г.), и хотя бы что-то оформляли под 0 %. Теперь прибегать к таким сложностям не нужно.

Налоговая база НДС при экспорте

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт определяется как стоимость товаров по условиям заключенных договоров (п. 1 ст. 154 НК РФ ).

Обратите внимание, что налоговую базу по НДС следует определять исключительно в российских рублях. Если же договор заключен в иностранной валюте, то произведите пересчет по официальному курсу рубля по данным Центробанка России на дату отгрузки товара.

А вот момент определения налоговой базы по НДС по экспортной операции напрямую зависит от того, когда вы собрали пакет документов. Отметим, что при экспорте товаров в ЕАЭС определение налоговой базы проводится в следующем порядке:

  1. Если документы и подтверждения подготовлены в течение 180 дней с момента определения товара под таможенную процедуру экспорта, то налоговую базу определите последним днем отчетного квартала, в котором были собраны документы, и включите сведения в декларацию.
  2. Если же документы и подтверждения были собраны после 180 дней, то налоговую базу определите на момент отгрузки.

При экспорте товаров ЕАЭС учитывайте, что момент определения нал. базы зависит от времени подтверждения нулевой ставки. Вместе с тем 180-дневный срок следует определять с момента осуществления отгрузки. А вот НДС по ставке 0 % с аванса начислять и уплачивать не требуется, по общим правилам.

Вычет, возврат или возмещение НДС при экспорте

В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:

  • вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
  • возмещение — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.

Уплата налогов вполне может привести к ситуации, если из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:

  1. Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
  2. Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев (ст. 88). Она может запросить дополнительные документы, например копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
  3. Затем она же в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
  4. Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.

Подтверждение 0-ой ставки НДС при экспорте

При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором, согласно которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
  2. Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
  3. Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).

При экспорте в другие государства нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором или другими документами по сделке, если договора нет (например, офертой и акцептом).
  2. Копией таможенной декларации или электронным реестром; по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр.
  3. Копиями транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронным реестром.

Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не нужно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая их потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.

Обратите внимание, если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10 % или 20 %.

НДС при экспорте товаров в 2018-2019 годах (возмещение)

НДС при экспорте товаров 2018-2019 годов ознаменован довольно существенными изменениями. Порядок учета НДС в 2018-2019 годах по экспортной выручке будет рассмотрен в нашей рубрике, посвященной возмещению НДС при экспорте.

Экспортный НДС — что это

Экспортным НДС принято считать налог, который возникает при реализации товаров за пределы РФ. Экспортируя товар, налогоплательщик применяет ставку 0%, что фактически освобождает его от уплаты налога по таким операциям. Но если в отведенный нормами НК РФ период обосновать указанную ставку не удалось, НДС придется уплатить в бюджет.

С 2018 года применение ставки 0% при экспорте необязательно. От ее использования можно отказываться. Об этом – в материале ««Нулевая» ставка НДС стала необязательной».

При осуществлении «внешних» отгрузок необходимо учитывать нормы ст. 170 НК РФ по ведению раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.

Для того чтобы понять, как осуществляется такой вид учета, советуем вам ознакомиться с темой «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».

При реализации продукции за рубеж выделяют 2 направления отгрузок:

  • в страны ЕАЭС;
  • прочие иностранные государства.

Особенности подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Отличительной чертой реализации в страны ЕАЭС является наличие упрощенной процедуры осуществления экспорта, что обусловлено договоренностью между странами о взаимном сотрудничестве.

Поэтому общий список документов, обосновывающих ставку 0%, невелик и состоит:

  • из контракта;
  • товаросопроводительных и транспортных документов;
  • заявления о ввозе или перечня заявлений.

П. 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС предусмотрено, что одним из документов для подтверждения нулевой ставки является банковская выписка. Почему банковской выписки нет в вышеприведенном списке, читайте в материале «Для подтверждения экспорта в ЕАЭС выписка банка не требуется» .

Какими документами можно подтвердить нулевую ставку, если покупатель вывозит товар в государства ЕАЭС самостоятельно, читайте в публикации «Экспорт в государства ЕАЭС: чем подтвердить нулевую ставку НДС при самовывозе товаров покупателем» .

Также советуем обратить внимание на требования к подтверждению ставки при экспорте, осуществляемом в другие страны через территории стран ЕАЭС. О них вы узнаете из статьи «Как подтвердить ставку 0%, если на экспорт товары идут без пограничного таможенного контроля».

Как и любая отгрузка, экспорт предполагает выставление счета-фактуры в течение 5 дней с даты реализации. Важно обратить внимание на порядок оформления в случае продажи товара через филиал. Читайте об этом в нашем материале «При экспорте товаров в Армению, Белоруссию или Казахстан через подразделение в счете-фактуре лучше указать КПП головного офиса».

А о том, следует ли представлять такой счет-фактуру в ИФНС для обоснования ставки 0%, вы узнаете здесь.

О том, как учитывать сумму аванса, полученную экспортером от своего иностранного контрагента, смотрите в материале «Как в целях НДС учесть авансы от партнеров из ЕАЭС?».

Одинаковы ли правила подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в страны ЕАЭС и страны СНГ, читайте в публикации «Как подтвердить ставку НДС 0% при экспорте в страны СНГ?» .

Подтверждение ставки 0% по НДС при экспорте в другие страны

Основными документами в данном случае являются:

  • таможенная декларация.
  • контракт.
  • товаросопроводительные документы.
Читайте так же:  Куда подать иск на клевету

Таможенная декларация может быть временной или полной. Какая из них подходит для подтверждения экспорта, читайте в этой публикации .

Таможенная декларация может оформляться в электронном виде. Можно ли для подтверждения экспорта использовать ее бумажную копию, см. здесь.

С 4 квартала 2015 года некоторые документы из перечня можно заменить реестрами, ознакомиться с форматами которых можно в публикации «Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0%». Для реестров документов, подтверждающих ставку 0%, есть и контрольные соотношения. Подробнее о них смотрите в материалах:

Какие правила подтверждения нулевой ставки действуют при экспорте в подконтрольную Украине Донецкую Народную Республику, читайте в материале «Как подтвердить экспорт товаров на территорию ДНР» .

Есть ли какие-либо особенности подтверждения нулевой ставки, если право собственности на экспортируемый товар переходит к покупателю-иностранцу на территории России, читайте в публикации «Момент перехода права собственности не важен для нулевой ставки НДС» .

Когда нулевая ставка НДС при экспорте становится ненулевой

В соответствии со ст. 165 НК РФ, если продавцы, реализующие товар на экспорт, не соберут пакет документов, обосновывающих ставку 0%, им придется исполнить свою обязанность по уплате налога. Оплатить налог надо будет по ставкам 10 или 18%. Подробнее об этом говорится в статье «Что делать, если экспорт не подтвержден в установленный срок».

При этом налоговая база по НДС будет увеличена на стоимость товаров по неподтвержденному экспорту. Ее способ определения рассмотрен в статье «Налоговая база при экспорте — рыночная стоимость товаров по контракту».

Возмещение НДС при экспорте товаров

За этапом подачи в ИФНС всех необходимых документов, обосновывающих отгрузку за пределы РФ, начинается камеральная проверка, цель которой — определить обоснованность применения экспортной ставки. С порядком учета и возмещения экспортного НДС можно ознакомиться в статьях:

При этом следует отметить, что в соответствии с НК РФ по истечении 180 дней с даты внешнеторговой операции в случае неподтверждения экспорта компании или ИП осуществляют начисление налога, правда, это не лишает их возможности воспользоваться ставкой 0% позже.

Однако налоговое законодательство, ограничивая период подтверждения экспорта, не указывает момент, с которого следует исчислять указанный промежуток. Подробнее данный вопрос рассмотрен в статьях:

Вычет в рамках экспортных операций

Экспортер в соответствии со ст. 172 НК РФ может воспользоваться вычетом. При этом по экспортным операциям вычет применяется по суммам входного НДС, т. е. налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), в дальнейшем направленных на экспорт. С 01.07.2016 вычет входного НДС для экспортеров сырьевых и несырьевых товаров производится по разным правилам.

Какие товары относятся к сырьевым, вы узнаете из материала «Какие товары являются сырьевыми для вычета НДС у экспортера».

О применении вычета экспортерами несырьевых товаров читайте в материале «Экспортеры — несырьевики применяют вычет по общим правилам» .

Экспортеры сырьевых товаров входной НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые использованы для операций экспорта, в некоторых случаях должны восстановить. Когда это нужно сделать, читайте в материале «НДС по товарам, которые использованы для экспорта сырьевых товаров, восстанавливают» .

Об особенностях применения вычета в рамках экспортных операций также можно прочитать в статье «Как применить вычет НДС по экспортным операциям».

Возврат брака при экспорте

Отгрузка и возврат бракованного товара встречается не только на внутреннем рынке, но и при реализации на экспорт. Если бракованный товар возвращается иностранным поставщиком, то перед экспортером встают вопросы: можно ли расценивать такой возврат как импорт и нужно ли уплачивать в этом случае НДС? Ответы на них вы найдете в материалах:

Счета-фактуры при экспорте

При реализации товаров, работ, услуг как на внутреннем рынке, так и на экспорт необходимо составить счет-фактуру. При реализации на внутреннем рынке счет-фактуру можно составить в электронном виде или оформить универсальный передаточный документ (УПД). Можно ли составить электронный счет-фактуру или УПД при реализации на экспорт, читайте в материалах:

Минпромторг предложил дифференцировать возврат НДС предприятиям-экспортерам

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Минпромторг РФ предложил рассмотреть установление предприятиям различных ставок возмещения НДС при экспорте в зависимости от степени переработки ими сырья в целях дополнительного наращивания экспорта. Об этом ТАСС сказали в пресс-службе ведомства.

«В России для дополнительного наращивания экспорта представляется возможным рассмотреть вопрос установления различных ставок возмещения НДС в зависимости от сектора промышленности. Это позволит осуществить гибкое регулирование как ценовой конкурентоспособности российской продукции, так и уровня локализации производств», — отметили в пресс-службе.

Как сообщила пресс-служба министерства, подобный механизм эффективно работает в Китае: по экспорту сырья и традиционно высококонкурентной продукции НДС не возмещается, продукции низких переделов — возмещается частично, высоких переделов — НДС возмещается в полном размере. Так, при экспорте бористой стали предприятию возмещается 0 п. п. из 17% НДС, а при экспорте текстильной продукции — полный возврат в объеме 17%.

Представители министерства отметили, что вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и другим ведомствам разработать методику оценки фискальной нагрузки на предприятия в зависимости от доли добавленной стоимости в создаваемой ими продукции и провести соответствующую оценку. «В развитие этой работы мы в зависимости от ее итогов будем предлагать изменение подходов к налогообложению промышленных предприятий», — сказали в пресс-службе.

Ранее издание «Известия» со ссылкой на письмо министра промышленности и торговли Дениса Мантурова сообщило, что Минпромторг предложил не осуществлять возврат НДС промышленным предприятиям при экспорте сырья и продукции низкого передела, при экспорте обработанного сырья — осуществлять возврат 50% НДС. В результате этих мер ежегодный дополнительный доход бюджета мог бы составить порядка 900 млрд рублей. Также благодаря углублению переработки промышленной продукции внутри страны будет создаваться дополнительная стоимость, что приведет к увеличению налоговой базы, отмечалось в письме.

Возмещение НДС экспортерам: анализ правоприменительной и свежей судебной практики


Возмещение НДС экспортерам: анализ правоприменительной и свежей судебной практики

Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России

Одна из главных проблем, связанных с исчислением и уплатой НДС, — задержки либо отказы в возмещении налогоплательщикам-экспортерам сумм налога, уплаченных при производстве (приобретении) экспортируемой продукции. В данной статье рассмотрены все основные случаи, с трудностями в разрешении которых сегодня сталкиваются налогоплательщики при возмещении НДС.

НК РФ и правоприменительная практика

Положения гл. 21 Налогового кодекса РФ, в т.ч. ст. 165 и 176, устанавливают особый порядок реализации налогоплательщиком своего права на возмещение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых названным налогом по ставке 0%.

Порядок возмещения сумм НДС установлен ст. 176, предусматривающей проведение налоговым органом камеральной проверки, по итогам которой выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

Таким образом, рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, принимающих такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных ст. 165, а также дополнительно истребованных на основании п. 8 ст. 88 НК РФ документов, подтверждающих в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Как определено п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных п. 8 ст. 88 НК РФ, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Применение данной нормы на практике приводит к возникновению многочисленных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Документы от поставщиков: должен предоставлять налогоплательщик вместе с декларацией или должен истребовать налоговый орган?

Налоговые органы на местах полагают: если при подаче налоговой декларации по налоговой ставке 0% налогоплательщик не представил документы по взаимоотношениям с российскими поставщиками товаров (работ, услуг), подтверждающие право на налоговый вычет, в возмещении НДС ему следует отказать.

Однако сформировавшаяся судебная практика такую позицию налоговых органов не разделяет, указывая, что гл. 21 НК РФ не содержит положений, предусматривающих обязанность налогоплательщика одновременно с налоговой декларацией по налоговой ставке 0% представлять в налоговый орган обосновывающие налоговые вычеты первичные документы по взаимоотношениям с российскими поставщиками товаров (работ, услуг), впоследствии реализованных на экспорт.

Такие выводы изложены, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.07.2006 N 1744/06, постановлениях ФАС Московского округа от 13.11.2007 N КА-А40/11548-07-П, Поволжского округа от 02.10.2007 N А65-8671/06-СА2-9-22, Центрального округа от 18.10.2007 N А14-6815/2006/165/24 и Северо-Западного округа от 26.07.2007 N А66-1003/2007.

Судебная практика по данному вопросу обобщена в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов». Пленум ВАС РФ разъяснил: поскольку нормы гл. 21 НК РФ не предусматривают обязанность налогоплательщика на момент представления налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, приложить к ней документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, отказ в возмещении НДС по мотиву «неприложения к налоговой декларации упомянутых документов» должен признаваться неправомерным.

Кроме того, Пленум ВАС РФ заметил, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88 и 176 НК РФ следует вывод: налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов, не истребовав и не проверив необходимые документы, определенные ст. 172 НК РФ.

В то же время в случае, если налогоплательщик вовсе не смог представить документы, подтверждающие правомерность вычетов, или первичные документы оформлены с нарушением установленных законом требований и не могут являться основанием для оприходования товарно-материальных ценностей, отказ в возмещении экспортного НДС правомерен (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2008 N А05-8384/2007). В этом постановлении суд указал, что право на применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС возникает у налогоплательщика при наличии документов, перечисленных в п. 1 ст. 165 и п. 1 ст. 172 НК РФ.

Являются ли проблемы с госрегистрацией иностранного партнера в его государстве основанием для отказа в возмещении НДС экспортеру?

Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговые органы отказывают в возмещении НДС и в случае несоблюдения контрагентом налогоплательщика — иностранным лицом требований законодательства соответствующего государства.

У судов по данному вопросу единого мнения нет.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 13.02.2007 N 12264/06 признал: получение информации о том, что указанному в качестве контрагента иностранному покупателю по экспортным контрактам российских товаров в США федеральный ИНН не присваивался и налоговую отчетность компания не представляла, не может служить основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В данном постановлении, а также постановлении Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11801/06 разъяснено: положения ст. 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ, устанавливающие порядок и условия возмещения НДС из бюджета, не связывают право налогоплательщика на возмещение сумм НДС с соблюдением иностранным лицом требований законодательства другого государства. По мнению ВАС РФ, сведения, поступившие из Управления внутренних доходов США, не могут рассматриваться в качестве доказательства недобросовестности налогоплательщика.

Более того, подобные сведения не являются официальным подтверждением фиктивности иностранного лица, как указал Президиум ВАС РФ. На этот вывод суда МНС России обратило внимание налоговых органов в письме от 19.11.2003 N 26-2-05/8120@-АР402, адресованном правлениям МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям.

Эту практику приняли для себя и арбитражные суды. Так, указанная позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2008 N А56-43903/2006. ФАС Московского округа в постановлении от 25.03.2004 N КА-А40/2039-04 пришел к аналогичным выводам: факт того, что иностранному контрагенту налогоплательщика не присваивался федеральный идентификационный номер налогоплательщика в США и он не представлял налоговую отчетность, не опровергает факта исполнения сторонами внешнеторгового контракта, поскольку отсутствие предпринимательской деятельности на территории США не исключает ее ведение на территории иных государств. При этом суд исходил из следующего: налоговый орган представил письмо, в котором говорилось, что, по данным Службы внутренних доходов США, иностранный контрагент зарегистрирован в штате Колорадо, чем подтверждается факт его существования.

Читайте так же:  Вступить в наследство лично

К таким же выводам пришел и Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.12.2007 N 09АП-15454/2007-АК, отклонив доводы налогового органа о необходимости отказа в возмещении НДС в связи с тем, что контрагент налогоплательщика не числится в базе данных налоговой службы Англии по компаниям, зарегистрированным на территории Великобритании (имеющейся в распоряжении налогового органа) ни по названию, ни по регистрационному номеру. Суд указал: данный контрагент подает предусмотренные законодательством Англии и Уэльса отчеты, до настоящего времени числится в государственном реестре юридических лиц Великобритании, о чем свидетельствует информация, содержащаяся на официальном сайте регистрирующего органа Великобритании. О том, что контрагент существует и включен в реестр компаний, по мнению суда, свидетельствует также «сертификат хорошего состояния» (Certificate of Good Standing), выданный регистрирующим органом Великобритании.

По мнению судов, поддерживающих позицию Президиума ВАС РФ, сведения, предоставленные органами, уполномоченными на осуществление контроля над доходами иностранных государств, не могут рассматриваться в качестве доказательств фиктивности иностранного лица или недобросовестности российского налогоплательщика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 16.07.2007 по делу N А82-10292/2005-99 пришел к такому выводу относительно ответов Службы внутренних доходов США, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 07.06.2007 N А66-7111/2006 — относительно сведений, предоставленных Управлением международного сотрудничества и обмена информацией, ФАС Московского округа в постановлении от 11.06.2008 N КА-А41/5067-08-П — относительно сведений, поступивших из Управления внутренних доходов Германии, ФАС Поволжского округа в постановлении от 07.06.2008 N А65-9053/07-СА2-41 — относительно сведений, представленных Службой внутренних доходов Великобритании.

В определении от 21.04.2008 N 13334/06 ВАС РФ еще раз подтвердил правомерность правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11801/06 и от 13.02.2007 N 12264/06.

Однако на практике по данному вопросу существует и иная точка зрения.

ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 23.11.2005 N А33-6019/05-Ф02-5784/05-С1 посчитал, что факт отсутствия доказательств существования иностранного контрагента — покупателя экспортируемого товара (иностранная фирма в базе данных налогоплательщиков Службы внутренних доходов США не значится, ей не присваивался в США федеральный идентификационный номер налогоплательщика, она никогда не представляла налоговую отчетность, в базе данных Службы внутренних доходов США отсутствует информация об учредителях, владельцах и руководителях фирмы) свидетельствует о фиктивности сделки, а значит, о неподтверждении налогоплательщиком факта экспорта товара.

Правомерен ли отказ в возмещении НДС в связи с тем, что отгрузка товара осуществлена по завершении экспортного контракта?

Другой спорный вопрос — правомерность отказа налогового органа в возмещении НДС в ситуации, когда отгрузка товара (работы, услуги) осуществлена после завершения действия экспортного контракта. ФАС Московского округа в постановлении от 10.09.2007 N КА-А41/9253-07 отклонил доводы налогового органа о том, что, поскольку отгрузка товара согласно представленным ГТД произведена после окончания срока действия контракта (причем данное дополнение наряду с другими, имеющими отношение к декларируемым товарам, не указано в графе 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» ГТД, подтверждающих произведенную отгрузку), не представляется возможным сопоставить номенклатуру товара, указанного в контракте и отправленного на экспорт по представленному контракту, чем и был вызван отказ в возмещении НДС. Суд не согласился с представителями налогового органа и указал: представленные налогоплательщиком документы содержат все необходимые сведения для налогового контроля, в т.ч. номенклатуру, название, количество и стоимость, а также позволяют точно определить, какой товар, по какой цене и по какому договору был поставлен на экспорт (причем данные сведения не содержат противоречий с остальными документами, представленными налоговому органу в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ). По мнению суда, основным моментом, имеющим значение для подтверждения права на применение налоговой ставки 0%, является подтверждение вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Указывая на обязанность налогового органа возместить НДС, суд исходил из следующего: факты экспорта, получения экспортной выручки, уплаты НДС российскими поставщиками в цене товара, реализованного на экспорт, подтверждены документами, установленными ст. 165 и 172 НК РФ.

ФАС Московского округа в постановлении от 27.09.2007 N КА-А41/9912-07 выразил аналогичную позицию и отклонил доводы налогового органа, приведенные в подтверждение нарушения налогоплательщиком ст. 165 НК РФ, о том, что отгрузка товаров согласно представленным ГТД произведена после окончания срока действия экспортного контракта.

ФАС Поволжского округа в постановлении от 12.07.2006 N А72-720/06-7/29 также отверг довод налогового органа о том, что поставка товара на экспорт может считаться произведенной без контракта, поскольку дополнения к экспортному контракту зарегистрированы после окончания его действия.

Полагается ли возмещение НДС экспортеру, не доказавшему свою добросовестность?

Самая частая и, пожалуй, самая давняя претензия к экспортерам — неперечисление их поставщиками в бюджет сумм НДС, соответствующих затребованным к возмещению экспортером суммам налога. Законодатель не позволяет в таком случае отказывать в возмещении НДС. В связи с этим, по мнению налоговых органов, отказ налогоплательщику-экспортеру возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства его недобросовестности (письмо МНС России от 05.06.2002 N ШС-6-14/793). При этом доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае — налогового органа).

Однако в судах по данному вопросу давно сформировалась практически однозначная практика в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Московского округа от 31.07.2006 N КА-А40/7004-06, от 22.06.2006 N КА-А40/5655-06, от 26.04.2006 N КА-А40/3306-06).

Попытки обязать экспортеров доказывать свою добросовестность были пресечены Конституционным Судом РФ (КС РФ), который в п. 2 определения от 25.07.2001 N 138-О указал: по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Следовательно, представление отдельной налоговой декларации и документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0% и возмещение НДС по экспортным операциям, является основанием для вынесения налоговым органом решения о правомерности применения налоговой ставки и возмещения НДС только в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Однако в п. 3 определения от 25.07.2001 N 138-О КС РФ обратил внимание на следующее. Для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

При выявлении фактов, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, налоговые органы обязаны доказывать недобросовестность налогоплательщика путем представления подтверждающих документов при рассмотрении судами исков налогоплательщиков, связанных с возмещением НДС по экспортным операциям, и исков налоговых органов о признании недействительными сделок, заключенных с целью, противной основам правопорядка, т.е. с целью незаконного изъятия денежных средств из федерального бюджета либо уклонения от конституционной обязанности по уплате налогов.

Стоит также отметить: термин «недобросовестность» как таковой не определен в теории права. Недобросовестность в силу п. 7 ст. 3 НК РФ не может быть безусловной, т.е. недобросовестность налогоплательщика должна быть доказана налоговым органом по совокупности признаков таковой. В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 13234/05 суд указывает, что одного признака недобросовестности не хватает для признания налогоплательщика таковым.

Кроме того, не может быть признана недобросовестной вся схема реализации товара на экспорт; недобросовестным может быть признан только конкретный налогоплательщик (письмо ВАС РФ от 17.04.2002 N С5-5/уп-342).

Стоит также отметить и постановление Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — постановление). С момента его выхода суды отказались от понятия «недобросовестность», заменив его понятием «необоснованная налоговая выгода». Согласно п. 9 постановления налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Следовательно, налогоплательщик обязан обосновывать экономические причины совершения операций, а налоговый орган — представить доказательства того, что единственной целью налогоплательщика является получение налоговой выгоды. Под налоговой выгодой в данном случае понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использования собственных, заемных средств, эмиссии ценных бумаг, увеличения уставного капитала и т.п.) или от эффективности его использования.

Следовательно, факт реализации товара на экспорт по цене ниже цены приобретения товара у российского поставщика, включающей НДС, сам по себе, вне связи с другими обстоятельствами конкретного дела, не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и рассматриваться в качестве объективного признака недобросовестности. Кроме того, этот факт не означает отсутствие экономической выгоды и хозяйственного результата от заключенных налогоплательщиком сделок, поскольку при расчете прибыли в стоимость приобретенного у российского поставщика товара не включается НДС, уплаченный поставщику.

Имеет ли право на возмещение НДС экспортер, имеющий недоимку по этому налогу?

На практике встречаются также случаи отказа налоговых органов в возмещении НДС со ссылкой на то, что на лицевом счете налогоплательщика числится недоимка по НДС. Суды признают такие действия налоговых органов неправомерными.

Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 01.08.2006 N А56-35413/2005 указал: именно при возмещении НДС имеющиеся у организации недоимки и задолженности принимаются во внимание и подлежат зачету в соответствии со ст. 176 НК РФ.

Можно ли подтверждать платежи распечатками выписок со счетов без отметок банка?

В правоприменительной практике встречаются и споры о том, является ли нарушением подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ и может ли служить основанием для отказа в применении ставки 0% по НДС представление налогоплательщиком выписок банка, распечатанных с использованием средств вычислительной техники, без печати и подписей работников банка.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 165 выписка банка или ее копия, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке, является одним из обязательных документов, подлежащих представлению налогоплательщиком в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

В соответствии с п. 2.1 разд. 2 «Аналитический учет» Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, утвержденных приказом Банка России от 05.12.2002 N 205-П, выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.

Как правило, доводы налоговых органов о ненадлежащем образом заверенных банковских выписках со ссылкой на отсутствие штампа кредитного учреждения и подписей должностных лиц банка отклоняются арбитражными судами, поскольку данное требование налогового органа не основано на положениях подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ и приказа Банка России от 05.12.2002 N 205-П. Выписка банка, изготовленная при помощи средств вычислительной техники, не требует проставления подписи работника и штампа кредитной организации.

Кроме того, судьи ссылаются на следующее: выписка банка о поступлении денежных средств на счет налогоплательщика именно от иностранного партнера служит одним из доказательств заключения экспортной сделки и поступления денежных средств от иностранного контрагента по данной сделке. К выписке банка в подтверждение поступления денежных средств на счет прилагаются документы, на основании которых совершены записи по счету (это могут быть платежные поручения и другие документы). Эти документы позволяют установить получение налогоплательщиком выручки от иностранного партнера.

Данные выводы содержатся, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 10.11.2006, 13.11.2006 N КА-А40/11018-06, от 28.07.2006 N КА-А40/6899-06, от 01.06.2006 N КА-А40/4755-06, от 03.05.2006, 02.05.2006 N КА-А40/3646-06, Поволжского округа от 21.11.2006 N А55-5002/2006-31, от 24.08.2006 N А55-17049/05-3, Северо-Западного округа от 22.03.2007 N А56-50192/2005, от 16.01.2007 N А56-46035/2005, от 06.03.2006 N Ф04-908/2006(20270-А70-6).