Возмещение ущерба от дтп с собственника

07.10.2018 Выкл. Автор admin

Возмещение ущерба после ДТП с собственника автомобиля

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Возмещение ущерба после ДТП с собственника автомобиля

Законодатель позволяет в гражданском порядке взыскать деньги за причиненный в дорожном происшествии ущерб, как с собственника транспортного средства, так и с лица, которое им управляло в момент аварии.

Обычно автоюристы принимают решение о том, с кого требовать компенсации, индивидуально в каждом случае обращения к ним за помощью потерпевших. Это решение принимается исходя из различных условий.

Например, таких: был ли между виновником аварии и собственником транспортного средства заключен трудовой договор, места регистрации лица, действия которого стали причиной аварии, и лица, владеющего ТС, гражданство какого государства имеют водитель и собственник и тому подобное.

Кто возмещает ущерб при ДТП

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливает круг лиц, которые несут правовую ответственность, за причиненный источником повышенной опасности ущерб:

  • с собственника транспортного средства можно взыскать компенсацию ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии, если он сам управлял автомобилем, либо незаконно допустил к управлению иное лицо, действия которого и привели к аварии;
  • с водителя, если он владеет транспортным средством на основе вещного права и если он был за рулем во время совершения дорожно-транспортного происшествия;
  • с водителя, если он пользуется транспортным средством на законных основаниях.

Потерпевший обладает правом предъявить требования о возмещении причиненного ему материального ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия не только собственнику и лицу, управлявшему транспортным средством, но и в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, к страховой компании, но только в случае, если водитель указан в полисе обязательного страхования автогражданки.

А вот, если виновник аварии не вписан в страховой полис, то стоит разобраться правомерно ли он вообще завладел автомобилем. Виновность собственника и сумму, которую ему необходимо выплатить, можно определить только в суде. Нужно еще раз уточнить, что основание взыскания компенсации с владельца – это вина.

Взыскание ущерба с виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарная (совместная) ответственность виноватого в аварии и собственника транспортного средства, которая возникает в результате дорожно-транспортного происшествия, есть ни что иное как вариация гражданской ответственности группы лиц в стандартном ее понимании. В классическом толковании солидарная ответственность предоставляет потерпевшему право выбора ответчика – либо это будет кто-то один, либо все одновременно.

Однако же статья 1079 Гражданского кодекса РФ указывает непосредственно на первостепенность вины лица, управлявшего транспортным средством во время аварии. Единственное исключение из этого правила – ситуация, когда автотранспортное средство виновно передано владельцем другому лицу.

Если вина собственника автомашины доказана, то на него возлагается гражданская ответственность в солидарности, то есть сумма выплат, которые будут взысканы с владельца, зависит от степени его вины.

Стандартный случай гражданской ответственности в классическом ее понимании, наступает если произошла авария с участием нескольких автомобилей. Собственники этих автомобилей и понесут солидарную гражданскую ответственность в соответствии с пунктом 3 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.

А вот в случаях, если виновный погиб в дорожно-транспортном происшествии, если транспортным средством управлял несовершеннолетний, если за рулем был не владелец, а законно допущенное им лицо, если водитель авто уехал с места аварии, то групповая ответственность собственника транспортного средства наступает соизмеримо степени его вины, которую установит только суд.

Ответственность собственника автомобиля при ДТП

Уголовная ответственность

Когда в результате дорожного происшествия наступила смерть человек или причинен тяжкий вред его здоровью, то законодатель предусматривает применение к виновнику целого ряда мер воздействия. Преступления, связанные с нарушением Правил дорожного движения, а также условий эксплуатации ТС регулируются статьями 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Стоит помнить, что в соответствующих частях указанных статей указаны квалифицирующие признаки, которые отягчают вину водителя. Вот они:

  • управление автомобилем в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
  • в результате происшествия погибли двое и более лиц;
  • виновный в аварии уже был привлечен к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения.

Преступления, предусмотренные ст. 264 и 264.1 УК РФ, совершаются только по неосторожности. Если же усматриваются признаки умышленного совершения, то такое деяние следует квалифицировать по ст. 105 Уголовного кодекса РФ – убийство или в соответствии со ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью.

В этом случае выбор статьи зависит от характера наступивших последствий. Привлечь к уголовной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия можно только водителя транспортного средства, но никак не собственника (если это не одно и то же лицо).

Что делать, если нет страховки и попал в ДТП, но не виноват?

В какую страховую обращаться при ДТП, свою или виновника, читайте тут.

В соответствии с принципом виновности, закрепленным в статье 5 Уголовного кодекса РФ, субъектом этого вида деяния может быть только лицо, непосредственно управлявшее автотранспортным средством, в результате действий (бездействия) которого и наступили тяжкие последствия, не зависимо от того, кто является владельцем автомобиля, правомерно ли лицо завладело им, имеет ли право управления транспортным средством. Соответственно, юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Административная ответственность

В кодексе об Административных правонарушениях РФ глава 12 полностью описывает ситуации с нарушениями Правил дорожного движения и дорожно-транспортным происшествиям.

В отличие от уголовной ответственности, административная определяется наступлением менее тяжких последствий – причинение легкого или среднего вреда здоровью, это определено в статье 12.24 КоАП РФ.

Степень причиненного вреда здоровью, а также длительность расстройства здоровья должна быть определена и подтверждена медицинской экспертизой или медицинским освидетельствованием.

Стоит отметить, что по общепринятым нормам законодательства в сфере административного права наказание за ДТП возлагается на лицо, вина которого определена в установленном порядке. Эта норма регулируется ст. 1.5 КоАП РФ.

В случаях с совершением ДТП вина будет возложена именно на водителя, а не на собственника транспортного средства, так как он непосредственно управлял автомобилем и его умышленные/неумышленные действия и привели к ДТП.

А вот в случае, когда правонарушение зафиксировано при помощи автономных средств фото-, видеофиксации, владелец транспортного средства автоматически признается виновным в его совершении и должен понести административную ответственность в соответствии со статьей 2.6.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Исключение составляют только случаи, когда собственник транспортного средства докажет, что в момент совершения противоправного деяния находилось другое лицо. Это обязанность лежит на собственнике.

Существует неправильное мнение, что если представить договор купли-продажи транспортного средства в суде, то владелец будет освобожден от административной ответственности за нарушение, которое было установлено при помощи автономных приборов фото и видеофиксации.

Необходимо знать, что договор купли-продажи не означает изменение права собственности без установленной законом регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. В случае, когда транспортное средство продано, а новый владелец не подал в течении 10 дней документы для постановки на учет, то обязанность снять автомобиль с учета переходит к продавцу.

Так же как и уголовный кодекс, административный не предусматривает привлечение к ответственности за нарушения в сфере дорожного движения юридического лица.

Гражданская ответственность

Гражданская ответственность – это компенсация как материального, так и морального ущерба, который причинен потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия. Гражданский кодекс РФ, как, впрочем, и все законодательство России, признает автомобиль средством повышенной опасности.

А значит владелец транспортного средства обязан оплачивать весь причиненный ущерб, если не сможет доказать, что его вины в наступлении общественно опасных последствий не было.

В отличии от уголовной и административной ответственностей, к гражданской ответственности может быть привлечено и юридическое лицо, если оно в установленном законом порядке владеет автотранспортным средством, которое участвовало в транспортном происшествии.

Стоит помнить, что к ответственности может быть привлечено не только лицо, указанное в правоустанавливающем документе, но и лицо, которое пользовалось транспортным средством на праве аренды, по доверенности и т. д.

Ответственность за ДТП

Наказание за виновность в дорожном происшествии зависит от ущерба, нанесенного транспортным средствам, иному материальному имуществу, степени тяжести, причиненного вреда здоровью и жизни потерпевших, наличием отягчающих обстоятельств. Ответственность за такие деяния квалифицируется разными нормами Гражданского кодекса РФ, кодекса об Административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ.

К гражданской ответственности лицо может быть привлечено, если в результате дорожно-транспортного происшествия причинен материальный ущерб. По общему правилу этот ущерб может быть покрыт страховой компанией по обязательному договору ОСАГО, но только в рамках суммы, предусмотренной таким договором.

К административной ответственности водителя можно привлечь при нарушении им ПДД или же нарушения основ эксплуатации авто, а равно и при причинении потерпевшему легкого или среднего вреда здоровью.

Видами наказания для виновника могут быть административный арест, лишение права управления транспортным средством, денежный штраф, а в некоторых случаях предусмотрена даже конфискация автомобиля.

Читайте так же:  Приказ об организации гражданской обороны на объекте хозяйствования

А вот в случае если в дорожно-транспортном происшествии причинен тяжкий вред здоровью или же наступила смерть человека, то действия виновного лица уже необходимо квалифицировать в соответствии с нормами Уголовного кодекса РФ.

Ответственность за дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель человека регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса РФ.

Наказание зависит от количества погибших, отягчающих и смягчающих обстоятельств:

  • если действия (бездействие) лица привело к ДТП в результате которого произошла гибель одного человека, то ответственность наступает по части 3 ст. 264, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет или же принудительные работы сроком до 4 лет;
  • если же водитель во время совершения дорожного происшествия в результате которого погиб один человек, находился в состоянии опьянения, то наказание предусматривается только в виде лишения свободы на срок лишается свободы на срок от двух до семи лет;
  • За смерть в ДТП двух и более лиц, предусматривается либо лишение свободы сроком до 7 лет, либо принудительные работы сроком до 5 лет;
  • За совершение дорожно-транспортного происшествия с аналогичными последствиями, но в состоянии любого опьянения предусматривается лишение свободы сроком от 4 до 7 лет с лишением права управления транспортным средством на 3 года.

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Ответственность, предусмотренная Гражданским кодексом РФ, наступает с 14 лет. В случаях, когда ущерб причинен лицом, которое не достигло этого возраста, то за него ответственность несут его законные представители (родители, опекуны). После наступления 14 летнего возраста лицо является ответчиком на общих основаниях, предусмотренных законодателем.

В случае же, если несовершеннолетний не имеет собственного дохода для возмещения ущерба, то эта обязанность переходит на законных представителей, которые могут быть освобождены от нее, только в случае, если докажут свою невиновность в допущении наступления общественно опасных последствий.

Случаи, при которых владелец автотранспортного средства освобождается от гражданской ответственности

Собственник транспортного средства не обязан возмещать ущерб только в случаях, на которые прямо указывает статья 1079 ГК РФ:

  • непреодолимые обстоятельства, стихийные бедствия, форс-мажор. Наличие таких обстоятельств аннулирует гражданские правоотношения;
  • умышленные действия пострадавшего, например, в случае, если лицо пытается реализовать суицидальный умысел;
  • если автотранспорт до момента дорожного происшествия выбыл из собственности владельца, например, автомобиль был передан по доверенности.

Кто возмещает ущерб при ДТП, собственник или водитель?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Кто возмещает ущерб при ДТП, собственник или водитель?

После ДТП потерпевшие не всегда понимают, к кому им следует обращаться, чтобы получить компенсацию на восстановление машины – к водителю или владельцу авто, ставшего виновником аварии. Часто страховка по ОСАГО не может покрыть все расходы.

Тем более проблематично разобраться в дальнейших действиях, когда страховой полис был оформлен не на одного человека, а на нескольких. Кроме этого, водитель, управляющий транспортным средством во время аварии, выполнял свои трудовые обязанности, но договора о трудоустройстве у него не было. В данной статье мы попробуем найти ответы на актуальные вопросы, связанные с ДТП и возмещением ущерба.

К кому предъявлять иск, к водителю или к собственнику авто

В соответствии с законом РФ, лица, причинившие вред своей опасной для окружающих деятельностью, должны отвечать за свои деяния.

Это касается как административной, так и уголовной ответственности. Кроме этого, данные граждане, виновные в ДТП, обязаны возместить потерпевшим нанесенный им вред, связанный с использованием источника повышенной опасности, то есть транспортного средства.

Возместить ущерб лицу, потерпевшему в ДТП должен собственник автомобиля (физическое или юридическое лицо). Кроме этого, ответственными являются лица, владеющие автомобилем на правах хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании.

Водители могут использовать транспортное средство на права аренды, на основании генеральной доверенности, по распоряжению соответствующего органа, прочее.

Собственник транспортного средства не будет отвечать за вред, причиненный потерпевшему в результате аварии, если он представит все доказательства того факта, что в момент аварии машина была угнана и не находилась в его владении.

В данном случае отвечать за свои действия будет то лицо, которое совершило противоправные действия по отношению к транспортному средству.

Но если выяснится, что владелец машины каким-то образом виновен в противоправном изъятии ТС из его обладания, он будет нести ответственность за совершение водителем дорожно-транспортного происшествия вместе с угонщиком автомобиля.

На собственников ТС, в соответствии с нормами ГК РФ, возлагается ответственность за тот урон, который они причинили потерпевшему в результате взаимодействия их автомобилей (столкновения, прочее). В этом случае речь идет о солидарной ответственности.

Возмещение ущерба владельцам взаимодействующих в аварии ТС осуществляется на общих основаниях. Отвечать за создание аварийной обстановки должен гражданин, который на момент аварии был владельцем авто, хоть и не имел на него права собственности.

Следует правильно разделять понятия собственник и владелец транспортного средства.

На каком основании разделяются эти два понятия можно узнать, ознакомившись с нормами закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ.

Владельцем авто признается собственник или другое лицо, которые владеют ТС на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, а также другом законном основании.

Такими основаниями выступают аренда автомобиля, выдача генеральной доверенности, распоряжение о передаче управления ТС, выданное соответствующими органами, прочее.

Владельцем авто не может быть признан гражданин, который управляет автомобилем на работе, на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем автомобиля.

Как определиться в ситуации, когда в момент аварии автомобилем управлял другой водитель, а собственник авто находился в салоне.

Будет ли в данной ситуации водитель признана владельцем ТС?

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что ответчиком по делам о возмещении ущерба потерпевшим в аварии должен признаваться водитель, владеющий автомобилем на момент аварии. Такое положение стало возможным благодаря соотношению материалов законодательных актов, судебной практики и изменений в правилах дорожного движения.

Как известно, в ПДД были внесены некоторые изменения, и теперь не обязательно оформлять доверенность на право управлять ТС.

«Правила дорожного движения Российской Федерации» были утверждены 23 октября 1993 года (Постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации № 1090). Цель издания данного документа – обеспечить порядок и безопасность на дорогах.

В соответствии с нормами ПДД, каждый водитель, выезжая на дорогу, должен иметь при себе страховой полис ОСАГО. Предъявлять данный документ необходимо по первому требования инспектора ГИБДД или сотрудника полиции.

Каждый владелец транспортного средства не имеет права управлять транспортным средством без страхового полиса. То есть, в соответствии с законом, необходимо страховать риск гражданской ответственности. Для автовладельцев такая ответственность наступает в случае ДТП и причинения вреда жизни и здоровью. А также при повреждении имущества других граждан.

Оформить страховой полис можно не только на одного владельца, но и на несколько лиц.

Таким образом, страхуется гражданская ответственность неопределенного круга граждан. То есть, любое другое лицо, которое вместо владельца управляет его автомобилем на основании иных документов, кроме доверенности или страхового полиса, может делать это на вполне законных основаниях.

Когда собственник автомобиля передает другому гражданину право управления ТС, он вместе с этим передает ему и свои права по владению и пользованию ТС.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ответственность за причинение вреда имуществу потерпевшего в ДТП несет не только собственник автомобиля, но и владелец, который пользуется ТС на законных основаниях. В силу закона список данных оснований не является исчерпывающим.

Например, если человек управляет автомобилем, не имея генеральной доверенности от собственника, но при этом, имея страховой полис, водительское удостоверение, документы о регистрации автомобиля — он пользуется данным ТС на вполне законных основаниях.

Управляя автомобилем, имея надлежащие документы (упомянутые выше), данный водитель не только пользуется своими законными правами, но и должен выполнять определенные обязанности. Речь идет об ответственности за ДТП и возмещении ущерба потерпевшим.

Рассматривая ответственность работодателя, следует отметить, что если работник при исполнении ним трудовых обязанностей, совершил ДТП, ответственность за возмещение ущерба потерпевшим берет на себя физическое или юридическое лицо, чьи распоряжения выполнял водитель.

Все ли водители, управляющие служебными машинами, могут быть признаны работниками?

В соответствии с законом, работниками считаются только те граждане, которые работают на основании трудового договора или контракта.

Кроме этого, работником признается лицо, исполняющее свои обязанности по гражданско-правовому договору. При этом они выполняют задания определенного юридического или физического лица, которое берет под контроль безопасное выполнение работ.

Тот факт, что между водителем и собственником ТС (работодателем) существуют гражданско-правовые отношения, хотя и не подписан трудовой договор, можно доказать при наличии некоторых условий.

Прежде всего – факт передачи товара под ответственность водителю, имеющиеся у него товарно-сопроводительные документы, отсутствие заявления от собственника о краже данного ТС, наличие свидетельства о регистрации автомобиля, а также наличие ключей от автомобиля, пульта сигнализации, прочее.

Если водитель, ставший виновником аварии, отказывается устанавливать факт наличия каких-либо трудовых отношений с собственником ТС, ему придется самому отвечать за противоправные действия за рулем.

Поэтому, если он не хочет лично возмещать ущерб потерпевшим, он должен быть заинтересован в определении данного факта, и возложении на работодателя ответственности за ДТП и его последствия.

Давайте рассмотрим понятие «регресс». Данный процесс становится необходимым для собственника транспортного средства в том случае, когда ему пришлось выплатить компенсацию пострадавшему за причиненный ему в аварии ущерб.

Читайте так же:  Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза в москве

Регресс – это законное право требовать у виновника аварии возмещения средств, которые были выплачены пострадавшему.

Размер выплаты может соответствовать тому, который получил участник аварии или тому, что установлен законом.

В том случае, когда работник, ставший виновником ДТП, не хочет возмещать ущерб, вернуть эти средства можно только по решению суда.

Возможность возврата денег появиться только в том случае, если будет доказана вина работника в ДТП. Если проступок водителя приравнивается к административному, на него возлагается материальная ответственность в полном объеме.

Как составить иск о взыскании ущерба с виновника ДТП?

Как взыскать моральный вред с виновника ДТП, читайте тут.

Работник, который управляя автомобилем своего работодателя, причинил ему ущерб, став виновником аварии, несет полную ответственность за свои противоправные действия или бездействие.

Когда работник становится виновным в ДТП, он не только причиняет ущерб потерпевшему, но и нарушает трудовую обязанность по сохранности имущества работодателя и предотвращению причинения ущерба собственности работодателя.

Ответственность собственника авто при ДТП

Когда наступает уголовная ответственность владельца транспортного средства при ДТП.

Если при аварии был нанесен вред жизни или здоровью человека, по отношению к виновнику аварии будет применен ряд мер воздействия.

В ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ говорится о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и использования ТС.

Отягчающими обстоятельствами при совершении аварии, согласно ст. 63 УК РФ, признаны:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • в результате аварии погибли люди (от двух и более человек);
  • водитель, ставший виновником аварии, ранее уже привлекался к административной ответственности.

Умышленное деяние при управлении автомобилем, которое привело к смерти пострадавшего, приравнивается к убийству (ст. 105 УК РФ). Если человеку был нанесен тяжкий вред здоровью, деяния виновного квалифицируются как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 11 УК РФ).

Если водитель и владелец автомобиля – не один и тот же человек, то отвечать за нарушение будет гражданин, который находился за рулем автомобиля в момент аварии.

Согласно ст. 5 УК РФ виновником в преступлении будет признано лицо, которое управляло ТС и совершило наезд на пешехода, допустило столкновение автомобилей, прочее. При этом не имеет значения, является ли данное лицо собственником ТС.

Субъектом общественно-опасного деяния может выступать только физическое лицо.

Когда наступает административная ответственность владельца автомобиля при ДТП.

Одна из глав КоАП РФ (глава 12) полностью посвящена нарушениям правил дорожного движения и участию граждан в ДТП. Так в ст. 12.24 КоАП РФ говорится о том, что объектом правонарушения при ДТП является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью участника аварии.

Чтобы определить степень причинения вреда необходимо пройти медицинское освидетельствование (экспертизу).

В соответствии с административным законодательством отвечать за дорожно-транспортное преступление будет участник аварии, который признан виновным (ст. 1.5 КоАП РФ).

По закону виновным признается водитель ТС, который создал аварийную ситуацию и в результате его действий или бездействия произошло ДТП.

Иногда виновность владельца авто определяется на основании показаний камер видео и фотонаблюдения, на которых было зафиксировано ДТП (ст.2.6.1.КоАП РФ). Дело в том, что рассматривая такие снимки, можно определить автомобиль, а не лицо, которое ним управляло. Поэтому автоматически виновником становится непосредственный собственник ТС.

Исключением становится тот случай, когда собственнику удается стопроцентно доказать свою непричастность к данной аварии.

Если вы считаете, что представив как доказательство договор купли-продажи ТС, вы сможете доказать свою непричастность к ДТП, вы ошибаетесь.

Наличие данного договора еще не говорит о том, что на момент аварии у автомобиля уже изменился собственник. Это может быть в том случае, если на момент ДТП новый владелец еще не успел перерегистрировать автомобиль.

В том случае, если машина продана и составлен соответствующий договор, но в течение 10 дней после продажи перерегистрация не была совершена, обязанность по снятию машины с регистрации переходит на вас.

Юридическое лицо не несет административной ответственности за совершение ДТП.

В каком случае наступает гражданская ответственность владельца ТС при дорожно-транспортном происшествии.

Что такое гражданская ответственность при ДТП?

В данном случае речь идет о возмещении материального и морального ущерба пострадавшим в аварии.

В ГК РФ говорится о том, что эксплуатация ТС – это деятельность, которая создает повышенную опасность для других граждан (ст. 1079 ГК РФ).

На владельца автомобиля возлагается ответственность по возмещению ущерба потерпевшим. Исключением является только та ситуация, когда ему удастся доказать, что в момент аварии возникли такие обстоятельства, преодолеть которые было не в его силах.

Юридическое лицо, владеющее ТС, ставшим виновником аварии, также несет гражданскую ответственность, как и физическое лицо.

Владельцем авто может быть не только лицо, имеющее на то законные основания. Владелец авто, который не вписан в паспорт ТС, но эксплуатирует его на правах аренды, при наличии доверенности или по распоряжению, также несет гражданскую ответственность за ДТП. То есть, на момент аварии он признается законным владельцем ТС.

С какого возраста водители несут гражданскую ответственность при ДТП?

В соответствии с законом гражданская ответственность за нарушение ПДД наступает с 14 лет. Если водителем, виновным в аварии стал подросток до 14 лет, ответственность перекладывается на его законных представителей. В первую очередь ними являются родители (ст. 1073 ГК РФ).

Если водителю на момент аварии уже исполнилось 14 лет, он несет ответственность по возмещению ущерба пострадавшим на общих основаниях (ст. 1074 ГК РФ).

Если в таком возрасте виновный в аварии не имеет никаких доходов и, следовательно, ему не из чего возмещать ущерб, его обязанности на себя принимают родители или другие законные представители.

Данные лица могут быть освобождены от такой ответственности в том случае, если докажут полное отсутствие их вины в данном правонарушении.

Когда владелец авто освобождается от гражданской ответственности?

В ст. 1079 ГК РФ перечислены случаи, когда владелец ТС освобождается от своих обязанностей по возмещению вреда:

  • наличие чрезвычайных или неотвратимых обстоятельств. То есть, если возникли форс-мажорные обстоятельства, преодолеть которые не представилось возможным;
  • действия потерпевшего носили умышленный характер, то есть, он предвидел и соответственно допустил возникновение ДТП;
  • владелец не имел возможности эксплуатировать ТС, так как оно выбыло из его владения (угон, кража ТС). В данном случае потребуется обоснованное доказательство факта, что авто было угнано и вины владельца в этом нет.

Когда виновник ДТП и собственник ТС несут солидарную ответственность?

Данная ситуация возникает довольно редко, поэтому является нетипичной гражданско-правовой ответственностью группы лиц.

В таком случае потерпевшая сторона имеет право выбора лица, которое будет возмещать ей возникший в результате аварии ущерб. Также данную ответственность могут одновременно нести и водитель, и собственник.

Согласно ст. 1079 ГК РФ первостепенной виной является вина водителя, управлявшего автомобилем в момент аварии.

В той ситуации, когда автомобиль выбыл из владения собственника по его же вине (оставил машину без присмотра с ключами, прочее), и если данный факт будет подтвержден, собственнику придется нести ответственность вместе с виновником аварии в долевом порядке.

В данном случае все будет зависеть от степени вины каждого из ответственных в данной ситуации лиц.

Солидарная ответственность в классическом варианте наступает в том случае, когда в аварии было несколько участников. Владельцы данных ТС, в соответствии с п. 3 ст. 1079 ГК РФ, понесут групповую ответственность.

Когда виновник аварии погиб, или если за рулем находился несовершеннолетний, арендатор ТС, работник организации, собственник авто понесет солидарную ответственность, если его вина будет доказана.

Так же ответственность наступает для собственника аварии, если виновный в ДТП, скроется с места происшествия.

Судебная практика об ответственности водителя и собственника при ДТП

Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.

В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.

Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет.

12 апреля 2016 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла. Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане.

Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).

Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии.

Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016).

Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП. На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.

Читайте так же:  Приказ 151 мз рф

В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем.

Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими. Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова.

Верховный суд, рассмотрев данное дело, пришел к другим выводам. Так как в 2012 году были внесены изменения в ПДД и теперь нет необходимости оформлять доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), водитель Александров имел полное право управлять машиной.

«Тройка» ВС под председательством Михайлова Дмитрия (дело 45-КГ 16-2) решила, что собственница машины лично передала водителю ключи, документы, вписала его в страховой полис, значит водитель, приняв документы, совершил ДТП. Именно поэтому ему придется возмещать ущерб из своего кармана.

Иногда судам бывает сложно определиться с законным владением источником повышенной опасности. Для суда важно разобраться в том, есть ли между водителем и собственником авто трудовые, служебные или должностные отношения.

Если таких отношений не обнаружено и собственник авто добровольно дал ключи и документы водителю, возмещать ущерб от аварии будет водитель ТС.

* – имена и фамилии действующих лиц изменены.

Кто возмещает ущерб при ДТП собственник или водитель?

Давайте рассмотрим такую ситуацию: произошло ДТП с двумя участниками, виновник аварии застрахован только по ОСАГО, сумма ущерба превысила установленный лимит, за рулем во время столкновения находился не собственник ТС. Задача: разобраться с кого требовать возмещение ущерба с водителя или владельца автомобиля. Давайте разбираться.

Законодательная база

Ответ на вопрос находиться в статье 1079 ГК РФ . В статье говориться: «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».

И далее: «Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.)».

Что это означает?

Автомобиль относится к предметам повышенной опасности для окружающих. И, если автомобиль причинил какой-либо вред, то владельцу авто данный вред необходимо обязательно возместить. Исключениями являются случаи, когда владелец может доказать, что данной ситуации невозможно было избежать, либо, что потерпевший подстроил данную ситуацию.

Второй абзац расшифровывает, кто считается владельцем ТС. Доверенность на управление автомобилем или договор аренды являются достаточными документами для того, чтобы считать (в рамках ДТП) водителя владельцем автомобиля и налагать на него соответствующую ответственность.

Если коротко, с кого требовать деньги?

Сначала требуем возмещение ущерба со своей страховой компании. Если ущерб авто больше установленных лимитов, то остаток должен возместить водитель, который находился на момент аварии за рулем.

Ущерб при ДТП: собственник или водитель возмещает

Чтобы получить ответы на вопрос, касающийся ответственности за ущерб при ДТП, несет собственник или водитель — не помешает обратиться к специалисту, разбирающемуся в законах. Ниже представлена актуальная информация по теме, владеть которой не помешает никому из водителей.

Почему моральный вред возмещает владелец автомобиля?

Автомобиль всегда считался источником повышенной опасности. Следовательно, за последствия, которые были нанесены посредством его участия, отвечает непосредственно владелец. Логичным является вопрос, кто отвечает за ДТП: водитель или собственник? Чтобы получить ответ, рассмотрим ситуацию.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ущербом при ДТП, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с ущербом при ДТП, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Предположим, вы являетесь владельцем транспортного средства, и ваш друг попросил на короткое время предоставить ему в пользование авто с целью осуществления загородной поездки. Так сложились обстоятельства, что во время движения был сбит пешеход на переходе. В подобной ситуации ответственность возлагается именно на автовладельца, но никак не на того, кто был за рулем.

Такой закон предусмотрен для того, чтобы потерпевшей стороне было гарантировано возмещение морального ущерба. Дело в том, что у того, кто находился за рулем, могут отсутствовать денежные запасы, а вот у владельца транспортного средства, который смог его приобрести, наверняка финансовые возможности больше. Даже если это не так, взыскание, в случае подачи иска на возмещение морального ущерба потерпевшей стороной может быть обращено на автомобиль. Ответ на вопрос, кто возмещает моральный ущерб ДТП: собственник или водитель — очевиден.

Действительно ли владельцу нужно платить независимо от вины водителя?

Этот вопрос интересует людей не меньше, чем первый. В качестве примера хотелось бы взять один случай из судебной практики. Водитель взял у своего друга автомобиль, и так сложилось, что в темное время суток совершил наезд на внезапно выбежавшего на дорогу пешехода. Причиной тому оказался припаркованный на обочине автомобиль, ограничивший угол обзора дорожного полотна. В процессе следствия был установлен факт того, что тот, кто находился за рулем, не виноват в смерти пешехода, потому что технической возможности избежать столкновения у него не было. По отношению к нему делопроизводство было прекращено.

Далее события развивались следующим образом. Родственники потерпевшего подали иск в суд о привлечении к ответственности собственника автомобиля при ДТП. Основанием для этого был установленный факт того, что смерть пешехода была спровоцирована именно наездом транспортного средства, поэтому родственники требовали возмещения морального ущерба с автовладельца. В результате суд вынес положительное для потерпевшей стороны решение.

Автомобиль был угнан — кто ответит за аварию?

По закону административная/уголовная ответственность собственника при ДТП не предусматривается, если будет доказан факт угона. Речь идет об обстоятельствах, при которых транспортное средство выбывает из обладания его владельцем в результате противоправных действий других лиц. Но! Если к этому привело безответственное поведение хозяина, то и расходы на ремонт авто после ДТП пострадавшей стороне могут быть возложены на него.

Типичная ситуация: автовладелец, будучи в нетрезвом состоянии, забыл закрыть свою машину, оставил ключи в замке зажигания. Если злоумышленник, завладев транспортным средством, сбил человека и скрылся с места преступления, ответственность за последствия аварии несет владелец.

Как действовать в спорных ситуациях, есть ли возможность избежать наказания?

Однозначно ответить на вопрос кто отвечает при ДТП водитель или собственник, нельзя, потому что все зависит от обстоятельств ситуации. Иногда автовладелец освобождается от ответственности за тот вред, который был причинен его машиной. Это возможно при следующих обстоятельствах:

  • будет доказан тот факт, что авария возникла в результате воздействия непреодолимой силы, например, природные явления;
  • имел место умысел потерпевшего нанести себе вред за счет движущихся на проезжей части автомобилей.

ДТП, когда за рулем не собственник, случаются довольно часто, и чтобы все было по справедливости, в законодательстве предусмотрена возможность взыскания выплаченного вреда с того, кто был на момент аварии за рулем. Есть такое понятие, как регрессный иск. К сожалению, практика показывает, что не всегда этот факт является утешительным, потому что бывает решение суда достаточно сложно исполнить.

Интересно! Когда возникают спорные ситуации, есть смысл подать иск об установлении виновника ДТП. Если окажется, что водитель, находящийся за рулем вашего автомобиля, правильно среагировал в экстренной ситуации, и не виноват в столкновении, ответственности удастся избежать.

Практика показывает, что чаще осуществляется возмещение ущерба при ДТП с собственника автомобиля, поэтому лишний раз не нужно доверять никому свое транспортное средство. Независимо от того, кому вы даете его в пользование, недавно получившему права студенту или водителю с опытом вождения 30 лет, в аварию может попасть любой. После того, как вы понесете ответственность за произошедшее, вы можете вернуть свои средства регрессным иском. На это придется потратить много времени и нервов, без обращения к адвокату не обойтись, услуги профессионала платные.