Установление опеки попечительства и патронажа

18.09.2018 Выкл. Автор admin

Установление опеки попечительства и патронажа

4.4 Опека и попечительство / Гражданское право РФ (Общая часть): Учебное пособие. Диаконов В.В. // Allpravo.Ru — 2003.

Согласно ст. 31 ГК институт опеки и попечительства введен для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека устанавливается над недееспособными гражданами, попечительство — над частично дееспособными.

Опекуны или попечители являются законными представителями своих подопечных, их представительство не требует выдачи доверенности с обозначением в ней их полномочий. Документом, удостоверяющим полномочия опекуна или попечителя, является опекунское удостоверение, а при его отсутствии — решение органа опеки о назначении лица опекуном или попечителем.

Опека и попечительство согласно ст. 34 ГК учреждается органом опеки и попечительства, которым является орган местного самоуправления, в течение 1 месяца с даты получения сообщения заинтересованных лиц (решения суда) о необходимости установления опеки (попечительства).

Требования, предъявляемые к опекунам устанавливаются ст. 35 ГК РФ:

· совершеннолетний дееспособный гражданин, не лишенный родительских прав;

· гражданин должен добровольно согласиться на опекунство, проживание совместно с подопечным моложе 16 лет;

· подлежат учету личные качества и способности опекуна, его отношения с подопечным, а также по возможности желание подопечного.

Права и обязанности опекуна установлены ст. 36 ГК. Опекун или попечитель обязан:

· заботиться о содержании, уходе и лечении подопечного, его обучении и воспитании (для несовершеннолетних);

· защищать его права и интересы;

· при отпадении оснований ходатайствовать о признании подопечного полностью дееспособным.

Опекун или попечитель имеет право согласно ст. 37 ГК:

· самостоятельно распоряжаться, давать согласие на распоряжение частью доходов подопечного, направленной на покрытие расходов по его содержанию;

· совершать другие сделки (давать на них согласие) только с разрешения органа опеки и попечительства.

Опекуну или попечителю, а также их близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечным, кроме безвозмездных таких как передача подопечному дара или имущества в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного в таких сделках.

Опекун или попечитель согласно ст. 38 ГК освобождается от исполнения своих обязанностей в случаях:

· возвращения подопечного его родителям или его усыновления;

· помещения его в специализированное учреждение, которое становится его опекуном;

· при наличии уважительных причин таких как болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным — по его просьбе.

Опекун или попечитель отстраняется от исполнения своих обязанностей в случаях ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, в т. ч.:

· при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях;

· при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.

Опека или попечительство в соответствии со ст. 39 ГК прекращается при вынесении судом решения о признании гражданина полностью дееспособным по заявлению органа опеки.

Опека над малолетним при достижении им 14 лет автоматически без особого решения суда переходит в попечительство, а попечительство автоматически прекращается при:

· достижении подопечным 18 лет;

· вступлении его в брак;

· объявлении его эмансипации.

Патронаж согласно ст. 41 ГК — форма попечительства над дееспособными гражданами, когда они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Попечитель в этом случае назначается только с согласия подопечного.

Попечитель вправе совершать сделки по содержанию подопечного с его согласия. Распоряжение имуществом подопечного осуществляется попечителем на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным.

Патронаж прекращается по требованию подопечного.

Опека и попечительство

Опека и попечительство

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан существуют институты опеки и попечительства.

Отношения, возникающие в связи с опекой и попечительством, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве».

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Условием установления опеки является полное отсутствие дееспособности у малолетнего (до 14 лет), а также у граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ).

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия, за исключением сделок, которые вправе совершать малолетние в возрасте от шести до 14 лег (п. 2 ст. 28 ГК РФ).

В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).

В отличие от опекуна попечитель лишь дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ).

Кроме этого, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Опекун или попечитель может быть назначен только с согласия лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве.

Согласие подопечного на установление опеки (попечительства) и в отношении назначения конкретного лица опекуном (попечителем) не является обязательным условием для его назначения, однако, как правило, учитывается.

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, являются эти учреждения.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (ст. 26, 38 ГК РФ) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, за исключением произведения из этих средств расходов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд подопечного (питание, одежда, лекарства и т. п.).

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

Прекращение опеки или попечительства осуществляется на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства, за исключением следующих случаев, когда опека (попечительство) прекращается автоматически:

  • при достижении малолетним 14 лет опека превращается в попечительство;
  • при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности (достижении 18 лет, вступлении в брак, эмансипации).

По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

Под патронажем понимается оказание помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину в осуществлении и защите прав, исполнении обязанностей, если необходимость в такой помощи вызвана состоянием его здоровья.

Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.

Следует подчеркнуть, что попечитель (помощник), назначенный гражданину, нуждающемуся в помощи, выполняет функции только помощника, а его подопечный вправе самостоятельно совершать любые сделки и юридические действия.

Попечитель (помощник) может распоряжаться имуществом подопечного только на основании договора о поручении или доверительном управлении имуществом и только в пределах полномочий, предоставленных ему таким договором.

Для совершения бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного (покупка продуктов, лекарств, одежды и т. п.), попечителю (помощнику) не требуется заключения специального письменного договора, достаточно согласия подопечного.

Патронаж нал совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем (п. 4 ст. 41 ГК РФ). Органом опеки и попечительства выносится по этому поводу соответствующее решение.

Опека, попечительство и патронаж

Институт опеки и попечительства позволяет восполнить дееспособность граждан полностью или частично не обладающих дееспособностью, но при этом нуждающихся в защите своих прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. При этом опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК). Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами. Для диагностики липа, страдающего психическим расстройством, применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о здравоохранении (п. 1,2ст. 10,ст. 143акона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Судебно-психиатрическая экспертиза производится в порядке, установленном УПК, ГПК, Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Сделки от имени гражданина, признанного судом недееспособным, совершает его опекун, однако при отпадении оснований для признания гражданина недееспособным суд признает его дееспособным, и на основании решения суда установленная над ним опека отменяется. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 33 ГК). В отличие от опекуна, попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но путем своего одобрения осуществляет контроль за сделками, которые последний не вправе совершать самостоятельно. Также попечитель оказывает содействие подопечному в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей и охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц. При этом попечитель не является законным представителем подопечного.

Читайте так же:  Бухгалтерская финансовая отчетность пример заполнения

Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с установлением попечительства при условии, если он, во-первых, имеет пристрастие к азартным играм либо злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и, во-вторых, вследствие этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение. При этом ограничение дееспособности имеет целью не моральный аспект недопущения употреблять спиртные напитки, а защиту имущественных интересов семьи. Так, например, если одинокий гражданин злоупотребляет спиртными напитками и вследствие этого расточительно распоряжается собственным имуществом, кардинально ухудшая свое материальное положение, можно ставить вопрос о его лечении, но основания для ограничения его дееспособности нет. После решения суда о признании гражданина ограниченно дееспособным такой гражданин вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки, совершать же другие сделки он может только с согласия попечителя. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного в порядке, предусмотренном ст. 37 ГК. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Ограничение дееспособности отменяется судом по отпадении указанных оснований, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности. На основании решения суда отменяется и установленное над ним попечительство (ст. 30 ГК).

Государственные полномочия по опеке и попечительству осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ либо назначенные ими органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта РФ они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (ст. 34 ГК). Их функции, права, обязанности и деятельность подробно регламентируются в ст. 31–41 ГК. В частности, согласно п. 3 ст. 34 ГК орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Согласно норме п. 2 ст. 35 ГК опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Обязанности по опеке и попечительству опекунами и попечителями исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. При этом опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 1–2 ст. 36 ГК). Будучи представителями подопечного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина (за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно) исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекуны и попечители обязаны также получить предварительное разрешение органов опеки и попечительства по сделкам, влекущим: уменьшение имущества подопечного (например, отчуждение имущества, сдача его внаем, залог); отказ от принадлежащих подопечному прав; раздел его имущества или выдел из него долей и т.п. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе лишь ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах величины прожиточного минимума надушу населения в целом по Российской Федерации. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума надушу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, и в субъектах РФ (за некоторыми исключениями, предусмотренными указанным Законом) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления такого минимума устанавливается Правительством РФ. Так, согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2013 № 545 «Об установлении величины прожиточного минимума надушу населения и по основным социально- демографическим группам населения в целом но Российской Федерации за 1 квартал 2013 г.», величина прожиточного минимума надушу населения в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2013 г. установлена в размере 7095 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 37 ГК опекуны и попечители, а также супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Здесь же важно сказать и о том, что после вступления в силу п. 4 ст. 37 ГК (2 марта 2015 г.) опекун сможет распоряжается имуществом подопечного, прежде всего основываясь на личном мнении самого подопечного, а при невозможности установления такового – с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

В случае если подопечный обладает недвижимым или ценным движимым имуществом, которое требует специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства может определить управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК). Назначение доверительного управляющего может быть обусловлено не только особыми свойствами имущества подопечного, но и, в частности, нахождением имущества подопечного в другой местности, что препятствует назначенному опекуну или попечителю управлять этим имуществом. Из состава имущества подопечного, которое находится в ведении опекуна или попечителя, исключается имущество, переданное в доверительное управление. Доверительный управляющий осуществляет свои функции на основании договора о доверительном управлении, заключенного с органом опеки и попечительства, который должен предусматривать источник и размер вознаграждения доверительному управляющему, его ответственность и права в отношении имущества.

Порядок освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей регламентируется нормами ст. 39 ГК. В частности, орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). Также опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя. В соответствии с п. 3 ст. 39 ГК указанной статьи ненадлежащее выполнение опекунских (попечительских) обязанностей влечет также отстранение опекуна (попечителя) от исполнения их обязанностей. Такое решение правомочен принимать орган опеки и попечительства, который наряду с отстранением опекуна или попечителя от исполнения опекунских (попечительских) обязанностей может принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Прекращение опеки и попечительства регламентируется в ст. 40 ГК. В частности, опека прекращается:

  • • над несовершеннолетними – автоматически по достижении ими 14-летнего возраста (заменяется попечительством);
  • • над недееспособными душевнобольными – на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления (п. 1 ст. 40 ГК. п. 3 ст. 29 ГК).
  • • Попечительство прекращается:
  • • над несовершеннолетними – по достижении ими совершеннолетия, при вступлении несовершеннолетнего в брак или в случае эмансипации (п. 3 ст. 40 ГК);
  • • над совершеннолетними ограничено дееспособными – на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности.

Также опека и попечительство прекращаются в случае смерти подопечного либо объявления его умершим.

Опека, попечительство и патронаж

Понятие и правовое регулирование опеки и попечительства. Для защиты прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а в отношении несовершеннолетних также в целях воспитания устанавливаются опека и попечительство.

Опека устанавливается над малолетними гражданами в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными. Таким гражданам назначается опекун, который является их законным представителем, совершает от их имени сделки и иные юридически значимые действия, выступает в защиту их прав и законных интересов.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечитель в отличие от опекуна действует не вместо подопечного, а содействует подопечному в осуществлении его прав и исполнении обязанностей, охраняет несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений третьих лиц, а также дает согласие на совершение предусмотренных ст. 26 и 30 ГК сделок подопечным.

Институт опеки и попечительства имеет комплексную природу. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, применяется ГК (ст. 31—40), а в части, не урегулированной Кодексом, Закон «Об опеке и попечительстве» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В частности, опека и попечительство над несовершеннолетними регулируется положениями СК, постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Установление опеки и попечительства. Опека и попечительство устанавливаются путем назначения конкретного гражданина опекуном (попечителем). Решение об установлении опеки (попечительства) принимают органы опеки и попечительства, которые издают соответствующее постановление. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку и попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного.

Порядок назначения опекуна (попечителя) состоит в следующем.

1. Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение 1 месяца, когда органу стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином. О необходимости установления опеки (попечительства) в отношении лиц, признанных ограниченно дееспособными или недееспособными, орган опеки и попечительства узнает из соответствующего решения суда. В соответствии с п. 2 ст. 34 ГК суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

Читайте так же:  Лицензия судостроительного банка

2. Орган опеки и попечительства подбирает кандидатуру опекуна (попечителя). Закон устанавливает ряд обязательных условий назначения опекуна (попечителя). Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние граждане. Не могут быть опекунами (попечителями) граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки (попечительства) судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья (п. 2 ст. 35 ГК).

Семейный кодекс РФ устанавливает дополнительные требования к опекунам (попечителям) детей. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); лица, ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146; ст. 127 СК). Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

При выборе опекуна (попечителя) учитываются отношения между ним и лицом, передающимся под опеку (попечительство), а также, если это возможно, учитывается и желание подопечного. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенка. Несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет вправе подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении попечителя с указанием конкретного лица.

При выборе опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата, а также его способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя).

3. Для назначения гражданина опекуном (попечителем) требуется его согласие.

Права и обязанности опекунов (попечителей).

1. Опекуны (попечители) обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

У попечителей ограниченно дееспособных граждан такой обязанности нет. Опекуны и попечители несовершеннолетних обязаны также заботиться об их обучении и воспитании.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать вместе с ними. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится негативно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

3. Опекуны и попечители обязаны сообщать в орган опеки и попечительства о перемене своего места жительства.

4. Опекуны и попечители обязаны ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали.

5. Опекуны (попечители) обязаны управлять имуществом подопечного в порядке, установленном ФЗ «Об опеке и попечительстве». Доходы подопечного гражданина, в том числе от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения можно производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

6. Опекун не вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него доли, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. В целях предупреждения злоупотреблений опекуну (попечителю), их супругам и близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечными, за исключением сделок по передаче подопечному имущества в дар или безвозмездное пользование.

Обязанности опекунов (попечителей) исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

Прекращение опеки (попечительства). Основания прекращения опеки (попечительства) сводятся к следующим.

1. Вынесение судом решения о признании подопечного дееспособным или отмене ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки или попечительства.

2. Достижение несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также в других случаях обретения им полной дееспособности до 18-летнего возраста. В этих случаях принятие какого-либо особого решения о прекращении попечительства не требуется.

3. Достижение малолетним 14 лет. При этом опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

4. Смерть опекуна (попечителя) или подопечного.

5. Истечение срока действия акта о назначении опекуна (попечителя).

6. Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей по следующим основаниям: если несовершеннолетний подопечный возвращен родителям или его усыновили; при помещении подопечного под надзор соответствующих организаций (образовательных, медицинских и иных); по просьбе опекуна (попечителя); по инициативе органа опеки (попечительства) при возникновении противоречий между интересами подопечного и опекуна (попечителя).

7. Отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей в случаях: ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; нарушения законных прав и интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных правил охраны имущества и (или) распоряжения им.

Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей. Этот акт может быть обжалован в судебном порядке.

Патронаж. В целях обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, является патронаж (ст. 41 ГК). Орган опеки и попечительства в течение 1 месяца со дня выявления такого гражданина назначает ему помощника.

Помощник назначается с его согласия, выраженного в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Важно подчеркнуть, что гражданин, над которым установлен патронаж, является полностью дееспособным лицом, поэтому помощник совершает все действия в его интересах и только с его согласия. При этом помощник действует на основании договора поручения, доверительного управления или иного гражданско-правового договора, заключенного с подопечным.

Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за исполнением помощником своих обязанностей и извещает находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ними договора.

Патронаж прекращается с прекращением договора поручения, доверительного управления или иного гражданско-правового договора, заключенного между помощником и гражданином, находящимся под патронажем.

Установление опеки попечительства и патронажа

Актуальность выбранной темы исследования. В ХХІ веке происходят значительные изменения в социально-экономической сфере общества. Общество стало более свободным с одной стороны, но тоже время с другой – социальная забота о личности значительно снизилась. Одной из форм социальной защиты и заботы граждан, особо нуждающихся в ней, является установление опеки, попечительства и патронажа. Опека и попечительство в гражданском праве представляют собой формы защиты прав граждан, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут участвовать самостоятельно в гражданско-правовых отношениях. Они необходимы для лиц, признанных судом недееспособными, а также для несовершеннолетних, у которых нет родителей или усыновителей, либо они уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав, также по другим причинам. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми устанавливается для защиты их прав в силу возрастных особенностей. При этом первая форма применяется в отношении малолетних и недееспособных граждан в связи с психическими расстройствами. Законным представителем таких лиц, выполняющим в их интересах юридически значимые действия, выступает опекун, которого назначает орган опеки и попечительства. Вторую форму применяют в отношении несовершеннолетних от 14 лет и граждан, ограниченных в дееспособности в связи со злоупотреблением алкоголем или наркотическими средствами. Представителями этих лиц выступают попечители, которые содействуют в осуществлении прав, а также исполнении обязанностей. Обращение к правовой природе опеки и попечительства на современном этапе развития законодательства дает основание для выводов об изменении вектора в развитии данного правового института. Длительное время опека и попечительство как институт занимали самостоятельное место и в гражданском, и в семейном законодательстве. На наш взгляд, опека и попечительство в большей степени основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или несовершеннолетнем члене семьи. Однако в результате проведенной реформы приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института. Обратимся, например, к содержанию ст. 3 Закона «Об опеке и попечительстве»: «1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. 2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации. ». Таким образом, общие положения определяются гражданским законодательством, а особенности — семейным. Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определили актуальность темы данного исследования, которая обусловлена потребностью анализа механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также выявлением особенностей функционирования правовых институтов опеки и попечительства в системе права с учетом закономерностей их развития в современных условиях. Целями работы являются: исследование правовой природы опеки, попечительства и патронажа; определение отраслевой принадлежности института опеки, попечительства и патронажа в системе права и в системе законодательства; выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми; выявление существующих проблем в организации системы опеки и попечительства; обоснование перспектив развития института опеки и попечительства. Поставленные цели тесно связаны с решением следующих задач: — исследовать историю законодательства об опеке и попечительстве и патронаже над несовершеннолетними; — рассмотреть законодательные основы, регулирующие институт опеки и попечительства над несовершеннолетними; — охарактеризовать опекаемых и подопечных как субъектов института опеки и попечительства и патронажа; — проанализировать правовое положение органов опеки и попечительства и патронажа в правоотношениях по опеке и попечительству; — провести характеристику основания установления и прекращения опеки и попечительства; — проанализировать семейное законодательство России и стран ближнего зарубежья об опеке и попечительстве: сравнительная характеристика подходов; — определить установление опеки и попечительства как основной способы защиты имущественных прав; — рассмотреть вопросы совершенствования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Предметом исследования являются нормы российского законодательства различной отраслевой принадлежности, определяющие основания возникновения и прекращения правоотношений по опеке, попечительству и патронажу, которые содержат специфику названных правоотношений. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки, попечительства и патронажа в Российской Федерации. При написании дипломной работы были использованы: Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ), Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ) и др. В работе анализируется научные разработки отечественных ученых (М.В. Антокольской, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Л.М. Пчелинцева, А.В. Мыскина, А.М. Нечаева, П.В. Крашенинникова и др.), новейшие публикации по этому вопросу. Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и частно-научные методы познания: метод логического и системного анализа, метод сравнительного правоведения и др. Структура работы отражает логику научного исследования и включает в себя введение, три главы, восемь параграфов, заключение и список использованной литературы.

Читайте так же:  Как заверить книгу доходов и расходов за 2019

Таким образом, подводя итоги дипломной работы можно констатировать достижение цели и задач исследования и сделать следующие выводы. Опека и попечительство в гражданском праве представляют собой формы защиты прав граждан, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут участвовать самостоятельно в гражданско-правовых отношениях. Они необходимы для лиц, признанных судом недееспособными, а также для несовершеннолетних, у которых нет родителей или усыновителей, либо они уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав, также по другим причинам. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми устанавливается для защиты их прав в силу возрастных особенностей. При этом первая форма применяется в отношении малолетних и недееспособных граждан в связи с психическими расстройствами. Законным представителем таких лиц, выполняющим в их интересах юридически значимые действия, выступает опекун, которого назначает орган опеки и попечительства. Вторую форму применяют в отношении несовершеннолетних от 14 лет и граждан, ограниченных в дееспособности в связи со злоупотреблением алкоголем или наркотическими средствами. Представителями этих лиц выступают попечители, которые содействуют в осуществлении прав, а также исполнении обязанностей. Функции по обеспечению таких форм защиты, как опека и попечительство, возлагаются на соответствующие отделы исполкомов, задачами которых являются: — выявление нуждающихся в этом лиц; — установление формы защиты прав; — осуществление защиты их прав; — осуществление надзора за выполнением возложенных обязанностей назначенными опекунами и попечителями; — проверка условий, в которых проживают подопечные; — обеспечение контроля за управлением и сохранностью имущества лиц, над которыми установлена опека и попечительство. Опекун или попечитель назначается не позже месяца с момента выявления будущего подопечного. Чаще всего такими лицами становятся родственники (бабушка или дедушка, сестра, брат и т.п.), реже другие лица. Назначаются они с согласия подопечного, обязаны проживать совместно, создавать необходимые бытовые условия, при необходимости осуществлять уход и лечение, защищать права и интересы. Опека и попечительство, в случае их установления, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке. Эта возможность предусмотрена законодательством в целях обеспечения интересов прав несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которых они установлены. Опекун может от имени подопечного осуществлять различные сделки и заключать договора. Попечитель же действует наряду с подопечным. Расходы на содержание возмещаются из средств последнего. Это может быть пенсия, алименты, пособие и т.д. Отчет об управлении имуществом должен предоставляться в письменном виде ежегодно с приложением к нему оправдательных документов (чеков, квитанций и т.д.). Когда опека и попечительство прекращается, в установивший их орган предоставляется отчет о воспитании подопечного и управлении его имуществом. В случае выявления фактов оставления последнего без помощи, а также при использовании в своих корыстных целях его имущества, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности. Органы опеки и попечительства в последние годы находились в поисках своего правового статуса, определении подчиненности и компетенции. В научной литературе отмечается, что в российском законодательстве определены роль ведомств и их компетенция, но, к сожалению, подробно механизмы их взаимодействия и виды ответственности за ненадлежащее выполнение возложенных на них функций по защите прав детей подробно не прописаны. Не во всех регионах приняты административные регламенты по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними. Не действует правовой механизм общественного контроля за установлением опеки и обеспечением прав детей, находящихся под опекой (попечительством). В исполнительных органах субъектов РФ необходимо создать отдельные структурные подразделения, которые были бы наделены всеми необходимыми полномочиями Поскольку действующее законодательство, регулирующее опеку, попечительство и патронаж, имеет многочисленные недостатки, предлагается внести следующие изменения: 1. Представляется, что правило о получении предварительного разрешения на выдачу процессуальной доверенности, если оно будет соблюдаться на практике, превратится в пустую формальность. Сложно себе представить, по каким критериям при ее выдаче орган опеки и попечительства будет оценивать: способствует ли выдача доверенности защите прав подопечного либо не способствует, почему надо выдать доверенность этому представителю и не давать ее другому. Но зато достаточно просто предположить, что отказ в выдаче доверенности сможет привести к нарушению прав подопечного, так как лишит права на представление его интересов надлежащим лицом, не говоря уже о возможности затягивания судебного разбирательства. Полагаем, что в ситуации с процессуальным представительством интересов подопечного требование о получении предварительного разрешения является излишним также по той причине, что п. 1 ст. 21 Закона об опеке устанавливает необходимость получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства при отказе от иска, поданного в интересах подопечного; заключения в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного, а также заключения мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем. Таким образом, можно заключить, что правило, изложенное в п. 2 ст. 21 Закона об опеке, является не вполне продуманным и, следовательно, неэффективной мерой защиты прав подопечных. 3. Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» впервые введена возможность установления совместной опеки (попечительства). Основания для назначения нескольких опекунов (попечителей) законом не определяются, указывается лишь на то, что органы опеки и попечительства при этом должны исходить из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки (попечительства). Необходимо законодательно установить конкретные исключительные основания установления совместной опеки (попечительства). Таким основанием может быть устройство ребенка в приемную или патронатную семью или иные исключительные ситуации. 4. В пункте 9 статьи 10 указанного закона следует изменить диспозитивный подход к регулированию отношений при множественности опекунов (попечителей) и отразить необходимость распределения обязанностей опекунов (попечителей), не касающихся представительства и защиты прав подопечных, если опекуны (попечители) не являются супругами. Ряд законотворческих инициатив последних лет был направлен на возложение функций опекуна (попечителя) на специально созданные некоммерческие организации, в которых ребенок не обязательно будет находиться. 5. В целях обеспечения всесторонней реализации прав и интересов подопечных, следует допустить совместное исполнение функций опекуна (попечителя) организациями, куда помещены под надзор несовершеннолетние и гражданами, выразившими желание стать опекунами и попечителями. Заслуживает внимания предложение в случаях, когда нет лиц, желающих принять детей под опеку, допустить назначение опекунами малолетних их старших братьев или сестер, достигших 16 лет, если разница в возрасте между опекунами и попечителями составляет не менее 5 лет. 6. Пункт 5 статьи 10 ФЗ № 48 закрепляет преимущественное право бабушек, дедушек, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего лица быть его опекунами. Это право следовало бы закрепить также за отчимом (мачехой), а также братьями и сестрами его родителей, что способствовало бы сохранению привычных социальных связей ребенка, если это не противоречит законным интересам ребенка. 7. С учетом принципа добровольности исполнения обязанностей по опеке и попечительстве, в п. 5 ст. 13 ФЗ № 48 следует предусмотреть возможность гражданина отказаться от исполнения функций опекуна или попечителя. Представляется, что перечень способов удостоверения подписи родителя в заявлении о предполагаемых опекунах и попечителях (п. 4 ст. 13 ФЗ № 48), необоснованно широк. Достаточно, если подпись родителя будет удостоверена руководителем органа опеки и попечительства либо в нотариальном порядке, либо удостоверена организацией, в которой родитель работает, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором родитель находится, медицинской организации, в которой родитель находится на излечении, а также командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования. 8. Пункт 2 статьи 29 ФЗ № 48, устанавливающий основания прекращения опеки над детьми несовершеннолетних родителей, следует скорректировать с учетом того, что родители с шестнадцатилетнего возраста самостоятельно могут исполнять родительские права. 9. Требует внимания и вопрос установления возмездной опеки (здесь речь не идет о приемной семье). Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ № 48 орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного установлен Правительством РФ и не может превышать 5 % дохода от имущества подопечного за отчетный период. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день такие нормативно-правовые документы приняты в 56 регионах. Размер вознаграждения варьирует от 5750 рублей в Ямало-Ненецком автономном округе до 1000 рублей на ребенка в Омской области. Но на практике случаи предоставления опеки встречаются редко. Поэтому представляется необходимым изыскать возможность финансирования выплаты вознаграждения опекунам из федерального бюджета. ?