Унитарный налог

14.08.2018 Выкл. Автор admin

Об обложении налогом на прибыль унитарных предприятий

Об обложении налогом на прибыль унитарных предприятий

Е.В. Андреева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).

Согласно ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в доходах бюджетов учитывается, в частности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии со ст. 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование — учредители унитарных предприятий выступают в качестве собственника имущества унитарного предприятия, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, и части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученной от использования данного имущества.

В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам относятся также любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, признаваемые дивидендами в соответствии с законодательством иностранных государств.

Таким образом, часть прибыли, перечисленная государственными и муниципальными предприятиями в соответствующие бюджеты после уплаты налогов и иных обязательных платежей, не рассматривается в качестве полученных дивидендов и, следовательно, не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.

При реализации и сдаче в аренду государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьей 295 ГК РФ определено, что собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. При этом предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Согласно ст. 247 и 248 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Определения понятий «доходы от реализации» и «внереализационные доходы» даны в ст. 249 и 250 НК РФ.

Кроме того, следует иметь в виду, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы организаций, установлены ст. 251 НК РФ. Поименованный в ст. 251 НК РФ перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения, является исчерпывающим и не включает средства от продажи унитарным предприятием имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.

В связи с вышеизложенным средства, полученные от реализации имущества государственными и муниципальными предприятиями, являются доходом унитарного предприятия и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное или хозяйственное ведение, признается амортизируемым, порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль при реализации подобного имущества определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 268 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами налогоплательщика, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, установленных в установленном настоящим Кодексом порядке.

В соответствии со ст. 616 ГК РФ при заключении договора аренды должны быть определены обязанности сторон по содержанию арендованного имущества.

Если договором аренды предусмотрено, что расходы по содержанию государственного имущества, сданного в аренду, должен осуществлять арендодатель, то вышеуказанные затраты учитываются у арендодателя при определении налогооблагаемой прибыли.

При этом данные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Кроме того, налогоплательщикам следует иметь в виду, что дополнениями, внесенными ст. 5 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 1 ст. 42 БК РФ, предусмотрено, что указанные в этом пункте ст. 42 настоящего Кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Одними из перечисленных в ст. 42 БК РФ доходов являются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Налоговые системы унитарных государств

Унитарные страны представляют собой цельные государст­венные образования, составляющие их административно-тер­риториальные единицы, суверенными правами не наделены, поэтому полностью подчинены центральным органам власти, в том числе и в вопросах налогообложения.

Классическим примером организации налогообложения унитарного государства может служить Великобритания. Со­временная система налогов и сборов Великобритании сформи­ровалась в результате многолетней налоговой реформы, нача­той еще в 1973 г. Она включает центральные и местные налоги.

К центральным налогам относятся: подоходный налог с на­селения, подоходный налог с корпораций, налог на доходы от нефти, налог с наследства, налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины и гербовые сборы.

На местном уровне взимаются поимущественные налоги (налоги на имущество).

Основу источников налогового права Великобритании со­ставляют Законодательный акт в отношении подоходного нало­га с населения и корпораций 1970 г., Законодательный акт о налоге на добавленную стоимость 1983 г. и Законодательный акт в отношении налога с корпораций 1996 г.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица. Резиденты уплачивают этот налог со всех доходов, полу­ченных как в Великобритании, так и за ее пределами, а нерези­денты — только с доходов из источников в этой стране. Кроме того, последние ограничены в праве использования налоговых льгот. При определении статуса налогоплательщика во внима-

656 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах

ние принимается продолжительность его пребывания и нали­чие жилища в Великобритании. Применяются и другие крите­рии. Например, резидентом признается физическое лицо, даже не имеющее места жительства в Великобритании, но посещав­шее страну на протяжении четырех лет с общим сроком пребы­вания в среднем не менее трех месяцев в год. Кроме того, для целей налогообложения все налогоплательщики подразделяют­ся также на обычных резидентов и домицилиев. Обычными ре­зидентами являются физические лица, имеющие постоянное место жительства в Великобритании и большую часть жизни проживающие на ее территории. Домицилий же имеет место в том случае, когда у физического лица на территории Велико­британии расположено его постоянное жилище.

Взимание подоходного налога основывается на так называе­мой шедулярной системе, предполагающей обложение доходов по частям (шедулам). Всего предусматривается шесть шедул, имеющих буквенное обозначение. По шедуле «А» облагаются доходы, получаемые налогоплательщиком от собственности на землю и строения, по шедуле «В» — доходы от лесных владе­ний, по шедуле «С» — доходы по государственным ценным бу­магам, по шедуле «D» — доходы от коммерческой деятельно­сти, доходы лиц свободных профессий, доходы по негосударст­венным ценным бумагам, зарубежные доходы, по шедуле «Е» — заработная плата, денежное содержание служащих и пенсии, а по шедуле «F» — дивиденды и распределенные в пользу нало­гоплательщика доходы компаний. Отнесение дохода к той или иной шедуле изменяет порядок исчисления налога. Например, доходы, включаемые в шедулу «Е», могут быть уменьшены на сумму средств, расходуемых налогоплательщиком в связи .с пе­реездами по роду службы и использованием личного автомоби­ля в служебных целях.

Читайте так же:  Где оформить шенгенскую визу в финляндию

Подоходным налогом не облагаются пособия, выплачивае­мые инвалидам, пособия по безработице, пособия, выдаваемые в натуральной форме, стипендии, проценты по национальным сберегательным сертификатам.

Необлагаемый доход (личная скидка) по подоходному нало­гу предусмотрен в сумме 3900 ф. ст. Минимальная ставка подо­ходного налога составляет 20%, а максимальная для дохода свыше 25,5 тыс. ф. ст. — 40%.

Уплата подоходного налога осуществляется посредством еженедельного удержания его у источника выплаты, а также на основе декларации. В последнем случае сумма налога, подлежа­щая уплате, рассчитывается налоговым инспектором на основе представленных налогоплательщиком данных. Физические ли­ца, не имеющие других доходов кроме заработной платы, псЩа-ют налоговую декларацию один раз в пять лет. Впервые декла­рация подается при поступлении физического лица на постоян­ную работу. На основе содержащихся в ней данных налоговые органы заполняют специальное уведомление, которое затем вместе с кодированным номером формы налоговой декларации направляется самому налогоплательщику и его работодателю.

Физические лица также являются плательщиками налога с наследства. Им облагаются передачи имущества в виде дарений и наследств. Освобождаются от налогообложения прижизнен­ные дары, совершенные владельцами имущества, в том случае если даритель остается после этого живым в течение последую­щих семи лет. Ставка налога для имущества стоимостью более 200 тыс. ф. ст. составляет 40%.

Налог на прибыль корпораций уплачивают компании. Этот налог взимается по так называемой импутационной системе. Она предполагает обложение всей суммы полученной прибыли, однако если прибыль распределяется среди акционеров, то со­ответствующая часть уплаченного компанией налога засчиты­вается при уплате ими подоходного налога. Валовой доход мо­жет быть уменьшен на сумму различных вычетов, например расходов по аренде помещений и ремонту, налоговых штрафов, заработной платы, компенсаций работникам, представитель­ских расходов, лицензионных сборов и пр. Расчетный период соответствует одному году. Общая ставка налога составляет 33%, а для субъектов малого бизнеса — 24%. Уплата налога осу­ществляется спустя девять месяцев по окончании расчетного периода 1 .

Налог на прирост капитала уплачивается физическими ли­цами и компаниями соответственно по ставкам от 20 до 40% и от 25 до 33%.

1 Подробнее об этом см.: Налоги и налогообложение: Учеб. посо­бие / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. М., 1998. С. 242—252.

658 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость уплачивается предприни­мателями, оборот которых превышает 45 тыс. ф. ст. в год. Став­ка налога составляет 17,5%. Для оборота по реализации продо­вольственных товаров, печатных изданий, лекарств, детской одежды и обуви, услуг по энерго- и водоснабжению для быто­вых нужд, по перевозке пассажиров ставка налога составля­ет 0%.

Акцизы взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, а также игорного биз­неса. Так, ставки акцизов составляют: на бензин — от 0,2832 до 0,3314 ф. ст. за 1 л, на сигареты — 20% от розничной цены плюс 52,33 ф. ст. за 1 тыс. штук, на спиртные напитки — 19,81 ф. ст. за 1 л чистого спирта.

Гербовый сбор взимается при оформлении юридических и коммерческих документов. Ставки сбора различаются в зависи­мости от характера документа. Так, при оформлении купли-продажи ценных бумаг налог взимается по ставке от 0,5 до 1,5%.

Налог на регистрацию автомобилей взимается ежегодно в размере 130 ф. ст.

К числу основных местных налогов относится налог на иму­щество. Плательщиками этого налога являются собственники и арендаторы недвижимости. Не подлежат налогообложению сельскохозяйственные земли и постройки на них, а также церк­ви. Ставка налога различается по городам и графствам.

Современная система налогов и сборов Японии действует с 1989 г. и имеет свои отличительные признаки. Она включает государственные налоги, налоги префектур и местные налоги.

Государственные налоги, которых насчитывается 25, дают 64% всех налоговых доходов государства. К их числу относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налоги на имущество, налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель, налог с продаж, налоги на владельцев автомобилей, акцизы 1 .

Префектурами взимается около 30 налогов, включая различ­ные подоходные, поимущественные налоги и налоги на потреб­ление.

1 См.: Глухое В. В., Дольдэ В. В. Налоги: теория и практика: Учеб. пособие. СПб., 1996. С. 45-46.

Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах

Компании уплачивают государственный подоходный налог с прибыли по ставке 33,48%, префектурный подоходный налог по ставке 5% от государственного налога, а налог в пользу го­родов и районов — 12,3%. В общей сложности юридическим лицам приходится платить в бюджет около 40% прибыли.

Налог на имущество уплачивается физическими лицами л, организациями по единой ставке 1,4%. Акцизы взимаются со спиртных напитков, табачных изделий, нефти и бензина, а так­же с услуг гостиниц, ресторанов и купален. Налог с продаж (косвенный потребительский налог) составляет 3%.

Налогообложение физических лиц предусматривает прежде всего уплату государственного подоходного налога, префектур-ного подоходного налога и местных подоходных налогов.

Государственный подоходный налог уплачивают физические лица и организации. Физические лица облагаются на основе прогрессивной шкалы налогообложения, предусматривающей ставки в 10, 20, 30, 40 и 50%, а префектурный подоходный на­лог — по ставкам 5, 10 и 15%. Кроме того, каждый житель стра­ны независимо от дохода уплачивает ежегодно налог в сумме 3,2 тыс. иен. Плательщики освобождаются от уплаты налога со средств, затраченных на лечение, а также пользуются иными льготами.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Согласно п. 1.2. Указа Президента Республики Беларусь №637 от 28.12.2005г. часть прибыли, подлежащей перечислению в бюджет унитарными предприятиями уменьшается на сумму прибыли, направленной на уплату налога на прибыль. Согласно п. 4.1. Инструкции о порядке исчисления, отражения в бухгалтерском учете, перечисления, возврата (зачета) излишне перечисленной (взысканной) части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, утвержденной Постановлением Министерства Финансов РБ №2 от 10.01.2006г., часть прибыли, подлежащей перечислению в бюджет унитарными предприятиями уменьшается на сумму прибыли, начисленной для уплаты налога на прибыль, которая отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Налоговый и отчетный период налога на прибыль – календарный год, а по прибыли унитарных предприятий – квартал. Какую сумму брать к уменьшению – не понятно. Подскажите, пожалуйста, как правильно определить в 2011 году сумму прибыли для расчета части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет унитарными предприятиями, согласно действующему законодательству. Если возможно, то хотелось бы, чтобы ответ дали именно законодатели, а не аудиторы, т.к. при обращении к последним у каждого свое мнение.

см.ниже по тексту

Статьей 143 Налогового Кодекса РБ предусмотрено, что налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Данная статья не содержит норм, обязывающих плательщиков ежеквартально производить расчет фактической суммы налога на прибыль и производить доплату в бюджет сумм текущих платежей. Для целей налогового учета НК с 2011 года не устанавливается обязанность по ежемесячному (ежеквартальному) исчислению налога на прибыль.

При отражении в бухгалтерском учете начисленных сумм налогов следует руководствоваться Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 №89 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция №89). Согласно Инструкции №89 на субсчете 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» учитываются, в том числе расчеты по налогу на прибыль. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам\» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к уплате в бюджеты.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются начисленные налоги и сборы из прибыли, в том числе налог на прибыль, в корреспонденции с кредитом счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам». Учитывая то, что с 2011 года налог на прибыль исчисляется по итогам года с предоставлением налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, считаем, что метод расчета фактического начисления и отражения в бухгалтерском учете части прибыли государственных унитарных предприятий , подлежащие перечислению в бюджет может быть закреплено в учетной политике предприятия.

Читайте так же:  Налоговая декларация по усн на 2019 год бланк

Одним из вариантов, который возможно предусмотреть в учетной политике предприятия для расчета части прибыли унитарных предприятий , может быть использование обязательств по текущим платежам по налогу на прибыль, которые предусмотрены в налоговой декларации по налогу на прибыль ,представленной не позднее 20 марта 2011г. Плательщики вправе внести изменения в налоговую декларацию (расчет) по суммам налога на прибыль, подлежащим уплате текущими платежами по каждому из сроков, путем отражения новой предполагаемой суммы налога на прибыль равными долями по каждому из указанных сроков.

Таким образом, НК установлено, что суммы текущих платежей, исчисленные в соответствии подлежат уточнению в том случае, если у организации меняется предполагаемая сумма налога на прибыль по итогам текущего налогового периода. При этом, внесение изменений в налоговую декларацию (расчет) по суммам налога на прибыль, подлежащим уплате текущими платежами, является правом плательщика, а не обязанностью.

Налоговая система унитарного государства

Понятие унитарного государства

В современном мире есть близкие понятия – страна и государство. Часто они используются как синонимы. Но эти понятия имеют существенное различие. Термином «страна» обозначают какую-либо территорию. А термин «государство» обозначает политическую систему.

Государство – это совокупность форм, методов и систем органов управления экономической и общественной жизнью на территории определенной страны.

Возникали государственные образования как система власти. Она служила для подчинения одних слоев населения другим. Далее сформировалась функция управления определенной территорией. Она сводилась к сбору всевозможных податей и обеспечению обороны в случае нападения врагов. Позже государство начало регулировать и экономические отношения на данной территории.

В процессе развития человеческого общества сформировалось несколько типов государственных образований. Одним из них является унитарное государство.

Унитарным государством называется такая форма государственного устройства, когда составные территориальные части являются административно-территориальными единицами инее имеют статуса государственного образования, по всей стране действует единая конституция, единая правовая система и единая для всей страны структура органов власти.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Примерами унитарных государств могут быть Франция, Финляндия, Норвегия, Венгрия.

Сущность и задачи налогов и налоговой системы

С момента возникновения государств, в любом обществе возникает система взимания платежей в пользу государства. Эти средства расходуются руководством государства (правителями) для различных нужд – обороны, содержание аппарата власти и пр. У разных народов и в разные времена эти платежи носили различные наименования. В современном словаре они обозначены термином «налоги».

Налогами называют обязательные безвозмездные платежи, взимаемые принудительно государством (государственными органами различного уровня), для содержания государственного аппарата и финансирования выполнения государством своих функций.

Перечень установленных в государстве налогов, принципы, формы и методы их установления и сбора, способы их коррекции (изменения, отмены), методы и органы контроля за уплатой налогов и соответствующая законодательная база образуют налоговую систему государства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

От сборов и пошлин налоги отличаются безвозмездным характером уплат. Сборы и пошлины же носят характер соглашения и разрешения совершать определенные действия плательщиками или в отношении таковых. Налоговые сборы – это обязательный элемент экономических отношений. Они изменяются с изменением государственности или с ее развитием. Благодаря выполняемым ими функциям, налоги являются инструментом государственной политики. В государстве и обществе налоги выполняют следующие функции:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • функцию контроля.

Наиболее древней и, в то же время, самой главной является фискальная функция. Она заключается в сборе денежных средств для формирования приходной части государственного бюджета. Перераспределение собранных средств в соответствии с проводимой государством политикой является проявлением распределительной функции налоговой системы.

Применяя различные налоговые ставки или освобождая отдельные отрасли или предприятия от уплаты налогов или же наоборот, повышая налоговую ставку для отдельных товаров или предприятий осуществляется регулирующая функция налогов. Роме того она предусматривает сбор средств на восстановление использованных ресурсов. Контроль заключается в отслеживании степени полноты денежных поступлений и их своевременности. Эта функция необходима для дальнейшего планирования развития государства (как экономики, так и общества).

Особенности налоговой системы унитарного государства

Как уже говорилось выше, унитарные государства – это цельные образования. Территории, входящие в их состав являются административно-территориальными единицами, не имеющими суверенных прав. Они всецело подчиняются центральным органам власти. Это касается и вопросов налогообложения и формирования бюджетов всех уровней.

Аппарат государственной власти унитарного государства – это единая структура по всей территории страны. Права высших органов власти не ограничены полномочиями местных органов самоуправления. В пределах унитарного государства действует единая конституция и единая правовая система.

Налоговая система унитарного государства представляет собой одноканальную структуру. Все налоги, собираемые на местах поступают в единый центр. А уже центральные органы власти осуществляют перераспределение собранных средств по регионам и отраслям.

В качестве примера классической формы налоговой системы унитарного государства часто приводят современную налоговую систему Великобритании. В унитарном государстве используют центральные и местные налоги. В категорию центральных налогов входят:

  • подоходный налог с населения;
  • подоходный налог с предприятий, фирм, корпораций и т.п.;
  • налог на доходы от нефти;
  • налог с наследства;
  • налог на добавленную стоимость;
  • всевозможные гербовые, акцизные и пошлинные сборы.

Собранные средства поступают в центральный (государственный) бюджет. Взимание средств может происходить либо через специальные органы, либо перечислением плательщиком через банковские учреждения. Согласно конституции государства платеж может производиться как в наличной, так и в безналичной форме (банковским чеком, банковской картой и пр.).

Для финансирования нужд местных бюджетов применяют систему местных налогов. В их перечень входят поимущественные налоги. В зависимости от особенностей государственного законодательства (налогового кодекса) определяется ставка налогов и система их начислений (пропорциональная, прогрессивная и т.д). Эти же законы определяют круг лиц и случаи применения льготного налогообложения или освобождения т уплаты налогов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Унитарные предприятия рассчитывают налог на имущество исходя из его балансовой стоимости

Как известно, с 1 января 2014 года налог на имущество организаций в отношении некоторых объектов недвижимости рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости (см. «Как изменится налог на имущество с января 2014 года»). Минфин России в недавно опубликованном письме Минфина России от 19.05.14 N 03-05-04-01/29641 разъяснил, что данный порядок не распространяется на имущество, которое находится на балансе унитарных предприятий.

Объекты, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. В частности, это:
– административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
– нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом чиновники обращают внимание на положения подпункта 3 пункта 12 и пункта 13 статьи 378.2 НК РФ. Из данных норм следует, что исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется организациями — собственниками имущества.

Унитарные предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество (ст. 113 ГК РФ). Соответственно, такие предприятия считают налог по общим правилам — по его среднегодовой стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Это же относится и к государственным (муниципальным) организациям, за которыми объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 №637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития»

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 29 декабря 2005 г. N 1/7075

В целях реализации наиболее важных экономических и социальных проектов государства:

1. Установить, что:

1.1. подлежит перечислению в республиканский бюджет, бюджеты первичного, базового и областного уровней (далее — бюджет) часть прибыли (дохода):

республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, являющимися коммерческими организациями, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения (далее — унитарные предприятия, государственные объединения);

хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь и (или) административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (далее — хозяйственные общества), за исключением случаев, установленных законодательными актами, — от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально долям Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в их уставных фондах. При этом указанная часть прибыли (дохода) является минимальной обязательной частью дивидендов на доли Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в уставных фондах хозяйственных обществ;

Читайте так же:  Образец заявления на компенсацию оплаты за детский сад

1.2. унитарные предприятия, государственные объединения и хозяйственные общества, основными видами деятельности которых являются растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), рыболовство и рыбоводство, перечисляют в бюджет часть прибыли (дохода), исчисленной в соответствии с частью второй настоящего подпункта, в размере пяти процентов, иные унитарные предприятия, государственные объединения и хозяйственные общества — в размере двадцати процентов.

Часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет унитарными предприятиями, государственными объединениями и хозяйственными обществами, исчисляется от разницы между прибылью, полученной от осуществления всех видов деятельности, включая разницу между иными доходами и расходами, и суммой:

начислений налогов, сборов (пошлин), производимых из прибыли за отчетный период в соответствии с законодательными актами;

прибыли, направленной на создание и приобретение основных средств производственного назначения, их реконструкцию (модернизацию, реставрацию), в том числе осуществляемых по договору простого товарищества, и нематериальных активов, а также на погашение кредитов (займов), полученных на эти цели;

прибыли, направленной на расходы, установленные Президентом Республики Беларусь;

прибыли, полученной страховыми организациями от размещения страховых резервов, сформированных по страхованию жизни и дополнительной пенсии и направляемых на выплаты гражданам в соответствии с принятыми обязательствами;

1.3. страховые организации перечисляют в республиканский бюджет кроме части прибыли, подлежащей перечислению в соответствии с подпунктом 1.1 настоящего пункта, часть прибыли, полученной от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

по договорам внутреннего страхования либо комплексным договорам внутреннего страхования и договорам страхования «Зеленая карта» — в размере 10 процентов;

по договорам пограничного страхования — в размере 30 процентов.

2-1. Хозяйственные общества перечисляют Национальному банку часть прибыли, начисленную в порядке ее распределения на акции Национального банка в уставном фонде этих хозяйственных обществ, в сумме, превышающей часть прибыли (дохода), перечисляемую ими в республиканский бюджет в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа.

Часть прибыли хозяйственных обществ, перечисленная Национальному банку в соответствии с частью первой настоящего пункта, направляется Национальным банком на оплату расходов, связанных с его участием в управлении этими хозяйственными обществами.

Не использованная в течение отчетного периода часть прибыли хозяйственных обществ, перечисленная Национальному банку, на цели, указанные в части второй настоящего пункта, распределяется в составе прибыли Национального банка в порядке, предусмотренном в пункте 37 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. N 320 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 58, 1/2748; 2007 г., N 148, 1/8682).

3. Образовать государственный целевой бюджетный фонд национального развития (далее — фонд) и определить, что:

источниками формирования фонда являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа (далее — отчисления в фонд), а также иные источники, не запрещенные законодательством. Перечень унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ, размер части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в фонд, порядок и сроки ее перечисления устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;

поступление и использование средств фонда учитываются в составе республиканского бюджета согласно закону о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

расходование средств фонда осуществляется по решению Президента Республики Беларусь;

средства фонда, не использованные в течение финансового года, в установленном порядке зачисляются в фонд в очередном финансовом году.

3-1. Исчисление части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа, осуществляется начиная с 2013 года ежеквартально как разница между суммой прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет нарастающим итогом с начала года, и суммой прибыли (дохода), перечисленной в бюджет за предыдущий отчетный период.

Хозяйственным обществом в установленном законодательными актами порядке может быть определен иной период исчисления прибыли (дохода), в том числе ее части, перечисляемой в бюджет в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа.

Расчет части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа, представляется в налоговые органы по месту постановки на учет унитарного предприятия, государственного объединения, хозяйственного общества по форме, установленной Министерством финансов, за I — III кварталы отчетного года не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за IV квартал отчетного года — не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, за исключением случаев, предусмотренных в частях четвертой и шестой настоящего пункта.

Хозяйственные общества, указанные в части второй настоящего пункта, расчет части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, представляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участникам хозяйственного общества объявлена дата выплаты дивидендов за отчетный период.

Перечисление в бюджет части прибыли (дохода) производят:

унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, за исключением хозяйственных обществ, указанных в части второй настоящего пункта, — за I — III кварталы отчетного года не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, за IV квартал отчетного года не позднее 22 марта года, следующего за отчетным;

хозяйственные общества, указанные в части второй настоящего пункта, — не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участникам хозяйственного общества объявлена дата выплаты дивидендов за отчетный период.

В случае, если последний день срока представления расчета части прибыли (дохода) или срока перечисления в бюджет части прибыли (дохода) приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм части прибыли (дохода), в том числе в фонд, производится налоговым органом в порядке, установленном для зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин).

Плательщики части прибыли (дохода), в том числе в фонд, в случае неуплаты, неполной уплаты указанных платежей в установленный срок уплачивают пени.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения обязательства по уплате части прибыли (дохода), в том числе в фонд, начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты указанных платежей.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм части прибыли (дохода), отчислений в фонд с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения обязательства по уплате указанных платежей.

Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм части прибыли (дохода), в том числе в фонд.

Налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой сумм части прибыли (дохода), в том числе в фонд, и пеней, применении способов обеспечения уплаты части прибыли (дохода), в том числе в фонд, и пеней, их взыскании пользуются правами и несут обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней и взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.

4. Совету Министров Республики Беларусь:

определить порядок отражения в бухгалтерском учете части прибыли (дохода), перечисляемой в бюджет в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа;

ежегодно до 15 апреля по результатам работы за предыдущий отчетный год утверждать перечень высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ, а также размер части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в фонд, порядок и сроки ее перечисления в соответствии с пунктом 3 настоящего Указа;

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом;

принять иные меры по реализации данного Указа.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.