Трудовой кодекс рф в экономике

12.03.2018 Выкл. Автор admin

Статья 157. Оплата времени простоя

СТ 157 ТК РФ.

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере
не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается
в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных
пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые
делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан
сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии,
теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков
и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений,
в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в
создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное
время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются
коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Комментарий к Ст. 157 Трудового кодекса РФ

1. Под простоем следует понимать временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (см. ст. 72.2 ТК РФ и комментарий к ней). Простой может затрагивать как одного работника, группу работников, так и всех работников структурного подразделения или организации.

2. О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и иными подробного рода причинами, которые делают невозможным выполнение работы, работник должен сообщить работодателю. Сообщение может быть сделано как устно, так и письменно. Обязанность работника считается исполненной в тот момент, когда он сообщил об этом своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателя.

Неисполнение работником этой обязанности является нарушением трудовой дисциплины и влечет дисциплинарную ответственность. Если в результате виновного непредупреждения работником работодателя о начале простоя последнему причинен имущественный ущерб, работник может быть привлечет также и к материальной ответственности. Кроме того, в этом случае работник лишается оплаты времени простоя.

3. Оплата времени простоя зависит от того, по чьей вине произошел простой.

На работодателя возложена обязанность предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать их оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми им для исполнения трудовых обязанностей. Простой, возникший вследствие неисполнения работодателем этой обязанности, является простоем по вине работодателя.

При простое по вине работодателя работнику выплачивается не менее 2/3 средней заработной платы за весь период простоя.

Оплата производится исходя из средней заработной платы работника — среднечасовой при длительности простоя менее одного рабочего дня и среднедневной при длительности простоя в рабочий день и более. О порядке исчисления среднего заработка для оплаты времени простоя см. ст. 139 ТК РФ и комментарий к ней.

Частным случаем простоя по вине работодателя является период, в течение которого работник в качестве формы самозащиты отказывается от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней). Поскольку обязанность обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, возложена на работодателя (см. абз. 3 ч. 2 ст. 22 ТК РФ) и неисполнение работодателем этой обязанности является виной работодателя в возникновении простоя, то работник в этом случае имеет право на оплату указанного периода в размере не менее 2/3 средней заработной платы.

4. При простое по причинам, не зависящим от работодателя и работника, время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) работника.

К числу причин, не зависящих от работодателя и работника, относятся обстоятельства непредвиденного характера (аварии, стихийные бедствия и т.п.), а также иные неустранимые обстоятельства.

Не следует относить к числу обстоятельств, не зависящих от работодателя и работника, неисполнение договорных обязанностей контрагентом работодателя по хозяйственному договору, отсутствие сырья, сложное финансовое положение работодателя, поскольку это относится к категории предпринимательского риска, за который отвечает работодатель. Такие обстоятельства следует рассматривать как вину работодателя.

Частным случаем простоя не по вине работника является забастовка. Работнику, не участвовавшему в забастовке, но в связи с ней не имевшему возможности выполнять свою работу, оплата производится как при простое не по вине работника. Однако вины работодателя в данном случае также нет, поэтому оплату следует производить на основании ч. 2 комментируемой статьи в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада).

5. При простое по вине работника время простоя не оплачивается. Вина работника в возникновении у него простоя может выражаться в неисполнении им обязанностей по обеспечению исправности инструментов и оборудования, обеспечению запаса сырья и материалов, если такие обязанности возложены на него трудовым договором.

Вина работника в возникновении простоя может выражаться также в неизвещении им работодателя об обстоятельствах, которые могут привести к простою, если эти обстоятельства были известны работнику и он мог их оценить.

6. Следует разграничивать простой не по вине работника и невыполнение им норм труда, неисполнение трудовых обязанностей, поскольку в этих случаях предоставляются разные гарантии по оплате этого периода. Главное отличие состоит в том, что при простое всегда имеет место временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, работодатель не предоставляет работнику того объема работы, который он должен предоставить в соответствии с условиями трудового договора; при невыполнении норм труда работа предоставлена, но не обеспечены условия для ее выполнения (см., например, Кассационное определение Саратовского областного суда от 13 октября 2011 г. по делу N 33-5510; Апелляционное определение Вологодского областного суда от 21 мая 2013 г. по делу N 33-2173/2013).

7. Особое правило ч. 5 комментируемой статьи касается творческих работников. В том случае, если они не участвуют в создании, исполнении, экспонировании произведений или не выступают, нет оснований для отнесения этих обстоятельств к простою. Порядок оплаты этого времени может быть предусмотрен коллективным договором, локальными нормативными актами или трудовым договором.

Практика применения Трудового кодекса РФ

Журнал «Справочник кадровика» — в рамках Всероссийского кадрового конгресса выступил с инициативой обеспечить необходимой информацией специалистов, которые вплотную сталкиваются с проблемами применения Трудового кодекса РФ.
С этой целью в 2003 году в рамках Всероссийского кадрового конгресса издана книга «Практика применения Трудового кодекса РФ», в которой каждой читатель найдет рекомендации по разрешению разнообразных сложных ситуаций, возникающих в процессе использования нового Кодекса.

Особенностью данного издания стало то, что в его создании приняли участие сами кадровики, в первую очередь из числа подписчиков журнала «Справочник кадровика», прислав авторскому коллективу книги, свои практические вопросы.
Именно широкая читательская аудитория этого издания позволяет сделать книгу «Практика применения трудового кодекса РФ» максимально полезной и необходимой для ежедневной практической работы кадровика.

Разъяснения специалистов, анализ практики применения Трудового кодекса, рекомендации по разрешению разнообразных сложных ситуаций, возникающих в процессе использования нового Кодекса, ответы на многочисленные вопросы — все это можно найти в книге «Практика применения Трудового кодекса РФ».

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

СТ 1 ТК РФ.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи 1ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «О целях и задачах Международной организации труда» (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: «Труд не является товаром» (п. «а» разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 КРФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Читайте так же:  Как оформить на работу иностранных граждан в 2019 году

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

3. Часть 2 ст. 1 ТК РФ очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК РФ, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. ст. 5 — 10 ТК РФ и комментарии к ним).

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК РФ, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения» (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. ст. 6, 8 ТК РФ и комментарии к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарии к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.

Трудовой кодекс России 2019

Трудовой кодекс является специфическим юридическим документом, который посвящён взаимоотношениям двух субъектов — работника и работодателя. Это означает, что данный кодекс посвящён реализации только одного конституционного права граждан – права на труд.

Так же, как и все кодифицированные документы, ТК РФ имеет статус федерального закона, обязательного для выполнения на всей территории российской юрисдикции. Все остальные нормативные акты, которые, так или иначе, затрагивают тему взаимоотношений работодателей и работников, могут развивать и дополнять Трудовой кодекс. Однако они не должны противоречить любым его положениям.

Кроме того, существует приоритет данного кодекса перед всеми остальными нормативными актами федерального уровня, которые затрагивают трудовые взаимоотношения разных субъектов права. Если сходные положения существуют, например, в гражданском и трудовом кодексах, то руководствоваться следует последним. Обычно в нормативных актах одного иерархического уровня таких противоречий не встречается. Они просто друг друга дополняют и развивают.

Основные принципы

Трудовая деятельность каждым человеком осуществляется в двух вариантах – по заказу другого лица с договорной оплатой или по собственной инициативе и без оплаты труда. Несмотря на то, что в результате «работы на себя» человек получает выгоду и прибыль, это нельзя назвать оплатой труда. Трудовые отношения возникают только в том случае, если один человека выполняет работу для работодателя за плату. Именно такой труд, а точнее сопровождающие его отношения, и отражены в ТК РФ.

Данный нормативный документ построен по следующим принципам (ст. 2):

  • равенства всех работников;
  • свободного выбора характера профессиональной деятельности;
  • запрета на труд по принуждению, то есть против воли человека и без соответствующей оплаты;
  • обеспечения гарантии своевременной выплаты зарплаты не ниже минимально гарантированной суммы;
  • обязательных мер по защите от безработицы;
  • обеспечения безопасности условий труда;
  • предоставления сторонам трудовых отношений возможности организовывать объединения для защиты своих прав;
  • обеспечения возможности участия сотрудников в процессе управления учреждением;
  • сочетания двух форм регулирования трудовых отношений – договорных и государственных;
  • осуществления госконтроля в области трудовых отношений;
  • социального партнёрства;
  • возмещения вреда, причинённого человеку во время исполнения им своих обязанностей;
  • обеспечения возможности по защите интересов всех сторон;
  • обязательного социального страхования.

Следование этим принципам позволяет достичь тех целей и задач, которые законодатель поставил перед всеми нормативными актами, составляющими трудовое право. Целью это сферы юридической практики является гарантия соблюдения конституционных прав и свобод всех сторон трудовых отношений, а именно права на труд, здоровую среду, жизнь, здоровье, защиту личной информации и т.д.

Цель достигается с помощью решения следующих задач (ст. 1):

  • согласованности интересов сторон трудовых отношений;
  • обеспечения выполнения управленческих функций государственной системы;
  • регулирования трудовых отношений в рамках конкретного учреждения.

Таким образом, несмотря на узкопрофильный характер кодекса, с его помощью удаётся решать обширных круг задач, оптимизирующих состояние общества, государства и граждан.

Данный юридический документ содержит следующие тематические блоки:

  • общие положения и термины, в том числе развёрнутое определение понятия трудовых отношений;
  • социальное партнёрство в сфере труда;
  • трудовые договоры на стадиях заключения, изменений и расторжения;
  • рабочее время и его показатели;
  • оплата труда;
  • компенсации и гарантии во время выполнения различных функций;
  • обеспечение безопасности труда;
  • материальная ответственность;
  • регламентация деятельности отдельных категорий сотрудников учреждений.

Каждая тема обеспечивает выполнение целей и задач. Однако в наибольшей степени и подробно в кодексе разрабатываются различные стороны регулирования деятельности отдельных категорий сотрудников. И это понятно – если категорий много, то и особенности у каждой свои.

Отдельно следует выделить главу, которая посвящена женщинами и лицами с семейными обязанностями. Специфика женского труда связана с особенностями физических возможностей и функцией деторождения. Из 13 статей главы, посвящённой данной теме, 6 посвящены исключительно женщинам. Остальные семь статей касаются не только женщин, но и любых людей, которые воспитывают приёмных детей или детей-инвалидов.

Отдельная глава посвящена регламентации труда несовершеннолетних людей. Таким образом, разделению работников по гендерному принципу посвящены две главы кодекса. Во всех остальных главах четвёртой части рассматриваются такие категории, как:

  • руководящий персонал;
  • члены коллегиальных исполнительных органов;
  • сезонные работники;
  • вахтовики;
  • совместители;
  • люди, работающие по договору с физлицами;
  • надомники;
  • работники малых предприятий;
  • иностранцы;
  • люди, работающих в регионах с особым режимом оплаты.

Таким образом, регламентация взаимоотношений между работодателем и работником в данном кодексе носит всесторонний и комплексный характер. Она касается договоров, регламентации самого трудового процесса, заработной платы, специфического труда ряда категорий работников, методов отстаивания прав на труд и т.п. Благодаря обширной тематике Трудовой кодекс можно назвать исчерпывающим и самодостаточным.

Особенности нового
Трудового кодекса

Новый Трудовой кодекс РФ вступил в силу больше года назад, однако в его тонкостях пока мало кто разобрался. Положения старого КЗоТа, который действовал последние 30 лет, опирались на экономику, в которой основным работодателем являлось государство…

Новый кодекс учел множество изменений, произошедших в экономике нашей страны за последнее время. Однако революционных изменений в нем не так уж много. Многие положения КЗоТа 1971 г., других законов, регулирующих трудовые отношения, полностью или частично перешли в ТК РФ ( нормы о коллективных договорах, рабочем времени и времени отдыха, охране труда, коллективных трудовых спорах и т. д. ).

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Новый Трудовой кодекс ( как, впрочем, и старый КЗОТ) распространяется на все организации, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой структуры. Это означает, что в нашей стране и служащий государственного учреждения, и рабочий завода, и сотрудник частной фирмы должны иметь одинаковые права и обязанности:

  • очередной оплачиваемый отпуск не менее 28 календарных дней;
  • 40-часовую рабочую неделю;
  • выходные дни продолжительностью не менее 42 часов;

В целом же новый документ достаточно последовательно проводит идею договорного регулирования труда.

Трудовой договор ( контракт) — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию (ст. 56 Трудовоко кодекса РФ). Трудовой договор ( контракт) заключается в письменной форме, а прием на работу обязательно оформляется приказом ( распоряжением) администрации предприятия, который объявляется работнику под расписку.

Преимущество письменной формы трудового договора ( контракта) перед устной в том, что все условия фиксируются в едином акте, обязательном для сторон. Письменная форма повышает гарантии сторон в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим условиям труда.

Трудовые договоры, в соответствии со ст. 58 ТК РФ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок, но не более, чем на 5 лет.

В отличие от норм ранее действовавшего КЗоТа, новый документ в мельчайших подробностях прописывает трудовые права и обязанности сотрудника. К ним относятся: место работы, дата начала работы, наименование должности, специальности, профессии, с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция; права и обязанности работника и работодателя; характеристики условий труда; компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и ( или) опасных условиях; условия оплаты труда; виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В статье 59 ТК РФ определены ситуации, при которых работодатель вправе заключить срочный трудовой договор. Отметим, что организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников ( в организациях розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников), а также работодатели — физические лица — имеют право заключать срочный трудовой договор с работниками в любых случаях.

Сохранилась и старая норма, которая касается срока действия срочных договоров. В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Также предусмотрено заключение срочных договоров с пенсионерами. По достижении пенсионного возраста ( 55 лет — для женщин, 60 лет — для мужчин) заключается срочный трудовой договор, после истечения которого договор не продлевается. Раньше достижение пенсионного возраста не являлось основанием для увольнения.

Расторжение срочного договора производится в соответствии со ст. 79 ТК РФ. Так, по общему правилу, срочный договор расторгается с истечением срока его действия, о чем работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения
.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК

Еще одно новшество — изменения в регулировании испытательного срока. Раньше существовал очень узкий перечень профессий, когда при устройстве на работу требовался испытательный срок. Теперь он расширен. Для работодателя это хорошо. Для работника — плохо, так как после истечения испытательного срока его могут уволить. Но и здесь трудовой кодекс оказывается на стороне работника. Теперь, если после испытательного срока компания отказывается заключать с сотрудником трудовой договор, то она должна письменно изложить причины. С таким документом проще обращаться в суд.

В старом КЗоТе минимальный размер отпуска был 24 рабочих дня, а в новом — 28 календарных (ст. 115). При ненормированном рабочем дне в обязательном порядке устанавливается дополнительный отпуск. Если же его нет, то работа сверх нормальной продолжительности оплачивается, как сверхурочная.

Также в новом кодексе появилась статья о персональных данных работников. Теперь сведения собираются в пределах, установленных конституцией, и только те, которые необходимы работодателю в связи с трудовыми отношениями. То есть не запрашиваются данные о семейном положении, принадлежности к партиям, вероисповедании и т. д.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Существенные изменения затронули порядок установления минимальной заработной платы. Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем раз в полмесяца. Закон также определил принцип исчисления средней заработной платы, общий для всех случаев. Так, ст. 139 ТК РФ установлено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

По новому Трудовому кодексу РФ выплата заработной платы в неденежной форме возможна только по заявлению работников, причем эта доля не должна превышать 20% от общей суммы зарплаты (ст. 131). Запрещена выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот.

Еще одно достоинство нового КЗоТа: работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы. В соответствии с новым законом, работники, письменно предупредив работодателя, имеют право приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы более чем на 15 дней (ст. 142). Причем для этого они не нуждаются в поддержке профсоюзов и не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или уволены за свои действия.

Новый Трудовой кодекс РФ сохранил порядок оплаты сверхурочной работы, которая оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере и за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Двойной размер оплаты предусмотрен за работу в выходные и праздничные нерабочие дни.

Произошли изменения и в охране труда. Так в разделе, посвященном охране труда, расписываются и нормы для спецодежды, и право работника в случае, если предприниматель не создал ему нормальные условия труда оставить работу и получать оплату за простой в размере среднего заработка.

Также впервые зафиксировано право работника на отказ от работы в условиях, опасных для жизни и здоровья. В прошлом законе это не было прописано.

УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР

Трудовой кодекс РФ вводит новое понятие — ученический договор. Общеизвестно, что работодатель, обучая работника, затрачивает собственные средства. И если работник, закончив обучение и получив соответствующее образование или квалификацию, отказывался продолжать работу на данном предприятии, у предприятия раньше отсутствовала возможность вернуть затраченные на обучение сотрудника средства.

Глава 32 ТК РФ разрешает указанную проблему. Работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на переобучение без отрыва от работы.

УВОЛЬНЕНИЕ

Новый Трудовой кодекс дополнил перечень оснований прекращения трудовых отношений. Теперь трудовой договор можно расторгнуть, если:

  • работник отказался от перевода на другую работу из-за состояния своего здоровья;
  • на работе восстановили прежнего сотрудника;
  • сотрудник получил инвалидность и не может больше исполнять служебные обязанности;
  • у работника нет документа об образовании.

Причем, с 1 февраля 2002 года этот перечень является открытым. Трудовой договор можно прекратить и по иным причинам, предусмотренным федеральными законами. У работодателей появилось больше возможностей уволить работника по собственной инициативе (ст. 81 ТК РФ). Теперь можно избавиться от сотрудника, если он разгласил коммерческую тайну, умышленно уничтожил имущество или нарушил правила охраны труда или предоставил подложные документы при заключении трудового договора. Кроме того, новые учредители вправе уволить прежнего руководителя организации, его заместителя и главного бухгалтера.

Вместе с тем, Трудовой кодекс не допускает увольнения работника в период временной нетрудоспособности, кроме случая прекращения трудового договора при ликвидации организации. Прежде контракт с таким сотрудником расторгался, как правило, после четырех месяцев пребывания « на больничном».

Изменилось и определение прогула. Теперь им признается отсутствие на работе более четырех часов, а не трех, как раньше.

При увольнении сотруднику выплачивается компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск. Если работник уволился до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск, из его зарплаты производится удержание за каждый неотработанный день отдыха. Исключение составляют случаи, когда сотрудник увольняется из-за ликвидации предприятия, сокращения штата и т. д. (ст. 137 ТК РФ).

В день увольнения работодатель обязан выдать сотруднику трудовую книжку. Кроме того, на основании письменного заявления работник может в течение трех дней получить копии документов, связанных с работой, в том числе копии приказов о приеме на работу и увольнении, справок о заработной плате и др.

Материал подготовлен с помощью юриста Нины Демеховой, руководителя ООО « Юридический альянс».

Изменения в трудовом законодательстве – 2016

2015 год подходит к концу, а значит, наряду с подведением итогов самое время посмотреть в будущее. Рассмотрим несколько наиболее значимых положений трудового законодательства, которые вступят в силу в наступающем году.

Заемный труд

С 1 января заемный труд, или так называемый аутстаффинг, по общему правилу будет запрещен (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В ТК РФ появится легальное определение заемного труда – под ним будет пониматься труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника (ст. 56.1 ТК РФ).

В качестве исключения из общего правила о запрете аутстаффинга «заемные» сотрудники смогут направляться к физическому лицу для личного обслуживания или ведения домашнего хозяйства. Кроме того, привлекать их к труду смогут ИП и юридические лица для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Особенности регулирования труда «заемных» работников будут закреплены в отдельной главе кодекса (гл. 53.1 ТК РФ).

Деятельность по предоставлению труда работников смогут вести только две категории лиц:

  • частные агентства занятости, зарегистрированные на территории России и не применяющие специальные налоговые режимы, а также прошедшие аккредитацию;
  • другие юридические лица, если работники с их согласия временно направляются в аффилированные организации (например, из одной компании в другую, если они являются сторонами акционерного соглашения) (п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

Деятельность первых из них будет регулироваться специальными правилами, которые вступят в силу 1 января (постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)»; далее – Постановление № 1165).

Установлен ряд требований, которым должны соответствовать частные агентства занятости на момент подачи документов на аккредитацию:

  • наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в России не менее двух лет за последние три года;
  • отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики (п. 6 ст. 18.1 закона о занятости).

Деятельность по аккредитации уполномочен вести Роструд. Ведомство приступило к приему документов от частных агентств занятости еще в середине ноября. При положительном решении сведения об агентстве будут внесены в реестр аккредитованных частных агентств занятости, который подлежит размещению на сайте Роструда.

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Тарифы на соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2016 году останутся на прежнем уровне (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год»).

Речь идет о 32 тарифах, исчисляемых в пределах от 0,2% до 8,5% от суммы всех вознаграждений, начисленных работникам (исполнителям, подрядчикам) по трудовым и гражданско-правовым договорам. Указанные тарифы дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска»). Например, предприниматели, торгующие в розницу мясом, хлебом, овощами, фруктами и кондитерскими изделиями, должны будут уплачивать взносы по ставке 0,2%, владельцы автомоек – по ставке 0,5%, таксомоторные компании – по ставке 0,9%, а арендодатели торгового оборудования – по ставке 3,4%.

Кроме того, в следующем году будет сохранена льгота по уплате страховых взносов для ИП, применяющих труд инвалидов. Как и сегодня, предприниматели смогут уплачивать эти взносы в размере 60% установленных тарифов в части выплат работникам, являющихся инвалидами I, II или III группы.

Напомним, что ныне действующие тарифы не меняются уже на протяжении почти 10 лет – с 2006 года (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

Пособие по безработице

Прежним в 2016 году останется и размер пособия по безработице. Его минимальная величина по-прежнему будет составлять 850 руб., а максимальная – 4900 руб. Указанные значения остаются неизменными с 2009 года.

Вместе с тем чиновники не исключают вероятность повышения размеров пособия. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко отметил в начале октября, что ведомство рассматривает такую возможность. Добиться повышения установленных в настоящее время сумм планируется посредством корректировки категорий получателей, оснований для назначения пособия, а также продолжительности его выплат. Напомним, сегодня пособие по безработице не может уплачиваться более года в суммарном исчислении в течение полутора лет (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Выходные и праздничные дни

Согласно утвержденному переносу выходных и праздничных дней в наступающем году работники с пятидневной рабочей неделей и двумя выходными днями субботой и воскресеньем будут отдыхать в следующие дни (постановление Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1017 «О переносе выходных дней в 2016 году»):

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Уточнить информацию, которая облегчит расчет рабочих часов и позволит избежать ошибок при начислении заработной платы, можно с помощью нашего Производственного календаря.

  • в январе 10 дней – с 1 по 10 число;
  • в феврале три дня – с 21 по 23 число;
  • в марте четыре дня – с 5 по 8 число;
  • в майские праздники – с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 9 мая (четыре и три дня соответственно);
  • в июне три дня – с 11 по 13 число;
  • в ноябре также три дня – с 4 по 6 число.

Профстандарты

Если сегодня применение работодателями профстандартов носит рекомендательный характер, то с 1 июля 2016 года они станут обязательными, но только в тех случаях, когда законом для выполнения работником той или иной трудовой функции установлены требования к квалификации (к примеру, квалификационные требования к медицинским работникам установлены приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н). В остальных случаях профстандарты будут применяться в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

С полным перечнем действующих профстандартов и их содержанием можно ознакомиться в нашей справке.

Напомним, что первоначально Минтруд России представил в Госдуму законопроект 1 , в котором обязательное соблюдение профессиональных стандартов было предусмотрено исключительно для государственных и муниципальных организаций. Однако доработанный и принятый в один день во втором и третьем чтениях закон распространил эти требования на всех работодателей. На деле это означает, что утверждение нормативным правовым актом того или иного профстандарта автоматически налагает на руководителей обязанность учитывать его при приеме сотрудников на работу, изменении уже разработанных должностных инструкций, а также ведении кадровой политики.

На данный момент действует около 550 профессиональных стандартов, они касаются и бухгалтеров, и программистов, и педагогов-психологов, и представителей многих других профессий. Уточнить, утвержден тот или иной профстандарт Минюстом России, а также узнать дату введения его в действие можно, скачав актуальный реестр на специальном сайте, разработанном Минтрудом России, в разделе «Полезные документы».

Планируемые изменения

Помимо уже принятых актов в настоящее время разработан ряд законопроектов, призванных решить актуальные вопросы в сфере трудового права. А некоторые из них находятся уже на финальной стадии законодательного процесса.

Так, 18 декабря Госдума приняла во третьем чтении закон 2 , направленный на защиту трудовых прав работников. Документ предусматривает сохранение за сотрудником среднего заработка на весь период приостановления им работы из-за задержки зарплаты. В настоящее время у работодателя отсутствует прямо закрепленная обязанность оплачивать указанный период. Стоит, однако, отметить, что еще в 2010 году ВС РФ изложил свое мнение, согласно которому это все-таки необходимо делать (Определение ВС РФ от 3 сентября 2010 г. № 19-В10-10). Суд указал, что отказ от выполнения работы в связи с задержкой заработной платы носит вынужденный характер. А отсутствие оплаты труда является противоправным действием (бездействием) работодателя, поэтому именно он в силу ст. 234 ТК РФ должен нести перед работником материальную ответственность в размере его полного среднего заработка. И судебная практика данный вывод поддержала (определение Московского областного суда от 28 апреля 2014 г. № 33-9289/2014, определение Московского городского суда от 30 мая 2013 г. № 11-14381/13 и др.).

Кроме того, согласно внесенному недавно в Госдуму законопроекту 3 МРОТ предлагается автоматически приравнивать к величине прожиточного минимума каждый раз после утверждения последнего. По действующему законодательству МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ), однако порядок и сроки поэтапного повышения прожиточного минимума должны быть установлены специальным законом (ст. 421 ТК РФ). Но федеральный закон, который бы устанавливал такой порядок, до сих пор не принят, поэтому разница между величинами МРОТ и прожиточного минимума сегодня довольно существенна. Так, если во II квартале 2015 года прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 10 792 руб., то размер МРОТ на текущий год закреплен на уровне 5965 руб. в месяц (п. 1 постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 902, ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Авторы инициативы указывают на то, что в нынешних условиях, когда разрыв между двумя этими показателями лишь увеличивается, государство оставляет самые социально незащищенные слои населения на произвол судьбы. Одобрение предложенного законопроекта, по замыслу разработчиков, приведет к увеличению МРОТ до величины прожиточного минимума и, следовательно, позволит обеспечить гражданам достойную жизнь.

Также были разработаны меры по стимулированию граждан к занятию спортом. Соответствующий проект закона 4 внесен в Госдуму в ноябре и в настоящий момент готовится к первому чтению. Если инициатива будет одобрена, работникам будут компенсировать 75% расходов на занятия в спортивных комплексах, физкультурно-оздоровительных центры, дворцах спорта, фитнес-клубах и т. п. Из них 50% расходов планируется погасить за счет работодателя, а 25% – за счет федерального бюджета. Правительство РФ данный законопроект не поддерживает по нескольким причинам. Во-первых, отмечает кабмин, занятия работниками физической подготовкой не относятся к трудовым обязанностям, поэтому компенсация расходов на них не может являться обязанностью работодателя или государства (ст. 164 ТК РФ). Во-вторых, в соответствии с законопроектом работнику будут возмещаться указанные расходы при условии систематических спортивных занятий в физкультурно-спортивных организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако проведение занятий, направленных на физическую подготовку, не является составным элементом лицензируемой медицинской деятельности (п. 30 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Более того, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, не определяет проведение спортивных занятий в качестве лицензируемого вида медицинской деятельности (п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности).

В конце ноября заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова рассказала о том, что Минтруд России предлагает упростить для микропредприятий оформление трудовых отношений. По ее словам, ведомство уже разработало соответствующий законопроект. Так, предлагается освободить микропредприятия от обязанности вести трудовые книжки, принимать локальные нормативные акты, утверждать график отпусков и форму расчетного листка. Эти правила будут применимы и к ИП, подпадающим под категорию микропредприятий. Напомним, что к микропредприятиям относятся организации, имеющие не более 15 работников и годовую выручку или балансовую стоимость активов не более 120 млн руб. (подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности также может измениться. Минтруд России подготовил законопроект 5 , которым предлагается выплачивать такое пособие в размере 100% среднего заработка только тем работникам, которые имеют 15 лет страхового стажа и более. Сейчас для этого требуется не менее восьми лет стажа (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Для выплаты пособия в размере 80% среднего заработка предлагается учитывать страховой стаж с восьми до 15 лет (сейчас он составляет от пяти до восьми лет). А в размере 60% среднего заработка – менее восьми лет (сейчас такой стаж может составлять менее пяти лет). Сейчас этот законопроект готовят к внесению в Госдуму.

Среди высказанных идей есть и инициатива по сокращению количества нерабочих праздничных дней. Соответствующий законопроект 6 предлагает вместо фиксированных новогодних каникул отдыхать в любое время года. В этих целях работникам будет предоставлен дополнительный оплачиваемый 10-дневный отпуск, использовать который можно будет по своему желанию. По мнению авторов этого документа, отмена продолжительных общероссийских новогодних праздников устранит ежегодный простой в работе предприятий, что положительно скажется на развитии экономики и промышленности.