Требования снип к улицам

23.08.2018 Выкл. Автор admin

СНиП 2.07.01-89 : 6. Сеть улиц и дорог

6.17. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в табл.7.

6.18*. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл.8*, сельских поселений — по табл.9.

6.19. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, не менее 25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

6.20. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.

6.21*. На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:

до проезжей части, опор, деревьев . 0,75;

до тротуаров . 0,5;

до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта . 1,5.

Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.

6.22*. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м:

для магистральных улиц и дорог регулируемого движения . 8

местного значения . 5

на транспортных площадях . 12

В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закругления магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях — 8 м. При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.

Примечание. Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливаются в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.

6.23*. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий «транспорт — транспорт» при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий «пешеход — транспорт» размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8 х 40 и 10 х 50 м.

В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м. Примечание. В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.

6.24. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более ) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более . На путях с уклонами 30 — необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.

6.25. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200 — 300 м.

Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом:

400 — 800 м на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах;

300 — 400 м на магистральных улицах непрерывного движения.

1. Допускается устройство пешеходных переходов в разных уровнях на магистральных улицах регулируемого движения при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел/ч.

2. Пешеходные пути (тротуары, площадки, лестницы) у административных и торговых центров, гостиниц, театров, выставок и рынков следует проектировать из условий обеспечения плотности пешеходных потоков в час «пик» не более 0,3 чел/м2; на предзаводских площадях, у спортивно-зрелищных учреждений, кинотеатров, вокзалов — 0,8 чел/м2.

Наружное освещение

В статье рассмотрены требования нормативных документов (ГОСТ, СНиП) к наружному освещению и этапы его проектирования. Все упомянутые нормативные документы можно скачать из базы данных сайта. Статья затрагивает наиболее важные требования к наружному освещению и должна позволить читателю получить общее представление об освещении городов и иных населенных пунктов, а так же помочь разобраться со структурой и содержанием нормативных документов. Для проектирования наружного освещения конкретного объекта потребуется изучить все необходимые Своды правил, ГОСТы и СНиП.

  • Освещение дорог и проезжей части улиц
  • Освещение дворовых территорий
  • Светильники
  • Виды осветительных сетей
  • Питание осветительных сетей
  • Управление наружным освещением
  • Защита осветительных сетей от токов коротких замыканий
  • Защита осветительных сетей от атмосферных перенапряжений
  • Согласования осветительных сетей

Наружное освещение (иногда его называют уличным освещением) является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Еще задолго до появления электрических источников света городские улицы освещали факелами, масляными фонарями, затем керосиновыми и газовыми лампами.

Современное наружное освещение включает в себя освещение: дорог за чертой населенного пункта, проезжей части улиц и прилегающих к ним тротуаров, площадей, парков и скверов, дворов и прилегающих к ним пешеходных дорожек, расположенных во дворах детских и спортивных площадок. Так же к наружному освещению относят архитектурно-художественное освещение фасадов зданий.

Освещение дорог и проезжей части улиц

Примерная последовательность действий при проектировании наружного освещения дорог и улиц включает в себя этапы:

— обследование дороги (улицы):

Необходимо определить тип дорожного покрытия, нанести на план улицы все пешеходные переходы, пересечения с другими улицами и дорогами. При наличии трамвайного движения так же нанести на план места посадок в трамвай. Необходимо определить все места на проезжей части улиц, в которых могут оказаться пешеходы. В этих местах, как будет показано ниже, необходимо обеспечить повышенный уровень освещенности относительно остальной части дороги. В случае если предусматривается отключение части светильников в ночное время, то в местах возможного нахождения пешеходов на дорогах и проезжей части улиц повышенный уровень освещенности должен обеспечиваться и в этот промежуток времени;

— определение категории улицы или дороги:

. Категории дорог и улиц определяют в зависимости от их назначения, транспортных характеристик, расчетной скорости движения автотранспорта и количества полос движения. Их разделяют на магистрали и улицы общегородского (классы дорог А1…А4), районного (классы дорог Б1, Б2) и местного (классы дорог В1…В3) значения. Для определения категории конкретной улицы необходимо пользоваться Таблицей 14 Свода правил СП 52.13330.2011. Для селитебных территорий (улицы и дороги в пределах городов и поселков) необходимо выполнять требования СП 323.1325800.2017 «Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения».

Часть данного Свода правил, касающаяся освещения улиц и дорог, выпущена в виде отдельного стандарта ГОСТ Р 55706-2013.

Следует отметить, что Свод правил СП 52.13330.2011, и упомянутые ниже СП 98.13330.2012 и СП 42.13330.2011 Постановлением Правительства РФ №1521 от 26 декабря 2014 г. внесены в перечень нормативных документов, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В отношении СП 52.13330.2011 Постановление касается: Раздел 1 (пункты 1.1, 1.2), Разделы 4-6, Раздел 7 (пункты 7.1 — 7.35, 7.37, 7.38, 7.40, 7.45-7.86, 7.101 — 7.122), приложение К. Следовательно при проектировании освещения, в том числе наружного, основополагающим документом является СП 52.13330.2011. Но, если во вновь вводимых стандартах повышаются требования к некоторым нормам освещения, то их следует соблюдать;

— выбор нормируемой освещенности:

. Требуемые освещенность и яркость дорожного покрытия в зависимости от категории дороги выбирают в соответствие с требованиями СП 52.13330.2011: по Таблице 15 для городских улиц, по Таблице 16 для сельских улиц, по Таблице 17 для автозаправочных станций и стоянок, для пешеходных переходов – по Таблице 18. Требования к освещенности трамвайных путей содержатся в п.5.71 СП 98.13330.2012 и п. 7.41 СП 52.13330.2011. Для обособленных трамвайных путей приведенные в документах нормы освещенности различны. В таких случаях следует выбирать большее значение. Следовательно, и освещенность посадочных площадок необходимо увеличить.

Требования к освещению велодорожек, плоскостей ступеней лестниц и к минимальной освещенности пешеходных переходов содержатся в ГОСТ Р 55844-2013 (стандарт существенно повысил требования к минимальной освещенности пешеходных переходов на улицах категории В). Нормы наружного освещения объектов железнодорожного транспорта приведены в ГОСТ Р 54984-2012. Методы расчета нормируемых параметров уличного освещения описаны в ГОСТ Р 55708-2013.

Для улиц и дорог со стандартной геометрией (дорога имеет прямоугольное полотно без поворотов, развилок и т.д.) нормируют среднюю яркость дорожного покрытия. При нестандартной геометрии дороги (дорога имеет съезды, криволинейные участки, повороты, развилки) нормируют освещенность. Так же по освещенности нормируют улицы и дороги, имеющие покрытие из брусчатки или плит, и дороги в городах северной строительно-климатической зоны (п.п. 7.33…7.35 и примечание 3 в Таблице 15 СП 52.13330.2011).

Измерение освещенности дорожного покрытия должно выполняться в соответствие с требованиями ГОСТ Р 54944-2012. Яркости — ГОСТ 26824-2010. Действие данных стандартов распространяется и на внутреннее освещение зданий, и на наружное освещение. Некоторые положения этих двух нормативных документов, касающиеся измерений освещенности и яркости дорожного покрытия проезжей части улиц выделены в отдельный стандарт ГОСТ Р 55707-2013. В случае если требования различных стандартов к одному и тому же параметру различны, то следует выполнять наиболее высокие требования, удовлетворяющие требованиям всех нормативных документов;

— выбор схемы размещения светильников:

. Размещение светильников наружного освещения вдоль улицы или дороги выполняется по существу одновременно с выполнением расчета освещенности. Осветительные приборы устанавливают на специально предназначенных для этого опорах освещения, на опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта, на опорах линий электропередачи напряжением 0,4 кВ, а так же подвешивают на тросы (растяжки).

Использование опор освещения позволяет оптимально осветить зоны, требующие повышенной освещенности (пешеходные переходы, посадочные места в трамвай), устанавливая опоры максимально близко к этим зонам. Это приближение опор к указанным зонам, как правило, не позволяет установить опоры со светильниками с постоянным шагом (расстоянием между опорами) вдоль улицы и при этом выполнить все требования нормативных документов.

Требования к используемым опорам и их заземлению, пересечениям и сближениям воздушных линий электропередачи содержатся в Главе 2.4 ПУЭ, издание 7.

При использовании для уличного освещения опор контактной сети общественного транспорта для обеспечения требуемой освещенности пешеходных переходов следует использовать на ближайших к ним опорах светильники с более мощными лампами, если пешеходный переход оказался на значительном удалении от опор. Так же следует поступать с остановками трамваев.

Для выбора оптимальной схемы размещения светильников можно воспользоваться Рисунком 1 в Инструкции по проектированию наружного освещения СН 541-82. На этом рисунке представлены различные схемы построения установок наружного освещения, в которых осветительные приборы могут быть размещены по одной стороне улицы, по обеим сторонам улицы, а так же над проезжей частью. На Рис. 2…4 этой инструкции показаны рекомендуемые схемы расстановки осветительных приборов на пешеходных переходах, железнодорожных переездах, пересечениях и закруглениях улиц. В этих местах должен быть обеспечен повышенный уровень освещенности.

Различные способы выполнения установок наружного освещения показаны на странице сайта «Наружное освещение в фотографиях»;

— расчет освещенности и яркости:

. В процессе проектирования наружного освещения, так же как и искусственного освещения помещений, проще всего все расчеты выполнять компьютерными методами, используя типовые программы, такие как DIALux. При расчетах коэффициент запаса принимается в пределах 1,5…1, 7 (Таблица 3 СП 52.13330.2011). Если для установки осветительных приборов используются уже существующие опоры контактной сети городского транспорта или опоры воздушной линии электропередачи 0,4 кВ, то необходимо выбрать светильники, обеспечивающие требуемую освещенность (яркость) дорожного покрытия. Для выполнения требований по неравномерности освещенности дорожного покрытия может потребоваться подбор светильников по их КСС (кривые силы света). При установке светильников на опоры допускается использовать двух и трехрожковые кронштейны. В зонах, требующих повышенного уровня освещенности, используют более мощные, либо дополнительные светильники.

При установке опор специально для наружного освещения или в случае подвешивания светильников на тросах необходимо выбрать максимальный шаг расстановки осветительных приборов, тип и мощность светильников, при которых выполняются требования по величине и неравномерности освещенности.

Далее необходимо установить светильники вблизи мест, требующих повышенный уровень освещенности. Затем расставить осветительные приборы вдоль остальных участков улицы, не допуская превышения максимально допустимого шага расстановки осветительных приборов.

Повышенные уровни освещенности (яркости) необходимо обеспечить: на улицах местного значения, примыкающих к магистралям и скоростным дорогам – не менее одной трети освещенности (яркости) на расстоянии не менее 100 метров от основной магистрали. Так же на пешеходных переходах, съездах с дороги, на пересечениях улиц и железнодорожных переездах, на закруглениях улиц и дорог, а также на посадочных местах в трамвай. На пешеходных переходах улиц категорий А и Б освещенность должна превышать среднюю нормируемую освещенность улицы как минимум в 1,5 раза (при этом средняя освещенность пешеходных переходов не должна быть меньше 20 лк при величине минимальной освещенности 6 лк (п. 4.2 ГОСТ Р 55844-2013). Рекомендуется выделять пешеходные переходы, используя освещение другого цвета (Примечание 4 к Таблице 15; п.п. 7.49, 7.50 СП 52.13330.2011 и Рис.2…Рис.4 в СН 541-82).

В проектах наружного освещения необходимо предусматривать меры по ограничению слепящего действия светильников в местах производства работ на промышленных предприятиях, на улицах и дорогах, автозаправочных станциях, больших площадях при освещении их прожекторами, на пешеходных пространствах. Основные требования по уменьшению слепящего действия осветительных приборов содержатся в п.п. 7.29…7.31, 7.38, 7.40, 7.48, 7.78 СП 52.13330.2011. Особое внимание уделяют недопущению излишней засветки окон жилых зданий (п.п. 7.82, 7.83 СП 52.13330.2011);

— подключение осветительных приборов:

Осветительные приборы предпочтительно равномерно подключают к трем фазам осветительной сети. При подключении необходимо следить за тем, что в случае отключения одной из фаз в ночное время к этой фазе не оказались подключенными светильники, которые установлены в местах, требующих повышенного уровня освещенности.

Защитный и рабочий нулевые проводники должны подключаться к PEN проводнику отдельными зажимами.

Освещение дворовых территорий

Правильно освещенные дворы создают комфортную среду для проживания жителей многоквартирных домов. Для освещения дворовых территорий вдоль пешеходных дорожек и во дворах устанавливают опоры освещения. При невозможности установить опоры могут быть использованы растяжки, на которых крепят светильники, либо их устанавливают на установленные на стенах домов кронштейны.

Если при проектировании наружного освещения дворов предполагается установить опоры, всегда следует проверять, сможет ли автоподъемник беспрепятственно подъехать к ним. Если свободного доступа автоподъемника обеспечить не удается, то устанавливают опоры высотой до 4 метров, которые можно установить и обслуживать без спецтехники. Такие опоры, как правило, устанавливают для освещения детских площадок. Для освещения спортивных площадок на территории дворов часто устанавливают складывающиеся опоры высотой 6 метров, которые позволяют обслуживать светильники прямо с земли. Между опорами на детских и спортивных площадках всегда прокладывают кабель в траншее.

Читайте так же:  Увольнение по собственному желанию из полиции

Для наружного освещения используют специально предназначенные для этого светильники. Они должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 «Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний» и ГОСТ Р МЭК 60598-2-3-99 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».

Требования безопасности при эксплуатации светильников наружного освещения содержатся в ГОСТ Р 50571.7.714-2014, который необходимо применять совместно с ГОСТ Р 50571.3-2009.

В настоящее время улицы чаще освещают натриевыми разрядными лампами высокого давления (ДНаТ). Ртутные лампы (ДРЛ) хоть и имеют более высокий индекс цветопередачи по сравнению с натриевыми лампами, но уступают им по энергоэффективности. Для освещения больших площадей, территорий предприятий, дворовых спортивных площадок могут быть использованы металлогалогенные лампы.

Сейчас проводятся эксперименты по использованию светодиодных источников света для установок наружного освещения.

Виды осветительных сетей

Осветительные сети выполняют либо воздушными с использованием проводов СИП, либо кабельными линиями, проложенными в траншеях. В черте городской застройки провода СИП используют с изолированным нулевым проводом по ГОСТ Р 52373-2005. Обозначения проводов СИП за последние 10 лет претерпели большие изменения, о которых можно прочитать в статье Самонесущие изолированные провода (СИП). Следует учесть, что нельзя подвешивать провода осветительной сети над детскими и спортивными площадками.

Во многих городах в настоящее время преимущество отдается кабельным линиям, проложенным в земле. Используют бронированные кабели, которые укладывают в траншеи на глубине 0,7 метра. Желательно кабели для обеспечения возможности их замены в процессе эксплуатации прокладывать в ПНД трубах. При пересечении кабельной линией асфальтированных пешеходных дорожек, проезжей части улиц и дорог, а так же подземных коммуникаций, кабели в месте пересечения прокладывают в жестких, например, асбестоцементных трубах. С каждой стороны от края пересекаемой подземной коммуникации необходимо оставлять как минимум 1 метр трубы. Иначе при разрытии траншеи для ремонта пересекаемой коммуникации труба, защищающая кабель осветительной сети, повиснет на нем и не обеспечит сохранность кабеля. При пересечении проезжей части дорог необходимо проложить резервную жесткую трубу. Наиболее проблематичны сближения и пересечения с теплоцентралями, ширина которых составляет величину в несколько метров. Следует использовать любую возможность, что бы избежать такого пересечения, вплоть до изменения трассы кабельной линии освещения, либо использования на этом участке воздушной линии.

Информацию о габаритах траншей в зависимости от количества проложенных в них кабелей, особенностях прокладки кабелей в земле и объемах земляных работ можно найти в Типовом альбоме Прокладка кабелей напряжением до 35 кВ в траншеях (Шифр А5-92), выполненном институтом ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ.

Проект осветительной сети наружного освещения выполняют на топографических планах, на которых отображены наземные сооружения и подземные коммуникации. Для выполнения проекта необходимо знать все условные обозначения, которые использованы на плане освещаемого участка местности. В настоящее время планы выполняют в соответствие с пособием Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500.

В Москве приняты свои условные обозначения подземных коммуникаций, которые можно изучить по справочнику Условные знаки для топографических планов масштаба 1:500 (правила начертания).

В данных справочниках содержатся все необходимые пояснения относительно подземных коммуникаций: как определить тип подземных инженерных сетей и глубину их прокладки. Некоторые подземные коммуникации выполняют в масштабе плана, некоторые отображают тонкой линией с указанием диаметра коммуникации. Знание условных знаков позволяет проложить кабельные линии в соответствие с нормами.

При расстановке опор на топографических планах и прокладке кабельных линий в земле необходимо выполнять нормы по допустимым расстояниям между кабелями, опорами, существующими подземными коммуникациями, фундаментами зданий, дорогами, кустами и деревьями. Эти нормы содержатся в Таблицах 3, 15 и 16 Свода правил СП 42.13330.2011 и в п.п. 6.3.8…6.3.14 ПУЭ, издание 7. Проект сети освещения следует выполнять в соответствие с требованиями ГОСТ 21.607-2014.

Кроме того нельзя допускать выполнение работ в охранных зонах высоковольтных кабельных линий без согласования с их владельцами. Охранные зоны определяют по ГОСТ 12.1.051-90.

Питание осветительных сетей

Для питания осветительных сетей наружного освещения предусматривают щиты наружного освещения (ЩНО) или шкафы управления наружным освещение (ШУНО), которые подключают к трансформаторным подстанциям или ВРУ зданий. В некоторых случаях, чаще в сельской местности, ШУНО подключают к магистралям воздушных линий 0,4 кВ. Если ШУНО размещают на земле, то на опоре ВЛ устанавливают щиток с аппаратом защиты, предотвращающим отключение линии в случае короткого замыкания в кабеле питания ШУНО. Необходимость установки на опору щитка с аппаратом защиты обусловлена требованием ГОСТ Р 50571.4.43-2012 (п.п. 433.2; 434.2 и приложение С), согласно которому длина ответвления до аппарата защиты должна быть менее 3 метров.

В больших городах при больших мощностях установок наружного освещения к трансформаторным подстанциям пристраивают дополнительные помещения, в которых устанавливают щиты с аппаратами защиты и управления.

Линии наружного освещения дворов и переулков подключают к линиям освещения улиц (кроме улиц категории А).

Требования к питанию сетей наружного освещения изложены в п.п. 6.3.15…6.3.24 ПУЭ, 7 издания.

Управление наружным освещением

В городах,как правило, наружным освещением управляют централизовано из диспетчерского пункта. Рекомендации по организации управления наружным освещением содержатся в п.п. 6.5.1…6.5.9; 6.5.19…6.5.29 ПУЭ, издание 7, п.п. 7.43, 7.44 СП 52.13330.2011 и п.п. 3.21…3.35 СН 541-82.

Включение и выключение наружного освещения осуществляется по заранее установленному расписанию. Ориентировочно включение производят при уменьшении естественной освещенности до 20 лк и отключение при увеличении освещенности до 10 лк.

В настоящее время внедряются методы управления освещением с использованием радиосигналов. Особенно это актуально для сельских поселений, состоящих из нескольких удаленных друг от друга небольших сел.

При проектировании наружного освещения обособленных объектов могут также предусматриваться программируемые контроллеры, в программу которых закладывают расписание включения и выключения освещения на год. Такой контроллер может быть установлен непосредственно в ШУНО.

Иногда такие контроллеры используют для отключения части светильников, установленных на опоре. Например, установленный на опоре прожектор (или группа прожекторов), подключенный к сети наружного освещения, освещает находящийся рядом памятник. Но в час ночи прожектора планируют отключать, так как в это время людей на улице мало. Контроллер может выполнить эти функции.

Защита осветительных сетей от токов коротких замыканий

Осветительные сети должны быть защищены от токов перегрузок и коротких замыканий в соответствие с требованиями ПУЭ, издание 7 (п.п. 6.3.25…6.3.40 ), и ГОСТ Р 50571.4.43-2012.

Для защиты могут быть применены автоматические выключатели с комбинированным расцепителем или предохранители с плавкой вставкой. Чаще можно увидеть предохранители, так как они лучше выдерживают кратковременные пусковые токи, возникающие при включении светильников. В каждом конкретном случае в проекте сети наружного освещения предусматривают наиболее подходящие способы защиты кабелей и проводов.

Защита осветительных сетей от атмосферных перенапряжений

В черте городской застройки, где высота домов значительно превышает высоту установки светильников, повреждения осветительных сетей прямыми ударами молний случаются крайне редко. И соответственно защиту от атмосферных перенапряжений не предусматривают.

На открытых участках и в сельской местности (так же в условиях любой малоэтажной застройки) воздушные сети наружного освещения в некоторых случаях защищают от ударов молний. Для защиты используют специальные защитные аппараты – устройства защиты от импульсных перенапряжений (УЗИП). В некоторых нормативных документах их называют УЗП — устройства защиты от перенапряжений. Широко распространены варисторные устройства, которые при превышении напряжения на нем выше заданного порогового уровня шунтируют защищаемую цепь малым сопротивлением. В первую очередь защите от атмосферных перенапряжений подлежат осветительные сети, расположенные в местах, где существует опасность возникновения пожара. Например, предназначенные для освещения мест хранения легковоспламеняющихся материалов.

Основные требования к защите воздушных линий передач (включая воздушные осветительные сети), содержатся в ГОСТ Р 50571-4-44-2011 (Раздел 443 и Приложение В) и ПУЭ, издание 7, раздел «Заземление. Защита от перенапряжений» (п.п. 2.4.38…2.4.49). Рекомендации по применению УЗИП содержатся в Техническом циркуляре Ассоциации «Росэлектромонтаж» № 30/2012. Некоторые полезные рекомендации можно найти в инструкции Правила устройства ВЛИ до 1 кВ, но ее действие отменено в 2003 году.

К сожалению, раздел ПУЭ, посвященный защите воздушных линий напряжением 0.4 кВ от перенапряжений, написан крайне неопределенными расплывчатыми фразами. Например, в п. 2.4.44 есть указание, что защитные аппараты, устанавливаемые на опорах для защиты от грозовых перенапряжений, должны присоединяться к заземлителю отдельным спуском. Здесь, судя по всему, подразумеваются УЗИП. В п. 2.4.46 содержатся требования к заземляющим устройствам, предназначенным для защиты от атмосферных перенапряжений. Но в этом пункте отсутствует прямое указание, что защита обеспечивается подключением УЗИП между проводами и заземлителем. А без подключенного УЗИП между изолированным от опоры фазным проводом и заземлителем, перенапряжение, возникшее на этом проводе, не будет уменьшено до безопасной величины. И, следовательно, возможен пробой изоляции проводов СИП. Вследствие этой неопределенности возникает много разночтений и споров о необходимости применения защиты от перенапряжений в проектах установок наружного освещения.

Согласования осветительных сетей

Согласование спроектированных установок наружного освещения, как правило, занимает значительно больше времени, чем само проектирование. Сеть освещения необходимо согласовать с организацией, отвечающей за освещение города, с балансодержателями освещаемых территорий, владельцами сетей, к которым подключается спроектированная сеть освещения. Так же с владельцами подземных коммуникаций, рядом с которыми предполагается установить опоры освещения и проложить кабельные линии. В первую очередь новые кабельные линии согласовывают с представителями организаций, эксплуатирующих городские кабельные сети.

В процессе согласования представители организаций, в чьем ведении находятся подземные коммуникации, могут потребовать предоставить им разрезы наиболее сложных участков параллельной прокладки и пересечений проектируемых кабельных линий с существующими коммуникациями.

Иногда возникает необходимость внесения корректировок в проекты наружного освещения вследствие появления новых подземных коммуникаций, которых не было на момент получения топографических планов.

Если для выполнения сети освещения не предусмотрены земляные работы, то есть светильники устанавливаются на уже существующие опоры или крепятся на тросовые растяжки, а сеть выполняется проводами и не содержит прокладываемых в земле кабелей, то согласование проекта наружного освещения соответственно упрощается.

Наружное освещение улицы

Рис. 1 Наружное освещение улицы

К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта) 05 июля 2015 г.

Требования снип к улицам

СНиП 2.07.01-89 : 6. Сеть улиц и дорог

6.17. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в табл.7.

6.18*. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл.8*, сельских поселений — по табл.9.

6.19. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, не менее 25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

6.20. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.

6.21*. На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:

до проезжей части, опор, деревьев . 0,75;

до тротуаров . 0,5;

до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта . 1,5.

Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.

6.22*. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м:

для магистральных улиц и дорог регулируемого движения . 8

местного значения . 5

на транспортных площадях . 12

В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закругления магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях — 8 м. При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.

Примечание. Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливаются в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.

6.23*. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий «транспорт — транспорт» при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий «пешеход — транспорт» размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8 х 40 и 10 х 50 м.

В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м. Примечание. В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.

6.24. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более ) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более . На путях с уклонами 30 — необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.

6.25. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200 — 300 м.

Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом:

400 — 800 м на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах;

300 — 400 м на магистральных улицах непрерывного движения.

1. Допускается устройство пешеходных переходов в разных уровнях на магистральных улицах регулируемого движения при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел/ч.

2. Пешеходные пути (тротуары, площадки, лестницы) у административных и торговых центров, гостиниц, театров, выставок и рынков следует проектировать из условий обеспечения плотности пешеходных потоков в час «пик» не более 0,3 чел/м2; на предзаводских площадях, у спортивно-зрелищных учреждений, кинотеатров, вокзалов — 0,8 чел/м2.

Нормы освещения дорог. Требования к освещенности улиц, площадей

На уровень безопасности дорожного движения достаточно большое влияние оказывает уровень освещенности автомобильных дорог, мест стоянки транспортных средств и т.д.

При проектировании устройства наружного освещения уличных площадей, автомобильных дорог должны обеспечиваться следующие требования:

  • нормированные величины количественных, качественных показателей осветительных остановок;
  • экономичность установок, рациональное использование электроэнергии;
  • надежность работы осветительных установок;
  • безопасность обслуживающего персонала и населения;
  • удобство обслуживания и управления осветительными установками.

Используемые в осветительных установках оборудование и материалы должны соответствовать требованиям стандартов, техническому напряжению сети, условиям окружающей среды. Применение в осветительных установках открытых ламп без армирования не допускается.

При проектировании установок наружного освещения выбор опор и световых приборов должен производиться с учетом архитектурно планировочных особенностей освещаемой дороги, восприятия освещенной зоны в дневное и вечернее время.

Читайте так же:  Как писать приказ на отпуск директора

Проектирование освещения дорог, улиц и площадей должно, как правило, выполняться в составе проектов благоустройства с учетом характеристик светоотражения дорожных покрытий и решений по озеленению.

Нормы, регламентирующие основные показатели наружного освещения, должны приниматься одинаковыми при любых источниках света, которые используются в осветительных установках, соответствовать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

Расчет освещения площадей городов, улиц, дорог различного назначения должен производиться с учетом обеспечении нормируемых величин освещенности на соответствующих функциональных зонах площади. В действующих нормах по проектированию искусственного освещения освещенность определяется угловым размером объекта различения, контрастом его с фоном и коэффициентом отражения фона. Поверхности дорожного покрытия улиц, площадей, дорог, обладающие рассеянным отражением, характеризуются не яркостью, а светностью фона или, зная порядок величины коэффициента отражения, освещенностью. Это значительно упрощает расчеты и измерения, так как рассчитать или измерить освещенность можно достаточно просто.

Основным нормативным документом Украины, регламентирующим нормы освещённости для уличного освещения являются украинские строительные нормы и правила — ДБН В.2.5-28-2006 «Природное и искусственное освещение». Нормы освещенности обязательны для всех организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и монтажа опоры наружного освещения в городских и сельских поселениях.

Освещение улиц, площадей, автомагистралей, автомобильных дорог с регулярным транспортным движением в городской местности должно соответствовать требованиям освещенности согласно СНИП 23-05-95.

Требуемые значения яркости и освещенности дорожного покрытия улиц, площадей и дорог

Устройство уличного освещения регламентируется ВСН 22–75 – «Инструкцией по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов». По характеру предъявляемых требований к освещению все улицы и площади городов подразделяются на три категории: А – скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т.п.; Б – магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т.п.; В-улицы и дороги местного значения.

В отличие от всех других осветительных установок уровень освещения для дорог с асфальтобетонным покрытием нормируется не величиной освещенности, а величиной яркости поверхности дорожного покрытия в направлении наблюдателя, находящегося оси движения транспорта. Это объясняется тем, что асфальт в особенности мокрый, обладает резко выраженным зеркальным характером отражения, вследствие чего величина освещенности может характеризовать видимость. Для улиц и дорог, имеющих простейшие (грунтовые, щебеночные) или переходного типа (асфальтовые, укрепленные вяжущими) покрытия, допустимо характеризовать уровень освещения величиной освещенности. Поэтому ВСН 22–75 устанавливает норму освещения улиц и других проездов с асфальтобетонным покрытием в виде величины средней яркости (в пределах от 1,6 до 0,2 кд/м 2 ) в зависимости от категории улиц и плотности движения, а для улиц с простейшими переходного типа покрытиями – в виде величины средней горизонтальной освещенности (в пределах от 6 до 2 лк). ВСН 22–75 содержат ряд качественных требований к устройству уличного освещения, в том числе определяют наименьшую допустимую высоту подвеса светильников в зависимости от их характеристик, мощности и типа ламп, а также соотношение наибольшей и наименьшей величин яркости и освещенности и т.д.

Кроме нормирования яркости и освещенности проезжей части улиц и площадей в «Указаниях по проектированию уличного освещения» (СН 278–64) регламентируется ряд других, весьма важных свето- и электротехнических, а также эксплуатационных показателей и даются соответствующие рекомендации по их реализации. Такими вопросами являются: высота подвеса светильников по условиям ограничения ослёпленности, выбор наиболее экономичных типов светильников и источников света в зависимости от места их применения, размещение светильников на улицах и площадях, устройство общегородского, автоматического управления освещением и др.

Освещение улиц и дорог с нормированной средней яркостью 0,4 кд/м2 и выше или средней освещенностью 4 лк и выше должно выполняться светильниками, обеспечивающими широкое или полуширокое светораспределение.

Освещение внутренних проездов улиц, автостоянок, хозяйственных площадок мусоросборников в микрорайонах следует, как правило, по нормам выполнять светильниками прямого света.

Освещение аллей, пешеходных дорожек, а также центральных входов в парки, сады, стадионы, больницы, санатории, пансионаты и дома отдыха требуется выполнять светильниками рассеянного света.

Освещение площадок массовых игр и площадок перед эстрадами, аттракционами требуется осуществлять светильниками широкого светораспределения.

Наружное освещение улиц, дорог и площадей территорий городов следует по нормам выполнять светильниками, располагаемыми на опорах.

Нормы освещенности поверхностей регламентируются государственным документом: «Естественное и искусственное освещение» — СНиП 23-05-2010, которые являются актуализированной редакцией СНиП 23-05-95.

Нормы проектирования автомобильных дорог и улиц в России

Современное проектирование улиц и дорог в РФ сталкивается с определёнными трудностями, связанными с устаревшей классификацией автомобильных дорог и экологических требований, установленных главным нормативным документом — Строительными нормами и правилами РФ СНиП 2.05.02-85.

Только за последнее десятилетие произошли существенные изменения в количественном и качественном развитии автотранспорта и систем технического обеспечения дорог, в технологии и материалах дорожных покрытий.

Российские автодороги входят в сеть международных трасс.

Данный документ утверждён постановлением Министерства строительства России N 18-57от 8.06.1995.

Им введено разделение дорог на магистральные, республиканские, областные и местные из расчёта предельной интенсивности автомобильного движения.

Установленные цифры и деление слабо соответствуют существующей сегодня интенсивности движения.

Также в нём определены основные требования по организации безопасности движения, охране окружающей среды, и даны основные технические и транспортно-эксплуатационные нормы по расчёту нагрузки и продольного и поперечного профиля дороги.

Установлены основные требования, предъявляемые к грунтам, насыпи, полотну и организации инженерных сооружений, обеспечивающих пересечение и развязку дорог.

В строительные нормы проектирования дорог включены:

  • Требования по обустройству обслуживающей инфраструктуры.
  • Порядок размещения и организации заправочных станций, станций технического обслуживания, дорожно-ремонтных организаций.
  • Классификация грунтов по климатическим зонам России для расчёта влияния грунтовых вод.

Оформление проектной документации, необходимый их перечень, выполнение чертежей и пояснительных листов производится в соответствии с установленными требованиями государственных стандартов в строительстве ГОСТ 21.001-93 и ГОСТ 21.101-97 СПДС.

Требования этих стандартов распространяется и на все страны СНГ. Стандартом ГОСТ Р 52398-2005 определена техническая классификация автодорог по классам и категориям.

В нём установлены основные требования и параметры, которым должны удовлетворять установленные классы и категории дорог.

Расчёт уклонов и расстояний видимости на трассе, элементов поперечного профиля, других геометрических параметров дороги нужно производить на основе требований ГОСТ Р 52399-2005.

Там изложены требования к размерам и размещению разделительных и краевых полос безопасности, разъездов, ограждений и островков.

Нормативы строительства в сейсмически опасных зонах приведены в СНиП II-7-81.

Расчёты по сооружению полотна выполняются на основании СНиП 2.05.02-85, инструкций и указаний Минтрансстрой СССР ВСН 55-69, ВСН 22-75 и Руководства от 1982 года.

А вы знали, что существует несколько технологий укладки асфальта на автомобильных дорогах?

Узнайте какую роль играют СРО в проектировании городских улиц прочитав эту статью

Существуют также определённые нормы проектирования автомобильных дорог, касающиеся охраны окружающей среды и восстановления отведённых под строительство участков земли.

Устанавливаются законами РФ «Об охране окружающей среды», «О недрах», ГОСТ 17.5.3.02-90, ВСН 8-89, постановлениями правительства.

На всех стадиях проектирования объёмы и сроки работ зависят от финансирования и технических возможностей проектной организации.

Несмотря на эти обстоятельства, все расчётные показатели проектируемой дороги должны удовлетворять качественным и количественным требованиям нормативных документов.

Ваш контактный телефон

Нажимая «Перезвонить» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Требования снип к улицам

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ УКРАИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ,
УЛИЦЫ
И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕЕЗДЫ

Требования к эксплуатационному состоянию

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения МВД Украины, Государственным дорожным научно-исследовательским институтом, Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом городского хозяйства, Украинским транспортным университетом

ВНЕСЕН Министерством внутренних дел Украины

  1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Госстандарта Украины от 31 июля 1997 г. № 441
  2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
  3. РАЗРАБОТЧИКИ: З. Дерех (руководитель разработки); А. Забышный, канд. техн. наук (руководитель разработки); В. Полищук, д-р техн. наук; Н. Колинченко; А. Фурманенко; В. Баклаев; Ю. Заворицкий; Л. Карпинская; С. Мороченко; О. Охрименко; Я. Забышный

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 3

3 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, УЛИЦ И ДОРОГ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, А ТАКЖЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ 4

4 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, УЛИЦ И ДОРОГ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, А ТАКЖЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ 15

ПРИЛОЖЕНИЕ А 20

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, УЛИЦ И ДОРОГ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ 20

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 21

СРОКИ ЛИКВИДАЦИИ ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТИ НА 100 КМ ПРОТЯЖЕННОСТИ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 21

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ УКРАИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, УЛИЦЫ
И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕЕЗДЫ

Требования к эксплуатационному состоянию

БЕЗПЕКА ДОРОЖНЬОГО РУХУ

АВТОМОБІЛЬНІ ДОРОГИ, ВУЛИЦІ
ТА ЗАЛІЗНИЧНІ ПЕРЕЇЗДИ

Вимоги до експлуатаційного стану

ROAD TRAFFIC SAFETY

AUTOMOBILE ROADS, STREETS
AND RAILWAY CROSSINGS

The requirements to operation condition

Дата введения 1998–01–01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

  1. Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги, улицы и дороги городов и населенных пунктов, железнодорожные переезды.
  2. Настоящий стандарт устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, железнодорожных переездов и технических средств организации дорожного движения.
  3. Требования стандарта являются обязательными.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте приведены ссылки на следующие нормативные документы:

ДСТУ 2586–94 Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения

ДСТУ 2587–94 Разметка дорожная. Технические требования. Методы контроля. Правила применения

ДСТУ 2734–94 Ограждения дорожные тросового типа. Общие технические условия

ДСТУ 2735–94 Ограждения дорожные и направляющие устройства. Правила использования. Требования безопасности дорожного движения

ДСТУ 3308–96 Знаки маршрутные для городского электротранспорта. Технические условия и правила применения

ГОСТ 3634–89 Люки чугунные для смотровых колодцев. Технические условия

ГОСТ 23457–86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

ГОСТ 25695–91 Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры

ГОСТ 26008–83 Дождеприемники чугунные для колодцев. Технические условия

ДБН 360–92 Містобудування. Планування і забудова міських і сільських поселень

СНиП 2.05.02–85 Автомобильные дороги

СНиП 3.06.03–85 Автомобильные дороги.

3 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, УЛИЦ И ДОРОГ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, А ТАКЖЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ

Автомобильные дороги, улицы и дороги населенных пунктов и железнодорожные переезды должны на период их эксплуатации поддерживаться в исправном состоянии и обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов.

Во всех случаях при обнаружении каких-либо отклонений от требований настоящего стандарта, а также на период проведения дорожных работ должны немедленно устанавливаться технические средства организации дорожного движения и вводиться ограничение скорости.

На проезжей части дорог и улиц, железнодорожных переездах, покрытиях тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожках, посадочных площадках, площадках отдыха, специальных площадках для кратковременной остановки автомобилей, поверхности разделительных полос и обочин не должно быть посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Классификация автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов приведена в приложении А.

3.1 Покрытие проезжей части

3.1.1 Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, наплывов или иных деформаций, затрудняющих движение транспортных средств.

Предельно допустимые повреждения площади покрытия, а также сроки ликвидации с момента их обнаружения должны соответствовать приведенным в таблице 1.

Примечание. Состояние покрытия проезжей части и других элементов дороги должны проверяться организациями, которые их эксплуатируют, – ежедекадно.

Категория и группа улиц и дорог

Повреждение (наличие ям)
на 100 000 м2 покрытия, м 2 не более

Срок ликвидации повреждений, суток, не более

Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78)

Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89*
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
(утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78)

Срок введения в действие 1 января 1990 г.

Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 утверждена и введена в действие с 20 мая 2011 г. актуализированная редакция настоящего документа с шифром СП 42.13330.2011

Отдельные части настоящих СНиП, указанные в Перечне национальных стандартов и сводов правил, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р, признаны обязательными для применения для обеспечения соблюдения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений

О статусе данного документа см. письмо Минрегиона России от 15 августа 2011 г. N 18529-08/ИП-ОГ

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах*.

Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии — по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.

Примечание. При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями специальных нормативных документов.

1. Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений

В развитие настоящих СНиП постановлением Госстроя РФ от 22 сентября 2003 г. N 166 одобрен и рекомендован к применению СП 35-106-2003 «Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей»

1.1*. Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.

При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

1.2*. Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или подцентра системы расселения.

Размеры зон влияния следует принимать: для городов — центров административно-территориальных образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов; сельских поселений — центров административных районов и сельских административно-территориальных образований — в границах административных районов и сельских административно-территориальных образований.

1.3*. В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30 — 40 лет.

1.4. Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с табл.1

* В группу малых городов включаются поселки городского типа.

1.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.

Перспективы развития сельского поселения должны быть определены на основе планов развития колхозов и совхозов и других предприятий с учетом их производственной специализации, схем проектов землеустройства, проектов районной планировки в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. При этом расчет численности населения следует выполнять на группу сельских поселений, входящих в хозяйство.

1.6*. Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Читайте так же:  Можно ли использовать материнский капитал на покупку автомобиля

1.7. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

1. При соблюдении санитарно-гигиенических и других требований к совместному размещению объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.

2. В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.

В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СН 429-71.

3. В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

1.8*. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.

1. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных.

2. В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.

3. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения в соответствии с требованиями ВСН 62-91, утвержденных Госкомархитектурой.

1.9. В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

1.10. На территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать пригородные зоны для использования их в качестве резервов последующего развития городов и размещения объектов хозяйственного обслуживания, а в составе пригородных зон — зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.

При определении границ пригородной зоны следует учитывать взаимосвязанное развитие городских и сельских поселений, границы административных районов, сельскохозяйственных и других предприятий. Для городов, входящих в формируемую групповую систему расселения, следует предусматривать общую пригородную зону.

1.11. Размещение подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, а также участков для коллективных садов и огородов следует предусматривать, как правило, на территории пригородной зоны. Объекты жилищно-гражданского строительства подсобных сельских хозяйств, как правило, следует размещать на территориях существующих сельских поселений.

Участки садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов — не более 2 ч.

2. Селитебная территория

2.1*. Планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учетом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.

Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей — 10 га для застройки без земельных участков и 20 га — для застройки с участками; от 4 до 8 этажей — 8 га; 9 этажей и выше — 7 га.

Для районов севернее 58°с.ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30%.

Примечание. Селитебную территорию в городах необходимо расчленять на районы площадью не более 250 га магистралями или полосами зеленых насаждений шириной не менее 100 м.

2.2. При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Расчетная жилищная обеспеченность определяется дифференцированно для городов в целом и отдельных их районов на основе прогнозных данных о среднем размере семьи, с учетом типов применяемых жилых зданий, планируемых объемов жилищного строительства, доли фонда, строящегося за счет средств населения. Общую площадь квартир следует подсчитывать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89.

2.3*. Размещение индивидуального строительства в городах следует предусматривать:

в пределах городской черты — преимущественно на свободных территориях, включая территории, ранее считавшиеся не пригодными для строительства, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки при ее уплотнении и в целях сохранения характера сложившейся городской среды);

на территориях пригородных зон — на резервных территориях, включаемых в городскую черту; в новых и развивающихся поселках, расположенных в пределах транспортной доступности города 30 — 40 мин.

Районы индивидуальной усадебной застройки в городах не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного строительства на перспективу.

В районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования.

2.4. В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать в пригородной зоне.

Примечание. Число, состав и размещение общественных центров принимаются с учетом величины города, его роли в системе расселения и функционально-планировочной организации территории. В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.

2.5. В общегородском центре в зависимости от его размеров и планировочной организации следует формировать системы взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), составляющих ядро общегородского центра.

В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды.

2.6. При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:

микрорайон (квартал) — структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10 — 60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с табл.5 настоящих норм); границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;

жилой район — структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

1. Жилой район является, как правило, объектом разработки проекта детальной планировки, а микрорайон (квартал) — проекта застройки. Относить проектируемый объект к одному из уровней структурной организации селитебной территории следует в задании на проектирование.

2. В малых городах и сельских поселениях при компактной планировочной структуре жилым районом может быть вся селитебная территория.

3. В зоне исторической застройки элементами структурной организации селитебной территории являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

2.7. Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного оборудования.

Примечание. Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7 — 9 баллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН 429-71.

2.8. При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной жилой застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройства территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры.

Объемы сохраняемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.

При комплексной реконструкции сложившейся застройки допускается при соответствующем обосновании уточнять нормативные требования заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры, государственного надзора и санитарной инспекции. При этом необходимо обеспечивать снижение пожарной опасности застройки и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения.

2.9*. Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке — не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линии перекрестков. При этом до остановки общественного транспорта должно быть не менее 20 м.

Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям — второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с табл.8 настоящих норм.

Микрорайоны и кварталы с застройкой 5 этажей и выше, как правило, обслуживаются двухполосными, а с застройкой до 5 этажей — однополосными проездами.

На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м.

Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек с второстепенными проездами, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям и с основными проездами следует предусматривать в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м.

Примечание* . К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м, а в малоэтажной (2 — 3 этажа) застройке при ширине не менее 3,5 м.

2.10*. Размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, выделяемых в городах на индивидуальный дом или на одну квартиру, следует принимать в порядке, установленном местными органами власти.

При определении размеров приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо учитывать особенности градостроительных ситуаций в городах разной величины, типы жилых домов, характер формирующейся жилой застройки (среды), условия ее размещения в структуре города, руководствуясь рекомендуемым приложением 3.

2.11. Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) следует принимать не менее 6 . (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений).

Для частей климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, расположенных севернее 58°с.ш., суммарную площадь озелененной территории микрорайонов допускается уменьшать, но принимать не менее 3 ., а для частей климатических подрайонов IА, IГ, IД, IIА южнее 58°с.ш. и подрайонов IВ, IIБ и IIВ севернее 58°с.ш. — не менее 5 .

Примечание. В площадь отдельных участков озелененной территории микрорайона включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка.

2.12*. Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п.9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1.

Взамен СНиП II-4-79 постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78 утверждены и введены в действие с 1 января 1996 г. Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»

См. также Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 19 октября 2001 г.

Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2 — 3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа — не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат — не менее 10 м. Указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

1. В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м; а расстояние до сарая для скота и птицы — в соответствии с п.2.19* настоящих норм. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.

2. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном приложении 1.

2.13. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в табл. 2.