Требования к школьной среде

31.08.2018 Выкл. Автор admin

Обеспечение доступной среды в школах России

Всем читателям блога «ШколаЛа» моё «Здравствуйте!» Наше государство заботится о том, чтобы каждому ребёнку дать бесплатное школьное образование. Каждому! Потому утверждённая в 2011 году федеральная программа Доступная среда в школе всё больше и больше набирает обороты.

Конечно, для любого учебного заведения создание так называемой безбарьерной среды — это дополнительная нагрузка и в первую очередь — финансовая.

Чтобы предоставить подходящие комфортабельные условия для обучения особенных детей, администрации школы приходится приложить немало усилий и постучаться не в одни муниципальные и даже региональные двери, дабы «выпросить» предусмотренные на эти цели госбюджетом средства.

И тем не менее, с каждым днём всё больше тех учебных заведений, которые идут навстречу детям-инвалидам и делают всё, чтобы они в стенах школы чувствовали себя комфортно и учились наравне со всеми.

Где искать господдержку?

На законодательном уровне требования создать специальные условия обучения детям с инвалидностью регулируются положениями вот этих основных нормативных актов:

  • ФЗ №181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов», в котором закреплены обязанности государства в лице образовательных учреждений предоставить инвалидам право обучения и получения профподготовки,
  • Порядком обеспечения условий доступности объектов в сфере образования, утверждённым приказом Минобрнауки №1309 от 09.11.2015, где регулируется, какие именно условия школьным учреждением должны быть созданы для детей-инвалидов,
  • Методическими рекомендациями Минздравсоцразвития РФ, утверждёнными письмом №30-7/10/2-3602 от 11.04.2012, регламентирующими стандарты, в пределах которых должно быть создано безбарьерное пространство для инвалидов в принципе и на объектах социальной сферы в том числе.

Знаете ли Вы, что?! За первые 4 года реализации «Доступной среды» было модернизировано более 45% объектов, в 90% российских городов создали карты доступности социальных объектов, а инклюзивное обучение для детей-инвалидов стало возможным в более чем 20% всех российских школ. Программа продлена до 2020 года.

Что требуется от школ

Директоры школ, которые решили приступить к реализации безбарьерной среды и принять на обучение детей с нарушением функций передвижения и инвалидов по зрению и слуху, сразу сталкиваются с проблемой серьёзного переоборудования здания и благоустройства территории вокруг него, ведь федеральная программа в идеале «требует» от школ решить вот эти задачи:

  • для детей с опорно-двигательными проблемами создать физическую безбарьерную среду, предполагающую наличие пандусов, автоматических систем открывания дверей, оборудованные поручнями либо мобильными подъёмниками лестницы, расширенные проёмы для прохождения инвалидных колясок, специально сконфигурированную мебель в классе с местом строго в ряду около дверного проёма,
  • для детей-инвалидов по зрению и слуху модернизировать пространство в школьных помещениях, снабдив их индукционными системами и звуковым оборудованием, информационными панелями и тактильными знаками, при этом использование таких предупреждающих систем должно быть дублирующим, то есть, например, нельзя просто повесить табло с крупным (минимум 7,5см) контрастным шрифтом, нужно для инвалидов по зрению их продублировать специальным шрифтом Брайля, ну, и другие тонкости,
  • для всех учеников с ограниченными возможностями оборудовать к школе безопасный пешеходный путь от остановки транспорта или парковки до школьного крыльца, включая размещение по пути для незрячих тактильных направляющих полос, для неходячих — пониженные до уровня с дорогой бордюры и выровненные перепады у лестничных ступенек высотой до 0,12м и шириной не менее 0,4м, продублированные пандусом,
  • ввести в штат дополнительную единицу — дефектолога, который будет заниматься коррекционными и реабилитационными занятиями.

Так что посудите сами, чтобы максимально тщательно подойти к этой проблеме, сил надо положить немало. Ведь всё, что раньше капитально построено без учёта потребностей инвалидов, реконструировать за короткие сроки невозможно, и нередко даже не в деньгах дело.

Тем учебным учреждениям, которые на оценку «отлично» справились с поставленной государством задачей создать особенным учащимся безбарьерную среду, после тщательной проверки дают заветный Паспорт доступности.

Но увы, не каждой школе такие рекомендованные положения федерального законодательства под силу, и нередко желание школьной администрации помочь особенным детям стать полноценными участниками школьной жизни заканчивается разработкой лишь школьной документации и не переходит в практическую стадию реализации, ибо «гладко на бумаге, да забыли про овраги».

Некоторые учебные заведения справляются с этой задачей частично, приобретая и устанавливая часть из положенного оборудования, и это уже хорошо.

Нередко учебные заведения приходят к выводу, что модернизация им не под силу и лучше воспользоваться правом учить детей-инвалидов дистанционно либо на дому, что кстати предусмотрено действующим законодательством и является альтернативой создания на базе школы полноценной доступной среды.

А Вашей школой уже получен Паспорт доступности или школьный коллектив только вступил в ряды создателей безбарьерной среды? Рассказывайте в комментариях.

Образовательная среда средней школы

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. ( Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:

  1. Материально — техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” ( V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника ( I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

Список использованной литературы

Законы и иные нормативные акты.

  1. Конституция РФ
  2. Закон об образовании РФ. М.: Инфра-М, 2000.
  3. Конвенция о правах ребенка. М.: Ось-89, 1999.
  4. Семейный кодекс. М.: Текст, 2001.
  5. Концепция модернизации российского образования на период 2010 года.
  6. Национальная доктрина образования.

Справочные материалы.

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 1998.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
  3. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000-1999.
  5. Словарь по этике./Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983.
  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.
  7. Виноградова М.В. Управление социализацией подростков в средней школе. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2003.

Требования к школьной форме

Одним из приоритетных направлений при решении вопроса формирования качественной и безопасной образовательной среды, наряду с материально-техническим состоянием образовательных учреждений и организацией питания существенную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играет их одежда.

Требования к одежде детей и подростков определяются положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-01 «О защите прав потребителей», Федерального Закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентом таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/211) (далее технический регламент) и санитарными правилами Сан Пин 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалами для изделий (изделиями) контактирующими с кожей человека», актуальность которых повышается в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013г. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в российской федерации».

Статьёй 5 технического регламента и п.п.1.3.1.5.,2.4. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 определены показатели безопасности предметов одежды и принадлежности к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков, которые регламентируются с учётом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

Текстильные материалы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, а также нормам по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида и устойчивости окраски.

Данные требования определяются необходимостью соответствовать погоде, местом проведения учебных занятий, температурному режиму в помещениях, обеспечивать комфортный микроклимат пододёжного пространства (температура, влажность, газовый состав), хорошее самочувствие и работоспособность и направлены на реализацию основной задачи — сохранить здоровье обучающихся.

Существующая нормативно-правовая база позволяет регулировать показатели гигиенических требований к функциональному назначению одежды, а также качество и эстетические показатели используемых для пошива школьной формы материалов.

Несоответствие используемой школьной формы её функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го слоя на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учётом природно-климатических условий приводит к простудным заболеваниям, а снижение функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоёв — к кожной заболеваемости.

По данным ГБУЗ «Сахалинский областной медицинский информационно-аналитический центр» показатель заболеваемости детей и подростков в возрасте до 18 лет в Сахалинской области в 2012 году составил 296969,85 на 100 000 детского населения, что на 32,2 % больше уровня 2011 года. В структуре общей заболеваемости удельный вес заболеваний органов дыхания составил 4%. Среди них, в свою очередь, в 2012 году ОРВИ составили 90,4%, грипп — 0,03%, на долю пневмонии приходится 0,8%, бронхитов — 0,27%.

Заболевания по классу болезней кожи и подкожной клетчатки в структуре общей заболеваемости составляют 4%. По сравнению с 2011г. увеличилась доля контактных и атопических дерматитов. В структуре заболеваемости данного класса вес заболеваемости контактными дерматитами составил 17,1%, что осталось на уровне 2011 года, атопическими дерматитами — 13,5%, что на 3,3% выше уровня 2011года.

Взаимодействие между кожей ребёнка и тканями школьной одежды определяется гигиеническими свойствами ткани и обуславливает необходимость федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на всех этапах, от производства тканей, используемых для пошива школьной формы, до реализации готовой одежды.

В течение суток через поверхность кожи выделяется около 4,5 литров углекислого газа. Повышение температуры воздуха и интенсивная физическая работа увеличивает газообмен через кожу в несколько раз, доводя его до 10 % лёгочного газообмена. Научными исследованиями доказано, что при содержании в пододёжном пространстве более 0,07% углекислоты газообмен через кожу, а следовательно и самочувствие ребёнка, ухудшаются. Поэтому школьная форма должна обеспечивать достаточную вентиляцию пододёжного пространства, которая в приоритетном отношении зависит от материала, из которого сшита форма.

К числу тканей, остающихся незаменимыми при изготовлении определённых видов одежды с позиции гигиенических свойств относятся, прежде всего, футерованные хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазея и другие.

В соответствии с функциональным назначением школьная форма относится к одежде и изделиям 2-го слоя. Для детей старше года и подростков одежда и швейные изделия из текстильных материалов должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности.

Текстильные материалы для одежды и изделий должны соответствовать требованиям, предъявляемым к устойчивости окраски.

Напряженность электростатического поля на поверхности изделий определяется в изделиях 1-го и 2-го слоя, изготовленных из чистошерстяных, шерстяных, полушерстяных, синтетических и смешанных материалов, и не должна превышать 15 кВ/м.

Перечень контролируемых химических веществ определяется в зависимости от химического состава материала и вида изделия.

Вредные вещества в одежде 1-го и 2-го слоев определяются в водной среде, в изделиях 3-го слоя (кроме изделий для новорожденных и детей до 1 года) — в воздушной.

Индекс токсичности при испытаниях в водной среде должен быть от 70 до 120 процентов включительно, в воздушной — от 80 до 120 процентов включительно или должно отсутствовать местное кожно-раздражающее действие в одежде и изделиях 1-го и 2-го слоя.

Выделение летучих химических веществ, содержащихся в текстильных материалах, обработанных аппретами, не должно превышать нормативов.

Кожа для одежды, головных уборов и кожгалантерейных изделий должна соответствовать следующим требованиям:

— содержание свободного формальдегида — не более 20 мкг/г;

— содержание водовымываемого хрома (VI) в коже не допускается;

— устойчивость окраски кожи к сухому трению — не менее 4 баллов, — устойчивость окраски кожи, кроме кож для перчаток и рукавиц, к мокрому трению — не менее 3 баллов.

Текстильные материалы, применяемые в одежде и головных уборах из кожи, из меха должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к текстильным материалам.

В Сахалинской области школьная форма в этом учебном году не вводится. Родители вправе приобретать одежду по своему усмотрению, придерживаясь общих для конкретного образовательного учреждения требований к одежде. Предприятия на получение государственного заказа на изготовление школьной формы в области пока не определены.

Местный производитель ООО «Сахалинская швейная фабрика» по заказам школ производит школьную форму для учащихся 1-4 классов: платье школьное, фартук школьный, юбка, жилет, сарафан, блуза для девочки; брюки, жилет для мальчика, из полушерстяных тканей российского производства «Павлово-Посадского» и «Свердловского» камвольных комбинатов.

Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской подготовлены и направлены в ООО «Сахалинскую швейную фабрику» рекомендации о требованиях, предъявляемых к школьной форме с учетом гигиены и безопасности.

Рынок детской одежды в регионе представлен ассортиментом детской одежды российского и импортного производства. Реализация одежды и обуви производится по сезонам годам. В сезон подготовки к школе в область завозится достаточный ассортимент школьной формы российского производства, в основном из Москвы. В магазинах, специализирующихся на продаже детской одежды корейского производства, реализуется школьная форма производства республики Корея.

Ввиду особенностей Сахалинской области (область островная, рынок сбыта достаточно ограниченный, стоимость лабораторных испытаний выше, чем на материковой части страны), ввоз импортных товаров осуществляется через другие регионы. Если поставки идут напрямую, то товар имеет необходимые документы.

За период 2012-2013 гг. жалоб на качество детской одежды и обуви в управление Роспотребнадзора не поступало.

Учебная нагрузка школьников

Учебный год только начался, а нагрузка у школьников уже будь здоров. Уроки, классные часы, факультативы — это не считая секций и репетиторов! А жить когда, спрашивается?

На самом деле, расписание в школе должно составляться не как попало, а с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В нем указана максимальная нагрузка на учеников, а также даны требования к организации учебного дня.

Семь уроков в день — это максимум

Дополнительные или принудительные?

В теории получается, что даже у самых загруженных старшеклассников в день должно быть не больше 7 уроков, включая дополнительные занятия — ту же подготовку к ЕГЭ и углубленные факультативы по предметам. Но на практике же семь уроков в день уходит только на обязательные предметы, а после них детям предстоит отпахать вторую смену на углубленке.

— Без этого школьную программу не осилить, и так часов на предметы на хватает, — разводят руками учителя.

В итоге дополнительные занятия становятся добровольно-принудительными. И если младшеклассникам ещё повезло — их запихивают на музыку, спорт и рисование, то вот старшим ученикам так просто не отделаться. А не ходить на факультативы себе дороже: бывает так, что педагоги именно во время допзанятий проводят проверочные и самостоятельные, чтобы успеть получше разобрать материал во время основного урока.

«Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки», напоминает 10.5 пункт СанПиН.

Пятница — облегченный день

Между прочим, по требованиям тех же СанПиН контрольные и проверочные работы можно проводить на 2-4 уроках и не больше одной в день:

«Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших псхихофизиологических затратах организма. Поэтому, в расписании уроков для обучающихся 1-й ступени, основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней – на 2-4 уроках».

Какой максимальный объем учебной нагрузки допустим

Составить расписание, которое бы отвечало всем этим требованиям — та ещё задача! Поэтому часто расписание получается несбалансированным: в одни дни уроков и домашних заданий у детей выше крыши, а в другие в школе можно вообще не появляться.

Возьмем первое попавшееся расписание — например, учеников 4 класса одной из обычных московских школ:

Если посчитать предметы по трудности, согласно нормативам СанПиН, то видно, что самый сложный день — это понедельник. Причём, самые сложные предметы сдвинуты на утро, а в середине дня, когда у детей пик работоспособности, стоит физкультура. И наоборот — в среду, когда дети также на пике активности, у них выходит самый легкий день на неделе.

Посмотрим расписание старшеклассников — пусть, для примера, это будет 10 класс еще одной столичной школы (через «/» обозначены предметы для разных профильных групп).

Все эти требования — обязательные, а не рекомендательные. Понятно, что в школах тоже работают не волшебники, и администрация старается составить оптимальное расписание для всех. Да и сам СанПин, откровенно говоря, устарел, хотя и вышел всего в 2010 году. Например, в нем нет ничего про сложность иностранных языков в начальной школе, многие другие предметы остались за кадром. Кроме того, с тех пор появился новый Федеральный закон об образовании и новые Федеральные госстандарты образования. Как минимум, максимальный объем и трудность предметов стоило бы пересмотреть с их учетом.

Впрочем, даже в таком виде СанПиН позволяет увидеть, что дети загружены по полной, причем, эта нагрузка неравномерна. А ведь в расписании еще ни слова нет про занятия с репетиторами и на курсах, дополнительные языки и школы искусств. Все это — дополнительные стрессы. И не стоит удивляться, что вместе с аттестатом об окончании школы выпускники получают целый букет болячек — от севшего зрения и сколиоза до неврозов и психических расстройств.

Руководство по оформлению школ

Исследование архитектуры московских школ

По заказу Департамента образования Москвы Студия Артемия Лебедева и Московский архитектурный институт (МАрхИ) разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.

Руководство по оформлению школ (бета-версия) (ПДФ, 105 МБ)

1. Общие рекомендации

2.5 Типовые учебные кабинеты средней школы
2.6 Специализированные кабинеты средней школы
2.7 Столовая
2.8 Спортивные залы
2.9 Актовый и танцевальные залы
2.10 Библиотека
2.11 Медицинский кабинет
2.12 Административные кабинеты
2.13 Санузлы

Комплексный подход

Руководство включает рекомендации по планировке и отделке помещений, подбору освещения, закупке мебели и оборудования. Представлены решения по графическому оформлению пространства.

Комплексный подход экономит бюджет, сокращает время на этапе проектирования и способствует формированию цельной визуальной среды.

Выделение функциональных зон

Система зонирования пространства помогает организовать помещения для учебы, отдыха, игр, хранения инвентаря и места ожидания для родителей.

Разделы сопровождаются иллюстрациями образцовых интерьеров, которые разработаны на основе проведенного исследования и знакомства с европейскими школами.

Ремонтные работы

Разные типы помещений представлены в отдельных разделах. Подробно рассказано об оформлении учебных кабинетов начальных и старших классов, столовой, актового и спортивного залов, санузлов, коридоров, рекреаций, библиотеки, гардероба, медицинского и административных кабинетов.

У каждого из них есть свои особенности, и это учтено в документе. Например, на входе, в столовых и санузлах напольное покрытие должно быть влагостойким, а в спортзале — амортизирующим.

Описаны преимущества и недостатки материалов, срок их службы, особенности монтажа и требования к закупкам. Для ясности приводятся фотографии школьных интерьеров с удачной и неудачной отделкой. Наглядный материал помогает учесть нюансы и избежать распространенных ошибок, допускаемых в процессе ремонта.

Готовые палитры для отделочных работ учитывают назначение помещений и особенности их освещения.

Много внимания в руководстве уделяется мебели: подробно объясняется, как подбирать предметы с нужными характеристиками, рационально их компоновать и безопасно расставлять.

Характеристики
Цвет: однотонный, яркий или нейтральный, без орнаментов и принтов
Материал: фанера, ДСП, МДФ в сочетании с пластиком, ламинацией или покраской
Рекомендованная высота: до 220 см — для удобства использования

Расположение
Вдоль задней стены в зоне хранения. Если там располагается вывод воды, то верхний ряд модулей размещается над раковиной

Компоновка
Необходимые модули подбираются в зависимости от потребностей учителя

Парты подобраны с учетом эргономики.

Тип 1
Соединенная конструкция
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 2000–3000 руб.

Тип 2
Раздельная конструкция
Отдельный крючок для рюкзака
Ценовой диапазон: 3000–4000 руб.

Тип 3
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 6000–8000 руб.

Тип 4
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Закрытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 8000–10 000 руб.

Лампы, рекомендуемые в документе, соответствуют санитарным нормам и практичны в эксплуатации.

Работа над деталями

Руководство учитывает все мелочи интерьера и даже советует, как разместить крючки, вешалки, мусорные ведра, мягкие подушки. Внимательный подход к деталям делает школьные помещения удобными и уютными.

Спроектированы таблички для размещения в любой школе. Они помогают новым ученикам и родителям найти нужный кабинет или зал, а также разнообразят пространство коридоров и рекреаций.

Графические материалы

Подробные рекомендации помогают гармонично подобрать и разместить схемы, карты, таблицы и плакаты.

Декорирование стен

Созданы материалы для оформления коридоров и кабинетов — банк с изображениями доступен для всех школ. С помощью готовых трафаретов стены оформляются яркими и познавательными иллюстрациями, отобранными архитекторами и дизайнерами на конкурсной основе.

Полезная информация на стенах

Правила, схемы и формулы превращаются в элементы графического оформления интерьера. Сложный материал, проиллюстрированный примерами из повседневной жизни, лучше усваивается и запоминается.

Шаблоны для документов

Готовые макеты упрощают работу в текстовом редакторе и привносят порядок в визуальное пространство школы. Для подготовки содержательной части сформулированы рекомендации по составлению текстов.

Образцовая типографика в документах облегчает восприятие информации и приучает детей к хорошему стилю.

Для объявлений и расписания используется единый шрифт и набор пиктограмм. Небольшие изображения не бросаются в глаза, но разбавляют текст и сглаживают формализм официальных объявлений.

Разработчики рады мнениям специалистов и приглашают инженеров, преподавателей и администраторов школ оставлять отзывы и пожелания через форму обратной связи.

Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы

С модернизацией современной системы российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным. В настоящее время все школы переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, что задает новые требования к образовательным учреждениям. В Федеральном государственном образовательном стандарте (В ред. от 18 мая 2015 года) утверждается и закономерно ставится вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды. Среди условий реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС (В ред. от 18 мая 2015 года) определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения [4].

Здоровье учащихся показывает качество образования страны. Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.

Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации, ухудшение уровня нравственной воспитанности в обществе.

Безопасность образовательного учреждения:

— это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

— это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:

1. Постоянную работу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти, милицией, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз.

2. Оказание содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

3. Организацию дежурства учащихся старших классов и членов родительского комитета по образовательному учреждению.

4. Контроль над соблюдением в образовательном учреждении внутреннего распорядка и правил безопасности.

5. Организацию охраны порядка на школьных мероприятиях.

6. Ознакомление учащихся и персонала образовательного учреждения с

правилами и тактикой безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

7. Контроль, за работой приборов охранной и охранно-пожарной

сигнализации, состоянием технических средств защиты.

8. Защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

9. Соблюдение техники безопасности учащимися и работникам образовательного учреждения.

10. Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и

11. Документирование процессов, относящихся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам [2, с. 26].

Кроме того, начальная ступень обучения – чрезвычайно сложный и переломный момент в жизни каждого ребенка: меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В начальной школе у ребенка возникает очень много стрессовых ситуаций – и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация, непонимание происходящего и ребенок может получить психологическую травму, влияющую на его дальнейшее развитие. В связи с этим безопасная среда предполагает не только обеспечение физической безопасности, как материально-техническое обеспечение, личное безопасное поведение ребенка в пространстве, но и, прежде всего, психологическая безопасность.

И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников [1, с. 108].

В первые дни у школьников можно заметить так называемый «кризис семи лет». Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка, общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.

Безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон затрагивающих жизнь младшего школьника, прежде всего это семья, где растет ребенок и конечно же школа, где большую половину дня проводит ученик. Приходя учиться в школу, ребенок преодолевает множество трудностей психологической адаптации, связанных с изменением его социальной позиции и изменением его окружающих людей детей, взрослых – учителей. Огромная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От первого учителя зависит формирование личностных качеств человека, его жизненных ценностей, ведь именно в начальной школе формируются все основные убеждения, которыми будет ориентироваться человек всю жизнь. Учитель и родители должны создать комфортную и безопасную образовательную среду, в которой полноценно и всесторонне будет развиваться младший школьник.

Например, чтобы период адаптации школьников прошел спокойнее, родителям нужно заранее подготовить ребенка к школьной жизни:

— за месяц поменять режим дня;

— заранее познакомить ребенка и со школой, и возможно с учителем;

— в первые недели не загружать ребенка различными внеурочными кружками, секциями, репетитором;

— нужно уделять внимание состоянию ребенка: каждый день обсуждать, как прошел учебный день, помогать, поддерживать быть для него опорой.

Такая подготовка ребенка родителями может способствовать лучшей адаптации и снижению тревожности ребенка в первые дни обучения. Образовательный процесс невозможен без участия родителей. Таким образом, главная цель школы, семьи и содействующих развитию и воспитанию детей участников микросоциума – постоянная поддержка и внимание педагогов и психологов школы к развитию ребенка, изучение трудностей, особенностей и возможностей каждой семьи, своевременная помощь и поддержка родителей и школы.

При этом могут быть использованы такие методы, как посещение детей на дому, беседы с родителями, родительские собрания, тренинги, игры, которые сплачивают семью, различные конференции для создания у родителей правильного представления о развитии и воспитании их детей.

В качестве показателей психологической безопасности образовательной среды М.Ф. Секач и Э.Э. Сыманюк выделяют: низкий уровень психологического насилия; преобладание диалогической направленности субъектов общения; позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников; преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды; высокий уровень удовлетворенности школьной средой [4, с. 41]. Процесс психолого-педагогического сопровожде­ния психологической безопасности школьников опирается на ряд важных организаци­онных принципов, среди которых — системный характер деятельности педагогов, организационное закрепление различных форм сотрудничества уча­щегося и педагога в области создания условий ин­формационной безопасности личности школьника [3, с. 12].

Создание образовательной среды в школе предусматривает внедрение специального педагогического обеспечения данной работы. По мнению Н. Ю. Шепелевой, педагогическое обеспечение призвано содействовать успешному решению поставленных задач социализации учащихся в рамках возрастной нормы и с учетом специфики родительского заказа, индивидуальных и личностных ресурсов участников образовательного процесса в образовательном учреждении [6, с. 46]. Педагогическое обеспечение дает возможность осуществлять процесс социализации детей и молодежи в рамках целенаправленного педагогического управления: в соответствии с диагностированием, на основе специальной программы, посредством организации взаимодействия в разных формах и разными методами участников образовательного процесса друг с другом и с социумом.

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

2. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 280с.

3. Самоделова Л. А. Изучение основ информационной безопасности в системе дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2002.-27 с.

4. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы.— М: Академический Проект, 2003. — 192 с. — («Gaudeamus»)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт от 29 декабря 2014 года № 1643 указанный Министерством образования и науки Российской Федерации (В ред. от 18 мая 2015 года).

6. Шепелева, Н. В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударствен- ном образовательном учреждении [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Н. В. Шепелева. – Кострома, 2004. – 211 c.

Читайте так же:  Автовышка пособие