Требования к сертификации услуг

04.09.2018 Выкл. Автор admin

Сертификат соответствия на продукцию: особенности оформления, виды и стоимость

Получение сертификата соответствия на ряд товаров – необходимое для исполнения требование. Чаще всего обязательная сертификация нужна для тех видов продукции, использование которых сопряжено с повышенным риском для окружающей среды, жизни и здоровья людей. Чтобы на законных основаниях выпустить такие товары на рынок, необходимо оформить сертификат соответствия.

Сертификация – это процедура, которая при помощи лабораторных тестов и экспертной оценки подтверждает соответствие товара нормативным документам и гарантирует его безопасность. По результатам успешных испытаний выдается сертификат соответствия.

Задача государственного масштаба

Обеспечение безопасности товаров и услуг – задача государственного значения, именно поэтому оформление сертификатов соответствия регулируется законом. Все основные понятия и правила процедуры прописаны в Федеральном законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Согласно данному документу, сертификация может быть добровольной или обязательной. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя. Обязательное подтверждение соответствия проводится в форме декларации о соответствии и обязательной сертификации. Оно необходимо лишь для некоторых групп товаров, определенных законодательством.

При сертификации безопасность товара подтверждается независимой экспертизой, и на основании проведенных испытаний и анализа документации орган по сертификации выдает соответствующий документ – сертификат соответствия. При декларировании заявитель сам составляет декларацию о соответствии, основываясь на собственных доказательствах или доказательствах третьей стороны (в зависимости от схемы декларирования), а орган по сертификации лишь регистрирует декларацию соответствия.

Сертификат – гарантия безопасности

Сертификат соответствия выдается по результатам независимой экспертизы и включает в себя информацию о продукции, ее изготовителе или поставщике, нормативных документах, на соответствие требованиям которых была проверена продукция, а также сведения об органе по сертификации, выдавшем этот документ, сроке действия сертификата и основаниях для его выдачи.

Срок действия сертификата соответствия может составлять от одного года до трех лет, однако бывают и «одноразовые» сертификаты, которые выдаются на партию продукции.

Виды сертификатов

Сертификаты соответствия на продукцию бывают разных типов, при этом вид зависит от выбранной схемы сертификации, а также от того, в какой сфере – добровольной или обязательной – он оформляется.

Добровольный сертификат соответствия – это официальное подтверждение качества и безопасности продукции, которая не подлежит обязательной сертификации. Изготовителям выгодно иметь такой документ – он увеличивает конкурентоспособность и положительно сказывается на имидже компании.

Обязательный сертификат соответствия выдается на те виды товаров, которые по закону подлежат обязательной сертификации, и получение такого документа – не добровольная инициатива производителя, а требование, подтвержденное законом.

Кроме того, существует негласная классификация сертификатов в зависимости от типа документа, на соответствие которому проверяется продукция, а именно:

Сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза (сертификат ТР ТС) –документ, который удостоверяет соответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. Этот сертификат позволяет ввозить и реализовывать продукцию на территории стран Таможенного союза – республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Основной тип сертификатов соответствия в обязательной сфере.

Сертификат ТР РФ – документ, подтверждающий соответствие техническим регламентам РФ. Нужно отметить, что таких сертификатов не так много, и выдаются они лишь на те категории продукции, на производство которой еще не разработаны соответствующие ТР ТС. В перспективе этот тип сертификатов должен исчезнуть.

Сертификат ГОСТ Р – в свое время основной вид сертификатов, удостоверяющих соответствие продукции установленным требованиям ГОСТ и других нормативных документов. Однако в связи с реформой системы аккредитации и образованием единой национальной системы аккредитации Система ГОСТ Р потеряла свою легитимность и сертификаты подобного рода вышли из обращения.

Кто оформляет сертификаты соответствия?

Процесс выдачи сертификатов регулируется Федеральной службой по аккредитации, которая выдает официальные бланки сертификатов аккредитованным органам по сертификации. Важно учитывать, что законную силу имеют лишь сертификаты, выданные такими организациями. Стоит отметить, что выданные ими сертификаты ТР ТС действительны на территории всех стран Таможенного союза, а сертификаты ТР РФ – только на территории РФ .

Процедура оформления

Существует несколько схем сертификации, особенности которых зависят от страны, где произведена сертифицируемая продукция, и размера партии, а также нескольких других моментов. Обычно выбирают схему сотрудники центра сертификации.

Чтобы получить сертификат соответствия, нужно обратиться в выбранный сертификационный центр и предоставить необходимый пакет документов, в который входят:

  • Заявка, подписанная руководителем и заверенная печатью фирмы-заявителя.
  • Документы о регистрации и постановке на учет в налоговом органе фирмы-производителя.
  • Устав предприятия.
  • Нормативная документация на выпускаемую продукцию (ТУ или ГОСТ).
  • Паспорт или инструкция по эксплуатации.
  • Договор аренды производственных площадей или документ, подтверждающий право собственности.

В зависимости от типа и места производства товара могут потребоваться и некоторые дополнительные бумаги. После оформления договора и оплаты услуг центра образцы продукции передаются в лабораторию, специалисты которой проводят оценку безопасности товара и проверяют его соответствие установленным требованиям. Иногда, если по регламенту необходима проверка производства, на объект выезжает представитель центра. По итогам проверки принимается решение о выдаче сертификата.

Если все лабораторные тесты в аккредитованной независимой лаборатории уже проведены и заявитель может предоставить протокол испытаний, то процесс не займет много времени – обычно в таком случае сертификат выдают через 3-5 дней и обойдется это примерно в 5 тысяч рублей. Но полная проверка значительно увеличивает и цену, и сроки выдачи сертификата.

Наличие сертификата соответствия – это гарантия качества и безопасности продукции, а если речь идет о добровольно сертификате, то еще и серьезное конкурентное преимущество, дополнительный плюс при участии в государственных тендерах. Именно это побуждает многих производителей проходить сертификацию в добровольном порядке.

Сертификация услуг

Сертификация услуг представляет собой подтверждение соответствия оказываемых услуг действующим стандартам, осуществляемое независимым органом и преследующее цель удостоверить качество этих услуг и стабильность их предоставления.

В процессе сертификации во внимание принимаются разнообразные нормативные источники:

  • акты российского законодательства;
  • стандарты, нормы и правила, имеющие статус международных;
  • документы, содержащие технические условия проведения определенных работ/оказания услуг.

Порядок сертификации услуг

До недавнего прошлого существовал перечень услуг, для которых сертификация являлась обязательной. В него входили услуги, оказываемые, к примеру, в следующих сферах: туризм, строительство, ЖКХ, парикмахерский сервис. В настоящее время сертификация услуг выведена в «добровольное поле», что полностью отменяет необходимость ее прохождения для каких-либо услуг.

Сертификационную процедуру заказчик (организация, фирма) проводит за счет собственных финансовых источников, на цену вопроса при этом влияет схема сертификации и особенности услуг/работ, в отношении которых планируется осуществлять сертификацию. Разные услуги имеют отличный набор нормативных материалов, и стоимость процедуры будет существенно изменяться, в том числе в зависимости от их количества.

Сертификация услуг выполняется в несколько этапов:

  • подается заявка на сертификацию, по завершении регистрации она рассматривается органом по сертификации услуг и по ней принимается решение;
  • определяется схема сертификации;
  • определяется аккредитованная испытательная лаборатория, уточняется ассортимент услуги, подвергаемой сертификационным испытаниям, производится отбор проб и собственно процесс испытания в лаборатории;
  • выполняется оценка компании или процесса предоставления услуги по требованиям нормативов, производится проверка результата оказания услуги (согласно избранной схеме сертификации);
  • на основании результатов экспертизы документальных источников и испытаний, экспертами подготавливается решение о соответствии услуги предъявленным требованиям и выдаче сертификата соответствия (отказе в нем);
  • оформляется сертификат соответствия, производится его регистрация и последующая выдача заявителю.

Схемы сертификации услуг

Каждая из представленных схем имеет свои особенности и определенную область практического применения.

Схема 1 используется для оценки мастерства исполнителя и контроля его при инспекциях. Она применима в тех случаях, когда качество и безопасность услуги напрямую зависит от мастерства оказывающего ее специалиста (косметолог, тренер, массажист).

Схема 2 позволяет не только провести оценку процесса оказания услуги, но и проверить его результаты. Данная схема также используется при инспекционном контроле. Оценка процессов различной сложности может включать ряд параметров:

  • качество исходных документов, содержащих требования к рассматриваемому процессу;
  • обеспеченность оборудованием, материалами, площадями и пр., их соответствие существующим требованиям;
  • методическое, программное и иное обеспечение;
  • безопасность и стабильность процесса;
  • профессионализм непосредственного исполнителя и прочего персонала.

Схема 2 применима тогда, когда качество и безопасность услуг зависит от стабильности процесса их оказания (общепит, пассажирские перевозки, медицина).

Схему 3 используют при сертификации производственных услуг. Она дает возможность проводить анализ состояния производства и проверку результатов работ/услуг.

Схема 4 предназначена для оценки организации-исполнителя работ на соответствие действующим требованиям госстандартов. Результатом может стать присвоение организации какой-либо категории («звездность» отелей).

Используя схему 5, проводят оценку системы качества и контролируют ее при инспекциях, выполняют проверку результатов работ. Оценку осуществляет эксперт по сертификации систем качества. Схема применяется для услуг, несущих потенциальную опасность (пассажирские перевозки, медицина). Если есть сертификат на систему качества, он принимается к учету при сертификации работ/услуг.

В основу схем 6,7 положена декларация о соответствии, эти схемы сегодня не применяются.

Документы для проведения сертификации услуг

Для проведения сертификации услуг необходимо предоставление заявителем определенного пакета документов:

  • регистрационные документы компании, лицензия;
  • сведения об услугах и документальное подтверждение их реального оказания;
  • список оборудования, справочные данные кадровой статистики;
  • список нормативно-технических стандартов, применяемых в процессе оказания услуг.

Если услуга оказывается при соблюдении всех существующих норм, предприятие получает сертификат качества и соответствия со сроком действия три года.

Научно-исследовательский институт труда (ООО «НИИ Труда») — исследовательская организация в области экономики и социологии труда.

Деятельность Института направлена на изучение и анализ состояния рынка труда, трудовых отношений, вопросов организации, оплаты и нормирования труда.

Услуги Института помогают клиентам повысить эффективность использования кадрового потенциала, соответствовать требованиям в области качества и безопасности.

Требования к сертификации услуг

29 ФЕВРАЛЯ 1996 Г.

от 29.02.96 г. N 138

Дата введения 1 апреля 1996 года

1. Разработан Управлением по аккредитации Госстандарта России,

Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации

Внесен Управлением технической политики в области сертификации и

Управлением по аккредитации Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России

от 29 февраля 1996 года N 138.

3. Стандарт разработан и принят с целью укрепления доверия к

Читайте так же:  Заявление о переводе на енвд

деятельности органов по сертификации продукции и услуг.

В настоящем стандарте реализованы положения:

— Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»;

— Руководства ИСО/МЭК 28 «Общие правила для модели системы

сертификации продукции третьей стороной» и Руководства ИСО/МЭК 40

«Общие требования по приемке органов по сертификации».

Настоящий стандарт гармонизирован с европейским стандартом EN

45011 «Общие требования к органам по сертификации, проводящим

4. Введен впервые.

5. Настоящий стандарт относится к комплексу документов,

охватывающих испытания, сертификацию и аккредитацию.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования, которым должен

соответствовать орган по сертификации продукции или услуг (далее —

орган по сертификации), чтобы быть признанным в качестве компетентного

и достойного доверия органа для работы в системе сертификации.

Указанные требования относятся к органам по сертификации, которые

осуществляют сертификацию продукции или услуг на соответствие

требованиям, установленным в стандартах и других нормативных

документах, включая испытания (проверки), возможную оценку

производства или системы качества изготовителя (Сноска 1), последующий

инспекционный контроль за сертифицированной продукцией или услугой

(при котором учитываются результаты испытаний образцов, взятых у

изготовителя или продавца) и, возможно, за производством или системой

Сноска 1. Сертификацию производств или систем качества

осуществляют органы, признанные компетентными для выполнения этой

Стандарт предназначен для применения:

— аккредитующими органами при аккредитации органов по

сертификации и проведении инспекционного контроля за их деятельностью;

— органами по сертификации при подготовке к аккредитации и их

Требования, установленные в настоящем стандарте, могут быть

дополнены при их применении в конкретных областях деятельности.

В настоящем стандарте применяются определения, содержащиеся в

Руководстве ИСО/МЭК 2 (издание 1991 г.) «Общие термины и определения в

области стандартизации и смежных видов деятельности». В отдельные

определения внесены незначительные уточнения, а также введены другие

определения, необходимые для обеспечения взаимопонимания в вопросах

аккредитации органов по сертификации.

2.1. Сертификация — деятельность (процедура) третьей стороны по

подтверждению соответствия продукции, услуги или иного объекта (Сноска

1) установленным требованиям.

Сноска 1. Иными объектами могут быть процессы, работы, системы

2.2. Система сертификации — система, обладающая собственными

правилами процедуры и управления для проведения сертификации.

2.3. Орган по сертификации (Сноска 2) — орган, проводящий

сертификацию (определенной продукции или услуги).

Сноска 2. В случае выполнения одним юридическим лицом функций

испытательной лаборатории и органа по сертификации может быть

использован термин «сертификационный центр» или «центр по

2.4. Аккредитация (органа по сертификации) — официальное

признание полномочным (авторитетным) органом компетентности

(способности) организации выполнять конкретные работы по сертификации

в определенной (заявленной) области.

2.5. Система аккредитации — система, обладающая собственными

правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации

2.6. Аккредитующий орган — орган, который управляет системой

аккредитации и проводит аккредитацию организаций (являющихся объектами

аккредитации в управляемой им системе аккредитации).

2.7. Критерии аккредитации (органов по сертификации) —

требования, используемые аккредитующим органом, которым должна

отвечать организация, чтобы быть аккредитованной (в качестве органа по

2.8. Область аккредитации (органа по сертификации) — одна работа

или несколько работ, на выполнение которых аккредитована конкретная

организация (орган по сертификации).

Примечание. Область аккредитации оформляется соответствующим

документом, определяющим виды продукции или услуг; контролируемые

(подтверждаемые) при сертификации требования; стандарты и другие

нормативные документы, содержащие эти требования, методы контроля и

2.9. Аттестат аккредитации (органа по сертификации) — документ,

выданный аккредитующим органом и подтверждающий факт официального

признания компетентности органа по сертификации продукции и (или)

услуг в определенной области деятельности (области аккредитации).

2.10. Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам

системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной

продукции или услуги установленным требованиям.

2.11. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном

порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе

сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции

или услуги установленным требованиям.

2.12. Заявитель (сертификации) — организация или лицо,

добивающиеся получения сертификата соответствия и представившие об

этом письменную заявку в орган по сертификации.

3. Основные требования

3.1. Орган по сертификации должен обеспечить заявителю

беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по

сертификации. Ему не следует выдвигать неприемлемых финансовых или

других условий. Процедуры, с помощью которых указанный орган

осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного

3.2. Орган по сертификации должен:

— выполнять функции, обеспечивающие проведение соответствующих

— быть беспристрастным, независимым от заявителя (изготовителя,

продавца) и потребителя (являться третьей стороной), не иметь каких —

либо коммерческих интересов, не быть частью организации и не быть

связанной административными, финансовыми, коммерческими или иными

связями с организацией, имеющей непосредственную коммерческую

заинтересованность в продукции или услуге, подвергаемой сертификации.

Орган по сертификации и его персонал не должен подвергаться

коммерческому, финансовому или иному давлению, способному оказать

влияние на результаты сертификации;

— обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно

проводить сертификацию продукции или услуги.

3.3. Организация, претендующая на аккредитацию или признание

(далее — аккредитация) в качестве органа по сертификации продукции

(услуг), должна иметь:

— юридический статус в соответствии с действующим

— определенный опыт работы в области испытаний, оценки качества,

работы с нормативными документами и авторитет в заявленной области;

— необходимые средства и документированные процедуры.

3.4. Орган по сертификации не должен заниматься деятельностью,

способной подорвать доверие в отношении его независимости в принятии

решений и беспристрастности при проведении сертификации.

3.5. Обязанности органа по сертификации приведены в Приложении А.

4. Административная структура

4.1. Структура органа по сертификации должна гарантировать

беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных

сторон в функционировании системы сертификации. Для этого в работе

Координационного совета, функционирующего при органе по сертификации,

участвуют представители заинтересованных организаций.

4.2. Орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный)

персонал, возглавляемый руководителем. При этом должно быть исключено

воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют

непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах

4.3. Орган по сертификации, как правило, должен иметь собственную

испытательную лабораторию, охватывающую всю или часть его области

аккредитации (испытательная лаборатория должна быть аккредитована по

5. Функции Координационного совета

Координационный совет обеспечивает деятельность органа по

сертификации в соответствии с требованиями настоящего стандарта и

процедурами сертификации. В число его функций входят:

— формирование политики, определяющей деятельность органа по

— контроль за проведением этой политики;

— контроль за определением стоимости работ по сертификации;

— определение в необходимых случаях состава нештатных

специалистов по сертификации, которым поручается выполнение работ по

— организация взаимодействия с национальным органом по

сертификации и другими организациями по вопросам сертификации

6. Организационная структура

Орган по сертификации должен иметь и представлять по запросам:

— организационную схему, четко определяющую структуру органа по

сертификации. Структура органа по сертификации должна обеспечивать

выполнение работ по сертификации в заявленной области аккредитации;

— схему взаимодействия с испытательными лабораториями и другими

участниками системы сертификации;

— сведения об источниках финансирования деятельности органа по

— документированное описание правил и процедур сертификации;

— документацию, определяющую его юридический статус.

7. Персонал органа по сертификации

7.1. Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой

компетентностью для выполнения своих обязанностей.

7.2. Орган по сертификации должен обеспечить обучение и повышение

квалификации персонала, вести учет сведений о квалификации, обучении и

профессиональном опыте каждого своего сотрудника. Эти сведения должны

7.3. Все сотрудники должны располагать четкими должностными

инструкциями, определяющими их служебные обязанности и связанную с

ними ответственность. Инструкции должны постоянно обновляться.

7.4. Специалисты органа по сертификации, осуществляющие оценку

соответствия продукции или услуг, испытания и инспекционный контроль,

должны быть экспертами системы сертификации в области, соответствующей

области аккредитации органа по сертификации.

7.5. Если какая-либо работа поручается другой организации на

основе субподряда, орган по сертификации должен быть уверен, что

персонал этой организации, занятый на субподрядных работах,

соответствует требованиям настоящего стандарта. Объем работ,

выполняемых другой организацией или нештатным персоналом, должен быть

8. Документация органа по сертификации и

8.1. Орган по сертификации должен располагать фондом документов,

необходимых для осуществления сертификации, системой контроля этой

документации и обеспечивать:

— наличие на рабочих местах действующих в настоящее время

— своевременное внесение изменений или поправок в документы в

соответствии с установленными правилами. Указанная работа должна

обеспечивать их прямое и быстрое введение в действие;

— изъятие устаревшей документации;

— заблаговременное оповещение обладателей сертификатов

соответствия и других пользователей о внесении изменений и поправок в

документацию с помощью средств связи или путем периодических

9. Протоколы и регистрационные записи

Орган по сертификации должен поддерживать в рабочем состоянии

систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные

записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая

процедура сертификации, включая отчеты об испытаниях и инспекционном

контроле за сертифицированной продукцией. Все протоколы и

регистрационные записи должны надежно храниться в течение

установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к

интересам заявителя, если это не противоречит действующему

Примечание. Требования к срокам хранения протоколов и

регистрационных записей устанавливаются в системе сертификации с

учетом действующего законодательства и соглашений по признанию

(сертификатов или протоколов испытаний).

10. Процедуры сертификации

Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами

и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию

продукции в соответствии с требованиями, предъявленными к данной

специфической области производственной деятельности.

11. Средства испытаний и инспекционного контроля

11.1. Если орган по сертификации проводит испытания, то входящая

в его состав испытательная лаборатория должна соответствовать

установленным требованиям и быть аккредитованной по соответствующим

правилам. Если испытания (в том числе по поручению органа по

сертификации) проводит другая испытательная лаборатория, орган по

сертификации должен быть уверен, что эта лаборатория соответствует

установленным требованиям и аккредитована по соответствующим правилам.

11.2. Инспекционный контроль, проводимый органом по сертификации,

должен отвечать требованиям соответствующей системы сертификации и

Если инспекционный контроль проводит другая организация по

поручению органа по сертификации, он должен обеспечить выполнение

11.3. Если орган по сертификации пользуется услугами другой

организации, необходимо заключить с ней документально оформленное

соглашение (договор), включая соблюдение конфиденциальности.

12. Руководство по качеству

12.1. Орган по сертификации должен иметь Руководство по качеству

и документированные процедуры, устанавливающие порядок подтверждения

соответствия органа по сертификации требованиям настоящего стандарта.

Эти материалы должны содержать:

— заявление о политике в области качества;

Читайте так же:  Договор аренды самосвала с экипажем

— краткое описание юридического статуса органа по сертификации;

— сведения об организации деятельности органа по сертификации,

включая подробные данные о Координационном совете, составе органа и

правилах выполнения процедур;

— фамилии, данные о квалификации, практическом опыте работы и

полномочиях руководителя и персонала органа по сертификации как

штатного, так и нештатного;

— подробные сведения о повышении квалификации персонала, занятого

в области сертификации;

— должностные инструкции персонала, указывающие его служебные

обязанности и ответственность;

— организационную схему, отражающую подчиненность,

ответственность и распределение обязанностей персонала;

— сведения о процедуре оценки результатов сертификационных и

инспекционных испытаний продукции;

— сведения об используемых средствах испытаний (в том числе

— сведения о процедуре инспекционного контроля;

— перечень субподрядчиков и подробные сведения о процедурах

оценки и проверки их компетентности;

— подробные сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций;

— порядок внутренней проверки деятельности органа по

— порядок ведения архивов;

— сроки хранения документов;

— процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае

приостановления (отмены) действия аттестата аккредитации и (или)

приостановления действия (аннулирования) разрешения (лицензии).

Орган по сертификации должен обеспечить конфиденциальность

информации, получаемой в процессе проведения сертификации.

14. Информация о работе по сертификации

14.1. Орган по сертификации должен иметь полный перечень (реестр)

сертифицированных продукции или услуг с указанием обладателей

сертификатов и (или) разрешений (лицензий) на применение знака

соответствия. Этот перечень должен быть доступен для заинтересованных

лиц и организаций.

14.2. Орган по сертификации должен иметь описание системы

(систем) сертификации в виде публикации.

Орган по сертификации должен установить правила рассмотрения

жалоб при проведении сертификации.

16. Внутренние проверки

Орган по сертификации должен осуществлять внутренние проверки для

оценки своего соответствия требованиям настоящего стандарта.

Такие проверки должны быть зарегистрированы, и их данные, а также

принятые по ним корректирующие мероприятия должны быть доведены до

сведения персонала. Они также должны быть доступны лицам, имеющим

право на эту информацию.

17. Контроль за использованием сертификатов

соответствия, знаков соответствия и разрешений

(лицензий) на их применение

17.1. Орган по сертификации обязан контролировать использование

выданных им сертификатов соответствия, знаков соответствия, разрешений

(лицензий) на их применение.

17.2. Орган по сертификации может приостановить действие или

отменить сертификаты соответствия и при этом приостановить действие

или аннулировать разрешение (лицензию) на применение знаков

соответствия при несоответствии продукции требованиям, контролируемым

(подтверждаемым) при сертификации, а также в следующих случаях:

— изменения нормативного документа на продукцию или метод

— изменения конструкции (состава), комплектности продукции;

— изменения организации и (или) технологии производства;

— изменения (невыполнения) требований технологии, методов

контроля и испытаний, системы обеспечения качества, если перечисленные

изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям,

контролируемым при сертификации.

17.3. При неправильных ссылках на системы сертификации или

ошибочном использовании сертификатов соответствия и знаков

соответствия в каталогах, рекламных материалах и т.д. орган по

сертификации должен принять соответствующие меры.

Примечание. Такие меры могут включать:

— письменное предупреждение (при необходимости с требованием

осуществить корректирующие воздействия);

— публикацию в печати о фактах нарушения правил и, если

необходимо, судебное разбирательство;

— приостановление действия или отмену сертификатов соответствия,

аннулирование разрешений (лицензий) на применение знаков соответствия.

17.4. Конкретные правила проведения органом по сертификации

инспекционного контроля за сертифицированной продукцией устанавливают

в документах действующих систем сертификации и Руководстве по качеству

органа по сертификации.

Орган по сертификации обязан требовать от владельцев сертификатов

соответствия вести учет всех претензий и соответствующих

корректирующих мероприятий в отношении сертифицированных им продукции

19. Отмена или приостановление действия сертификатов

соответствия и разрешений (лицензий) на применение

Орган по сертификации должен иметь документированные процедуры

для отмены или приостановления действия сертификатов соответствия,

аннулирования или приостановления действия разрешений (лицензий) на

применение знаков соответствия.

Обязанности органа по сертификации

Орган по сертификации обязан:

— проводить сертификацию продукции по правилам системы

сертификации в пределах области аккредитации, выдавать сертификаты

соответствия установленного образца;

— выдавать разрешения (лицензии) на применение знаков

соответствия держателям сертификатов соответствия;

— приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в

случае приостановления действия (отмены) аттестата аккредитации и

(или) приостановления действия (аннулирования) разрешения (лицензии);

— создавать необходимые условия для проведения аккредитующим

органам инспекционного контроля за деятельностью органа по

сертификации, в том числе обеспечивать доступ лиц, уполномоченных на

проведение инспекционного контроля, представление им необходимой

документации, ознакомление их с результатами проверок деятельности,

проведенных самим органом по сертификации, участие персонала органа в

инспекционном контроле, оплату инспекционного контроля в соответствии

с установленным порядком;

— представлять в аккредитующий орган информацию о деятельности

органа по сертификации;

— своевременно извещать аккредитующий орган о связанных с

деятельностью по сертификации структурных и качественных изменениях, а

также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов;

— обеспечивать по договоренности с заявителем конфиденциальность

информации, полученной при проведении сертификации;

— предоставлять заявителю по его требованию необходимую

Требования к сертификации услуг

ГОСТ Р 54659-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)

Conformity assessment. Rules for services (works) voluntary certification

ОКС 03.120.20
ОКСТУ 0025

Дата введения 2012-07-01

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения добровольной сертификации услуг (работ) в системах добровольной сертификации, созданных в соответствии с Федеральным законом [1] и зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с рекомендациями [2].

Объектами сертификации являются услуги (работы), оказание которых регулируется нормативными, техническими и другими документами, содержащими требования к их качеству и безопасности, а также методы их оценки, проверки и контроля.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются термины с соответствующими определениями, установленные Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также ГОСТ Р 50646.

4 Общие положения

4.1 Стандарт создан для организации и проведения добровольной сертификации услуг (работ) при обеспечении необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.

4.2 При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) соблюдаются следующие основные принципы:

— бездискриминационный доступ и участие в процессах сертификации;

— конфиденциальность и защита интересов заявителя;

4.3 При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) используют формы документов (заявки, сертификата соответствия, приложения к сертификату соответствия, разрешения на применение знака соответствия и знак соответствия), установленные документами систем добровольной сертификации.

5 Проведение добровольной сертификации услуг (работ)

5.1 Сертификация услуг (работ) осуществляется по инициативе заявителей — организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги (выполняющих работы), на соответствие требованиям заявленных нормативных и технических документов.

5.2 Добровольную сертификацию услуг (работ) проводят органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке, в пределах их области аккредитации.

5.3 При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) используют схемы сертификации согласно [3], представленные в таблице 1.

Таблица 1 — Схемы, применяемые при добровольной сертификации услуг (работ)

Оценка оказания услуг, выполнения работ

Проверка (испытания) результатов услуг и работ

Инспекционный контроль сертифицированных услуг и работ

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

Анализ состояния производства

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

По схеме 1 оценивают:

— наличие и уровень профессиональной подготовки и квалификации персонала, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения, применительно к оказанию конкретных услуг;

— знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги (выполняемые работы).

Схему 1 применяют для услуг (работ), качество которых обусловлено мастерством исполнителя.

По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг (выполнения работ), проверяют (испытывают) результаты услуг (работ) и контролируют процесс оказания услуг (выполнения работ) при инспекционном контроле.

В зависимости от специфики процессов проверяют:

— наличие и соблюдение требований к нормативным и техническим документам на процессы оказания услуг (выполнения работ);

— оснащение оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;

— безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);

— профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).

Схему 2 применяют для услуг (работ), качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса оказания услуг (выполнения работ).

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты услуг (работ).

Схему 3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты услуг (работ).

По схеме 4 оценивают в целом организацию (предприятие) — исполнителя услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных и технических документов.

По схеме 4 оценивают:

— наличие и функционирование системы обеспечения качества оказываемых услуг (выполняемых работ);

Читайте так же:  Мировой суд каменск уральский

— организационное, правовое, программное, методическое, информационное, материальное, метрологическое и другое обеспечение;

— состояние материально-технической базы заявителя, в том числе оснащение оборудованием, инструментами, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др.;

— стабильность функционирования систем технического обеспечения и обслуживания;

— условия обслуживания потребителей услуг;

— наличие и соблюдение требований нормативных и технических документов на процессы оказания услуг (выполнения работ);

— безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);

— профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).

При проведении сертификации по схеме 4 могут быть подтверждены формат, категория или тип предприятия, оказывающего услуги (выполняющего работы), если это предусмотрено соответствующими нормативными и техническими документами.

5.4 Добровольная сертификация услуг (работ) включает:

— подачу заявителем заявки на сертификацию;

— рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем, и принятие решения по заявке;

— подтверждение соответствия услуг (работ) установленным требованиям, включая проверку результата;

— принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

— выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

— проведение инспекционного контроля за сертифицированными услугами (работами).

5.5 При проведении работ по добровольной сертификации услуг (работ) могут быть использованы имеющиеся у заявителя документы, подтверждающие соответствие услуг (работ) установленным требованиям:

— результаты экспертных оценок;

— результаты социологических оценок;

— сертификаты соответствия других систем сертификации;

— акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор, и общественных организаций.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).

Объем и содержание документов, необходимых для проведения работ по добровольной сертификации услуг (работ), определяет эксперт по сертификации в каждом конкретном случае.

5.6 Для проведения добровольной сертификации услуг (работ) заявитель направляет заявку в аккредитованный в установленном порядке орган по сертификации с необходимым комплектом документов.

При отсутствии у заявителя информации об аккредитованном органе по сертификации заявка направляется в орган, установленный документами систем добровольной сертификации, для принятия решения о проведении сертификации.

При наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.

5.7 Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает комплект документов с целью определения возможности проведения работ по сертификации.

При необходимости орган по сертификации запрашивает у заявителя дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность и качество оказания услуг (проведения работ).

5.8 Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо отказа в проведении) работ по добровольной сертификации услуг (работ) составляет не более 15 календарных дней после ее получения.

5.9 По результатам рассмотрения заявки и представленных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.

При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора.

Если решение принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументированно в письменной форме сообщает заявителю о невозможности проведения работ по сертификации.

5.10 После получения от заявителя подписанного договора и соблюдения условий его оплаты орган по сертификации приступает к работам по добровольной сертификации услуг (работ).

5.11 Подтверждение соответствия на месте оказания услуг (выполнения работ) проводится комиссией, председателем которой является эксперт по сертификации конкретной услуги.

Результаты оформляются актом оценки оказания услуг (выполнения работ). При необходимости проведения испытаний для проверки результата услуг (работ) неотъемлемой частью акта оценки оказания услуг (выполнения работ) является протокол испытаний.

Состав комиссии определяет орган по сертификации.

Испытания проводятся в аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораториях (центрах) или на месте оказания услуг с использованием технологического оборудования и средств измерений исполнителя услуг.

В случае проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) отбор образцов (проб) проводится представителем аккредитованной испытательной лаборатории (центра) в присутствии или по заданию эксперта по сертификации данного вида услуг. Отбор продукции оформляется актом отбора проб.

При проведении испытаний на месте оказания услуг (выполнения работ) отбор образцов (проб) проводится экспертом по сертификации конкретного вида услуг.

5.12 На основании акта оценки оказания услуг (выполнения работ) и других документов, определенных в документах систем добровольной сертификации, орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

При положительных результатах оценки соответствия орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

При отрицательных результатах оценки соответствия орган по сертификации направляет заявителю аргументированное решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата подтверждения соответствия, а также отказ от оплаты работ по сертификации.

При обращении заявителя для проведения повторной сертификации по окончании срока действия сертификата соответствия используется тот же порядок работ по сертификации услуг (работ), что и при первичном обращении, с учетом результатов последнего инспекционного контроля.

5.13 Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия, приложение к сертификату соответствия (при необходимости) и разрешение на применение знака соответствия, осуществляет их регистрацию и выдачу заявителю.

Срок действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов подтверждения соответствия, стабильности оказания услуг (выполнения работ), сроков действия нормативных и технических документов, но не более чем на три года.

Заявитель, получивший сертификат соответствия, имеет право маркировать свою документацию, квитанции, заключаемые договоры, наряд-заказы знаком соответствия системы добровольной сертификации, а также использовать знак соответствия в целях рекламы, в информационных материалах, вывесках и стендах.

6 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами

6.1 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами) проводит орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, в течение всего срока действия сертификата соответствия не реже одного раза в год. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок.

6.2 Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности оказания услуг (выполнения работ), состава (содержания) оказанных услуг (выполненных работ), наличия системы качества, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, наличия или отсутствия претензий потребителей услуг (работ) и органов государственного контроля и надзора.

6.3 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами) в общем случае содержит следующие виды работ:

— сбор и анализ поступающей информации о качестве сертифицированных услуг (работ);

— разработку программы инспекционной проверки;

— формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;

— проведение инспекционной проверки;

— оформление результатов проверки и принятие решения.

6.4 Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

— поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей;

— при получении информации компетентных органов по результатам расследования причин различных аварий и прочих инцидентов, а также по результатам проведения государственных технических осмотров;

— при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и условиями действия сертификата соответствия.

Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации организаций и предприятий, осуществляющих деятельность в сфере услуг, при изменении технологической схемы оказания услуг (выполнения работ). Об этих случаях держатель сертификата соответствия должен незамедлительно извещать орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия.

6.5 Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов проверки и делается общее заключение о состоянии возможности оказания услуг (выполнения работ) и возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия. Копия акта направляется держателю сертификата соответствия. На основании акта инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о подтверждении действия сертификата соответствия либо о приостановлении или отмене его действия.

6.6 Орган по сертификации может приостановить или отменить действие выданного им сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия по результатам инспекционного контроля в случаях:

— несоблюдения держателем сертификата требований нормативных и технических документов, подтвержденных при сертификации;

— изменения процесса оказания услуг (выполнения работ), условий деятельности, системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие оказания услуг (выполнения работ) требованиям, подтвержденным при сертификации.

6.7 Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить соответствие оказания услуг (выполнения работ) требованиям нормативных документов.

6.8 Решение об отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в следующих случаях:

— если недостатки невозможно устранить в разумно установленные сроки;

— корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок;

— в случае отказа от оплаты работ по проведению инспекционного контроля.

6.9 Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата соответствия и всех заинтересованных организаций не позднее семи дней с момента принятия решения.

6.10 Повторная сертификация услуг (работ), на которые был отменен сертификат соответствия, осуществляется по процедуре, определенной в 5.4-5.13.