Требования к человеку в современном мире

10.11.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Человек в современном мире

Современный мир, современный человек: прогресс или деградация?

Каждое поколение считает себя намного круче всех предыдущих. Ведь благодаря техническому прогрессу оно знает то, чего не знали до него, пользуется вещами, которых раньше не было, ест, пьет и потребляет продукты и услуги, придуманные совсем недавно. Ведь ты современный человек, а они уже покрылись пылью времен.

Потом это поколение «устаревает», приходят еще более современные люди, которые считают, что до них никто толком не жил, только оно живет по-настоящему. Так проходят поколение за поколением, и не очень-то понимают, что всё то, что отличает один век от другого, не столь существенно.

Вот и сейчас многие воображают, что технический прогресс, социальный прогресс начался совсем недавно, мы на его вершине. И поэтому мы как бы умнее, лучше предков, и поэтому имеем полное право наплевать на их опыт.

Но может быть, мы преувеличиваем важность технического прогресса? И преувеличиваем именно потому, что мы стали обществом потребления, и функция потребления сделалась едва ли не главной задачей человека?

Безусловно, в потреблении мы добились огромных успехов. А во всем остальном?

Эффект мелькания

Двадцать первый век на дворе!

Есть ли будущее у общества потребления?

Мир потребительства и деградация общества

Наступление «голубых»

Последние просьбы

  • 20.02.2019

Таким образом, получается, что у меня все как у всех, а может.

подробнее.
19.02.2019

Я встречаюсь с парнем на расстоянии, мы в разных странах.

подробнее.
19.02.2019

В последнее время пару недель назад по ночам просыпаюсь.

Требования к человеку в современном мире

Секция “ Философия коммуникации и информации”

Человек и информационная среда: проблемы взаимодействия.

Петрова Екатерина Викторовна

Институт философии РАН

In the present-day information burst and information revolution epoch the mankind must realize the adaptation to the new conditions of its existence in the limited time. The most important problem is the problem of the human being successful adaptation to the modern information medium.

The information medium is the factor demanding absolutely new adaptation of human being. Modern information medium specific character leads to correction of existing nature and social human being adaptation mechanisms and creation of new mechanisms. Information technologies as a modern civilization core change not only quality and substance of present time human being life, but they threaten to transformate his way of existence in the modern world.

В современную эпоху информационного взрыва и информационной революции человечество вынуждено за ограниченное время осуществить приспособление к новым условиям своего бытия. Это резко актуализирует необходимость философского обсуждения самой проблемы взаимодействия человека с информационной средой. На первый план выходит проблема успешной адаптации человека в современной информационной среде. Проблема адаптации человека неотделима от вопроса о самой его сущности, актуального для философов во все времена. Информационная среда, становясь все более важной и неотъемлемой частью окружающей среды, предъявляет к человеку возрастающие адаптивные требования. Человечество было вынуждено адаптироваться к природной и искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития, однако, жизнь современного человека определяется новыми реалиями, новыми экологическими и социальными обстоятельствами. Поэтому сейчас весьма актуальна задача анализа позитивных и негативных аспектов процесса адаптации, осмысления новых путей адаптации человека к среде обитания и новых форм построения информационной среды, максимально отвечающей запросам общества и личности.

Ныне необходимо искать контуры современной целостной концепции человека как адаптивно-адаптирующего существа на основе философского анализа единства и взаимозависимости социального и природного аспектов адаптации. Проблема адаптации человеческого социума осуществляется не столько за счет адаптивных физиологических способностей, сколько за счет построения надиндивидуальной адаптивной системы – культуры. Социум (сообщество людей, осознающих свое единство и стремящееся его сохранить) является саморегулирующейся системой, обладающей способностью к адаптивному поведению в окружающей среде. В отличие от активности животных человеческая деятельность представляет собой не просто адаптивный, а адаптивно-адаптирующий процесс, то есть приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной «второй природы». Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема адаптации человека к информационной среде является остро современной, очень актуальной, смысложизненной для нынешнего этапа цивилизационного развития человечества.

Прежде чем анализировать проблему адаптации человека в изменяющейся информационной среде, нужно четко определить, что же такое информационная среда, какие этапы прошла она в своем развитии – с древних времен до той эпохи, в которую живет современный человек – информационной эпохи. На заре человечества информационная среда совпадала с окружающей природной средой. Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей. С развитием общества происходило накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом. Современную информационную среду можно определить как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации. Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет; компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.

Конечным результатом информационно-компьютерной революции, происходящей на наших глазах, должно стать создание новой информационной цивилизации. В основе процессов управления и самоорганизации в живой природе и в человеческом обществе лежит информация, поэтому возникновение информационного общества представляет собой качественно новый этап в процессах самоорганизации информационных структур. Возникающее информационное общество, по-видимому, будет характеризоваться:

а) усилением роли информации и знаний в жизни общества и человека, овеществлением информации и превращением ее в ведущий фактор экономического развития, в основную экономическую ценность;

б) интеграцией различных способов коммуникации (устных, письменных и аудиовизуальных) в интерактивные информационные сети. Информационное общество – это сетевое общество: оно создано сетями производства, власти и опыта, которые формируют «культуру реальной виртуальности» (М. Кастельс).

В) сосредоточением на технологии улучшения обработки информации, поэтому процесс воздействия знания на само знание является специфическим для информационного общества.

Г) развитием творческого потенциала личности и возрастанием роли сознания в историческом процессе. Информационное общество – это «высокоорганизованное креативное общество» (Й. Масуда, А. Турен).

Можно выделить следующие ключевые этапы развития информационной среды, различающиеся по основным способам адаптирования информации: бесписьменное общество, общество с появлением письменности и современное информационное общество. До изобретения алфавитного письма информация хранилась в виде образов, с изобретением алфавитного письма европейская культура отдала предпочтение кодированию информации в символьном виде. С наступлением информационно-технической революции для записи, хранения и передачи информации используются оба способа (образный и символьный). Таким образом, во все времена человек старался максимально использовать доступные для него способы накапливать информацию. Использование накопленной информации явилось одним из факторов, давших возможность человеку, как биологическому виду, выжить в борьбе за существование.

Особенности адаптирования информации современным человеком заключаются в следующем:

3) Развитие аудиовизуальных средств передачи информации (телефон, радио, кино, телевидение) и, в особенности, компьютерных технологий во много раз расширило и качественно изменило поток обрушивающейся на человека информации, до крайности обострив проблему адаптации человека к этой информации. Средства информационного воздействия оказывают огромное влияния на сознание человека и культуру. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социальной адаптации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

3) Появляются такие адаптивные механизмы, как образование социальных структур по группам идентичности и стереотипность массовой культуры и массового сознания. Образование социальных структур по группам идентичности можно рассматривать как адаптивный механизм в борьбе человека за сохранение своего коллективного «Я» в мире, где распадаются старые социальные связи. Массовая культура, как и стереотипизация, является адаптационным механизмом, выполняющим роль психологического регулятора в жизни общества и отдельного индивида. Без стереотипов человек не справился бы с тем объемом информации, который он получает из внешнего мира.

3) Выделяются проблемы экологии человека, связанные с бурным развитием информационных технологий. В этой связи наблюдается отрицательная адаптация как на биологическом (компьютерный зрительный синдром, нервно-мышечные заболевания), так и на социально-психологическом уровне (зависимость от Интернета и компьютерных игр, травмирование детской психики сценами насилия на экране). В последней четверти ХХ века развернулась индустрия досуга, обогатившая рынок развлечений компьютерными играми. Компьютер вытесняет традиционные формы игры и игрового общения, что имеет как позитивные, так и негативные последствия. Компьютерные игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, гиподинамию, атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры, что можно трактовать как отрицательную адаптацию, с другой стороны, — быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека. В отличие от традиционных игр, особенно в ходе какого-либо празднества, имеющего нередко ритуальный, нетворческий характер, электронные игры зачастую находятся на грани с искусством, требуя дополнения электронных образов воображением и включения в действие интеллектуальной активности. В то же время компьютерные игры могут вырабатывать у некоторых индивидов пассивную позицию, тогда как в реальных играх происходит контакт с живыми партнерами и развивается физический и духовный потенциал личности. Компьютерный игрок привыкает перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним. В бурно изменяющемся обществе 21 века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию социализации молодежи в постиндустриальном обществе, подобно древним мистериям.

Читайте так же:  Трудовой кодекс 2019 с комментариями статья 74

В результате создания человеком новой окружающей среды (городской, информационной) возникает ситуация, при которой организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции и, поэтому, реагирует на изменения среды появлением новых профессиональных заболеваний, хроническим напряжением адаптационных систем. Диапазон приспособительных возможностей человека, как любого живого существа, ограничен. Перечисленные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия человека и современной информационной среды, требуют дальнейшего комплексного осмысления для поиска оптимальных путей их решения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что информационная среда является фактором, требующим фундаментально новой адаптации человека. Специфика современной информационной среды ведет к коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека и выработке новых. Информационные технологии, став стержнем современной цивилизации, изменяют не просто качество и содержание жизни современного человека, они грозят трансформировать сам способ его бытия в мире.

Что значит в современном мире быть образованным человеком?
 Какие требования к знаниям и умениям человека предъявляет современный мир ?
 Какие качества характера необходимы для успешного человека ?
 Почему в современном мире необходимо постоянно приобретать новые знания и навыки ?
Должна ли,по Вашему мнению , школа давать готовые знания или учить добывать их самостоятельно ?
Какие новые профессии появились в современном обществе?
Почему для образованного человека важно уметь работать с информацией ?
Насколько важно творческое отношение к жизни для образованного человека ? Как развивать в себе творческие способности
Ответье пожалуйста кратко.Заранее спасибо)

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Проверено экспертом

  1. Образованный человек — это который имеет значительный багаж знаний и умеет их применять на практике.
  2. Современный мир требует постоянного развития. Дело в том, что постоянно появляются новые технологии, все быстро меняется. Человек должен обладать гибкостью ума и постоянным стремлением получать новые знания.
  3. Успешный человек должен быть целеустремленным, активным, трудолюбивым.
  4. В современном мире необходимо постоянно приобретать новые знания и навыки, потому что это поможет преодолеть конкурентов на рынке труда и быть в курсе новых технологий.
  5. Школа должна помогать ученику научиться получать знания самостоятельно. После окончания школы ученик должен заниматься самообразованием, постоянным развитием.
  6. В современном обществе появился ряд новых профессий: веб-разработчик, веб-дизайнер, графический дизайнер, копирайтер, аналитик, рекламщик.
  7. Для образованного человека важно уметь работать с информацией, ведь каждый из нас должен уметь из огромного количества ненужного находить ценное.
  8. Образованный человек должен уметь смотреть на вещи под разными углами. В этом помогает творческий подход к работе. Каждый из нас может развить в себе творческие способности. Например, рисуя дома, создавая различные поделки, вдохновляясь работами деятелей искусства.

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Что из перечисленного соответствует требованиям информационного общества к современному человеку?
1)проявлять инициативу
2)уметь доказывать свою конкурентоспособность
3)постоянно стремиться обновлять и применять свои знания
4)выполнять любые требования начальства
5)требовать повышения заработной платы
6)уметь пользоваться гражданскими правами

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Проверено экспертом

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Образование в современном мире (2)

Главная > Реферат >Педагогика

Введение………………………………………………………………………….3 3 1.Образование как способ вхождения человечества в мир науки

2. Современное мировое образовательное пространство……………………11

3. Образовательные технологии конца ХХ-ХХI веков………………………14

Список использованной литературы………………………………………….18

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социолизации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов.

Образование как способ вхождения человечества в мир науки и культуры

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования:

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)
Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект-субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового поколения.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в про­странстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное вли­яние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере обра­зования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереоти­пы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исто­рического этапа развития общества и государства характерна своя система обра­зования, а для народа, нации — система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают ос­новы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.

Читайте так же:  Для чего нужна доверенность на право подписи

3. Образование является механизмом формирования общественной и ду­ховной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об­разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз­можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост­ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви­тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государ­ственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб­ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто­рая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уров­не конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стан­дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на про­тяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профес­сиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт до­казывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, ко­торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде­ленная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

Современное мировое образовательное пространство

Образовательное пространство многомерно, оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающее производство и другие показатели. При этом гармоничное развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. Ведущим фактором общественного бытия в этом пространстве является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов, культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и разрешения противоречий бытия.

Образовательное пространство формирует единую нацию с общим названием, единым государственным языком, с общностью культуры, с единым пониманием происходящего, с общими целями и общими действиями по их достижению.

Образовательное пространство — это и объединяющая спасительная национальная идея, определяющая предназначение России, ее роль и смысл в развитии человечества.

В образовательном пространстве зарождается дух российской государственности, формируются национальные ценности, национальные интересы и национальные ориентиры.

В образовательном пространстве закладываются навыки самоорганизации и самоуправления народа, уклада его жизни.

Образовательное пространство является цивилизационным понятием, поскольку удерживается благодаря своим тысячелетним духовным и культурным корням.

В образовательном пространстве осуществляется связь поколений и генерируются новые результаты жизнедеятельности.

Единое образовательное пространство имеет свои государственные, общественные, политические, экономические, научные, педагогические, информационные, военные и иные составляющие фундаментального процесса образования. Его единство обеспечивается общепринятыми представлениями об образовании (философией образования), Государственной Доктриной образования, Федеральным законом «Об образовании», Государственным стандартом образования и, наконец, единой государственной образовательной политикой.

В образовательном пространстве формируются представления об угрозах безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества, о путях их предотвращения или устранения, а также отношение граждан к принимаемым мерам безопасности. Состояние образовательного пространства во многом определяет состояние общества и государства, их силу или слабость.

Образовательное пространство- это то поле общественной деятельности, на котором, и только на нем, могло бы вырасти гражданское общество, поскольку именно в этом пространстве вырабатываются и закрепляются критерии гражданственности. Сегодня нет никакого общества. Однако, приняв идею гражданского общества, нужно наполнить своим, российским содержанием эту фундаментальную идею западной политической культуры. Так, у гражданского общества должна быть сформулирована качественно иная, близкая к русской традиции, система ценностей и приоритетов, отличная от либеральной. При этом должен быть приоритет общественных интересов над индивидуалистскими, этики солидарности, личной ответственности и общественного долга над либеральными представлениями о свободе и правах человека. Гражданское общество объединяется на основе единой для всех платформы морально-нравственных ценностей, норм и установок, прав и обязанностей человека, общества, государства, личной и должностной ответственности. Эта платформа формируется на основе принятого в обществе мировоззрения, государственной идеологии, а не идеологического многообразия, провозглашенного в Конституции РФ. В образовательном пространстве должны действовать законы и принципы научного знания и социальной логики, единая мораль, общие нормы и правила, общий образовательный порядок со своими структурами образовательной иерархии. И все эти его слагаемые, обеспечивающие устойчивость функционирования системы и качество образования, должны быть предметом общественного договора, содержаться в нормотворческой базе страны, реализовываться в государственной образовательной политике.
В образовательном пространстве вся деятельность образовательного, научного и культурного сообщества, семьи, родительской общественности, общественных институтов, коммерческих структур, институтов власти, органов местного самоуправления выстраивается вокруг целеполагания обучения и воспитания, а также решения конкретных задач выживания и развития России.

Образовательные технологии конца ХХ-ХХI веков

ХХ век был отмечен огромными достижениями в сфере образования, которые легли в основу как колоссальных социальных преобразований, так и научно-технического прогресса, характерных для этого века.

После 1920 г. предметная система в советских вузах была в основном заменена курсовой, поскольку в высшую школу пришла рабоче-крестьянская молодежь, зачастую не имевшая среднего образования и нуждавшаяся в жестко регламентированной организации учебного процесса. При этом в тех университетах, где сохранилась предметная система, показатели посещаемости и успеваемости начали неуклонно снижаться, в особенности среди нового студенчества.

В итоге 7–8% выпускников от общего количества студентов — обычная норма в советских университетах в 1920-е гг., унаследованная еще с дореволюционных времен, но Госплан намеревался к концу 1-й пятилетки добиться увеличения этой цифры хотя бы до 10–12%19.

В мае 1922 г. Главпрофобром были разработаны нормы академического минимума, чтобы в условиях стихийно возникшей предметной системы как-то упорядочить учебную отчетность студентов.

Признаком, определяющим степень успешности занятий студентов, предписывалось считать сдачу 100% учебной нагрузки. Вводилась особая исчислительная схема, которая должна была отражать значимость отдельных предметов и выполненных работ. Студенты, не сдавшие академический минимум, подлежали безусловному исключению.

Результатом перманентных реформ стала низкая успеваемость. При этом сроки обучения не сократились, а увеличились, и даже в большей степени, чем до революции. Положение вузов осложнялось отсутствием у руководства страны долгосрочной программы экономического развития, в связи с чем на протяжении нескольких лет не сходил с повестки дня вопрос о самом существовании университетов в провинции. Государственная власть, поглощенная политическими вопросами, по-видимому, до конца 1920-х гг. не имела перспективного видения проблемы количественной и качественной подготовки специалистов.

В 1924 г. нормы приема в вузы были урезаны по сравнению с предыдущим годом почти в 3 раза (с 37 до 13 тыс. чел.). В то время как по количеству образованных людей на 100 тыс. населения Россия значительно уступала большинству стран Европы. В годы нэпа катастрофически не хватало специалистов средней и высшей квалификации.

Известны и другие эксперименты, осуществленные в советский период: в конце 50-х гг. было принято решение о том, что первокурсники должны были работать, а по вечерам учиться. Но это начинание просуществовало всего один учебный год. К числу такого рода неудачных и непродуманных экспериментов можно отнести и решение правительства о призыве студентов на военную службу и т.п.

Читайте так же:  Королевский суд развод

Совсем недавно руководители образовательной системы России поставили задачу сохранения лишь нескольких десятков вузов страны в качестве опорных для развития вузовской науки. С этим было связано и изменение системы финансирования вузовской науки. Более 50% выпускников вузов не находят работу по специальности и пополняют армию недовольных судьбой и властью.

Главным аргументом сторонников образовательной революции по западному образцу является ссылка на глобализирующийся мир, в который Россия должна успеть. К началу ХХI в. научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких тех

нологий и Интернет вошли понятия «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование». Анализ литературы по теме исследования показал, что существуют различные и противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации. Российская система образования отличается здоровым консерватизмом гораздо в большей степени, чем экономика или политика. В России коренным образом поменялись экономический уклад и политическая система, а учебные заведения, вычистив идеологическую зашоренность, продолжают действовать в значительной мере в прежней системе координат. В последние годы разрушительные тенденции менее всего коснулись системы образования, именно здесь сохранился значительный интеллектуальный потенциал, все лучшее, что было накоплено отечественной системой образования.

Таким образом, результатом направленности образования должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. Образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее.

Список использованной литературы

1. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под редакцией В.И. Жукова, А.Г. Лаптева, А.И. Подольский, В.А. Сластенина, — М.: Издательство Института Психиатрии, 2004 г.

2. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности, С.Д. Смирнов М., 2001.

3. Психология и педагогика. Учебник для высших учебных заведений, 2001 г.

4. Педагогика. Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”, 2004 г.

Новые требования к работникам

Сложно не заметить, что последние годы интенсивное развитие экономики привело к качественному изменению и развитию бизнеса в нашей стране. В связи с этим работодателю необходим «новый» работник – гибкий, универсальный и готовый к непрерывному обучению.

Новые требования к работникам профессионального образования – что это для работодателя?

Развитие бизнеса в регионе привело к тому, что работодатель ужесточил требования, предъявляемые к работникам. Раньше требования высшего профессионального образования часто являлось пожеланием к культурному уровню работника, сейчас же гораздо важнее профессиональная состоятельность и компетентность.

И если экономика уже перестраивается, то для потенциальных работников до сих пор высшее образование воспринимается как единственный «счастливый билет» к успешной профессиональной карьере.

Учитывая сложившийся рынок образовательных услуг, работодателю всё сложнее удовлетворить свои потребности в кадрах. Есть надежда, что нововведения в системе высшего профессионального образования смогут приблизить компетенции работника к потребностям работодателя, где второй уровень – магистратура – призван быстро реагировать на изменения в спросе работодателя.

Сложнее ситуация со средним профессиональным образованием. Работодатель, как и сам работник, в современных условиях не воспринимает данный уровень. И часто на должности, которые как раз соответствуют среднему профобразованию, берут людей с высшим или начальным, как более практикоориентированным, образованием.

Таким образом, для работодателя наличие диплома о профессиональном образовании не является окончательным вердиктом, и он оценивает каждого работника по совокупности факторов.

Непрерывное профессиональное образование – для чего оно необходимо?

Как известно, нет предела совершенству и всегда есть чему учиться. Непрерывное профессиональное образование – это пополнение своих знаний или изменение квалификации в течение всей профессиональной жизни. Сегодня это становится необходимостью для работников, заботящихся о карьерном росте, повышении материального благополучия или изменении своего социального статуса.

В скором будущем это может стать обязательным условием для работника. Если ранее, получив профессиональное образование, можно было работать, продвигаясь по карьерной лестницы только за счет приобретения опыта, то сейчас всё чаще необходимо осваивать дополнительные области знаний.

Здесь важно отметить личную инициативу и ответственность человека за свое развитие. Конечно, работодатель в силу производственной необходимости, видя потенциал работника, может направлять его получать дополнительное профессиональное образование или повышать квалификацию, но цена работника существенно возрастает, когда он сам в состоянии замечать пробелы своих знаний, и предлагать варианты своего развития.

Кризис повлиял на требования работодателя к работникам?

Да. Кризис продиктовал свои условия. Отчасти они оказались «на руку» работодателю, так как, с ростом безработицы, у него появилась возможность устанавливать свои правила. С другой стороны, в условиях дефицита профессионалов, квалифицированный и желающий работать и зарабатывать работник, имеет также возможность диктовать свои условия. Проанализировав вакансии последних лет, можно выделить 5 качеств, ставших более актуальными в период кризиса:

  1. Универсальность. Данное качество стало ценным из-за желания работодателя сократить численность, не сокращая объемы работ. То есть работодатель всегда предпочтет работника, совмещающего различные функции: инженер, разбирающийся в маркетинге, бухгалтер с функциями кадрового работника и пр.
  2. Рост внимания к уровню подготовки и качеству образования нового работника.
  3. Стаж и возраст. Несмотря на праведное возмущение молодых специалистов, работодатель при возможности примет опытного работника, как более уверенного и универсального в выполнении различных задач.
  4. Личные качества. К счастью отсутствие опыта и молодой возраст можно компенсировать своими индивидуальными качествами и способностями, соответствующими особенностям и потребностям предприятия.
  5. Работодатель всегда рад большим профессиональным амбициям ималеньким финансовым запросам работника. Или хотя бы разумному компромиссу. Если ты только начинаешь карьеру – стоит быть скромнее в своих зарплатных притязаниях, конечно, не в ущерб своим правам и профессионализму.

На что обращает внимание работодатель?

Требования работодателя разнообразны, в зависимости от отрасли, организационно-правовой формы предприятия и должности. Но любой работодатель обращает внимание на следующие факторы, представленные в порядке значимости:

  • опыт работы – как правило, 1-2 года. Правда сейчас государство уделяет этой проблеме большое внимание, и иногда предприятию становится даже выгодно взять выпускника профессионального учебного заведения;
  • уровень образования;
  • сложившиеся связи и знание отрасли – преимущественно для торговли, сферы услуг, рекламы, туризма, маркетинга;
  • профессиональные и личные качества;
  • внешний вид – на соответствие компании и профессии;
  • здоровье – отсутствие вредных привычек;
  • рекомендации;
  • дополнительные профессиональные навыки – две трети вакансий предъявляют к знаниям работника дополнительные требования (компьютерные программы, специальные программы, иностранные языки пр.). Молодому специалисту есть смысл еще во время обучения заинтересоваться этим вопросом и узнать, что требуют от работника определенных профессий и при возможности получать дополнительные квалификации.

Какой это «новый работник» современной экономики?

Всё больше спрос на работников, способных работать на новых рабочих местах, которые чаще появляются в промышленности, торговле, сфере услуг, туризма, гостиничном и ресторанном бизнесе. Здесь речь, в большей степени, идет о таких должностях, на которых человек от лица предприятия сотрудничает с другими людьми и структурами, и от подобного сотрудничества и общения напрямую зависит прибыль компании.

Это могут быть разные специалисты – от менеджера по снабжению на промышленном предприятии до официанта в ресторане. В данном случае требование образования – это, в большей степени, желание работодателя, чтоб работник обладал определенным набором этических принципов, коммуникативности и навыков решения конфликтов.

Остальные знания работодатель готов дать сам, при наличии у работника потенциала.

Представления работодателя о хорошем современном работнике включает наличие следующих качеств:

  • клиентоориентированность;
  • потенциал к обучению и ответственность за собственное развитие;
  • приверженность профессии и компании;
  • стрессоустойчивость;
  • системное мышление;
  • самостоятельность и способность взять на себя ответственность за результат;
  • умение работать в команде;
  • умение решать нестандартные задачи;
  • работоспособность;
  • гибкость мышления;
  • творческий, или даже, инновационный образ мысли;
  • широкий профессиональный кругозор.

Представления работника о работодателе

Раздражающий фактор для любого выпускника учебного заведения – это предпочтение работодателя кандидатам с опытом работы. Вполне объяснимо недоумение молодого специалиста, но работодатель в некоторых случаях отдает предпочтение опыту работы, а не наличию образования.

Выпускник считает невозможным индивидуально изменить сложившуюся ситуацию, предпочитая приспособиться и соответствовать. Многие молодые люди в последний год обучения, пытаются найти разумный компромисс между учебой и возможностью получить опыт работы, так как нередко практика на предприятии, являющаяся обязательной в учебной программе, носит формальный характер.

Рейтинг качеств необходимых для карьеры, по мнению работника, выглядит следующим образом:

  • работоспособность;
  • предприимчивость;
  • способность работать в коллективе;
  • целеустремленность;
  • умение рисковать;
  • компромиссность;
  • ответственность;
  • самостоятельность и независимость.

В тоже время многие молодые люди признают отсутствие у себя подобных качеств. И если с опытом работы могут возникнуть сложность, то подготовить себя индивидуально во власти работника. Главное ещё во время обучения попытаться понять, что требует от работника осваиваемая профессия.