Требования фгос к урокам географии

12.06.2018 Выкл. Автор admin

«Внутренние воды России»

Лукьянович Ольга Дмитриевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Рыбушка Саратовского района Саратовской области»

Грамотно сформулированы цели, задачи урока, ожидаемые результаты. Указаны тип урока (урок формирования и совершенствования знаний) и определены формы работы учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная).

Разработано интересно целеполагание.

Учащиеся выполняют практическую работу, работают с материалами учебника.

Не забыты здоровьесберегающие технологии – физминутка (состоит из разминки и определения сторон горизонта в классе).

Вся работа учащихся сопровождается интересной презентацией, которая не перегружена фактическим материалом.

Чётко сформулированы планируемые результаты урока.

Предусмотрены разнообразные виды деятельности: работа с учебником, атласом, схемами.

Хорошо продуманна мотивация к учебной деятельности

Используется фронтальная и групповая работа

Предусмотрена поэтапная оценка работы (самооценка и взаимооценка)

Интересная рефлексия на уроке.

На уроке используется интересный видеоролик

Урок отвечает требованиям ФГОС, формулируются цели и задачи урока, планируемые результаты прописываются четко. Составлена технологическая карта. Разнообразные активные методы обучения. Используются разнообразный УМК, разнообразные ресурсы Интернет, ИКТ.

Урок «открытие новых знаний».

Бокова Любовь Владимировна, учитель географии ГБОУ СОШ 629,

Учитель чётко сформулировал планируемые результаты урока.

Учитель использует на уроке различные УМК: учебник, атлас, дети работают с книгой, используются схемы, формируются навыки работы с атласом.

Урок построен так, что прослеживается четкая мотивация к учебной деятельности

Формы работы: фронтальная и групповая работа

Предусмотрена поэтапная оценка работы (самооценка и взаимооценка)

Интересная рефлексия на уроке.

На уроке используется интересный видеоролик

Представлена подробная методическая разработка урока географии в 8 классе по теме «Географическое положение России». Данный урок открывает изучение курса географии 8 класса «Природа России».

Формирование у обучающихся УУД – требование ФГОС нового поколения. Предлагаемая автором работа один из примеров того, как организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием.

Добавлен ЦОР. РЭП-УРОК: «Географическое положение России!.

Малдыбаева Маржан Уагизовна МКОУ «Костюбинская ООШ» учитель географии Астраханская область

6 класс, базовый учебник В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г.

Это комбинированный урок конструирования способа действия по ФГОС.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Используются различные методы и приёмы работы: иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с ЭОР, работа с картами, практическая работа).

Грамотно поставлены цели и задачи урока, указан планируемый результат.

На уроке используются современные технические средства обучения: ПК, мультипроектор, интерактивная доска, интернет, ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

Соблюдаются все этапы урока. При объяснении нового материала проводилась частично — поисковая работа (познавательные УУД); поиск, выделение информации из текста (коммуникативные УУД), выделения материала, соответствующего конкретно-поставленному вопросу (логические УУД). Для активизации учебно – познавательной компетенции использовались ТСО, ИКТ, физкультминутка, что способствовало развитию слуховой памяти, закреплению эмоционально – положительной атмосферы урока, (здоровьесберегающие технологии).

Осуществлялась связь с другими предметами: историей, литературой, краеведением.

При закреплении нового материала проводилась практическая работа по контурным картам и атласу.

В конце прилагается список Интернет-ресурсов.

Урок географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Молявко Наталия Сергеевна

Новосибирская область, город Новосибирск

Урок географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать

В современных условиях при внедрении ФГОС второго поколения урок должен способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию из различных источников информации, выдвигать собственные гипотезы, доказывать собственные теории, делать выводы и умозаключения, найти ошибки если гипотеза не подтвердилась. А это значит, что у современного ученика на протяжении обучения в школе должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Как и раньше основным видом организации деятельности учащихся остается урок. Чем же отличается современный урок построенный по всем требованиям ФГОС второго поколения от традиционного урока. Это тот вопрос, который задает себе каждый учитель прежде чем простроить свою работу в условиях модернизации школьного образования.

Современный урок географии с моей точки зрения должен строится так, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои способности и таланты, для каждого ребенка должна быть создана атмосфера, которая будет формировать у учащегося положительное отношение к предмету, учителю, однокласснику и школе. Чаще всего для каждого класса с учетом особенностей приходиться использовать различные приемы и методы достижения поставленных целей. Любой урок продумываю вплоть до возможных ошибок, трудностей, моделирую с учетом особенностей учащихся.

Согласно требованиям к современному уроку использую различные методы и приемы для самостоятельного формулирования темы и целей урока. Для этого работаем с учебниками, как в группах, так и самостоятельно. Использую проблемные ситуации и проблемные вопросы, ребусы, загадки.

Работа в группах формирует у учащихся умение активно слушать, вырабатывать совместное решение проблемы, отстаивать свою тучку зрения приводя определенные доводы, разрешать возникающие разногласия.

Современный урок технологичный с точки зрения использования информационных технологий и педагогических технологий направленных на развитие личности учащегося. Современное общество невозможно без ИКТ-технологий. Современные дети уже в раннем возрасте знакомятся с большими возможностями информационных технологий, поэтому создание мультимедийного информационного проекта для многих не составляет проблем. Данные возможности я использую на своих уроках. Создание мультимедийных презентаций позволяет не только развивать интерес к предмету, но и учит школьников работать с различными источниками информации (учебниками, картой, художественной литературой, справочной литературой), что и способствует развитию таких необходимых по современному стандарту способностей как саморазвитие, самопознание, самостоятельность. В курсе «Землеведения» и «Страноведения» 5 — 7 классы имеется большое количество возможностей для создания мультимедийных презентации учащимися, чем я и пользуюсь. В 5, 6 классах учащиеся пользуются помощью родителей, а в 7 классе и старшие учащиеся создают свои проекты в виде презентаций. Перед тем как выдать задание детям, мы знакомимся с правилами построения презентаций, правилами представления своего материала. Учащиеся в ходе представления материала учатся использовать географические термины и понятия, развивается географическая речь учащегося, что так же необходимо в настоящее время.

Современный урок географии, с моей точки зрения, должен быть направлен на развитие у учащихся умения самостоятельно или в ходе групповой работы добывать новые знания, делать выводы, умозаключения. Большое значение для развития этих способностей имеют практические работы в курсе географии. Специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Применение личностно-ориентированных заданий на практических работах позволяют мне решить одновременно несколько задач:

· оценить уровень развития информационной компетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и выбрать из него необходимую информацию;

· оценить уровень развития предметных знаний и умений;

· оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);

· оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;

· формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции

Урок – это визитная карточка каждого учителя, это не спектакль одного актера. Каждый урок – это сложная система, все компоненты, и участники которой связаны, а результат каждого урока будет зависеть от того как простроено взаимодействие между детьми, детьми и учителем.

«Проектирование современного урока географии в соответствии с требованиями ФГОС»

Курс постояннодействующий

Ваше обучение в курсе начинается после его оплаты и зачисления платежа на расчетный счет Института.

Обучение длится 30 дней с момента оплаты заявки на изучение курса.

Стоимость курса: 2000 руб.

Количество часов: 108

Подать заявку на курс:

Заказ курса Почтой России

При заказе курса таким способом, Вы получаете укомплектованный и записаный на флешку курс, который мы отправим Вам Почтой России по указанному Вами адресу.

Внимание. Стоимость заказа курса Почтой составляет: 4000 руб.

Читайте так же:  Работа в ночные смены трудовой кодекс рф

Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В их основе лежит системно-деятельностный подход. Данный курс позволит овладеть эффективными технологиями обучения в проектировании современного урока в контексте ФГОС ООО.

Некоммерческая образовательная организация ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»
Лицензия на образовательную деятельность: Серия 78ЛО2 № 0001754 Рег. номер № 2799 от 10.03.2017
тел.: +7 (812) 313-20-42 и +7 (495) 215-18-63

Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС

исследовательской деятельности школьников по предметам естественнонаучного цикла как средство подготовки к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам;

— передовой опыт работы учителей Борзинского района с одаренными детьми (участие в олимпиадах, конкурсах, творческих марафонах, тренировочных предметных сборах);

— конструирование урока в соответствии с современными требованиями.

В начале семинара заместитель директора по НМР СОШ № 42 Вера Николаевна Кальдина презентовала методическую работу школы в данном направлении и методическую работу коллеги — учителя географии СОШ № 42 Ольги Васильевны Семеняк в форме «Визитной карточки школы».

Главные вопросы стратегии развития образования: достижение нового качества образования и создание новой модели школы легли в основу работы коллектива СОШ № 42.

Ольга Васильевна Семеняк – педагог с большим опытом работы, один из лучших учителей географии Борзинского района, Отличник народного образования Российской Федерации», постоянно стремящийся к поиску нового в образовании, внедряющий инновации в образовательный процесс. Сегодня она осваивает вместе со своими учениками новые стандарты по географии в курсе пятого класса, об этом делилась с нами опытом своей работы.

представила опыт работы коллектива СОШ № 42 в направлении освоения ФГОС ООО.

Процесс апробации новых стандартов ФГОС через:

1. Изучение нормативно — правовой базы федерального уровня по внедрению ФГОС ООО.

2. Формирование рабочей группы по введению ФГОС.

3. Составление основной образовательной программы образовательного учреждения.

4. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО.

5. Анализа условий на соответствие требованиям ФГОС ООО.

Немаловажен выбор УМК. Сегодня их множество. Важно сделать правильный выбор (см. Приложение ).

На заседании были рассмотрены УМК , , ; , ; , под ред.

В учебниках по географии реализован принцип линейного построения курса. Учебный материал излагается от простого к сложному. Учащиеся знакомятся с природой, населением и хозяйственной деятельностью человека последовательно, от более низкого уровня организации к более высокому. Знакомство с основными понятиями географической науки происходит на основе представлений о целостности природы, населения и хозяйства. Большое внимание уделяется значению установления причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. В учебниках авторы постоянно делают акцент не только на общие признаки объектов и явлений, но и на частные их черты. Содержание учебников отличается научностью и способствует развитию познавательных интересов учащихся, их индивидуальных и творческих способностей. Стиль учебников по географии доступен для восприятия учащимися на каждой возрастной ступени обучения.

Методический аппарат учебников позволяет учителю реализовать дифференцированный подход в обучении, как с позиции организации изучения нового материала, так и с позиции формирования и контроля предметных знаний и общеучебных умений и навыков деятельности. В конце каждого параграфа предложены разноуровневые задания, которые представлены совокупностью разнородных по содержанию и назначению блоков. Логичность, последовательность и доступность изложения материала помогает организовать самостоятельную работу учащихся на каждом уроке, что позволяет реализовать системно — деятельностный подход в обучении и обеспечивает возможность достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Школьники учатся работать с текстом, анализировать и оценивать информацию, представленную в различном графическом виде, преобразовывать её из одной формы в другую, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, т. е. овладевают ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми и коммуникативными. Наличие в учебниках большого количества интересного и познавательного материала, дополнительные рубрики расширяют кругозор учащихся, позволяют разнообразить уроки и использовать вариативные современные педагогические и социально-педагогические технологии, а также прививают любовь к природе Земли в целом и России в частности.

Отличие линии учебников заключается в том, что они имеют расширенный методический аппарат, дополнительные элементы навигации. Тематическое содержание учебников дополнено приложениями, позволяющими реализовать на практике деятельностную подготовку учащихся к итоговой аттестации, в том числе и в формате ГИА.

Большое внимание в учебниках обращается на практическое значение географических знаний, что способствует развитию интереса к предмету, мотивирует учащихся изучать природу, население и хозяйство не только в мировом масштабе, но и в рамках своей страны, региона. Тематический материал учебников знакомит учащихся с правилами поведения в природе, формирует установку здорового образа жизни и правильного восприятия окружающей действительности. Этому способствует и богатый иллюстративный ряд учебников (рисунков, фотографий, схем, диаграмм, графиков), основанный на использовании современных, в том числе космических технологий.

В соответствии с нормативными документами в области образования на изучение курса географии в основной школе отводится: в 5 классе – 1 час в неделю, в 6 классе – 1 час в неделю, в 7-9 классах – по 2 часа в неделю.

На заседании РПТО было решено в апреле 2013 года провести совместную экспертную оценку учебников и определить единую линию УМК с учётом опыта апробации некоторых УМК.

Следующим этапом работы стало рассмотрение учебных программ в соответствие с ФГОС ООО, структуры урока и формирование УУД.

Был предоставлен теоретический и практический отчёт творческой группы «ФГОС» по проблеме «Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС» — опытом работы делились учитель географии СОШ № 41 Елена Владимировна Петрова, учитель географии СОШ № 42 Ольга Васильевна Семеняк, учитель географии СОШ № 43 Наталья Федоровна Котельникова. Коллеги представили теоретический и практический опыт работы по данному направлению, познакомили с УМК 5-х классов по ФГОС , ,

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно — деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает в себя

репродуктивные, продуктивные, креативные умения.

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.

Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

Выделенные линии развития отражают аксиологический, гносеологический, праксиологический и личностный аспекты содержания школьного курса географии.

Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют:

— эффективность образовательного процесса, в частности

-усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

-создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

-способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

-создают предпосылки для перехода к самообразованию;

-обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий

(см. Приложение 2).

В практической части семинара был проведён мастер – класс – урок в соответствие с требованиями стандартов нового поколения, показаны формы, методы, структура урока, постановка целей и задач на формирование УУД.

В рамках семинара рассматривались также следующие вопросы:

— система работы с одаренными детьми, содержательные и технологические трудности в работе с одаренными детьми, возникающие в условиях введения ФГОС ООО;

— содержание предметных олимпиад разных уровней, специфика сложных заданий и методика их решения;

— организация исследовательской деятельности школьников по предметам естественнонаучного цикла как средство подготовки к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам;

Читайте так же:  Сколько платить госпошлину за регистрацию брака

— передовой опыт работы учителей Борзинского района с одаренными детьми (участие в олимпиадах, конкурсах, творческих марафонах, тренировочных предметных сборах);

Руководитель РПТО учителей географии провела анализ работы педагогов в данном направлении за первое полугодие. За данный период времени педагогами была проведена работа с учащимися с целью выявления и развития одарённости учащихся по разным направлениям: занятия в творческих мастерских, групповые занятия с сильными учащимися, занятия на кружке, участие в конкурсах разного уровня, интеллектуальных марафонах, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, участие в научно-исследовательских конференциях.

Динамика участия во всероссийской олимпиаде школьников на школьном уровне

Общее количество призёров диплом)

Выявленные положительные и отрицательные стороны проведённой олимпиады школьного этапа в 2012 году:

— Единая организация и методические материалы – равноправность, единые условия участия

— Контроль за проведением и соблюдением правил участия

-Сбор информации об уровне подготовки и проведения олимпиады в каждом ОУ

-Повышение качества подготовки учащихся

— Не соблюдение сроков проведения и сдачи отчётов

— Не все ОУ приняли участие в олимпиаде

— Недостаточная активность учащихся

— Отсутствие системы подготовки учащихся к интеллектуальным конкурсам

17 ноября — в СОШ № 15 г. Борзя были проведены тренировочные сборы по подготовке учащихся к олимпиаде муниципального уровня.

Участники: 44 учащихся 7- 11 классов (СОШ № 41,15,28,43, 240, 48)

С ребятами проводили занятия с использованием разных форм — мастер – класса, работы в группах, викторины, работы с тестами Онлайн, проблемной беседы, игры, тренинга педагоги , учитель географии и биологии СОШ № 15, , учитель географии и биологии СОШ № 43.

Работа с учащимися по подготовке к олимпиаде по географии осуществлялась в течение двух часов с 10 – минутным перерывом в двух аудиториях по группам: 7-8 классы, 9 – 11 классы. Во время занятий ребятам были предложены проблемные вопросы заданий олимпиады школьного уровня с алгоритмами их решений; вопросы, повышенного уровня по курсам школьной географии в игровой форме. Ребята смогли познакомиться друг с другом, пообщаться, поработать с педагогами, проявить свои творческие способности. Состоялся обмен мнениями между педагогами школ. По отзывам участников предметной сессии, формы проведения занятий имели положительный успех, ребята в необычной форме смогли качественно подготовиться к олимпиаде по географии, получили план самостоятельной домашней подготовки. Цели и задачи сессии были выполнены.

В муниципальном этапе олимпиады приняло участие 76 человек:

11 класса11 учащихся (2-СОШ №43, 2- 48, 1-41, 2-42, 1-15, 1-47, 2-40)

10 класс 14 учащихся (2-СОШ № 42, 2-47, 2-48, 2 – 43,, 1 – 41, 2-40, 1-15)

9 класс 15 учащихся (1- СОШ № 47, 2- 42, 1-15, 2-28, 2-41, 2-43, 2-48, 1-Приозёрное, 2-40)

8 класс 17 учащихся (2-СОШ № 000, 2-28, 2-41, 2-43, 2-48, 3-40, 1-47, 2-42, 1-Приозёрное)

7 класс 19 учащихся (2- СОШ № 15, 2-240, 2-28, 2 – 41, 2 – 43, 2 – 48, 2- 42, 2 – 47, 2 – Приозёрное, 1 – 40)

Карта успешности муниципального этапа олимпиады:

Методическая разработка «Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.»

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

ГМО учителей географии

Требования к современному уроку географии

«Если мы будем учить сегодня так,

мы украдём у детей завтра»

Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Готовясь к уроку, учитель должен тщательно продумать структуру знаний по географии, которыми предстоит овладеть учащимся, выделить ключевые идеи, вокруг которых будут группироваться все остальные знания. Важным требованием к содержанию урока является доступность и посильность географического материала для детей. Нарушение этого требования приводит к непониманию, к механическому запоминанию знаний региональной географии, к ослаблению интереса, к задержке общего развития учащихся. Развитию приносит вред и слишком легкий, обыденный материал, пережевывание известного, приводящее к топтанию на месте. Педагогика доказала, что учить надо на высоком, но посильном уровне трудности. Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент учебно-воспитательного процесса. Урок это — универсальная система взаимодействия учителя и учащихся, работающая на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство.

Чем отличается традиционный урок от современного?

Во – первых, урок остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса, но его содержание и структура в течение времени изменяются.

Во – вторых, главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной исследовательской работе творческого характера.

Показателями качества урока не могут быть только эрудиция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель – организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к соблюдению правил поведения в родной природе, на производстве и в обществе в целом.

Основные признаки современного урока географии:

1. Урок направлен на формирование личности учащегося (мировоззрения, ценностных ориентаций, мотивации деятельности, творческих качеств).

2. Учитель выступает как организатор учебной познавательной деятельности учащегося, как их помощник и консультант.

3. Стиль общения ученика и учителя сотрудничество, сотворчество.

4. Центральное место на уроке занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, причем на всех этапах урока.

5. Организация коллективной учебной деятельности и общения между учащимися в процессе учебной работы

6. Урок тесно связан с другими формами организации обучения экскурсиями, практикумами, работами на географической площадке и экологической тропе и т.п.

7. Сочетание элементов урока с элементами других форм обучения: урок-зачет, урок-конференция, урок-игра. Проведение межпредметных уроков, проводимых 2-3 учителями разных учебных предметов.

8. Передача учащимися части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы целеполагания и планирования работы.

Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения; целевого, содержательного, деятельностного, оценочно-результативного. Признаки современного урока географии – это:

Четкое планирование цели каждого урока.

Обеспечение качественного усвоения учебного материала.

Активная работа учащихся в классе без перегрузок.

Наличие у школьников интереса к предмету.

Требования к уроку

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя — научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

Читайте так же:  Адвокат горохов

География – это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал – внутренние возможности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования. Методические возможности школьного курса безграничны, насколько сложен этот учебный предмет, настолько и разнообразен. В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы.

Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.

Вот такое вступление может предварять тему «Гидpосфеpа» :

Вода — чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

картины нашей жизни красит

В своих трех важных ипостасях:

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется.

То застывает тонкой льдинкой,

красиво названной снежинкой.

То обретает легкость пара

Была — и, вдруг, ее не стало.

Великий труженик водица,

Ну, как же ей не восхититься!

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает и наносит,

И так заботы нашей просит.

Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке.

Урок «Географическая карта», начать словами из книги Жюля Верна: «До чего люди любят карты! А почему? Да потому, что там на картах можно потрогать север и юг, восток и запад рукой. А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное – мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Или же словами К. Паустовского «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности». Обучение умениям и навыкам с использованием ролевой игры, а на уроках повторения и обобщения знаний можно проводить КВН, “Что? Где? Когда?”, «Последний герой», уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

От себя хотелось бы добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Современный урок. Методические разработки уроков. Москва «Школьная Пресса» 2002

С. А.Шмаков «Игры учащихся – феномен культуры» Москва. Новая школа 1994 г.

Методическая разработка по географии на тему:
Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.

В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельностная парадигма обучения требует перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся. Одно из основных условий эффективности урока — занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью. Деятельность учителя в уроке – заключается в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности , управлении учебной деятельностью учащихся .

Новые направления планирования и организации урока географии в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов показаны в статье ряда авторов под руководством Душиной И. В. «Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения«, которая размещена в журнале «География в школе» №3, 2012г., с.29

Сегодня в системе образования происходят большие изменения.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно — деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает в себя репродуктивные, продуктивные, креативные умения.

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.

Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Предполагает овладение приёмами компонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют:

— эффективность образовательного процесса, в частности

-усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

-создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

-способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

-создают предпосылки для перехода к самообразованию;

-обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя — научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

География — предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика — умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость и анализировать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи. В условиях вве.

Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте.

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому .

Одна из серьезнейших проблем современной школы — полное отсутствие интереса у учащихся к предету география и, как следствие, снижение географичской грамотности и культуры развтия учащихся. Чувст.

Урок истории в условиях введения ФГОС.

Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.· Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,· другие — о воспитании,&middot.