Субсидия на сельское хозяйство в россии

03.12.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства

С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

  • меры денежно-кредитной политики, когда проводится льготное кредитование и приоритетное инвестирование аграрных проектов. Существуют и специфические направления: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота;
  • бюджетные дотации, которые представлены целевым ассигнованием из бюджета убыточной реализации продукции в условиях низкого урожая. Другой вариант – возмещение недополученного дохода производителем при сдерживании роста цен на социально значимые продукты;
  • бюджетная политика, выражающаяся в дополнительном финансировании с\х отраслей. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Проводится субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие АПК, возмещаются лизинговые платежи на производственное оборудование.
  • планирование – составление программ поддержки, разработка актуальных мер поддержки, прогнозы по развитию различных направлений. Такие меры нужны для грамотного распределения финансирования.

Законодательная база

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям:

  • на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей;
  • поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства;
  • организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;
  • поддержку растениеводства;
  • содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;
  • внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.

Большой ошибкой будет считать, что глобальные планы преследуют единственную цель по увеличению доли отечественных продуктов на рынке.

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий:

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления:

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

  • заявление и анкета претендента;
  • копии паспорта и документа о профессиональном образовании;
  • свидетельство регистрации предпринимательства ФНС;
  • учредительные документы КФХ, сельхозпредприятия иной формы;
  • контракты с партнерами, торговыми сетями и т. д.;
  • письма-рекомендации представителей муниципальной власти.

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2019 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона, собрать документы и защитить свой бизнес-проект.

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее грантовую поддержку для малого/среднего бизнеса, создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2019 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии».

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования: теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз. Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

Субсидии фермерам в 2019 году

Правительством РФ было принято решение об увеличении бюджета на фермерское субсидирование. Самым главным регулятором для агропромышленной отрасли сельского хозяйства выступает ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Читайте так же:  Требования к протоколу собрания акционеров

Правительством РФ была смоделирована государственная программа поддержки сельского хозяйства и регулирования, которая рассчитана на период с 2013 по 2020 год включительно. В программу включен полный спектр государственных планов и инициатив на предстоящее время. В данном документе отражены подразделы по всем направлениям развития сельского хозяйства.

Ежегодно в законодательную базу данной программы вносятся поправки со стороны Правительства РФ.

Формы государственной помощи фермерам

В 2019 году фермеры могут рассчитывать на следующие формы поддержки развития сельскохозяйственного бизнеса:

  1. Грант для открытия бизнеса (для начинающих фермеров).
  2. Единовременная поддержка фермеров.
  3. Возмещение затрат на оформление земельного участка.
  4. Кредитные программы.

Гранты могут предоставляться фермерам на конкурсной основе. Чтобы участвовать в ней, фермер должен подать заявку, подкрепленную следующими документами:

  1. Анкета.
  2. Заявка.
  3. Два документа (об окончании с/х спецкурсов, трудовая книжка, свидетельство об образовании, выписка, которая удостоверяет ведение хозяйства).
  4. Выписка из ЕГРИП.
  5. Копия паспорта.
  6. Бизнес-план.
  7. Копия свидетельства регистрации КФХ.
  8. Смета.
  9. Справка из ФНС.
  10. Выписка с личного банковского расчетного счета.
  11. Справка о наличии живности, спецтехники, с/х оборудования.
  12. Реализационный договор на сумму более 30 000 руб.
  13. Характеристика.

Данный перечень не может быть изменен участником. Необходимо подать для участия в конкурсе все перечисленные документы.

Возмещение затрат для оформления земельного участка также является отдельной мерой фермерской поддержки. В этом случае субсидия предоставляется только для участков с/х назначения, которые:

Единовременная помощь для фермеров предоставляется при следующих расходах:

  1. Покупка транспорта для перевозки пассажиров.
  2. Подключение жилого помещения к газовым и электросетям, водопроводу и канализации.
  3. Приобретение жилья и последующее строительство и ремонт, если оно является единственным (также включаются затраты на погашение кредита и процентов).
  4. Приобретение установок, которые предназначаются для очистки водо-, тепло-, газо-установок и прочих устройств, используемых для подачи воды и септиков.
  5. Покупка и доставка 1 единицы домашней мебели, инженерного оборудования, коммуникационных средств, бытовой техники, газовых и электроплит.

Что касается программ кредитования, то поддержка осуществляется для следующих направлений:

  1. Поручительство по кредитам.
  2. Микрофинансирование.
  3. Беспроцентные ссуды.
  4. Материальная поддержка, предусматривающая наличие права на получение денег для погашения затрат, которые фермер понес при оплате процентов по банковским займам.
  5. Прочие виды кредитов.

В 2019 году финансовая поддержка будет оказываться государством по разным направлениям. Этот список можно пополнить покрытием издержек на:

  • аренду земельных участков и специализированной техники;
  • закупку удобрений, кормов, сельскохозяйственных животных;
  • выполнение монтажно-строительных работ (возмещение осуществляется частично);
  • мероприятия, направленные на улучшение агропроизводства;
  • работы по благоустройству территорий.

В 2019 году претендовать на получение государственной финансовой поддержки могут:

  1. Сельскохозяйственные кооперативы.
  2. КФХ
  3. Индивидуальные предприниматели, специализирующиеся в сфере сельского хозяйства.

Согласно данным статистики, ежегодно увеличивается размер государственных грантов, предназначенных для аграриев. К концу этого года сумма финансовой поддержки может достигнуть 30 млрд. рублей. На сегодняшний день уже более 120 фермеров получили субсидию из Федерального бюджета и направили средства на развитие бизнеса.

Размеры поддержки

В 2019 году объемы финансирования сельскохозяйственной отрасли были увеличены. Теперь фермеры могут рассчитывать на более серьезную поддержку со стороны государства.

Государством было принято решение о дополнительном финансировании сельскохозяйственной отрасли в надежде на то, что именно эта инвестиция окажется оправданной и положительной для экономической ситуации в стране.

В соответствии с регламентом Федерального законодательства аграрии могут получить максимум 30 000 000 рублей. В тоже время должно соблюдаться одно важное условие – выделенная субсидия способна покрыть до 60% всех понесенных издержек. Из этого следует, что у претендентов должны быть в наличии средства, которых хватит для покрытия 40% расходов (10% личные средства, 30% — кредитные).

Для получения гранта от государства аграрии должны выполнить ряд требований:

  • самостоятельно вести свой бизнес;
  • иметь прописку в конкретном регионе;
  • использовать труд работников, связанных с ними семейными узами, проживающими в том же регионе;
  • ранее не получать субсидии от государства и местных властей;
  • предприятию должно быть не менее 12 месяцев.

Стоит отметить, что Правительство в 2019 году приняло решение финансово поддержать начинающих аграриев, для которых была разработана специальная программа. По ее условиям единоразово выделяемые из Федерального бюджета средства должны будут расходоваться на модернизацию имеющегося у фермера хозяйства либо на улучшение бытовых условий.

Начинающие аграрии могут принять участие в этой программе и получить от 1 500 000 до 4 000 000 рублей. Но, при этом претендентами должны быть выполнены следующие условия:

  • фермер должен иметь опыт работы в сельскохозяйственной сфере минимум 10 лет, стаж предпринимателя — до двух лет;
  • у претендента должно быть высшее образование в агросекторе;
  • для получения субсидии необходимо составить грамотный бизнес-план, а также предъявить рекомендательные письма с прежнего места работы;
  • начинающий аграрий должен иметь личные средства, которых ему хватит для оплаты части издержек (минимум 1/10 части);
  • требуется документальное подтверждение источников реализации сельскохозяйственной продукции.

Начинающие фермеры должны понимать, что выбранное направление должно быть актуальным для конкретного региона. В процессе презентации бизнес-плана им придется доказать, что будущее аграрное предприятие будет рентабельным.

Аграрии-новички могут получить финансовую помощь от государства еще одним способом. Для этого им следует открыть организацию, в которой будут осуществлять трудовую деятельность родственники. В случае расширения бизнеса и увеличения поголовья свыше ста голов, они смогут привлекать к сотрудничеству до 5 наемных работников.

Порядок получения

Для участия в любой возможной государственной программе необходимо соблюсти два условия:

  1. Создать бизнес-проект.
  2. Сдать все необходимые документы для участия в Министерство сельского хозяйства в своем регионе.

Требования к участникам

Требования для фермеров в 2019 году просты – иметь средства на личном расчетном счете в банке, а также уметь защитить свой бизнес-проект.

Также необходимо обратить внимание на направление развития своего бизнеса. Если бизнес-проект имеет крупный масштаб, подразумевает покупку земельного участка, строительства помещения, приобретение элементов с/х техники – будет большая вероятность получения гранта.

Также при подаче заявки нужно подготовить полный перечень необходимых для участия в конкурсе документов, которые представлены выше.

Порядок подачи заявок

Сначала фермерам необходимо сдать все документы в Минсельхоз в своем регионе. В течение 15 дней происходит экспертная оценка бизнес-проекта фермера-заявителя, результатом которой и будет являться вынесенное решение.

Внимательно изучите перечень необходимых документов. После рассмотрения заявки поступает вызов в Минсельхоз для беседы. В ходе беседы эксперты оценивают деловые качества претендента и принимают окончательное решение. В случае одобрения заявки субсидированные средства будут зачислены на расчетный счет в банке в течение 1-3 месяцев после фактического оформления гранта.

Начиная с 2015 года сроки выдачи грантов для фермеров начали сокращаться.

Ежегодно Минсельхоз каждого региона направляет запросы в Правительство РФ запросы о снижении сроков выдачи субсидий фермерам, на 2019 год заметен особый прогресс – максимальный срок получения субсидии с момента подачи заявки на участие в конкурсе составляет 3 месяца, минимальный срок сократился до 21 дня.

О порядке субсидирования агросектора на примере Ростовской области

Порядок предоставления средств из бюджета разъясняет заместитель министра сельского хозяйства Ростовской области Миронова Ольга Анатольевна.

Программа государственной поддержки «Начинающий фермер» в 2017-2018 году

Содержание статьи:

Помощь начинающим фермерам в виде грантов от государства оказывается с 2012 года. Цель – помочь развить предпринимательскую деятельность в любой отрасли сельского хозяйства: разведении лошадей, коров, овец, коз, свиней, птицы, выращивании картофеля, зерновых (зернобобовых) культур, овощей на открытом и закрытом грунте, плодов и ягод, рыболовство, пчеловодство. Гранты предоставляются лицам, которые зарегистрированы как ИП не менее года, имеют бизнес план по расширению или модернизации хозяйства. Поддержка предоставляется один раз, в течение 10-и лет приобретенное имущество запрещено продавать.

Цели программы «Начинающий фермер»

Главная цель – повысить конкурентоспособность сельхозпродукции путем развития фермерских хозяйств.

Гранты должны обеспечить:

  • условия для модернизации существующих и создания новых фермерских хозяйств;
  • доступность финансов.

Поддержка государства стимулирует переход с подсобного хозяйства на фермерское.

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — на что можно использовать?

Помощь начинающим фермерам предоставляется по двум основным направлениям:

  • на создание (развитие) хозяйства 1,5 -3 млн. руб.;
  • помощь на устройство быта до 250 тыс. руб.

Полученные от государства средства по первому пункту можно использовать на:

  • покупку земли сельхозназначения, транспортных средств, животных, оборудования, инвентаря;
  • разработку проектов возведения (модернизации, реконструкции) помещений для производства, складов;
  • покупку, возведение, ремонт помещений для производства, складов, инженерных коммуникаций, заграждений, их регистрацию и подключение к инженерным сетям;
  • строительство дорог, без которых невозможно производство, переработка, хранение продукции;
  • приобретение семян (другого материала для посадок), ядохимикатов, удобрений.

Грант на обустройство быта можно потратить на покупку:

  • жилья;
  • грузопассажирского авто (см. Государственная программа льготного автокредитования);
  • мебели, средств связи, бытовой техники, электрического и газового оборудования, компьютеров, септиков, устройств для подачи и отвода воды.

В благоустройство включается так же:

  • ремонт жилого дома;
  • погашение долгов по ипотеке (см. Программа «Молодая семья» — покупка жилья в ипотеку);
  • подключение к центральному водопроводу, системе канализации, электросети, интернету.

План расходов составляется отдельно по каждому пункту, аграрий должен оплатить 10%.

Поддержка начинающих фермеров в 2017-2018 году

Интересно! Привычные гранты для начинающих фермеров в 2017 году дополнены возможностью получить:

  • субсидию на возврат процентов по кредиту, оформленному ранее на развитие;
  • компенсацию на построенные производственные объекты;
  • оплату первых взносов при приобретении техники (оборудования) в лизинг;
  • компенсацию убытков при оформлении земли;
  • средства на газификацию, устройство системы орошения и др.
Читайте так же:  Развод в 30 годы

Кроме того, у аграриев есть возможность оформить кредит с пониженной ставкой.

Важно! В 2017 году в некоторых регионах сумма достигнет 3-х млн. руб. В 2018 году запланировано повышение на всей территории страны.

Минсельхоз отмечает, что 40% сельхозпродукции производится в маленьких хозяйствах. Рассматривается вопрос об упрощении процедуры предоставления грантов, возможности кредитования на льготных условиях на короткие сроки. Предполагается в будущем разрешить строительство жилых домов на землях сельхознахначения.

Условия для получения гранта «Начинающий фермер»

Последовательность действий претендента установлена законодательством:

  • выбрать юридическую форму хозяйства;
  • проверить соответствия требованиям участия;
  • разработать бизнес план;
  • собрать пакет документов;
  • составить и отправить заявку.

Конкретные условия для получения гранта «Начинающий фермер»:

  • опыт (не менее 10-и лет), образование (желательно высшее), рекомендации, выданные кооперативом и местными властями;
  • высокое качество бизнес плана (должен содержать описание деятельности, финансирование, анализ рисков, обоснование эффективности);
  • наличие собственного капитала (не менее 10% от стоимости проекта);
  • наличие договоров по реализации производимой продукции;
  • значимость для конкретного региона.

Претендент должен вести предпринимательскую деятельность не менее полугода, использовать предоставленные средства за 1,5-2 года, не иметь задолженностей по перечислениям стразовых взносов (см. Всё о налогах на доходы физических лиц).

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — пакет документов

Для участия необходимо предоставить:

  • заявку установленного образца;
  • анкету;
  • документ, удостоверяющий соответствие образования;
  • трудовую книжку (для определения опыта);
  • выписку, удостоверяющую наличие хозяйства;
  • бизнес план;
  • документ, удостоверяющий юридическую форму хозяйства;
  • паспорт;
  • смету затрат по проекту;
  • выписку из банка, подтверждающую наличие собственных средств;
  • справку, подтверждающую наличие оборудования;
  • выписку их налоговой службы.

Важно! В различных регионах перечень документов может отличаться.

Программа «Начинающий фермер» в 2017-2018 году — перспективы и отзывы

В 2017 году (если сравнивать с 2016 годом) в условия внесены изменения. Увеличился бюджет субсидирования, главным критерием при отборе стала эффективность деятельности претендента, отсутствие задолженностей по налогам. Максимальный размер субсидии на данный момент 3 млн. руб. Но эта сумма доступна не во всех регионах из-за разницы коэффициентов.

Все документы сдаются в Минсельхоз региона. Рассмотрение длится 15 дней, потом претендент вызывается на беседу. Перед принятием окончательного решения оцениваются деловые качества соискателя. Если заявка одобрена, средства предоставляются в течение 3-х месяцев. Больше всего субсидий предоставлено в Ставропольском крае и Дагестане.

Аграриев (судя по отзывам) программа «Начинающий фермер» привлекает, но отмечается длительность сбора документов. Кроме того, их оформление требует значительных финансовых затрат. Отрицательным считается и требование по наличию высшего образования. Курсов с сельхозакадемии для получения субсидии недостаточно. Средства не предоставляются так же тем, у кого мало земли и денег в банке. На практике требуется не менее 200 тысяч руб.

Правительство России

Основные результаты работы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за 2017 год

Работа Правительства: факты и цифры.

Общие вопросы АПК

Оказание государственной поддержки стало одним из ключевых факторов роста производства сельскохозяйственной продукции.

В 2017 году на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета направлены субсидии в сумме 143,9 млрд рублей, в том числе:

на оказание несвязанной поддержки – 11,34 млрд рублей;

на повышение продуктивности в молочном скотоводстве – 8,08 млрд рублей;

на субсидирование инвестиционных кредитов – 58,7 млрд рублей;

на субсидирование части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса – 15,5 млрд рублей.

В 2017 году введён механизм льготного кредитования, который позволяет организациям агропромышленного комплекса не отвлекать собственные оборотные средства на уплату части процентной ставки и не ожидать их последующего возврата в виде субсидий, как это происходило при ранее действовавшей системе. На реализацию данной меры направлено 9,1 млрд рублей.

Начиная с 2017 года применяется новый механизм государственной поддержки сельского хозяйства – единая субсидия, объединяющая ряд ранее существовавших направлений субсидирования. На её финансовое обеспечение направлено 39,1 млрд рублей.

В качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации производства, обновления парка сельскохозяйственной техники за счёт средств федерального бюджета субсидируются производители сельхозтехники, реализующие её сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой. В 2017 году из резервного фонда Правительства на предоставление указанных субсидий выделено 15,7 млрд рублей. Приобретено 26,4 тыс. единиц сельхозтехники.

В 2017 году по результатам финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих государственную поддержку из федерального бюджета, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учётом субсидий составила 14,3%, без учёта субсидий – 8,5%. Полученная прибыль (до налогообложения) оценивается в более чем 300 млрд рублей. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций увеличилась на 2,2 процентного пункта и достигла 87,1% от общего количества сельхозорганизаций.

В 2017 году, несмотря на неблагоприятные погодные условия (засуха, град, наводнение, переувлажнение в период проведения уборки, режим чрезвычайной ситуации в 21 субъекте Федерации), собраны рекордные урожаи отдельных сельскохозяйственных культур.

В 2017 году посевная площадь в России увеличена по сравнению с предыдущим годом на 620 тыс. га (0,8%) и впервые за 15 лет превысила 80 млн га.

Собран рекордный объём зерновых и зернобобовых культур – 135,4 млн т (в весе после доработки), что на 11,2% больше, чем в 2016 году, и на 35,3% больше среднегодового производства в 2012–2016 годах.

Собрано 85,8 млн т (в весе после доработки) пшеницы, являющейся основной экспортной культурой, или на 17,1% больше, чем в 2016 году, и на 50,4% больше среднегодового производства в 2012–2016 годах.

Собрано рекордное количество гречихи – 1,5 млн т (в 2016 году – 1,2 млн т) и рапса – 1,5 млн т (в 2016 году – 998,9 тыс. т). Производство рапса в 2017 году на 34,9% превысило его среднегодовое производство в 2012–2016 годах.

В 2017 году валовой сбор маслосемян сои составил 3,6 млн т, что в 1,6 раза выше показателя в среднем за 2012–2016 годы (2,3 млн т) и на 14,1% больше, чем в 2016 году (3,1 млн т).

В 2016–2017 годах получены наивысшие сборы овощей, их валовой сбор в 2017 году составил 16,33 млн т, что выше рекордного показателя 2016 года на 0,3%, или 50 тыс. т, и на 16,6% больше уровня 2012 года.

Устойчивая динамика роста отмечается в овощеводстве защищённого грунта. В 2017 году валовой сбор тепличных овощей составил 938,3 тыс. т, что на 15,3% выше объёмов 2016 года и на 62,5% превышает уровень 2012 года.

Ниже уровня 2016 года собран урожай сахарной свёклы – 48,2 млн т (93,9%), подсолнечника – 9,6 млн т (87,4%), картофеля – 29,6 млн т (95,1%), плодов и ягод – 2,9 млн т (89%).

Полученный урожай в значительной мере обеспечивает импортозамещение и продовольственную независимость страны, бóльшую часть внутренних потребностей страны в продовольствии, а также по некоторым видам продукции позволяет увеличить экспортный потенциал.

Рост внутреннего производства обеспечил повышение удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объёме ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, который в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина) является критерием продовольственной безопасности.

В 2017 году достигнуты следующие значения показателей продовольственной независимости России:

по зерну – 99,3% (пороговое значение в соответствии с Доктриной – не менее 95%, 2016 год – 99,2%);

по сахару – 94,3% (Доктрина – не менее 80%, в 2016 году – 88,5%);

по маслу растительному – 84% (Доктрина – не менее 80%, в 2016 году – 83,6%);

по картофелю – 97,6% (Доктрина – не менее 95%, в 2016 году – 97,5%);

по мясу и мясопродуктам – 90,3% (Доктрина – не менее 85%, в 2016 году – 88,7%).

В рамках ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» (далее – Программа по мелиорации) продолжилась реализация мероприятий, направленных на достижение высокого уровня продуктивности мелиорируемых земель, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых мелиорированных земель, минимизацию потерь урожая в результате неблагоприятных природно-климатических факторов, создание гарантированной кормовой базы животноводства, снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций от негативного воздействия вод.

В 2017 году введены мелиорированные земли, мелиоративные системы и гидротехнические сооружения на площади 97,35 тыс. га. Обеспечена защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной эрозии, затопления и подтопления на площади 126,3 тыс. га (при установленном Программой по мелиорации показателе 123,7 тыс. га). В результате проведения культуртехнических мероприятий в оборот вовлечено 70,4 тыс. га выбывших сельскохозяйственных угодий, что на 2,7% превышает установленный показатель.

В животноводстве сохраняется положительная динамика производства мяса, рост обеспечивается за счёт свиноводства и птицеводства. В 2017 году произведено 14,6 млн т скота и птицы на убой (в живой массе), или 104,7% к 2016 году. По сравнению с 2012 годом производство скота и птицы увеличилось на 25,8% (3 млн т).

Отмечается стабилизация производства молока. В 2017 году его произведено 31,1 млн т. Рост к предыдущему году составил 1,2%, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 3,8%, у фермеров – 7,5%.

Потенциальные возможности подотраслей животноводства в значительной степени определяются состоянием племенного животноводства. В настоящее время в государственном племенном регистре зарегистрировано 2,5 тыс. стад племенных сельскохозяйственных животных.

Потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в высококлассном племенном молодняке обеспечиваются за счёт отечественной репродукции и импорта. Реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления продуктивности в 2017 году составила 81,1 тыс. голов (103,9% к уровню 2013 года), мясного направления продуктивности – 33,6 тыс. голов (132,3%), свиней – 94,5 тыс. голов (124,7%), овец и коз – 182,1 тыс. голов (122,2%).

Читайте так же:  Как узнать пришли ли алименты по почте

Биотехнологии. Аграрная наука

В 2017 году утверждена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года №996).

Реализация Программы позволит:

снизить уровень импортозависимости за счёт внедрения и использования отечественных технологий производства семян высших репродукций (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям растениеводства и животноводства;

внедрить технологии производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

внедрить современные средства диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, технологии производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;

внедрить современные технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также современные методы контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала;

увеличить численность высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, по новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям и количество предприятий агропромышленного комплекса нового технологического уровня.

Малые формы хозяйствования в АПК

Основными мерами государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – СПоК) являются грантовая поддержка начинающих фермеров, развития семейных животноводческих ферм и грантовая поддержка СПоК для развития их материально-технической базы.

С 2017 года грантовая поддержка малых форм хозяйствования оказывается в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (единая субсидия). Субъекты Федерации самостоятельно определяют приоритетные направления развития сельского хозяйства и объём их финансирования из средств единой субсидии.

В 2017 году объём ассигнований федерального бюджета, направленных на грантовую поддержку КФХ и СПоК, увеличен по сравнению с 2016 годом на 8,5% и составил 8,9 млрд рублей, или 23% общего объёма средств единой субсидии, в том числе:

на поддержку начинающих фермеров – 3,7 млрд рублей;

на развитие семейных животноводческих ферм – 3,7 млрд рублей;

на грантовую поддержку СПоК – 1,5 млрд рублей.

Гранты предоставлены 2582 начинающим фермерам, 724 семейным животноводческим фермам и 174 кооперативам.

Увеличился средний размер грантов, предоставленных КФХ и СПоК: начинающим фермерам – до 1,8 млн рублей (в 2016 году – 1,27 млн рублей), семейным животноводческим фермам – до 6,1 млн рублей (в 2016 году – 5,18 млн рублей), кооперативам – до 10,82 млн рублей (в 2016 году – 7,69 млн рублей).

В 2017 году КФХ-грантополучателями создано 5300 новых постоянных рабочих мест в сельской местности при плане 4315 рабочих мест, в кооперативах, получивших грантовую поддержку, создано 738 новых рабочих мест при плане 617 рабочих мест.

Получателями грантовой поддержки обеспечен прирост производства и реализации сельскохозяйственной продукции более чем на 30% (план – 10%).

Развитие сельских территорий

В 2017 году в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» введено (приобретено) 565,3 тыс. кв. м жилья (126,7% к заданию), в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 398,3 тыс. кв. м (127,5%). Улучшили жилищные условия 6,2 тысячи сельских семей, в том числе 4,4 тысячи молодых семей, молодых специалистов.

В 2017 году введены в действие общеобразовательные школы на 1,36 тыс. мест (103,8%), учреждения культурно-досугового типа – на 4,49 тыс. мест (больше планового показателя в 6,2 раза), открыто 102 фельдшерско-акушерских пункта и (или) офиса врачей общей практики (больше в 2 раза), введено в действие 116,33 тыс. кв. м плоскостных спортивных сооружений (больше в 3,9 раза).

В 2017 году в рамках инженерного обустройства сельских населённых пунктов введено 1,36 тыс. км распределительных газовых сетей (110,6%), проложено 0,99 тыс. км локальных водопроводов (122,2%). Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности составил 59% (при плане 58,4%), уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой – 64,8% (при плане 60,9%).

В 2017 году введено в действие 0,69 тыс. км автомобильных дорог (95,8%). Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием обеспечено дополнительно 199 сельских населённых пунктов и 39 объектов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Завершено 18 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, реализован 361 проект местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку.

В 2017 году на селе создано 24,3 тыс. рабочих мест, в том числе в агропромышленном комплексе – 22,8 тыс. рабочих мест.

Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка

В 2017 году российскими пользователями добыто (выловлено) 4774,4 тыс. т водных биологических ресурсов, что на 2% (92,3 тыс. т) больше уровня 2016 года.

Объём добычи в 2017 году на 6,1% (274 тыс. т) выше планового показателя вылова, установленного государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Наивысшие темпы прироста добычи (вылова) водных биологических ресурсов в 2017 году зафиксированы в Волжско-Каспийском, Северном и Западном рыбохозяйственных бассейнах.

В 2017 году объём экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов (включая экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля) вырос на 11,9% (до 2141,1 тыс. т), импорта – на 16,4% (до 599 тыс. т), производства рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных, – на 3,1% (до 4152 тыс. т).

По сравнению с 2012 годом экспорт увеличился на 28%, импорт сократился на 37%, производство рыбы и рыбопродуктов увеличено на 12,5%.

Товарная аквакультура (рыбоводство) как подотрасль сельскохозяйственного производства включена в механизм льготного кредитования, что обусловлено необходимостью её ускоренного развития, в том числе через расширение предоставления государственной поддержки по краткосрочным кредитам на приобретение кормов и рыбопосадочного материала.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1725 внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводство) и товарного осетроводства, в части передачи полномочий по отбору инвестиционных проектов субъектам Федерации в целях сокращения сроков доведения государственной поддержки до сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях совершенствования механизма использования земель сельскохозяйственного назначения для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), в том числе на водных объектах, образованных водоподпорными сооружениями, принят Федеральный закон от 1 июля 2017 года №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)».

Для стимулирования строительства современного рыбопромыслового флота и высокотехнологичных рыбоперерабатывающих заводов приняты постановления Правительства Российской Федерации (от 25 мая 2017 года №632, №633 и от 29 мая 2017 года №648), реализация которых обеспечит изменение структуры производства по видам продукции из водных биологических ресурсов с увеличением добавленной стоимости.

Положительная динамика сельскохозяйственного производства стимулировала дальнейшее развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

В 2017 году индекс производства пищевых продуктов составил 105,6% (103,1% в 2016 году).

По сравнению с 2016 годом увеличены объёмы выработки мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы (на 7,4%), колбасных изделий, в том числе для детского питания (на 3,1%), мясных, мясосодержащих, охлаждённых, замороженных полуфабрикатов (на 7,1%), сыров (на 5,5%), сливочного масла (на 7,8%), круп (на 7,7%), белого свекловичного сахара (на 15,9%), подсолнечного нерафинированного масла (на 10,4%).

Снижено производство пшеничной и пшенично-ржаной муки (на 4,7%), хлебобулочных изделий недлительного хранения (на 3,6%).

Дополнительным фактором роста пищевой промышленности стала политика импортозамещения. После введения эмбарго на ввоз продовольствия из ряда стран рост отечественного сельхозпроизводства обусловил постепенное снижение зависимости внутреннего рынка от импорта некоторых видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также поддержание стабильных объёмов экспортных поставок.

Объёмы импорта, «выпавшие» в результате введения Российской Федерацией во второй половине 2014 года ограничений, частично были компенсированы за счёт увеличения поставок из стран, не попавших под запрет.

В то же время главный акцент был сделан на развитии собственного производства, мобилизации внутренних продовольственных ресурсов, повышении товарности производимой сельскохозяйственной продукции, разработке новых форм экономической поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, что способствовало положительной динамике производства в отраслях сельского хозяйства.