Страховой и нестраховой случай

27.05.2018 Выкл. Автор admin

Нестраховой случай

КАСКО и ОСАГО в России — самые убыточные из всех видов страхования: около двух третей от всех выплат приходится именно на них

При этом до 70% страховых случаев связано с ДТП, а примерно 30% — с противоправными действиями третьих лиц (угонами, хищениями, порчей автомобилей и кражами из них). При таком широком перечне страховых случаев существуют ситуации, при которых страховые компании отказывают в выплате.

На прошедшем в Петербурге «круглом столе» «Нестраховые случаи по КАСКО и ОСАГО: необоснованные требования выплат» автостраховщики, аварийные комиссары и представители водительского сообщества обсудили несколько распространенных ситуаций, обычно вызывающих споры между сторонами.

«С намеренным и профессиональным мошенничеством сложно бороться, его сложно выявить», — признал заместитель руководителя департамента экспертизы и оценки ассистанской компании «ЛАТ» Алексей Дружинин.

При этом, по его словам, аварийные комиссары чаще всего сталкиваются с фактами «любительского мошенничества», когда человек пытается приписать «свежим» страховым событиям ранее случившиеся повреждения или повреждения, не соответствующие действительности.

Например, страхователь заявляет о противоправных действиях третьих лиц, пока машина находилась без присмотра, однако прибывший на место происшествия комиссар по определенным признакам делает вывод о том, что имел место наезд на препятствие в процессе неаккуратной парковки.

«Такие случаи наши комиссары достаточно хорошо выявляют», — предупредил Дружинин.

О важности процедур

Интересы водителей бросился защищать председатель Петербургского регионального отделения МОД «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов: «Полагаю некорректным считать это мошенничеством. Что, скорее всего, произошло? Человек попал в ДТП, и, понимая, что в 3 часа ночи на трассе он будет очень долго ждать ГАИ (или ему надо быстро уехать по делу), он откладывает разборку со страховой компанией. Непонятно, почему страховщикам так нужно выяснить, в каком именно месте произошло ДТП — во дворе или на дороге? Итог абсолютно одинаков — по КАСКО страховщик заплатит. Но для СК важен другой момент — возможность получить суброгацию с компании виновника. А детальное выяснение обстоятельств в данной ситуации — это попытка СК просто минимизировать свои затраты и затянуть выплату».

С таким заявлением категорически не согласились страховщики. Так, директор Санкт-Петербургского филиала СК «РК-гарант» Евгений Константинов предупредил о том, что без вызова на место ДТП представителя ГИБДД никто не сможет дать гарантию, что наезд на дерево был совершен в трезвом виде (а ДТП, совершенные в пьяном виде, обычно — нестраховой случай). Однако А. Дружинин напомнил: «Вполне может быть так, что человек, попавший в ДТП, уже получил деньги с виновника».

Третье лицо в споре необходимо

Точку в споре поставил преподаватель отделения страхового права Санкт-Петербургского института управления и права Сергей Краснов, который напомнил, что любые выплаты, производимые страховщиками, фиксируются государственными налоговыми органами. И в том случае, если они оказываются необоснованными, к страховщику могут быть применены санкции: размер выплаты будет отнесен не на себестоимость, а вычтен из прибыли.

«Потому страховщики обязаны действовать строго в рамках закона, — разъяснил С. Краснов. — Нужно четко толковать такие действия как умышленное введение в заблуждение и как мошенничество. Торопишься — это твои проблемы, для правосудия эти факты значения не имеют. Для того чтобы урегулировать отношения со страховой компанией, нужно соблюдать определенный формат».

Алексей Дружинин в любом случае советует и страховщикам, и автолюбителям обращаться к услугам аварийных комиссаров, которые более детально, чем служба ГИБДД, подходят к фиксации ДТП: «Аварийный комиссар пытается не просто установить чью-либо вину в том или ином происшествии, но и объективно оценить сумму и место ущерба, понять правдоподобность излагаемых событий, ознакомиться детально с документами».

Справки из компетентных органов стандартны, но их количество может меняться.

Если страхователь попал в ДТП и хочет беспроблемно и оперативно получить выплаты, эксперты советуют ему предоставить следующие документы из правоохранительных органов:

— справку об участии в ДТП,

— справку по форме 748 (это номер приказа МВД РФ, утвердившего ее форму),

— постановление по делу об административном правонарушении.

«Если ущерб произошел в результате противоправных действий третьих лиц или по другим причинам, не связанным с ДТП, то необходимо показать страховщику талон — уведомление из милиции и соответствующее постановление или определение из милиции», — добавила специалист отдела перестрахования СК «Капитал полис страхование» Екатерина Ульрих.

В зависимости от конкретной ситуации количество документов, которые потребует страховщик от клиента, может увеличиться. «Это может произойти в случае, когда за рулем находился не собственник автомобиля, а другой человек, — предупредил директор СПб филиала СК «РК-Гарант» Евгений Константинов. — Тогда в качестве дополнительного документа потребуется доверенность на управление этой машиной».

Юрий Берхман, директор по развитию имущественных видов страхования СК «АСК-Петербург»:

— Определения того, какой случай является страховым, а какой — нестраховым, должны быть так сформулированы в договоре страхования, чтобы их разное толкование было исключено. Я противник формулировок типа: «В случае если. страховщик имеет право уменьшить или отказать. «.

Страховой случай — платим. Нестраховой — отказ. Четко и без обид.

Относительно примеров «спорных» случаев. В ОСАГО это случаи самопроизвольного движения ТС, случаи повреждения другого ТС при открывании пассажирской двери на стоянке. Вопрос: является ли это эксплуатацией ТС?

В КАСКО возможны пограничные по суммам случаи, когда в договоре страхования есть опции типа: «Если величина ущерба не превосходит $500. «, то есть функция оценки ущерба переложена на клиента. Лучше если бы на клиента таких обязанностей не возлагалось.

Валентин Смышляев, директор филиала «Первой страховой компании в Санкт-Петербурге:

— В законодательстве РФ угон и хищение — абсолютно разные вещи. Угон — это неправомерное завладение транспортным средством (ТС) без цели хищения. Хищение — это корыстное, противоправное изъятие чужого имущества и/или его обращение в пользу виновного или иных лиц. При этом, в отличие от угона, цель — изъять имущество из владения собственника навсегда.

Путаница в этих терминах возникла в связи с тем, что некоторые страховщики изначально под «хищением» и «угоном» понимали совокупность имущественных рисков. Если страховая компания, говоря «угон», имеет в виду «хищение», то опасаться нечего — клиент получит выплату. Если же в договоре определения угона не дается — значит оно будет взято из действующего законодательства и будет трактоваться, как описано выше, а это затруднит либо сделает невозможным выплату страхового возмещения.

Читайте так же:  Статья 160 часть 1 ук

Нестраховой случай: ВС рассказал, когда на ОСАГО можно не рассчитывать

Положена ли выплата по договору ОСАГО в случае, когда водитель использовал автомобиль в коммерческих целях – перевозил пассажиров или грузы? В вопросе разбирались три инстанции. Две из них решили, что деньги владельцу автомобиля надо выплатить. Однако Верховный суд отказал в компенсации по ОСАГО и обосновал, почему.

Антон Кандауров* застраховал свой автомобиль «Форд Транзит» по рискам «Ущерб» и «Хищение» в ООО «Зетта Страхование». Ближе к концу срока страховки «Форд», за рулем которого находился другой человек – Леонид Скрипкин*, попал в ДТП. Виновным признали второго участника аварии, и владелец «Форда» обратился за страховым возмещением. Согласно отчету оценщиков, стоимость восстановительного ремонта машины без учета износа составила 790 486 руб. Но в страховой Кандауров получил отказ. Страхователь осуществлял коммерческую деятельность – перевозил пассажиров, а со страховщиком этого не согласовал, значит, права на возмещение он не имеет, заявили в компании и не выплатили компенсацию.

Кандауров пошел в суд, и решением Октябрьского районного суда г. Иваново в его пользу взыскали страховое возмещение по договору ОСАГО в размере 137 400 руб. С учетом произведенной ранее ПАО «Росгосстрах» выплаты в размере 262 600 руб. ему было возмещено в общей сложности 400 000 руб. Решение устояло и в апелляции – Ивановском областном суде. Суды заключили, что случай страховой, а использование имущества в коммерческих целях без уведомления не освобождает страховщика от выплаты.

Но Верховный суд, куда направил кассационную жалобу страховщик, пришел к другим выводам. Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Вячеслава Горшкова обратила внимание на то, что стороны вправе самостоятельно определять условия договора, и в страховом договоре Кандаурова были перечислены случаи, которые не будут являться страховыми. В их числе было и использование автомобиля в коммерческих целях без согласования со страховщиком. При этом полис предполагал использование автомобиля в личных целях, и о других обстоятельствах Кандауров в страховую не сообщал, указал ВС в определении по делу. Соответственно, изменения в договор страхования не вносились.

За внесение изменений в договор страхования в данном случае ответственен именно страхователь – владелец машины, подчеркнул Верховный суд.

Однако Кандауров компании ничего не сообщил, договор изменен не был, а, значит, случай с автомобилем нельзя считать страховым, и выплата автомобилисту действительно не полагается.

Коллегия ВС отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в апелляцию (дело пока не рассмотрено).

*Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

Страховая Правда

Повреждения автомобиля можно получить при любых обстоятельствах: при ДТП, при неизвестных обстоятельствах, когда машина стояла во дворе, на стоянке при открытии двери в соседнем автомобиле, при ураганах, когда падают рекламные щиты и т.п.

Однако многие автолюбители до сих пор не знают, в каких случаях они могут получить выплату по ОСАГО, а какие обстоятельства не будут относиться к страховым случаям.

Для начала обратимся к Закону об ОСАГО, который дает понятие страховой случай. Чтобы событие (повреждение автомобиля) было признано страховым случаем, должны быть соблюдены обязательные условия.

1. Должна наступить гражданская ответственность застрахованного владельца ТС.

Если вы единственный участник ДТП (например, въехали в дерево), то естественно это событие не является страховым случаем по ОСАГО. Участников ДТП должно быть как минимум два. И гражданская ответственность наступает у виновника, а невиновный считается потерпевшим, который имеет право получить страховое возмещение.

Если машина повреждена на стоянке при неясных обстоятельствах или, окажется, что кто-то гвоздиком по двери провел, то это также не является страховым случаем по ОСАГО, так как виновник либо не установлен, либо это не владелец ТС.

А вот если окажется, что ваш стоящий автомобиль поврежден при использовании другого автомобиля, и он известен, то такое событие относится к страховому случаю.
Таким образом, вред должен быть причинен другим ТС, владелец которого признан виновным в причинении ущерба. Так что если упал рекламный щит, то это естественно не страховой случай по ОСАГО. Для таких событий существует КАСКО.

2. Вред автомобилю должен быть причинен при использовании ТС виновника. Использованием ТС признается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением.

Если на стоянке ущерб вашему автомобилю причинен стоящим ТС (например, причинитель вреда открыл дверь своего автомобиля и повредил дверь вашего), то это не будет являться страховым случаем по ОСАГО.
Таким образом, ТС виновника должно двигаться.
Условия, указанные выше, вытекают из основных понятий Закона об ОСАГО, перечисленных в 1 статье.

Между тем есть случаи, которые соответствуют условиям, но из страхового покрытия исключены.

Не страховые случаи по ОСАГО

Закон содержит исключения из страхового покрытия, которые перечислены в статье 6

1) Если вред причинен одним ТС, а полис оформлен на другое ТС. Страховка распространяется только на то ТС, которое указано в полисе.

2) Не возмещается моральный вред или упущенная выгода

3) Если ущерб причинен при соревнованиях, испытаниях, учебной езде в специально отведенных местах.

4) Загрязнение окружающей среды.

5) Если вред причинен грузом, а ответственность грузоперевозчика должна быть застрахована.

6) Не возмещается вред жизни или здоровью работников при исполнении трудовых обязанностей, если это вред возмещается по другому виду страхования;

7) Не подлежат возмещению убытки работодателя, которые он понес в связи с возмещением вреда работнику.

8) Не возмещается вред, причиненный автомобилю виновника ДТП.

9) Если ущерб причинен при погрузке и разгрузке.

10) Не подлежит возмещению повреждение или уничтожение ценностей, в том числе культурных (зданий, сооружений, произведений искусства и т.п.)

Итак, если повреждение вашего автомобиля произошло в результате исключений из страхового покрытия или за повреждения не отвечает владелец другого ТС, либо оно не находилось в движении, то выплату по ОСАГО от страховщика вы не получите, так как такие события не буду являться страховыми случаями.

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО

Урегулирование страховых случаев по ОСАГО зачастую вызывает множество вопросов, особенно при возникновении спорных ситуаций со страховыми компаниями, отказывающимися признавать те или иные случаи страховыми. В данной статье мы постараемся детально разобрать, в каких ситуациях водитель вправе рассчитывать на возмещение ущерба по полису ОСАГО, какие случаи являются страховыми, а какие нет, и какими законодательными нормами это регулируется.

Каким законом регулируется ОСАГО?

В связи с тем, что обязательное страхование ОСАГО регулируется соответствующим Федеральным Законом № 40 от 25.04.2002 г., все основные принципы и понятия зафиксированы и прописаны в нем документально. Это касается и информации об условиях наступления страхового случая и признания его таковым. Поэтому при возникновении любых спорных ситуаций следует обращаться именно к этому документу.

Обобщая основные положения этого закона, можно сделать следующее заключение:

Страховыми случаями являются все события, в которых гражданин, имея на руках действительный полис ОСАГО, находясь за рулем транспортного средства, нанес вред жизни либо здоровью других лиц или же имуществу данных лиц. При наступлении такого события компания обязана возместить нанесенный ущерб.

Читайте так же:  Пособие по потери кормильца на ребенка 2019

При этом в законе также указан обширный список событий, не являющихся страховыми случаями, и возникновение которых не покрывается полисом.

Редакция закона от 03.07.2016 г. предусматривает максимальный размер компенсации в 400 тысяч рублей по пункту возмещения ущерба, нанесенного имуществу, и 500 тысяч рублей по пункту причинения вреда жизни и здоровью.

Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

    Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль.

Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.

Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё.

Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.

Какие случаи не являются страховыми?

Согласно 6 статье обозначенного выше Закона «Об ОСАГО», страховыми не признаются следующие события:

  • причинение ущерба во время управления транспортным средством, отличным от указанного в полисе ОСАГО. Страховка оформляется исключительно на средство передвижения, а не его владельца;
  • нанесение вреда грузом, транспортировка которого связана с риском. Такой груз должен быть застрахован владельцем в отдельном порядке;
  • возникшие у пострадавшего в ДТП моральный ущерб и упущенная выгода (предполагаемые доходы, которые могли быть получены, если бы не произошла авария);
  • причинение вреда транспортным средством на соревнованиях, во время учебной езды и при других обстоятельствах подобного рода, произошедших в специально предназначенных для данных действий местах;
  • нанесение ущерба жизни или здоровью граждан, которые находятся при исполнении своих трудовых обязанностей в случае, когда такой ущерб компенсируется отдельным типом страхования (социальное, индивидуальное);
  • возникновение иных ситуаций, в которых вред автомобилю либо имуществу пострадавшего был нанесен непосредственно водителем ТС;
  • нанесение ущерба во время осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
  • причинение убытков организации-работодателю, если на транспортном средстве (на которое выдан полис) был причинен вред работнику данной организации;
  • причинение повреждений, нанесенных историко-культурным ценностям (архитектура, антиквариат и т.д.), наличным деньгам, драгоценностям возмещаются не страховой компанией, а непосредственно виновником аварии, обычно в судебном порядке.

Возможен ли страховой случай без ДТП?

Из содержания Закона «Об ОСАГО» следует — если факт ДТП документально зафиксирован не был, то и рассчитывать на то, что страховая организация будет что-либо выплачивать не стоит. Как уже было отмечено выше, случай должен быть связан с дорожным движением. Если же есть необходимость застраховать транспортное средство от всевозможных рисков, не связанных с авариями на дороге (стихийные бедствия, угон, пожар, самопроизвольное возгорание и прочие неприятности), нужно вдобавок оформлять полис КАСКО.

Однако в данной ситуации есть одно исключение. Многие компании любят навязывать клиенту дополнительные услуги, одними из которых являются программы страхования от ущерба и страхования от угона. Поэтому если клиент принял решение дополнительно включить в полис одну из данных программ, то, разумеется, при наступлении предусмотренного страхового события ему будет выплачиваться денежная компенсация.

Действует ли ОСАГО во дворах и на парковке?

Многие автовладельцы интересуются вопросом — будет ли действовать полис, если ДТП произойдет не во время движения по дороге, а на территории парковки или двора, где машина была оставлена? Согласно содержанию закона, дворы и парковки являются прилегающими к дороге территориями, а, значит, относительно возникших там происшествий действуют точно такие же правила.

Следует помнить, что для данных территорий действуют стандартные требования к документам, предоставляемым в страховую компанию для получения выплаты. Попасть в серьезную аварию на парковке сложно, и дело в основном ограничивается мелким ДТП с небольшими повреждениями. Учитывая этот факт, водители зачастую не желают тратить на оформление бумаг слишком много времени, делают много ошибок в документах, и в конечном итоге потерпевшая сторона остается без денежной выплаты.

Кроме того, на стоянках по причине невнимательности нередко случаются происшествия, даже когда автомобили и потерпевшего и виновника вовсе не находятся в состоянии движения. Типичная ситуация такого рода – неосторожное открытие дверей машины, приводящее к повреждению близко стоящего автомобиля. Данный инцидент не является ДТП, а значит Закон «Об ОСАГО» в отношении него действовать не будет.

Возможен ли ремонт бампера по ОСАГО или его замена?

После того, как произошло ДТП, и потерпевший обратился к страховщику с документами на компенсацию ущерба, компания должна оценить состояние автомобиля после аварии. На основе проведенной экспертизы выносится заключение о рекомендуемом способе действий – в данном контексте о ремонте бампера либо его замене. Само собой, сумма выплаты будет целиком зависеть от заключения экспертизы. Ремонт бампера обойдется страховщикам явно дешевле, поэтому нередки случаи, когда оценка состояния машины необъективна. В такой ситуации нужно обратиться за проведением экспертизы в другую организацию, а полученное заключение со стоимостью ремонта передать в страховую компанию. Если организация не захочет выплачивать указанную сумму, то выход один – обращаться в суд.

Следует помнить о том, что модернизация и тюнинг автомобиля должны быть официально зарегистрированы, иначе существует вероятность, что ОСАГО покрывать убытки не будет. Например, если машина врежется в зад другого автомобиля и станет виновником аварии. На первый взгляд случай однозначно страховой. Но при оформлении ДТП выяснится, что стильный бампер на машине не родной, а данная модернизация никак не зарегистрирована. В результате вождение такой машины могут признать незаконным, а случай – нестраховым. Соответственно, никакого возмещения в такой ситуации можно не ждать. И данное предписание применимо ко всем частям и деталям машины, не предусмотренным базовой комплектацией.

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО закреплены законодательно и возмещение вреда осуществляется только согласно нормам нормативно-правовых актов. По ОСАГО страховая компания осуществляет компенсацию только в случае ДТП, при этом мелкие аварии на парковках или во дворах домов также относятся к страховым случаям.

Нестраховой случай: когда водителю точно откажут в выплате по КАСКО

«Прежде чем ставить свою подпись, внимательно читайте договор!», — настоятельно рекомендуют водителям автоэксперты и юристы. Наш брат и читает — правда, через строчку, поверхностно, размышляя при этом о чем-то своем. А зачем вникать в тонкости соглашения, если представитель страховой компании — милая дама с лучезарной улыбкой — все тщательно разжевала, да в рот положила. Действительно, а зачем?

Читайте так же:  Срок действия флюорографии 2019 приказ

Да затем, что эта привлекательная барышня думает исключительно о новой шубке и последнем iPhone — в ее интересах «впихнуть» вам КАСКО во что бы то ни стало. При этом она утаит массу нюансов, которые сыграют не в вашу пользу при возникновении страхового случая. А таковых найдется предостаточно.

Первый повод, к которому частенько прибегают страховщики, чтобы «слить» клиента по КАСКО — нарушение автовладельцем процедуры оформления инцидента. Предположим, на парковке торгового центра вы обнаружили, что во время вашего отсутствия автомобиль подвергся «нападению» другой машины. Ожидать всю ночь гаишников настроения не было, и вы решили «воссоздать» ДТП на утро следующего дня возле своего дома… Если обман раскроется, то выплат вы не дождетесь, увы.

ЗЛОСТНЫЙ НАРУШИТЕЛЬ

Другая ситуация: вы обратились в страховую компанию за компенсацией ущерба после аварии, произошедшей по вашей вине. Все бы ничего, да вот только в момент столкновения в крови водителя, то есть вашей, был алкоголь, а на спидометре машины — «лишенческое» превышение скорости. Многие страховщики прописывают в своих соглашениях, что в случае грубого нарушения ПДД, приведшего к ДТП, выплаты клиенту не положены.

Страхование по КАСКО станет обязательным

Почему нельзя покупать полисы ОСАГО и КАСКО у автодилеров

КАКОЙ НЕТЕРПЕЛИВЫЙ

Нередко клиенты, застраховавшие свое авто по КАСКО, встречаются с другой причиной отказа в компенсации — полный или частичный ремонт машины своими силами. По итогам экспертизы водитель, подлатавший свою «ласточку», получает на руки заключение о невозможности корректного определения ущерба, что логично. А это является железобетонным поводом «развернуть» автовладельца.

ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ

«Садись за руль, а повредишь авто — по КАСКО починим», — обращаетесь вы к своей супруге, недавно записавшейся в автошколу. О нет, если коварная камера видеонаблюдения засечет, что в момент ДТП машиной управлял человек, не имеющий на это права, страховую компенсацию вам не выплатят. Забудьте про учебную езду, автоспорт и прочие нестандартные ситуации, если не хотите ремонтироваться за свой счет.

Военные действия, народные волнения, падение метеорита, нашествие инопланетян — все это также входит в перечень причин, по которым автовладельцев лишают компенсаций. Любопытно, но нередко среди форс-мажорных обстоятельств можно обнаружить и так называемые специальные работы. Под этим понятием страховщики подразумевают некие действия, происходящие неподалеку от машины — к примеру, стройку или уборку территории.

Помимо прочего, о выплатах по КАСКО можно и не мечтать, если страховая компания объявила себя банкротом, или вас — жертвой мошенников. Договор по каким-либо причинам признали недействительным? Бланк полиса оказался украденным или потерянным? Придется чиниться самостоятельно, и ничего тут не поделаешь. На будущее помните, что покупать страховку в сомнительных конторах и подозрительных «Газелях» — идея так себе. Кстати говоря, о том, как выбрать надеждого страховщика, можно прочитать здесь.

Страховой и нестраховой случай

Все автолюбители знают, что ОСАГО страховать обязательно, а что это дает? Сколько за Вас заплатит страховая и в каких случаях все же придется нести ответственность самому?

Явно не страховой случай ОСАГО

Страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.

Использование транспортного средства – эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства

Так не является страховым случаем, если транспортные средства столкнулись на льду реки , т.к. лед не предназначен для движения транспортных средств. Поэтому дрейфуя на льду, соблюдайте достаточную дистанцию до других ТС, иначе возмещать причиненный ущерб придется лично!

Спорным вопросом и распространенным случаем остается, является ли использованием транспортного средства, открывание двери водителем. Понятно, что если водитель открыл дверь, то автомобиль виновника стоит, значит, движения транспортного средства нет (за исключением случая, когда водитель открыл дверь, чтобы посмотреть куда ехать, часто бывает при движении задним ходом)

А, остановился и открыл дверь, не обеспечив безопасность движения, в результате чего В произвел столкновение. Таким образом, А нарушил п. 12.7 ПДД.

Многие страховые компании, считают, что в данной ситуации страховой случай не наступил, т.к. транспортное средство А не используется.

Судебная же практика не дает однозначный ответ:

— так одни судьи считают, что открывание дверей – событие часть процесса перемещения людей с помощью транспортных средств, следовательно атрибут дорожного движения, неразрывно связанный с использованием ТС;

— другие утверждают, что если дверь находилась в движении, то т.к. она является составляющей частью автомобиля, то и весь автомобиль в целом (как сложная вещь) находился в движении;

— третья же соглашаются со страховщиками.

Также не является страховым случаем по ОСАГО использование различного дополнительного оборудования непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, к такому относятся различные ковши экскаваторов, краны, стрелы. Т.е. если экскаватор, при выкапывании ямы, заденет Ваш автомобиль своим ковшом, то возмещать ущерб будет сам водитель экскаватора (или его работодатель), если же произойдет ДТП при движении экскаватора по дорогам и удар придется ковшом, то данный случай будет признан страховым.

Также в ст. 6 ФЗ «Об обязательном страховании владельцев транспортных средств» перечислены иные не страховые случаи.

Некоторые страховые компании, по прежнему отказывают в выплате, если виновник ДТП был пьян, не вписан в полис или скрылся с места ДТП, но это не правомерно. Так как все эти причины не освобождают страховщика от выплаты страхового возмещения, а лишь дают ему право на взыскание выплаченного возмещения с причинителя вреда. (подробнее в статье ОСАГО: регресс)