Собственность урок экономики

27.11.2018 Выкл. Автор admin

План-конспект урока по экономике (10 класс) на тему:
урок экономики в 10 классе по теме «Собственность».

конспект урока в 10 классе по экономике (профиль)

Предварительный просмотр:

Урок экономики в 10 классе.

Тема: что такое собственность

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование экономического мышления на основе осмысления понятия собственность.

Задачи: 1) рассмотреть понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности

2) развивать познавательную активность, социальный опыт.

3) формировать экономическую грамотность.

Содержание: понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности, изменение форм собственности, приватизация.

Самостоятельная работа по разделу «Главные вопросы экономики» в форме теста.

  1. Изучение нового материала

Постановка проблемных вопросов.

Когда мы говорим «собственность», то подразумеваем, что что-то принадлежит кому-то. каждый ли человек вправе быть собственником? Всегда ли это одно лицо? Все ли, что нас окружает может быть собственностью? Какие права и обязанности у собственника?

В течение этого урока мы попытаемся ответить на все вопросы.

Из истории появления собственности.

Собственность ( от слова «собь» — пожитки, имущество и «собность» — обладание вещью.

Как только первобытный человек взял в руки палку, то она стала его собственностью. Все, что человеку доступно становится объектом собственности. Так образуется индивидуальная и групповая собственность. С развитием государства появляется государственная форма собственности.

Феодальное общество – земля и орудия ее обработки собственность владельца-феодала.

Капитализм – средства производства – собственность владельца капитала.

В некоторых странах все формы собственности были сведены к одной – государственной, что оказалось неэффективно.

Так что же такое собственность?

Запись определения в тетради.

Собственность есть отношение между человеком или группой людей, с одной стороны и предметами, вещами, объектами с другой стороны. Они заключаются в том, что человек или группа людей присваивает вещи, объекты себе, отчуждая их от других людей.

Собственники – субъекты права собственности.

Это- 1) отдельная личность

2) группы ( объединения):семья, трудовой коллектив, социальная группа, общественная организация и т.д.

3) общество в целом.

Объекты собственности – это, что принадлежит субъекту.

— земля, земельные участки, угодья

— основные производственные фонды

-деньги, ценные бумаги

-духовно-интеллектуальные и информационные ценности

Беседа по вопросам.

  1. Какие формы собственности вы знаете? 2) В чем отличие частной от государственной? 3) А что такое форма собственности?

Запись в тетрадь.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является субъектом собственности, то есть собственником. Обучающиеся приводят примеры.

Например, субъект – государство, форма собственности – государственная.

Субъект гражданин, форма собственности – частная и т.д.

Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме:
8 класс. Обществознание. Урок на тему «Собственность»

  • Плак-конспект урока на тему «Собственность» , презентация к уроку содержит нагдядный материал (основные термины, схемы), а также практические задания по теме (ситуативные задачи).

Предварительный просмотр:

8 класс. Обществознание.

Урок №___ Собственность.

Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ.

Это отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом, в основе которых лежит право на собственность.

Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть гражданского права, регулирующего куплю-продажу, пользование, взятие в аренду, дарение, наследование и многое другое.

Собственность – это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

— это совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных благ конкретным людям – собственникам.

У каждого человека имеется собственность: квартира, дача, автомобиль или мобильный телефон.

Собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению, а также имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону (продать, подарить, обменять и т.д.).

В российском гражданском праве традиционным является представление о праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий:

Субъекты и объекты собственности

Субъекты собственности – это отдельные лица, их ассоциации, трудовые коллективы, социальные группы, общество в целом, владеющие ресурсами или факторами производства.

Объекты собственности – то, чем владеет собственник и результаты производства – блага.

Субъекты права собственности

— коллективная

Каким образом человек становится собственником?

Право собственности возникает:

— в результате изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;

— в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы);

— в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, обмен);

— в результате наследования или правопреемства, дарения;

— в законном порядке приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника: по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);

— по праву давности владения.

Способы приобретения собственности:

Право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку.

Конституция РФ ст. 35:

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется

Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?

Проанализируйте эту ситуацию.

Проанализируйте ситуации, связанные с судебной защитой права собственности и имущественных интересов лиц, и определите применительно к каждой ситуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером.

С и т у а т и в н ы е з а д а ч и:

1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.

3. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.

Домашнее задание: § 13, вопросы (устно).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт.

Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.

Архив содержит сценарий урока, презентацию и самоанализ проведённого урока.

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме «Оксиды».

В рамках акции проводимой в России создан конспект урока для 8 класс на тему Час кода — 2015 год.

Открытый урок в 8 классе по алгебре на тему «Квадратичная функция и ее график» .

Собственность и предпринимательство. Конспект урока по экономике в 10-м классе

Разделы: Экономика

Цели урока:

  • сформировать понятие собственность и какими правами обладает Собственник ;
  • Познакомить с понятием предпринимательство;
  • Расширить понятие имущественные отношения;
  • Воспитание у учащихся любви к национальным традициям и гордости за земляков-предпринимателей.

Оборудование: конституция Российской Федерации, Кодекс о труде, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска.

У нас второй урок по теме «Труд и трудовое право» называется «Собственность и предпринимательство.

Открыли свои тетради, пишем число и тему нашего урока.

– Вероятно, трудно найти человека, который отрицал бы важную роль вещей в жизни человека.

– Приведите примеры вещей, которыми пользовался первобытный человек.

– А какими пользуетесь вы?

– Итак, вещи, используемые человеком, окружающие его и служащие ему, становятся частью облика внутреннего мира человека.

Посмотрите внимательно на экран. Перед вами стихотворение Вадима Шефнера «Вещи» прочитайте его и определите, каков его философский смысл?

Умирает владелец, но вещи его остаются,
Нет им дела, вещам, до чужой человечьей беды.
В час кончины твоей даже чашки на полках не бьются
И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды.
Может быть, для вещей и не стоит излишне стараться,
Так покорно другим подставляют себя зеркала,
И толпою зевак равнодушные стулья толпятся
И не дрогнут, не скрипнут граненые ноги стола.
От того, что тебя почему то сейчас нет на свете
Электрический счетчик не завертится наоборот,
Не умрет телефон, не засветится пленка в кассете,
Холодильник рыдая за гробом твоим не пойдет
Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье,
Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином их.
Тот, кто жил для вещей, – все теряет с последним дыханием,
Тот, кто жил для людей, – после смерти живет средь живых.

Читайте так же:  Ксивы адвоката

А теперь определите, каков его юридический смысл?

Люди занимаются куплей-продажей, берут в аренду землю, дарят, передают по наследству.

Все это связано с тем или иным имуществом и называется и называется имущественными отношениями. Безусловно, вы тоже имеете имущество.

Перечислите ваше имущество.

Имущество это то, что находится в вашем владении, пользовании и распоряжении. (приложение 1) Имущественные отношения – это прежде всего отношения по поводу собственности, они далеко не просты. Вы пользуетесь не только тем, что принадлежит лично вам и вашей семье. Например, вы пользуетесь автобусом, оплачиваете свой проезд. Это значит вы вступаете с владельцами транспорта в определенные договорные отношения, вы платите – вас везут.

Это тоже вид имущественных отношений.

Отправились в магазин за покупками в частный, государственный, вы вступаете в имущественные отношения купли-продажи. Вы платите – вам отдают товар в вашу собственность. Ваши родители решили взять землю в аренду, мастерскую, это тоже имущественные отношения. Итак, сделаем вывод: имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества в основе таких отношений лежит право на собственность. Каждый человек, должен искать средства для жизни, но должна быть культура взаимоотношений. Существует одна очень хорошая поговорка по этому поводу «Как потопаешь, так и полопаешь». Кто-то имеет в собственности завод, магазин, фабрику, значит он обладает собственностью. Собственность – это не только обладать вещью, пользоваться, но и распоряжаться. Он может отдать, дарить, продать. А владение – это фактическое обладание вещью и используя извлекать полезные свойства. Например, газовая плита, садовый участок, какую могут пользу привести?

А распоряжение означает возможность его назначения. Что можно сделать с автомобилем? С износившейся обувью?

Также собственность может быть частной, как физических, так и юридических лиц. А государственная собственность принадлежит государству, а муниципальная – местной администрации. (приложение 1)

Вывод: Все формы собственности равны.

Как человек становится собственником?

  • Если он изготовил вещь
  • Произвел продукты
  • Получил наследство
  • Приобрел имущество
  • Является членом какого-либо кооператива

Закон запрещает хищение чужого имущества, кражи, мошенничества.

Работа с Конституцией (приложение 1) А теперь давайте посмотрим, что об этом говорит Конституция. (Ст.8, ст. 35).

Декларация прав человека (ст.17).

Вывод: в современном законодательстве гражданин имеет право не только иметь собственность, для удовлетворения своих личных потребностей, но и быть собственником средств производства.

Нужно будет записать вам в тетрадях слова –ассоциации к слову собственность. Что у вас есть в собственности?

У нас на Руси издавна ценилось меценатство, например братья Третьяковы купили картины, открыли картинную галерею, сколько людей посещают и все добрым словом вспоминают их(приложение1)В Пензе губернатор Селиверстов оставил память о себе, это – картинная галерея имени Савицкого(приложение 1.)Мы посещаем картинную галерею, духовно обогащаемся, получаем радость, благодаря этому обогащается наш внутренний мир.

А Воейков, генерал от инфантерии открыл родник, поставлял воду к царскому столу. Целебная вода до сих пор известна не только у нас, но и за рубежом. Посмотрите на мечеть, которая действует в нашем селе. Это Бигеев Усман, житель города Пензы построил для жителей нашего села. (приложение 1) А вот эта мечеть строится Камилем Абдулловичем Девликамовым (приложение 1) Обратите внимание на родник, который носит имя Пася. Он был богатым и решил оставить о себе память (приложение1) Разве плохо, что мы сейчас вспоминаем о нем с добрым словом?

Служители ислама тоже занимаются меценатством. Средства, которые собираются во время больших религиозных праздников, используются в целях поддержания малоимущих, детей-сирот, детей-инвалидов оказание помощи вдовам.

Сейчас идет месяц Курбан – праздник жертвоприношения. Цель которого угощение всех родственников, а одну часть нужно раздать нуждающимся.

Итак, меценатство – это качество. А вот предприниматель, это работодатель. Он заботится не только о себе, от него зависит благосостояние многих семей. Он работает на себя, для людей, платит налоги. Люди получают зарплату, пополняется бюджет (приложение 1) Попытки заняться предпринимательством в нашем селе были уже в 60-70-е годы ХХ века. Участник войны Девликамов Абдулла собирал вторсырье, кости, все это сдавал, на вырученные деньги из Москвы привозил различную мелочь, менял , то есть занимался бартером. У него это получалось очень хорошо. Предприниматель имеет собственное производство, но должна быть культура владения собственностью, хорошее отношение к людям, стремление делать добро. Заслуженный артист Садальский очень хорошо сказал: «новые русские хапают, хапают, как будто приделают к гробу тележку и увезут с собой на тот свет». Хочется, чтобы сделанное добро человеком не умерло, а продолжалось.

Просмотр презентации. (приложение 2) Предлагаю посмотреть вам презентацию о предпринимателях села Кикино, живущих не только в стране, но и за рубежом. Эти люди гордость нашего села, постоянные наши спонсоры.

У нас в гостях «Лучший предприниматель» области, Депутат Законодательного Собрания – Абдрашитов Тагир Равильевич.

Работа с отрывком из книги «Маленький принц» Антуан-Сент Экзепюри.

  • Что вам дал урок?
  • Что нового узнали о работе предпринимателя?
  • Что вам на душу легло?
  • Кем бы вы себя хотели видеть в будущем?
  • Такой уж ли дешевый хлеб у предпринимателя?
  • Предпринимательство – это зло и добро?

Собственность и ее виды

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (159,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием собственности, с типами и видами собственности.
  2. Развивать экономическое мышление, потребности в получении экономических знаний; коммуникативные навыки при работе в группах.
  3. Закреплять умение составлять опорные схемы для развернутого ответа; обучать самопроверке, самооценке и взаимопроверке.
  4. Формировать культуру учебного труда.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Тема: Собственность и ее виды (прочитать четко и правильно).

— О чем пойдет речь на уроке?

Вся современная экономика построена на собственности, и потому сегодня нам стоит разобраться в том, что такое собственность, какие типы и виды собственности существуют.

— Вспомните, что такое собственность. Подумайте, порассуждайте.

Посмотрите, как же это понятие трактуется в учебнике (Самостоятельно, вслух, повторить, записать, проверить по учебнику).

Для того, чтобы выяснить какие типы и виды собственности существуют, мы разобьемся на группы.

Каждая группа должна выполнить задание по карточке, используя, учебник главу 29. Возьмите карточку, прочитайте задание, откройте учебник.

1 группа работает с экспертом , 2 группа работает с учителем. Один учащийся работает самостоятельно, используя учебник, страница __182_____.

По окончании работы, каждая группа должна предоставить отчет.

Задания:

  • 1 группа – Заполнить блок-схему: «Типы собственности».
  • 2 группа – Составить блок-схему: « Виды частной собственности».
  • Самостоятельная работа отдельного ученика– Дописать предложения, вставив пропущенные слова по разделу: «Виды общественной собственности».

По окончании работы, каждая группа должна представить письменный и устный отчет. В этом вам помогут схемы.

3. Отчеты:

Отчет 1 группы. . В ходе выступления в презентации открываются необходимые термины.

Отчет 2 группы.

1 и 2 группы – сравнивают свою схему с правильной на экране. Эксперт и учитель оценивает работу, выделяет особо активных учащихся.

— Вы ответили на поставленный вопрос.

— Есть у вас вопросы к другим учащимся. Учащиеся разных групп обмениваются вопросами по своей работе.

Ученик, который работал самостоятельно: Оценивает свою работу сам.

4. Задание для всего класса: (в ходе выступления учащегося с индивидуальным заданием), все ученики, опираясь на план и опорные понятия должны составить схему: «Виды общественной собственности».

— Начнем вместе: Схема называется «Виды общественной собственности», как мы ее озаглавим? (далее работа выполняется самостоятельно). Обратите внимание на новые понятия, проговаривайте про себя.

— Сравните. У кого получилось так же. (Учитель проверяет схему в тетради после урока). Открыть всю схему в презентации.

5. Подведем итог.

Тема урока: Собственность и ее виды.

— Дайте понятие собственности.

— Назовите типы собственности, приведите примеры.

— С какими видами частной собственности вы познакомились.

— Назовите виды общественной собственности.

6. На следующем занятии вы познакомитесь с различными способами приобретения собственности. Чтобы качественно провести следующий урок.

Необходимо выполнить домашнюю работу. Прочитать главу 29 (остановиться на основных моментах). Ответить на вопрос № ___3____. Отдельный ученик, используя все схемы урока, постарается составить общую картину (схему) о собственности в рисунках.

Откройте учебник на странице____184______. Прочитайте вопрос, с которым вы будете работать дома.

  1. Сейчас я еще раз проверю вас, проведу тест по материалу всего урока, результат получите на следующий урок. (Один человек работает за компьютером – отметка выставляется сразу). На экране — общая схема «Собственность» — без слов, зрительный анализатор, наводящая опора, с этой схемой начну работу на следующем уроке. ,
  2. Тест собирает эксперт. Проверяет учитель, возможна совместная проверка учителя и эксперта.
Читайте так же:  Типовой договор о приеме на работу в ип

«Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

Аннотация: 8класс обществознание

На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике.

Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, правомочия собственника.

Просмотр содержимого документа
««Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»»

Палатова Ирина Николаевна

общеобразовательная средняя школа

номинация «Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

Аннотация: 8класс обществознание

На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике.

Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, правомочия собственника.

Тема урока: Собственность.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о собственности. Способствовать самораскрытию и саморазвитию учащихся. (связь темы урока с социальным опытом учащихся, осознание актуальности темы).

Задачи: планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные — сформировать у учащихся представление о собственности и ее формах; — раскрыть роль собственности в обществе; овладение учащимися знаниями и навыками, обеспечивающих наиболее полное понимание информации; — повышение уровня правовой культуры учащихся; — получение учащимися навыков самоанализа своей деятельности.

УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные

— находить информацию в различных источниках;

— владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы

— обобщать и систематизировать полученную информацию

— планировать и ставить цели деятельности;

— оценивать степень достижения результатов

— понимать позицию другого;

— излагать свое мнение, уметь его корректировать;

— умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

— аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

— воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека.

Тип занятия: занятие по изучению нового учебного материала

Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

Технологии: педагогика сотрудничества (уважение личности ребенка, субъектный подход)

Формы обучения: индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: метод проблемного обучения, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, эвристическая беседа, опрос, устная форма рефлексии.

Основные термины и понятия:

Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, физические лица, юридические лица, правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение.

Организационная структура урока

1 Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему урока. Работа с понятиями, беседа учителя, мозговой штурм, создание проблемной ситуации 3 Целеполагание. Постановка проблемы 4 Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. 5 Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление. 6 Этап проверки понимания учащимися нового материала. Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу. Объяснение учителя, групповаяработа с текстом.

7 Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов. Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. (выполнение заданий формата ОГЭ)

8 Этап инструктажа по выполнению домашнего задания Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения, требований к результатам.

9 Подведение итогов урока. Рефлексия (обсуждение высказывания Аристиппа, Диогена)

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, рада вас видеть, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжим говорить об экономических явлениях. И рассмотрим один из ключевых экономических институтов. Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Актуализация опорных знаний ( загадки, пословицы ) О чем будет идти речь вы можете догадаться.

-Коль трудился круглый год, будет кругленьким…?(Доход)

-Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся . (Залог)

-Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СОБСТВЕННОСТИ

-Всяк хочет взять, а никто не хочет дать.

-Своя шапка: как захочу, так и надену.

-Не бери чужого — не бойся никого.

-На чужой каравай глаз не порывай, а о своем заботься.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке — пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном.

Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.

Выскажите ваше мнение по данному вопросу.

(Нужно правильно распоряжаться своим имуществом. Об этом )

Цель урока Сформировать представление о собственности как экономической и юридической категории .

Сегодня на уроке мы обсудим

Имущественные отношения. Разберемся в том, что такое собственность, каковы ее формы. Узнаем, каким образом мы можем защитить свое право собственности.

Работать мы будем с текстом учебника и документами.

По ходу урока вы заполните рабочие листы, составите кластер «Собственность». Подпишите, пожалуйста, рабочий лист. Высказывают свое понимание мысли Аристиппа и Диогена. Отвечают на вопрос учителя.

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями

из словарей, учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

1 Имущественные отношения работа с текстом стр. 161 Подумайте:

1.Каждый ли человек владеет имуществом? 2. Каким имуществом вы владеете?

Обобщая ответы учащихся, делаем вывод Имущество –это совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту

Владея каким либо имуществом, мы вступаем в имущественные отношения. Но они разнообразны, ведь мы пользуемся не только тем, что принадлежит лично нам.

транспорт — принадлежит субъекту, мы покупаем билет и нас везут, т.е. мы заключаем договор с владельцем транспорта и вступаем в договорные отношения – это вид имущественных отношений.

Совершая покупку в магазине, мы заключаем договор купли-продажи (чек) – это тоже имущественные отношения

Вопрос: Так, что же такое имущественные отношения?

Имущественные отношения –это отношения между людьми, в основе которых лежит право на собственность.

2 Собственность. работа с текстом стр. 162-163 Подумайте: Что такое собственность?

с точки зрения психологии– собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения.

Так ребенок, в возрасте 1,5-2х лет начинает осознавать себя самостоятельным человеком и у него появляется, по словам психологов, «естественное желание собственника».

Но мы будем говорить о собственности с точки зрения экономики и права.

Большинство современных ученых трактуют понятие собственность в 2-х аспектах: экономическом и юридическом.

Экономическая категория – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

Юридическая категория – это право владения, пользования, распоряжения объектом собственности.

Работа с документом Конституция Российской Федерации (ст.35)

Собственность –это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам, а также право на их обладание.

Возьмите, пожалуйста, ваши рабочие листы, запишите определение собственности.

Какие исторические типы форм собственности вы знаете?

( Опережающее задание. Как проходила эволюция форм собственности нам расскажет …. )

Эволюция форм собственности.

Отношения собствен­ности прошли длительный путь развития, на котором происходила неоднократная смена форм собственности. Каждая исторически сложившаяся форма собственности соответствует уровню развития производительных сил и сложившейся системе экономических отношений.

Исторически первой была общинная собственность, а так как господствующей отраслью было сель­ское хозяйство, главенствующая роль принадле­жала земельной собственности.

Дальнейшее развитие производительных сил, специализация труда, рост производительности труда привели к производству большого количества излишек. Они присваивались отдельными людьми. Возникло имущественное неравенство. На смену общинной форме собственности пришла рабовладельческая.

Эта форма собственности основывалась на присвоении труда рабов, которые являлись объектами собственности рабовла­дельцев.

Феодальная земельная собственность преоблада­ла в средние века. Она базировалась на эксплуатации труда крепостных крестьян.

Развитие товарно-денежных отношений, первоначальное накопление капи­тала, внедрение машинного производства привели к разорению мелкотоварного произ­водства. Возникла частная капиталистическая собствен­ность периода так называемого чистого капитализма. Эта собственность основывалась на наемном труде работников и равенстве частных лиц как субъ­ектов собственности.

Таким образом, развитие форм собственности и их смена определяются развитием производства и производи­тельных сил. Вместе с изменением содержания производства меняется и его общественная форма — собственность.

Сейчас вы узнали, что эволюция форм собственности напрямую связана с развитием производства и производительных сил, что, в свою очередь лежит в основе любой экономической системы.

Выполняя домашнее задание, вы сравнивали различные виды экономических систем. Предлагаю выполнить задание на эту тему. Откройте, пожалуйста, учебник стр. 160, задание 3.

Нужно распределить перечисленные признаки по соответствующим графам, отвечаете по очереди, называя по одному признаку:

1 ряд — рыночная экономика 2 ряд — командная 3 ряд — традиционная

Читайте так же:  Автомобиль в кредит страховка

(1 минута выделить, потом проверка)

А ребята получают индивидуальное задание, работа по карточкам.

1 ряд Рыночная: эк. самостоятельность производителей, равные права для всех форм собственности,

Какие особенности рыночной экономики вы можете еще назвать?

факторы производства находятся преимущественно в частных руках.

2 ряд Командная: контроль за распределением благ со стороны государства,

преобладание государственной собственности, принятие государственных планов, обязательных для производителей;

поддержка государством стабильного уровня цен; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов.

3 ряд Традиционная: господство натурального хозяйства,

«простой труд» как основа хозяйства,

производство продукции преимущественно для собственного потребления,

использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Дополнить могут ребята, которые работали по карточкам. Проверяем карточки. Встаньте, пожалуйста, зачитайте задание.

Вопрос: Из каких нормативно-правовых актов мы можем узнать о правах собственника?

Конституция РФ,ГК РФ (запишите)

Наряду с Конституцией РФ и ГК РФ, право собственности граждан и юридических лиц корреспондируется в ряде иных Федеральных законов. Так, например, в Земельном кодексе РФ закрепляется право собственности на землю граждан и юридических лиц.

Практическое изучение нового материала.

Полученную информацию применить на практике.

В Конституции и Гражданском Кодексе зафиксированы формы собственности. Откройте учебник на стр. 164. Работа с таблицей Назовите какие формы собственности есть в РФ.

Формы собственности -частная, государственная(федеральная и собственность субъектов федерации), муниципальная (органы местного самоуправления),собственность общественных организаций(собственность юридических лиц-здания), коллективная собственность(совместная собственность трудового коллектива ОАО),общественная собственность(принадлежит обществу СССР -социалистическая собственность)

Теперь давайте разберемся, что, согласно закону, мы можем делать со своей собственностью? т. е., рассмотрим собственность как юридическую категорию (стр. 162-163)

Юридическое содержание собственности (правомочия собственника) раскрывается через владение, пользование и распоряжение,

Право владения – фактическое обладание вещью

Право пользования извлечение из имущества полезных свойств

Право распоряжения – возможность изменения его принадлежности, состояния, включая полную или частичную передачу прав.

Продемонстрируйте на принадлежащей вам вещи свое право собственника

Я читаю задание, дети отвечают. Задание (владеть, распоряжаться, пользоваться, владеть, распоряжаться.)

Кто может быть собственником?

Субъекты права собственности

1.Граждане (физические лица) человек как носитель прав и обязанностей.

2.Юридические лица( которые выступают как носители прав и обязанностей(предприятия, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или управлении имущество)

3.Государство РФ(субъекты федерации)

4.Органы местного самоуправления.

Занесите эти данные в кластер

личные вещи принадлежат физическим лицам,

юр. Лицо Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа владеет имуществом на праве оперативного управления, а собственник муниципальное образование (т.е органы местного самоуправления),

работа с источником ГК РФ Что может быть объектом собственности?

Объекты права собственности:

Ст.128. Объекты гражданских прав

-вещи(наличные деньги и ценные бумаги), иное имущество(безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), нематериальные блага(принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, как жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя)

Любое ли имущество может находиться в собственности граждан? (стр. 163)

— Объектом права собственности граждан и юридических лиц не могут быть некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры, недра, континентальный шельф,

— а также отдельные виды имущества владение которыми ограничено в целях нравственности и здоровья.

Итак, мы узнали, что такое собственность, что включает в себя право собственности, рассмотрели субъекты и объекты собственности, но каким образом приобретается право собственности?

4.Защита права собственности.

Проблемное задание. Каким образом человек становится собственником?

Основания приобретения права собственности ст.218 ГК (уч. стр.165)

1.Изготовление (сам изготовил вещь)

2.Собственник продукции, доходов полученных в результате использования имущества

3. По наследству

4.В результате купли-продажи, обмена, дарения и др. сделок.

5.Приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника.

6.Выплатив пай как член потребительского кооператива.

Приведите примеры, иллюстрирующие возникновение права собственности.

А вот в такой ситуации у вас есть основания приобретения права собственника?

Задание про найденный телефон:

Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Итак, предлагаю вернуться к вопросу, который у нас появился в самом начале уроке:

Как видим, основания приобретения права собственности могут быть различными.

Все они строго оговорены законом.

Но бывают случаи когда люди стремятся присвоить чужую собственность.

Вы видите, что большая часть преступлений совершается именно против собственности. Так каким образом можно защитить свое имущество?

Наше право собственности защищает закон. Какие именно нормативно-правовые акты стоят на стражи нашего права собственника

Право собственности защищает Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а так же

Уголовный кодекс РФ

Обобщить полученные знания.

Но, ребята, согласитесь, что большую роль в защите права собственности играет государство. Прочитайте приведенное высказывание, раскрыть смысл данного высказывания: «Правительство не имеет никакой другой цели, кроме обеспечения прав собственности». Д.Локк

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Защита права собственности. Работа с текстом на стр.165 Решение проблемного вопроса. Каким образом человек становится собственником? Самостоятельная работа и проверка задания.

Итак, результатом нашей работы является создание кластера, который отражает собственность как экономическую и юридическую категорию.

Этот кластер поможет вам при подготовке домашнего задания. Осмысливают полученную информацию

Закрепить знания, полученные на уроке, 1) Подготовить пересказ параграфа с опорой на план.

2) Сообщение «Преступления против собственности» (главой 21 УК РФ)

3. дифференцированное индивидуальное задание по заготовленным карточкам.(работа со слабоуспевающими учащимися) Приложение

Соотнесение цели урока и результата

Давайте вернемся к проблеме, обозначенной древнегреческим философом Аристиппом и Диогеном.«Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими».

Что нового вы сегодня узнали о собственности и о своих правах на собственность?

Выставление оценок за урок. Выборочно собрать рабочие листы (у тех, кто не отвечал на уроке)

Выражение благодарности за плодотворное сотрудничество.

Анализируют свою деятельность по достижению цели.

Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) конкуренция товаропроизводителей

2) господство государственной собственности

3) решение проблемы ограниченности ресурсов

4) производство товаров и услуг

ЧЕРТЫ СХОДСТВА: ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ:

Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ А) государство определяет количество производимой продукции

Б) многообразие форм собственности

В) директивное распределение производственных ресурсов

Г) цены определяются соотношением спроса и предложения

Д) производитель свободен в принятии решений

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

2) командная (плановая)

Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) свободная конкуренция

Б) цены на товары определяют спрос и предложение

В) государство директивно руководит экономикой

Г) преобладает натуральное хозяйство

Д) решение основных вопросов экономики с помощью обычаев, хозяйственного опыта предков

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),

Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).

Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),

И бывает личная (наклон в другую сторону).

Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),