Приказ минобрнауки о приеме в школу

14.10.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32
«Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

С изменениями и дополнениями от:

17 января 2019 г.

В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.30 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 января 2014 г.), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2012 г., регистрационный N 23859);

от 4 июля 2012 г. N 521 «О внесении изменений в Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 г., регистрационный N 24999).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2014 г.

Регистрационный N 31800

Утвержден порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Так, правила приема в конкретную организацию устанавливаются этой организацией самостоятельно в части, не урегулированной законодательством.

Правила приема в государственные и муниципальные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена организация. Распорядительный акт о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа издается не позднее 1 февраля текущего года.

В случае отсутствия мест родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую организацию обращаются непосредственно в региональный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Образовательная организация с целью организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, официальном сайте, в СМИ следующую информацию. О количестве мест в первых классах (не позднее 10 календарных дней с момента издания акта о закрепленной территории). О наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории (не позднее 1 июля).

Для приема ребенка в организацию подается личное заявление его родителя (законного представителя). Перечислены документы, которые необходимо предоставить. После регистрации заявления родителям (законным представителям) выдается расписка в получении документов.

Заявления о приеме в первый класс граждан, проживающих на закрепленной территории, начинают принимать не позже 1 февраля и заканчивают не позднее 30 июня текущего года. В отношении остальных — с 1 июля до момента заполнения свободных мест, но максимум до 5 сентября.

Распорядительные акты организации о приеме детей на обучение размещаются на ее информационном стенде в день их издания.

Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, установленный в 2012 г., признан утратившим силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2014 г.

Регистрационный N 31800

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 11 апреля 2014 г. N 83

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства просвещения РФ от 17 января 2019 г. N 19

Изменения вступают в силу с 16 февраля 2019 г.

Зачисление в школу

Приём детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, к которым относится и наша школа, регламентируется приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» , а также «Правилами приема обучающихся в МБОУ «Школа №160», действительными для нашего конкретного учреждения. Пройдя по ссылкам, размещенным выше, вы можете познакомиться с этими документами, а также определить, закреплен ли ваш ребенок за нашей школой согласно месту жительства (см. ниже «Микроучасток школы» согласно «Постановлению администрации города Нижнего Новгорода «О закреплении территорий за муниципальными учреждениями города Нижнего Новгорода» (с изменениями от 29.05.2012 № 2196, от 05.02.2013 № 383, от 02.04.2013 № 1099, от 29.04.2013 № 1467, от 11.02.2014 №322). Также на сайте в разделе «Сведения об образовательной организации» вы можете познакомиться с лицензией, свидетельством об аккредитации, уставом.

1. Свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал);

2. Паспорт родителя (законного представителя).

Сроки приема для граждан, проживающих на закрепленной территории:

с 1 февраля по 30 июня текущего года.

Сроки приема для граждан, не проживающих на закрепленной территории:

с 1 июля текущего года .

Время приема документов:

Пн. с 09.00 до 16.30

Вт. с 09.00 до 16.30

Ср. с 10.00 до 16.30

Чт. с 09.00 до 16.30

Пт. с 09.00 до 16.30

Ответственный — заместитель директора Котельникова Ольга Николаевна
Лицо, ответственное за прием документов, — Николаева Нина Викторовна, секретарь. Контактный телефон: 258-12-03.

Проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Дата окончания общественного обсуждения: 28.09.2016

Проектом приказом предлагается внести в Порядок приема граждан на обучение следующие изменения:

— срок размещения информации о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, — не позднее 25 апреля (в настоящее время – не позднее 1 июля);

— прием граждан в первый класс начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет;

— для приема в школу родители дополнительно предоставляют свидетельство о проживании ребенка или документом, содержащим сведения о проживании ребенка (в настоящее время предоставляются свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории);

— срока завершения приема заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, не позднее 24 апреля (в настоящее врем – не позднее 30 июня);

— прием заявлений в первый класс для детей, не проживающих на закрепленной территории, начинается с 25 апреля (в настоящее время – с 1 июня).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 января 2014 г. N 32 г. Москва «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 апреля 2014 г.

Регистрационный N 31800

В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.30 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; официальный интернет-портал правовой информации, 4 января 2014 г.), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2012 г., регистрационный N 23859);

от 4 июля 2012 г. N 521 «О внесении изменений в Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 г., регистрационный N 24999).

Министр Д. Ливанов

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

1. Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Порядок) регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее — граждане, дети) в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно — ОООД, общеобразовательные программы).

2. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, в ОООД для обучения по общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165) и настоящим Порядком.

3. Правила приема в конкретную ОООД на обучение по общеобразовательным программам (далее — правила приема) устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, ОООД самостоятельно. 1

Прием граждан для обучения в филиале ОООД осуществляется в соответствии с правилами приема на обучение в ОООД.

4. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (далее — закрепленная территория). 2

5. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165). В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. 3

6. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

Организация индивидуального отбора при приеме в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации 4 .

Читайте так же:  Паспорт рф замена в 45 лет госпошлина

Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. 5

7. ОООД обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. 6

Государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа (в городах федерального значения — акт органа, определенного законами этих субъектов Российской Федерации) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 февраля текущего года (далее — распорядительный акт о закрепленной территории).

8. Государственная или муниципальная образовательная организация с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в сети «Интернет», в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о:

количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;

наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

9. Прием граждан в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032).

ОООД может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка;

б) дата и место рождения ребенка;

в) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

Примерная форма заявления размещается ОООД на информационном стенде и (или) на официальном сайте ОООД в сети «Интернет».

Для приема в ОООД:

родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;

родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в ОООД на время обучения ребенка.

10. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.

11. При приеме в ОООД для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.

12. Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в ОООД не допускается.

13. Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации ОООД, уставом ОООД фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.

Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 7 .

14. Прием заявлений в первый класс ОООД для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.

Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

15. Для удобства родителей (законных представителей) детей ОООД устанавливают график приема документов в зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания).

16. При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в ОООД в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

17. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. 8

18. Документы, представленные родителями (законными представителями) детей, регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления родителям (законным представителям) детей выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в ОООД, о перечне представленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица ОООД, ответственного за прием документов, и печатью ОООД.

19. Распорядительные акты ОООД о приеме детей на обучение размещаются на информационном стенде ОООД в день их издания.

20. На каждого ребенка, зачисленного в ОООД, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.

1 Часть 9 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

2 Часть 3 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

3 Часть 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

4 Часть 5 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

5 Часть 6 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

6 Часть 2 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

7 Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451).

8 Часть 3 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165).

Приём в образовательную организацию. Вопросы регистрации

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Приём в образовательную организацию. Вопросы регистрации

Вопросы регистрации гражданина (лица без гражданства) при зачислении в образовательную организацию продолжают оставаться актуальными и по сей день. В данной публикации ответим на все вопросы, поставив окончательную точку!

Вопросы порядка приёма детей в дошкольные образовательные организации, а также в организации начального общего, основного общего и среднего общего образования в линии консультации «Правовое обеспечение» подробно рассматривались (публикации от 15 февраля 2014 г. и 15 марта 2014 г.). В текущем выпуске рассматриваем только один вопрос — вопрос регистрации.

Напомним, что приём в образовательную организацию регулируется на федеральном уровне следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 55. Общие требования к приёму на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность);
  • Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 № 32220);
  • Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 № 31800).

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации направил письмо от 13 декабря 2016 г. № 08–2715 «О порядке приёма в общеобразовательные организации», в котором сказано, что в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон) регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Законодательство в сфере регистрационного учёта граждан в Российской Федерации не закрепляет определенного приоритета регистрации по месту жительства перед регистрацией по месту пребывания. Предоставление приоритетных прав детям, зарегистрированным по месту жительства на закреплённой за образовательной организацией территории, при приёме в данную образовательную организацию, перед детьми, зарегистрированными на соответствующей территории по месту пребывания, недопустимо.

Порядком приёма граждан на обучение по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800), установлены общие правила подачи заявления и иных документов, предъявляемых для приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Предъявление поименованных в Порядке документов, в том числе свидетельства о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, имеет своей целью определение круга детей для зачисления в первый класс, проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация, в период с 1 февраля по 30 июня.

Таким образом, предъявление документов, подтверждающих проживание на закреплённой территории, является необходимой организационной мерой, направленной на обеспечение территориальной доступности соответствующих образовательных организаций для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня.

Кроме того, сообщаем, что анализ обращений граждан, поступающих в адрес Минобрнауки России, даёт основания полагать, что основной причиной проблем по приёму граждан в общеобразовательные организации является нерациональное закрепление общеобразовательных организаций, в том числе реализующих общеобразовательные программы повышенного уровня, за территориями муниципальных районов или городских округов.

Так, в отдельных населенных пунктах все общеобразовательные организации муниципального или городского округа закреплены за всей территорией муниципального района или городского округа, без учёта разделения на микрорайоны. Либо образовательная организация, реализующая общеобразовательные программы повышенного уровня, является единственной образовательной организацией, закреплённой за территорией конкретного микрорайона, что не обеспечивает права выбора образовательной программы для детей, не имеющих потребности изучения программ углубленного уровня, и не даёт возможности получить образование по программам повышенного уровня детям, проживающим на территории других микрорайонов.

В связи с тем, что закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, а также учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования (часть 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») и не является предметом регулирования Порядка, Минобрнауки России рекомендует обратить внимание на необходимость рационального закрепления муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципальных районов, городских округов с учётом интересов участников образовательных отношений, проживающих на этих территориях.

Читайте так же:  Мировой суд савино

Таким образом, Министерство образования и науки Российской Федерации однозначно указывает в своём письме:

  1. Регистрация по месту жительства не имеет приоритета перед регистрацией по месту пребывания, т. е. руководитель образовательной организации должен при приёме документов на зачисление в приоритетном порядке ребёнка в образовательную организацию проверять лишь наличие регистрации по месту жительства/ месту пребывания, не отдавая никаких предпочтений в пользу одной из них.
  2. Ребёнок обязательно должен быть зарегистрирован на закреплённой за образовательной организацией территории. Не важно какая это регистрация: по месту жительства или по месту пребывания!

Рассмотрим на конкретных мерах.

Пример 1. За школой № Х закреплен дом по адресу: город N, ул. Менделеева, д.8. В данном доме проживает Петя, который в этом году пойдёт в школу в первый класс. Петя имеет постоянную регистрацию в городе N, ул. Менделеева, д.8, т. е. регистрация по месту жительства. Петя обладает преимущественным правом на зачисление в данную школу.

Пример 2. За школой № Х закреплен дом по адресу: город N, ул. Менделеева, д.8. В данном доме проживает Петя, который в этом году пойдёт в школу в первый класс. Петя имеет постоянную регистрацию в другом городе или в этом же городе N, но на территории, которая не закреплена за школой № Х, но родители Пети получили регистрацию на ребёнка по месту пребывания в городе N, ул. Менделеева, д.8. Петя обладает преимущественным правом на зачисление в данную школу.

Пример 3. За школой № Х закреплен дом по адресу: город N, ул. Менделеева, д.8. В данном доме проживает Петя, который в этом году пойдёт в школу в первый класс. Петя имеет постоянную регистрацию в другом городе или в этом же городе N, но на территории, которая не закреплена за школой № Х. Родители Пети не получили регистрацию на ребёнка по месту пребывания в городе N, ул. Менделеева, д.8. Петя не обладает преимущественным правом на зачисление в данную школу.

Пример 4. За школой № Х закреплен дом по адресу: город N, ул. Менделеева, д.8. В данном доме проживает Петя и Вася, которые в этом году пойдут в школу в первый класс. Петя имеет постоянную регистрацию в городе N, ул. Менделеева, д.8., Вася — постоянную регистрацию в другом городе или в этом же городе N, но на территории, которая не закреплена за школой № Х, но родители Васи получили регистрацию на ребёнка по месту пребывания в городе N, ул. Менделеева, д.8. Петя и Вася имеют равные преимущественные права на зачисление в данную школу.

Правила приёма в образовательные организации должны обеспечивать приём в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (пункт 4 Приказа Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293).

Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (пункт 4 Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32).

Таким образом, анализируя указанные документы, делаем общий вывод: для зачисления в дошкольную образовательную организацию, а также в организацию начального общего, основного общего и среднего общего образования в обязательном порядке необходима регистрация на территории, которая закреплена за образовательной организацией, в которую планируем зачислить ребёнка.

Без регистрации на территории, которая закреплена за образовательной организацией, можно претендовать на зачисление ребёнка в образовательную организацию (не важно какого уровня образования) только лишь при наличии свободных мест! Именно наличие свободных мест становится единственным ограничителем в таком случае.

В приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Соблюдаются ли в таком случае гарантии на образование в Российской Федерации независимо от места жительства и других обстоятельств (статья 43 Конституции Российской Федерации и статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)? Очень много жалоб, судебных дел возникает именно по причине того, что многие считают — наличие регистрации как приоритетного права на зачисление является нарушением Конституционных гарантий на образование. В данном вопросе Верховный Суд Российской Федерации даёт в своём решении однозначный ответ — нет, конституционное право на образование в данном случае не нарушается (Решение Верховного Суда РФ от 15 июня 2017 г. № АКПИ17-265). Руководителям образовательных организаций рекомендую внимательно ознакомиться с данным документом. Рассмотрим основные выдержки из решения, которые важно знать.

  1. Каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (части 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации). Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с частью 8 статьи 55 названного федерального закона порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  2. Обеспечение права каждого на образование, включая его общедоступность и бесплатность, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства. Так, в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приём на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с этим федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приёме на обучение.

Такое преимущественное право для зачисления в дошкольную образовательную организацию, а также в организацию начального общего, основного общего и среднего общего образования появляется у гражданина, в случае наличия регистрации на территории, которая закреплена за данной образовательной организацией.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации не считает нарушением конституционных гарантий на образование требование о наличии регистрации при преимущественном зачислении ребёнка в образовательную организацию.

Обращаем внимание, что речь идёт именно о преимущественном праве. При наличии свободных мест в образовательной организации и предоставлении всех необходимых документов, ребёнок может быть зачислен в образовательную организацию на вакантные места.

Где можно получить информацию о наличии вакантных мест для приёма (перевода) в образовательной организации?

  • Дошкольные образовательные организации комплектуются государственными (муниципальными) органами управления в сфере образования, т. е. распределением детей в дошкольные организации занимаются местные органы власти, а не заведующая детским садом (иным руководителем образовательном организации, реализующей дошкольные образовательные программы)! На сайте дошкольной образовательной организации искать информацию о наличии свободных мест бессмысленно (её там не должно быть). Важно, что руководитель дошкольной ОО не владеет информацией о наличии свободных мест в группах, так как «путёвку» в детский сад даёт управление образования. В любой момент на такое «свободное» место может быть направлен ребёнок (или «путёвка» дана, но родители ещё не дошли до детского сада). На сайте организации можно лишь ознакомиться с Порядком (административным регламентом) зачисления детей в дошкольные организации в конкретном муниципальном образовании, ссылками на информационные системы по зачислению детей в дошкольные образовательные организации.
  • Образовательные организации начального общего, основного общего, среднего общего образования в обязательном порядке размещают на своём официальном сайте информацию о наличии/отсутствию свободных мест для приёма (перевода). Размещение данной информации на официальном сайте предписано федеральным законодательством.

Приказ минобрнауки о приеме в школу

  • Деятельность
    • Вид образования:
    • Общее образование
    • Профессиональное образование
    • Дополнительное образование
    • Направления деятельности:
    • Аттестация педагогических работников
    • Государственная аккредитация и контроль качества образования
    • Государственная итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ)
    • Инновационная и национальная образовательная политика
    • Лицензирование и лицензионный контроль
    • Надзор в сфере образования
    • Опека и попечительство
    • Охрана труда, гражданская оборона и общая безопасность
    • Правовое обеспечение и кадровая служба
    • Приоритетный национальный проект «Образование»
    • Коллегиальные органы:
    • Коллегия министерства
    • Общественный совет при Минобрнауки ЧР
    • Другое:
    • Государственные услуги
    • Информация о закупках
    • Независимая оценка качества образования
    • Общественное обсуждение
    • Открытое министерство
    • Противодействие коррупции
    • Целевые программы и проекты
  • Документы
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Статьи и публикации
    • Издания министерства
    • Книги и учебники на чеченском языке
    • Видеоматериалы
    • Вестник Института развития образования Чеченской Республики
    • Еженедельный план для СМИ
  • Задать вопрос
  • Главная
  • Деятельность
  • Надзор в сфере образования
  • Юридическая помощь

Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения

Статья предназначена для руководителей общеобразовательных учреждений. Руководитель должен уметь правильно применять положения нормативно-правовых документов. Материалы статьи призваны помочь руководителям общеобразовательных учреждений правильно толковать и соблюдать требования законодательства РФ о приеме граждан в общеобразовательные учреждения, а также помочь в составлении локальной нормативно-правовой документации, регламентирующей порядок приема граждан в общеобразовательное учреждение. В статье приводятся основные требования законодательства РФ, установленные к порядку приема граждан, а также даются примеры типичных нарушений, допускаемых общеобразовательными учреждениями при приеме.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 года утвержден Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения (далее – Порядок). Данный приказ был опубликован в «Российской газете» 25 апреля 2012 г. и вступил в силу 7 мая 2012 г. Таким образом, начиная с 7 мая 2012 года, руководители общеобразовательных учреждений при приеме граждан на обучение должны руководствоваться данным нормативно-правовым документом. До издания данного приказа порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения другим нормативно-правовым документом подробно регламентирован не был. Данный пробел в нормативно-правовом регулировании был одной из причин нарушений прав детей и их родителей (законных представителей) со стороны администрации общеобразовательных учреждений при приеме детей на обучение. Нарушая принцип общедоступности общего образования, администрации общеобразовательных учреждений вводили правила, устанавливающие приоритет в приеме детей сотрудников образовательных учреждений. Зачисление детей в школы производилось по результатам экзаменов, тестирований, собеседований, заключений психолого-педагогических комиссий. Многие общеобразовательные учреждения необоснованно требовали от родителей (законных представителей) как основание приема их детей на обучение, такие документы как: идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), страховой номер индивидуального лицевого счета ребенка (СНИЛС), справку о доходах родителей, справку о составе семьи, медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка и т.д. Неправомерное расширение общеобразовательными учреждениями списка документов необходимых для зачисления ребенка, в первую очередь было вызвано тем, что на нормативно-правовом уровне отсутствовал утвержденный закрытый перечень документов предъявляемых родителями (законными представителями) при поступлении ребенка в школу.
Министерство образования Российской Федерации в своем письме от 21 марта 2003 г. N 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс» указало на недопустимость приема детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов на конкурсной основе, а также перечислило следующие документы, которые родители (законные представители) должны представить в общеобразовательное учреждение для зачисления их ребенка: заявление о приеме, медицинскую карту ребенка и справку о месте проживания ребенка. Кроме того в данном письме был разъяснен порядок приема в общеобразовательные учреждения иностранных граждан, детей из семей вынужденных переселенцев, беженцев, были затронуты и иные вопросы, возникающие при приеме детей в общеобразовательные учреждения. Но соответствующие органы управления образованием не довели текст данного письма надлежащим образом до общеобразовательных учреждений, о чем свидетельствуют результаты организованных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2005-2006 гг. проверок, которые установили, что общеобразовательные учреждения продолжают допускать нарушения прав граждан на общедоступность и бесплатность общего образования, предусмотренных статьей 26 Всеобщей декларации прав человека, статьей 43 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Закона РФ «Об образовании». Кроме того письмо Министерства образования Российской Федерации не является нормативно-правовым документом и носит рекомендательный характер.
Таким образом, в целях устранения пробелов законодательства РФ в регулировании порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения Министерством образования и науки РФ был издан приказ от 15 февраля 2012 года N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения». В данном нормативно-правовом документе порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения регламентирован в соответствии с принципом территориальной доступности образования. Данный принцип на законодательном уровне был закреплен Федеральным законом от 08.11.2011 N 310-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона РФ «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений».
С 1 января 2012 года правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования. Необходимость закрепления данного принципа на законодательном уровне была вызвана тем, что нередко дети, проживающие «через дорогу» от школы, лишались возможности поступить в нее из-за отсутствия свободных мест, поскольку родители детей, проживающих на территории, не закрепленной за данной школой позаботились тем или иным образом, чтобы их детей приняли в первую очередь в данное образовательное учреждение. Необходимо отметить, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 52 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 имеют право выбирать образовательное учреждение. Таким образом, закрепление принципа территориальной доступности в законе не означает, что родители обязаны отдавать своих детей в образовательное учреждение, на закрепленной территории которого они проживают. Право выбора образовательного учреждения сохраняется, но с определенными нюансами.
Согласно пункту 16 Порядка, прием заявлений в первый класс учреждений для закрепленных лиц начинается не позднее 10 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года, а для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 августа текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Таким образом, право выбора образовательного учреждения сохраняется, просто родителям (законным представителям) придется ждать 1 августа и надеяться, что в образовательном учреждении, в которое они хотят отдать своего ребенка, останутся свободные места. Здесь необходимо отметить, что родителям следует подавать заявление о приеме их ребенка в школу с их участка, несмотря на то, что они хотят видеть своего ребенка в другом общеобразовательном учреждении. Дело в том, что может возникнуть следующая ситуация: «Родители ждали момента, когда в школе, в которой они хотят, чтобы учился их ребенок, будет объявлен прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории. Получилось так, что прием указанных детей объявлен не был, поскольку свободных мест в данной школе не осталось. Первые классы были полностью укомплектованы детьми, проживающими на закрепленной территории. Родители в итоге решают подать заявление в школу, относящуюся к их территории, но и там свободных мест уже не осталось. Согласно пункту 6 Порядка закрепленным лицам может быть отказано в приеме в общеобразовательное учреждение по причине отсутствия свободных мест. Таким образом, родители не смогли отдать своего ребенка в школу по выбору, а также лишились возможности отдать его в школу, относящуюся к территории, на которой они проживают». Таким образом, родителям выгоднее подавать заявление о приеме их ребенка в школу, относящуюся к их территории и ждать, когда будет объявлен набор детей, не зарегистрированных на закрепленной территории в школу, в которую они хотят отдать своего ребенка. Подача заявления о приеме ребенка в одну школу не лишает его родителей (законных представителей) права впоследствии обратиться с заявлением о приеме в другую школу. Отметим, что образовательные учреждения, закончившие прием в первый класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории, вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 августа.
Несомненным достоинством рассматриваемого нормативно-правового документа (Порядка) является то, что он установил закрытый перечень документов, которые родители должны предъявить для зачисления их ребенка в школу. Согласно пункту 12 Порядка, помимо заявления о приеме в 1-й класс и документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), родители (законные представители) закрепленных лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка, либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося), а также оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории.
Таким образом, родители закрепленных лиц, при поступлении их детей в 1-й класс, должны предъявить только четыре документа в общеобразовательное учреждение. Это заявление о приеме, документ удостоверяющий личность родителя (законного представителя), оригинал свидетельства о рождении (или заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя или законность представления прав обучающегося) и оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства (либо свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории). В случае отсутствия у несовершеннолетнего гражданина свидетельства о регистрации по месту жительства (свидетельства о регистрации по месту пребывания), ОУ может принять иной документ, подтверждающий его проживание на закрепленной за ОУ территории (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения»).
Отсутствие у несовершеннолетних граждан свидетельства о регистрации по месту жительства не означает отсутствие у них регистрации по месту жительства. Информацией о детях, не достигших 14-летнего возраста, располагают должностные лица, ответственные за регистрацию, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, а именно:
должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда;
собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;
уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Копии вышеперечисленных документов хранятся в личном деле обучающегося. При приеме в первый класс в течение учебного года или во второй и последующий классы родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют личное дело обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.
При приеме в учреждение на ступень среднего (полного) общего образования родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют выданный ему документ государственного образца об основном общем образовании.
Медицинские справки, медицинское заключение, медицинский полис общеобразовательное учреждение требовать у родителей как основание для зачисления ребенка не вправе. Согласно пункту 13 Порядка родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
К сожалению, многие общеобразовательные учреждения нашей страны, в том числе и Чеченской Республики, необоснованно требуют и иные документы, не предусмотренные Порядком. Например, на информационном стенде одной из школ республики было вывешено объявление следующего содержания: «В первый класс принимаются дети, проживающие в микрорайоне гимназии №_. Необходимые документы:
1.ксерокопия свидетельства о рождении;
2.ксерокопия паспорта одного родителя;
3.ксерокопия медицинского полиса;
4.медицинская карта;
5. СНИЛС;
6. справка с места жительства;
7.фото 3 X 4 (2 экз.);
8.заявление.
Таким образом, данное образовательное учреждение необоснованно требует от родителей (законных представителей) следующие 4 документа: ксерокопию медицинского полиса, медицинскую карту, СНИЛС, фото 3 X 4 (2 экз.). Возможно, кто-то возразит, что формулировка «необходимые документы» не свидетельствует о том, что у родителей запрашиваются эти документы как основание для зачисления ребенка в школу. Полагаем, что формулировка объявления должна быть следующей:
«Для зачисления ребенка, зарегистрированного на закрепленной за гимназией территории необходимо предъявить следующие документы:
1. паспорт и его копию;
2. свидетельство о рождении ребенка и его копию;
3. свидетельство регистрации по месту жительства (либо иной документ, подтверждающий его проживание на закрепленной за гимназией территории) и копию данного документа.
Дополнительно просим предъявить на ваше усмотрение следующие документы:
1. ксерокопию медицинского полиса;
2. медицинскую карту;
3. СНИЛС;
4. фото 3 X 4 (2 экз.)».
Свидетельство регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории выдаются территориальными органами Федеральной миграционной службы в соответствии с приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Соответствующие формы свидетельств утверждены и прилагаются к вышеуказанному регламенту — (приложения №9 и №15 к Административному регламенту).
Руководителям общеобразовательных учреждений стоит внимательней отнестись к порядку приема детей на обучение еще потому, что частью 5 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию установлена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а на юридических лиц (на образовательные учреждения) — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Например, согласно пункту 16 Порядка, зачисление в учреждение оформляется приказом руководителя учреждения в течение 7 рабочих дней после приема документов, таким образом, если директор просрочит на один день с оформлением приказа, то должностные лица, органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования вправе составить протокол об административном правонарушении. В отношении общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Чеченской Республики, протокол об административном правонарушении составлять полномочны должностные лица Министерства образования и науки Чеченской Республики.
К сожалению, руководители общеобразовательных учреждений не изучают внимательно Порядок. Это соответственно приводит к административным правонарушениям со стороны общеобразовательных учреждений. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в своем письме от 18 апреля 2013 года № 05-852, указывает, что в 2012 году в адрес Рособрнадзора поступили многочисленные обращения граждан по вопросам нарушений законодательства Российской Федерации в области образования при приеме граждан в общеобразовательные учреждения. Например, требование дополнительных документов при зачислении ребенка, не предусмотренных Порядком или запрос национальности ребенка. Полагаем, что нарушения Порядка вызваны тем, что
практика его применения на данный момент составляет только чуть больше года. Кроме того руководителям общеобразовательных учреждений необходимо внимательно изучить нормативно-правовые документы.
В одной статье ответить на все вопросы, возникающие у руководителей общеобразовательных учреждений при приеме детей на обучение сложно. Руководителям необходимо внимательно изучить и проанализировать положения Порядка, чтобы получить ответы на возникающие у них вопросы в данной сфере. Рекомендуем руководителям общеобразовательных учреждений помимо Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 15.02.2012 N 107 изучить следующие документы, некоторые из которых в тексте статьи упоминались:
-Письмо Минобрнауки России от 28.06.2012 N ИР-535/03 «О правилах приема в ОУ»;
— Письмо Минобрнауки России от 02.05.2012 N 03-327 «О правилах приема в ОУ»;
— Приказ Минобрнауки России от 04.07.2012 N 521 «О внесении изменений в Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107»;
— Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения»;
-Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 апреля 2013 года № 05-852 «О нарушениях при приеме граждан в общеобразовательные учреждения».

Читайте так же:  Осаго киа соренто

Хазбиев Т.М.
ведущий специалист-эксперт
Министерства образования и науки Чеченской Республики,
старший преподаватель кафедры управления
образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО»