Правительство рк имеет следующие полномочия

18.08.2018 Выкл. Автор admin

Правительство рк имеет следующие полномочия

Правительство : состав, функции, законодательная инициатива. Руководство и ответственность. Отношения правительства РК с президентом и парламентом. Порядок работы правительства.

Правительство Республики Казахстан. Правительство является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет систему центральных и местных исполни­тельных органов, руководит их деятельностью. Прави­тельство образуется президентом, который утверждает структуру и состав правительства. Члены правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. В единую систему исполнительных органов входят министерства, государственные комитеты, комитеты республики, местные администрации: областные, районные и городские.

Правительство как высший орган исполнительной власти наделено широкими полномочиями, которые закреплены в Конституции и Указе Президента РК 1995 г., имеющем силу Конституционного Закона, — «О правительстве Республики Казахстан”. В области экономики правительство разрабатывает основные направления государственной экономической политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; разрабатывает экономические программы, республи­канский бюджет и составляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществля­ет меры по укреплению финансовой системы РК и т.д.

В социальной сфере правительство определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социального партнерства.

В области науки, техники, образования и культуры правительство РК разрабатывает и реализует планы научно-технического развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки, техники, культуры, образования, внедрению новых технологий. В области административно-политического управления образует и упраздняет консультативно-совещательные

органы, руководит деятельностью министерств, государ­ственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в правительство, контролирует исполнение ими законов, актов президента и правительства, назначает на должность и освобождает заместителей министров; осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по воцросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов.

Правительство контролирует исполнение законов, указов президента и постановлений самого правитель­ства, утверждает положения о министерствах, государ­ственных комитетах и других центральных исполнитель­ных органах, не входящих в правительство, их структуру, размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание их центрального аппарата и местных органов.

Исключением является только Инвестиционный комитет РК, который не входит в правительство. Его статус определяется не правительством, а парламентом путем принятия закона. Такое исключение объясняется особым значением инвестиций в возрождении экономики и сосредоточении инвестиционных средств в руках одного органа.

Правительство отменяет либо приостанавливает полно­стью или частично действие актов министерств, государ­ственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства. Основанием для таких действий, в частности, являются представления Генеральной прокуратуры о несоответствии решений исполнительных органов положениям конституции, актам президента, правительства.

Кроме министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в правительство, создаются республиканские органы, которые называются ведомствами. Правительство прини­мает нормативные акты, определяющие сферу деятель­ности, полномочия и ответственность ведомств; определяет размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание ведомств; назначает и освобождает от должности руководителей ведомств.

В области укрепления законности и правопорядка правительство обеспечивает осуществление правовой реформы; разрабатывает и осуществляет меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности республики, территориальной целостности и охраны государственной границы.

В области внешней политики правительство принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений республики с иностранными государ­ствами, международными и региональными организа­циями; разрабатывает меры по реализации внешне­экономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимо­действие с международными финансовыми организациями.

Правительство Республики Казахстан участвует в законотворческом процессе, осуществляемом парламентом и президентом; принимает решения в рамках своей компетенции; контролирует деятельность министерств и ведомств; а также местных органов исполнительной власти.

Участие правительства в законотворческом процессе. Правительство обладает правом законодательной инициа­тивы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотрение Мажилиса.

Законопроекты, вносимые правительством в парла­мент, подлежат обязательному обсуждению на заседании правительства. Обсуждение законопроекта проводится при обязательном участии разработчиков документа, экспер­тов. По результатам рассмотрения законопроекта прини­мается решение правительства, которым проект закона может быть направлен в Мажилис парламента. Прави­тельство не только самостоятельно вносит законопроекты в Мажилис, но и выполняет также поручения президента о внесении законопроекта в Мажилис парламента.

Руководство правительством и ответственность. Правительство возглавляет премьер-министр, полномочия которого закреплены в конституции и указе президента о правительстве. Премьер-министр имеет следующие полномочия:

‘ — организует работу правительства и распределяет функциональные обязанности между своими заместите­лями и членами правительства;

— представляет правительство или поручает пред­ставительство правительства в отношениях с президентом, парламентом, Конституционным советом, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, другими государ­ственными органами;

— представляет правительство или поручает пред­ставительство в международных отношениях и подпи­сывает межправительственные договоры и соглашения;

— вносит Президенту РК предложения о структуре и составе правительства; об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства;

— докладывает президенту об основных направлениях деятельности правительства и о всех его важнейших решениях;

— заслушивает отчеты членов правительства, руково­дителей центральных и местных исполнительных органов. Выполняет и другие полномочия, возложенные на него законами.

Министры, председатели государственных комитетов являются членами правительства. Они осуществляют руководство соответствующими министерствами и государственными комитетами, несут ответственность за состояние дел в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих министерств и государственных комитетов. Вместе с тем члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедли­тельно о своем несогласии.

Возглавляя систему исполнительных органов Респуб­лики Казахстан, правительство вступает в отношения с другими ветвями государственной власти.

Отношения правительства с президентом. Правитель­ство в своей деятельности ответственно перед президентом республики. Оно регулярно информирует президента о выполнении своей программы, поручений президента и других направлениях своей деятельности. Правительство организует исполнение актов президента и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, государ­ственными комитетами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами. Правительство выполняет поручение президента о внесении законо­проекта в Мажилис парламента. Правительство само разрабатывает и представляет на утверждение президента государственные социально-экономические и научно- технические программы. Оно согласовывает с президентом планы законодательных работ. Президент отменяет либо приостанавливает частично или полностью действие актов правительства. Эту работу президент может осуществлять по собственной инициативе и по предложению Генераль­ного прокурора.

Отношения правительства с парламентом. Право законодательной инициативы реализуется правительством только в Мажилисе парламента. Правительство вносит законопроект в Мажилис путем издания соответствую­щего постановления. Правительство свою работу строит исходя из конституционных и обычных законов, которые принимаются парламентом. Поэтому правительство должно исполнять не только конституцию, но и законы, контролировать исполнение законов министерствами, государственными комитетами и другими центральными исполнительными органами. Правительство ежегодно составляет республиканский бюджет, представляет его на утверждение парламента.

Отношения правительства с местными исполнитель­ными органами. Определенные отношения правительства складываются с местными исполнительными органами: районными, городскими и областными администрациями. Правительство является высшим звеном исполнительной власти, и поэтому отношения с местными исполнитель­ными органами строятся по принципу «власть — подчи­нение”. Правительство осуществляет руководство деятель­ностью местных исполнительных органов по следующим вопросам: государственного управления; исполнения мест­ными исполнительными органами законов, актов прези­дента и правительства; заслушивания отчетов о деятель­ности местных исполнительных органов на заседании правительства; отмены либо приостановления полностью или частично действия актов местных исполнительных органов и т.д.

Местные государственные органы. Государственное управление на местах осуществляется местными предста­вительными и исполнительными органами. Местные представительные органы называются маслихатами. Они образуются на территории области, столицы, района и города. Депутаты в маслихаты избираются гражданами на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший 20 лет.

Маслихат утверждает планы, экономические и социальные программы развития территории, местный бюджет, рассматривает отчеты акима и других руково­дителей местных исполнительных органов, принимает решения о выпуске и размещении местных займов и облигаций. Он образует и утверждает по представлению местного исполнительного органа составы различных комиссий, по рассмотренным вопросам принимает решения.

Маслихат устанавливает правила, касающиеся охраны земель, лесов, водных ресурсов, животного мира; торговли (места и правила торговли); обеспечения общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности; санитарной очистки территории; пользования общественным транс­портом; содержания домашних животных и т.д.

Маслихат собирается на сессии (собрания) не реже четырех раз в год.

Местные исполнительные органы (акиматы) входят в систему исполнительных органов Республики Казахстан и состоят из акима, его заместителей, аппарата акима, управлений и отделов.

Акимат должен обеспечивать исполнение гражданами и организациями положений конституции, законов, других нормативных актов; должен принимать меры по защите прав и свобод граждан, обеспечению обществен­ного порядка; должен оказывать населению юридическую помощь, в частности разъяснять законодательство.

Акимат наделен определенными полномочиями в экономической сфере. Он должен заботиться о строитель­стве объектов социально-культурного назначения (школ, больниц и т. д.), создавать благоприятные условия для развития предпринимательства, содействовать содержанию дорог, улиц, справедливо распределять жилье и т.д. Акимат должен управлять государственными учреж­дениями образования, здравоохранения, культуры; решать вопросы трудоустройства граждан; социальной защиты инвалидов, безработных, пенсионеров, малоимущих семей.

1. Назовите функции правительства Республики Казахстан. 2. Дайте характеристику отношений правительства РК с другими органами государственной власти.

Закон Республики Казахстан от 26.06.1998 N 233-I
«О национальной безопасности Республики Казахстан»

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПАРЛАМЕНТА, ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, СУДОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 11. Полномочия Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечивает исполнение законов в области национальной безопасности;

2) организует разработку Концепции национальной безопасности Республики Казахстан;

3) руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности;

3-1) формирует перечни:

стратегических объектов, переданных в уставный капитал и (или) находящихся в собственности национальных холдингов и (или) национальных компаний либо их аффилированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства;

стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилиированных с государством, а также физических лиц;

3-2) принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу для национальных интересов Республики Казахстан, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан;

Читайте так же:  Исковое заявление по двум договорам в один иск

3-3) образует при Правительстве Республики Казахстан комиссию по стратегическим объектам;

4) осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента.

Правительство Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан. Правительство является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет систему исполнительных органов, в которую входят министерства, агентства, комитеты, местные исполнительные органы – областные, районные и городские акиматы. Президент с согласия Парламента назначает Премьер-министра, освобождает его от должности; по представлению Премьер-министра определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности его членов; образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы; принимает присягу членов Правительства. Правительство разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка; представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении; вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; организует управление государственной собственностью; разрабатывает меры по проведению внешней политики. Премьер-министр организует и руководит деятельностью Правительства, отвечает за его работу; докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства; подписывает постановления. Члены Правительства самостоятельно принимают решения в пределах своих полномочий. Они несут ответственность за работу подчиненных им органов перед Премьер-министром.

Каждая палата Парламента вправе заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности. В случае неисполнения членом Правительства законов депутаты могут обратиться к Президенту с предложением об освобождении его от должности. Правительство в рамках своей компетенции принимает постановления, которые имеют обязательную силу на всей территории государства. Вновь образованное Правительство разрабатывает программу своей деятельности и представляет об этом доклад в Парламент. Если Парламент отклоняет программу Правительства, оно в течение двух месяцев представляет программу повторно. Если Парламент двумя третями голосов от общего числа депутатов повторно отклонит программу, это означает вотум недоверия Правительству.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. Правительство составляет план законопроектной работы, в соответствии с которым представляет в Мажилис Парламента проекты законов. В подготовке законопроектов принимают участие министерства, государственные комитеты, первые руководители которых несут ответственность за их качество.

Правительство выполняет поручения Президента о внесении законопроектов в Мажилис Парламента. Правительство выполняет и внешние функции. Оно принимает решения о реализации международных соглашений, осуществляет меры по развитию внешних отношений в области торговли, финансов, образования, науки и т. д. Правительство Республики Казахстан действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Работу Правительства Республики Казахстан координирует Канцелярия Премьер-министра, являющаяся государственным органом, осуществляющим функции контроля над деятельностью министерств и ведомств Казахстана.

Основными задачами Канцелярии являются: информационно-аналитическое, организационно-правовое, документационное обеспечение деятельности Премьер-министра и Правительства Республики Казахстан; реализация единой государственной политики в области защиты государственных секретов и координация деятельности государственных органов и организаций по защите государственных секретов и обеспечению информационной безопасности. Также Канцелярия осуществляет координацию деятельности государственных органов в процессе подготовки и исполнения актов Правительства и Премьер-министра и контроль за сроками исполнения актов и поручений Главы государства, данных Правительству, решений Правительства и Премьер-министра, поручений Премьер-министра. В Правительство Республики Казахстан входят 17 министерств. Министерство иностранных дел (МИД) Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим внешнеполитическую деятельность и возглавляющим единую систему органов дипломатической службы Республики Казахстан. Основными задачами Министерства являются: разработка концепции и основных направлений внешней политики Республики Казахстан и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству Республики Казахстан; реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан, содействие осуществлению внешнеэкономической политики и укреплению международного авторитета Республики Казахстан; защита прав и интересов Республики Казахстан, ее граждан и юридических лиц за рубежом.

Также к ведению МИД относятся: реализация дипломатическими средствами и методами усилий Республики Казахстан по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности; обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, ее политических, торгово-экономических и иных интересов во взаимоотношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Также МИД осуществляет разработку предложений для Президента РК по внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Казахстана и реализацию международных инициатив Президента. Министерство обороны Республики Казахстан осуществляет руководство Вооруженными Силами, решает задачи, связанные с обороной страны, разработкой концепций строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, проводит единую военно-техническую политику в государстве, разрабатывает государственную программу развития вооружения и военной техники, предложения по государственному оборонному заказу и ассигнованиям на нужды обороны, осуществляет материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил и организует взаимодействие с государственными органами по вопросам обороны страны.

Главным органом управления Вооруженными Силами государства в мирное и военное время является Комитет начальников штабов ВС РК. Он координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, их оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, организует и осуществляет оперативно-стратегическое планирование применения и взаимодействия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

Руководство обеспечением военной безопасности государства в период угрозы и в военное время, порядок создания и функционирования органов государственного и военного управления военного времени регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами Республики Казахстан. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере транспорта и коммуникаций. Основными задачами Министерства транспорта и коммуникаций являются: формирование государственной политики в области транспорта и коммуникаций, а также создание эффективного и технологически обновленного транспортно-коммуникационного комплекса для удовлетворения потребностей экономики и общества в транспортных и коммуникационных услугах.

Министерство имеет ведомства: Комитет развития транспортной инфраструктуры, Комитет путей сообщения, Комитет гражданской авиации, Комитет транспортного контроля. Основными функциями Министерства транспорта и коммуникаций являются: формирование государственной политики в сфере транспорта и коммуникаций; разработка государственных и отраслевых программ развития транспортно-коммуникационного комплекса; разработка законодательных актов, предложений по совершенствованию применения законодательства, а также разработка и принятие нормативно-правовых актов в области транспортно-коммуникационного комплекса по вопросам, входящим в компетенцию министерства.

Кроме того, к его функциям относятся: разработка и принятие технических условий и иных нормативов в транспортно — коммуникационном комплексе – по вопросам, входящим в компетенцию министерства; разработка прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд и экономики в перевозках и коммуникациях.

Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан занимается созданием и развитием системы государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов социально-экономического развития Республики Казахстан. Основными задачами Министерства экономики и бюджетного планирования являются: формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально-экономического развития Казахстана; формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с приоритетами социально-экономического развития и денежно-кредитной политикой государства, а также политики в сфере международных экономических и финансовых отношений. Кроме того, Министерство экономики и бюджетного планирования формирует государственную политику в сфере управления государственными активами в секторах экономики. Министерство культуры и информации Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Казахстана, осуществляющим руководство в названных сферах. Основной задачей данного министерства является формирование государственной политики в областях культуры, информации, внутриполитической стабильности, межнационального согласия, развития языков, архивного дела и документации, книгоиздания, полиграфии. Министерство имеет в своем составе Комитет культуры, Комитет информации и архивов, Комитет по языкам.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство в сфере охраны здоровья граждан, медицинского и фармацевтического образования. Основными задачами Министерства здравоохранения являются: разработка государственной политики в области охраны здоровья населения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования; организация обеспечения в соответствии с законодательством получения гражданами бесплатной медицинской помощи в пределах гарантированного государством объема. Кроме того, к ведению данного министерства относится организация обеспечения населения и лечебно — профилактических организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами. Министерство имеет ведомства: Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Комитет фармации и Комитет по контролю за качеством медицинских услуг. Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, управления водными ресурсами, ресурсами растительного и животного мира.

Кроме того, Министерство сельского хозяйства осуществляет координацию работы в области сельскохозяйственного машиностроения, ветеринарии, фитосанитарии, племенного животноводства, мелиорации, ирригации и дренажа, обрабатывающей промышленности в части производства пищевых продуктов. В состав данного министерства входят: Комитет по водным ресурсам, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан осуществляет руководство, а также меж отраслевую координацию в сфере трудовых и социальных отношений. Основными задачами Министерства являются: формирование государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда, занятости, социального партнерства, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, социального страхования и регулирования миграционных процессов в пределах своей компетенции. Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астане и Алматы. Также в его состав входит Комитет по миграции. Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим формирование государственной политики, координацию процесса управления в сферах энергетики, минеральных ресурсов, нефтегазовой, нефтехимической и атомной промышленности, а также энергосбережения, использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.

Основной задачей данного Министерства является обеспечение устойчивого развития экономики Казахстана. Также Министерство разрабатывает программы развития топливно-энергетического комплекса страны, обеспечивает развитие топливно-энергетического комплекса и энергетическую безопасность и независимость Республики Казахстан. Кроме того, важной функцией этого Министерства является воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное использование минеральных ресурсов и комплексное развитие нефтехимических производств.

Министерство образования и науки Республики Казахстан осуществляет руководство и межотраслевую координацию в сферах образования и науки. Основными задачами Министерства являются: формирование единой государственной политики в области образования, научной, научно-технической и аэрокосмической деятельности, а также государственной молодежной политики; создание необходимых условий для получения образования; совершенствование организации научных исследований и повышение их конкурентоспособности; обеспечение охраны прав и законных интересов детей. Министерство имеет в своем составе Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки и Аэрокосмический комитет.

Министерство образования и науки в установленном законодательством порядке осуществляет разработку концепций, стратегий, государственных и целевых программ и планов, направленных на: реализацию государственной политики в сфере образования, научной и научно-технической деятельности, государственной молодежной политики; обеспечение прав и законных интересов детей; формирование политики в сфере управления качеством образования, а также формирование инновационной политики в области образования, научной и аэрокосмической деятельности, развития космического комплекса.

Министерство внутренних дел (МВД) Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности Казахстана. МВД реализует государственную политику в сфере правоохранительной деятельности.

Читайте так же:  Список документов на детские пособие

Задачами органов внутренних дел являются: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного положения; предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников; осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством.

Кроме того, к компетенции МВД относятся: выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних; государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения; охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников.

В дополнение к этому МВД осуществляет контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики Казахстан. Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами.

Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере индустриального развития, оборонно-промышленного, научно-технического и инновационного развития страны. Кроме того, данное Министерство координирует развитие торговой деятельности, предпринимательства и защиты конкуренции, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Важной задачей указанного Министерства является создание благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в несырьевом секторе экономики.

Министерство имеет Комитет промышленности и научно-технического развития, Комитет по регулированию торговой и туристской деятельности, Комитет по защите конкуренции, Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Комитет по техническому регулированию и метрологии, Комитет по инвестициям.

Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан осуществляет руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и управления природопользованием. Основной задачей Министерства является улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества. В составе Министерства имеется Комитет природоохранного контроля, а также территориальные органы в организационно-правовой форме государственных учреждений – территориальные управления охраны окружающей среды в областях, городах Астане и Алматы. Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, выработку предложений по формированию единой государственной политики в данной сфере.

Также данное Министерство занимается организацией и совершенствованием системы государственного управления в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, разрешительной, лицензионной и эколого-экспертной деятельности, нормирования и стандартизации в пределах своей компетенции, а также системы экономических методов и механизмов стимулирования рационального природо-пользования и охраны окружающей среды.

Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом государства, осуществляющим руководство в бюджетно-финансовой сфере. Основными задачами данного Министерства являются: обес-печение формирования и реализация государственной политики в области исполнения государственного бюджета, таможенного, налогового контроля, внутреннего финансового контроля и государственных закупок. Кроме того, это Министерство осуществляет государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, этилового спирта и алкогольной продукции, отдельных видов нефтепродуктов. Также к его компетенции относятся вопросы банкротства, внесудебной процедуры ликвидации должника, реабилитационных процедур в отношении несостоятельных должников, управления государственной собственностью, бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита.

Министерство имеет Комитет казначейства, Комитет таможенного контроля, Налоговый комитет, Комитет финансового контроля и государственных закупок, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет государственного имущества и приватизации. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере законодательно-правового обеспечения деятельности государственных и общественных организаций страны. Основными задачами Министерства юстиции являются: правовое обеспечение деятельности государства; поддержание режима законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астане и Алматы, а также Комитет регистрационной службы, Комитет по правам интеллектуальной собственности, Комитет уголовно-исполнительной системы, Комитет по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг. Министерство юстиции в установленном законодательством порядке осуществляет: развитие национального законодательства; организацию законопроектной работы; проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов.

Также к его компетенции относятся: правовое обеспечение подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан; организация правовой помощи и оказания юридических услуг населению; охрана прав интеллектуальной собственности. С недавнего времени к функциям Министерства юстиции относятся вопросы исполнения уголовных наказаний и временной изоляции в следственных изоляторах. Кроме того, данное Министерство ведает вопросами государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нормативных правовых актов, актов гражданского состояния, регистрации граждан, залога движимого имущества, документирования граждан Республики Казахстан. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан осуществляет формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Гражданской обороны. Данное Министерство осуществляет государственный контроль и надзор в области пожарной и промышленной безопасности, безопасности и охраны труда на опасных производственных объектах. Также к его компетенции относится надзор за безопасным ведением работ в промышленности, вопросы формирования и развития государственного материального резерва, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации предупреждения и тушения пожаров.

Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астана и Алматы, Комитет по государственному контролю и надзору в области чрезвычайных ситуаций, а также Комитет по государственным материальным резервам. В соответствии с возложенными на него задачами, Министерство осуществляет предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятия по гражданской обороне. Помимо этого, оно занимается разработкой предложений об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство туризма и спорта Республики Казахстан формирует государственную политику в областях туризма и спорта. В последние годы развитие туризма приобретает все большее значение для экономики страны. Развитие любительского и профессионального спорта в Казахстане также является одним из важных направлений деятельности государства, направленной на всестороннее развитие экономики и социальной сферы Казахстана. Министерство имеет в своем составе Комитет индустрии туризма и Комитет по спорту.

Правительство — высший орган исполнительной власти

ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО . ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Образование и состав правительства

1.2 Организация деятельности правительства

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

2.1 Нормотворческая деятельность правительства

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО — ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Образование и состав правительства

1.2 Организация деятельности правительства

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

2.1 Нормотворческая деятельность правительства

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение

Актуальность данной темы, обусловлена тем, что провозглашение
Республикой Казахстан независимости, стремление к воплощению в жизнь
демократических принципов, а также желание быть правовым государством,
требует от государства конкретного государственного органа, в компетенции
которого находится достаточно конкретный механизм, с помощью которого
возможно решать поставленные вопросы. Именно при достижении этих целей и
задач, роль органов исполнительной власти нельзя переоценить. Более того,
правительство, как главный орган исполнительной власти, принимает весь груз
ответственности перед народом и другими ветвями власти, за выполнение
вышеназванных задач. Выражение отставка правительства у многих
ассоциируется с развалом государства, парализацией деятельности
государственных органов и многое другое. Все это свидетельствует о том, что
в Казахстане, роль правительства достаточно велика. Если сравнивать с
государствами, которые имеют другую форму правления, то в некоторых из них
роль участие правительства номинальная, однако в Казахстане, с
президентской формой правления, все обстоит иначе. Возглавляя одну из
ветвей власти, правительство. С обретением Республикой Казахстан
независимости в 1991 году, появилась острая необходимость в фактической,
юридической реализации и обеспечении провозглашенной независимости. Древняя
и новейшая истории показывают, что аналогичный процесс, переживаемый
государствами в большинстве случаев проходил достаточно сложно, так как
переход от старой систему к новой, требовал от общества, государства, и от
каждого гражданина данного государства, также перестройки мышления,
взглядов, иногда и принципов. Таким образом, процесс перехода к новой
системе всегда для всех был болезненным. Республика Казахстан, провозгласив
независимость и суверенитет, делала это не на пустом месте. Фактически
через два года, после провозглашения вышеназванной независимости, была
принята первая Конституция независимого Казахстана.
ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО — ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ

Согласно статье 64 Конституции Республики Казахстан Правительство
осуществляет исполнительную власть республики Казахстан, возглавляет
систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Следовательно,
Правительство является высшим органом исполнительной власти.
Конституционная характеристика Правительства раскрывает юридическую природу
Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти
республики и характеризует его деятельность. Как высший орган
исполнительной власти Правительство Казахстана осуществляет государственное
управление. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед
Президентом республики, а также подотчетно Парлл-менту республики в случае,
когда Парламент на совместном заседании Палат заслушивает доклад Премьер-
Министра о Программе Правительства и одобряет или отклоняет ее. Повторное
отклонение Программы может быть осуществлено большинством в две трети
голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение
вотума недоверия Правительству. Если же депутаты при голосовании не наберут
требуемого квалифицированного большинства голосов, Программа Правительства
считается одобренной. Члены Правительств; подотчетны Палатам Парламента в
случае, когда Сенат или Мажилис в установленном Конституцией порядке
заслушивает отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности.
Члены Правительства самостоятельны в принятии решении в пределах своей
компетенции, несут персональную ответственность перед Премьер-Министром
республики за работу подчиненных им государственных органов или порученный
им участок работы.
В соответствии со статьей 65 Конституции Республики Kазахстан,
Правительство образуется Президентом Республики Казахстан. С согласия
Парламента, которое может носить предварительный либо последующий характер,
Президент назначает Премьер-министра. Премьер-Министр в десятидневный срок
вносит Президенту Республики Казахстан свои предложения о структуре и
составе Правительства. Президент утверждает структуру и состав
Правительства. Структуру Правительства образуют министерства и иные
центральные исполнительные органы. В состав Правительства входят члены
Правительства — Премьер-министр республики, его заместители, министры и
иные должностные лица республики.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 января
1999 года «О структуре Правительства Республики Казахстан», с внесенными в
него последующими изменениями и дополнениями, на основании представления
Премьер-министра Республики Казахстан Главой государства определена
следующая структура Правительства Республики Казахстан:
Министерство иностранных дел Республики Казахстан;
Министерство обороны Республики Казахстан;
Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
Министерство государственных доходов Республики Казахстан;
Министерство финансов Республики Казахстан;
Министерство юстиции Республики Казахстан;
Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики
Казахстан;
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
Министерство экономики и торговли Республики Казахстан;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Казахстан;
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан;
Министерство образования и науки Республики Казахстан:
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
Канцелярия Премьер-Министра Республики Казахстан;
Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
Агентство Республики Казахстан по материальным резервам;
Агентство Республики Казахстан по статистике;
Агентство Республики Казахстан по миграции и демографии;
Агентство Республики Казахстан по защите государственных секретов;
Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и поддержке малого бизнеса;
Агентство Республики Казахстан по делам здравоохранения;
Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту;
Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами;
Агентство финансовой полиции Республики Казахстан. В зависимости от
конкретных задач и приоритетов развития народного хозяйства структу
ра
Правительства может видоизменяться. Правительство республики действует в
пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь
избранным Президентом республики. Правительство республики исполняет свои
обязанности до утверждения нового состава Правительства республики.
Правительство и любой его член вправе заявить Президенту о своей отставке,
если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них
функций. В отставку подают также члены Правительства, не согласные с
проводимой Правительством политикой или не проводящие ее. Правительство
заявляет Президенту республики о своей отставке при выражении Парламентом
вотума недоверия Правительству в установленных Конституцией случаях.
Президент республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии
или отклонении отставки Принятие отставки означает прекращение полномочий
Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер-
министра означает прекращение полномочий всего Правительства. При
отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему
дальнейшее осуществление его обязанностей.
Компетенция Правительства определена статьей 66 Конституции,
Конституционным законом «О Правительстве Республики Казахстан», иными
законами, нормативными Указами Президента Республики Казахстан.
В соответствии с ними Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной социально-
экономической политики, стратегические и тактические меры по ее
осуществлению;
2) разрабатывает государственные программы;
3) разрабатывает и реализует индикативные планы социально-
экономического и научно-технического развития;
4) в порядке, определяемом Президентом Республики, участвует в
разработке республиканского бюджета и его изменениях, представляет
Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает
исполнение бюджета;
5) разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы
республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности
при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и
материальных ресурсов;
6) осуществляет структурную и инвестиционную политику;
7) вырабатывает и реализует государственную политику ценообразования;
устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые
применяются регулируемые государством цены;
8) организует управление государственной собственностью, вырабатывает и
осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права
государственной собственности;
9) определяет систему и условия оплаты труда, социальном защищенности
граждан, государственного социального обеспечения и социального
страхования;
10) разрабатывает и реализует основные направления государственной
региональной политики; обеспечивает решение межрегиональных проблем и
вопросов социально-экономического развития регионов;
11) определяет и реализует государственную политику по развитию науки и
техники, внедрению новых технологий, культуры, образования,
здравоохранения, туризма и спорта;
12) разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению
рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей
природной среды;
13) обеспечивает осуществление правовой реформы; разрабатывает и
реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению
законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности республики,
территориальной целостности и охраны государственных границ республики;
14) принимает решения о проведении переговоров и подписании
межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений
республики с иностранными государствами, международными и региональными
организациями;
разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики;
принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и
взаимодействие с международными финансовыми организациями;
15) образует и упраздняет консультативно-совещательные органы при
Правительстве;
16) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами
и актами Президента.
В отношениях с Президентом Республики Казахстан Правительство обязано:
— регулярно информировать Президента республики о выполнении Программы
Правительства, поручений Президента и других направлениях своей
деятельности;
— организовывать исполнение актов Президента республики и осуществлять
контроль за их исполнением министерствами, иными центральными, а также и
местными исполнительными органами;
— выполнять поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис
Парламента;
— представлять на утверждение Президента государственные программы;
— согласовывать с Президентом республики планы законо-проектных работ
Правительства.
Президент республики вправе по собственной инициативе принять решение о
прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его
члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение
полномочий всего Правительства. Обязательному освобождению от занимаемой
должности подлежат члены Правительства, не согласные с проводимой
Правительством политикой или не проводящие ее.
Взаимоотношения Правительства Республики Казахстан с Парламентом
строятся на принципе разделения властей с использованием системы сдержек и
противовесов. Премьер-Министр республики в течение месяца после своего
назначения представляет Парламенту доклад о Программе Правительства. В
случае отклонения Программы Правительства Премьер-Министр в течение двух
месяцев представляет Парламенту повторный доклад о Программе. Повторное
отклонение Парламентом республики Программы Правительства означает
выражение вотума недоверия Правительству. Правительство республики обладает
правом законодательной инициативы, которое реализуется исключительно в
Мажилисе Парламента. Решение о внесении проекта законодательного акта
принимается путем издания соответствующего постановления Правительства.
Кроме того, Правительство Республики обеспечивает исполнение законов
республики, контролирует их исполнение министерствами и другими
центральными и местными исполнительными органами. Ежегодно Правительство
Республики Казахстан представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет
о его исполнении. При необходимости Правительство дает заключения по
проектам законов республики, предусматривающих сокращение государственных
доходов или увеличение государственных расходов, а также дает ответы на
запросы депутатов Парламента.
Правительство республики на основе и во исполнение Конституции
республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов
издает нормативные и индивидуальные постановления. Постановления
Правительства подписываются Премьер-Министром республики. Премьер-Министр
республики издает распоряжения. Распоряжения Премьер-министра издаются по
вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального
характера. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра
Республики разрабатываются и принимаются в порядке, определенном
Регламентом Правительства Республики. Постановления Правительства могут
быть отменены Президентом и Правительством республики. Распоряжения Премьер-
министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-
министром республики.

Читайте так же:  Планирование эксперимента учебное пособие

1.1 Образование и состав правительства

Правительство образуется Президентом в порядке, предусмотренном
Конституцией. Как отмечалось, Президент сам подбирает кандидатуру в Премьер-
Министры и вносит кандидатуру на рассмотрение Парламента для получения
согласия. После получения согласия Парламента Президент утверждает его в
должности Премьер-Министра. Президент образует Правительство в составе
Премьер-министра, его заместителей, руководителей Аппарата Правительства,
министров, председателей государственных комитетов. Предложения о структуре
и составе Правительства вносятся Премьер-Министром в десятидневный срок
после его назначения. Члены Правительства приносят присягу народу и
Президенту Республики.
Правительство Республики действует в пределах срока полномочий
Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Правительство исполняет свои обязанности до утверждения нового состава
Правительства Республики. Президент Республики вправе по собственной
инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и
освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-
министра означает прекращение полномочий всего Правительства.
Правительство и его любой член вправе заявить Президенту о своей
отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на
них функций. Закон не предусматривает, в каких случаях Правительство в
целом или отдельный его член могут заявить об отставке. Если Правительство
заявляет об отставке, основаниями могут быть различные обстоятельства, не
связанные со взаимоотношениями с Парламентом. Причиной могут быть
непреодолимые разногласия внутри Правительства и т. д. Причиной заявления
члена Правительства об отставке может быть несогласие с Программой
Правительства, со стилем руководства Правительством, болезнь и т. д.
Правительство заявляет Президенту Республики о своей отставке при
выражении Парламентом вотума недоверия Правительству в случаях,
предусмотренных Конституцией: 1) если повторно отклоняется Парламентом
Программа Правительства (пункт 6 статьи 53); 2) если Парламент отклоняет
проект закона, внесенный Правительством (пункт 7 статьи 61). Президент
Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или
отклонении отставки. Если Президент принимает отставку, то это означает
прекращение полномочий Правительства или его члена, заявившего об отставке.
Если Премьер-Министр заявляет об отставке, то принятие его отставки
означает прекращение полномочий всего Правительства.
Премьер-Министр в течение одного месяца после своего назначения решает
вопрос о Программе деятельности Правительства. В течение этого времени
Премьер-министр разрабатывает Программу деятельности Правительства и
представляет об этом доклад в Парламент. В течение этого же времени новый
состав Правительства может заявить Парламенту о поддержке Программы
предшествующего состава Правительства и намерении руководствоваться ею в
своей деятельности.
Если Парламент отклонит новую Программу Правительства, Премьер-министр
в течение двух месяцев представляет Парламенту повторный доклад о
Программе. Повторное отклонение Парламентом Программы Правительства может
быть осуществлено большинством в две трети от общего числа депутатов каждой
из Палат. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы
Правительства.
Конституция предусматривает ограничения, связанные с нахождением в
составе Правительства. Члены Правительства Республики не вправе:
— быть депутатами представительного органа;
— занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской,
научной или иной творческой деятельности;
— осуществлять предпринимательскую деятельность;
— входить в состав руководящего органа или наблюдательного Совета
коммерческой организации.

1.2 Организация деятельности правительства

Возглавляет Правительство Премьер-Министр, полномочия которого
закреплены в Конституции Республики и в Указе Президента о Правительстве.
Премьер-министр имеет следующие полномочия:
— организует работу Правительства и распределяет функциональные
обязанности между своими заместителями и членами Правительства;
— представляет Правительство или поручает представительство
Правительства в отношениях с Президентом, Парламентом,
Конституционным Советом, Верховным Судом, Генеральной Прокуратурой,
другими государственными органами;
— представляет Правительство или поручает представительство
Правительства в международных отношениях и подписывает
межправительственные договоры и соглашения;
— вносит Президенту Республики предложения: о структуре и составе
Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении
министерств, государственных комитетов . продолжение