Порядок привлечения к административной ответственности адвоката

10.05.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Особенность привлечения адвоката к административной ответственности

(Мельниченко Р. Г.) («Адвокатская практика», 2010, N 4)

ОСОБЕННОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АДВОКАТА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Р. Г. МЕЛЬНИЧЕНКО

——————————— Mel’nichenko R. G. Peculiarity of bringing of advocate to administrative responsibility.

Мельниченко Р. Г., адвокат, заведующий кафедрой гражданского права и процесса НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса», доцент, кандидат юридических наук.

Автор рассматривает тему административного иммунитета и приходит к выводу о распространении данного иммунитета в том числе и на адвоката.

Ключевые слова: административная ответственность, административный иммунитет, адвокат, административное производство.

The author considers the topic of administrative immunity and makes a conclusion on extension of this immunity to advocate.

Key words: administrative responsibility, administrative immunity, advocate, administrative procedure.

Вопросы привлечения адвоката к административной ответственности необходимо рассматривать через призму так называемых административных иммунитетов. Система правовых иммунитетов от привлечения к юридической ответственности была воспринята российской правовой системой из системы международного права. Однако в результате имплементации эта система потеряла не только свой правовой смысл, но и в процессе своего перерождения стала инородным телом в российском праве. Рассмотрим причины произошедшего. Основной целью международного правового иммунитета, который распространяется на определенный круг лиц (глав государств, дипломатов, консулов), является предотвращение случаев использования института юридической ответственности одного государства против другого. Аксиома международного права «равный над равным права не имеет» не позволяет привлекать определенный круг вышеназванных лиц, являющихся олицетворением государства, к юридической ответственности. Именно эта, а никакая другая цель является стержнем института международных иммунитетов. В процессе имплементации в российскую национальную систему права эта цель потеряла свой смысл. Так, наделение административным иммунитетом ряда лиц не может иметь своей целью обеспечение профессиональной независимости этих субъектов. Дело в том, что этими иммунитетами наделены должностные лица, обладающие значительной государственной властью. Эти субъекты уже защищены «щитом государственной власти» от любого покушения на свою независимость. В этой связи теряет смысл данное А. В. Малько определение правовых иммунитетов как особых льгот и привилегий, преимущественно связанных с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванных обеспечивать выполнение ими соответствующих функций . В России правовые иммунитеты не обеспечивают, а препятствуют осуществлению должностными лицами своих функций. Озвучим наше видение целей административных привилегий в российском праве. ——————————— См.: Малько А. В. Иммунитеты в праве: общетеоретические проблемы // Вестник Волжского университета. Тольятти, 1999. N 6. С. 17.

Защита прав должностного лица, наделенного правом привлекать к административной ответственности. Попытка привлечь должностное лицо, обладающее значительной долей государственной власти, является потенциально опасной в первую очередь для лица, пытающегося привлечь правонарушителя к административной ответственности. Российская правоприменительная практика знает множество печальных примеров подобных попыток. В феврале 2005 г. инспектор Бугурнов отстранил от управления автомобилем сотрудника прокуратуры Савицкого, который производил впечатление пьяного и отказывался пройти медицинское освидетельствование. Автомобиль помощника прокурора был отправлен на штрафстоянку, а его самого доставили в РОВД. В результате госавтоинспектора уволили, а затем привлекли к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий. Устанавливая административный иммунитет работникам прокуратуры от привлечения их к административной ответственности, законодатель пытается предотвратить ситуации, когда «младшие» государственные служащие неумышленно или по глупости попытаются доставить неприятности «старшим» чиновникам. Повышение статуса должностных лиц, пользующихся административной ответственностью. Согласно преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) «такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». В процессе имплементации института правовых привилегий и иммунитетов такая цель из скрытой перешла в основную. Так как ряд государственных должностей перестал быть социально привлекательным, для повышения социального статуса лиц, их занимающих, и вводятся административные привилегии. Например, в российском обществе всеобщую зависть, а значит, и уважение, вызывает беспрепятственный проезд автомобиля с должностным лицом мимо сотрудника ГИБДД всего лишь при предъявлении служебного удостоверения (в народе получившего название «корочка»). ——————————— Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 18. Ст. 221.

Не затрагивая дискуссию о допустимости или недопустимости института правовых привилегий и иммунитетов , мы исходим из факта их наличия в нашей правовой системе. Подвергнем научному анализу их применение. Сложившаяся социальная напряженность по поводу «привилегий российского чиновничества» заставляет пересмотреть ряд фундаментальных принципов этого института. ——————————— См.: Ведяхина К. В. Равенство перед законом — принцип российского права // Вестник Волжского университета. Тольятти, 1999. N 6. С. 36; Уголовный процесс / Под ред. К. Ф. Гуценко. М., 1996. С. 45; Руднев В. И. Иммунитеты в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 1996. N 8; Баглай М. В. Конституционное право России. М., 1998. С. 173; Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 66; Якупов Р. Х. Правоприменение в уголовном процессе (юридические проблемы). М., 1993. С. 73.

Привилегии и иммунитеты должны быть предоставлены «слабой» стороне. На сегодняшний день административные иммунитеты в основном предоставлены лицам, обладающим наивысшей государственной властью. Так, согласно письму МВД РФ от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72 «О направлении методических рекомендаций» особенности организации производства по делам о нарушении Правил дорожного движения распространяются на: членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, зарегистрированных кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, судей и работников прокуратуры. Из этого перечня к слабой стороне можно отнести лишь кандидатов в депутаты органов местного самоуправления. Предоставление иммунитетов сильной стороне возможно лишь в исключительных случаях, когда есть опасность того, что «конкурирующие» государственные органы попытаются воздействовать на своих оппонентов административными мерами. У всех должностных лиц, перечисленных в письме МВД, подобных оппонентов не существует, а значит, не существует необходимости наделять их административными иммунитетами. Корреспонденция административной ответственности в профессиональную. Ряд авторов разделяют административные иммунитеты на два вида: неограниченные и ограниченные иммунитеты, указывая при этом, что неограниченный иммунитет является крайне редким явлением. Под ограниченным иммунитетом эти авторы понимают «невозможность применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях или административных наказаний. Кроме того, ограниченные иммунитеты могут выражаться в установлении специальных процедур для реализации мер административно-процессуального обеспечения или для наложения административных наказаний» . В институте административных иммунитетов выделяют несколько субинститутов. К их числу относятся субинституты задержания, возбуждения дела об административном правонарушении, иные особенности порядка производства процессуальных действий в отношении лиц, обладающих соответствующими исключительными правами . В большинстве случаев иммунитет от привлечения к административной ответственности не означает, что лицо, обладающее административным иммунитетом, за совершение противоправного деяния не подлежит юридической ответственности. Просто рассмотрение совершенного им противоправного деяния подлежит передаче в специальные органы, которые и уполномочены рассматривать вопрос о привлечении провинившегося лица к профессиональной ответственности. Можно обозначить ряд препятствий, тормозящих данный процесс. Во-первых, отсутствие в ряде корпораций органов, уполномоченных рассматривать дела о профессиональной ответственности его членов. Исключением здесь выступает судебная корпорация, в которой существует орган, призванный рассматривать дела о профессиональных правонарушениях судей, в частности из-за совершения ими деяний, подпадающих под составы административных правонарушений. Во-вторых, закрытость подобных процессов, из-за чего в обществе возникает представление о безнаказанности лиц, пользующихся административными иммунитетами. И в-третьих, страх лиц, наделенных полномочиями налагать меры административной ответственности. Работник ГИБДД просто побоится направить сообщение вышестоящему прокурору о том, что его подчиненный совершил административное правонарушение. Нам представляется, что в целях вывода из-под удара должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, следует ввести определенные дополнения в Кодекс об административных правонарушениях. Так, в случае, если лицо, подозреваемое в совершении административного правонарушения, предъявляет удостоверение, свидетельствующее о том, что это лицо пользуется административным иммунитетом, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, обязано сообщить вышестоящему органу информацию о данном случае в целях выявления лиц, пользующихся поддельными удостоверениями. ——————————— Поддубный А. О. Административно-деликтные иммунитеты // Журнал российского права. 2003. N 6. См.: Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 18 — 19.

Читайте так же:  Акт приема-передачи полисов осаго

Представляется, что необходимо распространить административные иммунитеты на лиц, являющихся в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей слабыми сторонами. К такой категории лиц следует причислить адвокатов. Привлечение адвоката к административной ответственности должно производиться с учетом его особого правового статуса. Думается, что привлечение адвоката, находящегося при исполнении профессиональных обязанностей, к административной ответственности должно быть запрещено. Например, если адвокат оказывает юридическую помощь лицам, проводящим несанкционированный митинг, он не может быть по этому поводу привлечен к административной ответственности. В этом случае необходимо ввести иммунитет адвоката от административной ответственности. Однако с целью недопущения злоупотребления со стороны адвокатов административным иммунитетом необходимо ввести определенные процедуры. Так, в случае наличия оснований подозревать адвоката в совершении им административного правонарушения, материал об административном правонарушении должен быть направлен в соответствующую адвокатскую палату для анализа события на предмет нахождения адвоката в состоянии выполнения профессиональных обязанностей и наличия в его действиях профессионального правонарушения. По поводу обращения должностных лиц президентом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации должно быть возбуждено дисциплинарное производство. Результаты дисциплинарного производства могут быть четырех видов. Адвокат совершил деяние в состоянии исполнения своих профессиональных обязанностей. Указанное деяние не содержит в себе состава профессионального правонарушения. Адвокат совершил деяние в состоянии исполнения своих профессиональных обязанностей. Указанное деяние содержит в себе состав профессионального правонарушения. Адвокат совершил деяние, не находясь в состоянии исполнения своих профессиональных обязанностей. Дело подлежит направлению для дальнейшего рассмотрения в порядке административного производства. Адвокат совершил деяние, не находясь в состоянии исполнения своих профессиональных обязанностей. Адвокат подлежит привлечению к профессиональной ответственности за поведение, неподобающее статусу адвоката. Дело подлежит направлению для дальнейшего рассмотрения в порядке административного производства. В качестве иллюстрации первого варианта можно привести уже указанный пример, когда адвокат оказывает юридическую помощь лицам, проводящим несанкционированный митинг. Адвокат привлекается к административной ответственности, так как формально он находился на несанкционированном митинге. В ходе дисциплинарного производства выясняется, что адвокат оказывал юридическую помощь участникам несанкционированного митинга. Юридическую помощь он оказывал добросовестно, а значит, не подлежит ни профессиональной, ни административной ответственности. Второй вариант предполагает, что в ходе дисциплинарного производства выяснилось, что адвокат оказывал юридическую помощь участникам несанкционированного митинга. Однако в ходе оказания помощи он совершил какое-либо профессиональное правонарушение. Например, не оформил должным образом соглашение с клиентом. В этом случае адвокат подлежит профессиональной, но не подлежит административной ответственности. Третий вариант предполагает, что адвокат находился на несанкционированном митинге как гражданин и выражал на нем свою гражданскую позицию. При этом никаких составов профессионального правонарушения в его деянии не усматривается. В этом случае дело направляется для дальнейшего административного производства. Четвертый вариант предполагает, что адвокат находился на несанкционированном митинге как гражданин, но использовал при этом свой статус адвоката. Например, демонстрировал удостоверение адвоката. В этом случае адвокат будет привлечен к профессиональной ответственности. Кроме того, дело будет направлено для дальнейшего административного производства. В качестве примера подобной ситуации можно привести довольно распространенный случай, когда адвокаты, пользуясь так называемым эффектом корочки, предъявляют работникам ГИБДД свое адвокатское удостоверение. Думается, что наложение в этом случае на адвоката и профессионального, и административного взыскания будет действенным профилактическим средством в деле повышения имиджа адвокатской профессии.

Административная и дисциплинарная ответственность адвокатов

Адвокат, как и все участники правоприменительного процесса, может подвергаться ответственности. Адвокат может быть субъектом гражданско-правовой, администра­тивно-правовой, уголовно-правовой ответственности и ответственно­сти, налагаемой органами адвокатского самоуправления, которую можно условно определить как дисциплинарную или корпоративную. Адвокат несет административную ответственность за правонару­шения, имеющие меньшую общественную опасность по сравнению с преступлениями, предусмотренными КоАП РФ.

Адвокат может стать субъектом административной ответственности за правонарушения, связанные с его профессиональной деятельностью. Например, по статьям «Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава», «Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы…» и др. статьям КоАП РФ. Этот вид ответственности наступает за действия адвоката, направленные против «порядка управления» или «посягает на институты государственной власти».

В ходе своей профессиональной деятельности адвокат может совершить некоторые правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

Одной из разновидностей такого административного правонарушения является вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения. Оно влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Еще одно правонарушение — неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Предусматривается административная ответственность и за неисполнение законного распоряжения судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Оно влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

За административное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ как «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении», адвокат не может нести ответственность, так как в ходе своей профессиональной деятельности он вступает с должностными лицами уголовного судопроизводства в специфические правоотношения. Исключение составляют случаи, когда в отношении адвоката осуществляется уголовное судопроизводство или производство об адми­нистративном правонарушении, не связанные с его профессиональной деятельностью.

Административная ответственность адвоката (наряду с уголовной) относится к тем видам ответственности, применение которых выходит за пределы компетенции квалификационных комиссий и советов адвокатских палат. В этих случаях органы корпоративного самоуправления могут лишь принять факт к сведению и отчислить из коллегии проштрафившегося адвоката (лишить адвокатского статуса) с учетом решения, принятого правоохранительным органом.

Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящим Кодексом.

Не может повлечь применение мер дисциплинарной ответственности действие (бездействие) адвоката, формально содержащее признаки нарушения требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи (далее – нарушение), однако в силу малозначительности не порочащее честь и достоинство адвоката, не умаляющее авторитет адвокатуры и не причинившее существенного вреда доверителю или адвокатской палате.

Адвокат, действовавший в соответствии с разъяснениями Совета относительно применения положений настоящего Кодекса, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарной ответственности применяются только в рамках дисциплинарного производства в соответствии с процедурами, предусмотренными Разделом 2 настоящего Кодекса. Применение к адвокату мер дисциплинарной ответственности, включая прекращение статуса адвоката, является предметом исключительной компетенции Совета.

При определении меры дисциплинарной ответственности должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения, форма вины, иные обстоятельства, признанные Советом существенными и принятые во внимание при вынесении решения. Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни адвоката, нахождения его в отпуске.
Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более одного года, а при длящемся нарушении – с момента его прекращения (пресечения).

Мерами дисциплинарной ответственности являются:
1) замечание;
2) предупреждение;
3) прекращение статуса адвоката.

Лица, статус адвоката которых прекращен за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса, допускаются к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката не ранее чем через три года со дня прекращения статуса.

§ 3. Административная ответственность адвоката

Административная ответственность адвоката (наряду с уголовной) относится к тем видам ответственности, применение которых выходит за пределы компетенции квалификационных комиссий и советов адвокатских палат.

При осуществлении своей профессиональной деятельности адвокат-представитель может стать субъектом административного правонарушения. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к таким деяниям относится:

— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), за которое предусмотрены предупреждение или штраф (ст. 13.11);

— неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, в результате чего могут подвергнуть штрафу или административному аресту (ст. 17.3);

— передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, где в качестве санкции выступает штраф (ст. 19.12).

Общий порядок привлечения к административной ответственности

Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности

Основной правовой акт, в котором детально прописаны основания и порядок привлечения к административной ответственности — это КоАП РФ. Он состоит из общей и особенной частей.

Общая часть посвящена порядку рассмотрения дел, а особенная содержит составы различных правонарушений, сгруппированные по объектам посягательства (например, против воинского учета, против порядка управления и т. д.).

Читайте так же:  Приказ 400 мо когда будет

Кроме того, на региональном уровне могут приниматься законы субъектов, устанавливающие свои составы нарушений. Однако содержание таких актов не может противоречить КоАП РФ. В противном случае привлечение к ответственности будет признано незаконным. При этом регионы не могут устанавливать новые виды наказаний, поскольку меры ответственности закрепляет исключительно федеральный законодатель.

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Процедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).

Производство может быть начато в одном из следующих случаев:

  1. Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
  2. Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
  3. Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
  4. Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
  5. Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.

Кто может возбудить дело

В России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.

По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.

Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.

В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Факт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол включает информацию о том:

  1. Когда и где совершено нарушение.
  2. Кто является составителем документа.
  3. Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
  4. По какой статье привлекается нарушитель.

Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.

ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.

Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти здесь.

Кто имеет право рассматривать административное дело

После того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от 22.12.2016 № 19-АД16-16).

Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:

  1. Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
  2. Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть здесь и здесь).
  3. Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).

Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.

Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.

Процедура подготовки к рассмотрению дела

После того как протокол составлен, тот, кто будет рассматривать дело, должен разрешить следующие вопросы:

  1. Имеет ли право конкретный субъект рассмотреть дело (или оно будет передано по подведомственности).
  2. Существуют ли причины, по которым дело не может быть рассмотрено (например, когда судья — родственник нарушителя).
  3. Насколько верно с точки зрения закона составлен протокол.
  4. Есть ли основания прекратить производство по делу (весь список таких обстоятельств можно найти в ст. 24.5 КоАП РФ).
  5. Хватает ли собранных материалов, чтобы рассмотреть дело.
  6. Заявлены ли ходатайства, требующие разрешения; имеются ли отводы, требующие рассмотрения.

Как только все эти вопросы разрешены, правоприменитель переходит к рассмотрению дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Определение о назначении дела к рассмотрению принимается, когда дело полностью подготовлено. Процедура рассмотрения общая для любых субъектов, уполномоченных назначать наказания, и регламентирована ст. 29.7 КоАП РФ.

  1. Объявляется, кем будет рассмотрено дело и какое; озвучивается статья, по которой привлекается лицо.
  2. Проверяется, явилось ли привлекаемое лицо на процесс.
  3. Проверяется, могут ли защитники и законные представители представлять интересы доверителя или родственника.
  4. Выясняется, извещены ли участники процесса.
  5. Разъясняются права и обязанности прибывших лиц.
  6. Разрешаются ходатайства и отводы.
  7. Оглашается протокол о привлечении к административной ответственности.
  8. Заслушиваются объяснения явившихся лиц.
  9. Исследуются доказательства.
  10. Выносится постановление.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела

Предусмотрено два вида постановлений, которые могут быть приняты после разрешения дел (ст. 29.9 КоАП РФ). Один из самых распространенных исходов — привлекаемое лицо признается виновным и ему назначается наказание. Основание для привлечения к административной ответственности — наличие состава административного правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

В случае если имеется хотя бы одно основание, прописанное в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу должно быть прекращено. В частности, производство прекращается, если нет состава нарушения либо истек срок давности. Прекращение производства по делу предполагает полное завершение процедуры. Наказание в этом случае не назначается.

Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности

Человек считается привлеченным к ответственности не в момент оглашения ему постановления, а лишь после вступления данного постановления в законную силу.

У привлеченного лица есть 10 суток с момента получения копии постановления на его обжалование. В этот период постановление считается не вступившим в законную силу, то есть не исполняется и не порождает юридических последствий для привлеченного лица (если наказание не исполняется немедленно, например, арест).

После того как постановление вступило в силу, оно подлежит исполнению. Порядок исполнения зависит от вида наказания. Например, штраф должен быть уплачен в течение 60 суток с момента вступления в силу постановления. В противном случае неплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетние могут быть привлечены к ответственности с учетом некоторых особенностей:

  1. Привлекаются только в том случае, если им исполнилось 16 лет (подробнее — в статье «С какого возраста могут привлечь к административной ответственности»).
  2. Дела рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Наказание в виде административного ареста не назначается.
  4. Наказание в виде штрафа с несовершеннолетних назначается, только если у них есть заработок. В противном случае штраф уплачивают родители.
  5. Несовершеннолетие — это обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
  6. Дело рассматривается с участием законных представителей и прокурора.

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Правила привлечения перечисленных категорий лиц к ответственности общие. Такие лица могут привлекаться к административной ответственности, однако не ко всем видам наказания.

  1. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  2. Обязательные работы не могут быть назначены беременным, женщинам с детьми до 3 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  3. Наказание в виде лишения водительского удостоверения не может назначаться инвалидам групп I и II (существуют статьи-исключения, например, если водитель ездит пьяным, его могут лишить прав).

Пенсионный возраст не является основанием для освобождения от наказания. Дополнительно следует отметить, что несовершеннолетие, беременность, наличие малолетнего ребенка — смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Таким образом, порядок привлечения к ответственности подробно регламентирован в положениях КоАП РФ. Привлекать имеют право как должностные лица гос. органов, так и комиссии по делам несовершеннолетних и судьи.

Читайте так же:  Повысится ли транспортный налог в 2019

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Как привлечь адвоката к ответственности?

В какие правоотношения вступает адвокат

Адвокат обладает уникальным правовым статусом (подробно особенности такового разъясняются в статье Как получить статус адвоката и что он дает?). Он наделен целым комплексом специфических прав и обязанностей по отношению как к клиенту, так и к государственной власти и адвокатскому сообществу.

Систему правоотношений, в которые включен адвокат при осуществлении своей деятельности, можно отразить в таблице.

Субъект п/о, в котором состоит адвокат

Объект нарушения

Ответственность за нарушение

Нормы профессиональной этики

Положения соглашения об оказании юридической помощи

Нормы Кодекса об административных нарушениях РФ

Нормы Уголовного кодекса РФ

Нормы процессуальных кодексов о порядке в судебном заседании

Далее рассмотрим детально, как привлекать адвоката к ответственности в тех или иных случаях.

Последствия нарушения дисциплинарных норм. Какие меры могут быть применены к адвокату

Будучи частью адвокатского сообщества, адвокат в своей работе связан нормами этики, которые четко прописаны в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее — закон об адвокатуре) и Кодексе профессиональной этики адвокатов от 31.01.2003 (далее — КПЭА). Данные нормы можно условно разделить на 2 группы:

К морально-этическим нормам можно отнести все правила поведения адвоката с точки зрения основ нравственности, как то:

  • добросовестно исполнять взятую на себя обязанность представлять интересы доверителя;
  • соблюдать адвокатскую тайну;
  • не принимать на себя заведомо незаконных поручений;
  • не действовать корыстно, с целью получить выгоду для себя и др.

Организационными можно назвать те правила, которые связаны с принадлежностью адвоката к адвокатскому сообществу, а именно:

  • обязанность уплачивать взносы в адвокатскую палату;
  • обязательность оказания бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законодательством. Подробности в статье Кому положена бесплатная помощь адвоката?;
  • обязанность подчиняться распоряжениям совета адвокатской палаты и др.

Нарушение правил и норм, предусмотренных КПЭА и законом об адвокатуре, может повлечь применение следующих мер дисциплинарной ответственности адвоката (п. 6 ст. 18 КПЭА):

  • замечание (самая легкая мера, применяется в случае небольших нарушений с целью предостережения адвоката от подобных действий в дальнейшем);
  • предупреждение;
  • прекращение статуса адвоката (серьезная мера, назначаемая в случае тяжких дисциплинарных проступков).

О применении дисциплинарной ответственности читайте также Разъяснения. утв. решением Совета ФПА РФ от 15.05.2018 протокол № 3.

Сроки и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату исключительно по итогам дисциплинарного производства, которое возбуждается на основании поданных в адвокатскую палату:

  • жалобы доверителя или другого адвоката;
  • представления вице-президента адвокатской палаты;
  • обращения судьи, рассматривающего дело, где адвокат участвует в качестве представителя.

Как составить жалобу на адвоката, читайте в нашей статье.

Производство возбуждается президентом палаты в течение 10 дней с даты поступления жалобы. Затем обращение поступает на рассмотрение в квалификационную комиссию палаты, которая по итогам принимает решение о прекращении производства либо применении к адвокату необходимой меры ответственности. Завершается дисциплинарное производство рассмотрением в совете адвокатской палаты.

Серьезной проблемой дисциплинарного производства является несоответствие выбранной меры проступку адвоката. Например, такая мера, как прекращение статуса адвоката в связи с неисполнением обязанности по регулярным денежным отчислениям в фонд палаты, является чрезмерной (см. решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12.10.2017 по делу № 2-5296/2017).

Важным нюансом, который необходимо учитывать при рассмотрении жалобы, является установленный срок привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Он составляет 6 месяцев с момента обнаружения проступка (п. 5 ст. 18 КПЭА). Если этот срок истек, привлечь адвоката к ответственности не получится.

Гражданско-правовая ответственность перед доверителем

Отношения адвоката и клиента регламентируются соглашением об оказании юридической помощи, существенным условием которого является в том числе пункт о том, в каком объеме и как адвокат привлекается к ответственности за надлежащее исполнение обязательств по договору (ст. 25 закона об адвокатуре).

Вышеуказанное соглашение относится к числу гражданско-правовых договоров. Ответственность за неисполнение услуг по нему наступает по общим правилам гражданского права, если иное не предусмотрено положениями соглашения. Клиент, не удовлетворенный качеством оказанной ему правовой помощи, вправе обратиться в суд со следующими требованиями:

  • возвратить уплаченное вознаграждение;
  • возместить убытки;
  • компенсировать моральный вред (если требование заявлено от физического лица).

Доверитель должен доказать факт причинения убытков и причинно-следственную связь между наличием убытков и действиями адвоката, что представляет собой непростую задачу.

ВАЖНО! Сам по себе факт несогласия доверителя с итогом разбирательства по делу (например, вынесение обвинительного приговора, а не оправдательного) не свидетельствует о некачественном оказании услуги (см. решение Губкинского районного суда ЯНАО от 25.08.2015 по делу № 2-626/2015).

Привлекая адвоката к гражданско-правовой ответственности перед доверителем, суд должен в первую очередь исследовать, как осуществлялся процесс оказания помощи по делу и насколько добросовестно представитель исполнял свои обязательства.

Уголовная ответственность

Наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми адвокатами в ходе профессиональной деятельности, являются:

  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности (ст. 303 УК РФ).

Правовой статус адвоката предусматривает ряд гарантий, обеспечивающих его независимость и неприкосновенность в случае уголовного преследования, которое осуществляется в особом порядке (ст. 447 УПК РФ):

  • Уголовное дело возбуждается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ субъекта РФ (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).
  • Осмотр, обыск и выемка могут быть осуществлены исключительно после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или после привлечения его в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 450.1 УПК РФ) на основании постановления судьи и в присутствии представителя адвокатской палаты. Исключение составляют случаи, когда в данном помещении обнаружены следы преступления.
  • При обыске запрещается изъятие любых документов, составляющих адвокатскую тайну. В постановлении суда должен быть четко указан объект обыска.

Следователи могут по ошибке нарушить адвокатский иммунитет. Например, обращаясь в суд с просьбой вынести постановление об обыске, умалчивают факт наличия у обыскиваемого лица адвокатского статуса. В тех случаях, когда в решении суда не учитывается это обстоятельство, оно является незаконным и может быть обжаловано адвокатом в вышестоящий суд (см., например, апелляционное постановление Севастопольского городского суда от 14.07.2015 по делу № 22-464/15).

После завершения предварительного расследования дело направляется в суд, где рассматривается по общим правилам уголовного судопроизводства.

Административная ответственность

В ходе своей профессиональной деятельности адвокат также может стать субъектом административного правонарушения. Например, возможно привлечение адвоката к административной ответственности по следующим статьям КоАП РФ:

  • ст. 13.11 (нарушение порядка распространения персональных данных);
  • ст. 13.14 (разглашение информации с ограниченным доступом);
  • ст. 17.3 (неисполнение распоряжения судьи/пристава о прекращении нарушений правил суда);
  • ст. 19.12 (передача различных предметов лицам, находящимся под стражей).

Так, адвокат К. постановлением мирового судьи был привлечен к ответственности по ст. 19.12 КоАП РФ за пронос телефона на территорию СИЗО. Данное постановление было отменено вышестоящим судом вследствие отсутствия состава правонарушения: сам по себе факт проноса телефона без попытки передать его заключенному не может быть квалифицирован как правонарушение (см. решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10.06.2013 № 12-85/2013).

Каким-либо административным иммунитетом адвокат не обладает.

Представляет интерес возможность сочетания нескольких видов ответственности адвоката между собой. Например, совершение преступления адвокатом влечет не только уголовное наказание, но и всегда возбуждение дисциплинарного производства с последующим исключением из адвокатского сообщества (п. 1 ст. 17 закона об адвокатуре). В ходе дисциплинарного разбирательства нередко одновременно решается вопрос и о гражданско-правовой ответственности адвоката перед доверителем.

Таким образом, адвокат, осуществляя свою профессиональную деятельность, находится во взаимодействии с клиентом, судом, органами государственной власти, адвокатским сообществом. В случае нарушения норм уголовного, гражданского законодательства, КОАП, а также КПЭА, соглашения об оказании юрпомощи он может быть привлечен к уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственности соответственно.

Мерами дисциплинарной ответственности адвоката являются замечание, предупреждение и прекращение статуса адвоката. Уголовно-процессуальным законодательством устанавливается особый порядок производства по преступлениям, совершенным адвокатами.