Полномочия президента рф в области судебной власти

06.03.2018 Выкл. Автор admin

ВОПРОС 26. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

2. Полномочия Президента РФ.

1. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

• непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);

• косвенно (через Правительство).

2. В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий, в частности:

• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

• принимает решение об отставке Правительства РФ;

• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации и

ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Централь ного банка Российской Федерации;

• по предложению Председателя Правительства Российской Федераци -назначает на должность и освобождает от должности заместителей Прел седателя Правительства Российской Федерации, федеральных министре!

• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

• назначает и освобождает полномочных представителей Президента Рос сийской Федерации;

• вносит законопроекты в Государственную Думу;

• подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопро сам исполнительной власти);

• обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о по ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

• издает указы и распоряжения;

может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Полномочия президента рф в области судебной власти

Полномочия Президента РФ в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти

Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной. Объём его полномочий по отношению к ней, а также широко распространённая практика решения президентом конкретных управленческих вопросов дают основания говорить о Президенте России не только как о главе государства, но и фактически как о главе исполнительной власти. Эта его функция выражается, прежде всего, в обширном круге полномочий, дающих Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Вместе с тем, поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства при назначении на этот пост должен учитывать расстановку политических сил.

Президент имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложения председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. При этом согласия Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.

Вся деятельность Правительства неразрывно связана с финансово-кредитным обеспечением. Поэтому вполне логично участие Президента в назначении на должность Председателя Центрального банка России. Согласно п. «г» ст. 83 Конституции, глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на эту должность и ставит перед ней вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя Центрального банка.

Поскольку Президент имеет конституционное право председательствовать на заседании Правительства, он в отдельных случаях может взять руководство им на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Правительства. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства. Решение о недоверии Правительству может вынести Госдума. Но оно не является для Президента обязательным. Таким образом, именно глава государства во всех случаях решает судьбу Правительства. Конституция не устанавливает причины, по которым Президент может принять решение об отставке Правительства. Оно может быть принято в силу не результативности проводимой им социально-экономической политики, необходимости значительных персональных перестановок в Правительстве, каких-либо политических соображений, в частности оно может быть использовано как средство корректировки экономического курса.

Конституция не устанавливает каких-либо временных ограничений для использования этого полномочия Президентом. Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к» ст. 83 Конституции, глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идёт речь. Однако в настоящее время такого рода представители есть во всех краях, областях, автономных округах, городах федерального значения, а также в ряде республик в составе РФ. Совсем недавно главой государства были назначены и полномочные представители во всех Федеральных округах РФ. Полноценные контакты главы государства с палатами парламента должен обеспечивать полномочный представитель Президента РФ в Федеральном Собрании. Чтобы обеспечивать интересы государства при организации и ведении военно-технического сотрудничества и в деятельности государственной компании «Рос вооружение», учреждена должность представителя Президента в названной компании, рабочий аппарат которого действует на правах отдела Администрации Президента.

В целях формирования Администрации Президента РФ, определения правового статуса и правовых основ деятельности Администрации Президента РФ принят Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ».

Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной думы и на прекращение её полномочий, так и на её законодательную деятельность.

Весьма обширны полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства обладает правом законодательной инициативы (ст. 84 Конституции), позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие (включая Конституцию). Вместе с тем, в настоящее время необходима более тесная координация Президентом структур исполнительной власти, чтобы упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование, распыление сил. В частности, в настоящее время ряд законопроектов готовится как в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, так и в Министерстве юстиции, отсутствует чёткое распределение перечня законопроектов, подготавливаемых президентскими и правительственными структурами.

Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т.е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный п. «е» ст. 84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направления внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента парламенту чётко законом не определена.

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции Российской Федерации, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда Российской Федерации. Само же назначение этих судей осуществляется Советом Федерации. Президент в соответствии с пунктом «е» ст. 83 Конституции имеет право назначать судей других федеральных судов, понятие и перечень которых должны быть определенны федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносить предложения об освобождении его от должности.

Права Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации прямо вытекают из его обязанности обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, что имеет принципиальное значение, так как в результате Президент оказывается свободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении согласованного решения.

Наиболее часто для достижения согласованного решения Президентом используются организация переговоров с участием спорящих сторон и образование согласительных комиссий.

В случаях, если применение согласительных процедур не приведет к согласованному решению, Президент в соответствии с Конституцией может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Выбор суда зависит от характера спора и компетенции суда, определяемой законом.

Полномочия президента рф в области судебной власти

Традиционной является классификация полномочий (компетенции) Президента РФ по различным сферам осуществления его деятельности. При этом отдельные ученые-государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп:

в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц;

в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами;

в области внешней политики;

в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране;

в области обеспечения конституционного статуса личности [1] .

В.Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий:

в сфере правового статуса личности;

связанные с федеративным устройством государства;

в отношениях с парламентом;

в отношениях с органами исполнительной власти;

в отношениях с органами судебной власти;

по урегулированию чрезвычайных положений;

в военной сфере;

в области внешней политики [2] .

По мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на шесть групп по следующим сферам:

полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти;

участием в законотворчестве;

функционированием исполнительных органов государственной власти;

обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

внешней политикой и обороной;

иными сферами государственной деятельности [3] .

На наш взгляд, выделение большего количества групп полномочий Президента или совмещение их в более крупные блоки, т.е. выделение меньшего количества групп – не принципиально. Важно, чтобы они охватывали все области жизни общества и все сферы государственного управления, в которых Президент может и должен проявлять свои властные полномочия в целях, обозначенных в присяге. Поэтому мы будем рассматривать полномочия намеренно не определяя число их групп.

Компетенция Президента РФ в отношении исполнительных органов государственной власти .

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации (ч.1 ст.110 Конституции). Состав, полномочия, организация деятельности, обеспечение деятельности и другие вопросы деятельности Правительства регулируются ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» [4] .

Согласно п. «а» ст.83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Читайте так же:  Судебные приставы москва троицк

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ, занимая, тем самым, место его Председателя (п. «б» ст.83). Этим Президент осуществляет непосредственное руководство Правительством.

В ст. 32 ФКЗ «О Правительстве» закреплено положение о том, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них, назначает их руководителей. В Указе Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [5] конкретно определены такие органы: МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МИД РФ, Министерство обороны РФ, МинЮст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.

Президент обладает контрольными (надзорными) полномочиями в отношении органов исполнительной власти. Так, в соответствии с ч.3 ст. 115 Конституции РФ глава государства наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону, федеральным законам и указам Президента РФ посредством издания Президентских указов. Однако, надо отметить, что такого рода указы на практике фактически не встречаются, поскольку важная роль в этой деятельности отведена прокуратуре. Тем не менее, прецеденты имеются: Указ Президента РФ 1995 г. об отмене как противоречащего закону «Об оружии» постановления Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. о праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России [6] . Надзорные полномочия Президента РФ используются в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ч.2 ст.85 Конституции наделяет Президента правом приостановить действия актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент обладает и арбитражными полномочиями в отношении исполнительных органов. Данное полномочие осуществляется Президентом РФ прежде всего путем использования согласительных процедур. Это право закреплено в ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Оно гласит, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Таким образом, как видно из описанного, Президент РФ осуществляет непосредственное воздействие на Правительство и принимает важные решения в сфере исполнительной власти.

Полномочия, связанные с органами законодательной власти .

Согласно п. «а» ст.84 Конституции, Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [7] .

Право Президента на роспуск Думы обуславливается следующими основаниями: трехкратное отклонение Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ч.4 ст.111), выражение Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер.

Кроме этого, Президент наделен правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, издает нормативные правовые акты и обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране.

Полномочия, связанные с судебными органами .

Судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства [8] .

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» [9] . Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов — т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных судов:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В соответствие с Конституцией РФ судьи высших федеральных судебных органов РФ назначаются по представлению Президента.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд РФ. Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [10] .

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов.

Полномочия в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности .

Являясь Верховным главнокомандующим, согласно ст.83 и 87 Конституции, Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Вообще, конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечения ее безопасности весьма обширны. Назовем лишь некоторые, содержащиеся в ст.4 ФЗ «Об обороне» [11] . Президент Российской Федерации: определяет основные направления военной политики РФ; утверждает военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий; исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждает общевойсковые уставы, положения о Боевых знаменах воинских частей, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности, положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формированиях и органах; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан РФ и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; и мн. др.

В соответствии со ст.88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» [12] . Прежде всего в нем определены обстоятельства введения чрезвычайного положения: а) попытка насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессионные, региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится Указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом Федерации в течение 72 часов.

Полномочия в области внешней политики .

Согласно п.«а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Президенту непосредственно подчинено Министерство иностранных дел. Он возглавляет Совет Безопасности, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, Президент имеет непосредственные контакты с главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты и др. Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формирует в ежегодных посланиях о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства [13] .

Пункты «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Наглядно процедура принятия верительной грамоты описывается Г.В.Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом».

Читайте так же:  Приказ министра обороны от 27 сентября

Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом — Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.

Все это в целом способствует разработке стратегии внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в конечном итоге влияют на положение каждого гражданина. Президент непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует.

Согласно п. «м» ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.

Для сравнения приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета» [14] .

К иным полномочиям Президента относятся (ст. 89 Конституции):

— возможность решать вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. В статье 28 ФЗ «О гражданстве РФ» [15] Президент назван полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ. Согласно ст. 29 данного закона, Президент РФ решает вопросы:

а) приема в гражданство РФ в общем порядке;

б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;

в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

— вопросы награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам.

— осуществление помилования. Помилование выражается в полном освобождении осужденного от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.

Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения осужденного к Президенту. Обращение осужденного к Президенту – последний шанс изменить меру наказания за преступление.

— далее, п. «в» ст.84 наделяет Президента правом назначать референдум. Порядок назначение и проведения референдума регулируется ФКЗ «О референдуме РФ» [16] .

— п. «и» ст.83 наделяет Президента правом формировать свою администрацию, которую возглавляет Руководитель администрации. Администрация призвана обеспечить исполнение Президентом его полномочий [17] .

[1] Конституционное право: Энциклопедический словарь/Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 477-479.

[2] Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. С. 321.

[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2003. С. 399.

[4] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 22 декабря 1997 г., — №51 — Ст. 5712.

[5] Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации — 24 мая 2004г. — №21 — Ст. 2023.

[6] // Собрание законодательства Российской Федерации — 20 марта 1995г. — №12 — Ст.1037.

[7] Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 23 декабря 2002 г. — №51 — Ст. 4982

[8] Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. С. 35.

[9] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. — №1 — Ст. 1.

[10] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 25 июля 1994г. №13. — Ст.1447.

[11] Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации — 3 июня 1996 г., — №23 — Ст. 2750.

[12] Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации — 4 июня 2001г. — №23 — Ст. 2277.

[13] Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством О.Е.Кутафина. — ЗАО Библиотечка «Российской газеты», 2003 г.

[14] Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира. С.96.

[15] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 3 июня 2002 г. — №22 — Ст. 2031.

[16] Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 5 июля 2004 г. — №27 — Ст. 2710.

[17] Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. №490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 12 апреля 2004 г. — №15 — Ст. 1395

Полномочия президента рф в области судебной власти

Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с судебной властью

Другим, но не менее важным комплексом президентских полномочий являются полномочия в сфере судебной власти. Прежняя Конституция РСФСР 1978 года предусматривала формирование судейского корпуса исключительно органами законодательной власти. Так, избрание судей Конституционного Суда осуществлялось Съездом народных депутатов РСФСР. Судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, верховных судов и высших арбитражных судов республик в составе РСФСР, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов избирались соответственно Верховным Советом РСФСР, верховными советами республик в составе РСФСР, советами народных депутатов автономной области и автономных округов. Судьи краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, арбитражных и военных судов избирались Верховным Советом РСФСР. Народные судьи районных (городских) судов избирались соответствующими верховными советами республик в составе РСФСР, краевыми, областными, Московским и Санкт-Петербургским городскими советами народных депутатов, советами народных депутатов автономной области и автономных округов. Генеральный прокурор назначался Верховным Советом РСФСР и утверждался Съездом народных депутатов РСФСР. Бондарец Е.Б. Президент Российской Федерации и судебная власть: сферы взаимодействия и влияния // Закон и право. № 10, 2012. С. 33-34.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года в формировании высших судебных органов участвует лишь верхняя палата парламента — Совет Федерации и Президент. К главе государства перешли также значительные полномочия по формированию и иных федеральных судов. Как известно, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Статья 127 выделяет еще и такой вид, как арбитражное судопроизводство.

Согласно пункту «е» статьи 83 Конституции РФ, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора.

При этом надо отметить, что, согласно статье 6 Закона РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 30.07.1992, N 30, ст. 1792., кандидатуры судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда вносятся Президентом с учетом мнения председателей этих судов. Что касается Конституционного Суда, то в соответствии со статьей 9 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447. предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Глава государства имеет также право назначать судей других федеральных судов, перечень которых определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1..

Просматривается зависимость судебной власти от Президента и по материально-технической линии. Главой государства издается значительное количество указов, регулирующих вопросы материально-технического обеспечения судов. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 года «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» (ред. от 25.03.2010) // СЗ РФ, 14.02.2000, N 7, ст. 795., согласно которому социально-бытовое обслуживание судей Конституционного Суда возлагается на Управление делами Президента РФ.

Читайте так же:  Проблемы прокурора в уголовном процессе

В правовой литературе к президентским полномочиям в области судебной власти нередко относят еще и право помилования.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. С данным конституционным правом корреспондирует полномочие Президента Российской Федерации осуществлять помилование (п. «в» ст. 89 Конституции).

Полномочие Президента Российской Федерации по осуществлению помилования имеет особую конституционно-правовую природу. В сущностном плане его можно рассматривать как проявление гуманности верховной власти государства по отношению к гражданам, осужденным за совершение преступлений. Специфика данного полномочия обусловлена также следующими обстоятельствами. Елинский А.В. Помилование и его пределы // Российский следователь. № 24, 2011. С. 18-22.

Во-первых, помилование осуществляется всегда в отношении индивидуально-определенного физического лица (ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.). В этом заключается его отличие от принадлежащего Государственной Думе полномочия по объявлению амнистии (п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции).

Во-вторых, помилование является конституционно-правовым институтом. Его нельзя отождествлять с осуществлением правосудия по уголовным делам, что является исключительной прерогативой судов общей юрисдикции (ч. 1 и 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации). Реализуя данное полномочие, Президент не отменяет вступившие в законную силу приговоры судов по конкретным уголовным делам, не вносит в них изменения. Он не ставит под сомнение судебную квалификацию соответствующих преступных деяний, равно как и выводы о виновности лиц, их совершивших, что принципиально отличает помилование от предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством процедуры реабилитации лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию. Однако, осуществляя сокращение срока назначенного судом наказания или его замену более мягким видом, Президент исходит из предусмотренной уголовным законодательством системы наказаний, предполагающей многообразие их мер, дифференцированных по степени тяжести, а также учитывает их минимальную и максимальную продолжительность Прохоров Л.А., Прохорова M.Л. Помилование как важнейший гуманистический институт демократического государства // Российский следователь. № 15, 2012. С. 2-4.. Но при этом сокращение срока наказания или его замена другим, более мягким видом в порядке помилования не являются «назначением наказания» в том смысле, в каком это понятие используется в уголовном законодательстве. Соответственно предусмотренный Уголовным кодексом (гл. 10) порядок назначения наказаний не распространяется на полномочие Президента Российской Федерации, связанное с осуществлением помилования.

Как свидетельствует судебная практика, правовая природа института помилования не всегда правильно понимается осужденными и их адвокатами.

В 2010 — 2011 гг. в Верховный Суд Российской Федерации обратились ряд граждан, осужденных в середине 1990-х годов к исключительной мере наказания — смертной казни, которым впоследствии это наказание в порядке помилования было заменено Президентом Российской Федерации на пожизненное лишение свободы или лишение свободы сроком на двадцать пять лет. Данные лица оспаривали законность соответствующих указов главы государства о помиловании, ссылаясь на то, что они противоречат нормам ч. 1 ст. 9 Уголовного кодекса, согласно которой преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, а также ч. 1 ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция о защите прав человека и основных свобод Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163., в соответствии с которой «не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления». В обоснование своих требований заявители ссылались на то, что уголовное законодательство, действовавшее на момент совершения ими преступлений, не предусматривало возможность назначения наказания в виде лишения свободы пожизненно или сроком на двадцать пять лет. Президент же, «назначив» им данные наказания, вопреки требованию ч. 1 ст. 54 Конституции, придал соответствующим уголовно-правовым нормам обратную силу.

Верховный Суд Российской Федерации Решение Верховного Суда РФ от 12.11.2012 по делу N АКПИ12-1338., оставляя данные требования без удовлетворения, в ряде своих решений сформулировал правовые позиции о том, что, «будучи институтом конституционного права, помилование входит в сферу исключительной компетенции Президента Российской Федерации и не связано с вопросами привлечения к ответственности и применения наказания, относящимися к ведению судебной власти. Процедура помилования не реализуется уголовно-процессуальным законодательством и осуществляется за пределами правосудия. Акт о помиловании является актом гуманизма и милосердия и не может расцениваться как назначение наказания за совершенное преступление». Таким образом, реализуя свое конституционное полномочие по осуществлению помилования, Президент Российской Федерации руководствуется законодательством, действующим на момент издания соответствующего указа, а не тем, которое применялось в момент совершения преступления осужденным лицом. Еще ранее аналогичная правовая позиция была выражена Конституционным Судом Российской Федерации. В соответствии с ней «помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминированное ему деяние, и постановленные приговором суда по конкретному делу» Определение Конституционного Суда РФ от 11.01.2002 N 61-О // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 4, 2002..

Не являясь формой ревизии вступившего в законную силу приговора суда по уголовному делу, акт Президента Российской Федерации о помиловании оказывает влияние лишь на порядок исполнения соответствующего приговора. Исходя из этого, в частности, замена смертной казни в порядке помилования длительным лишением свободы не является отступлением от требований ч. 2 ст. 22 Конституции, в соответствии с которой лишение свободы в любой форме на срок более 48 часов допустимо лишь по судебному решению. Поэтому лицо, которое помиловано, не утрачивает права в установленных уголовно-процессуальным законом формах добиваться отмены соответствующего обвинительного приговора суда.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции вопросы помилования находятся в исключительном ведении Российской Федерации. До 2002 г. ходатайства о помиловании осужденных поступали в Управление Президента Российской Федерации по вопросам помилования, которое готовило необходимую документацию для решения вопроса по существу. Эти материалы направлялись затем в Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации и с ее рекомендациями поступали на утверждение главе государства. Произошедшая в 2001 г. реформа процедуры рассмотрения ходатайств о помиловании в известной мере придала ей децентрализованный характер, что не вполне соответствует федеральному статусу этого института.

Анализ Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации и практики его применения позволяет указать на ряд проблем.

Во-первых, как уже отмечалось, Конституция гарантирует каждому осужденному право просить о помиловании. При этом в вышеуказанном Положении содержится ряд норм ограничительного характера: устанавливающих, например, те категории осужденных, в отношении которых помилование, «как правило», не допускается: злостные нарушители режима, лица, которые ранее освобождались от отбывания наказания условно-досрочно, вследствие акта об амнистии или помилования и др. (п. 2 Положения), или запрещающих повторное рассмотрение обращения осужденного ранее чем через год после отклонения Президентом его предыдущего ходатайства о помиловании, «за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования» (п. 16 Положения). Признавая обоснованность этих норм, следует отметить, что, хотя формально они сами по себе не препятствуют осужденному «просить» о помиловании, все же, исходя из ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, предпочтительно, чтобы они содержались в федеральном законе, а не в нормативном акте Президента.

Во-вторых, Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, четко регламентируя сроки рассмотрения обращения осужденного администрацией исправительного учреждения, территориальным органом уголовно-исполнительной системы, комиссией по вопросам помилования и высшим должностным лицом субъекта Федерации, не устанавливает срок, в течение которого Президентом должно быть принято решение о помиловании либо об отклонении ходатайства о помиловании. Как неоднократно отмечалось Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, на практике это приводит к тому, что ходатайства осужденных рассматриваются в Администрации Президента иногда годами, в результате чего многие из заявителей условно-досрочно освобождаются из мест лишения свободы, так и не дождавшись решения главы государства по поданному ходатайству. Подобное положение дел нередко объясняют тем, что помилование является исключительной прерогативой Президента, и поэтому только он может решить, к кому и в какие сроки его применить. Не соглашаясь с подобной точкой зрения, следует отметить, что конституционное право осужденного просить о помиловании, несомненно, предполагает и его право на рассмотрение соответствующего ходатайства в разумный срок, который должен быть нормативно установлен.

В заключение следует отметить, что порядок реализации Президентом Российской Федерации полномочия по осуществлению помилования должен получить более детализированное законодательное регулирование. Не является оправданным «включение» соответствующих норм в систему уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Это неизбежно ведет к ошибкам в правоприменительной практике и не способствует пониманию роли помилования как института конституционного права. Требуется разработка и принятие отдельного федерального закона, который регламентировал бы порядок реализации конституционного права осужденного на обращение с ходатайством о помиловании, определял бы компетенцию органов, уполномоченных участвовать в рассмотрении данных вопросов, четко устанавливал бы сроки их процессуальных действий.