Пояснительная записка к играм в доу

30.06.2018 Выкл. Автор admin

1.Пояснительная записка

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида» пгт. Жешарт разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009года).

Образовательная программа ДОУ обеспечивает разносторонне развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей с приоритетным осуществлением развития воспитанников по физкультурно-оздоровительному направлению и коми регионального компонента.

Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для воспитанников дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольного возраста; систему мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Образовательная программа МБДОУ опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

В образовательной программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка с 2 — 7 лет.

Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей — младший дошкольный возраст — от 2-4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст — от 4-5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5-7 лет (старшая и подготовительные группы).

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса.

Установлено соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой ДОУ:

— инвариантная (обязательная) часть – 85 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.О беспечивает результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования , достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования ;

— вариативная (модульная) часть – 15 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Обеспечивает вариативность образования; отражает систему работы по реализации приоритетного физкультурно-оздоровительного направления и регионального компонента .

Результат реализации Образовательной программы ДОУ: готовность ребенка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, заложены основы патриотического и гражданского воспитания, умение заботиться о своем здоровье и понимать важность здорового образа жизни.

1. 1. Характеристика воспитанников ДОУ.

В озрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в образовательном учреждении

В детском саду функционируют 12 групп разной направленности.

ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ГРУПП И КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В НИХ

Группа общеразвивающей направленности

Группа оздоровительной направленности

Группа комбинированной направленности

Группы, изучающие коми язык

Общая численность детей: 266

2 группы раннего возраста — 42 детей, 10 групп дошкольного возраста — 224 детей.

Средняя наполняемость групп составляет 22 ребенка, что соответствует нормативам СанПин.

Посещают логопункт — 33 ребенка.

В детском саду от общего числа детей – 55 % мальчиков и 45 % девочек.

Первое место по количеству простудных заболеваний занимают дети раннего возраста, так как дети, впервые поступили в детский сад и проходят адаптационный период. Второе место занимают вирусные заболевания у детей среднего возраста. Третье место – дети подготовительных групп.

· детей с первой группой здоровья — 29 % ,

· детей со второй группой здоровья — 61 %,

· детей с третьей группой — 10 %.

Средний уровень физического развития детей по ДОУ составляет:

· выше среднего – 94% детей,

· средний – у 4% детей,

· ниже среднего – 2% детей.

Наблюдается увеличение детей из группы риска заболевания туберкулезом:

2008 — 18; 2009-6; 2010-14; 2011 -23, 2012-24

Детей с нарушениями осанки- 8 %, с нарушениями речи- 22 %.

Анализ контингента родителей выявил:

· 84% детей, проживающих в полных семьях,

· 6% детей воспитываются в многодетных семьях,

· 1% детей воспитываются опекунами.

Увеличивается количество семей, мигрирующих из поселка в города (состоятельные семьи); увеличивается численность семей, имеющих одного ребенка, а, следовательно, уменьшается количество многодетных семей; уменьшается количество обеспеченных семей; увеличивается количество неполных семей и семей, имеющих тенденцию к уменьшению благополучности (в таких семьях, как правило, родители воспитывают своих детей, с заниженным учетом гендерных особенностей).

1.1.1Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей

всех возрастных групп:

Особенности развития ребенка – второго года жизни

В данном возрастном периоде темп физического развития детей несколько снижается по сравнению с первым годом жизни. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе 200—250 г, длина его тела увеличивается в месяц примерно на 1 см. К концу второго года рост ребенка колеблется от 83 до 91 см, а вес — от 11 до 13 кг.

Постепенно совершенствуются все системы организма, и особенно нервная система. Повышается ее работоспособность. На втором году ребенок может бодрствовать 4—4,5 часа подряд. Уменьшается суточное количество сна до 12,5 часа. Ребенок спит днем один раз.

В ведущей предметной и других видах деятельности развиваются все сенсорные процессы, наглядно-действенное мышление, память. Идет процесс активного освоения предметных действий. Формируются представления о предметах, интенсивно развивается речь.

Общение становится средством взаимодействия со взрослыми в разных видах деятельности и формирования личностных качеств: элементарной самостоятельности, активности, инициативности, коммуникативной.

Малыш развивается и в условиях разных видов художественной деятельности. Проявляет первые эмоциональные реакции на эстетические особенности предметов окружающего мира.

Особенности развития ребенка третьего года жизни

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. Дети во многом несамостоятельны. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие.

Маленькие дети не могут познать мир, если взрослые не объяснят им смысл того, что они видят, слышат и т. д. Речь ребенка только формируется и он еще не понимает многое из того, что вы говорите. Используйте более простые конструкции и короткие предложения.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций.

К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию сериации – упорядочения по размеру.

На основе восприятия ребенок к трем годам учится осуществлять простейшие классификации, например по цвету, размеру.

Ребенок двух-трех лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона важно соблюдение четкого режима дня.

В этом возрасте у многих детей проявляются возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества.

Третий год жизни — лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

Освоение мира предметов связано у детей с формированием начальной орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и нож, предлагая для начала разделить на части отварную картофелину, сырник, котлету. Он самостоятельно пьет из чашки.

В ходе формирования навыков самообслуживания малыш осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.

В играх с песком ребенок учится копать лопаткой, использовать грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку.

Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом — разумеется, если они видели, как это делает взрослый.

В игре ребенок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы-заместители.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.

Возрастные особенности детей 2 младшей группы

Возрастные особенности детей

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.

Желание ребенка выполнять такую же функцию, как взрослый, приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры.

Главной особенностью игры является ее условность. Дети ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Игры с правилами только начинают формироваться.

Начинают формироваться представления о предмете. Дети уже могут использовать цвет.

Дети способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Восприятие 5-ти и более форм,цветов, дифференцирование предметов по величине, ориентировка в пространстве.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Развиваются память и внимание.

Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребенка во многом ситуативное.

Общение становится внести туативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.

Развитие мелкой моторики через лепку.

Развитие восприятия через аппликацию.

Переход к сенсорным эталонам.

Устанавливают некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Дети скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Начинает развиваться самооценка, половая идентификация.

Познав. исслед., конструктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Подвижные дид. игры

Подвижные игры (с муз. сопровождением)

Возрастные особенности детей средней группы

Возрастные особенности детей

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Для пятилетнего ребенка особую важность приобретает процесс идентификации себя со сверстниками.

Самооценка носит ситуативный, неустойчивый характер.

Начинает развиваться образное мышление.

Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание.

Совершенствуется ориентация в пространстве.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.

Формируются особенности воображения: оригинальность и произвольность.

Речь становится предметом активности детей.

Ведущим становится познавательный мотив.

Возрастной феномен – повышенная обидчивость.

Появляются конкурентность, соревновательность.

Потребность в уважении со стороны взрослого, его похвале.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Подвижные дид. игры

Подвижные игры (с муз. сопровождением)

Возрастные особенности детей старшей группы

Возрастные особенности детей

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Читайте так же:  Работающий пенсионер попал под сокращение что делать

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек – самоделок, простейших механизмов и моделей.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность, может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Восприятие усложняется: дети могут различать не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

Развивается словесно-логическое мышление.

Внимание становится произвольным.

Развивается связная речь, фонематический слух.

Игровая деятельность характеризуется распределением ролей, структурированием игрового пространства.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Подвижные дид. игры

Подвижные игры (с муз. сопровождением)

Возрастные особенности детей подготовительной группы

Возрастные особенности детей

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.

Игровые действия становятся более сложными. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, брови, подбородок.

Дети свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.

Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

У детей продолжает развиваться восприятие. Развивается образное мышление.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным.

У детей продолжает развиваться связная речь.

Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Познав. -исслед., конструктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Подвижные дид. игры

Подвижные игры (с муз. сопровождением)

1.2. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей в МБДОУ «Детский сад №2комбинированного вида» пгт. Жешарт (далее ДОУ) строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.

В основу работы ДОУ заложены цели и задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

Основной целью деятельности ДОУ является предоставление гражданам Российской Федерации гарантированного права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Предметом деятельности ДОУ является услуги в области дошкольного образования (воспитание, обучение, развитие детей); присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста в дневное время.

ДОУ осуществляет в соответствии с заданиями Учредителя деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.

Основными задачами ДОУ являются:

1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.

3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

4.Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.

6. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Приоритетными задачами ДОУ являются:

Осуществление физкультурно-оздоровительного развития детей средствами здоровьесберегающих технологий, игровой, двигательной, деятельности.

1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется Образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации, а так же примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Главная цель в реализации Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения целей по реализации Программы педагогический коллектив ДОУ определяет следующие задачи:

1.обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия каждого ребенка.

2.обеспечить стандарт дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

3. создать условия, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям.

4.создать модель учебно-воспитательного процесса, основанную на традиционных, инновационных методиках и технологиях с максимальным использованием разнообразных видов детской деятельности, их интеграции.

5. обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной активности, чтения в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей, включая взаимодействие с семьей и социумом по реализации Образовательной программы дошкольного учреждения.

Отбор содержания, организационных форм, методов и технологий осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, миссией дошкольного учреждения, его нормативно-правовым статусом.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса отражает принцип влияния индивидуального и дифференцированного подхода на развитие интересов и способностей ребенка, являющимися основой для раскрытия его творческого потенциала через организацию дополнительных образовательных услуг в ДОУ. Вторая часть программы также отражает систему работы педагогического коллектива по реализации: приоритетного направления и регионального компонента.

Результат реализации Образовательной программы детского сада: готовность ребенка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, заложены основы патриотического и гражданского воспитания, умение заботиться о своем здоровье и понимать важность здорового образа жизни.

1.4.Особенности осуществления образовательного процесса.

При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей ( «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Личностное развитие воспитанников рассматривается в ДОУ как ключевое условие повышения качества образования, что позволяет педагогам уменьшить долю репродуктивной деятельности за счет эффективного использования современных образовательных технологий, методов обучения: метода проектов, метода наглядного моделирования и метода экспериментирования.

Содержание психолого-педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Содержание и формы воспитательно-образовательного процесса ДОУ определяются с учетом:

Приоритетного направления деятельности ДОУ – физкультурно-оздоровительного развития детей.

Приоритетное направление деятельности детского сада – физкультурно-оздоровительное развитие детей определяет необходимость использования в воспитательно-образовательной работе с детьми программ:

-«Здоровье», «Ясли — это серьезно», автор Алямовская В.Г.. Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий физкультурно-оздоровительного плана для группы оздоровительной направленности.

«Развивающая педагогика оздоровления», автор Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.. Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий физкультурно-оздоровительного плана для группы комбинированной направленности.

«Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», авторы Филичев Т.Б., Чиркина Г.В.. Содержание данной программы предполагает организацию работы учителя-логопеда в логопункте.

Направлений, заданных реализуемыми программами:

«От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А Васильевой

— Программа развития и воспитания детей Республики Коми «Парма», автор Белых С.С. направлена на реализацию национально – регионального компонента, что позволяет более качественно организовать педагогический процесс по приобщению воспитанников к этнокультуре.

Потребностей родителей в образовательных услугах.

1.5. Принципы и подходы к формированию образовательной программы ДОУ:

Программа ДОУ строится на основании следующих принципов:

Соответствует принципу развивающего образования , целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса

Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции». Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра .

Принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно- нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.

Читайте так же:  825 приказ мвд 2011

Пояснительная записка к интерактивной игре для дошкольников «Татастан — мой край родной» (описание)

Столичный учебный центр
г. Москва

Автор: Валиханова Венера Нуриахметовна, воспитатель I квалификационной категории.

Полное название образовательного учреждения : муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»Дюймовочка» Елабужского муниципального района» Республики Татарстан

Название конкурсного материала : интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Татарстан – мой край родной»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст, 5-7 лет

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цель: обобщение и закрепление ранее усвоенных знаний посредством применения их в игре.

Задачами данной интерактивной игры являются:

• пробуждение у дошкольников интереса к традициям татарского народа, его культуре, обычаям;

• содействие эффективному формированию знаний дошкольников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для детей форме;

• самостоятельный поиск детьми путей и вариантов решения поставленной задачи (в данном случае — выбор одного из предложенных вариантов);

Краткое содержание конкурсного материала : 1 задание. На слайде надо выбрать нужные цвета флага Татарстана. Если нажимать неправильно, то ничего не происходит. Если нажать на нужные цвета, то появляются цветные части флага в том порядке, в каком должны они находиться.

2 и 3 задания аналогичны первому: выбрать картинку с символом, изображенным на гербе Татарстана? и Кто является президентом Татарстана? Если указать на правильный ответ, то появляется подтверждающая итоговая картинка.

4 задание. Из пяти блюд надо найти только блюда татарской национальной кухни.

Желательно спросить у детей, как называются эти блюда. И только затем уже выяснять, относятся ли они к национальной еде татарского народа. При нажатии на чәк-чәк и өчпочмак, они начинают двигаться к столу, а если нажать на пельмени, блины и борщ – они исчезают.

5 задание. Одень куклу в татарскую национальную одежду. Даны картинки с разными видами одежды. Надо найти и правильно назвать только татарскую национальную одежду. Если ответ верен, то при нажатии на картинку с элементом татарского национального костюма, картинки движутся и накладываются на изображение куклы. Если одежда найдена неверно, то картинка крутится на месте.

6 задание. Даны 3 картинки из татарских сказок (спросить, как называются эти сказки): «Шүрәле» и «Водяная» Г.Тукая и татарская народная сказка «Три дочери». Над картинками изображены предметы, имеющие отношение к данным сказкам. Надо правильно указать: какая картинка к какой сказке подходит. Ребёнок проговаривает ответ, потом проверяет себя. При правильном решении, картинки должны встать над своими сказками.

Методические рекомендации по реализации ресурса: Игра помогает думать, делать правильный выбор между предложенными картинками, быть внимательным и аккуратным. Сначала ребенку даётся инструкция к игре, а потом он выполняет задание сам в рабочем режиме. Чтобы выйти на следующий слайд, нужно после того как ребенок ответил, на слайде в правом нижнем углу нажать на кнопку «вперед (стрелка)».

Данная презентация — методическая разработка для использования в совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста, как часть занятия или при индивидуальной работе. Презентация может быть использована родителями для закрепления материала дома в игровой деятельности с детьми. Также можно её использовать при проведении викторин или КВН в детском саду.

Список источников: картинки, использованные в слайдах, взяты из интернет-ресурсов.

Методическая разработка (младшая группа) на тему:
Сборник дидактических игр, направленных на воспитание сенсорной культуры ребенка

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 с. Кухаривка МО Ейский район

Сборник дидактических игр, направленных на воспитание сенсорной культуры ребенка

Составила: воспитатель второй группы раннего возраста МБДОУ ДС КВ №7 с. Кухаривка МО Ейский район

1. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы….3

2.Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины…6

3.Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета………………..9

Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, как в ходе специально организованной деятельности (на занятии), так и в других видах детской деятельности: во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках, в режимных моментах.

Данный сборник основывается на идеях ФГОС дошкольного образования — это «прежде всего развитие многообразия, это мир детства, это технология развития детства.

Адресуется специалистам различной квалификации, занятых в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

С одной стороны, сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Так как игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития, то значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Цель сборника дидактических игр, создание содержательных условий по формированию у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.

Задачи: подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей (различные дидактические игры по сенсорному развитию);

— конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога;

— в течение всего временного промежутка (учебный год) наблюдать за особенностями формирования сенсорного развития у каждого ребенка.

Таким образом, дидактические игры и задания, предлагаемые в данном сборнике можно разделить на типы:

  1. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
  2. Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины;
  3. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо !

Закрепить знания о плоских геометрическими формах – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

  1. Найди окошко для фигурки»

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Вырезанные из картона геометрические фигуры, карточки с прорезями для фигур.

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными контурами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

— Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает окошко для фигурки.

Закреплять умения детей сравнивать объекты по форме.

Наборы плоскостных геометрических фигур разных цветов.

Для занятия понадобятся геометрические фигуры разных цветов. Раскладываем перед детьми по несколько предметов одного цвета, один из которых отличается по форме. Просим найти лишнюю фигуру.

5. «Найди предмет такой же формы»

Цель. Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Материал. Геометрическая фигура круг, тарелка, мяч, пуговица. Ход игры: Дети вместе с воспитателем выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрической формой круга. На столе лежит круг, а рядом кладем предметы круглой формы (тарелка, мяч, пуговица)

  1. «Одинаковые – разные» Цель. Закреплять умение детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать приемы установление тождества и различие объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», « разные», « одинаковые».

Круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету. По пять фигур на каждого ребенка.

В игре участвуют от 3 — 8 детей. Воспитатель показывает детям 5 кругов и 5 квадратов, перемешанных произвольно. И говорит, что у него разные игрушки. Выбрав из фигур один кружок, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание малышей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Воспитатель группирует предметы: показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону, затем показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Вначале взрослый выполняет действия сам, спрашивая у детей, куда положить круг, а куда квадрат. Далее к группировке предметов по форме привлекаются дети. Подозвав малыша к своему столу, воспитатель показывает ему, что с одной стороны лежат одни игрушки(кружочки), а с другой – другие( квадраты). Предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

Закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» — «короткий».

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски. Воспитатель говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров). Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина. Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать их. Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости.

Читайте так же:  Патент для работы в россии 2019

Учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешку, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Вводить понятие слов большой, маленький.

Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Ход игры: Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание на их величине, согласуя слова с жестом: одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предлагает детям показать маленькую матрешку. Далее педагог открывает большую матрешку, прячет в ней маленькую и предлагает кому-либо из детей закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка. Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой.

3.«От маленького к большому»
Цель.

Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов

Ход игры: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Учить детей чередовать предметы по форме.

По восемь деревянных или глиняных бусин круглой формы желтого и красного цвета и разной величины (большие и маленькие)для каждого ребенка. Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания. Концы ниток или шнуров предварительно опускают в растопленный воск или клей для придания им жесткости.

Пришедшая в гости кукла приносит в корзиночке бусины Кукла просит сделать украшение для остальных кукол. Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по цвету и размеру: желтые – большие; красные – маленькие. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале большой желтый шарик, затем маленький красный. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки шарик желтый (большой)и шарик красный (маленький) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты — шарик желтый (большой)и шарик красный (маленький).

«Расставь по порядку»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине (большой — маленький, длинный — короткий), используя в речи соответствующие прилагательные. Закрепить умение различать и называть величину предмета.

Материалы. Резиновые игрушки для инсценировки сказки «Репка»

Воспитатель совместно с детьми вспоминают сказку, рассматривают героев. Воспитатель предлагает детям сравнить героев по высоте. Затем воспитатель расставляет героев в той последовательности, в которой они появляются в сказке, акцентирует внимание детей на то, что каждый новый герой меньше по высоте предыдущего. Затем воспитатель предлагает детям выполнить задание самостоятельно. В конце игры подводиться итог.

Учить детей выполнять действия с предметами, закреплять знания детей о свойствах предметов, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.

Пирамидка на конической основе из 5 цветных колец, равномерно убывающих по размеру.

Воспитатель показывает детям две пирамидки конической формы, состоящие из 5 колец. Фиксирует внимание на том, что кольца разные: большие и маленькие (сопровождает показ словесным уточнением). Снимая кольца, складывает их, перепутывая между собой. Воспитатель предлагает детям собрать пирамидки. Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение кольца, поскольку при конической основе его нижняя часть шире верхней, и если ребенок неправильно собирает пирамидку, то между соседними кольцами образуется пустое пространство.

Дети, сидящие за одним столом, последовательно надевают на пирамидки кольца. Взрослый проверяет, чтобы они не пропускали кольца и, нанизывая их на стержень, не переворачивали нижней стороной вверх. Плотная насадка колец на конусную основу осуществляется при осязательном контроле, и воспитатель должен обращать на это особое внимание.

В индивидуальной работе педагог использует разные приемы: словесное напоминание («не пропускай колечко», «не переворачивай», «надевай правильно»), прямой показ (если ребенок неверно разместил кольцо, воспитатель предлагает совместно с ним положить колечко или надеть его). Кроме того, педагог учит детей осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью выполнения задания: обхватив руку малыша своей рукой, он проводит ею сверху вниз по поверхности пирамидки (у правильно собранной пирамидки она гладкая).

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

Учить детей группировать предметы по цвету, о понятия много — один, большой — маленький. Развивать мелкую моторику.

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат(8-8 ), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера — цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

— А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите, в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

3. «Подбери чашки к блюдцам»

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает)

Какие? ( Ответы детей ).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей ).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

4. «Положи шарик, в свой домик»

Обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Лотки красного, желтого, синего, зеленого цвета, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

Ход игры . Перед ребенком стоят лотки красного и синего цветов. Воспитатель достает из мешочка шарик и спрашивает: «Какого цвета шарик? Где домик такого же цвета? Положи туда шарик». Далее предлагает ребенку проделать то же действие самостоятельно.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.

5. «Елочки, грибочки»

Цель . Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Материал . Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход игры : Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку — элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

6. «Разноцветные шары»

Цель . Учить детей соотносить предметы по цвету.

Материал . Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками -«ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход игры : Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске — «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.

  1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]. М. Просвещение 2007.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2е изд., дораб. – М.: Просвящение, 2006. – 160
  3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка Кн. Для воспитателя дет. Сада – М.:Просвищение, 1988