Овчинников ва таможенное право учебное пособие

07.04.2018 Выкл. Автор admin

Овчинников ва таможенное право учебное пособие

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Шапорева Д.С.

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Давыдова Н.Ю., Черепова И.С.

Год издания: 2018

Издательство: Вузовское образование

Автор: Хачатурян Б.Г., Шишкина Е.Б.

Год издания: 2018

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Захаркина А.В.

Год издания: 2018

Издательство: Вузовское образование

Автор: Нестолий В.Г.

Год издания: 2018

Автор: Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Прудников А.С., Саудаханов М.В., Чертов.

Год издания: 2018

С этой книгой также читают

Издательство: Научная книга

Автор: Егорова Е.Н., Логинова Е.Ю.

Год издания: 2012

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Смагина И.А

Год издания: 2009

Издательство: Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Вузовское образование

Автор: Решетняк Е.П., Алейников А.К., Киселев В.А.

Год издания: 2009

Издательство: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

Автор: Корнилов С.В.

Год издания: 2008

Автор: Белоусов Д.С.

Год издания: 2007

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: sale@iprmedia.ru, adm@iprmedia.ru

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 (8452) 24-77-97, 24-77-96

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Сетевое издание «www.iprbookshop.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 7 декабря 2018 года. 16+

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Таможенное право. Автор: Овчинников С.Н., редактор: в авторской редакции

Таможенное право как отраслевая юридическая учебная дисциплина требует, прежде всего, знания нормативного материала. С этой точки зрения основным источником для изучения таможенного права является Таможенный кодекс РФ. Именно Таможенный кодекс содержит основной массив норм таможенного права, а все прочие нормативные акты в таможенной сфере должны соответствовать таможенному кодексу. Второй по значению источник норм таможенного права – Закон РФ «О таможенном тарифе » . В этом законе дается понятие таможенного тарифа, понятие и виды ставок таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости товара, тарифные льготы. Для лучшего понимания нормативного материала следует воспользоваться комментариями к Таможенному кодексу. Из множества изданных комментариев следует отметить комментарий под редакцией А.Н. Козырина ( Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина . – М.: Проспект, 2004 . – 1056 с.) и комментарий п од редакцией Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной (Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной . – М.: Норма, 2004 . – 896 с.). А.Н. Козырин один из немногих ученых давно и успешно занимающихся исследованием таможенного права, комментарий под его редакцией отличается детальным анализом норм . Г.В. Баландина – начальник Правового управления Федеральной таможенной службы, одна из авторов Таможенного кодекса РФ. Этот комментарий в большей мере нацелен на потребности должностных лиц таможенных органов. Реальное действие норм таможенного права во многом зависит от толкования, придаваемого этим норма судами, отсюда при изучении дисциплины необходимо учитывать судебную практику. Один из новейших сборников судебной практики по таможенному праву – Судебная практика по таможенным спорам: Сб. / Сост. А.М. Гирин . – М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2005 . – 288 с. Учебники по курсу в основном излагают таможенное законодательство и принципиально не различаются.

Следует учитывать, что в связи с постоянными изменениями таможенного законодательства, учебники, как правило, не успевают эти изменения отражать и учитывать. Желательно использовать самые новейшие издания.

1. Таможенное право в системе права.

2. Таможенное законодательство: понятие, структура, соотношение с иными отраслями законодательства.

3. Источники таможенного права.

4. Таможенный кодекс РФ как основной источник таможенного права.

5. Нормативные акты ФТС, их природа и виды.

6. Действие таможенного законодательства во времени. Порядок вступления в силу нормативных актов по таможенному делу.

7. Средства таможенного регулирования.

8. Тарифное регулирование.

9. Запреты и ограничения экономического характера на перемещение товаров.

10. Высшие органы государственной власти РФ и руководство таможенным делом.

11. Система таможенных органов РФ. Основные принципы организации и деятельности таможенных органов.

12. Задачи и функции таможенных органов.

13. Правомочия таможенных органов.

14. Федеральная таможенная служба: правовой статус, функции и структура.

15. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

16. Должностные лица таможенных органов.

17. Субъекты таможенного права. Лица, несущие таможенные обязанности.

18. Таможенный брокер. Специалист по таможенному оформлению.

19. Таможенный перевозчик.

20. Реестры лиц, осуществляющих таможенную деятельность.

21. Таможенная территория и таможенная граница.

22. Понятия товара и перемещения товара.

23. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

24. Товары, запрещенные к ввозу и вывозу в РФ. Ограничения на ввоз и вывоз товаров.

25. Понятие, содержание и виды таможенных режимов.

26. Выпуск для внутреннего потребления.

28. Международный таможенный транзит.

29. Таможенный склад.

30. Режим беспошлинной торговли.

31. Свободная таможенная зона. Свободный склад.

32. Реимпорт и реэкспорт.

33. Режимы переработки товаров.

34. Временный ввоз (вывоз) товаров.

35. Уничтожение товаров. Отказ в пользу государства.

36. Специальные таможенные режимы.

37. Перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей.

38. Понятие и общий порядок таможенного оформления.

39. Прибытие и убытие товаров.

40. Внутренний таможенный транзит.

41. Порядок и условия временного хранения под таможенным контролем.

42. Декларирование товаров.

43. Декларанты, их права и обязанности.

44. Выпуск товаров.

45. Понятие, цели и формы таможенного контроля.

46. Личный досмотр. Основания и порядок проведения личного досмотра.

47. Понятие и виды таможенных платежей.

48. Таможенная стоимость товаров и транспортных средств. Способы определения таможенной стоимости товаров.

49. Понятие, значение и способы определения страны происхождения товара. Сертификат происхождения.

50. Порядок уплаты таможенных платежей. Меры обеспечения уплаты и взыскание таможенных платежей.

51. Понятие и виды таможенных льгот.

52. Тарифные льготы. Освобождение от пошлин.

53. Освобождение от определенных форм таможенного контроля.

54. Таможенные льготы отдельным категориям иностранных лиц.

55. Компетенция, функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля.

56. Контроль таможенных органов за валютными операциями, связанными с перемещением товаров.

57. Порядок перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу.

58. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела.

59. Понятие и значение дознания. Обязанности таможенных органов как органов дознания.

60. Понятие, признаки и состав нарушения таможенных правил.

61. Понятие, цели и система взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил.

62. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за нарушения таможенных правил.

63. Виды нарушений таможенных правил.

64. Производство по делам о нарушении таможенных правил.

65. Протокол по делу о нарушению таможенных правил.

66. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил.

67. Доказательства по делу о нарушении таможенных правил.

68. Обстоятельства, исключающие производство по делу о НТП.

69. Лица, участвующие в производстве по делу о НТП. Их права и обязанности.

70. Обжалование действий и решений таможенных органов и их должностных лиц.

Международное таможенное право в системе международного права

Список литературы

1. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник/Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. — М.: Юрайт, 2011. — С. 464.

2. Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. 2004.

3. Вылегжанин А.Н. Международное право / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — С. 41

4. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

5. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник/Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. — М.: Юрайт, 2011.

Читайте так же:  Приказ мо рф о наградах

6. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. Изд. 2-е. доп. — М.: Изд-во РУДН, 2001. — С. 6, 23

7. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 784 с. — С. 412, 727

8. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. — С. 411

9. Сандровский К.К. Таможенное право в Украине: учебное пособие для студентов юрид. вузов и факультетов. — К.: Вентури., 2000. — 208 с.

10. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2015. — 328 с. — С. 220-221

11. Буваева Н.Э. Международное таможенное право: учебник для магистров / Н.Э. Буваева; под общ. ред. А.В. Зубача. — М.: Юрайт, 2013. — 376 с. — Серия: Магистр.

12. Мицик В.В. Понятие, место и роль современного таможенного права и его составляющих: международного, национального и положительного таможенного права страны // Украинский журнал международного права. — 1994. — № 1. — с. 73-82.

13. Овчинников С.Н. Охранительная функция медународного таможенного права — Сборник научных трудов SWORLD, Дальневосточный федеральный университет, 2014. — № 3 — C.39-42

14. Василенко В.А. Основы теории международного права. — Выща школа, 1988. — 287 с. — с. 217

15. Customs Law of East Asia — Chia-Jui Cheng — 11/16/2010 — Kluwer Law International.

16. Бирюков П.Н. Международное право — Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998, 416 с. — С. 195

17. Международное экономическое право: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. А.Н. Вылегжанина. — М.: КНОРУС, 2012. — 272 с. — С. 46

18. Побежимова Н.И. Международное административное право и его место в системе российского права. — По материалам VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и практика административного права и процесса». — Ростов-на-Дону — Краснодар — Небуг, 2012. — С. 63-64

19. Коренев А.П. Институты административного права («третьи Лазаревские чтения») // Государство и право. — 1999. — № 10. — C. 7-8.

20. Живенко Н.В. Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности: диссертация к. ю.н: 12.00.10 / Живенко Наталья Владимировна; [Место защиты: Всерос. акад. внешней торговли]. — М., 2007. — 169 с.

22. Gediminas Valantiejus. Evolution of Customs Law in Lithuania after the entry to the European Union: ten years of experience; “Social Transformations in Contemporary Society”, 2014 (2).

23. Davide Rovetta, ‘Massimo Fabio, “Customs Law of the European Union’ Fourth Edition, Wolters Kluwer Law & Business” (2014) 9 Global Trade and Customs Journal, Issue 11/12, pp. 521-521.

Дополнительные файлы

Для цитирования: Воронцова Н.А., Климова И.А. Международное таможенное право в системе международного права. Московский журнал международного права. 2016;(1):68-78. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2016-1-68-78

For citation: Vorontsova N.A., Klimova I.A. International Customs Law as a Branch of International Law. Moscow Journal of International Law. 2016;(1):68-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2016-1-68-78

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Бакаева О.Ю. Таможенное право: курс лекций / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. – М.: РАП, Эксмо, 2009. – 272 с;

Вопросы для самостоятельной подготовки.

Темы докладов\рефератов.

1. Порядок рассмотрения в таможенном органе дела о нарушениях таможенных правил. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела о нарушениях таможенных правил.

2. Обжалование, опротестование постановления таможенного органа.

3. Исполнение постановления таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил.

1. Порядок рассмотрения в таможенном органе дела о нарушениях таможенных правил. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела о нарушениях таможенных правил.

2. Обжалование, опротестование постановления таможенного органа.

3. Исполнение постановления таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил.

Литература:

1. Таможенное право:учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям / Д. В. Чермянинов ; отв. ред. Д. Н. Бахрах ; Уральская гос. юридическая акад. – М.: Юрайт, 2011. — 388 с. :

2. Таможенное право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» : учебник для студентов и слушателей высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Таможенное дело» / С. В. Халипов. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. — 396 с.;

3. Таможенное право : учебник / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Московская гос. юридическая акад. — 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. — 359 с.;

1. Таможенное право: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» : / [Н. Д. Эриашвили и др.] ; под ред. И. Ш. Килясханова, И. Б. Кардашовой, С. Н. Бочарова. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010. — 222 с.;

2. Таможенное право: курс лекций / Н. Н. Косаренко. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 223 с.;

4. Таможенное право: учебное пособие / В. А. Овчинников ; «Северо-Западная акад. гос. службы». — Санкт-Петербург : СЗАГС, 2011. — 259 с.;

5. Таможенное дело и образование в период формирования союза России, Белоруссии и Казахстана : сборник научно-практических и реферативных работ по таможенному делу, экономике и праву / Федеральная таможенная служба, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская таможенная акад.», Владивостокский фил. ; [под. общ. ред. В. И. Дьякова]. — Владивосток : Владивостокский фил. Российской таможенной акад., 2010. — 199 с

6. Теоретические основы противодействия таможенным преступлениям: лекция / А. П. Кузнецов, А. Д. Краснов ; Нижегородская правовая акад., Ин-т ФСБ России (г. Н. Новгород). — Нижний Новгород : НПА, 2010. — 77 с.

7. Казюлина, О. В. Международное таможенное право: учебно-методическое пособие / [Казюлина О. В.] ; МВД России ФГОУ ВПО «Саратовский юридический ин-т». — Саратов : Саратовский гос. юридический ин-т МВД России, 2010. — 67 с.

8. Таможенное право: проблемно-тематический комплекс / Международный институт экономики и права. — Москва : Международный ин-т экономики и права, 2010. — 282 с.;

9. Сборник тестов и задач по дисциплине «Таможенное право» : учебное пособие / Е. А. Соломатина ; М-во внутрен. дел Российской Федерации, Московский ун-т. — Москва : МосУ МВД России, 2010. — 39 с.;

10. Таможенное право России : схемы, таблицы, основные термины / С. Ш. Маринова, Я. В. Кудашкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Средне-Волжский (г. Саранск) фил. — Саранск : Тип. «Рузаевский печатник», 2010. — 117 с.

Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти

(Овчинников С. Н.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2011, N 3)

ТАМОЖЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ: ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

——————————— Ovchinnikov S. N. Customs sovereignty: supremacy of state power.

Овчинников Сергей Николаевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Дальневосточного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается вопрос содержания понятия «таможенный суверенитет», анализ его отсутствия в действующем законодательстве. Автор приходит к выводу о том, что на верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права.

Ключевые слова: государство, право, таможенное законодательство, суверенитет, правовые коллизии.

The article considers the issue of the contents of concept «customs sovereignty», analyses the absence thereof in the current legislation. The author makes a conclusion that the complexity of the system of normative-law acts in the sphere of customs affairs, various interpretations of the norms of customs law influence the supremacy of state power.

Key words: state, law, customs legislation, sovereignty, conflict of laws.

В юридической науке и законодательстве категория суверенитета встречается весьма широко и употребляется в разных смыслах. В Конституции РФ, в науке конституционного и государственного права используется понятие «государственный суверенитет», «народный суверенитет» и «национальный суверенитет». Так, в ст. 3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В действующем законодательстве чаще всего встречается выражение «экономический суверенитет». Статья 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относит защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ и российских лиц. Статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г., говорит о суверенитете РФ в области культуры . Можно даже обнаружить выражение «верховный суверенитет государства в сфере земельно-имущественных отношений» . ——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4895.

Читайте так же:  Приказ о проведении аукционов

Кроме того, в научной литературе выделяют также политический, правовой, территориальный, фискальный, налоговый, валютный, уголовно-правовой, продовольственный и другие разновидности суверенитета. В этом же ряду можно поставить и таможенный суверенитет. В традиционном понимании государственный суверенитет представляет собой свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве власти государства внутри страны и независимости ее по отношению к другим государствам. Иные упомянутые суверенитеты, кроме народного и национального, можно рассматривать как стороны или аспекты государственного суверенитета. Иногда отмечается, что суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание . Если предположить, что речь идет об отраслях права, то такая характеристика представляется не совсем удачной. Далеко не во всех исследованиях отраслей системы российского права выделяется и рассматривается соответствующий суверенитет. Например, вряд ли можно встретить выражение «гражданско-правовой суверенитет». Не всегда выделяемые стороны государственного суверенитета соответствуют отраслям права. Суверенитет государства един и неделим, и когда к слову «суверенитет» добавляют различные прилагательные, то подчеркивают ту или иную сферу деятельности государства. ——————————— См., напр.: Остроухов Б. А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3.

В одном из своих Постановлений Конституционный Суд РФ использовал выражение «фискальный суверенитет государства» . По мнению некоторых авторов, это «выражение с формально-юридической точки зрения вряд ли является корректным, поскольку суверенитет государства един и его расщепление на различные суверенитеты (фискальный, таможенный, экономический и т. д.) представляется необоснованным» . Представляется, что недостаточно обоснованной является сама критика. В приведенном и иных подобных выражениях речь идет не о различных суверенитетах, а опять-таки о различных сторонах единого государственного суверенитета. ——————————— Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 197. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Актуальные вопросы налогового права // Налоги и финансовое право. 2006. N 8.

К. Г. Борисов пишет, что «суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства» . С такой позицией вряд ли можно согласиться, потому что создается впечатление о равнозначности государственного и экономического суверенитета как двух аспектах суверенитета государства. Экономический суверенитет государства — это одна из сторон государственного суверенитета. И если уж выделять аспекты суверенитета, то их можно обнаружить гораздо больше. ——————————— Борисов К. Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М., 2001. С. 29 — 30.

Действующее законодательство РФ не содержит прямого упоминания о таможенном суверенитете. В таможенном законодательстве эта категория не встречается. В ст. 10 Таможенного кодекса РФ 1993 г. среди основных функций таможенных органов РФ называлось обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ, являющейся основой экономического суверенитета РФ. Даже в тексте присяги сотрудника таможенного органа говорится об обязанности защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации . Исследования в области таможенного права также редко затрагивают вопрос о таможенном суверенитете, чаще говорят об экономическом суверенитете, иногда экономический и таможенный суверенитет ставят рядом друг с другом . В научной и учебной литературе таможенный суверенитет упоминается обычно в связи с понятиями «таможенная территория» и «таможенная граница» . Но если такое понятие используется, значит, необходимо определить его смысл и содержание. ——————————— Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586. См.: Райкова А. Ю. Международно-правовые аспекты упрощения и гармонизации таможенных процедур (на примере международных таможенных конвенций по Карнетам A. T.A.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16. См., напр.: Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 46; Сандровский К. К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2002. Глава 3. § 1.

Исходя из вышеупомянутого традиционного понимания государственного суверенитета, таможенный суверенитет можно определить как верховенство и независимость государства в регулировании таможенных отношений, т. е. отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном суверенитете государства можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны. Суверенитет с его внутренней стороны представляет собой верховенство государственной власти в регулировании таможенных отношений, в определении таможенно-тарифной политики и средств ее реализации. Таможенное регулирование является монополией государства. Таможенный суверенитет выражается прежде всего в единстве таможенной территории, таможенного законодательства, системы таможенных органов, которые отнесены к федеральным органам исполнительной власти. В. С. Грачев и К. Н. Серов к числу правовых средств обеспечения экономического суверенитета относят конституционное закрепление принципа государственного суверенитета, конституционное закрепление принципов федерализма, регламентацию на конституционном уровне разграничения властных полномочий между субъектами Федерации и федеральным центром, нормативное закрепление принципов соотношения норм международного и национального права и т. д. . Названные средства обеспечения суверенитета носят общий характер и могут быть отнесены к любой стороне государственного суверенитета, а не только к экономическому суверенитету. ——————————— Грачев В. С., Серов К. Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства // История государства и права. 2007. N 8.

Таможенный суверенитет находит свое закрепление в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, относящей таможенное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Это положение Конституции выражает единство таможенного регулирования на территории всей страны. Однако мало закрепить его в Конституции и Таможенном кодексе, необходимо его еще и реально обеспечить. В условиях федеративного государства необходимо добиваться верховенства федерального законодательства. Тем более что история современной России дает нам примеры отступления от этого принципа как со стороны федеральной власти, так и со стороны субъектов Федерации. Уже после принятия действующей Конституции РФ были подписаны Соглашения между Правительством РФ и правительствами некоторых республик в составе Федерации (Башкортостан, Саха (Якутия), Удмуртская Республика), администрациями Краснодарского края, Ростовской области об урегулировании отношений в области таможенного дела, о разграничении полномочий в области таможенного дела и т. п. . Конституция РФ не предусматривает совместного ведения и правового регулирования таможенного дела субъектами РФ или с их участием. Подобного рода соглашения нарушают закрепленный в ст. 5 Конституции РФ принцип равноправия субъектов РФ. ——————————— См. подробнее: Новиков А. Б., Новикова Э. В. Правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере внешнеэкономической деятельности // Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб-к статей / Под ред. А. Б. Новикова. СПб., 2006. С. 43 — 48.

Можно отметить попытки со стороны субъектов Федерации обжаловать законные полномочия федеральной власти в таможенной сфере. Так, Народное Собрание Парламента Чеченской Республики обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором оспаривается конституционность положений Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 1223 «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района». Этим Постановлением Государственному таможенному комитету РФ предписано временно прекратить таможенное оформление прибывающих из-за границы товаров и грузов, следующих в Чеченскую Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и действующих на территории Российской Федерации от имени и (или) в интересах Чеченской Республики. Конституционный Суд РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению, поскольку в данном случае неопределенность отсутствует. Правительство РФ действовало в рамках своих законных полномочий . ——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 22-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 3.

Некоторые субъекты Федерации стремятся самостоятельно регулировать таможенную деятельность. Например, в 1998 г. Дума Приморского края приняла ныне уже отмененный Закон «О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае» . В названном Законе устанавливается перечень документов, которыми должны сопровождаться лом и отходы металлов, перемещаемые для таможенного оформления экспортной поставки потребителям. На Дальневосточное таможенное управление возлагается обязанность контролировать перемещение лома и отходов металлов и сплавов лишь при наличии документов, соответствующих указанному перечню. Экспортеры лома и отходов металлов и сплавов при отсутствии предписанных документов могут нести административную ответственность, причем право составления протоколов об этих административных правонарушениях предоставлено также таможенным органам. Нетрудно заметить, что рассматриваемый Закон Приморского края мало согласуется с Конституцией РФ и таможенным законодательством. ——————————— Закон Приморского края от 10 июля 1998 г. N 13-КЗ // Ведомости Думы Приморского края. 1998. N 10. Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края от 11 февраля 2002 г. N 194-КЗ // Ведомости Законодательного собрания Приморского края. 2002. N 107.

Читайте так же:  Пособие медикам по сокращению

Более того, свою лепту в таможенное регулирование вносят и муниципальные образования. Так, глава местного самоуправления г. Находка Приморского края 17 мая 1996 г. принял Постановление N 757 «О таможенном оформлении судов с автомашинами на борту в г. Находка» . В этом Постановлении дается указание начальнику таможни организовать таможенное оформление автомашин с судов в определенных местах, предусмотреть особый режим таможенного оформления и т. п. ——————————— СПС «КонсультантПлюс».

Приведенные примеры показывают, что таможенный суверенитет государства нуждается в постоянной поддержке. На верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет также сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права. В настоящей статье затронут лишь внутренний аспект таможенного суверенитета. Международно-правовой аспект таможенного суверенитета требует отдельного исследования.

Овчинников ва таможенное право учебное пособие

В последние два десятилетия слово «коррупция» вертится на языках почти у всех. Все что-то о ней слышали, что-то знают. Все говорят о ней, но некоторые даже и не видели её! Однако проблема состоит в том, что далеко не каждый человек может объяснить, что такое коррупция, немногие люди разбираются в самой сути этого термина. Что же, попробуем разобраться в этом явлении. Слово «коррупция», произошедшее от латинского «corrumpere», в переводе означает «растлевать». Этот термин обозначает использование неким должностным лицом своих политических или иных властных полномочий в целях своей личной выгоды, при этом нужно отметить, что подобные действия противоречат законодательству и моральным правилам любой страны мира. Существует мировой рейтинг антикоррупционной борьбы. Чем выше индекс в рейтинге, тем меньше взяточничества присутствует в этой стране. За шесть лет, в период с 2004 по 2010 год, Россия понизила свой индекс с 2,8, что равнялось 90-ому месту, до 2,1, а это уже 154-е место из 178. Коррупция, разрушающая государственную систему и затрагивающая все институты, характерна для стран третьего мира, у которых экономика развита не лучшим образом. Лидерами антикоррупционного списка являются Новая Зеландия и Сингапур с индексами 9,3 и Швеция с Финляндией с индексами 9,2. В этих странах никто из жителей не знает, что такое коррупция, в отличииот граждан РФ. Целью данной работы является изучение особенностей нормативного регулирования противодействию коррупции государства-членов таможенного союза.

Коррупция — извлечение личной выгоды от применения должностным лицом вверенных ему прав и властных полномочий посредством использования своих связей, возможностей, статуса и авторитета. Подобные действия противоречат законодательству. Другими словами – это получение взятки должностным лицом. Противодействие коррупции совмещает в себе борьбу с ней. Создан специальный орган. Борьба с коррупцией включает ряд методов, успешно применяемых в некоторых странах, например, КНР, Сингапуре, Швеции и т. д. Способы борьбы с коррупцией Борьба с коррупцией в России — очень сложное предприятие. Склонностью к этому преступлению пронизаны практически все сферы жизнедеятельности. Если ликвидировать коррумпированные органы власти, то это создаст иные проблемы. Поэтому с рассматриваемой проблемой необходимо бороться. Важно правильно применять способы ее ликвидации. Методы борьбы с коррупцией включают в себя несколько подходов. 1. Принятие законов, ужесточающих наказание. 2. Увеличение доходов должностных лиц. 3. Создание конкуренции (что уменьшит потенциальную прибыль от данного преступления). Механизмы борьбы Борьба с коррупцией подразделяется на внутренние и внешние механизмы надзора. Рассмотрим их. Внутренние механизмы действуют посредством стимулирования четкого разграничения исполняемых обязанностей. Осуществляется надзор уполномоченных органов за должностными лицами, которые работают автономно. Внешний механизм действует независимо от исполнительных органов власти. Например, такими контролирующими средствами могут выступать судебная система, средства массовой информации, свобода слова. Профилактические меры по борьбе с коррупцией Закон о борьбе с коррупцией включает несколько профилактических мер, созданных для обеспечения предотвращения данного преступления в стране. К таким методам воздействия относятся. 1. Формирование отрицательного отношения в обществе по направлению к коррупционному поведению. 2. Контроль, отвечающий за соблюдение Российского законодательства общественными и парламентскими институтами. 3. Поквартальный анализ правоприменительной практики с целью выявления нарушений, принятия необходимых мер, предупреждающих или устраняющих коррупционные нарушения. 4. Установление ответственности в качестве увольнения с занимаемой должности, освобождение от замещаемого поста или применение иных мер юридической ответственности. Наказание предусмотрено за непредоставление или, наоборот, дачу заведомо ложных сведений о доходах, имуществе, расходах и обязательствах со стороны должностного лица, его супруги (супруга) и детей, не достигших совершеннолетия. 5. Проверка сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на определенный пост или замещение должности государственного или муниципального служащего. 6. Внедрение в кадровую работу государственных и муниципальных структур практики эффективного и безупречного исполнения чиновником своих должностных обязанностей. ?

1. Вагин В. Д. Таможенное право : учебное пособие / В. Д. Вагин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская таможенная акад.». Москва: Изд-во Российской таможенной акад., 2009 – 320 с. 2. Дроздова С. А. Таможенное право [Текст] : сборник программно-методических материалов для студентов всех форм обучения по специальности 030501.65 — «Юриспруденция» / Сибирская акад. гос. службы (СибАГС) ; сост. С. А. Дроздова. Новосибирск: Сибирская акад. гос. службы, 2010 – 420 с. 3. Дьяков В. И. Таможенное дело и образование : к 15-летию Владивостокского филиала Российской таможенной академии : сборник научных трудов / Федеральная таможенная служба, Гос. образовательное учреждение высш. профессионального образования «Российская таможенная акад.», Владивостокс. Владивосток: Владивостокский фил. Российской таможенной акад., 2010 – 390 с. 4. Завражных М. Л. Таможенное право России : учебное пособие / М. Л. Завражных. Москва: Омега-Л, 2010 – 280 с. 5. Завражных М. Л. Таможенное право России [Текст] : учебное пособие / М. Л. Завражных. Москва: Омега-Л, 2013 – 360 с. 6. Козырин А. Н. Таможенное право России : практикум / [Козырин А. Н. и др.]; под ред. А. Н. Козырина. Москва: НОРМА, 2011 – 500 с. 7. Коник Н. В. Таможенное дело [Текст] : учебное пособие / Н. В. Коник, Е. В. Невешкина. Москва: Омега-Л, 2011 – 420 с. 8. Маринова С. Ш. Таможенное право России [Текст] : схемы, таблицы, основные термины / С. Ш. Маринова, Я. В. Кудашкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Средне-Волжский (г. Саранск) фил. Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2014 – 480 с. 9. Овчинников В. А. Таможенное право [Текст] : учебное пособие / В. А. Овчинников ; «Северо-Западная акад. гос. службы». Санкт-Петербург: СЗАГС, 2011 – 420 с.