Оформить портфолио педагога

22.06.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Подготовка портфолио учителя для аттестации на высшую и первую категорию

Портфолио педагога для аттестации содержит образцы подтверждающих документов к экспертному заключению. Документы в представленном портфолио организованы в виде таблицы и сгруппированы в соответствии с разделами экспертного заключения. Для каждого пункта приведено описание приложений; в каждом разделе размещены образцы документов (например, образцы справок, наград и т.п.)

Портфолио педагогического работника — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Цели и задачи портфолио педагога для аттестации

Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

— повышения или подтверждения квалификационной категории педагога,

— своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

В связи с новыми правилами аттестации педагогам необходимо изучить требования, предъявляемые к высшей и первой квалификационной категории, понять порядок и процедуру аттестации.

Оформление портфолио учителя для аттестации

Портфолио к аттестации учитель оформляет в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.

Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна соответствовать экспертному заключению.

Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).

Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения.

Портфолио учителя

В этой статье я расскажу о том как составить полноценное портфолио учителя и сделать сайт учителя. Вы узнаете какова структура портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.

Для начала предлагаю определиться, какого же рода слово «портфолио» — мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не зафиксирована, и даже программа Word подчёркивает это слово красным, как написанное с ошибкой. Отмечу, что слово «портфолио» не склоняется, а употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Для своей статьи я выбрала последний вариант.

В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё.

Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Электронное портфолио педагога — это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Моя статья Вам полезна? Расскажите о ней своим друзьям и коллегам.

Цель создания портфолио учителя

У учителя должно быть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Виды портфолио учителя

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:

  • Портфолио достижений — в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.
  • Портфолио презентационный — необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
  • Портфолио тематический — в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
  • Портфолио комплексный — объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Структура портфолио учителя. Вариант №1.

1. Общие сведения об учителе

Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является «слишком» красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе — постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

Помните! Ваше ФИО — это ваш логотип!

Нужно его указывать или нет — вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста — указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио.

Я предлагаю другой вариант — разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой, тем боле если, к примеру, директор или завуч школы — мужчина ))

В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

Читайте так же:  Требования современного общества к содержанию образования

Трудовой и педагогический стаж работы.

Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров — это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

Награды, грамоты, благодарственные письма.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах «Образование» и «Повышение квалификации» превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов. Например, вот так можно оформить этот раздел в электронном портфолио.

2 . Результаты педагогической деятельности

В этом разделе должны быть собраны:
материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
сведения о наличии медалистов;
сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

3. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
участие в методических и предметных неделях;
организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
проведение научных исследований;
разработка авторских программ;
написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

4. Внеурочная деятельность по предмету

Раздел должен содержать документы:
список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
программы работы кружков и факультативов
другие документы.

5. Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
аудио- и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
измерители качества обученности учащихся;
другие документы по желанию учителя.

Вам нравится мой сайт? Расскажите о нём своим друзьям и коллегам.

Как составить портфолио для аттестации

Одной из целей проведения аттестации педагогического работника является присвоение по его желанию первой квалификационной категории. Для успешного прохождения необходимо предоставление содержательной информации. Рассмотрим в статье портфолио для аттестации на первую категорию, сведения, которые необходимо в него включить, а также адресата и сроки предоставления.

Какие сведения должны быть в портфолио

Первая квалификационная категория устанавливается в соответствии с достигнутыми результатами:

  • по итогам мониторинга освоения учениками учебных программ;
  • по итогам выявления у учеников развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • по личному вкладу в повышение качества образования, оптимизации методов обучения и воспитания, транслированию опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активному участию в работе методических объединений педагогических работников организации.

Результаты деятельности по указанным направлениям собираются в индивидуальной папке, в которой собрана информация по личным профдостижениям, результатам обучения, воспитания и развития учащихся, вкладу педагога в развитие системы образования за определенный период времени, а также участию в общественной жизни учреждения.

Информация о правилах оформления и предоставления данных различными категориями работников разрабатывается научно-методическими центрами, в том числе НИМЦ Уфа (аттестация, портфолио, правила проведения и оформления последнего предоставлена указанным центром).

Портфолио заполняется педагогом самостоятельно в соответствии с логикой отражения результатов его профессиональной деятельности на основе критериев, утвержденных положением в организации, и содержит самооценку его труда.

Оформление происходит в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях или в электронном виде. Портфолио воспитателя детского сада для аттестации, как и портфолио библиотекаря для аттестации составляются по аналогичной структуре.

Структура портфолио

  1. Общие сведения о преподавателе (включают анкетные данные, документы об образовании, повышении квалификации, наличии ученой степени, звания, награды, дипломы различных конкурсов). Этот раздел позволяет квалифицировать уровень индивидуального развития педагога.
  2. Результаты педагогической деятельности (информация по освоению учениками учебных программ, сравнительный анализ работы педагога за три года, социализация воспитанников).
  3. Научно-методическая работа (обоснование выбора учителем конкретной программы обучения, использование в работе современных образовательных и ИКТ-технологий, работа в методобъединениях, советах, материалы по участию в педагогических конкурсах, предметных неделях, семинарах).
  4. Внеурочная деятельность по предмету (рефераты, проекты, выполненные учениками по предмету, список победителей олимпиад, конкурсов, сценарии и отчеты по внеклассным мероприятиям, программы кружков, факультативов).
  5. Выполнение функций классного руководителя (работа с учениками и родителями).
  6. Учебная и материальная база (наличие справочной литературы, наглядных пособий, технических средств по предмету, аудио- и видеопособия).
  7. Отзывы о педагогической деятельности, ее результатах (отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников, информация по мониторингу качества образования по предмету, статьи о педагоге, грамоты и т. п.).
  8. Общественная работа (участие в профсоюзе, комиссиях).

Образец портфолио

Если говорить о портфолио для библиотекаря для аттестации, образец его немного отличается от педагогического. Если разделы, содержащие общие сведения, результаты деятельности, отзывы о ней, информацию об общественной деятельности аналогичны, то такая специфическая информация, как классное руководство, учебная база, внеурочная работа в данном случае неприменимы.

Сроки предоставления

Педагогические работники проходят аттестацию по установлению квалификационной категории по их желанию. Вне зависимости от продолжительности работы в учреждении, даже в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, работник может подать заявление.

После его рассмотрения в течение не более 30 календарных дней утверждается график проведения, состав аттестационной комиссии.

Далее аттестационная комиссия получает экспертное заключение на аттестуемого, базирующееся, в том числе, на его документах. Продолжительность аттестации для каждого сотрудника от начала ее проведения и до принятия решения — не более 60 календарных дней

По результатам аттестации сроком на 5 лет устанавливается первая категория.

Куда предоставлять

Работник подает заявление в аттестационную комиссию. Туда же предоставляется и информация о деятельности на бумажном носителе.

В настоящее время популярным становится электронная информация о работнике. Существуют различные электронные площадки для ее размещения

Обязательно ли портфолио по закону

Типовая форма и структура формирования действующим законодательством не установлена, однако информация, содержащаяся в нем, имеет практическое значение для успешной аттестации.

Портфолио педагога

Профессиональное развитие педагога дошколь ­ ного учреждения — длительный процесс , целью кото ­ рого является формирование » мастера своего дела «. Современному воспитателю необходимо быть ком ­ петентным , творчески активным , конкурентоспособ ­ ным , уметь представлять себя в условиях дошколь ­ ного учреждения . Поможет в этом подборка матери ­ алов , характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессиональ ­ ного роста , т . е . портфолио .

Читайте так же:  Как оформить цветочники

Портфолио педагога — способ фиксирования , на ­ копления , оценки и самооценки индивидуальных до ­ стижений специалиста за определенный период вре ­ мени . Этот метод позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности , с тем чтобы сделать определенные выводы о дальней ­ шем продвижении в профессии .

Конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам , приложенным усилиям , материализованным продуктам воспитательно ­- образовательной деятель ­ ности педагога . Педагоги ­ ческая философия порт ­ фолио предполагает :

Основные цели созда ­ ния папки достижений — оценивание работы педа ­ гога по теме самообразо ­ вания , отслеживание твор ­ ческого и профессиональ ­ ного роста , формирование навыков рефлексии ( само ­ оценки ).

Портфолио позволяет учитывать все достиже ­ ния , фиксировать проме ­ жуточные и конечные ре ­ зультаты в разных видах деятельности : образова ­ тельной , творческой , соци ­ альной , коммуникативной .

Оно также помогает ре ­ шать важные задачи :

Благодаря этим особенностям портфолио — пер ­ спективная форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного педагога . Оно может стать эффективным инструментом , контро ­ лирующим самооценочную деятельность в межаттестационный период .

Регулярное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанали ­ зировать работу , будет хо ­ рошим ориентиром при состав ­ лении аргументированного атте ­ стационного заявления , помо ­ жет эксперту зафиксировать ди ­ намику профессионального раз ­ вития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о его профессиональной деятельности . Портфо ­ лио педагога может слу ­ жить также основанием для участия в различных конкурсах , распределе ­ ния стимулирующей части оплаты труда при перехо ­ де на новую систему .

Существует множество вариантов систематиза ­ ции материалов в папке достижений . Так , начинается портфолио с » Визитной карточ ­ ки педагога «. Помимо личной информации воспи ­ татель указывает педагогический стаж , стаж рабо ­ ты в данном дошкольном учреждении , категорию , а также сопровождает информацию личной фотографией .

Практическая значимость портфолио для педагога

представить реальные результаты своего труда ;

определить свои резервы ;

сохранить стимул к непрерывному самосовершенствованию .

В разделе « Документы « в специальную таблицу за ­ носятся данные об образовании , окончании курсов повышения квалификации , прохождении аттестации .

В таблицах раздела « Методическая деятельность педагога « фиксируется деятельность , направленная на изучение вопросов воспитания , обучения , развития детей дошкольного возраста , ознакомление с пере ­ довым педагогическим опытом , представление опы ­ та работы и обобщение его в различных формах . Так ­ же отмечается участие педагога в профессиональных конкурсах , инновационной деятельности , наличие пу ­ бликаций .

Разнообразные материалы по работе с родителя ­ ми и детьми размещаются в разделе « Творческие ра ­ боты педагога «. Он является своеобразным информа ­ ционным банком , который содержит конспекты заня ­ тий , сценарии праздничных мероприятий , консульта ­ ции с родителями , анкеты , фотографии детских работ и др . Создание такого » банка » во многом способству ­ ет повышению интеллектуального потенциала , а так ­ же стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности .

Раздел « Достижения воспитанников « должен отразить не только количественные показатели успешности де ­ тей , но и деятельность педагога по повышению этих показателей . Профессиональная компетентность пе ­ дагога дошкольного учреждения во многом зависит от его аналитических умений , т . е . способностей на ­ блюдать , диагностировать уровень развития , воспи ­ тания и степени обученности каждого ребенка , анали ­ зировать конкретные педагогические ситуации , оце ­ нивать их и учитывать при организации педагогиче ­ ского воздействия .

Умение создать комфортную , благоприятную окру ­ жающую развивающую среду для ребенка оценивает ­ ся в разделе « Предметно-

« Отзывы о педагоге « — один из объективных пока ­ зателей деятельности работников ДОУ . Здесь могут быть представлены отзывы администрации и коллег ( характеристика , карта анализа деятельности , итоги контроля ), благодарности родителей .

Раздел « Общественная деятельность педагога « по ­ могает раскрыться с разных сторон , проявить инте ­ ресы , увлечения , творческие способности . В данном разделе отмечается участие педагога в мероприяти ­ ях , руководство методическими объединениями и др .

Подводя итоги , можно сказать , что портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать резуль ­ таты практической деятельности , которые он счита ­ ет наиболее значимыми для оценки своей професси ­ ональной компетенции , а также прогресс по сравне ­ нию с предыдущими результатами .

Приложение 1 Положение о портфолио педагогических работников ДОУ

Настоящее положение регулирует требования к портфолио педагогических работников дошкольного образовательного учреждения ( далее — ДОУ ) как способу фиксации и предъявления различных материалов , документов и иных свидетельств достижений в педагогической деятельности работника .

Положение разработано в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 » Об образовании «, Типо ­ вым положением о ДОУ .

Портфолио — это папка документов , в которой накапливаются материалы , свидетельствующие об ин ­ дивидуальных достижениях педагогических работников в межаттестационный , годовой , полугодовой пери ­ оды деятельности .

Портфолио — это многофункциональный инструмент как внешней оценки , так и самооценки ин ­ дивидуальных достижений педагогических работников , позволяющий фиксировать , оценивать , обосно ­ ванно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уров ­ ня профессиональной компетентности .

основание для аттестации педагогических работников ДОУ ;

участия в различных конкурсах ;

государственной аккредитации образовательного учреждения ;

назначения стимулирующих выплат педагогическим работникам при введении новой системы оплаты труда .

демонстрационная — презентация достижений профессиональной культуры педагогических работников ;

оценочно стимулирующая — выявление результативности деятельности и уровня професси ­ ональной компетентности ;

рефлексивная — мониторинг личностного развития педагогических работников .

Срок данного положения неограничен ( действует до принятия нового ).

Структура и содержание разделов портфолио

» Визитная карточка педагога «;

» Методическая деятельность педагога «;

» Творческие работы педагога «;

» Предметно — пространственная среда «;

» Отзывы о педагоге «;

» Общественная деятельность педагога «.

Портфолио педагогических работников оформляется в виде папки — накопителя с файлами . Каждый ма ­ териал , включенный в портфолио , датируется .

К портфолио можно прилагать материал в электронном виде ( мультимедийные презентации , фото и видеозаписи и др .).

При оформлении портфолио педагогических работников ДОУ необходимо соблюдать следующие тре ­ бования :

систематичность и регулярность самомониторинга ;

аналитичность , нацеленность педагога на повышение уровня профессионализма и достижение более вы ­ соких результатов ;

аккуратность и эстетичность оформления .

Художественное оформление портфолио не оценивается .

Использование материалов портфолио

4.1. Материалы портфолио могут рассматриваться на заседаниях экспертных групп по аттестации педагоги ­ ческих работников , аттестации и лицензированию образовательных учреждений ; конкурсных комиссий для принятия управленческих решений :

о соответствии заявленной квалификационной категории ;

предоставлении государственной аккредитации образовательному учреждению ;

начислении педагогу стимулирующей части заработной платы .

Данные портфолио используются при формировании баз данных дошкольного , муниципального , реги ­ онального уровней для проведения мониторинговых исследований в рамках построения региональной си ­ стемы оценки качества образования .

Фамилия , имя , отчество педагога

Образование ( учебное заведение , год окончания , специальность , квалификация )

Как оформить портфолио учителя на категорию?

Постоянно повышающиеся требования к качеству современного образования диктуют новые формы мониторинга и оценки профессионализма педагогов. Чтобы достойно продемонстрировать свой уровень мастерства, умение решать задачи педагогической деятельности, достижения своих учеников, учитель создает портфолио – папку документов, своеобразное «досье успехов». Портфолио учителя помогает в анализе, систематизации и обобщении результатов работы, в объективной оценке своих возможностей и в планировании дальнейших действий.

В последнее время демонстрация портфолио учителя стала одной из наиболее распространенных форм оценки работы педагога во время проведения аттестационной экспертизы.

Портфолио учителя бывают разных видов

Наиболее оптимальным сейчас является электронное портфолио учителя. Причем это не должен быть просто набор документов на компьютере. В настоящее время это уже не актуально. Современное электронное портфолио учителя представляет собой сайт (ведь в настоящее время создать собственный сайт бесплатно и собственными силами вполне реально), который смогут увидеть, оценить, прокомментировать множество людей. Сайт-портфолио позволит вам обменяться с коллегами педагогическими идеями, найти единомышленников. Кроме этого, учитель должен иметь бумажный вариант электронного портфолио – папку с документами, справками, ксерокопиями. Иногда бывает полезным портфолио в виде презентации, например, при поступлении на работу.

Читайте так же:  Федеральный закон о военном положении с изменениями

Портфолио учителя на категорию

Чтобы получить первую педагогическую категорию, или тем более высшую, современный учитель обязан быть не только профессионалом своего дела и подтвердить свой профессионализм учебными результатами, но и грамотно зафиксировать все это в портфолио учителя.

Портфолио учителя для аттестации, конечно, должно быть оформлено достаточно строго и иметь четкую структуру, но вряд ли на аттестационную комиссию произведет сильное впечатление серая папка с сухими отчетами по итоговой и промежуточной аттестации учеников.

Портфолио учителя на высшую категорию или портфолио учителя на 1 категорию должно отражать достижения учителя за межаттестационный период, его рост, стремление развиваться на профессиональном поприще.

Портфолио учителя на 1 категорию

Нет смыслы искать единый образец портфолио учителя на первую категорию – его просто не существует. Но практически в каждой современной школе в настоящее время имеется такой документ, как Положение о портфолио учителя. Именно на те критерии портфолио учителя, которые в нем прописаны и следует ориентироваться в первую очередь. То есть этот документ должен являться главным руководством к составлению и структуре портфолио.

Но структурируя материалы, согласно Положению, старайтесь все же придать своему портфолио индивидуальность. Все-таки это не рядовое портфолио учителя по ФГОС, оформить которое вас обязали приказом директора школы. Это портфолио учителя на 1 категорию.

Портфолио учителя на высшую категорию

Значимых отличий между портфолио учителя на высшую категорий и на 1 категорию нет. Оформляются они аналогичным образом. Просто учителю, претендующему на высшую категорию необходимо иметь более высокие педагогические результаты (подтвержденные официальными документами и заверенные директором школы).

Готовое портфолио учителя для аттестации оценивается экспертной комиссией по определенным критериям в баллах. Каждый регион вправе разработать свои требования и критерии оценки портфолио учителя. О шкале оценок аттестуемые педагоги уведомляются заблаговременно.

Скачать портфолио учителя бесплатно вы можете с нашего сайта, пройдя по ссылке.

Рассмотрим содержание портфолио учителя и его основные разделы

1. Общие сведения об учителе.

В этом разделе обозначьте свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, поместите фотографию. Максимально подробно расскажите об образовании. Если вы имеете несколько дипломов, то перечислите их все. Укажите специальность по диплому, стаж работы, причем, перечислите все учебные заведения, где вам приходилось работать. Опишите все курсы, семинары, в которых вы принимали участие или были организатором. Сюда же приложите копии различных наград, грамот, благодарностей.

2. Результаты педагогической деятельности.

В данном разделе помещаются материалы, показывающие динамику результатов деятельности учителя:

  • результаты освоения учащимися образовательных программ, схемы, графики, диагностические таблицы;
  • сравнительный анализ итогов деятельности учителя за последние 3-5 лет, основанный на результатах контрольных срезов, а также участия учеников в конкурсах, олимпиадах;
  • результаты аттестации учащихся (итоговой и промежуточной);
  • сведения о медалистах, о поступлении в вузы.
3. Научно-методическая деятельность.

В этом разделе обоснуйте выбор образовательных программ, технологий и средств диагностики, используемых в вашей работе. Здесь же расскажите о своей методической работе, участии в профессиональных и творческих конкурсах, семинарах, о разработке авторских программ. Если у вас есть печатные работы (статьи, доклады, рефераты), то сведения о них тоже приложите.

4. Внеурочная деятельность по предмету.

Этот раздел портфолио учителя включает в себя списки творческих и исследовательских работ учащихся, победителей конкурсов и олимпиад. Здесь же следует поместить программы кружков и факультативов, сценарии, видеозаписи и фотографии проведенных мероприятий.

5. Учебно-материальная база.

Это перечень всего, что есть у вас в кабинете: компьютер и компьютерные средства обучения (мультимедийные учебники, программы проверки знаний и т.д.), технические средства, учебная и справочная литература, дидактические материалы, наглядные пособия, аудио- и видеопособия, измерители обученности учащихся. Перечислите все, что помогает вам в учебном процессе.

Создание портфолио учителя, несомненно, требует много времени и сил, но это необходимо для каждого учителя, так как является свидетельством его профессионализма.

Автор статьи: Доброхотова Алла Витальевна

Как оформить портфолио учителя начальных классов? Качественное оформление портфолио учителя начальных классов.

Портфолио учителя начальных классов представляет собой индивидуальный творческий доклад, в котором необходимо грамотно показать свое педагогическое мастерство: интересные результаты работы не только образовательной, но и воспитательной, достижения в использовании современных методик при работе с детьми и пр.

Пояснительная записка

Можно написать пояснительную записку к портфолио учителя начальных классов, где будет указано, для чего оно создано, что в себе содержит и чем может быть полезно коллегам.

Информационная часть

В информационной части портфолио учителя после указания фамилии, имени и отчества, пишутся данные об образовании (учебное заведение, которое окончил педагог, по какой специальности и в каком году), педагогический стаж как общий, так и стаж работы учителем в данной школе, наличие научной степени (с указанием темы работы) и собственных методических разработок. Эти данные должны быть изложены кратко и информативно.

Достижения детей в учебе являются одним из самых основных показателей эффективности методики, которой пользуется учитель начальных классов в своей работе. Поэтому портфолио учителя должно содержать данные об успеваемости учеников. Это может быть как выписка из классного журнала, где отражены итоговые оценки детей за последние годы, так и информация об оценках за четверть или полугодие.

Можно рассказать об успехах детей на различных конкурсах, викторинах, олимпиадах по различным предметам, предоставив списки победителей в них.

Здоровьесберегающие технологии

Также в портфолио учителя начальных классов не лишним будет отметить, какие методики, направленные на сохранение здоровья учеников, использует педагог начальной школы, описать помещение класса, его оборудование, а также соответствует ли все это возрастным особенностям учащихся начальной школы, современным требованиям безопасности и санитарным нормам.

Авторские программы и методики

Оформляя портфолио учителя начальных классов обязательно следует рассказать об авторских программах, разработках и методиках, если такие имеются. Указать какова их цель, полностью ли обеспечен класс пособиями, учебным материалом и оборудованием для эффективной работы по этим методикам.

Семинары и конкурсы

В разделе портфолио с информацией о том, как педагог начальных классов обменивается опытом с коллегами можно написать об участии в различных профессиональных конкурсах, семинарах и фестивалях, о работе в методических объединениях и творческих группах.

Работа с родителями

Кроме того, в портфолио учителя начальных классов очень важно уделить внимание методам общения педагога с семьями своих воспитанников, указать тематику проведенных родительских собраний, рассказать о проведенных совместно с родителями мероприятиях (поездках, походах, экскурсиях и т.д.) или, возможно, о собственных новых методах общения с семьями учеников.

Оформление портфолио учителя начальных классов

В какой форме, как оформить портфолио учителя начальных классов? Портфолио учителя начальных классов может быть оформлено как в виде обычной папки с документацией, так и в электронном виде (в зависимости от требований к аттестационным документам или условий конкурса). В электронной версии портфолио учителя можно поместить презентацию авторской методики, фотографии, видео или аудиозапись уроков или даже смонтировать небольшой фильм о жизни класса.

Обычно свое портфолио педагог составляет сам, но можно обратиться с просьбой к директору или завучу школы сделать информационную сопроводительную записку к портфолио.