Нотариус это государственный служащий или нет

12.11.2018 Выкл. Автор admin

Правовой статус нотариуса в РФ

Нотариус в Российской Федерации обладает общим и специальным правовым статусом. Общий правовой статус производный от конституционного и присущ каждому гражданину Российской Федерации. Специальный правовой статус возникает с момента назначения на должность.

Утвердив двойную структуру нотариата (имеются в виду государственный и частнопрактикующий нотариусы), российское законодательство определяет некоторые особенности правового статуса каждого из них.

Обратим внимание, что ст. 2 Основ о нотариате (ч. 3) содержит общее правило: » При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу». Отметим, что равенство в правах провозглашается только в отношении совершения нотариальных действий.

Конструкция данной статьи неудачна Если внимательно анализировать текст Основ законодательства РФ о нотариате, то можно сделать вывод, что при совершении нотариальных действий нотариусы не обладают реальным равенством в правах. Финансовое обеспечение деятельности того и другого различно, что отражается на тарифе за услуги. Государственный нотариус взимает только размер государственной пошлины, частнопрактикующий — не связан ей. Если обратиться к тексту статей 35, 36 Основ о нотариате, то нетрудно заметить, что в перечне нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, отсутствуют выдача свидетельств о праве на наследство, а также принятие мер к охране наследственного имущества. » При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой» (ст. 36 Основ о нотариате). Иными словами, государственные нотариусы обладают большими правами, чем частнопрактикующие. Более того, в соответствии со ст. 36 дополнительные полномочия, связанные с ведением наследственных дел, доверяются только одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Вывод заключается в следующем. Законодатель ставит во главу угла не принцип равенства прав при совершении нотариальных действий, а равенство порождаемых юридических последствий при оформлении документов нотариусами1.

Рассмотрим права, присущие как государственному нотариусу, так и занимающемуся частной практикой. Согласно ст. 15 Основ о нотариате нотариус вправе:

совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Есть и отсылочная норма к региональным правовым актам. Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права. Закон Республики Карелия » О нотариате» не расширяет этот перечень, а лишь воспроизводит его (ст. 4). Идентична ст. 15 Закона Республики Саха (Якутия). Иные региональные законы о нотариате вообще ничего не говорят о правах нотариуса, так и не реализуют полномочия делегированные федеральным законодательством.

Обратимся к правам, присущим отдельно государственному нотариусу и частнопрактикующему. Государственный нотариус является работником, а работодателем выступает соответствующий региональный орган юстиции Относится ли такой нотариус к государственным служащим (уже отмечалось, что в некоторых регионах специальным законом предусматривалось распространение статуса государственного служащего на нотариуса)? Обратимся к Федеральному закону » Об основах государственной службы РФ»2.

Согласно ст. 3 этого закона государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Чтобы понять, является ли государственный нотариус государственным служащим, нужно рассмотреть понятие государственной должности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона » Об основах государственной службы РФ» государственнаядолжность -это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с КонституциейРФ (далее — государственные органы), с установленным кругом обязанностейпо исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержаниеми ответственностьюза исполнение этих обязанностей.

1 Проект Федерального закона «О нотариате» закрепляет: «Удостоверенные и засвидетельствованные в нотариальном порядке сделки и факты имеют одинаковую юридическую силу на всей территории Российской Федерации независимо от того, каким нотариусом было совершено нотариальное действие».

2 Собрание законодательства РФ, 1995, № 31, ст. 2990.

Следовательно, особенности статуса государственного служащего состоят в том, что он наемный работник, основная задача которого — обеспечение нормального функционирования государственного органа. В этом случае государственный орган наделен определенным объемом компетенции, который реализует соответствующий служащий. Это отмечает и профессор Ю.Н. Старилов: » Государственные служащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и вытолняющих задачи учрежденных и действующих государственных органов и организаций. Для нормального функционирования каждой организации необходим собственный персонал, состоящий из специально подготовленных служащих»1. Характерен ли данный признак для нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе? Представляется, что нет.

Согласно Основам о нотариате нотариус — основной субъект данного круга правоотношений «Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой» ( ст. 1). Негосударственная нотариальная контора наделена полномочиями по совершению нотариальных действий, а нотариус (конкретное физическое лицо) имеет индивидуальную лицензию, личную печать, штампы и бланки.

Региональноезаконодательствозачастую определяетнотариуса, работающегов го-сударственнойнотариальнойконторе, как государственногослужащего субъекта РФ. Так, согласно ст. 3 ЗаконаРеспубликиКарелия»О нотариате» государственнышнотари ус является государственнымслужащим осуществляет свои полномочия в пределах прав, предоставленныхему законодательствомРоссийскойФедерациии Республики Карелия о нотариате.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, являются государственными служащими и на них распространяется законодательство о государственной службе Республики Саха ( Якутия). Государственная нотариальная контора является юридическим лицом.

Сторонники придания статуса государственного служащего нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, могут сослаться на то, что данный вопрос является предметом регулирования регионального законодательства. Статус служащего субъекта — это предмет ведения региона. Соответственно, раз региональный правовой акт наделил его таким статусом, значит нотариус, работающий в государственнойнотариальнойконторе, будет иметь такой статус В данном случае следует исходить из того, что институт государственнойслужбы относится к административному праву, а значит, любой региональный закон должен соответствовать федеральному закону «Об основах государственнойслужбы РФ». (О понятиях, предусмотренных данным законом, было сказано выше.) Старилов Ю.Н. Служебное право. — М., 1996, с. 311.

Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают также, что увольнение государственного нотариуса осуществляется в соответствии с законодательством о труде. Проект Федерального закона » О нотариате» идет по иному пути, предусматривая, что нотариус, работающий в нотариальной конторе при органах юстиции, является государственным служащим субъекта Российской Федерации, замещающим ведущую государственную должность» (ст. 54 проекта).

Обращает на себя внимание тот факт, что иногда законодатель субъекта Российской Федерации называет нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, «государственным нотариусом». Такое совмещение допустимо в доктрине, статьях, монографиях, где оно применяется в целях сокращения и является условным. Подобное недопустимо в официальных нормативных актах, так как за кажущейся идентичностью скрывается различный смысл. Как уже отмечалось, основной субъект — нотариус, который лишь выбирает место своей работы — государственная контора или частная практика.

Частнопрактикующийнотариус обладает некоторыми дополнительнымиправами, вытекающими из специфики организации его деятельности. Основы о нотариате не предусматривают самостоятельногокомплекса прав, закрепленного отдельной статьей закона Поэтому при систематизацииих необходимо исследовать весь текст Основ о нотариате Согласно ст. 8 нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открыватьв любом банке расчетныши другие счета, в том числе валютный, иметь имущественныеи личные неимущественныеправа и обязанности нанимать и увольнятьработников распоряжатьсяпоступившимдоходом выступатьв суде, ар-битражномсуде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ. Комплекс названных прав нуждаетсяв небольшомкомментарии.

Как отмечалось авторами одного из Комментариев к Основам законодательства РФ о нотариате, » в статье, определяющей правовой статус нотариуса, занимающегося частной практикой, по существу перечисляются все признаки юридического лица»1. Действительно, ст. 48 ГК РФ предусматривает, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Поэтому текст Основ о нотариате несовершенен, так как законодатель » применил» к нотариусу норму, которая касается совсем иного вида лиц в гражданском праве. Недаром фраза о » возможности участия частнопрактикующего нотариуса в арбитражном суде от своего имени», а также механическое упоминание о наличии имущественных и личных неимущественных прав породила спор. Предметом этого спора стали вопросы, следует ли рассматривать нотариуса как частного предпринимателя или по аналогии как юридическое лицо, соответственно, подведомственны ли арбитражному суду все споры с участием частнопрактикующего нотариуса. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. — М., 1996, с. 14.

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 1993 года № С-13/ОСЗ-1691 » В связи с введениемв действиеОснов законодательстваРФ о нотариате» специально разъяснило, что арбитражному суду не подведомственны споры:

а) о лишении нотариуса, занимающегося частной практикой, права нотариаль- ной деятельности (ст. 12 Основ);

б) о возмещении нотариусом, занимающимся частной практикой, ущерба, при- чиненного вследствие умышленного разглашения им сведений о совершенном но- тариальном действии или совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ (ст. 17 Основ);

в) о прекращении деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, в случае совершения им действий, противоречащих законодательству РФ ( ст. 17 Основ);

г) об обжаловании отказа нотариуса совершить нотариальное действие или не- правильное совершение им нотариального действия (статьи 33, 49 Основ).

Подведомственносгарбитражнымсудам споров о праве, основанномна совершенном нотариальномдействии, определяетсяв соответствиис их компетенцией, установленной АрбитражнымпроцессуальнымкодексомРФ.

Закон Смоленской области » О нотариате» систематизировал права нотариуса.

иметь контору в закрепленном управлением юстиции и нотариальной палатой нотариальном округе на территории Смоленской области;

совершать предусмотренные федеральным законодательством о нотариате нотариальные действия в интересах граждан и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ и международными договорами;

иметь в любом банке расчетный, депозитный и другие счета, в том числе валютный счет;

иметь имущественныеи личные неимущественныеправа и обязанности

нанимать и увольнять работников в соответствии с законодательством о труде, а также привлекать работников по договорам гражданско-правового характера;

распоряжаться поступившими денежными средствами;

выступать в суде, арбитражном суде от своего имени;

осуществлять иные права, предусмотренные действующим федеральным законодательством.

Как было упомянуто, нотариус вправе иметь контору. Данное право не носит абсолютного характера, оно ограничено требованием о соблюдении нотариусом границ нотариального округа. Согласно ст. 13 Основ о нотариате нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Однако совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Причем законодатель не оговаривает данное правило какими-либо специальными условиями. Поэтому можно согласиться с мнением В. С. Репина, что » здесь вопрос не столько в законодательныхнор-мах, сколько в нравственных.. По крайней мере, гражданин не должен страдать из-за необдуманных действий нотариуса». Следует также учесть, что » поскольку обжалование действий нотариуса допускается только по месту нахождения его конторы, то обжалование действий нотариуса будет сильно затруднено, если действие совершалось вне нотариального округа, в котором действует нотариус»1. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1993, № 7.

Здесь также можно отметить коллизию двух терминов. В ст. 8 Основ о нотариате говорится о » нотариальной конторе», в ст. 13 — о » месте совершения нотариальных действий». Под нотариальной конторой следует понимать специальное помещение, профессионально оборудованное для нотариальной деятельности. По-видимому, законодатель хотел подчеркнуть, что нотариус, занимающийся частной практикой, может выступать арендатором нежилого помещения. В ст. 13 подразумевается лишь наличие рабочего места, где нотариус должен осуществлять прием граждан. Иными словами, это может быть и квартира, переоборудованная под офис, и жилое помещение, где проживает сам нотариус. Закон не содержит какого-либо запрета на этот счет. Поэтому нельзя согласиться с В. С. Репиным, что » какой бы ни был правовой статус помещения, оно должно удовлетворять следующим требованиям: иметь приемную, где посетители могут подождать, комнату секретаря нотариуса, комнату нотариуса»2. Основы о нотариате не предусматривают таких дополнительных требований, что опять же является недостатком данного правового акта.

Почему мы заостряем внимание на данной терминологии? Потому что государственное регулирование в основном и должно быть направлено на упорядочение деятельности нотариуса. Зачастую нотариусы понимают частную практику как полную свободу деятельности Устанавливаютпроизвольный график работы, ведут прием на дому, помещение не отвечает требованиям соблюдения нотариальной тайны и т. д. Эти недостатки способствовали появлению инициативы со стороны регионального законодателя, который взялся за устранение данного пробела. И если исследовать данный » срез» законодательства, то именно организационно-технические вопросы региональным законодателем урегулированыболее четко.

Согласно ст. 6 (» Организация работы нотариальных контор») Закона Нижегородской области » О нотариате» нотариальные конторы как государственные, так и нотариусов, занимающихся частной практикой, обязаны иметь вывеску с указанием профиля деятельности, а также вывеску с указанием режима работы. Нотариусы обязаны осуществлять прием физических и юридических лиц не менее 30 часов в неделю. Режим работы нотариуса устанавливается при наделении его полномочиями. Изменение режима работы нотариус обязан согласовать с управлением юстиции и нотариальной палатой.

В ст. 6 Закона Ульяновскойобласти»О нотариате» предусмотрено что «нотариусы, работающие в государственныхнотариальныхконторах или занимающиесячастной практикой обязаны иметь место для приема граждан и совершениянотариальныхдей-ствийв пределах нотариальногоокруга в котором они назначены на должность Конкретное место расположениянотариальнойконторы определяетсянотариусомпо согласованию с Управлениемюстиции администрацииУльяновскойобласти и нотариальной палатой Помещение для нотариальнойконторы должно обеспечиватьосуществление нотариальнойдеятельности, в том числе свободныйдоступ заинтересованныхлиц на прием к нотариусу, тайну совершениянотариального действия хранение материалов нотариальногоделопроизводств,а архив». Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. — М., 1999, с. 23. Репин В.С. Указ. соч., с. 12.

Читайте так же:  Требования бетонный завод

Опыт регулирования нотариальной деятельности на региональном уровне был учтен при подготовке проекта Федерального закона » О нотариате». В частности, ст. 31 проекта предусматривает, что местом осуществления нотариальной деятельности является нотариальная контора, расположенная в пределах нотариального округа, в котором лицо назначено на должность нотариуса. При этом помещение нотариальной конторы должно обеспечивать доступ граждан и иных лиц на прием к нотариусу, тайну нотариального действия, сохранность материалов нотариального делопроизводства и архива (п. 3). Не допускается использование в качестве помещения для нотариальной конторы жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 8 Основ о нотариате частнопрактикующий нотариус » пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством РФ». Законодательством, устанавливающим порядок пользования такого рода услугами, предусматривается, что пользование вменяется в обязанность, в частности, относительно пенсионного и медицинского страхования. По нашему мнению, формулировка » пользуется» неудачна, так как она отражает элемент субъективного права, а реально присутствует обязанность. Право пользования — один из элементов структуры субъективного права.

Статья 16 Основ о нотариате закрепляет круг обязанностей нотариуса (как частнопрактикующего, так и государственного). Всего в статье названо четыре обязанности ( одна из них включает в себя несколько составляющих), которые условно можно разделить на две группы. Обязанности, входящие в первую группу, направлены на защиту прав лиц, обратившихся к нотариусу. К ним относятся следующие обязанности:

оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

разъяснять им права и обязанности;

предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

хранить в тайне сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.

Выше уже говорилось об отношении авторов настоящего издания к обязанности нотариуса оказывать содействие в осуществлении прав и защите законных интересов граждан. Советское законодательство предусматривало такую обязанность. По нашему мнению, имея такую обязанность, нотариус становится заинтересованным лицом, так как две стороны, как правило, обращаются к нему за совершением нотариального действия ( в частности, при удостоверении договоров). Не исключена ситуация, когда, по мнению нотариуса, ущемлен чей-либо интерес. В таком случае нотариус должен отойти от принципа беспристрастности и встать на чью-то сторону. Данная ситуация не отвечает принципам частного права ( принцип равенства сторон). По всей видимости, следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ, устанавливающего признаки недействительности сделки. При наличии этих признаков нотариус должен оказывать содействие в защите прав » потерпевшей» стороны. Обязанность предполагает наличие ответственности, поэтому должна быть четко сформулирована, чтобы исключить возможность двоякого ее толкования. В данном случае такой определенности нет.

Обязанность соблюдения нотариальной тайны будет предметом самостоятельной главы данного исследования.

Во вторую группу входят обязанности, направленные на реализацию публичного интереса. К ним относятся:

обязанность отказать в совершении нотариального действия в случае его несоот-ветствиязаконодательствуРФ или международнымдоговорам

обязанность представления в налоговый орган справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимой для исчисления налога с имущества переходящегов порядке наследованияили дарения (в случаях, предусмотренных законодательнымиактами РФ).

Как видно из текста ст. 48 Основ о нотариате, обязанность отказать в совершении нотариального действия возникает только тогда, когда это действие противоречит федеральному законодательству или международному договору. Данная обязанность не возникнет в случае, если совершение нотариального действия противоречит региональному законодательству. Известны факты, когда в субъектах Российской Федерации принимаются правовые акты, противоречащие Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ, устанавливающие нотариальную форму какого-либо договора, вводятся обязательные бланки договоров, доверенностей. В частности, в Санкт-Петербурге вводились специальные бланки доверенностей на отчуждение недвижимости. В Мордовии некоторое время было установлено ограничение на оформление доверенностей на автомобили, в Ярославской области вводилось обязательное нотариальное удостоверение договоров отчуждения транспортного средства.

Основы о нотариате устанавливают дополнительную обязанность нотариуса -представлять сведения нотариальной палате. Причем эта обязанность относится как к частнопрактикующему нотариусу, так и работающему в государственной нотариальной конторе. Согласно ст. 28 нотариальная палата может истребовать от нотариуса ( лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях — личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики. Несмотря на то, что название данной статьи содержит слово » обязанность», сама статья ничего не говорит о должном поведении нотариуса. Указывается только на право нотариальной палаты истребовать материалы, документы, объяснения, но нет корреспондирующей обязанности к самому нотариусу.

Согласно ч. 3 ст. 34 Основ о нотариате нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Уставы нотариальных палат значительно расширяют обязанности своих членов. В наибольшей степени это относится к нормам, направленным на организацию деятельности нотариальной палаты. В качестве таких обязанностей могут быть установлены следующие:

уплачивать членские и иные взносы;

посещать общие собрания членов нотариальной палаты;

соблюдать устав нотариальной палаты и т. д. Перечисленныеобязанности хотя и имеют текстуальноезакрепление но вряд ли их

можно назвать порождающимиправоотношения, которые могут быть обеспеченысо стороны государства Нотариальнаяпалата не управомоченапринимать решения нор мативногохарактера обязательныедля нотариусов В ст. 25 Основ о нотариатеговорит ся лишь о том, что полномочиянотариальнойпалаты определяютсяОсновамио нотариате и Уставом. Но в ней нет указанияна делегированиеполномочийпо правотворчеству таких документов, которые обязательныдля исполнениянотариусами

Является ли нотариус государственным служащим

Пожалуйста является ли государственный нотариус гос. служащим?

Обслуживание скольки человек должно приходиться на одного нотариуса?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

1.Несмотря на то что действующее законодательство не относит напрямую государственный нотариат к системе органов государственной власти, а напротив, подчеркивает единую правовую природу частного и государственного нотариата и равенство по общему правилу прав и обязанностей государственных и частнопрактикующих нотариусов, государственные нотариальные конторы в соответствии со ст. 7 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате открываются и упраздняются государством в лице Министерства юстиции Российской Федерации или по его поручению органами юстиции субъектов Российской Федерации; нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, заключает трудовой договор с органом юстиции и признается государственным служащим; государство в полном объеме финансирует государственные нотариальные конторы и несет ответственность за деятельность работающих в них нотариусов.

2.Согласно ПРИКАЗА от 21 марта 2008 г. N 53 ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ НОТАРИУСОВ

В НОТАРИАЛЬНОМ ОКРУГЕ (п.6 Порядка. )

Территориальный орган Росрегистрации и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, — один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, — один нотариус на 20 000 — 25 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), — один нотариус на 25 000 — 30 000 человек.

9. Государственный нотариус и его правовой статус.

Частные и государственные нотариусы имеют равные права и обязанности при осуществлении нотариальной деятельности. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.

Как известно из положений закона «О нотариате» нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, прошедший аттестацию в аттестационной комиссии юстиции, стажировку у нотариуса сроком не менее одного года и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

Нотариусом не может быть лицо, имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость, признанное в установленном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным. Нотариусом также не может быть лицо, в отношении которого прекращено уголовное дело по нереабилитирующим основаниям, прекратившее нотариальную деятельность ввиду лишения лицензии либо увольнения с должности государственного нотариуса за допущенные им нарушения законодательства Республики Казахстан при совершении нотариального действия, в течение трех лет после наступления таких событий.

Государственный нотариус должен соответствовать требованиям, указанным в статье 6 Закона о «Нотариате» за исключением требования о получении лицензии нотариуса

Государственный нотариус-это административно государственный служащий, звнимающий деятельность по закону от 1999 г. «О гос. службе». На него распространяются все требования за исключением наличия лицензии.

Должности государственных нотариусов вводятся и упраздняются территориальными органами юстиции.

Имущественную ответственность за нотариальные действия

государственного нотариуса несет территориальный орган юстиции.

10. Англосаксонская система нотариата

Англосаксонской правовой системе не известен институт «официального документа» в качестве особо веского доказательства в судебных и административных процессах. При исследовании письменных доказательств основное внимание уделяется свидетельским показаниям как средству доказывания. Нотариальные и иные письменные документы не играют определяющей роли.

Предоставление юридической консультации в странах общего права передано «свободным юридическим профессиям», в первую очередь адвокату, который не обязан сохранять беспристрастность, а призван представлять интересы своей стороны. Нотариусу отводится второстепенная, незначительная роль, которая сводится к засвидетельствованию копий и подписей.

В англосаксонской правовой системе существует notary public (публичный нотариус — США, Великобритания), который наделен полномочием (часто только временно) свидетельствовать простые процессы. Это может быть владелец аптекарского магазина (drugstore), секретарь адвоката (secretary down stairs), парикмахер, продавец в табачном киоске, т.е. лица, не имеющие юридической компетенции.

Нотариальное удостоверение в том смысле, как оно понимается в странах континентальной правовой семьи, отсутствует. Доверенность совершается в простой письменной форме (допускается устная форма). При этом, однако, обязательно участие юриста: lawyer (США), notary public или solicitor (Англия).

Основная группа профессиональных юристов в США — адвокаты, которые не исполняют публичных функций, а являются представителями конкретной стороны. Нотариусы выполняют только удостоверительные функции. В Англии допускается смешение нотариальных и адвокатских функций (солиситор).

В США организация и порядок деятельности нотариусов регулируются законодательством штатов. Нотариальные функции выполняют две категории лиц: нотариусы, назначаемые законодательными органами штата либо высшими должностными лицами штата, и комиссионеры по вопросам установления факта.

11. Система органов нотариата в Республике Казахстан. Полномочия органов нотариата

Для того чтобы выяснить какое место занимает нотариат в системе государственных органов, напомним, что из себя представляет нотариат.

— нотариат в РК представляет собой систему государственных органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства РК о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят Министерство юстиции РК, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия;

— нотариат по своему характеру и выполняемым функциям относится к числу органов государственного управления, так как совершение нотариальных действий возможно только органом, обладающим определенными властными полномочиями.

Полномочия органов, входящих в систему нотариата, различны. В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы как работающие в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующие. Однако следует отметить, что ведение наследственных дел возложено на государственных нотариусов и только в случае отсутствия — в нотариальном округе государственной нотариальной конторы наследственные дела передаются частнопрактикующему нотариусу. Несколько уже круг полномочий должностных лиц консульских учреждений РК. Должностные лица органов исполнительной власти совершают лишь несколько нотариальных действий и только в случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основами законодательства РК о нотариате. Хотя нотариус в профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он входит в состав иерархической пирамиды и является ее нижним и основным звеном. Он находится в трудовых отношениях с соответствующим органом юстиции РК, который устанавливает нотариальным конторам, в том числе и частным, режим работы, утверждает правила трудового распорядка, контролирует соблюдение трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции. Это все касается государственного нотариуса, частный нотариус в своей профессионально-трудовой деятельности свободен.

На верху пирамиды – Министерство юстиции РК.В нем имеются управления, в состав которых входят отделы нотариата. Они вырабатывают стратегию развития нотариата, разрабатывают методические указания и инструкции по специальным вопросам и осуществляют контроль за нотариальной деятельностью.

Особняком стоят нотариальные палаты — это некоммерческие организации, членами которых могут быть как нотариусы, так и лица, желающие получить лицензию и заниматься нотариальной деятельностью. Членство в палате нотариуса обязательно

12.Лица, имеющие право совершать нотариальные действия.

Лицами, осуществляющими нотариальные функции являются:

1. Нотариусы, работающие в Государственных нотариальных конторах, организуемые в городах, крупных населенных пунктах:

2. Нотариусы, занимающиеся частной практикой.

3. Должностные лица местных исполнительных органов (в населенных пунктах, где нет нотариальных контор)

4. Консулы в консульских учреждениях РК выполняющие нотариальные действия за границей.

5. Иные лица, в частности:

— Главные и дежурные врачи (в отношении лиц находящихся на излечении, при необходимости находящихся у них на излечении, при необходимости удостоверения завещаний)

— Начальники госпиталей и военно-лечебных учреждений, их заместители по медицинской части, старшие и дежурные врачи этих госпиталей (в отношении лиц, находящихся у них на излечении).

— Начальники мест лишения свободы, (в отношении лиц, отбывающих наказание, при необходимости удостоверения и завещаний и доверенностей).

— Капитаны судов, находящихся в плавании ( в отношении граждан, находящихся на судне, при необходимости удостоверения завещаний).

— Начальники разведочных экспедиций ( в отношении лиц, находящихся в этих экспедициях, при необходимости удостоверения завещаний).

— Начальники органа (учреждения) социальной защиты ( в отношении дееспособности граждан, находящихся в этих органах ( учреждениях), при необходимости удостоверения доверенности) (ст. 37 Закона «О нотариате»).

Нотариальные действия совершаются в Государственных нотариальных конторах Государственным нотариусом, а в частной нотариальной конторе — нотариусом, имеющим лицензию, либо лицом, временно замещающим нотариуса.

Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью выдается уполномоченными на то органами юстиции на основании рекомендации квалификационной коллегии юстиции (ч.1. ст. 8 Закона) «О нотариате». Лицо замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса нотариальной палатой по предложению нотариуса.

Как государственный, так и частный нотариус может иметь помощников и стажеров. Помощники работают у нотариуса на основе трудового договора, выполняют его поручения, связанные с обеспечением деятельности нотариальной конторы. Деятельность помощника нотариуса регулируется трудовым законодательством. Возраст и образование помощника значение не имеют.

Читайте так же:  Предмет надзора и полномочия прокуратуры

Стажерами могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, изъявившее желание стать нотариусом. Стажеры проходят у нотариуса стажировку на основе договора о стажировке, после сдачи экзамена в ККЮ. Продолжительность стажировки не может быть менее одного года. На время стажировки, стажер должен изучить законодательство, регулирующее деятельность нотариата.

Назначение на должность нотариуса

Раскрывая содержание управления нотариатом, нельзя не остановиться на правовом статусе нотариуса. Основным субъектом правоотношений при осуществлении нотариальных действий выступает нотариус, причем не обезличенно, как работник нотариальной конторы или государственный служащий функционального учреждения.

Если обратиться к тексту Основ законодательства РФ о нотариате, можно заметить, что закон никакого противопоставления не делает. Статья 2 Основ называется » Нотариус в Российской Федерации» и, говоря о том, кто назначается на эту должность, вообще не упоминает о видах нотариусов. В тексте Основ речь идет о нотариусах, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусах занимающихся частной практикой Поэтому следует иметь в виду, что в России нет государственных нотариусов и частнопрактикующих Закон делает акцент на ином. Есть нотариус, который уже может определять, где и как ему работать — в государственном учреждении или самостоятельно на свой страх и риск.

Статья 2 Основ законодательства РФ о нотариате определяет условия, при наличии которых лицо может обладать таким специальным статусом. Попробуем их выделить.

Первое — гражданство Российской Федерации. Иными словами, закон не предусматривает возможность назначения на должность иностранного гражданина, либо лица без гражданства. В принципе такая концепция логична. Если служащий осуществляет действия от имени государства, то, естественно, он должен обладать устойчивой правовой связью с этим государством. Статья 21 Федерального закона » Об основах государственной службы РФ», например, ограничивает также для иностранцев возможность поступления на государственную службу и нахождения на этой службе. Согласно п. 3 ст. 21 Закона гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на этой службе, если он имеет гражданство иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Применительно к нотариату, если рассматривать статус нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, такие соглашения мало допустимы.

Второе условие — наличие высшего юридического образования. Статья 6 Федерального закона » О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации ( степени) » бакалавр»;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации ( степени) » магистр».

В п. 7 этой же статьи предусматривается, что » квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Статья 7 названного Федерального закона определяет порядок подтверждения высшего профессионального образования. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. При этом устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней:

диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

диплом о неполном высшем профессиональном образовании;

справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.

Следует отметить, что лицо, претендующее на должность нотариуса, должно представить в органы юстиции диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра по специальности » Юриспруденция»». То есть низшей ступенью высшего образования для нотариуса является бакалавриат. Диплом о неполном высшем образовании, а тем более справка не будут служить условием для назначения на данную должность.

Обязательно ли наличие у соискателя именно диплома государственного образца? Такая проблема достаточно актуальна, поскольку юридических вузов, учитывающих конъюнктуру рынка, очень много по всей России. В их рекламе можно встретить предложения о выдаче дипломов британского образца, международного сертификата ЮНЕСКО, коммерческого диплома и т. д. К тому же Основы о нотариате не предусматривают обязательного получения образования в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Ответ на поставленный вопрос можно найти в Федеральном законе » О высшем и послевузовском профессиональном образовании»». Согласно Закону освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Иными словами, на должность нотариуса в государственной нотариальной конторе может претендовать только лицо, имеющее диплом государственного образца.

Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, не предполагает такого обязательного требования, так как частнопрактикующий нотариус не является государственным и муниципальным служащим. Проблема заключается в том, что при сдаче экзамена для получения лицензии на право нотариальной деятельности не проводится разделение, будет нотариус частнопрактикующим или государственным служащим. И гражданин, обладающий официальным разрешением, на равных основаниях вправе претендовать на ту или иную должность. Логично, что Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, как и Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, предусматривают допуск к стажировке и сдаче экзамена только для лиц, имеющих » высшее юридическое образование, полученное в РФ и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке», но будет ли это соответствовать законам, определяющим значение документов, подтверждающих достижение соответствующего образовательного уровня.

Закон СССР » О государственном нотариате» не предусматривал обязательного требования о высшем юридическом образовании Многие нотариусы такого образования и не имели. Постановление Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 года » О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате» специально установило переходный период, обусловленный данным обстоятельством. В соответствии с ним органы юстиции субъекта РФ вправе были продлевать сроки действия трудовых договоров с государственными нотариусами, не имеющими высшего юридического образования и назначенными на должность до вступления в силу указанных Основ. Но действие таких трудовых договоров в указанных случаях может быть продлено на срок не более одного года с момента вступления в силу указанных Основ Следовательно, в марте 1994 года такие государственные нотариусы должны были быть уволены с указанных должностей. Однако практика показывала, что в некоторых регионах эта норма попросту игнорировалась Органы юстиции объясняли это тем, что государственныйнотариус действует не от своего имени, а от имени соответствующей государственной нотариальной конторы. Именные печати и штампы таким нотариусам не выдавались Такой нотариус был удобен органам юстиции — он не уйдет на частную практику, его всегда можно уволить, поэтому он не будет протестовать против невыплаты заработной платы и требовать повышения себе должностного оклада.

Статья 11 Основ о нотариате, включающая союз » или» между требованиями, предъявляемыми к содержанию личной печати (. должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей; личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы), давала возможность трактовать ее как альтернативу. Частным нотариусам — личная печать, государственным — общая, без указания личных данных.

Следующее условие — прохождение стажировки сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Требование о прохождении стажировки не является новеллой в российском праве. Положение об адвокатуре РСФСР предусматривало для потенциальных адвокатов прохождение стажировки (от шести месяцев до одного года). Прохождение стажировки в период становления частного нотариата устанавливалось Положением о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой1. Заметим, что данный документ не был зарегистрирован Министерством юстиции РФ ( утвержден Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой), а также не был опубликован в официальных изданиях

В настоящее время действует утвержденныйПриказом Минюста от 21 июня 2000 года № 179 Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса2. В соответствии с Порядком назначение на должность стажера в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции путем издания приказа о

конторы. Соответственно, на стажеровраспространяютсяправила внутреннеготрудово-го распорядка. Назначение на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляетсянотариальнойпалатой Орган юстиции и нотариальнаяпалата совместным решением определяютруководителястажировки» из числа нотариусов со стажем работы нотариусомне менее трех лет, при наличии у них соответствующих условий для организацииработы стажера»» (п. 8).

При необходимости орган юстиции или нотариальная палата в течение срока стажировки могут принять решение о назначении другого руководителя стажировки.

В соответствии с п. 3 ранее действовавшего Положения стажировка у нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществлялась на основании заключения трудового договора ( контракта) между нотариусом и лицом, желающим пройти стажировку. При этом права и обязанности стажера определялись трудовым договором (контрактом). В настоящее время нотариальная палата (как и орган юстиции) заключает с указанным лицом трудовой договор на срок стажировки. Иными словами, стажер на время становится работником нотариальной палаты.

Российская юстиция, 1996, № 7. Российская газета, 2000, № 129.

Порядок предусматривает, что оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты. Согласно ст. 2 Основ стажировка должна проходить » у нотариуса, занимающегося частной практикой». Нарушения данного правила при новом подходе к организации стажировки, по-видимому, не происходит.

Ограничения количества стажеров у одного руководителя Порядок не предусматривает.

Если ранее действовавший правовой акт закреплял фактические требования, которые предъявлялись к лицу, проходящему стажировку ( осуществлять подготовку проектов нотариальных документов, вести прием посетителей, давать правовую оценку представленных документов, консультировать граждан и юридических лиц по вопросам совершения нотариальных действий и т. д.), то указанный Порядок устанавливает иные правила. Программа стажировки — единая и обязательная для всех стажеров и руководителей стажировки — утверждается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. При этом программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки (п. 10).

На основании программы стажировки ее руководитель составляет и представляет для утверждения соответственно органу юстиции или нотариальной палате индивидуальный план стажировки.

Интересным представляется закрепление процедуры допуска к стажировке. Ранее действовавший документ не предусматривал каких-либо конкурсных испытаний. В настоящее время для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен. Как видно из текста документа, экзамен является единым.

Не менее чем за два месяца до даты проведенияэкзаменав помещенияхоргана юстиции и нотариальнойпалаты в общедоступныхместах вывешиваютсяследующиеин-формационныематериалыо предстоящейстажировке:

требования, предъявляемые к кандидатам на должность стажера нотариуса;

количество должностей стажеров;

сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для сдачи экзамена;

дата, время, место и порядок проведения экзамена;

перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты;

кандидатуры руководителей стажировки;

дата начала стажировки.

Количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Соответственно для своеобразного «просеивания» желающих и вводится дополнительный экзамен

Согласно п. 6 орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают порядок проведения экзаменов, определяют дату, время и место его проведения. Кроме того, они же решают вопрос о необходимости создания комиссии, на которую может быть возложен прием экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, а также другие функции по организации стажировки.

Лицо, желающее пройти стажировку у нотариуса, подает заявление о допуске к экзамену по установленной форме не менее чем за месяц до даты его проведения. При подаче заявления предъявляются подлинники и предоставляются копии:

документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации;

документа государственного образца о высшем юридическом образовании, полученном в РФ, либо документа о высшем юридическом образовании, полученном в другом государстве и признанном в РФ в установленном порядке;

документа, подтверждающего стаж работы ( трудовой книжки) — при наличии трудового стажа.

Заверенные копии формируются в личное дело экзаменуемого, а подлинники возвращаются заявителю в день их предоставления.

С лицами, показавшими лучшие знания, заключаются соответствующие договоры о прохождении стажировки. Дата начала стажировки является единой для всех стажеров.

Такимобразом создаетсяеще один специальный»барьер» на пути к должностино-тариуса Невольно возникаетвопрос, не является ли это не предусмотреннымзаконом ограничением. Основы о нотариате содержатвсего лишь отсылочнуюнорму, согласно которойпорядок прохождениястажировкиутверждаетсятакими-то органами При этом не предусматриваетсякаких-либо требованийк содержаниюданного Порядка Следовательно, Министерствоюстиции РФ и Федеральнаянотариальнаяпалата в соответствии с допустимымусмотрениеми реализовалисобственныеполномочия.

По-видимому, такая процедура вполне оправдана, поскольку прекращает тот хаос, который был характерен для организации работы со стажерами нотариуса Причем заключение контракта стажера с нотариальной палатой ( при прохождении стажировки у частнопрактикующего нотариуса) создает предпосылки для некоторой организационной независимости стажера от собственного руководителя. В соответствии с конституционными требованиями соискатель вправе обжаловать решение экзаменационной комиссии и незаключение контракта

По результатампрохождения стажировки ее руководительсоставляетзаключение об итогах стажировкии представляетего на утверждениесоответственнов орган юстиции или нотариальнуюпалату. И только при утвержденииуказанногозаключенияста-жер считаетсяпрошедшимстажировку.

Мотивированный отказ в утверждении заключения об итогах стажировки в письменной форме направляется лицу, не прошедшему стажировку. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Следует добавить, что обжаловать можно также заключение об итогах стажировки. Закон РФ » Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает, что гражданин вправе обжаловать . как указанные в ст. 2 данного Закона действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно». Согласно закону » к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия ( принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий ( принятия решений)».

Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.

С сентября 1995 года по январь 1998 года действовал п. 10 Положения о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, в соответствии с которым ведомственный акт » подправлял» закон. Данный пункт предусматривал льготный режим прохождения стажировки для отдельных лиц: работникам органов юстиции и нотариальных палат ( руководителям и специалистам), имеющим высшее юридическое образование, желающим получить лицензию на право нотариальной деятельности, время работы в этих органах юстиции и нотариальных палатах ( на должностях, связанных с осуществлением функций руководства нотариальной деятельностью) засчитывается в срок стажировки.

Читайте так же:  Старший помощник прокурора ленинского района

Эти лица допускались к сдаче квалификационного экзамена при наличии стажа работы на должностях, связанных с осуществлением указанных функций, не менее одного года. Стажировки, как остальные соискатели должности нотариуса, они не проходили. Предусматривалась гарантия объективности приема экзаменов, так как они должны были сдавать экзамен квалификационным комиссиям, образованным при органах юстиции других субъектов Российской Федерации. Практика свидетельствует, что эта норма не выполнялась.

Подобные нововведения противоречили Основам о нотариате. Статья 2 Основ предусматривает только возможность сокращения времени стажировки, причем законодатель специально оговорил, что стажировка может быть сокращена до шести месяцев. Тем самым устанавливаетсяимперативное правило. Причем решение о сокращении срока стажировки может приниматься в отношении лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Такое решение принимается совместно органом юстиции и нотариальной палатой. Закон не уточняет, совместное решение о сокращении стажировки должно носить нормативный характер или оно должно приниматьсяпо каждому стажеру персонально.

Введение исключения объяснялось нехваткой кадров. На практике многие чиновники благодаря такой возможности быстро сменили свою должность на должность нотариуса, занимающегося частной практикой. Это и объясняет истинное предназначение ведомственных » поправок» к закону. В январе 1998 года министр юстиции своим приказом отменил пункт 10 Положения. В преамбуле приказа указывалось: «В связи с решением задач переходного периода по становлению российского нотариата, завершением процесса формирования нотариального корпуса и кадров органов юстиции, занимающихся организацией деятельности нотариата, а также учитывая ходатайство Федеральной нотариальной палаты.». Данный документ официально опубликован не был.

Заметим также, что в странах СНГ аналогичные Положения о стажерах нотариусов содержат много идентичных правил. Так, например, 9 января 1998 года Министерство юстиции Республики Казахстан утвердило Положение о стажерах нотариусов, где указывается об обязательном наличии высшего юридического образования. Стажировка может быть пройдена как у государственного, так и у частнопрактикующего нотариуса (п. 3)1. Согласно п. 5 руководитель стажировки из числа государственных нотариусов назначается приказом начальника территориального управления юстиции, а из числа частных нотариусов — решением территориальной нотариальной палаты При этом руководитель стажерами должен иметь стаж нотариальной деятельности не менее трех лет. Продолжительностьстажировки — три месяца. Для лиц, имеющих стаж работы в органах юстиции, срок стажировки может быть сокращен до одного месяца совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Основные условия прохождения стажировки должны быть указаны в соответствующем договоре (права и обязанности стажера, место прохождения стажировки, режим рабочего времени, порядок и сроки стажировки и т. д.). Договор заключается между стажером и органом юстиции (если стажировка будет проходить у государственного нотариуса) или между стажером и нотариальной палатой (если стажировки проводится у частного нотариуса). По окончании стажировки руководитель стажера составляет заключение о результатах стажировки, которое стажер представляет в квалификационнуюколлегию юстиции. К заключению прилагаются документы, необходимые для допуска к сдаче квалификационногоэкзамена (п. 11).

Важным условием для назначения на должность нотариуса является успешная сдача квалификационного экзамена. Порядок сдачи квалификационного экзамена и работы апелляционной комиссии будет рассмотрен в самостоятельной главе настоящего пособия.

Наличие лицензии на право нотариальной деятельности — еще одно условие, закрепленное Основами о нотариате Соискатель обязан сдать квалификацжонныйэкза-мен. Успешная сдача экзамена является условием выдачи лицензиина право нотариальной деятельности(ст. 3). Согласноэтой статье порядоквыдачи лицензииустанавли вается Министерствомюстиции РФ. СоответствующееПоложение было утверждено МинистромюстицииРФ 22 ноября1993 года за № 8-5/149-081293 о фициальнооно не было опубликовано). Подавляющеебольшинствовсех в настоящее время практикующих нотариусовполучили лицензии на основанииданного Положения. Однако 4 августа 1998 года ВерховныйСуд РФ принял решение по жалобе закрытогоакционерного общества» Коммерсант Издательский Дом»» о признании незаконным Положения о порядке выдачи лицензийна право нотариальнойдеятельности. На основаниирешения суда Положениепризнано недействующими не подлежащимприменениюсо дня его утверждения2.

Основанием для принятия такого решения послужил тот факт, что » вопреки . требованиям о необходимости государственной регистрации и официального опубликования таких правовых актов, оспариваемое заявителем Положение указанную регистрацию не прошло и не было опубликовано для всеобщего сведения».

Вынесенноесудом решение ставит под сомнениезаконностьвыдачи всех лицензий на право нотариальнойдеятельности. Тем более что такую возможностьВерховныйСуд РФ не отрицает. В мотивировочнойчасти решения указывается: «ОспариваемоеПоло-жение, на основании которого определен порядок выдачи лицензии на замещение должностейнотариуса, принято с нарушениемтребованийУказа ПрезидентаРФ и по-

Нотариус, 1998, № 3, с. 88.

Справочная информационная система «КонсультантПлюс».

становленийПравительства РФ, что не исключает возможности оспаривания совершенных нотариальныхдействий.

26 октября 1998 года Приказом Министерства юстиции РФ № 150 был утвержден новый Порядок выдачи лицензии на право нотариальной деятельности. Для получения такой лицензии лицо, сдавшее квалификационныйэкзамен, не позднее пяти дней со дня принятия решения квалификационной комиссией, представляет в орган юстиции заявление о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии в размере пятикратного установленного законом размера минимальной оплаты труда. В некоторых регионах соискатель, допущенный к сдаче квалификационного экзамена, должен представить накануне сдачи экзамена квитанцию об уплате сбора. Одновременно не позднее пяти дней со дня принятия решения квалификационной комиссией секретарь комиссии представляет в орган юстиции решение о сдаче экзамена, копию диплома о высшем юридическом образовании, документ о прохождении стажировки у нотариуса.

На основании представленныхдокументов орган юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию на право нотариальной деятельности или отказывает в ее выдаче. Ранее действовавшийПорядок предоставлял органу юстиции возможность истребованияв необходимых случаях дополнительных сведений. Причем в правовом акте не оговаривалось, какие дополнительныесведения могут быть истребованы, а также в каких случаяхможет возникнутьтакая необходимость.

Устанавливая разрешительный порядок нотариальной деятельности, Основы о нотариате предусматривают ряд » барьеров», которые должны стать надежным заслоном от недобросовестных лиц, поэтому сдача квалификационного экзамена не означает автоматического получения лицензии. Порядок выдачи лицензии допускает принятие решения об отказе в выдаче лицензии. Такое решение принимается в случае, если представленные в орган юстиции документы не соответствуют требованиям, предъявляемым Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Тем самым орган юстиции проводит лишь проверку документов, формально оценивая их достоверность и соответствие закону. Ранее действовавший Порядок выдачи лицензии закреплял возможность органов юстиции принимать одно из трех возможных решений:

о выдаче лицензии;

об отказе в выдаче лицензии;

об оставлении заявления без рассмотрения.

Согласно Порядку от 22 ноября 1993 года решение об отказе в выдаче лицензии принималось в случаях, если гражданин, обратившийся за получением лицензии:

а) не отвечает установленным требованиям;

б) лишен права заниматься нотариальной деятельностью в судебном порядке;

в) имеет неснятую или непогашенную судимость в связи с совершенным им умышленным преступлением.

Иными словами, ведомственный акт расширяет полномочия государственного органа по сравнению с теми, что предоставлены ему законом. Кроме того, орган юстиции самостоятельно наделил себя некоторыми полномочиями, что представляется недопустимым.

Заявление о выдаче лицензии оставалось без рассмотрения, если оно подавалось без представления соответствующих документов (решения комиссии, копии диплома и т. д.). Однако обязанность представления необходимых документов возлагалась на секретаря квалификационной комиссии, при этом не указывалось, как обжалуется заявителем решение об оставлении заявления без рассмотрения Это позволяло органу юстиции злоупотреблять предоставленным ему правом. Поэтому данная норма была устранена приказом Минюста РФ от 26 октября 1998 года.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Отказ в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.

Порядок выдачи лицензий предусматривает обязанность органов юстиции вести реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности, который хранится в течение 75 лет.

Прежний Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности предусматривал также такой документ, как выписка из реестра выданныхлицензий Согласно п. 5 по заявлениюлица, лишенногоправа заниматьсянотариальнойдеятельностью, либо в случае истечения установленногоОсновамизаконодательстваРФ о нотариате срока действиялицензии ему может быть выданавыпискаиз реестра Обращаетна себя внимание тот факт, что Основы законодательстваРФ о нотариате не устанавливают срока действия лицензии Практическиона выдается пожизненно» Не всегда при наличии лицензии гражданин может претендовать на назначение на должность нотариуса Непонятно, что подтверждаетвыписка из реестра — факт выдачи в прошлом лицензии, или само право осуществлениянотариальной деятельности? В настоящее время данные положения не действуют.

В соответствии с п. 9 Порядка от 22 ноября 1993 года лицензия на право нотариальной деятельности могла быть аннулирована на основании решения суда о лишении права заниматься нотариальной деятельностью. Однако основания аннулирования лицензии не предусмотрены Основами законодательства РФ о нотариате. Об этом можно говорить как о недостатке Основ о нотариате. Но закон предусматривает лишь освобождение от полномочий на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности (ст. 12 Основ о нотариате). «Dura lex, sed lex», — говорили древние латиняне.

Особенность наделения полномочиями нотариуса в Российской Федерации состоит в том, что законодатель разграничивает факт получения лицензии и факт приобретения специального правового статуса. В этом также одна из особенностей института нотариата в России, которая отличает его от институтов частного права.

Лицензирование близко понятию правоспособности юридического и физического лица, соответственно, регулируется гражданским законодательством. Если приравнивать нотариуса к субъекту частного права, то его необходимо рассматривать сквозь призму понятия частного предпринимателя. Тем более что российский обыватель зачастую подходит к вопросу так: вы зарабатываете деньги? Значит, вы предприниматель ( в налоговых органах нотариуса рассматривают как аналога предпринимателя, а в российской провинции между ними ставят знак равенства и распространяют на нотариуса действие Федерального закона » О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 23 (п. 3) Гражданского кодекса РФ » к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения». В соответствии со статьей 49 » Правоспособность юридического лица» (глава 4 ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Причем согласно п. 3 данной статьи право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом » О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Если применить эти нормы к нотариальной деятельности, то можно увидеть определенные различия. Сама лицензия не является документом, подтверждающим право на осуществление нотариальных действий. Лицензия содержит запись, что она » является основанием для назначения на должность нотариуса или помощника нотариуса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Иными словами, не лицензия является основанием для появления специфического субъекта правоотношений, а приказ о назначении на должность нотариуса. Это подтверждает и ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате, согласно которой «наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии». Кроме того, в соответствии со ст. 3 Основ гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариусатолько после повторной сдачи квалификационногоэкзамена

При рассмотрении Основ законодательства РФ о нотариате в Конституционном Суде РФ заместитель министра юстиции С.М. Юдушкин на вопрос суда, что является условием для наделения функциями нотариуса, ответил так: «Если упрощенно, то приказ органа юстиции о назначении на должность»»1. Следует отметить, что лицензия на право нотариальной деятельности выдается только физическому лицу. Лицензируется не юридическое лицо, не нотариальная контора, а профессиональная способность гражданина осуществлять нотариальные действия. Отчасти это не совсем оправданно.

См. более подробно: Материалы заседания Конституционного Суда РФ // Нотариус, 1998, № 3.

Если проанализировать Федеральный закон » О лицензировании отдельных видов деятельности», то в нем есть такой термин, как » условия лицензирования». В ст. 9 Закона » О лицензировании.» говорится о лицензионных требованиях к профессиональным качествам работников лицензиата, а также требованиях, предъявляемых к соответствию специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется лицензируемый вид деятельности. Основы о нотариате предусматривают только требования к лицу, осуществляющему нотариальную деятельность, но в лицензии нет требований, предъявляемых к нотариальной конторе. Это можно отметить как недостаток Основ о нотариате.

Нотариус имеет дело с важными документами, которые могут влиять на правоспособность субъектов права. Документы нотариального архива хранятся 75 лет или постоянно. Однако действующее законодательство не предъявляет каких-либо требований к помещению нотариальной конторы, соблюдению архивного законодательства, что приводит к различным нарушениям. Нотариус ведет прием на квартире или в частном доме, не обеспечивается сохранность документов и т. д. На наш взгляд, необходимо устранить данный пробел в ходе подготовки нового закона о нотариате. Лицензионные требования к помещению нотариальной конторы должны быть оговорены в законе либо в соответствующем положении о лицензировании нотариальной деятельности, которое должно быть принято в соответствии с законом о нотариате (если это будет специально предусмотрено законом)1.