Ликвидация абсолютной монархии

02.09.2018 Выкл. Автор admin

Образование и развитие абсолютной монархии в России

Абсолютная монархия в России начала складываться в XVII в., после установления самодержавия и перехода от феодальной к капиталистической системе. Абсолютная монархия — форма правления государства, при которой власть монарха не ограничена никакими учреждениями и законами.

Признаки абсолютной монархии: принадлежность всей власти монарху как суверенному правителю страны; ликвидация сословно-представительных органов; профессиональный бюрократический аппарат; сильная армия.

Особенности абсолютной монархии в России:

  • установление крепостничества, вместо развития капитализма и отмены старых феодальных институтов (как было в Европе);
  • в Европе опорой монарха был союз дворянства и городов, в России — крепостническое дворянство и служилое сословие.

Монарх, как глава государства, являлся также верховным главнокомандующим вооруженных сил страны, главой церкви, ему принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. В период абсолютной монархии характерно усиление роли государства, отразившееся во внешней политике (расширение территории государства, выход к морям) и внутренней политике (контроль и регламентация общественной и частной жизни, установление прав и обязанностей для отдельных социальных слоев населения), с применением полицейских и патриархальных методов управления.

Для решения государственных задач, обеспечения финансовой независимости монарха, изыскания средств для содержания многочисленного бюрократического аппарата абсолютной монархии поощрял развитие торговли и промышленности, одновременно совершенствуя систему налогов.

В качестве элементов капитализма развивалось государственное и частное мануфактурное производство, барщинное помещичье производство, отходные промыслы, купеческая и крестьянская торговля. Однако эти процессы тормозились отсутствием свободного рынка труда, наличием сословных привилегий.

Для абсолютной монархии свойственна частая смена монархов, т.н. «эпоха дворцовых переворотов». Это свидетельствует о второстепенной роли личности монарха, обусловленной сложившимся механизмом государственной власти.

Возникновение «просвещенного абсолютизма» как видоизменения абсолютной монархии было обусловлено личностью отдельного монарха (Екатерина II), неэффективностью старых методов управления, политическими и социально-экономическими факторами.

С октября 1721 г. Петру I за победу в Северной войне присваивается титул императора и Россия становится империей.

Абсолютная монархия была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.

33. Становление абсолютной монархии в России. Причины перехода к абсолютизму.

I. К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Для ее возникновения необходим переходный период от феодальной к капиталистической системе. Для абсолютной монархии характерно: — максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности; — наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата; — создание постоянной армии, — ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

II. Причины перехода: Во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Эта возможность была подготовлена развитием государства в предыдущий период. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовили армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно было спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала, и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной.

III. Становление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп.

Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

Правящим классом оставалось дворянство. В период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682 г.).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией.

Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов. Государство с помощью правовых норм стремится регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма характерен еще один признак — обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу.

Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютизма) в России стали мануфактурное производство (государственное и частное), барщинное помещичье производство, от-ходные промыслы и крестьянская торговля (областью накопления капитала, разумеется, оставалась и купеческая торговля).

Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (КОНЕЦ XVII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВВ.)

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки:

– вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

– наличие профессионального бюрократического аппарата;

– создание сильной постоянной армии;

– отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:

— абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов как в Европе;

— социальной опорой российского абсолютизма было дворянство, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось усилением роли государства, что также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп, дальнейшем закрепощении крестьян.

Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором доказывалась необходимость абсолютной власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени. Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха. Он был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

Боярская Дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской Думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава ее выделились Ближняя Дума и Расправная палата. В 1701 г. функции Боярской Думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров. После образования Сената Боярская дума была ликвидирована.

Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором. Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г. решения стали приниматься большинством голосов. Указы Сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в Сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию. Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

Читайте так же:  Договор купли продажи металлоконструкции

При Сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью Сената был возложен на генерал–ревизора, которого позже сменил обер–секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената, учреждались должности генерал–прокурора и обер–прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав Сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления.

Перестройка приказной системы управления произошла в 1718–1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральные органы отраслевого управления – коллегии.

Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В их состав входили: президенты, вице–президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подъячие.

В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств–коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий, занималась финансами государства: Камер–коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс–контор–коллегия – за расходы и Ревизион–коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц–коллегии (ведавшей торговлей), Берг–коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур–коллегии (занимавшейся промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц–коллегия, а две сословные коллегии – Вотчинная и Главный магистрат – управляли дворянским землевладением и городскими сословиями. Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом.

Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом, слаженном аппарате на местах.

С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713–1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд – провинция – губерния.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50). Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды. Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

В 1718–1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный Магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

Дальнейшее развитие местное управления в империи получило в ходе губернской реформы 1775 г. Екатерины II.

В XVII–XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии, характерный для абсолютизма.

В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии. Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии. В период 1699–1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры – из дворян.

Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701, 1712 гг). Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.

До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т.е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.

В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования Сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719 г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718 г. Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.

В начале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др. В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы – управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах – полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.

Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.

В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости. По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии». В 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.

В 1718 г. была образована тайная канцелярия – новый карательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к Сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию Сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины II.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

Становление абсолютной монархии в России

Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.

Усиление власти царя

1. Ослабление и упразднение сословно-представительных органов власти, ограничивавших власть царя (1653 -Последний Земский собор).

2. Изменение социального состава Боярской думы — введение в нее дворянства и думных дьяков (до 30%), самозабвенно преданных царю.

3. 1682 — Отмена местничества, как факт ослабления позиций боярства.

4. Рост приказной бюрократии — новый опоры царской власти.

Основные проблемы политического развития России в конце XVII в.

1.Громозкость и дезорганизованность приказной системы управления страной.

2. Отсутствие единства местного управления (попытка в конце XVII в. привести его к единству введением института воеводства.

3.Падение боеспособности армии: необходимость военной реформы.

Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно-представительной монархии к самодержавию. В стране усиливается власть царя. Это выразилось и в появлении слова «самодержец» в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сторону усиления там представительства дворянства. В 1678 — 1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из «торговых людей», т.е. купцов. 3 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел.

Читайте так же:  Образец заявления на получение инн физического лица 2019

Тенденция к установлению самодержавной власти царя проявилась и в победе Алексея Михайловича над патриархом Никоном, стремившемся активно вмешиваться в управление государственными делами. Тенденция к усилению самодержавной власти проявилась и в ряде других мероприятий. Начиная с 1653 г., практически прекратился созыв Земских соборов. Проводилось слияние и реорганизация приказов, подчинение их одному лицу. Так, например, тесть царя И.Д.Милославский руководил работой пяти приказов, а Посольскому приказу были подчинены 9 приказов, ведавших присоединенными территориями.

Правительство пыталось реорганизовать и управление на местах. Россия делилась на 250 уездов, во главе которых стояли воеводы. Во второй половине XVII в. некоторые уезды стали объединять под властью одного воеводы в так называемые разряды: Рязанский, Украинский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33 города России получили воеводское управление. В руках воевод, назначаемых правительством, была сосредоточена административная, судебная и военная власть, надзор за сбором налогов и податей. В XVI в. остро встал вопрос о реформировании вооруженных сил России. Падала боеспособность стрелецкого войска. Стрельцы по многу лет не получали от государства денежного жалованья. Источником жизни для них и их семей были занятия торговой и ремесленной деятельностью, которые им были разрешены еще в XVI в. Военная служба отвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы платили государственные налоги со своих торгов и промыслов, что сближало их по интересам с посадским населением городов.

Командиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах. Все это делало для стрельцов военную службу обременительным занятием. Дворянское ополчение несло службу на тех же началах, что и в XVI в. Но если в XVI и первой половине XVII в. военная служба все-таки была стимулом для дворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьма обременительной. Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне были плохо обучены ведению военных действий. Уже в первой половине века в связи с этим началось формирование полков нового строя — рейтарских и драгунских. Они формировались на основе принудительного набора «даточных людей», когда от 100 дворов на пожизненную службу в этих полках брали одного человека. К концу XVII в. полки нового строя стали играть значительную роль в вооруженных силах России.

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки;

*вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

* наличие профессионального бюрократического аппарата;

* создание сильной постоянной армии;

*отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности.

* абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

*социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

Становление абсолютной монархии в России

Самодержавие еще не есть абсолютизм.

Для абсолютной монархии характерны: наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений.

Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.).

Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет. С 1722 г. за неявку на службу назначалось наказание.

§4. Абсолютная монархия (XVI—XVIII вв.)

В период абсолютизма дворянство и духовенство оставались главной социальной опорой монархии. Однако их роль и значение в государстве изменились.

Феодальная аристократия — прежде независимые магнаты, жившие в родовых замках, переехала ко двору короля и превратилась в служилое дворянство.

Изменилось и положение католической церкви. Ее позициям был нанесен ущерб широким антифеодальным по своему характеру движением, требовавшим изменения церковной организации. Это движение получило название Реформации. В связи с ликвидацией феодальной раздробленности, усилением власти монарха, распространением просвещения права церкви ограничиваются, ее значение в политической и государственно-правовой жизни феодальной Европы ослабевает.

Одновременно быстро набирает силы буржуазия, особенно крупная, которая получала на откуп сбор налогов, покупала места в госу-

Синекура (от лат. sine сига — без заботы) — фиктивная должность, за которую получалось жалование без всякой работы.

дарственном аппарате и постепенно сближалась с дворянством1. Этот процесс охватил только крупную буржуазию, а ее основная масса болезненно ощущала несоответствие между укреплением своего экономического положения и политическим бесправием. Обострялись противоречия между феодалами и буржуазией. Феодальная аристократия консолидируется вокруг монарха. Монархия, опираясь не только на дворянство, духовенство, но и на верхушку буржуазии, расширяет свою власть, становится абсолютной.

Переход к абсолютизму, начавшийся в XVI в., был завершен в царствование Людовика XIII (в начале XVII в.) при правлении энергичного первого министра короля кардинала Ришелье.

Реформы Ришелье нанесли еще один удар по политической самостоятельности феодалов. Ришелье приказал срыть укрепления многих феодальных замков. Королевские суды еще больше оттеснили суды феодалов (сеньориальные суды). Управление на местах перешло к назначаемым королем интендантам. Лишаются политической самостоятельности города, их автономия ограничивается, и они подчиняются королевской администрации. Еще раньше король получил право назначать на должности всех французских епископов.

Государственный строй абсолютной монархии характеризуется централизацией управления страной, развитым бюрократическим аппаратом, сильными и многочисленными полицией и армией, юридически неограниченной властью главы государства — короля.

Король. В далекое прошлое ушли представления о том, что король всего лишь первый среди равных ему сеньоров (пэров). Король стал полновластным носителем верховной власти, все остальные — его подданными. Являясь абсолютным монархом, король осуществлял верховные права в области законодательства, управления, суда, финансов, командования армией.

Власть короля считалась божественной и отождествлялась с властью государства. В период расцвета абсолютизма (ХУИ-ХУШ вв.) «король божьей милостью», «король-солнце» Людовик XIV с полным основанием мог заявить: «Государство — это я». Говоря о Франции, он утверждал, что «король представляет в ней всю нацию, и перед королем каждый — только отдельная личность. Поэтому вся власть, вся сила сосредоточена в руках короля, и в королевстве не может существовать иной власти, кроме той, которая им установлена». Пышный, детализированный и сложный церемониал сопровождал каждое действие короля. Если его личность не обожествлялась, как в восточных деспотиях, то богатство и роскошь королевского дворца, дворцовый ритуал, беспредельное раболепие и поклонение подданных счи-

Буржуа, купившие государственную должность, получали «дворянство мантии» (в отличие от «дворянства шпаги» — потомственного дворянства).

тались необходимыми, «чтобы тот, кто управляет один, был так возвышен над остальными, чтобы не было никого другого, с кем бы его могли смешивать или сравнивать».

В период абсолютизма король свободен от следования решениям Генеральных штатов. Оппозиция сломлена и со стороны парижского парламента. Его право отказывать в регистрации актов короля урезано, а наиболее непокорные члены парламента вынуждены продать свои должности.

Читайте так же:  Пенсию полиция льготный стаж

Во главе системы бюрократических учреждений стоял Государственный совет. Помимо короля в него входили высшие должностные лица и приближенные короля. В совете обсуждались вопросы особой государственной важности, решения совета утверждал король.

Высшими должностными лицами были канцлер и четыре статс-секретаря (министра) — иностранных дел, двора, военных дел, морских дел. Особое значение приобрела должность генерального контролера финансов. Руководя финансовой деятельностью, генеральный контролер вскоре фактически стал первым министром, оттеснив канцлера, который возглавил юстицию. В это время во Франции складывается громоздкий бюрократический аппарат центрального управления с большим числом различных ведомств и учреждений.

Произошли изменения и в местном управлении. В правление Ришелье должности губернаторов провинций, занятые местной знатью, противодействующей централизаторской политике королей, теряют свое значение и превращаются в почетные звания Наиболее видной фигурой в местном управлении становятся интенданты. Первоначально интенданты посылались на места с целью осведомления королевского совета о положении в провинциях. Затем они стали осуществлять всесторонний и постоянный надзор за деятельностью судей, финансовых и полицейских органов (об этом говорит и полное название должности — «интендант его величества по делам полиции, суда и финансов»). Постепенно интенданты начали активно вмешиваться во все области жизни провинций. В их руках сосредоточивается вся полнота местной власти, в том числе и командование военными силами, надзор за промышленностью, торговлей, земледелием и т.д. С помощью интендантов центральной власти удалось установить бдительную бюрократическую опеку над всеми сторонами жизни провинций.

Судебная система. При возрастании роли королевских судов ограниченно сохранялась компетенция сеньориальных, церковных судов, существовали также суды отдельных ведомств, военные суды и т.д. В целом судебная система была крайне сложной и запутанной, с возможностью переноса рассмотрения дел из одной судебной инстанции в другую. Король, королевская юстиция имели право принять к своему рассмотрению любое дело (правило эвокации). Все это способствовало произволу и коррупции в судебной системе. Широкое распространение приобрела практика раздачи королем своим приближенным, фаворитам подписанных бланков приказов об аресте без указания имени арестовываемого («летр де каше»).

Армия была одной из главных опор абсолютной монархии. В период абсолютизма завершается переход к постоянной и многочисленной армии, поглощавшей значительную долю бюджета. Всеобщей воинской повинности не существовало. Армия формировалась по найму, часто из низших, деклассированных элементов или из иностранных наемников. Некоторые армейские соединения набирались по жребию из крестьян и горожан. Офицерский состав комплектовался в основном из дворянства, однако офицерские должности и продавались. Офицерами (за большие деньги) могли стать и представители третьего сословия. Высшие офицеры рассматривали свои должности как синекуры — получали щедрое вознаграждение и не обременяли себя несением службы. В армии существовал глубокий антагонизм между офицерством и солдатскими массами: к последним для поддержания дисциплины применялись жестокие и бесчестящие их наказания.

В период расцвета абсолютизма Франция представляла собой могущественное государство с развитой экономикой, централизованным государственным управлением, сильной армией. Двор французского короля был самым пышным в Европе, здесь устраивались наиболее роскошные празднества, французские дворяне считались законодателями мод. Однако только в правление Ришелье немногим более чем за три десятилетия один из основных налогов — талья возрос почти в четыре раза. Особенно ненавистным народу был соляной налог (габель). Государство одновременно устанавливало чрезвычайно высокие цены на соль и завышало обязательные нормы его потребления Покупка контрабандной соли каралась в первый раз каторгой, во второй — пове-шеньем. Огромные суммы, получаемые таким образом, расходовались на армию и громоздкий бюрократический аппарат; тратились на строительство дворцов, устройство празднеств и развлечений знати; на выдачу пенсий и пособий приближенным короля. Лишь строительство Версальского дворца поглотило доходы государства за несколько лет.

Длительные войны, непомерные траты государства и двора до предела обостряют внутренние противоречия. В провинции и самом Париже ширятся народные выступления. Общим направлением внутренней и внешней политики государства были крайне недовольны и широкие слои буржуазии. Используя ненависть народа к феодальным порядкам и абсолютизму, буржуазия вступает в борьбу за установление нового строя. В трудах Вольтера, Монтескье, Руссо ведется идеологическая подготовка свержения существующего строя.

В этих условиях большое значение в государстве приобретает полиция, которая стремится осуществлять контроль над всеми сторонами жизни общества. Произвольные аресты, преследования иноверцев, сожжение «опасных» книг стали обычным делом. Франция приобретает черты полицейского государства.

Государственные меры, регламентировавшие производство и первоначально помогавшие подняться неокрепшим мануфактурам, стали со временем оковами развивающегося капиталистического производства. Огромные расходы привели государство к финансовому кризису. Государственный аппарат, разъедаемый коррупцией, направляемый своекорыстными интересами короля и его камарильи, мешал развитию страны, бесполезно растрачивая массу сил и материалов. Абсолютная монархия изжила себя.

Восточная деспотия, империя в Риме (доминат), абсолютная монархия. они различались характером эпох, местом на цивилизацион-ной лестнице, мерой регулирования общественных отношений, уровнем организации государственных служб и вместе с тем имели общее — бюрократическую систему управления.

При абсолютной монархии во Франции бюрократическая система получила предельно четкие очертания и строилась на началах строгой централизации при крайнем ограничении инициативы непосредственных исполнителей и беспрекословном подчинении низших чиновников высшим, мест центру. Почти всякий вопрос, даже местного значения, решался в столице. Но и в центре положение было немногим лучше. Даже министры, завися от воли суверена, лавируя среди бесчисленных клик и влияний, были лишены действительного значения, не могли проводить сколько-нибудь самостоятельную политику Еще меньше самостоятельности проявлял чиновник Держась за место и ища повышения, он хотел одного: быть простым исполнителем воли правительства.

Существовала официально признанная продажа административных, военных, судебных должностей, даже их наследование. Сплошь и рядом должности для того только и устанавливались, чтобы их можно было продать.

Строго бюрократическая централизация государственного управления была тесно связана с письменным оформлением любого действия чиновника, с волокитой, с крайней медлительностью работы государственных органов. «Чтобы всем руководить из Парижа, — писал французский историк Токвиль, — необходимо было изобрести тысячи способов контроля. Размеры переписки уже громадны, а медленность административной процедуры так велика, что я нигде не встречал случая, когда приход получал бы разрешение починить свою колокольню или дом священника раньше, чем спустя год после подачи просьбы. Чаще всего проходит два или три года, прежде чем г*»*\ просьба удовлетворена».

Чрезмерной централизацией власти абсолютная монархия убивала инициативу даже в самом господствующем классе; она плодила карьеристов, лицемеров и льстецов, предателей и палачей; возводила в добродетель холуйство, раболепие, нерассуждающую покорность. Такая монархия, усиливая репрессивные меры, еще могла в течение некоторого времени обеспечивать условия для сохранения устаревшего строя, но она приближала и делала неминуемым крах всей общественной системы.

Громоздкий, дорогостоящий, продажный, малоподвижный государственный аппарат стал одной из причин падения абсолютной монархии во Франции.

Абсолютизм, будучи некогда прогрессивной силой, завершившей экономическое и политическое объединение страны, в XVIII в. превратился в силу реакционную, защищавшую отжившие социально-политические устои, власть и привилегии сходящих с исторической арены феодальных сословий.

Несмотря на проводившуюся государством политику меркантилизма и протекционизма во внешней торговле, поощрение развития сельского хозяйства, мануфактур, развитие дорожного строительства, в целом высокие темпы экономического развития, созданный мощный государственный аппарат, режим произвола и насилия не мог приостановить действия объективных законов общественного развития. Революция во Франции смела отжившие абсолютистские государственные учреждения. На смену феодальному государству приходит новый государственный строй.