Лицензия водоканала на обращение с отходами

26.08.2018 Выкл. Автор admin

Лицензия на обращение с отходами

Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Последние изменения 2017 года в законе вновь вернули обширный список видов деятельности, подлежащих лицензированию: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.

Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона – 100 000 — 250 000 рублей.

Лицензия нужна срочно? Узнайте, как можно продолжать работу предприятия на законных основаниях пока готовится лицензия на отходы.

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности с июля 2015

С 1 июля 2015 вступил в силу закон №458-ФЗ о лицензировании, который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности. Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.

Примечательно, что новый закон это возврат к нормам, действовавшим 2, 5 года назад, которые, в свою очередь, были упразднены в пользу упрощенных процедур для бизнеса. Нынешнее решение властей – шаг обратно к ужесточению контроля.

На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам?

Если кратко, то на все виды деятельности с отходами. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем всех или интересуемых действий с отходами.

Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности согласно ФККО. Выдача и переоформление лицензии на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода ноль, недопустимо.

  1. Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр. и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется. Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. Лицензия на транспортировку отходов. Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью.
  3. Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.
  4. Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).
  5. Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.
  6. Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения. Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды.

Лицензия на транспортировку отходов

Лицензия на деятельность по транспортированию отходов — это самый распространенный вид лицензирования, так как он обязателен для перевозчиков отходов на территории Российской Федерации. Фактически, все кто собирает и вывозит опасные отходы 1-4 класса, нуждаются в лицензировании.

Что НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015?

  • Деятельность по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев
  • Вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)

Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?

Вам нужна лицензия, если вы юридическое лицо или ИП, а также:

  • собираете отходы у сторонних организаций;
  • транспортируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • занимаетесь обработкой отходов (своих или сторонних организаций);
  • утилизируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • обезвреживаете отходы (свои или сторонних организаций);
  • размещаете, то есть храните или захораниваете отходы.

Требования к лицензиату при получении лицензии даны в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»).

Ответственность за отсутствие лицензии по отходам

КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:

  • Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей
  • Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей
  • ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток

КОАП России, статья 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:

  • Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет
  • Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет
  • Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет

Отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – это, кроме того, незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).

Получение лицензии

Требования для оформления лицензии

Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  • Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
  • Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.
  • Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
  • Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
  • Наличие паспортов отходов
  • Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации вышеупомянутых объектов

Более подробная информация обо всех требованиях к лицензиату читайте в статье про получение лицензии.

Этапы получения лицензии

  1. Разработать необходимую документацию, собрать документацию согласно требованиям Положения;
  2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здания и сооружения в Роспотребнадзоре;
  3. Получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов;
  4. Подать документы в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.

Сроки получения и действия лицензии

Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно. В целом, получение лицензии на обезвреживание и (или) захоронение занимает от полугода до года, на транспортирование – значительно меньше.

Список требуемых документов для лицензии

Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии по отходам 1-4 класса опасности (применим для любой сферы деятельности):

  1. Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ;
  2. Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность;
  3. Для предприятий, производящих продукцию, — перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности;
  4. Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления (материалы обоснования деятельности по обращению с отходами);
  5. Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование;
  6. Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов;
  7. Для водителей – обязательный медицинский осмотр, инструктаж, наличие стажа вождения не менее 3 лет, свидетельство на право сопровождения опасных грузов, сведения о наличии санитарно-бытовых помещений для водителей;
  8. Список должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором, договоры на медицинский осмотр и его последние результаты;
  9. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
  10. Сведения о выдаче спецодежды, СИЗ, договор на стирку одежды;
  11. Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и помещений;
  12. Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение;
  13. Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица;
  14. Экологическая документация:
    • Инструкции по обращению с отходами;
    • Программа производственного экологического контроля и ее результаты;
    • Наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
    • Паспорта отходов I-IV классов опасности;
    • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СЭЗ на проект нормативов ПДВ;
  15. Санитарная документация:
    • Наличие проекта расчетной СЗЗ, проекта окончательной СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
    • Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д.
    • Расчеты класса опасности отходов для здоровья человека (паспорта токсичности) согласно требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03»;
    • Договоры на передачу отходов лицензированным организациям либо лицензированным полигонам, внесенным в ГРОРО, акты на прием-передачу отходов.
  16. Ситуационный план расположения площадки
  17. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
  18. Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
  19. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
Читайте так же:  Как оформить перевод на 0 75 ставки

Обратите внимание, что нигде в законодательстве не установлены термины «паспорт токсичности отхода» или «расчет классов опасности для здоровья человека», кроме указанных СП. Регламентов разработки и согласования паспортов токсичности так же нет. Паспорта чаще всего предлагается разработать в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на платной основе и там же получить экспертное заключение на них (даже не СЭЗ). Так что данное требование является достаточно спорным.

Кроме того Северо-Западное управление Роспотребнадзора может выдвигать дополнительные требования по материалам к предоставлению, иногда законом не обоснованные.

Получение экспертного заключения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ)

Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов.

Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное. Мы приведем ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе.

Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность. Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.

Оплата государственной пошлины на выдачу лицензии

Для получения бланка лицензии необходимо оплатить государственную пошлину на государственную услугу. На 2017 год размер пошлины составляет:

Лицензия водоканала на обращение с отходами

Услуги по сбору и вывозу отходов являются необходимостью как для юридических, так и для физических лиц, не имеющих доступа к канализационной системе. Специалисты компании «ЭкоФормат» помогут решить эту проблему с присущим нам профессионализмом.

Стоимость услуг по сбору и вывозу сточных вод и жидких бытовых отходов из локальной канализации, выгребных ям, колодцев, септиков и других накопительных емкостей:

Стоимость услуг, указанная в данной таблице, не является окончательной и может изменяться в зависимости от удаленности и сложности конкретного объекта. Для получения более подробной информации и индивидуального расчета стоимости звоните по телефону 8 (812) 956-57-58.

Наша организация заботится об окружающей среде и соблюдает все законы Российской Федерации, поэтому все отходы, которые откачиваются из вашего септика, выгребной ямы или канализации передаются на обезвреживание в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Так же наша компания имеет лицензию на обращение с отходами и санитарно-эпидемиологическое заключение, что подтверждает наше соответствие всем предъявляемым требованиям, необходимым для поддержания экологии нашего родного Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Как видите, мы серьезно подходим к нашему делу, но хотелось бы рассказать чем же мы сможем Вам помочь и почему стоит выбрать именно нашу компанию для решения проблемы с загородной канализацией, выгребной ямой или септиком.

Почему стоит выбрать именно нас:

  1. Собственный парк спецтехники, необходимой для сбора и транспортирования жидких бытовых отходов.
  2. Наличие всей необходимой разрешительной документации.
  3. Профессиональные сотрудники, готовые решить все Ваши проблемы связанные с сбором, транспортированием и утилизацией жидких бытовых отходов.
  4. Несколько вариантов оплаты оказываемых услуг.
  5. Абсолютно прозрачная и законная схема работы по сбору, транспортированию и утилизации Ваших отходов. Вам не стоит беспокоиться, что содержимое Вашего септика, выгребной ямы или канализации, после их откачки, окажется в соседнем лесу или в люке за углом.
  6. Идеальное соотношение цены и качества работы.

Менеджеры компании оперативно примут и обработают Вашу заявку на откачку септика, выгребной ямы, канализации или любой другой накопительной емкости, а в случае возникновения жалоб на качество оказанной услуги, что маловероятно, в кратчайшие сроки устранят все появившиеся замечания.

Все услуги оказываются нашей компанией на основании официальных договоров, Вам не стоит беспокоиться о проблемах с надзорными ведомствами или конфликта со своей совестью из-за слитых нерадивым ассенизатором в ручей за углом нечистот, так как все отходы будут перевезены на специальные очистные сооружения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Как часто нужно откачивать септики, выгребные ямы и локальные канализации, от чего это зависит и чем грозит их переполнение?

Частота переполнения любой накопительной емкости, будь то септик, выгребная яма, локальная канализация или любая другая накопительная емкость зависит от следующих факторов:

  1. Частота использования емкости. Если это септик на даче, куда Вы приезжаете на выходные, то достаточно и одного, максимум двух, раз в год, но если это накопительная емкость на стройплощадке, куда ежедневно сливаются сточные воды с бытовок по всей стройке, то это нужно делать каждый день.
  2. Количество человек, пользующихся емкостью. Как Вы сами понимаете частота обслуживания емкости любого размера зависит от количества человек ей пользующихся.
  3. Место нахождения емкости. Переполнение емкости из-за упущенного момента обслуживания неприятно в любом случае, но если это случилось на промышленной территории, то это одно дело, а если в на Вашем дачном участке или в водоохранной зоне, то это совершенно другое.
  4. Состав сточных вод в емкости. Все септики имеют разную степень очистки сточных вод. Есть те, которые очищают 98% нечистот, а есть очищающие на 30-50%, а про выгребные ямы и обычные накопительные емкости лучше и вовсе промолчать, так как там все в первозданном виде, плюс еще и новые бактерии и паразиты. Согласитесь, что если выльется вода, то ничего страшного, но если перельется упомянутое выше, даже очищенное на 30%, то это катастрофа.

Переполнение любой из накопительных емкости несет определенные последствия. И если в случае с колодцем или с емкостью для накопления поливочной воды на даче — это будет небольшое подтопление, то в случае переполнения септика или, еще хуже, выгребной ямы — это будет локальная экологическая катастрофа. Неприятный запах, который обязательно будет, будет наименьшей из всех проблем. Все токсины, которые образуются при разложении нечистот внутри септика, впитаются в почву и будут оказывать влияние на окружающую среду еще несколько месяцев, а то и лет. Согласитесь, что периодически откачивать свою выгребную яму гораздо проще.

Услуги по сбору и вывозу сточных вод.

Команда профессионалов, работающих в компании «ЭкоФормат», окажет услуги по сбору и вывозу сточных вод и жидких бытовых отходов, откачке септиков, выгребных ям, колодцев, локальной канализации и любых других накопительных емкостей. Высокий профессионализм наших сотрудников, наличие своего парка спецтехники и современное оборудование позволяет производить все работы качественно и в срок. Для получения более подробной информации и расчета стоимости услуг

Звоните по телефону: 8 (812) 956-57-58 .

Вывоз жидких отходов

Компания ЭкоФормат предоставляет услуги по вывозу отходов в Санкт-Петербурге и области. Услуга является в последнее время достаточно востребованной, так как самостоятельный вывоз разных типов отходов, в том числе жидких, очень часто производится без соблюдения норм, направленных на сохранение чистоты в окружающей нас местности из-за отсутствия проведенной системы канализации в некоторых районах нашего города. Владельцы частных секторов и предприятий очень часто сталкиваются с такой проблемой. Именно поэтому мы предлагаем свои услуги по сбору и вывозу жидких отходов по всему Санкт-Петербургу. Мы располагаем огромным спектром современной техники для сбора и транспортирования отходов при соблюдении норм, установленных законами РФ. При обращении в нашу компанию вы всегда будете уверены в том, что отходы будут удалены с вашей территории в наикратчайшие сроки, что позволит вам без проблем и задержек приступать к своей работе снова. Вы ставите перед нами задачи, а мы их выполняем. Обратите внимание на тот факт, что вывоз жидких отходов это достаточно специфическая деятельность, поэтому всегда лучше обращаться к профессионалам, полагаться на их опыт. В таком случае все будет удалено должным образом, не доставив никому ненужных проблем.

Сточные воды. Нужна ли лицензия?

Ну да. ну да. «агрегатное состояние» — дисперсные системы. где-то смайлик был у кого то из нас — «вокруг виска -пальцем».

Диспе́рсная систе́ма — это образования из двух или большего числа фаз (тел), которые практически не смешиваются и не реагируют друг с другом химически. Первое из веществ (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионная среда). Если фаз несколько, их можно отделить друг от друга физическим способом (центрифугировать, сепарировать и т. д.).
Обычно дисперсные системы — это коллоидные растворы, золи. К дисперсным системам относят также случай твёрдой дисперсной среды, в которой находится дисперсная фаза.
Классификация дисперсных систем
Наиболее общая классификация дисперсных систем основана на различии в агрегатном состоянии дисперсионной среды и дисперсной фазы. Сочетания трех видов агрегатного состояния позволяют выделить девять видов дисперсных систем. Для краткости записи их принято обозначать дробью, числитель которой указывает на дисперсную фазу, а знаменатель на дисперсионную среду, например для системы «газ в жидкости» принято обозначение Г/Ж.
Обозначение Дисперсная фаза Дисперсионная среда Название и пример
Г/Г Газообразная Газообразная Дисперсная система не образуется
Ж/Г Жидкая Газообразная Аэрозоли: туманы, облака

Читайте так же:  Штраф зимние шины 2019

Т/Г Твёрдая Газообразная Аэрозоли (пыли, дымы), порошки
Г/Ж Газообразная Жидкая Газовые эмульсии и пены

Ж/Ж Жидкая Жидкая Эмульсии: нефть, крем, молоко

Т/Ж Твёрдая Жидкая Суспензии и золи: пульпа, ил, взвесь, паста

Г/Т Газообразная Твёрдая Пористые тела: поролон, пемза

Ж/Т Жидкая Твёрдая Капиллярные системы: жидкость в пористых телах, грунт, почва

Т/Т Твёрдая Твёрдая Твёрдые гетерогенные системы: сплавы, бетон, ситаллы, композиционные материалы

По кинетическим свойствам дисперсной фазы дисперсные системы можно разделить на два класса:
• Свободнодисперсные системы, у которых дисперсная фаза подвижна;
• Связнодисперсные системы, дисперсионная среда которых твердая, а частицы их дисперсной фазы связаны между собой и не могут свободно перемещаться.
В свою очередь эти системы классифицируются по степени дисперсности.
Системы с одинаковыми по размерам частицами дисперсной фазы называются монодисперсными, а с неодинаковыми по размеру частицами — полидисперсными. Как правило, окружающие нас реальные системы полидисперсны.
По размерам частиц свободнодисперсные системы подразделяют на:
Название Размер частиц, м
Ультрамикрогетерогенные 10−9…10−7
Микрогетерогенные 10−7…10−5
Грубодисперсные более 10−5
Ультрамикрогетерогенные системы также называют коллоидными или золями. В зависимости от природы дисперсионной среды, золи подразделяют на твёрдые золи, аэрозоли (золи с газообразной дисперсионной средой) и лиозоли (золи с жидкой дисперсионной средой). К микрогетерогенным системам относят суспензии, эмульсии, пены и порошки. Наиболее распространёнными грубодисперсными системами являются системы «твёрдое — газ», например, песок.
Связнодисперсные системы (пористые тела) по классификации М. М. Дубинина подразделяют на:
Название Размер частиц, нм
Микропористые менее 2
Мезопористые 2-200
Макропористые более 200

Новая лицензия на обращение с отходами: получать или нет?

Интервью с Дорониным Олегом Леонидовичем, генеральным директором компании «Экологические услуги» (г. Санкт-Петербург)


На рис.: результат одного из видов обращения с отходами — утилизации (использования)
Олег Леонидович, расскажите, чем отличается лицензия, которая была актуальна до лета 2015 года от той, которую нужно получить в 2016 году
До лета 2015 года лицензировалась деятельность только по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности. С 1 января 2016 года лицензию необходимо иметь тем юридическим лицам, которые взаимодействуют с отходами 1-4 класса опасности в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов.

Кому сейчас нужна лицензия? И каким компаниям можно обойтись без неё?
С 1 января 2016 года лицензия на отходы обязательно понадобится всем компаниям, которые осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности. Это транспортные компании, заводы по переработке отходов, жилищные хозяйства, полигоны.

Во-первых, лицензия не потребуется организациям, которые осуществляют те же виды деятельности, но с отходами V класса опасности. Во-вторых, компаниям, которые накапливают отходы I-V классов опасности, а также тем, кто обращается с медицинскими и биологическими отходами.

Как быть с медицинскими отходами?
На медицинские и биологические отходы лицензия не нужна. Необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение на площадку, где будет осуществляться деятельность по обращению с медицинскими отходами.

Какие действия необходимо предпринять компаниям для своевременного получения лицензии? К сожалению, говорить о своевременности получения документа сейчас уже поздно. Даже если природопользователь немедленно запустит процесс, к 1 января 2016 года не успеет получить лицензию на отходы. В среднем, срок получения документа займет полгода, если считать от момента запуска работы и подписания акта приема-передачи исходных данных с заказчиком до получения лицензии.

На дворе июнь 2016 года. Скольким компаниям «Экологические услуги» успела получить лицензию на отходы по новому закону №459?
На текущий момент мы успели получить 6 новых лицензий.

Были ли отказы на стадии согласования. Почему?
Да, трижды мы получили отказы.

В первый раз из-за неправильно оформленных договоров аренды на участок под стоянку и здание под офис. Будущий лицензиат снимал не помещение в аренду, а отдельные рабочие места в бизнес-центре. Из-за этого получили отказ.

Во втором случае инспектор Росприроднадзора в одном областном центре России просил установить контейнер по сбору собственных отходов в офисе, который снимал будущий лицензиат.
Третий случай был, когда инспектор Росприроднадзора посчитал, что индивидуальный предприниматель не имеет права снимать офис. Поэтому должен показывать свою квартиру, и в ней ставить контейнер для сбора отходов.

Тут два варианта действий: или судиться с надзорным органом, или играть по их правилам, чтобы получить лицензию в срок.

Каков процесс получения лицензии, и кто в нем участвует?
Как всегда, все начинается со сбора исходных данных. По опыту скажу, что это самый важный этап, потому что скорость получения лицензии зависит от того, как скоро клиент предоставит материал для работы.

В нашей компании практикуется сбор исходных данных за клиента, однако некоторую информацию ему проще собрать самому. Например, имена водителей и людей, работающих с отходами предприятия; адрес площадки, где ведется деятельность; информацию об оборудовании, на котором планируется работа; технология обращения с отходами, которая будет происходить на предприятии (обработка, утилизация и обезвреживание отходов).

Именно поэтому при заключении договора мы просим клиента назначить ответственное со своей стороны лицо, которое соберет часть исходных данных. Результатом этапа является подписанный акт приема-передачи исходных данных.

После получения исходных данных мы готовим материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с отходами. Результат этапа — согласованные с заказчиком материалы обоснования.

Далее материал направляется на согласование в экспертную организацию. (К примеру, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» или любая другая согласно Приказу от 12 ноября 2007 года №319 «О перечне организаций, осуществляющих санитарно-эпидемилогические экспертизы»).

Этап считается пройденным после получения положительного экспертного заключения о соответствии материалов обоснования деятельности по обращению с отходами санитарным правилам и нормам.

Однако ФБУЗ – лишь первый из трех органов согласования лицензии. После него документы с одобренными ФБУЗ материалами обоснования направляются на согласование в Роспотребнадзор (Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу). И здесь мы должны получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии намечаемой деятельности с отходами санитарным правилам и нормам.

Заключительной стадией на пути к получению лицензии является согласование документов в Росприроднадзоре (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), который в итоге и принимает решение о выдаче лицензии и подкрепляет это выдачей природпользователю официального документа «Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности». К лицензии прилагается перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность.

Полученную лицензию наша компания передает клиенту. Теперь работа считается выполненной.

Какие выгоды приобретает организация, получившая лицензию на деятельность по обращению с отходами?
Во-первых, такие компании начинают работать в законно-правовом поле по видам деятельности, на которые получена лицензия на отходы 1-4 классов опасности.

Во-вторых, она, может не опасаться штрафов за деятельность без лицензии.

В-третьих, у такой организации существенно повышаются шансы на победу в тендерах и закупках, где требуется лицензия. А значит, есть реальное конкурентное преимущество на пути к увеличению прибыли и развитию бизнеса.

Какие последствия возникнут, если компания будет работать без лицензии?
За отсутствие лицензии предусмотрены административное и уголовное наказания. Штраф от 100 000 до 250 000 рублей (КоАП ст. 8.2). И лишение свободы до трех лет в случае осуществления предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна. (Подробнее можно посмотреть в УК РФ ст. 171).

С какими трудностями сталкивается исполнитель и клиент на пути к получению лицензии на отходы?
Я думаю, что самое сложное для исполнителя –это донести до заказчика идею, что процесс получения лицензии запустится только тогда, когда будут предоставлены все исходные данные для полноценной работы исполнителя. И подпишется акт приема-передачи материала.

Кроме того, заказчику стоит набраться терпения, ожидая пока документы пройдут все стадии согласования. Тем более, если на этапе передачи исходных данных он сделал всё как надо, ему остается только ждать 5,5-6 месяцев. Потому что последующие стадии уже полностью зависят от компетентности исполнителя работы.

Соколова Наталья Романовна, начальник управления государственного экологического надзора «Росприроднадзора»
о новом законе №459 по лицензированию и обращению с отходами

Оформляем лицензию на транспортировку (транспортирование) отходов

Определение транспортирования отходов (ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»)

Разберемся в определениях

Читайте так же:  Управление персоналом трудовой договор

Во-первых, согласно ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» верно использовать термин «транспортирование отходов» вместо распространенного «транспортировка отходов».

Во-вторых, в законе «Об отходах производства и потребления» приводится определение данного вида обращения с отходами:

«Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.» Значит, отходы, вывезенные за территорию вашего предприятия, автоматические становятся транспортируемыми.

Транспортирование отходов, проще говоря, перевозка входит в общее понятие «обращения с отходами» наряду с деятельностью по сбору, накоплению, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Организации, которые осуществляют перевозку отходов I – IV классов опасности вне своего предприятия, должны получить лицензию на транспортировку отходов, согласно ФЗ-99 о лицензировании видов деятельности.

Требования к транспортированию отходов I-IV класса опасности отходов

Прежде чем обратиться за лицензией, соискатель должен убедиться, что соблюдены лицензионные требования:

  1. Лица, допущенные к транспортированию отходов I-IV классов опасности обязаны иметь документы о квалификации, необходимой для работы с данными видами класса опасности отходов.
  2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Это может быть технический директор или главный инженер предприятия, начальник производственного подразделения или эколог фирмы.
  3. На каждый перевозимый вид отхода обязательно есть паспорт отхода.
  4. Транспортные средства (грузовые поезда, самолеты, крытый и открытый автотранспорт, контейнеры, цистерны, трубопроводы) должны быть специально оборудованы для перемещения отходов и снабжены специальными знаками.
  5. Транспортирование отходов обязано производиться с соблюдением требований безопасности.
  6. При транспортировании у перевозчика на руках должны быть документы для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
    (ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», ст-и 15, 16).

Правила перевозки опасных грузов

Опасные грузы – это «любые вещества и материалы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести непоправимый вред окружающей природе и привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей».

Если отходы, которые транспортирует ваша фирма, являются опасными грузами, то транспортирование таких веществ регулируется другой нормативной базой.

Процесс получения лицензии на транспортировку опасных грузов автомобильным транспортом описан в РД 3112199-0199-96 (действующий, опубликованный документ).

Некоторые виды опасных отходов:

  • взрывчатые вещества;
  • яды, инфекционные вещества;
  • радиоактивные материалы;
  • легко- и самовоспламеняющиеся вещества.

(Весь перечень представлен в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»).

Перевозка промышленных отходов на полигоны и вспомогательные производства должна осуществляться с помощью специально оборудованного транспорта. (СанПиН 2.1.7.1322-03).

При перевозке отходов I–IV классов опасности, которые не входят в перечень опасных грузов, следует руководствоваться требованиями экологического законодательства в части обращения с отходами.

Транспортные средства, которые перевозят отходы, представляющие собой опасные грузы, должны быть оборудованы информационными таблицами для обозначения класса перевозимого груза. Эти таблицы включают в себя КЭМ, № ООН и знак опасности груза.

Рис. Знаки опасности для 9-ти классов опасных грузов

Согласно ДОПОГ (Дорожная перевозка опасных грузов), таблицы располагаются на двух боковых сторонах и сзади транспортного средства, которое везет опасные отходы (в цистернах, контейнерах или навалом/насыпью).

Информация о № ООН содержится в ДОПОГ. Изображения знаков опасности представлены в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ.

Порядок получения лицензии

Выдавать лицензию на обращение с отходами, согласно тому же закону «Об отходах производства и потребления», имеет право только орган исполнительной власти. В настоящий момент – это Росприроднадзор.

Сам процесс лицензирования осуществляется в соответствии с отдельным законом №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но с учетом закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Этап 1: проверка ФБУЗ

Цель: получить экспертное заключение о соответствии вида деятельности (в нашем случае это транспортирование отходов) СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03.

ФБУЗ запрашивает документы:

  1. Учредительные бумаги.
  2. Пояснительную записку со следующим содержанием:

  • аннотация;
  • данные о соискателе лицензии и его основной деятельности;
  • данные о работах по обращению с отходами, которые проводятся на предприятии;
  • данные о производственных процессах, которые являются источниками образования отходов.

  • Приложение к пояснительной записке. Если предприятие намерено получить лицензию на транспортировку отходов, то в состав приложения войдут копии следующих документов:

    • которые подтверждают наличие у соискателя специально оборудованного транспорта со специальными знаками на нем;
    • которые доказывают специальную подготовку сотрудников в области обращения с отходами (такая же бумага запрашивается от самого заявителя, если он ИП);
    • для заявителя-ЮЛ копия документа, который доказывает существование в компании сотрудника, который ответственен за допуск других сотрудников к обращению с отходами I — IV классов.
  • Сейчас обучение по обращению с отходами проводится во многих учебных центрах. Существуют узкопрофильные курсы, например, по подготовке водителей, которые профессионально занимаются перевозкой опасных отходов.

    Зачастую перед транспортировкой отходов производится сбор, т.е. прием или поступление отходов от компаний и/или граждан. Возможно, вашей фирме необходимо получить лицензию на сбор и транспортировку отходов. Если это так, то список документов нужно дополнить.

    ФБУЗ рассматривает документы компании, затем организует выездную проверку, чтобы удостовериться в истинности информации, которая содержится в бумагах.

    Если все лицензионные требования соблюдены и ситуация в компании соответствует описанной, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии деятельности экологическим стандартам.

    Этап 2: обращение в Роспотребнадзор

    Цель: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии лицензируемых работ санитарно-гигиеническим нормативам.

    Роспотребнадзор запрашивает документы:

    1. заявление (форма представлена в Прил. 1 Приказа Роспотребнадзора №775);
    2. экспертное заключение, которое было получено во ФБУЗ.

    Материал изучается в течение 30 дней.

    Документы возвращаются на доработку, если есть нарушения по их оформлению, содержанию, комплектности.

    Рассмотрение документов прекращается, если в них обнаружены ложные сведения (в особенности, это касается результатов экспертизы) или данные о заявителе отсутствуют в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

    Если проблем не возникло, предприятию выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии СанПиН 2.1.7.1322-03.

    Этап 3: получение лицензии в Росприроднадзоре

    Цель: получить лицензию.

    Документы, которые собираются в Росприроднадзор:

    1. заявление (форма представлена в Приказе Росприроднадзора от 16 марта 2016 No132);
    2. санэпидзаключение от Роспотребнадзора;
    3. копии документов, подтверждающих выполнение всех лицензионных требований: наличие оснащенного транспорта, профподготовку сотрудников, ЮЛ должны также доказать наличие штатного сотрудника, который контролирует допуск других сотрудников к операциям с отходами.

    (Эти же документы подавались во ФБУЗ.)

    Если подаем документацию электронно, то подкрепляем усиленной электронной подписью.

    После рассмотрения материала на содержание, оформление и подлинность электронной подписи (если нужно) Росприроднадзор выезжает в саму компанию, где инспекторы проверяют, действительно ли производство технически готово осуществлять работы по транспортированию отходов.

    Если не выявлено отклонений от лицензионных требований, то в течение двух дней после составления акта проверки фирма получает лицензию на транспортирование отходов.

    Официально вы получаете лицензию на обращение с отходами I – IV классов опасности, в которой будет пояснено, какие именно работы лицензировались.

    Процесс лицензирования не отличается, если необходимо получить лицензию на сбор и транспортировку отходов.

    Сроки получения

    Вся процедура занимает около 5,5 месяцев, из которых:

    • разработка исходных данных (пояснительной записки и копий документов, подтверждающих, что все лицензионные условия соблюдены) – около 2 месяцев;
    • согласование во ФБУЗ – около 1, но не более 2 месяцев;
    • согласование в Роспотребнадзоре – до 30 дней (календарных);
    • получение лицензии в Росприроднадзоре – около 1,5 месяцев, включая выездную проверку.

    Процесс может занять ещё около 1 месяца, если возникнет необходимость в доработке документов. Получить лицензию на сбор и транспортировку отходов можно за те же 5,5 месяцев.

    Для подробного изучения деятельности по транспортированию отходов рекомендуем изучить следующую литературу:

    1. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».
    2. ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
    3. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
    4. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
    5. РД 3112199-0199-96 «Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»