Компенсация сверхкомпенсация и псевдокомпенсация

08.07.2018 Выкл. Автор admin

Компенсация сверхкомпенсация и псевдокомпенсация

Сказанное не должно создавать впечатление, что компенсаторные процессы существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации — это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновременно с процессом восстановления (компенсации), ибо раздельно они не могут существовать. По образному выражению А. Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству — с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким образом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.

Психологическая компенсация

Психологическая компенсация — (от латинского «возмещение, уравновешивание») — это сложный процесс замещения или перестройки нарушенных функций. В основе перестройки нарушенных функций лежат механизмы приспособления психофизических систем человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

При этом приспособление связано с процессами достижения равновесия этих систем со средой. Для этого перестраиваются или внутренние психологические связи человека или социальные связи с окружающим миром. Изменение имеющихся связей обеспечивает:

1) восстановление адекватных функций мозга и органов (биологическое приспособление);

2) восстановление функций соответствующих психологических систем (психологическое приспособление);

3) восстановление функций общения, учебной деятельности (социальное приспособление). Восстановление данных функций положительно изменяет личность в целом, и способствует уравновешиванию ее состояний, свойств, обеспечивает оптимизацию ее деятельности в соответствии с требованиями среды.

Компенсация развивается в случае активации защитных сил и мобилизации потенциальных ресурсов организма, повышения сопротивляемости патологическому процессу. Поэтому она зависит от степени сохранности данных свойств, а они в свою очередь — от длительности заболевания или действия неблагоприятных факторов. Психологическое воздействие способствует высвобождению потенциальных возможностей, эмоционально активирует личность, мотивирует ее на изменение своего отношения к имеющейся аномалии, указывает пути совместной деятельности. Роль психологической опоры в восстановлении функций играют не только психолог, но и сверстники, родители, учителя.

Другой процесс — замещение утраченных функций, который осуществляется не с помощью ресурсов самой пораженной системы, а с помощью других систем, которые берут на себя функцию первой. Это могут быть: 1) другие зоны мозга, связанные с пораженной зоной; 2) другие ВПФ, ассоциированные с нарушенной ВПФ; 3) внешние инструментальные приспособления, искусственно усиливающие сниженную функцию (слуха, зрения); 4) специальные пособия для обучения, коррекционные материалы и методики. Здесь компенсация связана с коррекцией, которая может осуществлять восполнение нарушенной функции с помощью специальных методов обучения и воспитания.

Выделяют также псевдокомпенсацию или ложную компенсацию, когда пораженная функция временно оказывается компенсированной, а затем снова декомпенсируется. Псевдокомпенсация возникает также в случаях отказа ребенка от выполнения обычной деятельности, в которой может проявиться недостаточность данной функции. Если он осуществляет данную деятельность (например, учебную), то скрытая недостаточность функции становится явной, что связано с отсутствием истинной ее компенсации. Декомпенсация — процесс обратный компенсации и связанный с повторным нарушением ранее восстановленной функции.

Сверхкомпенсация связана с чрезмерным замещением или усилением нарушенной функции, когда ее недостаточность преобразуется в избыточность. Компенсаторная избыточность функции также как и недостаточность проявляется ее нарушением, что также способствует возникновению отклонения в развитии, но противоположного по своим свойствам (гиперфункция).

Вопросы и задания

1. В чем заключается психодиагностика в специальной психологии?

2. Какие виды психопрофилактики вы знаете?

3. Каковы критерии психического здоровья?

4. Как реализуется психологическая коррекция?

5. Что такое компенсация, декомпенсация, сверхкомпенсация?

Литература

1. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996

2. Зайцева И.А.Коррекционная педагогика.- М., 2002

3. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – 1985.

5. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н. Новгород, 1998.- Т.5.

6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: 1999.

Читайте так же:  Доверенность в альфа банк на получение выписок

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Компенсация сверхкомпенсация и псевдокомпенсация

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Раздел 2 Дефект и компенсация

Практическое занятие №3

Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефект по Л.С. Выготскому. Понятие о компенсации и коррекции в специальной психологии. Понятие «псевдокомпенсация», «сверхкомпенсация», «декомпенсация».

Цель: теоретическое освоение темы«Дефект и компенсация», формирование у студентов представления о психологических основаниях процессов коррекции и компенсации.

Задачи:

— сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, готовность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, анализировать теоретический материал .

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: дефект, компенсация, коррекция, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация, декомпенсация.

Методические материалы:наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Понятие о дефекте и его структуре.

2 Первичный и вторичный дефект по Л.С. Выготскому.

3 Понятие о компенсации и коррекции в специальной психологии.

4Понятие «псевдокомпенсация», «сверхкомпенсация», «декомпенсация».

Вопросы для обсуждения

1. Каково значение определения «структуры дефекта» при организации психологической помощи детям с отклонениями в развитии?

2. Раскройте учение Л. С. Выготского о структуре дефекта

3. Что представляют собой первичные нарушения?

4. Чем характеризуются вторичные нарушения?

5. Определите понятия: «дефект», «структура дефекта», «органические и функциональные нарушения», «коррекция», «компенсация», «социализация» и «интеграция», Сопоставьте понятия «компенсация» и «коррекция».

6. Понятие о компенсации в историческом аспекте.

7. Что представляют собой компенсаторные процессы?

8. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

9. Раскройте биологические и социальные факторы компенсаторных процессов.

10. В чем состоит сущность таких понятий как «декомпенсация» и «псевдокомпенсация»?

11. Теория сверхкомпенсации Адлера.

12. Компенсация внутрисистемная и межсистемная.

Срс

1 Сделать доклад на тему:

1. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

2. Л. С. Выготский о структуре дефекта

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде доклада

Рекомендуемая литература:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).

4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. — Екатеринбург, 2001.

5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.

7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.

8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.

2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.

3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.

6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.

7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.

9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.

10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.

12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Псевдокомпенсация.

Большой вклад в это понятие внес Альфред Адлер. В первую очередь, это психологическое понятие.

Псевдокомпенсация фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившейся кризисной ситуации и сужающей адаптационные возможности человека. Именно приставка «псевдо» подчеркивает, что человек в данном случае стремится к компенсации, но делает это не путем прямого преодоления проблем, а с помощью окольных способов.

Читайте так же:  Арбитражный суд пенза канцелярия

Альфред Адлер выделил три ситуации, которые способствуют невротической компенсации. Эти проблемы лежат в детстве, в свете неблагоприятных ситуаций:

1. Врожденное несовершенство органов приводящее к недомоганию и психической перегрузке. В особенности оно будет особо патогенным в том случае, когда ребенка за его врожденный дефект унижали, оскорбляли. Такие дети, как правило, теряют уверенность в себе. У них теряется интерес к людям, к учебе, к работе. Создается негативное ощущение себя. Отсутствие желания исправлять что-либо.

2. Избалованный ребенок. Ребенок, который привык жить в избытке ласки и заботы. Соответственно, эти дети становятся очень эгоистичными и капризными. Эти дети не способны к равноправному сотрудничеству. Когда такой ребенок попадает в новоокружение, где его уже не считают кумиром, он теряется, чувствует себя обиженным и хочет отомстить, стремится к господству и т.д. Они живут в постоянной конфронтации со своим окружением.

3. Пренебрегаемый ребенок. Такие дети не знают что такое любовь, душевная близость. Ребенок начинает думать что всегда все будут к нему так относиться. Присутствует недоверие к людям.

Кроме этих распространенных ситуаций существует много других.

Наличие подобной ситуации еще не значит, что будет развиваться псевдокомпенсация.

Способы псевдокомпенсации по Адлеру:

1. Уход в болезнь. В этом объясняется механизм генезисов невроза, психосоматических расстройств. В случае болезни человек заболевает. Симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества:

-Неудачи человека становятся оправданными и человек получает способ избегать проблем.

-Увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими.

-Человек может рассчитывать на помощь и сочувствие других.

По мнению Адлера, человек может доминировать.

2. Уход в слабость. Такие люди пытаются ограничить поле своей деятельности и больше заняты тем, чтобы избежать поражения, нежели тем, чтобы стремиться к успеху. Люди, которые строят из себя жертв. Выбирают в жизни самое худшее. Они ищут превосходства в том, чтобы доказать свою слабость и несчастность. Внутри поддерживают чувство морального превосходства.

5. Жестокий тиран. Высокая избалованность ребенка с принципом реальности. Ребенок в детстве привык, что он король и все его прихоти исполняются. Он начинает мстить этому миру. Манипулирует слабыми сторонами других людей. Жестокость такого рода является тайной слабостью.

6. Комплекс превосходства. Чувство незаменимости. Присуще вождям, преподавателям. «Анестезия» своего чувства недостаточности и, одновременно с другой стороны, это стимулятор.

7. Самореклама. Человек стремиться завоевать одобрение и признание окружающих людей. Данный вид не имеет психоэффекта стимуляции. Самореклама ведет к зависимости от мнения окружающих.

Последние два вида псевдокомпенсации являются даже полезными в какой-то степени. Могут быть достаточно результативными. Проблема в вопросе меры. Поэтому они считаются нулевыми.

Гиперкомпенсация (сверхкомпенсация) — 1) всякое повреждение или вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитные реакции гораздо более энергичные и сильные, чем те которые нужны, чтобы парализовать непосредственно опасность. 2) модель поведения, при котором компенсация имеющегося недостатка (реального или воображаемого) происходит путем переориентации деятельности на достижение цели, которая является мало или вовсе недоступной как раз из-за этого недостатка (в психологическом смысле). 3) тенденция психиатрических больных заниматься чем-либо, чем им противопоказано (в психиатрии).

Это понятие тоже введено Альфредом Адлером.

Классический пример — эффект прививки. Ребенку вводят, например, оспу в очень маленькой дозе и он реагирует на этот вредоносный фактор на всю жизнь. На маленькое воздействие человек дает очень сильную реакцию.

Таким путем, организм не только компенсирует причиненный ему вред, но и всегда вырабатывает излишек. Перевес над опасностью, приводящий его в более высокое состояние защищенности, чем то, которое было у него до возникновения опасности.

При сверкомпенсации достигается такой результат, который позволяет занять доминирующую позицию по отношению к другим. Человек чувствует превосходство, крайний случай даже комплекс превосходства.

Работа сверхкомпенсации определяется двумя моментами (Выгодский):

1. Сверхкомпенсация определяется социальными требованиями, предъявляемыми к развитию и воспитанию. Угол расхождения поведения ребенка и предъявляемых к его воспитанию социальных требований.

2. Компенсаторный фонд. Богатство и разнообразие функций.

Излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.

Иногда данный термин в связи с его негативным аспектом (в сторону минуса) используется как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств защиты, становления и т.д. Но все же они указывают на разные моменты.

Соотношение компенсации и адаптации.

И то и другое является процессом восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида.

Компенсация и коррекция

Проблема компенсации поврежденных или задержанных в развитии функций является центральной как для специальной психологии, так и для специальной педагогики.

Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития — является одновре­менно и задачей специального образования.

Теория компенсации развивалась в тесной взаимосвязи с развитием специального обучения, и уже в 30-е гг. XX в. Л.С. Выготский выделил осо­бенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

— включение аномального ребенка в разнообразную социально значи­мую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

— применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борь­бе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

— специальное воспитание по собственным методикам обучения на осно­ве выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

Читайте так же:  245 л с налог в москве

— включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

— уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой, — внешними со­циальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использо­ваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отста­лым детям.

Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглажи­вание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления: исправление отдельных дефектов и их последствий и целостное влияние на личность ре­бенка. В целом коррекция познавательной деятельности и физического разви­тия в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитателыюй работой.

Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору спе­циальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.

Коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере со­хранными, и приспособление происходит прежде всего за счет интенсивного использования сохранных анализаторов. Так, при нарушениях слуха ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы, опирается на тактильно-вибрационную и температурную чувствительность. При нарушениях зрения большое значение имеют слуховой анализатор, осязание и обоняние.

Коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к перво­причине. Рассматривая вопрос о преодолении вторичных нарушений при олигофрении, Л.С.Выготский подчеркивал, что недоразвитие высших психи­ческих функций легче поддается корригирующему воздействию: если мозго­вой процесс, лежащий в основе олигофрении, привел к недостаточности ме­ханического запоминания, педагогические меры почти ничего не улучшают. Вместе с тем можно специально развивать осмысленное логическое запоми­нание и добиться положительных результатов.

По отношению к общему образованию коррекция выступает как под­система, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.

В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной на­правленности обучения. Специальные методы работы с аномальными детьми позволяют развить их познавательные возможности.

Так, в процессе обучения слепых добиваются повышения осязательного и слухового восприятия, в той или иной степени замещающих зрение, Овла­дение глухими детьми словесной речью приводит к перестройке всей их по­знавательной деятельности на новой, более высокой основе. Формирование у умственно отсталых детей умений и навыков дает им возможность овладе­вать знаниями, развивает более сложные формы мышления.

Специальные технические средства, применяемые при обучении от­дельных групп детей, также ведут к расширению возможностей познания и коррекции первичного дефекта. В ряде случаев возникает необходимость ис­правления у аномальных детей сопутствующих дефектов, например наруше­ния двигательной сферы у умственно отсталых или слепых. Коррекция дости­гается в процессе всей учебной работы и на специальных занятиях — логопе­дических, лечебной гимнастики и др.

Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздей­ствие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении. Приемы кор­рекционной работы последовательно применяются на все* этапах ком­пенсации утраченных функций психики. Большое значение имеет и система лечебно-восстановительных средств воздействия, и самостоятельная активная деятельность самих учащихся. Существует прямая связь между активностью, сознательностью и самостоятельностью ребенка и процессами компенсации нарушенных функций.

К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:

— ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;

— правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

— использование,принципа соединения обучения с трудом;

— хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопо­нимание педагогов и учащихся;

— правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, ис­ключающая перегрузки;

— чередование методов обучения учащихся;

— использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

Вопросы и задания к теме 4

1. Дайте определение компенсации. Какие виды компенсации вы знае-

2. Выделите основные различия внутри- и межсистемной компенсации.

3. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

4. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псев­докомпенсация и гиперкомпенсация?

5. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А.Адлера.

6. Раскройте основные положения теории компенсации психических функций Л.С.Выготского.

7. Выделите основные особенности взаимодействия процессов коррек­ции и компенсации.