Какие задачи решает государственная экспертиза условий труда

13.07.2018 Выкл. Автор admin

Цели и задачи, порядок проведения государственной экспертизы условий труда

ЭУТ-комплексная оценка факторов производственной среды (физических, химических, биологических, тяжести и напряженности труда), оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе трудовой деятельности.

Госуд. экспертиза УТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА.

Основнымизадачами ГЭУТ являются:

1.Контроль за фактическими УТ работников.

2.Контроль качества проведения аттестации рабочих мест по УТ;

3.Контроль за правильностью предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.Контроль за соответствием проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям ОТ.

ГЭУТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

1) качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

2) правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

4) фактических условий труда работников.

Порядок проведения экспертизы

ГЭУТ осуществляется Министерством труда и социального развития.

1.Для проведения ГЭУТ заказчик направляет заявку и представляет всю соответствующую документацию и материалы по объекту экспертизы, которые регистрируются.

2.Руководитель отдела условий и ОТ в течение 3-х дней рассматривает представленные заказчиком материалы и документацию и в зависимости от вида экспертизы, ее объема и сложности принимает решение о составе экспертной комиссии.

К проведению экспертизы УТ могут привлекаться специализированные организации, а также внештатные эксперты, имеющие свидетельство и право оказания услуг в сфереОТ. Выполнение работ по осуществлению экспертизы с привлечением организации проводится на договорной основе между этой организацией и заказчиком.

3.Срок проведения государственной экспертизы условий труда устанавливается в зависимости от трудоемкости экспертных работ, но не должен превышать 1 месяца. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

4.При представлении документов и материалов, не соответствующих установленным требованиям, исполнитель в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет об этом заказчика. Если последний не устраняет указанные недостатки (не предоставляет дополнительные материалы) по истечении одного месяца со дня уведомления, исполнитель направляет в адрес заказчика извещение о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные им документы и материалы.

5. При необходимости могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными исследовательскими (измерительными) лабораториями.

6. По окончании экспертизы составляется заключение государственной экспертизы условий труда в двух экземплярах, которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы. Оно должно быть выдано течение 10 дней с момента окончания экспертизы.

Заключение государственной экспертизы условий труда должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Один экземпляр заключения государственной экспертизы условий труда вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в отделе условий и охраны труда.

Заключения государственной экспертизы условий труда вместе с заключениями привлекаемых организаций (внештатных экспертов) подлежат хранению в отделе условий и охраны труда в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ.

Заказчик в случае несогласия с заключением государственной экспертизы условий труда может обжаловать его в судебном порядке.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 25 ; Нарушение авторских прав

Статья 21. Государственная экспертиза условий труда

Комментарий к статье 21

1. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда осуществляется Минтрудом России, а на региональном уровне — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

2. Согласно комментируемой статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

Контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

Подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;

Осуществление государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, производстве и внедрении новых технологий и техники, лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

3. На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда в субъектах Российской Федерации, для решения возложенных на них задач Минтрудом России рекомендуется возложить следующие функции:

Осуществление контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

Подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Предложения рекомендуется направлять в Минтруд России для учета их при подготовке Федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Предоставление в учреждения медико-социальной экспертизы (по их запросу или по заявлению застрахованного) заключений государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;

Проведение государственной экспертизы условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;

Проведение государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

Осуществление государственной экспертизы условий труда по запросам органов государственного надзора и контроля, судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;

Читайте так же:  Справка об исполнении обязанностей по уплате налогов заявление

Выдача заключений по условиям труда для рассмотрения в судебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда;

Участие в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;

Организация работы исследовательских (измерительных) лабораторий по оценке условий труда;

Оказание консультаций работодателям и работникам по их просьбе (в том числе на договорных условиях) по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, установления правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;

Информирование Минтруда России о деятельности по осуществлению государственной экспертизы условий труда в субъектах Российской Федерации по установленной форме, согласно приложению N 4 к Рекомендациям (п. 5 Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу труда в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 30 ноября 2000 г. // Бюллетень Минтруда России. 2000. N 12. С. 21).

4. В целях обеспечения организации экспертной деятельности по условиям труда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, рекомендуется в своих структурах образовывать самостоятельные подразделения (управления, отделы) государственной экспертизы условий труда, а также создавать исследовательские (измерительные) лаборатории по оценке условий труда, которые аккредитуются в установленном законодательством порядке и действуют в соответствии с областью аккредитации в структуре соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или вне ее.

Структуру и численность подразделений государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации, их штатное расписание рекомендуется утверждать решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.

При утверждении штатного расписания рекомендуется исходить из расчета: один работник подразделения государственной экспертизы условий труда на 50 тысяч работающих в субъекте Российской Федерации. Если количество работающих в регионе менее 350 тысяч, то численность работников подразделения рекомендуется устанавливать не менее 7.

В штатное расписание рекомендуется включать должности главных специалистов, ведущих специалистов, выполняющих соответственно функции главных государственных экспертов по условиям труда в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе, государственных экспертов по условиям труда в других отраслях экономики субъекта Российской Федерации.

5. Организацию и порядок работы исследовательских (измерительных) лабораторий по оценке условий труда, включая хозрасчетную деятельность, методологическое и функциональное руководство ими, контроль их деятельности и взаимодействия с соответствующими подразделениями органов государственного надзора и контроля и другими организациями, рекомендуется осуществлять с учетом Типового положения об исследовательской лаборатории государственной экспертизы условий труда, утвержденного Постановлением Минтруда России от 16 июля 1993 г. N 139 (п. п. 6, 7 названных Рекомендаций).

6. В соответствии с п. 5 ст. 21 Закона работникам подразделений государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации предоставляются следующие права:

Беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца организации всех организационно-правовых форм. Допуск работников, выполняющих экспертную деятельность по условиям труда, в режимные организации должен осуществляться в установленном порядке;

Запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;

Проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны труда (при рассмотрении в суде вопроса о ликвидации организации или ее подразделения за нарушения требований охраны труда, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов). При этом подготовку заключений рекомендуется осуществлять по установленной форме, согласно приложению N 1 к Рекомендациям;

Предъявлять работодателям или их представителям обязательные для исполнения предписания (приложение N 2 к Рекомендациям) об устранении нарушений или представления (приложение N 3 к Рекомендациям) о приостановлении действия принятых в организации решений по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда, не соответствующих действующим законодательным и иным нормативным правовым актам (п. 8 Рекомендаций).

На должности работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, рекомендуется назначать специалистов с высшим техническим, экономическим, юридическим, медицинским образованием, имеющих опыт практической работы в области охраны труда не менее трех лет.

Повышение квалификации работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, рекомендуется проводить во Всероссийском центре охраны труда Минтруда России.

Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, должны иметь удостоверения установленного образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами охраны труда.

7. Руководство деятельностью по организации государственной экспертизы условий труда на территории субъекта Российской Федерации должно осуществляться главным государственным экспертом субъекта Российской Федерации по условиям труда, функции которого рекомендуется возлагать на заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами охраны труда.

Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля, территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.

Организационно-методическое руководство деятельностью по проведению государственной экспертизы условий труда органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, осуществляется Минтрудом России.

8. Порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Министерством труда и социального развития Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, установлен Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716).

Государственной экспертизе условий труда, в том числе проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Минтрудом России в зависимости от объекта экспертизы.

Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, — в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Читайте так же:  Договор о стоянки автобуса

Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти.

Руководитель соответствующего структурного подразделения органа исполнительной власти (далее — руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.

В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении одного месяца со дня регистрации документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

Государственная экспертиза условий труда и ее функции

Важнейшим в обеспечении конституционных гарантий граждан на свободный и безопасный труд является обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

Контроль за условиями труда призвана обеспечить государственная экспертиза условий труда.

Задачи и функции государственной экспертизы условий труда прописаны на законодательном уровне в Трудовом Кодексе РФ (ст. 216.1) Этой статьей определено, что «государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

В соответствии с этим положением государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

На местах всеми вопросами государственной экспертизы занимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а вот функции государственной экспертизы условий труда, ранее реализовавшиеся соответствующим отделом Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в ходе административной реформы 2004 г. переданы в Федеральную службу по труду и занятости.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется строго в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Целью и задачей государственной экспертизы условий труда является оценка:

¨ качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

¨ правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

¨ соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

¨ фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Государственной экспертизе условий труда подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Какие задачи решает государственная экспертиза условий труда

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется фе­деральным органом исполнительной власти, уполномоченным на поведение федерального государственною надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Проведения государственной экспертизы условий труда осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Цели государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  1. Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  2. Правильности предоставления работниками компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. Соответствия проектов строительства, реконструкции, техниче­ского переоснащения производственных объектов, производства и вне­дрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  4. Фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на произ­водстве.

Основания проведения государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • определений судебных органов;
  • обращений органов испол­нительной власти;
  • обращений работодателей, объединений работодателей;
  • обращений работни­ков, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • обращений органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющи­ми право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, то органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запраши­вают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и мате­риалы находятся в распоряжении таких органов либо органов органи­заций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Читайте так же:  Доверенность на сдачу документов в сбербанке

Права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых ра­ботодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
  • запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осу­ществления экспертизы документы и другие материалы;
  • проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными норматив­ными актами Российской Федерации.

Обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

  • составлять по результатам экспертизы заключения о соответ­ствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные за­ключения в суд, органы исполни тельной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхо­вания Российской Федерации;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изло­женных в заключениях;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы;
  • обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных для осуществления экспертизы.

Цели и задачи специальной оценки условий труда

Опубликовано: 14.12.2016 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Институт специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) – один из молодых в стране, заработал с 1 января 2014 года. Порядок разрабатывался в максимально короткие сроки для исполнения Поручения Президента РФ Путина В. В. № Пр-2499 для замещения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (ВОПФ, – ред.) и модернизации прежнего порядка – аттестации рабочих мест. С введением СОУТ был обновлен подход к оценке условий труда и порядок назначения льготных пенсий.

Спецоценка направлена на подтверждение соответствия условий труда на рабочих местах сотрудников нормативам в области охраны труда. Предполагается, что процедура позволит исключить или минимизировать риски и опасности при выполнении должностных обязательств и в дальнейшем повлиять на создание системы управления профессиональными рисками в организации. У спецоценки есть и иные цели. Подробнее о них.

1 цель. Сохранение здоровья работников. Приоритетная цель является основой государственной политики и лежит в основе Закона об охране труда. СОУТ позволяет стимулировать работодателя на обеспечение безопасной трудовой деятельности.

2 цель. Разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников. В случае, если будут выявлены ВОПФ, работодатель обязан в течение срока действия результатов устранить или снизить их влияние и обезопасить сотрудника. Как и какими способами? Это будет указано в рекомендациях, подготовленных по итогам процедуры совместно с экспертами СОУТ и комиссией, участвующей в проведении.

3 цель. Обоснование расходов на мероприятия по модернизации условий труда. Как правило, большинство организаций в годовой бюджет закладывают минимальные средства на охрану труда или вообще не выделяют их. При выявленных нарушениях, необходимо привести производство в соответствие. Часть затрат на мероприятия по улучшению можно возместить посредством ФСС.

4 цель. Расчет скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. За счет ФСС можно компенсировать расходы на спецоценку путем снижения страхового тарифа и предоставления скидки. Для этого необходимо иметь данные результатов исследования, на основе чего ведомство определяет, какая скидка положена работодателю.

5 цель. Установление размера дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР. Дополнительные тарифы применяются к рабочим местам, состоящим в Списках №1 и №2 на льготное пенсионное обеспечение. Если работодатель не проводит СОУТ, он обязан уплачивать доптариф страховых взносов, который в 2016 году равен для Списка №1 – 9%, для Списка №2 и «малым спискам» – 6%. При проведении СОУТ, самый максимальный тариф уплачивается только при 4 классе условий труда – 8%, минимальный – для класса 3.1 равен 2%.

6 цель. Организация предварительных и периодических медосмотров. В случае необходимости работникам назначаются медосмотры. В документах СОУТ даются ссылки на Приказ №302н Минздравсоцразвития, где отражается информация о периодичности медосмотров и видах обследования для той или иной профессии.

7 цель. Назначение гарантий и компенсаций работникам. За работу во вредных условиях труда работникам положены компенсации, их виды можно установить после получения результатов СОУТ. В зависимости от класса условий труда, работнику может быть назначен дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавка к заработной плате. При классе 3.3 и выше, предоставляются все 3 вида компенсаций.

8 цель. Обеспечение работников СИЗ (Средства индивидуальной защиты, – ред.). При СОУТ оценивается их эффективность. Если никогда не выдавались СИЗ, или их недостаточно, а они положены сотруднику по типовым нормам, эксперт укажет на их неэффективность.

9 цель. Решение трудовых споров. Для решения разногласий между работодателем и работником по вопросу условий труда важно иметь заключение независимой экспертной организации – документы СОУТ. Они являются неким дополнительным соглашением к трудовым отношениям, где работник и работодатель достигают согласия в вопросах охраны труда. Подробнее здесь.

10 цель. Снижение риска возникновения инцидентов и несчастных случаев, профзаболеваний. Во время проведения СОУТ можно оценить первоначальный риск несчастного случая, а также возникновения профзаболевания у сотрудника.

Для достижения данных целей требуется проведение комплексных работ по СОУТ. Собственно, главная задача – провести исследования качественно, чтобы получить реальное представление об условиях труда на рабочих местах. Благодаря этому, каждая из перечисленных целей будет достигнута в короткие сроки.