Эргономические требования к качеству

29.06.2018 Выкл. Автор admin

Требования к одежде

Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

По целевому назначению одежда:

повседневная – это одежда, которая употребляется ежедневно и отличается относительно строгими формами, умеренным количеством украшений;

торжественная – это одежда для различных торжеств, праздников и отдыха.

Ассортимент (франц. assortiment – подбор, набор, комплект) – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров.

Ассортимент женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду:

Белье – это все, что надевают прямо на тело.

Легкое платье – изделия, которые надевают поверх белья.

Верхняя одежда – все то, что надевают поверх легкого платья.

По способу эксплуатации одежда делится на поясную (держится на талии) и плечевую (держится на плечах).

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5-6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека.

Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки. Свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Содержание:

Показатели эргономических свойств изделий

Оценка показателей эргономических свойств товаров включает в себя ряд этапов и операций, порядок и содержание которых определяются целями оценки, сложностью изделия и т. п. Как правило, предусматривается проведение двух основных этапов: анализ эргономических свойств товара и процесса его потребления; собственно оценка показателей эргономических свойств.

Цель первого этапа — выявить связь человека с изделием в системе «человек — изделие (комплекс изделий) — среда использования». При этом эксперты анализируют:

структуру возможных ситуаций потребления товаров, особенности основных групп потребителей;

эргономические свойства элементов изделия, форму, размеры и расположение органов управления, характеристики средств отображения информации и т.д.;

гигиенические факторы, обусловливающие оптимальные условия жизнедеятельности человека (шум, вибрация, ультразвук и т.д.).

Выполнение первого этапа позволяет экспертам выявить важнейшие достоинства и недостатки товара, получить объективную и необходимую информацию для определения его эргономического уровня.

На втором этапе выбирают конкретные критерии и методы оценки, определяют показатели эргономических свойств товара, а также выносят обобщенное суждение об эргономическом уровне товара.

В зависимости от целей оценки, особенностей ее проведения, а также выбранного метода такой анализ и оценку качества товаров могут проводить:

а) специалисты в области эргономики (физиологи, гигиенисты, инженеры-психологи и т.п.), знакомые с особенностями потребления оцениваемой группы товаров и имеющие опыт участия в оценке качества продукции;

б) квалифицированные специалисты — эксперты, организованные в экспертные группы (комиссии) и высказывающие суждения о качестве товаров на основе своего опыта, знаний и интуиции;

в) потребители, имеющие практический опыт эксплуатации оцениваемой группы товаров.

Процедура анализа, предшествующая оценке показателей эргономических свойств товаров, состоит из ряда операций.

Начальная операция — знакомство с изделием по его краткой характеристике и материалам к нему (инструкции по эксплуатации, карта технического уровня и качества, проспекты, стандарты и т.д.) о назначении изделия, функциональных особенностях и этапах потребления, выявление основных групп потребителей.

В процессе эргономического анализа учитываются также данные отечественных и зарубежных нормативно-технических документов и рекомендаций, в которых изложены нормы и требования к эргономическим показателям товаров данной группы. Для отбора базовых образцов и формулирования критериев эргономической оценки рассматриваются аналогичные изделия отечественного и зарубежного производства, соответствующие лучшим мировым достижениям, а также перспективные образцы и реальные проектные разработки, в которых учтены основные тенденции развития конструктивных решений изделий данного вида и особенности взаимодействия с ними человека.

Изделие опробывается в действии, что позволяет экспертам представить себя в роли потребителей и воспроизвести их действия в разных условиях потребления. Главным на этом этапе является эргономический анализ процесса потребления изделия. Учитывая значительное разнообразие культурно-бытовой деятельности человека (по целям, мотивам, способам выполнения действий, условиям использования изделий и т.д.), содержание эргономического анализа потребления изделий может быть разным. Так, при оценке качества мотоциклов могут быть исследованы показатели функционального состояния водителей. При оценке качества бытовых электроплит могут быть использованы методы пооперационного, психологического и психофизиологического анализа, проведен опрос потребителей по специальной анкете. При оценке качества детских колясок можно использовать анатомический и биомеханический методы исследования эргономических свойств. Тем не менее главным моментом эргономического анализа является целостное рассмотрение всех сторон деятельности человека.

Эргономический анализ дает возможность сформулировать требования к качеству оцениваемого изделия. Они устанавливаются на основе общих эргономических требований с учетом выявленных особенностей взаимодействия человека с изделием.

Следующей важной операцией аналитического этапа является определение номенклатуры эргономических свойств товаров на основе их видовой номенклатуры и данных об эксплуатации изделия, изучения изделий-аналогов, справочных данных и научно-технической документации.

Построение номенклатуры в общем виде осуществляется в два этапа. Используя типовую номенклатуру эргономических показателей качества товаров, эксперты строят видовую номенклатуру, включающую в себя совокупность комплексных и единичных показателей, характеризующих уровень эргономичности всех видов изделий данной группы, имеющих одно название и выполняющих одинаковую или сходную функцию.

Видовую номенклатуру строят в виде иерархической структуры, подразделенной на взаимосвязанные уровни. На верхнем уровне находятся комплексные показатели, на нижнем — единичные и комплексные, значения которых могут быть определены тем или иным методом (измерительным, расчетным и т.п.). Число уровней иерархии определяется сложностью изделия, а также целями эргономического анализа и оценки.

На следующем этапе эксперты определяют номенклатуру эргономических показателей качества конкретного изделия на основе видовой номенклатуры путем отбора наиболее важных для данного изделия показателей и их детализации. Детализация видовой номенклатуры эргономических показателей может идти в двух направлениях — содержательном и структурном.

В содержательном направлении уточняют наименование, характер и важность показателей эргономических свойств конкретного товара, в структурном устанавливают порядок деления показателей по уровням рассмотрения, а также возможную границу детализации их групп. При этом из видовой номенклатуры исключают показатели, не характерные для эргономического качества оцениваемого товара, и включают при необходимости новые, выявляющие специфику взаимодействия с ним человека.

Большое влияние на выбор номенклатуры эргономических свойств оказывает система «человек—изделие (комплекс изделие—среда использования».

Для оценки эргономичности простых (без органов управления) изделий номенклатура показателей, как уже отмечалось, должна отражать главным образом особенности обращения с изделием на этапах его использования и хранения.

Для эргономической оценки технически сложных изделий с органами управления и средствами обратной связи требуется развернутая структура эргономических показателей связи человека с изделием.

При оценке качества изделий, увязанных в единый потребительский комплекс, необходимо учитывать показатели, характеризующие, с одной стороны, специфику связи человека с каждым из элементов комплекса, а с другой — особенности взаимодействия человека с потребительским комплексом в целом.

Заключительная операция этапа эргономического анализа изделия — определение значений показателей путем измерения или их описания.

При определении показателей эргономических свойств изделий, полезный эффект использования которых воспринимается потребителем сенсорно (например, фото- или телеизображения), рекомендуется учитывать нелинейный характер соотношения их объективных значений и субъективно воспринимаемых потребителем. Это требование вытекает из концепции о том, что помимо реального физического пространства, в котором мы живем, существует субъективное пространство наших ощущений объективной реальности. Его компоненты не всегда адекватны компонентам объективного пространства, отражением которого является пространство ощущения. Поэтому одной из актуальных и сложных проблем эргономических измерений является выяснение связи между этими двумя видами пространств. В частности, речь идет о переводе численных характеристик того или иного объекта или его свойств, существующих в реальном пространстве, в субъективно воспринимаемые характеристики, локализуемые в пространстве ощущений.

Этап оценки показателей эргономических свойств товаров состоит из двух операций:

определение эргономических критериев;

выбор методов оценки в зависимости от целей и задач оценки, ее сроков, полноты и точности необходимой информации.

Дифференциальным методом оценивают единичные показатели эргономических свойств. Он основан на сопоставлении значений эргономических показателей с их базовыми значениями.

Комплексным методом определяют обобщенный эргономический показатель, который чаще всего выражается средневзвешенным показателем качества товара.

Разновидностью комплексного метода является экспресс-метод. Его применяют для определения обобщенного эргономического показателя без предварительного получения значений единичных показателей и их коэффициентов весомости.

При оценке показателей эргономических свойств товаров с использованием экспресс-метода (целостная оценка) проводят следующие операции:

делят эргономические показатели на измеримые и неизмеримые;

анализируют измеримые показатели качества в сравнении с базовыми;

анализируют неизмеримые показатели в сравнении с базовыми по их описаниям;

выявляют значимость отдельных показателей и целых групп;

определяют обобщенную оценку эргономического уровня качества изделия.

Широко применяют для оценки эргономических свойств товаров комбинированные методы. Так, если эргономическая оценка ограничивается исследованием удобства пользования изделием и опирается на результаты сравнения свойств и характеристик изделия с совокупностью выбранных базовых показателей, используют комбинацию инструментально-расчетного, экспертного и социологического методов.

В отдельных случаях применяется частная комбинация методов, т.е. эргономическая оценка качества товара выносится на основе данных, полученных с помощью только экспериментального и социологического методов или только инструментально-расчетного и экспертного методов. Комбинацию методов можно использовать и для оценки измеримых эргономических показателей. При этом экспертные оценки дополняют и корректируют результаты, получаемые инструментально-расчетным или социологическим методом.

Когда необходимо получить наиболее всестороннюю и достоверную эргономическую оценку изделия, при которой акцент переносится с изделия на его потребителя, а эргономический уровень товара определяется соответствием психофизиологических и других функциональных характеристик потребителя заданным условиям потребления, можно использовать комбинацию экспериментальных методов. В этом случае у групп условных потребителей оцениваемого изделия и его аналогов исследуют психофизиологические аспекты их деятельности, регистрируют комплекс показателей, позволяющих судить об эффективности и оптимальности результатов оценки, динамике функциональных состояний потребителей-испытуемых, их работоспособности в конкретных условиях использования оцениваемого товара в сравнении с базовыми образцами.

Для сокращения процедур эргономической оценки качества товаров можно ограничиться комбинацией экспертных и экспериментальных методов путем совмещения в одном лице экспертов и испытуемых. Это позволяет дополнить объективные данные лабораторных исследований суждениями квалифицированных специалистов.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТОВАРАМ;

Зс+Зэ

Величина, обратная интегральному показателю качества, называется удельными затратами на единицу эффекта.

Определить интегральный показатель качества и суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления товара можно не для каждого вида продукции. Поэтому при решении задачи повышения качества того или иного товара необходимо учитывать его оптимальное качество, позволяющее получать соответствующий экономический эффект при создании, эксплуа­тации или потреблении. Оптимальный уровень качества изделия соответствует затратам общественного труда, при которых до­стигается наибольший экономический эффект. Определяется он

no разности между стоимостью, получаемой от использования товара, и стоимостью затрат на его производство.

При сравнительной оценке качества товара применяют б а-зо вые показатели, т. е. показатели, характеризующие ка­чество продукции, принятой за эталон. За базовые могут быть приняты показатели образцов текущего производства, показа­тели лучших образцов отечественного или зарубежного произ­водства либо показатели перспективных образцов, установлен­ные опытным путем или теоретически. По мере совершенствова­ния производства и повышения требований покупателей одни эталонные образцы заменяют другими, более перспективными.

Читайте так же:  Заместитель по ахч требования

Отношение показателя качества товара к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара.

Базовые показатели качества в зависимости от вида про­дукции бывают единичными, комплексными и интегральными. Комплексный показатель, отнесенный к такой совокупности свойств, по которой принято решение оценивать качество товара, представляет собой обобщенный показатель. При оценке каче­ства товара необходимо сопоставить показатели совокупности свойств, составляющих качество, с потребностями в этом товаре в определенный период. Но это не всегда возможно, так как по­требности общества постоянно растут и изменяются.

Качество товара может характеризоваться и такими косвен­ными показателями работы предприятия, как коэффициент де­фектности, коэффициент сортности, число полученных реклама­ций на плохое качество продукции, число изделий, выпущенных с государственным Знаком качества или 1-м сортом, количество изделий, подлежащих ремонту в гарантийные сроки, и т. д.

Для потребителя товара важны не только показатели каче­ства, но и время, в течение которого товар может полностью выполнять свои функции и удовлетворять потребность человека, т. е. сохранять обусловленные технико-экономические, эксплу­атационные и другие свойства.

Качество товаров является актуальной проблемой товарове­дения. В торговлю поступает большое количество товаров, раз­личных по назначению, сырьевому составу и внешнему оформле­нию. Постоянно изменяется спрос населения. Поэтому задача товароведов состоит в том, чтобы на основе изучения спроса и определения потребности на товары дать заказ промышленности на производство товаров в соответствии с реальными запросами. Важными задачами товароведения являются также разработка научно обоснованных требований к качеству товаров с учетом наиболее полного удовлетворения определенных потребностей человека, соответствия условиям эксплуатации, вкусам и совр менной моде; установление показателей, характеризующих ур. вень качества товаров; разработка методов оценки потребите^ ной стоимости не только качественно, но и количественно; оп^’ деление затрат на производство и потребление товара.

Все товары, выпускаемые промышленностью, должны соот­ветствовать определенным требованиям. Под_требованиями^ предъявляемыми к товарам, понимают условия и особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы его можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени. К ним относятся уя-к показа­тели физико-механических свойств, характеризуемые числовыми значениями, так и соответствие товара господствующей моде, стилю, санитарии и гигиены и др. Совокупность свойств и осо­бенностей для различных товаров неодинакова и зависит от их назначения и условий эксплуатации или потребления. Характер и уровень требований зависят от материального и культурного уровня жизни населения, назначения товара, наличия сырьевых ресурсов, технико-экономических возможностей производства и уровня наших знаний о товаре. Между уровнем требовании и качеством товаров существует определенная диспропорция, что способствует непрерывному повышению качества и обновлению ассортимента товаров.

По мере развития экономики, науки и техники, изменения потребностей населения, расширения знаний о товаре требова­ния, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются и, как правило, повышаются.

Треб о в ания к товару могут_бьг1ь__т&к.у1щш-и_н- -пе р сп е кт и в -нь1М11,общими и специфическими._

‘Текущие требования разрабатываются и предъявляются к товарам серийного производства, находящимся в продаже. Они устанавливаются с учетом технических и экономических воз­можностей производства и уровня наших познаний о товаре на определенном этапе развития. Эти требования, как правило, регламентируются государственными, республиканскими и от­раслевыми стандартами и техническими условиями. Текущие требования периодически пересматриваются, уточняются н из­меняются.

Оценка качества товаров с учетом этих требований проводит­ся, по ограниченному числу показателей.

Перспективные требования объединяют более широкий н вы­сокий по уровню комплекс показателей, предъявляемых к ка­честву товаров. Основой для них являются текущие требования к качеству товаров.

При разработке перспективных требований к товару учиты­вают его назначение, условия эксплуатации, наиболее полное удовлетворение потребностей населения, совершенствование процессов производства, появление новых видов сырья и др.

Разработка перспективных требований к качеству товаров побуждает работников науки, промышленности и торговли по­стоянно повышать качество готовых изделий,

Перспективные требования по мере развития технического прогресса- переходят в группу текущих и регламентируются ГОСТами и техническими условиями.

Разработка перспективных и пересмотр текущих требований, предъявляемых к качеству товаров, являются важнейшими за­дачами товароведения.

Каждый специалист-товаровед своей работой должен содей­ствовать постоянному расширению ассортимента и улучшению качества товаров.

Общие требования в равной степени предъявляются или к одному, или к преобладающему большинству товаров. К ним относятся: наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, удобство пользования, безвредность для человека и обеспечение нормальной жизне­деятельности организма, прочность и надежность в эксплуатации в пределах установленного срока, возможность и простота ре­монта (для изделий, подвергающихся ремонту), эстетические особенности и др. Значимость отдельных требований в общей оценке качества различных по назначению товаров неодинакова и зависит от условий эксплуатации и функций товара. Для этого важно знать систему соответствующих коэффициентов весомости показателей качества для отдельных групп товаров в зависимо­сти от их назначения и характера оцениваемого предмета. Это позволит сравнивать товары между собой и с другими анало­гичными по назначению товарами и тем самым более обосно­ванно определять спрос на отдельные товары и соответственно планировать объем их производства.

Специфические требования предъявляются к более узкой группе изделий или к конкретному товару. Они очень разно­образны и зависят от назначения и условий эксплуатации това­ров. Так, в одном случае более высокие требования предъяв­ляются к прочности товаров, в другом—к внешнему оформле­нию. Важнейшее требование, предъявляемое к музыкальным инструментам,— это качество звучания. Для изделий художест­венно-декоративного назначения основными требованиями явля­ются тематическое содержание, идейная направленность, цвето­вое оформление, точность исполнения и менее важны требова­ния к прочности. Наиболее высокой прочностью должны обла­дать товары, которые в процессе эксплуатации подвергаются механическим воздействиям (сжатию, растяжению, изгибу, кру­чению, удару и др.).

‘:Как текущие, так и перспективные, как общие, так и специ­фические требования в зависимости от того, какую сторону по­требления товара они характеризуют, подразделяют на социаль­ные, функциональные, надежности, эргономические, эстетиче­ские, экологические, требования безопасности и безвредности по­требления, технологические, стандартизации и унификации, экономические и др. Все они в той или иной степени дополня­ются соответствующими свойствами и показателями.

Социальные требования к товару — это соответствие производства того или иного товара потребностям общества в целом, групп населения и отдельных индивидуумов. Они прояв­ляются через функциональные, эстетические и прочие потреби­тельские свойства.

..•,- Функциональные требования предусматривают соответствие изделия выполнению основной функции. Товар, не соответствующий им, не может быть использован по назначению.

Для некоторых товаров эти требования могут совпадать с другими требованиями. Так, для художественно-декоративных изделий они отождествляются с эстетическими. «^ Требования к надежности характеризуют способ­ность изделий выполнять заданные функции в течение опреде­ленного времени. Изделия должны быть прочными и надежными в эксплуатации. Производство изделий, обладающих высокой надежностью, равнозначно увеличению выпуска аналогичных изделий без дополнительных затрат средств и материалов. Тре­бования к надежности изделий выражаются в требованиях к их безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемо-сти, что должно способствовать увеличению сроков службы и удовлетворению потребностей в течение длительного времени без соответствующей замены.

Требование безотказности предъявляют в основном к слож-нотехническим машинам, приборам и аппаратам. Изделия должны сохранять работоспособность в течение заданного про­межутка времени без вынужденных перерывов.

Требования долговечности сводятся к тому, чтобы работо­способность изделия до предельного состояния сохранялась в те­чение длительного времени с необходимыми перерывами на ремонт или другое техническое обслуживание.

Ремонтопригодность характеризует пригодность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей путем ремонта и технического обслуживания. Все изделия по ремонтопригодности подразделяются на две группы: подвергаю­щиеся восстановлению и невосстанавливаемые.

Требования к сохраняемости—это прежде всего требования к условиям, обеспечивающим сохранение потребительной стои­мости товаров при хранении, транспортировании в течение уста­новленных сроков и после их истечения. Особое значение эти тре­бования имеют для товаров, основные свойства и качественные показатели которых проявляются под воздействием факторов внешней среды (химические, парфюмерные товары, вяжущие ве­щества и др.).

* Эргономические требования предусматривают -пре­жде всего удобство пользования изделием в процессе эксплуата­ции, соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий эксплуатации его человеком. Они имеют особое значение при оценке качества товаров в про­изводственном процессе или в быту в связи с тем, что человек,

пользуясь тем или иным изделием, вступает с ним во взаимо­действие «человек—изделие», «человек—изделие—среда» и т. д.

Эргономика—наука, изучающая функциональные возможно­сти человека в трудовых процессах или во время отдыха в це­лях создания для него оптимальных условий. Эргономические требования определяют соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим, психологическим и другим особенностям организма человека, характеризуют отношение субъекта к объекту. В соответствии с этим эргономические требования к изделиям подразделяются на гигиенические, антропометрические, физиологические и пси­хофизиологические.

Гигиенические требования предусматривают обес­печение безопасных и безвредных условий для жизнедеятельно­сти человека при его взаимодействии с изделием и средой. При этом имеется в виду защита организма человека от неблаго­приятных воздействий внешней среды, химически вредных ве­ществ, а также обеспечение соответствующих условий нормаль­ного функционирования организма. К гигиеническим требова­ниям относится и возможность поддержания изделия в чистоте.

Эти требования имеют отношение к большинству товаров и особенно к товарам из различных полимерных, синтетических материалов и пластических масс. Товары, содержащие вредные для организма человека вещества, не пригодны для использо­вания по назначению (посуда, парфюмерия, обувь, одежда и т. д.).

Разработке гигиенических требований следует уделять боль­ше внимания. Для этого необходимо осуществление более ши­рокого комплекса научных исследований по установлению пре­дельно допустимых концентраций (ПДК) вреднодействующих веществ или их примесей, содержащихся в исходном материале и готовом изделии или выделяющихся в окружающую человека воздушную среду или пищу.

Каждое новое изделие должно иметь заключение Государ­ственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР о безвредности его для человека. Только в этом случае оно может быть допущено к использованию.

При разработке требований к химическим ядовитым веще­ствам необходимо учитывать их состав, свойства. Эти сведе­ния, а также правила пользования, меры предосторожности, способы защиты должны быть указаны на этикетках на товаре или на специальных памятках, прилагаемых к товару.

К некоторым товарам народного потребления, кроме требо­ваний биологической безопасности, предъявляют и такие требо­вания, как электрическая безопасность, химическая безвред­ность, пожарная безопасность. Одно из важнейших требований, предъявляемых к электробытовым товарам и приборам,—элек­трическая безопасность, к строительным материалам и нагрева­

тельным приборам—пожарная безопасность. Химически без­вредными должны быть изделия из пластических масс, в том числе посуда для приготовления пищи, парфюмерно-косметиче-ские товары.

Антропометрические требования предусматри­вают соответствие изделия или его деталей размерам и форме тела человека; физиологические—соответствие изделия физиче­ским возможностям человека при пользовании им; психофизио­логические—соответствие готовой продукции особенностям органов чувств человека.

Требования, характеризующие соответствие готовых изделий психике человека, относятся к психологическим.

При определении соответствия изделия эргономическим тре­бованиям необходимо проанализировать все операции процесса пользования им и правильно оценить каждую из них (удобство, легкость и быстроту выполнения). ^ Эстетические требования—это требования к фор­ме, конструкции, внешнему оформлению, целостности компози­ции, совершенству исполнения и другим особенностям изделий. Эти требования выявляют общественную ценность, полезность, рациональность, функциональную целесообразность изделия, технологичность и экономичность его в изготовлении и эксплуа­тации, а также соответствие вкусам населения и моде. Эстетиче­ским требованиям, предъявляемым к товарам, уделяется боль­шое внимание.

— г — Экологические требования—это требования, пре­дусматривающие охрану окружающей среды от выделений вред­ных веществ при производстве, транспортировании, хранении и эксплуатации изделий. Эти требования должны учитываться при выборе сырьевых материалов, режимов технологической обработки и отделки изделий.

Требования безопасности и безвредности предусматривают прежде всего обеспечение безопасности для человека при пользовании изделиями, а также защиту человека от возможной опасности и вредных для здоровья воздействий. При разработке требований безопасности и безвредности не­обходимо исходить из норм, определяемых стандартами и реко­мендациями СЭВ, ИСО, МЭК и других международных органи­заций по стандартизации и безопасности труда, а также из пра­вил по технике безопасности.

-f Технологические требования предъявляют прежде всего к исходным материалам и сырью для производства това­ров. Предъявляют эти требования к тканям, пряже, лакам и краскам, строительным и другим материалам. Эти требования предусматривают легкость и простоту получения и обработки изделий и использования их в быту; возможность применения современных методов обработки, оборудования и технических средств, повышающих производительность труда и снижающих себестоимость готовой продукции. Требования технологичности

должны предусматривать стандартизацию и унификацию дета­лей и узлов агрегатов.

. ^-‘- Требования стандартизации и унификации предусматривают возможность использования для производства товаров стандартных и унифицированных деталей и способов технологии. Унификация позволяет создавать на основе базовой модели разнообразные изделия из унифицированных элементов и деталей. Благодаря стандартизации и унификации повыша­ется производительность труда, сокращается себестоимость го­товой продукции за счет широкого использования достижений научно-технического прогресса и прежде всего прогрессивных методов организации управления производством, товародвиже­нием и складским хозяйством. Все это способствует повышению уровня механизации и автоматизации процессов на основных и подготовительных этапах производства. -4- Экономические требования предусматривают не только требования к затратам труда на производство готовой продукции, но и затраты потребителей, связанные с приобрете­нием, использованием, ремонтом и другими расходами, что де­лает вещь доступной для широких слоев населения и обуслов­ливает общественное ее признание.

Цены товаров массового спроса должны быть доступны ши­роким слоям населения. Важное значение для правильного уста­новления цены имеют данные о потребительной стоимости и свой­ствах изделия. Однако цена не может служить исчерпывающей экономической характеристикой товара. Не менее важно знать, какие средства затрачиваются на потребление товара, его обслу­живание.

Эргономические требования к качеству

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Эргономические характеристики (в помощь студенту при подготовке зачётного задания и курсового проекта)

Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки.

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру, граничные значения и ориентировочные параметры качества программных средств образовательного назначения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящий стандарт регламентирует оценку эргономических характеристик ПС ОН в подсистеме сертификации программных средств образовательного назначения, являющейся составной частью Системы сертификации средств и систем в сфере информатизации «РОСИНФОСЕРТ».

1.2. Оценка эргономических характеристик ПС ОН проводится в соответствии с технологической инструкцией и методическим руководством.

2. НОМЕНКЛАТУРА ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА.

2.1. Эргономические требования, предъявляемые к ПС ОН, делятся на следующие группы:

  • требования соответствия характеристик программного средства методическому руководству и сопутствующей документации.
  • требования к временным режимам работы программного средства;
  • требования к общей визуальной среде на экране монитора;
  • требования к цветовым характеристикам;
  • требования к пространственному размещению информации на экране монитора;
  • требования к организации диалога;
  • требования к буквенно-цифровой символике и знакам;
  • требования к звуковому сопровождению.

2.2. Требования соответствия характеристик программного средства методическому руководству и сопутствующей документации:

  • соответствие программного средства методическому материалу;
  • соответствие последовательности действий, необходимых для установки программного средства, инструкции;
  • легкость запуска;
  • соответствие основных технических характеристик программного средства параметрам, приведенным в документации;
  • устойчивость работы.
Читайте так же:  Похищение человека уголовный кодекс

2.3. Требования к временным режимам работы ПС ОН определяются параметрами:

  • длительность времени непосредственной работы учащихся на компьютере в течение урока;
  • длительность времени непосредственной работы учащихся на компьютере на первом и на втором уроках при сдвоенных уроках;
  • возраст учащихся.

2.4. Требования к общей визуальной среде на экране монитора определяются параметрами:

  • нормальная визуальная среда;
  • благоприятная визуальная среда;
  • гомогенная визуальная среда;
  • агрессивная визуальная среда;
  • смешанная визуальная среда;
  • динамическая гомогенная среда;
  • динамическая агрессивная среда;
  • нормальная визуальная среда программного средства.

2.5. Требования к цветовым характеристикам формируются из условий оптимального восприятия зрительной информации в зависимости от цветовой палитры, яркости и контрастности изображения на экране монитора, характеризуется параметрами:

  • соответствие цветовой палитры относительной видимости предметов изображения;
  • оптимальность контраста изображения по отношению к фону;
  • постоянство используемых цветов;
  • соответствие цветов устойчивым зрительным ассоциациям;
  • яркость цветов объектов по отношению к фону;
  • оптимальность выбора цветов для смыслового противопоставления объектов;
  • оптимальность сочетания цвета и яркости изображения.

2.6. Требования к пространственному размещению информации на экране монитора формируются из условий оптимальности изучения текстовой, графической и текстово-графической информации, характеризуется параметрами:

  • соответствие форм объектов устойчивым зрительным ассоциациям;
  • использование логических ударений;
  • оптимальность использования логических ударений;
  • соответствие последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации;
  • соответствие полей восприятия графической информации оптимальному порядку изучения;
  • соответствие пространственного расположения информации на экране оптимальному порядку изучения;
  • степень засоренности поля главного объекта.

2.7. Требования к организации диалога формируются из условий максимальной естественности взаимодействия ученика программным средством, определяются параметрами:

  • доступность для учащихся;
  • время реакции на ответ или управляющее воздействие;
  • число вариантов ответов в вопросах типа «меню»;
  • правдоподобность ответов в вопросах типа «меню»;
  • наличие инструкции или подсказки, удобство работы с ней.

2.8. Требования к буквенно-цифровой символике и знакам формируются из условий максимальной эффективности считывания буквенно-цифровой информации с экрана монитора, разделяются на требования к разборчивости изображения и требования к параметрам текста.

Требования к разборчивости изображения характеризуются параметрами:

  • способ начертания (соотношение размера и яркости);
  • толщина линии обводки.

Требования к параметрам текста характеризуются параметрами:

  • высота знака;
  • отношение ширины буквы, цифры к высоте;
  • толщина линии обводки в прямом и обратном контрасте;
  • расстояние между знаками;
  • расстояние между строками;
  • длина строки.

2.9. Требования к звуковому сопровождению разработаны исходя из условий максимальной естественности восприятия человеком звуковой информации с учетом специфики использования ПС ОН в учебном процессе. Требования к звуковому сопровождению характеризуются параметрами:

  • комфортность восприятия звуковой информации;
  • удобство настройки звуковых характеристик;
  • зависимость максимальной разборчивости от уровня громкости;
  • соответствие звуковой информации устойчивым звуковым ассоциациям;
  • степень засоренности звукового сопровождения;
  • оптимальность темпа звукового сопровождения.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ КАЧЕСТВА

3.1. Требования к параметрам соответствия характеристик программного средства методическому руководству и сопутствующей документации.

3.2. Временные режимы работы программного средства.

3.3. Требования к общей визуальной среде на экране монитора

3.4. Требования к цветовым характеристикам

3.5 Требования к пространственному размещению информации на экране монитора

3.6. Требования к организации диалога

3.7.Требования к буквенно-цифровой символике и знакам.

3.7.1.Требования к разборчивости изображения.

3.7.2. Требования к параметрам текста

3.8. Требования к звуковому сопровождению

Методическое руководство к проведению экспертизы эргономических характеристик.

Экспертиза эргономических характеристик программных средств образовательного назначения проводится в три этапа.

На первом этапе эксперты знакомятся с программным средством и методическим материалом, затем делают предварительные измерения и оценки эргономических характеристик. Вся работа проводится экспертами самостоятельно, учащиеся на этой стадии не привлекаются.

На втором этапе оценка эргономических характеристик программных средств осуществляются в условиях педагогического эксперимента. Здесь проверяются и уточняются результаты, полученные на первом этапе.

На третьем этапе проходит окончательное уточнение результатов, выставление средних и итоговых оценок. Вся работа осуществляется экспертами самостоятельно.

Оценку эргономических характеристик программных средств образовательного назначения необходимо проводить по следующим группам:

первая группа – оценка параметров соответствия характеристик программного средства методическому руководству и сопутствующей документации;

вторая группа – временные режимы работы программных средств образовательного назначения;

третья группа – оценка общей визуальной среды на экране монитора;

четвертая группа – оценка параметров цветовых характеристик;

пятая группа – оценка параметров пространственного расположения информации на экране монитора;

шестая группа – оценка параметров организации диалога;

седьмая группа – оценка параметров буквенно-цифровой символики и знаков;

восьмая группа – оценка параметров звукового сопровождения.

Для оценки эргономических характеристик программных средств образовательного назначения применяются измерительные, экспертные и экспертно-измерительные методы.

При использовании измерительных методов оценок необходимо ориентироваться граничными значениями оцениваемых параметров, приведенными в таблицах. При использовании экспертных методов – ориентировочными параметрами качества.

Оценку параметров эргономических характеристик необходимо проводить в соответствии с документом «Информационная технология. Сертификация средств и систем в сфере информатизации. Программные средства образовательного назначения. Технологическая инструкция к проведению экспертизы эргономических характеристик».

Соответствие или не соответствие программного средства должно оцениваться по каждому параметру отдельно. В протоколе испытаний эргономических характеристик должны присутствовать результаты оценки по каждому параметру, их среднее значение, комментарии с указанием отклонений и по какому параметру, оценка соответствия группы в целом. Это даст экспертному совету более объемную картину оценки.

Знак «+» в протоколе испытаний эргономических характеристик должен указывать на соответствие программного средства требованию, знак «-» — на несоответствие. Допустимо использование знака «+-» в пограничных областях результата оценок.

ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА МЕТОДИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ И СОПУТСТВУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Оценка осуществляется на первом этапе экспертизы, когда знакомятся с методическим материалом и сопутствующей документацией, устанавливают программное средство и знакомятся с ним непосредственно в работе. К сожалению, в настоящее время нет единых требований на необходимую номенклатуру технических характеристик сопутствующей документации. Поэтому она часто носит ярко выраженный рекламный характер. Экспертам необходимо самым тщательным образом знакомиться со всей документацией программного средства образовательного назначения и анализировать ее, поскольку неверные сведения часто ведут к прямому обману покупателей.

Параметры 1.4 и 1.5 носят предварительный характер. На третьем этапе проведения экспертизы они будут уточняться. Параметры 1.1, 1.2, 1.3 носят окончательный характер. Их необходимо выставлять по первому впечатлению о программном средстве – при первой установке и запуске.

Несоответствие пункту 1.1 может привести к существенному снижению эффективности программного средства образовательного назначения. Это случается, когда авторы стремятся как можно быстрее выпустить программное средство на рынок и считают разработку методического обеспечения делом второстепенным. В этом случае методическое обеспечение не поспевает за самим программным средством. Несоответствие программного средства методическому материалу вносит путаницу в работу учителя, вызывая недоверие к программе, что в конечном итоге снижает ее эффективность.

Несоответствие пунктам 1.2 -1.5 говорит о программно- аппаратных недоработках программного средства. В образовательных учреждениях нежелательно использование программных средств с серьезными программно-аппаратными недоработками.

ОЦЕНКА ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Контролируемым параметром является длительность непосредственной работы учеников с компьютером, инструментом измерения – секундомер.

Время непосредственной работы с компьютером – это чистое время взаимодействия учеников с компьютером при работе с программным средством, когда его внимание целиком приковано к экрану монитора. В него не входит время объяснения учебного материала, загрузки и установки программного средства в рабочий режим.

Ориентировочным значением контролируемого параметра является максимально допустимое время непосредственной работы с компьютером.

ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЭКРАНЕ МОНИТОРА

1. Психофизиологические основы в вопросе оценки общей визуальной среды

Глаз человека – самый активный из органов чувств. Он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях — горизонтальной и вертикальной. Такая активность достигается природой глазодвигательного аппарата, особенностью работы его нервных центров свойствами мышц глаза. Установлено, что мышцы глаза – самые быстродействующие в организме человека.

Глаз человека ясно видит окружающие предметы очень малым участком сетчатки, который получил название центральной ямки. В области центральной ямки острота зрения максимальна. Она резко падает к периферическим участкам сетчатки. При неподвижных глазах мы видели бы ясно только половину лица встречного человека с расстояния 3 метров, а всего человека можно было бы рассмотреть лишь с расстояния 48 метров. Таким образом, весь механизм движения глаз связан с помещением объекта в область ясного видения.

Различают два вида движения глаз: медленные и быстрые. Быстрые движения глаз в литературе получили название саккад. Согласно экспериментальным исследованиям, в естественных условиях видения имеют место две и более саккад в секунду. Саккады правого и левого глаза совершенно синхронны и имеют одинаковую амплитуду. Ориентированы саккады тоже в одном направлении и меняют свое направление минимум раз в полсекунды. Глаз как бы сканирует окружающее пространство.

Саккады играют большую роль в зрительном восприятии. Экспериментально было установлено, что если изображение объекта сделать неподвижным относительно фоторецепторов сетчатки глаза, то человек перестает его видеть спустя 1 — 3 секунды (эффект «пустого поля»). Это говорит о том, что только при перемещении образа объекта по сетчатке возникает перепад освещенности на фоторецепторах, в результате чего и возникает импульс в зрительном нерве. В обычных условиях такое перемещение достигается за счет автоматии саккад (мозг сам выбирает оптимальную частоту и амплитуду саккад для устойчивого видения).

Другое важное назначение саккад — стирать, так называемые, последовательные образы на сетчатке глаза. Последовательные образы представляют собой следы предыдущих раздражений сетчатки, которые в определенных условиях могут наблюдаться в течение длительного времени (десятки секунд и минуты), лишь постепенно угасая. Саккады также играют важную роль в компенсации дефектов сенсорного аппарата глаз, поскольку сетчатка глаза неоднородна по своей чувствительности — в ней имеются «родимые пятна» и мелкие скотомы; в стекловидном теле часто присутствуют непрозрачные элементы: кровяные тельца, капилляры, уплотнения и т.п.

Саккады, в свою очередь, разделяют на два типа — короткие и длинные. Короткие саккады (или микросаккады) имеют место при фиксации взора на неподвижном объекте малого размера. Микросаккады играют ключевую роль в оценке изменения положения объекта на малую величину. Длинные саккады (или макросаккады) имеют место при рассматривании человеком какого-то неоднородного объекта, макрообъекта. Медленные движения глаз чаще имеют место при охвате общей визуальной обстановки, рассматривании сложных визуальных композиций, когда необходимо перемещать взор от одного объекта к другому.

Необходимо отметить, что оценка общей визуальной обстановки, рассматривание сложной картины (в том числе и на экране монитора компьютера) является сложным процессом, в котором имеют место как микро- и макросаккады, так и медленные движения глаз.

2. Классификация и основные характеристики визуальных сред на экране монитора.

Общую визуальную среду человека можно разделить на четыре основных вида. Это — комфортная визуальная среда, нормальная, гомогенная и агрессивная. Комфортной называют визуальную среду с большим разнообразием элементов. Для нее характерны: наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов (особенно в верхней части) в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение элементов и разная их удаленность. К комфортной визуальной среде можно отнести красивый пейзаж, например леса, гор, моря, облаков. реки. С комфортной визуальной средой часто связывают произведения искусства в области живописи и архитектуры.

Гомогенная видимая среда — это среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено. В литературе классическую (или идеальную) гомогенную среду часто показывают на примере, так называемого, эффекта пинг-понгового шарика. В экспериментальных условиях глаза испытуемых закрывали половинками пинг-понговых шариков, таким образом, чтобы они не видели краев, и освещали колпачки светом. Человек оказывался в светлой гомогенной среде. Однако ощущение яркости видимого поля быстро изменялось. Примерно через минуту у большинства испытуемых все поле зрения становилось совершенно темным. Испытуемые жаловались на неприятные ощущения в процессе эксперимента.

Механизм этого эффекта легко объяснить, исходя из того, что фоторецепторы работают на перепадах освещенности. В гомогенной среде, т.е. при однородном освещении всех точек поля зрения, автоматия саккад не вызывает изменений на фоторецепторах и соответственно в зрительном нерве после очередной саккады сигнала не возникает. Амплитуда саккад увеличивается в 3-5 раз, в 2-3 раза увеличивается их число. Зрительный анализатор переходит в «поисковый режим», который не дает результата. Длительная работа в этом режиме ведет сначала к ощущению дискомфорта, затем к нарушению автоматии саккад. Кроме фоторецепторов в гомогенной среде не срабатывают нервные клетки мозга, что ведет к расстройству его некоторых функций. Это является причиной неприятных ощущений и головных болей.

В программных средствах образовательного назначения довольно часто приходится сталкиваться как с отдельными гомогенными полями, занимающими часть изображения на мониторе, так и с общей гомогенностью визуальной среды. В первом случае, при достаточно высокой динамичности программного средства, гомогенные поля могут как бы выпадать из поля зрения. В программных средствах с высокой степенью общей гомогенности среды восприятие информации с экрана монитора идет с большим напряжением. В результате, быстро утомляются глаза, развивается общее утомление учеников. Типичным примером программного средства с высокой степенью общей гомогенности среды являются игровые программы «Doom 2»и «Quake».

Основными причинами возникновения гомогенных полей и гомогенной среды в ПС ОН являются просчеты разработчиков в выборе цветовой палитры, соотношения яркости и контраста изображения, темпа подачи учебного материала.

Агрессивная визуальная среда-это среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов. На рисунке приведены типичные тесты агрессивных видимых полей. Одного взгляда на эти тесты достаточно, чтобы убедиться, что они вызывают исключительно неприятные зрительные ощущения. Причем, даже гомогенные поля воспринимаются человеком намного легче, чем агрессивные.

Если в ПС ОН одинаковые микрообъекты разнесены менее чем на 2° в поле зрения и если их число превышает пять, становится невозможной фиксация взгляда на одном микрообъекте. В результате, возникает агрессивное поле. Чем больше агрессивное поле и чем выше его яркость и контраст по отношению к общему фону, тем больше общая агрессивность визуальной среды. При высокой агрессивности визуальной среды все объекты как бы уходят на задний план, взгляд начинает воспринимать только саму агрессивную среду.

Установлено, что в агрессивной среде не может полноценно работать автоматия саккад, затруднена фиксация глаза на объекте. Попытка фиксировать один из микрообъектов агрессивного поля ведет к торможению автоматии саккад. Одновременно наступает стабилизация медленных движений глаз, резко сокращается число миганий. Глаза встают «как вкопанные». Быстро развивается утомление.

В сильноагрессивной среде падает разрешающая способность глаз, отдельные элементы становятся не видимыми, все поле превращается в серый фон, глаза уже физически не могут остановиться на отдельном элементе, они как бы плавают по объекту. Число саккад резко сокращается, а дрейф увеличивается по амплитуде.

Бинокулярное зрение (при котором оба глаза смотрят на один и тот же объект) так же не может полноценно работать в агрессивной среде. При большом количестве одинаковых микроэлементов изображения невозможно конвертировать оба глаза в одну точку. В агрессивной среде не срабатывают такие механизмы зрения, как on — off системы, аккомодация, адаптация, реакция зрачка; не могут полноценно работать рецептивные поля мозга.

Читайте так же:  Материнский капитал декабрь 2011

Агрессивность визуальной среды достаточно часто можно наблюдать в ПС ОН. Разработчики любят «украшать» свои программы одинаковыми мелкими деталями, микрообъектами орнаментом и т.д., часто нарушают цветовые пропорции. В результате, от таких программ у учащихся порой просто рябит в глазах.

В ПС ОН часто можно наблюдать динамическую агрессивность и динамическую гомогенность визуальной среды. Они возникают при изменении визуальной обстановки на экране монитора. Даже небольшая динамичность визуальной обстановки на экране монитора приводит к резкому увеличению агрессивности и гомогенности визуальной среды.

Отрицательное действие динамических агрессивных полей намного сильнее, чем статических. Это связано с тем, что фоторецепторы более активно реагируют на динамические процессы. С другой стороны, динамические агрессивные поля оказывают воздействие на двигательный аппарат глаз, а именно на конвергенцию, аккомодацию и параметры саккад. Фиксация взгляда на объекте в динамической агрессивной среде требует больших усилий, что ведет к быстрому развитию утомления.

Необходимо отметить, что создать комфортную визуальную обстановку на экране монитора очень сложно, поскольку естественным для нашего зрения является восприятие в отраженном свете, восприятие же с экрана монитора идет в излучающем свете. Гомогенные и агрессивные поля окружают нас не только на экранах мониторов, но и в обычной жизни. Например, кирпичная стена дома, окна многоэтажных домов, ровная укладка шпал на железной дороге, брусчатка на домах и улицах сами по себе являются агрессивными визуальными средами. У нас уже выработался определенный стереотип восприятия таких объектов. Кроме того, человеческий организм имеет определенные возможности адаптации к агрессивным и гомогенным полям, но они не безграничны.

Возникает вопрос, какую визуальную среду следует считать нормальной? Применительно к ПС ОН, нормальной визуальной средой, видимо, следует считать среду, в которой иногда и встречаются гомогенные и агрессивные поля, но они оказывают незначительное влияние на общую визуальную обстановку на экране монитора и не вызывают отрицательных эмоций у учащихся.

Каким основным требованиям должно удовлетворять ПС ОН, чтобы на экране монитора была нормальная визуальная обстановка? Оптимальным видимым полем обычно считают поле, удовлетворяющее следующим требованиям:

  • размер объекта 1° — 3°;
  • расстояние между объектами 2.5°;
  • число однотипных объектов не более 5.

Для создания фона возможно использование комбинации различных элементов.

Строить изображение на экране монитора желательно по законам гармонии. Необходимо создавать иллюзию разной удаленности объектов, использовать линии разной толщины и контрастности, стараться, по возможности, избегать прямых линий, разнообразить набор острых углов в верхней части экрана. Желательно разнообразить цветовую палитру, использовать плавные цветовые переходы, отдавая предпочтение теплым тонам.

Пользователь тоже в состоянии несколько понизить агрессивность и гомогенность визуальной среды настройкой монитора. Например, увеличивая яркость и контрастность изображения, иногда удается уменьшить темную гомогенность среды, снижая яркость и контрастность — снизить агрессивность.

3. Классификация и основные характеристики визуальных полей на экране монитора.

Различают четыре типа визуальных полей на экране монитора.

1. Поле точного восприятия изображения. Оно составляет 3° вверх-вниз, 7° вправо-влево от оси зрения, что в условиях работы в компьютерном классе ? 2.6 — 2.7 см, 4.8 — 5.2 см соответственно.

2. Поле опознания взаимного расположения и изменения положения объектов. Оно составляет вверх 25°, вниз 35°, вправо и влево по 32° от оси зрения, что соответственно ? 24-28 см, 34-40 см, 31-37 см.

3. Поле высокозначимой информации. Оно составляет 15° во все стороны от оси зрения ? 14-16 см.

4. Поле главного объекта. Оно составляет 10° во все стороны от оси зрения ? 9 — 10 см.

ОЦЕНКА ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЭКРАНЕ МОНИТОРА

Оценка визуальной среды на экране монитора осуществляется в два этапа. На первом этапе необходимо полностью отработать с программным средством и сделать общее заключение о характере визуальной среды по первым впечатлениям, не производя никаких измерений.

На втором этапе необходимо осуществить детальную оценку визуальной среды для каждого кадра программного средства, содержащих графическую и текстово-графическую информацию. Сначала оценивается характер визуальной среды (благоприятная, нормальная, гомогенная, агрессивная, смешанная).

Если среда благоприятная или нормальная без ярко выраженных гомогенных и агрессивных полей и не вызывает негативных ощущений при работе в ней, то, в этом случае, детальный анализ всего поля не делается. Если среда носит гомогенный, агрессивный или смешанный характер, то проводится детальный анализ всего поля информации. Выделяется главный объект или объекты, рассматривается как перемещается ось зрения при анализе кадра, попадают ли гомогенные и агрессивные поля в поле высокозначимой информации, оценивается интенсивность полей. На основании этого делается экспертное заключение о характере среды. Если в программном средстве предусмотрена возможность увеличения динамики, оценивается, какое влияние оказывает ее увеличение на характер среды, не возникает ли динамическая гомогенность или динамическая агрессивность среды.

Результаты измерений каждого кадра сначала заносятся во вспомогательный лист протокола испытаний, затем по вспомогательным листам делается статистический анализ, и результаты заносятся в протокол испытаний.

ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ЦВЕТОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК.

Оценку цветовых характеристик программных средств образовательного назначения необходимо вести, руководствуясь следующими соображениями.

Объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне по-разному воспринимаются человеком. В этом проявляется свойство зрительных анализаторов, которое характеризуется кривой относительной видимости. Если цвета объектов и фона значительно отличаются от относительной видимости, то могут возникнуть и цветовые гомогенные поля. В этом случае при поверхностном рассмотрении изображения может возникать эффект «психологического пятна», когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополнительных зрительных усилий.

Построение кривой относительной видимости объект каждого кадра программного средства достаточно затруднительно. Поэтому, при проведении экспертизы выявление цветовых гомогенных полей должно осуществляться экспертами на основании зрительных ощущений и опыта.

При оценке цветовой палитры ПС ОН нужно исходить из того, что наличие цветовых гомогенных полей недопустимо.

Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном — светлее фона. В ПС ОН обычно используются оба вида как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. В большинстве программ доминирует обратный контраст.

Предпочтительной является работа при прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном — к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем при прямом, даже при меньших размерах.

Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Комфортность восприятия информации с экрана монитора, достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

При оценке цветовых характеристик программных средств образовательного назначения необходимо учитывать, что значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям (например, красный цвет-прерывание, экстренная информация, опасность, желтый — внимание и слежение, зеленый — разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) должны быть использованы контрастные цвета (красный- зеленый, синий -желтый, белый -черный); тем не менее, не должно быть злоупотребления контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее чем на 60%.

Кроме того, необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый — в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.

Несоответствие ПС ОН требованиям цветовых характеристик может привести к быстрому развитию утомления учащихся, потере учебного времени.

ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ЭКРАНЕ МОНИТОРА.

Различают следующие виды информации на экране монитора: текстовая, графическая, текстово-графическая.

Текстовая информация представляет собой определенный текст, выполненный одним или несколькими шрифтами. Под графической информацией принято понимать рисунок, либо динамическую картинку, не содержащую текстовой информации. Текстово-графическая информация- совокупность текстовой и графической информации, воспринимаемая пользователем как единый макрообъект.

В программных средствах образовательного назначения данные виды информации используются как самостоятельно в рамках отдельного кадра, так и в сочетании друг с другом.

Для оптимизации изучения информации на экране монитора разработчики программных средств часто используют логические ударения, иногда последовательности логических ударений.

Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением.

Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсивность зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Считают, что наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже — выделение проблесковым свечением или изменением размера или яркости, при этом желательно, чтобы частота мигания была в пределах 3-8 Гц.

Для привлечения внимания к объекту возможно использование нескольких логических ударений одновременно. Тогда интенсивность логического ударения объекта будет равна сумме этих логических ударений. Например, объект может быть выделен одновременно уменьшением яркости фона, включением режима его мигания или проблескового свечения и звуковыми сигналами.

Если в одном кадре программного средства одновременно несколько объектов выделяются логическими ударениями, то в этом случае ось зрения пользователя устанавливается по центру объекта с максимальной интенсивностью ударения. Объекты с меньшей интенсивностью логических ударений воспринимаются как элементы фона изображения. Восприятие второстепенных объектов и элементов общего фона изображения требует дополнительных (часто достаточно значительных) усилий и концентрации внимания.

Одновременное выделение нескольких объектов логическими ударениями с близкой интенсивностью в ПС ОН обычно приводит к рассеиванию внимания и, как следствие, к быстрому развитию утомления учащихся.

Наиболее оптимальным является использования в ПС ОН последовательности логических ударений, порядок которых соответствует оптимальному порядку изучения учебной информации на экране монитора.

Если логическое ударение отсутствует, то движение глаз сначала обычно направлено от центра вправо вверх, затем в левый верхний угол и сложным колебательным движением против часовой стрелки до момента фиксации оси зрения. На последовательность изучения информации большое влияние оказывает его пространственное размещение на экране монитора.

При восприятии текстовой информации поле текста первоначально воспринимается как макрообъект. Ось зрения первоначально фиксируется в левом верхнем углу экрана.

Для графической информации различают четыре поля восприятия информации на экране монитора:

— поле точного восприятия изображения (3° вверх-вниз, 7° вправо-влево от оси зрения, что в условиях работы в компьютерном классе ?2.6 — 2.7 см, 4.8 — 5.2 см соответственно);

— поле опознания взаимного расположения и изменения положения объектов (вверх 25°, вниз 35°. вправо и влево по 32° от оси зрения, что соответственно ? 24- 28 см, 34- 40 см, 31 -37 см);

— поле высокозначимой информации (15° во все стороны от оси зрения ? 14-16 см);

— поле главного объекта (10° во все стороны от оси зрения ? 9 — 10 см).

При восприятии графической информации сначала анализируются объекты большого размера, затем меньшего в пределах поля высокозначимой информации (явление притягивания взора крупными объектами). Выбор главного объекта осуществляется путем логической обработки всего объема графической информации, что, в конечном итоге, может привести к потере учебного времени.

На комфортность восприятия зрительной информации существенное влияние оказывает степень засоренности поля главного объекта. Считают, что в поле главного объекта может быть не более 4-6 второстепенных объектов. Увеличение числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие, к выпадению главного объекта из области внимания, либо к слиянию второстепенных объектов с фоном.

Формы объектов и элементов фона изображения должны соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям (должны быть похожи на формы реальных предметов, объектов). Несоответствие этому требованию может привести к ненужным вопросам, потере учебного времени.

При восприятии текстово-графической информации характерно то, что поле текстовой информации первоначально воспринимается как графический макрообъект. Если логические ударения отсутствуют, то порядок изучения информации в зависимости от ее расположения имеет следующий вид.

1.Сначала читается текст, а затем рассматривается рисунок.

2. Центр экрана пуст, поэтому текст и рисунок как бы равноправны –последовательность их изучения не очевидна – это рассеивает их внимание, мешает сосредоточиться.

3.Сначала изучается рисунок, а лишь затем текст.

4.Последовательность изучения обычна – сначала текст, затем рисунок. Однако рисунок при таком размещении выступает как более важная часть задачи, чем текст.

5. Сначала изучается рисунок, затем читаются тексты. Тексты как бы равноправны, последовательность их чтения не очевидна, что приводит к рассеиванию внимания.

6. Сначала читается текст 1, затем тексты 2 и 3, причем последовательность их чтения не очевидна, рисунок оказывается как бы «задавлен» текстом носит второстепенный характер.

Инструментом измерения пространственного расположения графической и текстово-графической информации на экране монитора является трафарет полей восприятия графической информации.

ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА

Требования к организации диалога разработаны исходя из условий максимальной естественности взаимодействия учеников с программным средством. Это означает, что язык общения должен быть доступен учащимся, т.е. адаптирован к их тезаурусу и лингвистической композиции. Под тезаурусом следует понимать систему знаний, которой владеют учащиеся, под лингвистической композицией — знание языка, словарный запас и речевые умения учащихся.

Качество организации диалога также характеризуется такими параметрами, как: время ответа ПК, наличие инструкции, количество вариантов ответа и истинность (ложность) ответов в вопросах типа «меню».