Эльконин дб Детская психология учебное пособие

18.08.2018 Выкл. Автор admin

Эльконин Д. Б. — Детская психология

В пособие включены широко известная, но до настоящего времени не переиздававшаяся работа Д. Б. Эльконина «Детская психология» (в свое время — первый в нашей стране учебник по этой дисциплине), а также его избранные статьи.

В основной части книги охарактеризованы предмет и методы детской психологии, подробно рассмотрено психическое развитие ребенка с рождения до семи лет. Приведены результаты наблюдений и экспериментальных исследований отечественных ученых, давно ставшие хрестоматийными для курса возрастной психологии.

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Эльконин, Д.Б. — Детская психология

Эльконин, Д.Б. — Детская психология

Эльконин, Д.Б.
Детская психология : учебное пособие / Д.Б. Эльконин ; Ред. Б.Д. Эльконин. – 3-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2006. – 384 с. – (Высшее образование. Классическая учебная книга) . – ISBN 5-7695-3039-1.

В пособие включены ‘Детская психология’ и избранные статьи. Охарактеризованы предмет и методы детской психологии, подробно рассмотрено психическое развитие ребенка с рождения до 7 лет. Приведены результаты наблюдений и экспериментальных исследований отечественных ученых, давно ставшие хрестоматийными для курса возрастной психологии. Дополнительно включенные в книгу статьи призваны ознакомить читателя с более поздними разработками Д.Б. Эльконина: его концепцией возрастной периодизации, важнейшими достижениями в изучении психологии детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Эльконин, Д.Б. — Детская психология

Эльконин, Д.Б. — Детская психология

Эльконин, Д.Б.
Детская психология : учебное пособие / Д.Б. Эльконин ; Ред. Б.Д. Эльконин. – Москва : Академия, 2004. – 384 с. – (Высшее образование. Классическая учебная книга) . – 24,0 усл. печ. л. – 5100 экз. – ISBN 5-7695-1645-3.

Охарактеризованы предмет и методы детской психологии, подробно рассмотрено психическое развитие ребенка с рождения до 7 лет. Приведены результаты наблюдений и экспериментальных исследований отечественных ученых, давно ставшие хрестоматийными для курса возрастной психологии. Статьи призваны ознакомить читателя с более поздними разработками Д.Б.Эльконина: его концепцией возрастной периодизации, важнейшими достижениями в изучении психологии детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста

Общий = Детская психология
Гриф = Допущено Министерством образования Российской Федерации
Дисциплины = Профессиональный цикл : Вариативная часть : Нарративный подход в обучении дошкольников (050400.68 Кузьмишина Т.Л., Клопотова Е.Е. 2025) — осн

0111510 Шелепиха 88.8 Э53
0123263 Шелепиха 88.8 Э53
0150453 Шелепиха 88.8 Э53
0150454 Шелепиха 88.8 Э53
0150455 Шелепиха 88.8 Э53
0150456 Шелепиха 88.8 Э53
0150457 Шелепиха 88.8 Э53
0150458 Шелепиха 88.8 Э53
0150459 Шелепиха 88.8 Э53
0150460 Шелепиха 88.8 Э53
0150461 Шелепиха 88.8 Э53
0150462 Шелепиха 88.8 Э53
0139481 Шелепиха 88.8 Э53
0139482 Шелепиха 88.8 Э53
0139483 Шелепиха 88.8 Э53
0235291 Шелепиха 88.8 Э53
0235292 Шелепиха 88.8 Э53
0282311 Шелепиха 88.8 Э53
0010019 Сретенка 88.8 Э53
0028307 Сретенка 88.8 Э53
0047149 Сретенка 88.8 Э53
0033709 Сретенка 88.8 Э53
0033666 Сретенка 88.8 Э53
0033667 Сретенка 88.8 Э53
0033682 Сретенка 88.8 Э53
0049011 Сретенка 88.8 Э53
0049012 Сретенка 88.8 Э53
0049043 Сретенка 88.8 Э53
0034701 Сретенка 88.8 Э53
0036299 Сретенка 88.8 Э53
0036314 Сретенка 88.8 Э53
0036579 Сретенка 88.8 Э53
0036685 Сретенка 88.8 Э53
0036682 Сретенка 88.8 Э53
0036683 Сретенка 88.8 Э53
0036680 Сретенка 88.8 Э53
0037100 Сретенка 88.8 Э53
0037103 Сретенка 88.8 Э53
0037102 Сретенка 88.8 Э53
0037105 Сретенка 88.8 Э53
0037104 Сретенка 88.8 Э53
0037106 Сретенка 88.8 Э53
0037107 Сретенка 88.8 Э53
0037108 Сретенка 88.8 Э53
0037288 Сретенка 88.8 Э53
0037236 Сретенка 88.8 Э53
0037864 Сретенка 88.8 Э53
0037858 Сретенка 88.8 Э53
0039376 Сретенка 88.8 Э53
0071648 Сретенка 88.8 Э53
0071893 Сретенка 88.8 Э53
0071961 Сретенка 88.8 Э53
0072027 Сретенка 88.8 Э53
0072111 Сретенка 88.8 Э53
0072984 Сретенка 88.8 Э53
0072985 Сретенка 88.8 Э53
0072986 Сретенка 88.8 Э53
0072987 Сретенка 88.8 Э53
0072988 Сретенка 88.8 Э53
0072989 Сретенка 88.8 Э53
0072990 Сретенка 88.8 Э53
0072991 Сретенка 88.8 Э53
0072992 Сретенка 88.8 Э53
0072993 Сретенка 88.8 Э53
0072994 Сретенка 88.8 Э53
0073190 Сретенка 88.8 Э53
0083967 Сретенка 88.8 Э53
0084936 Сретенка 88.8 Э53
0105604 Сретенка 88.8 Э53
0105605 Сретенка 88.8 Э53
0105607 Сретенка 88.8 Э53
0105606 Сретенка 88.8 Э53
0105608 Сретенка 88.8 Э53
0136868 Сретенка 88.8 Э53
0257620 Сретенка 88.8 Э53
0273393 Сретенка 88.8 Э53
0273394 Сретенка 88.8 Э53

Эльконин дб Детская психология учебное пособие

1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности

2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка

3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу

4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими

5. Особенности развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу

6. Становление личности ребенка первых лет жизни

Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирования предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, языковой спилкув ния, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические. Инста нци.

1. Асеев. ВГ. Возрастная психология:. Учебное пособие -. Иркутск, 1989 -. С 56-89

2. Богданова. ТГ. Диагностика познавательной сферы ребенка-К, 1996 — 68 с

3. Выготский. ЛС. Кризис первого года жизни / /. Собр соч:. В 6 т -. М, 1984-Т4 -. С 244-269, 318-340

4. Выготский. ЛС. Кризис трёх лет / /. Там же -. С 367-376

5. Волков. БС,. Волкова. НВ. Задачи и упражнения по детской психологии -. М, 1991 -. С 29-84

6. Заброцкий. ММ. Возрастная психология -. К, 1998 -. С 27-41

7. Лешли. Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы -. М, 1991 — 221 с

8. Лисина. МЫ. Проблемы онтогенеза общения -. М, 1986-С 75-103

9. Манова-Тома. В. Психологическая диагностика раннего возраста-К, 1978 — 165 с

10. Мухина. ВС. Детская психология -. М, 1986 -. С 73-261

11. Эльконин. ДБ. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) -. М, 1960 -. С 93-293

12. Эльконин. ДБ. Психология игры -. М, 1978 -. С 151-168

Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстро им развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам — ??утраивается. При п осиленого роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного дозрива ния высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу — это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения пр оцесом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельностиіяльності.

Читайте так же:  Имущественный налог в якутии

В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Разнообразные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человекини.

Возрастной период

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Противоречия возраста

Созревание нервной системы

0 — 2,5 месяца (фаза новорожденного)

Ребенок психологически слита с матерью Единство:»Взрослый Ребенок»

Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс

оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери)

Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми

Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой

2,5 мес — 1 год (новорожденные)

Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активной, связанной с предметным миром»Взрослый-Ребенок»Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другой человекошою людиною.

Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание»мы», развивается представление о собственном теле, физическое эмансипе ацимансипація

Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза

Ребенок психологически начинает осознавать себя»Ребенок познает с помощью взрослого предмет»,»Ребенок Ребенок»

Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс»Я сам»(негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство)

Противоречие между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физического и психического их возможностей быть самостоятельными

Вес мозга -1100 г

1 1 марта

«Ребенок-Взрослый, как образец для подражания»,»Ребенок-Ребенок»

подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний

Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры

. Младенцы. О познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лицо и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, что свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипул вания предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных диих дій.

У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Пе ерше полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомот пахотного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действуетдією.

. Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой спо иймання является эмоциональная. Аффективность. Аффективный характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется р изнимы вариантами исполнения одной и той же диї ж дії.

Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего водить инство состоит способность к обобщению, переносу опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятие протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образ ного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирования понятпонять.

. Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминанияхадів.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойствтей.

Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:

-. Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредствованной памяти

-. Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются по оняття, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, отражающих отношения между людьмиьми.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних воздействий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как способ мышления

протяжении первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций до словосочетаний, а от них к словоутворень частности, наблюдается следующая последовательность: 2-й месяц — ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация, 3-й месяц — ребенок узнает голос, использует звуки в»разговоре»с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц — возникает реакция на слово, лепет вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц — устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, с ‘появляются первые составперші склади.

В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому

. Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, сама не умеіє.

Слова часто опережают мышления. Вещание имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями

. Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчинения ковуеться инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные творри.

В дошкольный период язык становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формирует ется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия младенцевтини.

Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои й впечатление. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, но и самостоятельно создает новые словова.

Читайте так же:  Адвокат в тель авиве

. Развитие общения ребенка первых семи лет жизни со взрослым

Система образования Эльконина и Давыдова. Её плюсы и минусы.

Столичный учебный центр
г. Москва

Курс повышения квалификации

Начальная школа: Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС

Курс повышения квалификации

Дошкольное образование: Методическое обеспечение в условиях реализации ФГОС

Описание презентации по отдельным слайдам:

Система образования Эльконина – Давыдова. Её «+» и «-».

«Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский План презентации: 1. Об авторах методики Эльконина-Давыдова 2. История развития системы Эльконина-Давыдова 3. Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова 4. Особенности авторской методики Эльконина- Давыдова 5. Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова 6. Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова

Введение Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.

Об авторах методики Эльконина-Давыдова. Даниил Борисович Эльконин Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – известный доктор психологических наук, профессор, популярный отечественный психолог. Даниил Борисович – один из ярких специалистов детской психологии, автор прогрессивной теории возрастной периодизации психического развития. Эльконин относится к группе советских психологов, составляющих основу выдающейся научной школы под руководством Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин является автором большого количества монографий и научных статей, раскрывающих вопросы теории и истории детской психологии, изучающих психологию учебной и игровой деятельности ребенка. Также много времени автор посвятил исследованию развития речи детей и вопросам обучения чтению.

Василий Васильевич Давыдов Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) – выдающийся психолог и педагог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Давыдов учился в школе рабочей молодежи и после ее окончания поступил в МГУ на факультет психологии и философии. После завершения данного ВУЗа Василий Васильевич преподает в Институте психологии, тесно сотрудничая с Д. Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, следуя учению Л.С. Выготского. Василий Васильевич Давыдов опубликовал более 250 статей и создал образец прогрессивной школы мышления с развивающим обучением, которая успешно используется в наше время. Также Давыдов является автором теории учебной деятельности и ее диагностики развивающих эффектов, теории различных типов мышления и т.д. Василий Васильевич Давыдов признан одним из выдающихся теоретиков и практиков современной педагогики, который создал первое общественное движение учителей и организовал Ассоциацию «Развивающее обучение».

История развития системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет. Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника». В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.

История развития системы Эльконина-Давыдова В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году. Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа. В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы. Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова.

Задачи системы Эльконина-Давыдова Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности. Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности. Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса. Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия. Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка. Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление. Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или побуждающий вид диалога. Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции. Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом. В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой. Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия, и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием. Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ, в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально. Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков. На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления. Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова Дети легко анализируют собственные действия и действия своих одноклассников. Система Эльконина-Давыдова учит ребенка самоанализу, самооценки и самокритике. Методика Эльконина-Давыдова оценивает каждое усилие школьника, для этого разработаны специальные шкалы. Работа с детьми осуществляется в небольших группах, где проводятся исследование, обсуждение и закрепление учебного материала. Среди родителей, дети которых развиваются и обучаются по системе Эльконина-Давыдова, было проведено анкетирование. По их мнению, данная система действительно прекрасно развивает и обучает их детей, но существуют и некоторые минусы у популярной методики.

Читайте так же:  Юрасов а в электронная коммерция учебное пособие

Рассмотрим самые актуальные «страхи» родителей: во-первых, многие родители обучались по традиционной системе и им достаточно сложно адаптироваться к новым принципам методики Эльконина-Давыдова; во-вторых, родителей пугает безотметочное обучение. Но, следует отметить, что педагог контролирует деятельность учащегося, собирая его творческие работы и определяя уровень успехов в обучении; в-третьих, родители боятся очень глубокого уровня преподаваемых учебных дисциплин.

Не смотря на все минусы… Но, не смотря на все «минусы» данной системы обозначенные родителями, дети легко постигают учебные предметы, быстро адаптируются к новой обстановке, у них развито мышление, внимательность и другие психические процессы. Ребенок также развивается всесторонне и обладает большим творческим потенциалом. Таким образом, важно родителям будущих первоклассников ознакомиться детально с принципами и спецификой системы Эльконина-Давыдова, а также эмоционально и психологически подготовиться к восприятию данной прогрессивной методики.

Использование системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в начальной школе

Столичный учебный центр
г. Москва

Курс повышения квалификации

Начальная школа: Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС

Курс повышения квалификации

Дошкольное образование: Методическое обеспечение в условиях реализации ФГОС

Описание презентации по отдельным слайдам:

Преимущество использования системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в начальной школе Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии Л.С. Выготский

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 50 лет. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии.

Авторы системы Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) – выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина. Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).

Принципы обучения 1. Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения 2.Принцип опережающего обучения (Обучение есть источник развития). 3.Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. 4. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. 5. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Особенности организации урока В системе Эльконина-Давыдова урок – понятие вневременное, он может занимать от 10 до 40 минут. Каждый тип урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся.

Типология уроков Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки

Структура урока 1.«Ситуация успеха»(рефлексия способа) 2.Постановка учебной задачи столкновение знания с незнанием выявление проблемы выдвижение гипотез, идей выбор, проверка гипотез подведение итога(формулируют дети) 3.Моделирование 4.Преобразование модели(решение частных задач по применению «открытия») 5.Контроль(само-, взаимо-) 6.Оценка(само-, взаимо-; «ловушки»)

Преимущества урока в этой психолого-педагогической системе включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта домашние задания сведены к минимуму дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями

Использованная литература 1.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003 3.Зимняя И.А. Педагогическая психология.– М., 2002. 4.Педагогика / В. А.Сластенин, И. Ф.Исаев, А. И.Мищенко, Е. Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с. 5. Сластёнин В.А. педагогика. Учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Номер материала: ДБ-1643871

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.