Функции и полномочия таможенных органов рф в системе валютного контроля

06.06.2018 Выкл. Автор admin

Глава 29. Валютный контроль таможенными органами российской федерации (ст. 198-201)

Статья 198 определяет место таможенных органов в механизме валютного

контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения валютного

законодательства при осуществлении валютных операций. В ст. 10 Закона РФ «О

валютном регулировании и валютном контроле» (1992 год) установлены следующие

основные направления валютного контроля:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему

законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте

перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на

внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям,

а также операциям нерезидентов в российской валюте.

При осуществлении международных грузовых и пассажирских перевозок, а

также в международном почтовом сообщении таможня обеспечивает соблюдение действующего

валютного законодательства. Основные задачи, функции и полномочия таможенных

органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ «О валютном

регулировании и валютном контроле», Таможенного кодекса, инструкциями, приказами,

принимаемыми ГТК как самостоятельно, так и совместно с другими государственными

органами, в частности с Банком России и Министерством финансов РФ.

Под «резидентами» в российском валютном законодательстве понимаются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации,

в том числе временно находящиеся за ее пределами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством,

с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные

в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской

г) дипломатические и иные официальные представительства России, находящиеся

за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства

резидентов, указанных в пунктах «б» и «в».

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля устанавливается

ГТК как орган валютного контроля в пределах своей компетенции издает

нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами

в Российской Федерации, проводит проверки валютных операций экспортеров; выполняет

другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с российским

Остальные таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни,

таможенные посты) в качестве агентов валютного контроля подотчетны ГТК как

органу валютного контроля. Они осуществляют контроль за перемещением через

таможенную границу Российской Федерации объектов валютного контроля, к которым

— наличная валюта Российской Федерации;

— ценные бумаги в валюте Российской Федерации;

— валютные ценности в виде:

а) иностранной валюты;

б) ценных бумаг в иностранной валюте;

в) драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных

и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;

г) природных драгоценных камней, а также жемчуга, за исключением ювелирных

и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (ст. 1 Закона

РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных

ценностей таможенные органы осуществляют также документальный контроль за

валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров

и транспортных средств.

В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни

наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные

с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения,

справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы,

свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить

выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями

установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским

Распределение компетенции по валютному контролю производится между следующими

структурными подразделениями таможенных органов:

— таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля

при его наличии в структуре таможенного поста), акцизным таможенным постом

(отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре

акцизного таможенного поста);

— отделом таможенного оформления и таможенного контроля и отделом таможенной

стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч. таможни центрального подчинения);

— отделом таможенной стоимости и валютного контроля регионального таможенного

— Управлением валютного контроля ГТК.

Конкретные условия, типовые ситуации и показатели, регламентирующие распределение

компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней,

устанавливаются Временным положением, являющимся приложением к приказу ГТК

от 29 декабря 1995 года N 796 «О распределении компетенции по контролю таможенной

стоимости и валютному контролю».

Осуществление валютного контроля таможенными органами Российской Федерации

(ст. 200) Эта статья устанавливает общее правило проведения валютного контроля

в соответствии с российским валютным законодательством.

Вопросы организации валютного контроля уже рассматривались при комментировании

ст. 108 «Перемещение валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской

Федерации, иностранной валюты и других валютных ценностей». Учитывая это,

при комментировании ст. 200 подробно остановимся на участии таможни в осуществлении

контроля за валютными поступлениями от экспорта товаров и обоснованностью

платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Понятие валютного контроля за поступлением экспортной выручки. Расширение

внешнеторговых контактов, либерализация внешнеэкономических связей, упразднение

государственной валютной монополии привели к необходимости укрепления контроля

за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и услуг. Основная цель

такого контроля- обеспечение полного и своевременного поступления экспортной

валютной выручки в Российскую Федерацию в интересах оздоровления государственного

бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного

рынка и формирования государственных валютных резервов.

Действующий механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки

исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки

от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Это положение, в частности, закреплено в приказе ГТК от 24 июля 1995 года

N 467 «О порядке применения нормы права, установленной в ст. 273 Таможенного

кодекса РФ». В соответствии с этим приказом при осуществлении таможенного

и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с российской

таможенной территории на основе режима экспорта по внешнеторговым договорам

купли-продажи, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, следует исходить

из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных

банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством

сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Банком

России для валютных операций, связанных с движением капитала, является требованием

таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст.

Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет возможно

только при наличии у экспортера специального разрешения Банка России. Таможенный

орган, принимая грузы к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного

счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного

оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной

поставки. Завершается процедура таможенно-банковского контроля уведомлением

о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, которое направляется

в таможню уполномоченным банком.

Добиться эффективного механизма валютного контроля можно при условии,

во-первых, тесного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков,

а во-вторых, наделения органов и агентов контроля достаточным объемом полномочий.

Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют

— не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще оформленных

документов, необходимых для валютного контроля;

— осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций

— запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых

ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу

товаров и транспортных средств.

Требования и предписания Банка России и ГТК об устранении выявленных

нарушений правил перевода экспортной выручки являются обязательными для исполнения

всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории

Паспорт сделки- базовый документ валютного контроля. По каждому заключенному

контракту экспортер оформляет паспорт сделки- базовый документ валютного контроля,

содержащий изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической

сделке, необходимые для контроля за валютными поступлениями. Паспорт сделки

оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или

его филиале, где открыт валютный счет, на который должна поступать валютная

выручка от экспорта товаров по данному контракту. Один экземпляр паспорта

сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля

за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.

Паспорт сделки подписывается:

— от имени экспортера-лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера

в уполномоченном банке;

— от имени банка-одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать

паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка

как агента валютного контроля.

Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому

в этих целях списку, утверждаемому председателем (директором) уполномоченного

банка и его главным бухгалтером. Их подписи свидетельствуются нотариусом,

а сам список регистрируется в Банке России. Банк России информирует ГТК об

уполномоченных банках, потерпевших банкротство, подвергшихся принудительной

реорганизации, лишенных банковской или валютной лицензии. Паспорт сделки,

оформленный одним из таких банков, признается недействительным и таможенные

органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с представлением такого

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя

Читайте так же:  Договор о вечном мире канта

ответственность за: полное соответствие сведений, приведенных в паспорте,

условиям контракта, на основании которого он был составлен; зачисление в полном

объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на

основании которого был составлен паспорт сделки, на валютный счет экспортера

в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления.

В случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, которые

использовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный

срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному

оформлению товаров, экспортируемых по данному контракту, передать в уполномоченный

оригиналы или заверенные копии дополнений и изменений к контракту;

дополнительные листы к паспорту сделки, составленные по форме паспорта

сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по которым подлежат уточнению.

Особенности таможенного оформления экспорта товаров в связи с осуществлением

валютного контроля. Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному

оформлению только в случае предъявления в дополнение к установленным законодательством

документам паспорта сделки. На таможне сверяется соответствие данных, содержащихся

в паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации. Таможенные

органы проверяют соответствие подписи ответственного лица уполномоченного

банка и оттиски печати банка образцам, приведенным в полученных от Банка России

Если между документами, представленными для таможенного оформления, не

выявлено никаких расхождений, таможенный служащий подписывает копию паспорта

сделки и ставит на ней свою личную номерную печать. Указанная копия паспорта

сделки остается в делах таможни наряду с экземпляром грузовой таможенной декларации.

Если внешнеторговым контрактом предусмотрено превышение срока поступления

выручки свыше 180 дней от даты таможенного оформления экспортируемых товаров,

экспортер обязан до подписания контракта и соответствующего паспорта сделки

получить в Банке России лицензию на совершение валютной операции, связанной

с движением капитала. Отметка уполномоченного банка о наличии такой лицензии

в паспорте сделки является основанием для приема груза к таможенному оформлению

в случае, когда предполагаемый срок поступления выручки отдален более чем

на 180 дней от даты принятия товаров к таможенному оформлению.

В ходе таможенного оформления на основании грузовой таможенной декларации

составляется еще один важный документ валютного контроля за экспортной выручкой-

учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая необходимую информацию

по каждой произведенной отгрузке. ГТК направляет в уполномоченные банки учетные

карточки, группируя их в реестры по принципу календарной последовательности

ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на валютные счета

Валютный контроль при осуществлении импортных операций. Система валютного

контроля по экспорту дала свои результаты. Утечка валюты снизилась до 4 процентов

от суммы сделок, что примерно соответствует мировым показателям в этой сфере.

С 1993 года основным каналом сокрытия валютных средств за рубежом стали не

экспортные, а импортные операции. Как правило, в этих целях используется такой

прием, как заключение фиктивного контракта, когда российским покупателем переводится

иностранному контрагенту валюта под заведомую непоставку или недопоставку

товаров (предоплата без поставки товара или же неэквивалентное поступление

товара). Заметим также, что широкое распространение получила практика авансовых

платежей, означающая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного

кредита иностранным фирмам. По данным Банка России, основанным по отчетности

коммерческих банков, по «бестоварным» переводам по фиктивным импортным контрактам

из России ежемесячно уходит около 400 миллионов долларов.

26 июля 1995 года Банком России и ГТК утверждена совместная инструкция

N 30 и N 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью

платежей в иностранной валюте за импортируемые товары». Инструкция введена

в действие с 1 января 1996 года. Некоторые ее положения (пп. 2.1, 2.2, абз.

11 п. 3.5, п. 6.9, а также раздел 7) вступают в действие при условии утверждения

органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации соответствующих

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие

ввоз товаров на российскую таможенную территорию в режимах «выпуск для свободного

обращения» и «реимпорт», по которым, во-первых, расчеты осуществляются в иностранной

валюте и, во-вторых, хотя бы часть требований иностранного контрагента к российскому

импортеру удовлетворяется или будет удовлетворена платежами в иностранной

валюте (то есть контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за

импортируемый товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной

валюте). Положения Инструкции не распространяются на следующие виды сделок:

1) расчеты по которым осуществляются только в российских рублях;

2) по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форметоварообменные,

бартерные и тому подобные операции, включая поставки в счет безвозмездной,

в том числе гуманитарной, помощи;

3) предусматривающие импорт товаров в счет государственных кредитов в

соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

4) предполагающие ввоз из государств- участников СНГ в Российскую Федерацию

товаров, происходящих из этих государств.

Механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех

же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом

банковско-таможенного контроля и в этом случае является паспорт сделки, предоставление

которого позволяет оценить правомерность действий импортера. Суть валютного

контроля за импортными операциями состоит в том, что импортер должен отчитаться

за иностранную валюту, переведенную за рубеж, соответствующим количеством

полученного от иностранного партнера товара, причем в установленные сроки.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из

России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти их на указанную

в сделке сумму или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные

в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное

не разрешено Банком России.

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются

только через счета резидентов, заключивших (или от имени которых заключены)

сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться

только со счета в банке импортера. Под банком импортера в Инструкции понимается

уполномоченный банк либо его филиал, в котором открыт текущий валютный счет

импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые

по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Банк, не являющийся банком импортера, при выдаче ему кредитов в иностранной

валюте для оплаты товаров по контракту, по которому уже подписан паспорт импортной

сделки, обязан перечислять средства по кредиту на текущий валютный счет импортера

в его банке. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен

только при условии наличия у импортера специального разрешения (лицензии)

Банка России на осуществление такой операции.

За выполнением функций агента валютного контроля по импортным операциям

уполномоченные банки имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках

паспорта сделок, плату в размере не более 0,15 процента суммы сделки, по которой

уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

В случае невыполнения условий поставок товаров и возврата валюты импортеры

несут финансовую ответственность перед государством в размере суммы, эквивалентной

сумме иностранной валюты, переведенной в счет оплаты товаров.

Средства, подлежащие взысканию по их решениям, списываются со счетов

импортера или их гарантов в бесспорном порядке после удовлетворения первоочередных

платежей в соответствии с российским законодательством. Меры финансовой ответственности

не применяются, если поступление импортных товаров на российскую таможенную

территорию, а также возврат переведенной в оплату за товары суммы оказались

невозможными вследствие непреодолимой силы, издания акта государственного

органа, а также действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Как уже отмечалось, базовым документом валютного контроля является паспорт

импортной сделки (ПИС), в котором содержатся реквизиты уполномоченного банка,

импортера, иностранного контрагента, а также реквизиты и условия самого импортного

контракта. По каждому импортному контракту оформляется один ПИС в двух экземплярах.

ПИС подписывается тем уполномоченным банком, где открыт валютный счет импортера

и который осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары

по поручению импортера. С момента подписания ПИС банк импортера принимает

данный контракт на расчетное обслуживание и возлагает на себя обязательство

по выполнению функции контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте

за импортируемые по этому контракту товары. Что касается импортера, то он

принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля

а) полное соответствие сведений, приведенных в ПИС, условиям импортного

б) поступление в Россию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие

180 календарных дней между датой оплаты импортируемого товара и датой таможенного

оформления, а при невозможности поставки товаров- за возврат в установленные

контрактом сроки суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне

по контракту или ее приказу.

Для осуществления таможенного оформления импортируемых товаров декларант

одновременно с подачей ГТД обязан предоставить ксерокопию ПИС, заверенную

ответственным лицом уполномоченного банка и скрепленную печатью банка импортера.

В этом случае допускается использование специальной банковской печати с надписью

«Для целей валютного контроля», зарегистрированной в Банке России в установленном

порядке. При внесении изменений в импортный контракт в таможенные органы должен

быть представлен переоформленный ПИС.Таможенные органы проверяют соответствие

данных, содержащихся в ПИС, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта

Читайте так же:  Заявление в суд по 116 ук рф образец

и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие

подписи ответственного лица банка, заверившего копию ПИС, и оттиска печати

банка импортера образцам в полученных от Банка России списках с образцами

подписей ответственных лиц уполномоченных банков и оттисков их печатей.

Если расхождений между названными документами не обнаружено, должностное

лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление импортируемых

товаров, ставит подпись на копии ПИС и ксерокопии ГТД и скрепляет их своей

личной номерной печатью. Оформленные таким образом копии ПИС и ГТД остаются

в делах таможни. Импортные товары не подлежат выпуску при отсутствии копии

ПИС или при наличии расхождений между ПИС и иными документами, предъявленными

для осуществления таможенного оформления.

При завершении процедуры таможенного оформления импортеру передается

ксерокопия ГТД с подписью должностного лица таможенного органа и оттиском

его личной номерной печати. Оформленная таким образом ксерокопия ГТД служит

подтверждением для банка факта ввоза товара на российскую таможенную территорию.

В течение одного календарного месяца со дня завершения таможенного оформления

ввозимого товара импортер обязан представить такую ксерокопию ГТД в свой уполномоченный

Основные направления развития системы банковско-таможенного валютного

контроля. Создание целостной системы валютного контроля предполагает реализацию

трех основных задач:

1) установление таможенно-банковского контроля за экспортом товаров;

2) учреждение механизма валютного контроля за обоснованностью платежей

в иностранной валюте за импортируемые товары;

3) охват валютным контролем иных внешнеэкономических операций (бартерные

сделки, экспорт услуг и т.д.).

В отношении первых двух задач можно констатировать завершение формирования

соответствующей нормативной базы. Третье направление валютного контроля еще

ждет своего воплощения.

К ослаблению эффективности действующей системы валютного контроля может

привести расширение таможенного союза СНГ, если новые его члены не возьмут

на себя обязательства по унификации своего законодательства в области валютного

Статья 201 ТК посвящена ответственности за правонарушения, выявленные

при осуществлении валютного контроля российскими таможенными органами. Ответственность

за подобные правонарушения наступает в соответствии с предписаниями ст. 221

ТК, если данные нарушения являются одновременно нарушениями таможенных правил

либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов.

В иных случаях ответственность за нарушения российского валютного законодательства,

выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и иным

законодательством Российской Федерации.

За совершение преступлений в сфере валютного регулирования виновные несут

ответственность согласно ст. 162 7 УК «Незаконные сделки с валютными ценностями»

и ст. 162 8 «Сокрытие средств в иностранной валюте».

Ответственность за нарушение валютного законодательства устанавливается

в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 14). Виновные

в нарушении валютных правил несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по сделкам, недействительным

с точки зрения валютного законодательства;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке,

а в результате незаконных действий.

За отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций

с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление

органам и агентам валютного контроля документов и информации предусматривается

ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была

учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были

представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности

в данном случае устанавливается Банком России.

Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного

контроля с юридических лиц- в бесспорном порядке, а с физических- в судебном.

Меры ответственности за нарушение валютного законодательства могут устанавливаться

и другими нормативными актами. Так, 21 ноября 1995 года был подписан указ

Президента РФ N 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного

контроля в Российской Федерации». В нем установлено, что импортеры-резиденты

в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими предписаний органов

валютного контроля несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной

сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров. Взыскание штрафа,

налагаемого на импортера-резидента в соответствии с данным указом Президента

РФ, производится в рублях по курсу, установленному Банком России на дату списания

средств, и осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному

1. РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Меры валютного воздействия являются в России самой несовершенной составной в механизме регулирования ВЭД. Валютный контроль — один из методов валютного регулирования в области ВЭД России. Органами такого контроля выступают Правительство России и Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

Валютный контроль является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Система валютного регулирования и валютного контроля в целом представляет собой систему возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля) отношений при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности. За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности, а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют существенную часть доходов предприятий и госбюджета.

Достигнутый уровень непоступления валютной выручки в 2002 г. максимально приблизился к сложившемуся показателю непоступления валютной выручки в развитых странах. Такое положение отражает в том числе и результаты предпринимаемых мер валютного контроля со стороны ЦБ России и ФТС России.

В настоящее время таможенная система является тем государственным органом, который может реально повлиять на отрицательные макроэкономические тенденции, прежде всего в кредитно-финансовой сфере и внешнеэкономической деятельности. Таможенный кодекс не содержит комплексной правовой регламентации валютного контроля в отдельном разделе, однако нормами ряда статей отсылает к ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», где детально регулируется деятельность агентов и органов валютного контроля. Поэтому практически все статьи, касающиеся валютного контроля, носят общий характер, т.е. лишь указывают на нормативный источник, который подлежит применению к данной группе правоотношений. Однако необходимо отметить, что Таможенный кодекс целым рядом статей подчеркивает значимость валютного контроля как одного из средств единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, п. 7 ст. 403 ТК РФ в числе функций таможенных органов называет осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Валютные отношения являются одной из наиболее сложных и важных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономик, международных экономических отношений, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается.

По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. На интенсивность и глубину этих связей, потоков, а также и на экономическое положение стран оказывает влияние проводимая правительством та или иная политика в сфере валютных отношений. Валютное регулирование представляет собой комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами с целью воздействия на экономику и валютный рынок страны. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства — поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов.

Действующая система таможенно-валютного контроля, распространяющаяся на экспортные и импортные операции, регламентируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. и Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок ».

Технологически схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления, сопоставления двух информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Таможенные органы являются агентами валютного контроля в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003

г. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорт сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки: —

ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства; —

Читайте так же:  Увольнение по смерти порядок

возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., Таможенным кодексом, положениями, принимаемыми ФТС, нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ.

Функции, полномочия таможенных органов РФ в системе валютного контроля.

На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с ФЗ от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В ФЗ определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

Ø приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования

Ø исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции

Ø единство внешней и внутренней валютной политики РФ

Ø единство системы валютного регулирования и валютного контроля

Ø обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

«Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, ФТС РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля). Не которыми функциями и полномочиями обладают также Министерство финансов, Министерство торговли, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Гохран.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Внешэкономбанк» и некоторые другие агенты.

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму — диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

Законом регламентируется право физических и юридических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ в уведомительном порядке;

На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля, и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 94 ТК ТС).

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля.

Полномочия органов и агентов валютного контроля:

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и ТК ТС применительно к таможенному контролю.

При выявлении таможенными органами РФ в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства РФ, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с ТК ТС.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами РФ, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.

Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу РФ предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности.

Объектами валютного контроля для таможенных органов являются: перемещение через таможенную границу РФ валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также валютные операции, связанные с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров, субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры и их контрагенты.

Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения:

Ø в ФТС России – Управление валютного контроля;

Ø в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;

Ø в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля;

Ø в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

Важную роль в системе валютного контроля играют таможенные органы. В международных экономических отношениях значительная часть всех валютных операций связана с перемещением через таможенные границы стран материальных и нематериальных объектов. Одним из главных «контролеров» перемещения материальных ценностей, а равно и связанных с этим валютных операций, являются таможенные службы данных государств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в рамках таможенного контроля. Обладая первичной достоверной информацией, применимой как для таможенных целей, так и для целей валютного контроля, таможенные органы являются одним из основных участников системы валютного контроля. Наряду с этим таможенные органы обладают кадровыми, организационными, финансовыми, техническими ресурсами для проведения валютно — контрольных операций. В этой связи активное участие таможенных органов в осуществлении валютного контроля не теряет актуальность в настоящее время.

— предотвращается утечка капитала из страны или противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, требуется усиление контроля за валютными операциями хозяйствующих и иных субъектов, актуализируется потребность в поиске и внедрении в систему управления внешнеэкономической деятельностью новых контрольных механизмов.

— не отрицается факт, что валютный контроль, являясь по существу «жестким» административным регулятором, становится серьезным ограничителем ВЭД и негативно отражается на деловой активности в стране.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявляемую таможенную процедуру товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, а также при изменении таможенной процедуры ранее вывезенных с таможенной территории ТС товаров в случае непредставления паспорта сделки.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 183 ; Нарушение авторских прав