Доверенное лицо кандидата заявление

14.04.2018 Выкл. Автор admin

Статья 42. Доверенные лица зарегистрированного кандидата

Статья 42. Доверенные лица зарегистрированного кандидата

1. Зарегистрированный кандидат может иметь до 600 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления зарегистрированного кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть его доверенным лицом. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства доверенного лица (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), а также серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа. Список доверенных лиц представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. На срок, указанный в пункте 1 статьи 41 настоящего Федерального закона, администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

3. Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

4. Зарегистрированный кандидат, назначивший своих доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить взамен их других, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует удостоверения, выданные отозванным доверенным лицам. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом зарегистрированного кандидата.

5. Полномочия доверенных лиц зарегистрированного кандидата начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, но не позднее официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам, поданным в связи с нарушениями настоящего Федерального закона, ведется судебное разбирательство, — не позднее окончательного решения суда.

Статья 43. Статус доверенных лиц

Статья 43. Статус доверенных лиц

1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

3. Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.

4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

В комментируемой статье определяется правовое положение доверенных лиц кандидата и избирательного объединения: кто, когда и на какой срок может назначить доверенных лиц; как производится их регистрация и прекращение полномочий; ограничения при назначении и гарантии их деятельности. Правовой статус доверенных лиц устанавливается не только данной статьей, но и иными нормами комментируемого Федерального закона. Например, в пунктах 1 и 3 статьи 30, пункте 9 статьи 68 установлено право доверенных лиц присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей их либо вышестоящей комиссии, при подсчете голосов избирателей, участников референдума (в том числе в дни досрочного голосования и при повторном подсчете голосов), при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей (участников референдума), с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. Наряду с другими участниками избирательного процесса за доверенными лицами закреплено право на доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на таком избирательном участке, участке референдума (пункт 5 статьи 30). Доверенные лица имеют право удостоверять полномочия наблюдателей (пункт 7 статьи 30). Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, являясь безусловно их представителями, могут присутствовать в полиграфической организации при передаче и выбраковке бюллетеней для голосования и подписывать акты о данных действиях, они также могут присутствовать в соответствующих комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней (пункты 11 и 20 статьи 63). В соответствии с пунктом 29 статьи 68 доверенные лица по своему требованию имеют право получить после подписания копию протокола об итогах голосования.

1. Назначить доверенных лиц имеют право кандидаты и избирательные объединения. Данное право возникает у них непосредственно после выдвижения. При этом следует иметь в виду, что назначение доверенных лиц является правом, а не обязанностью, т.е. кандидат, избирательное объединение сами решают, назначать или не назначать доверенных лиц и как распределить между ними предоставленные законом широкие полномочия. Комментируемый Федеральный закон также не содержит для гражданина ограничений быть одновременно доверенным лицом нескольких кандидатов и (или) избирательных объединений, но если агитационная деятельность осуществляется методами, требующими материальных затрат, доверенное лицо может проводить агитацию только в пользу только того назначившего его кандидата или избирательного объединения, который создал избирательный фонд, из средств которого производится оплата затрат на проведение агитации (пункт 5 статьи 48 комментируемого Федерального закона). Регистрацию доверенных лиц осуществляет избирательная комиссия, к полномочиям которой относится регистрация самого кандидата, списка кандидатов. Так, регистрацию доверенных лиц избирательных объединений, выдвинувших федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, осуществляет ЦИК России. А регистрацию доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации будут осуществлять соответственно ОИК и ИКСРФ. Основанием для регистрации является письменное заявление кандидата (представление избирательного объединения) и письменное согласие самого гражданина быть доверенным лицом. Регистрация доверенных лиц носит в целом заявительный характер и осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления. В прежней редакции комментируемого Федерального закона регистрация осуществлялась незамедлительно, что приводило на практике к нечеткости исполнения данной нормы. Такой срок для регистрации доверенных лиц установлен законодателем в связи с тем, что сведения о доверенных лицах, представленные в избирательную комиссию, требуют от избирательной комиссии проверки факта наличия у доверенного лица гражданства Российской Федерации, достижения им возраста 18 лет, а также отсутствия других обстоятельств, указанных в пункте 2 комментируемой статьи, препятствующих регистрации. В комментируемом пункте не установлены требования к форме заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц и к форме заявления о согласии быть доверенным лицом гражданина. Однако во избежание возможных ошибок и споров при регистрации целесообразно в законе субъекта Российской Федерации установить такие требования 1 .

2. Комментируемый пункт направлен на недопущение использования на выборах преимуществ должностного или служебного положения, а в части запрета быть доверенными лицами для кандидатов – также злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Так, лица, замещающие государственные должности и выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий не могут быть доверенными лицами. Государственным и муниципальным служащим такое право предоставляется при условии освобождения от исполнения служебных обязанностей на весь период осуществления полномочий доверенного лица. Избирательная комиссия может зарегистрировать и выдать удостоверение доверенного лица только при условии предоставления приказа (распоряжения), подтверждающего выполнение этого требования, а также убедившись, путем проверки соответствующих документов, в отсутствии обстоятельств, препятствующих его регистрации. Избирательные комиссии должны располагать нормативными правовыми актами, устанавливающими перечни или реестры государственных и выборных муниципальных должностей, что поможет им избежать ошибок при регистрации доверенных лиц. С учетом возможного совмещения голосования на разных выборах следует иметь в виду, что установленный комментируемым пунктом запрет для наделения кандидатов статусом доверенных лиц распространяется на любых лиц, имеющих статус кандидатов, независимо от того, в выборах какого вида и уровня они участвуют.

Читайте так же:  Патент шпаргалка

3. После регистрации доверенные лица получают удостоверения. Форма удостоверения доверенного лица утверждается избирательной комиссией, организующей выборы. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Эта норма корреспондируется с нормой, установленной в пункте 2 статьи 50 комментируемого Федерального закона. В прежней редакции комментируемого Федерального закона содержалась норма, которая не конкретизировала, в отношении кого проводят агитацию доверенные лица. В связи с этим известны случаи, когда доверенные лица одних кандидатов вели агитацию также и за других, что приводило к нарушению принципа равенства кандидатов и вводило в заблуждение избирателей. Новой нормой в комментируемом пункте является положение о том, что доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя. Однако уточненное положение комментируемого пункта не препятствует наделению кандидатом, избирательным объединением гражданина, имеющего статус их доверенного лица, также и полномочиями наблюдателя в соответствии с пунктом 4 статьи 30 комментируемого Федерального закона. На период осуществления полномочий доверенное лицо вправе получить, а работодатель по месту его работы, службы обязан предоставить неоплачиваемый отпуск. При этом следует иметь в виду, что уход в отпуск является его правом, а не обязанностью (за исключением ограничений, установленных в пункте 2 комментируемой статьи для доверенных лиц, являющихся государственными и муниципальными служащими).

4. В комментируемом пункте определяется порядок прекращения полномочий доверенных лиц. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию и, конечно, соответствующее доверенное лицо. При этом, так как основания для такого отзыва не установлены комментируемым Федеральным законом, комиссия не вправе требовать указания причины отзыва. Следует также учитывать, что так как доверенные лица дают добровольное согласие на выполнение этих обязанностей, они могут сложить свои полномочия по собственной инициативе, уведомив об этом кандидата, избирательное объединение, те, в свою очередь, уведомляют о данном факте комиссию и возвращают выданные удостоверения. Установление формы такого уведомления возможно предусмотреть законом субъекта Российской Федерации. В обоих случаях избирательная комиссия своим решением аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц определяется законом, регулирующим соответствующие выборы. Так, при выборах депутатов Государственной Думы политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц, кандидат в Президенты Российской Федерации – до 600 доверенных лиц. Таким образом, в комментируемом пункте сформулированы следующие основания прекращения полномочий доверенных лиц: решение кандидата или избирательного объединения, либо утрата статуса доверенного лица вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинуло избирательное объединение. Утрата статуса доверенного лица может быть связана с отказом в регистрации, отменой или аннулированием регистрации кандидата, списка кандидатов. В комментируемом пункте не установлены сроки начала и прекращения полномочий доверенных лиц, но из норм комментируемого Федерального закона вытекает, что полномочия доверенного лица начинаются со дня его регистрации соответствующей комиссией, а прекращаются (кроме указанных случаев) после дня официального опубликования общих результатов выборов, т.е. с утратой статуса кандидата, избирательного объединения.

Последние новости

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов и/или список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Число доверенных лиц кандидата и/или избирательного объединения устанавливается законом для конкретных выборов.

Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

Статус доверенного лица кандидата

Доверенным лицом кандидата может быть любой совершеннолетний и дееспособный гражданин Российской Федерации. За исключением лиц, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, глав местных администраций, работников аппаратов избирательных комиссий.

Доверенное лицо кандидата получает в избирательной комиссии удостоверение.

Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения.

На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует ранее выданные удостоверения. Вместо выбывшего доверенного лица, кандидат имеет право назначить новое доверенное лицо.

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата и/или вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом.

Права и обязанности доверенного лица кандидата

Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений вправе:

  • осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата
  • представлять перед избирателями выборные программы кандидатов
  • выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях
  • участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления
  • присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата, списка кандидатов и нижестоящих избирательных комиссий
  • присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (в том числе на избирательных участках в воинских частях)
  • знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов
  • участвовать в жеребьевках, проводимых избирательной комиссией при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям
  • обжаловать решения и действия и/или бездействие избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд
  • присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии

В день голосования доверенное лицо кандидата имеет полномочия наблюдателя. Они могут присутствовать в день голосования на избирательном участке для контроля за процессом голосования, и обладают другими правами наблюдателя.

Доверенное лицо кандидата не вправе:

  • участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации
  • вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий
  • расписываться за избирателя, в том числе и по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня
  • заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень на выборах
  • выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования
  • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования
  • принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней
  • осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц
  • осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом

Глава 7. Статус доверенных лиц, наблюдателей, представителей средств массовой информации, иностранных (международных) наблюдателей

Статья 55. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов

1. Зарегистрированный кандидат вправе назначить до десяти доверенных лиц, которые регистрируются территориальной избирательной комиссией, осуществлявшей регистрацию кандидата.

2. Регистрация доверенных лиц осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией незамедлительно на основании письменного заявления зарегистрированного кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства доверенного лица, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также объем полномочий, переданных доверенному лицу зарегистрированным кандидатом. Список доверенных лиц представляется в территориальную избирательную комиссию в печатном виде по форме, установленной территориальной избирательной комиссией.

Читайте так же:  Страховка осаго можно ли расторгнуть

3. Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от территориальной избирательной комиссии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата, вправе назначать наблюдателей и представлять интересы зарегистрированного кандидата в объеме переданных им полномочий. Доверенное лицо также вправе осуществлять полномочия наблюдателя.

4. Доверенными лицами кандидатов не могут быть должностные лица органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, командование воинских частей, а также члены избирательных комиссий.

5. С момента регистрации кандидата соответствующей территориальной избирательной комиссией и до дня официального опубликования общих результатов выборов главы администрации города, района администрация (работодатель) обязана представить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

6. Зарегистрированный кандидат, назначивший своих доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других, уведомив об этом территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует удостоверения, выданные отозванным доверенным лицам. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в территориальную избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом зарегистрированного кандидата, назначившего его.

7. Полномочия доверенных лиц зарегистрированного кандидата начинаются со дня их регистрации территориальной избирательной комиссией и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, но не позднее официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам, поданным в связи с нарушениями настоящего Закона, ведется судебное разбирательство, — не позднее окончательного решения суда.

Статья 56. Наблюдатели

1. Каждый зарегистрированный кандидат, а также каждое избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, общественное объединение вправе назначить в территориальную избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые в период досрочного голосования, а также в день голосования в период, указанный в части 4 настоящей статьи, имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении территориальной избирательной комиссии.

2. Каждый зарегистрированный кандидат, а также каждое избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, общественное объединение вправе назначить в участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в период досрочного голосования, имеют право поочередно осуществлять наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования в период, указанный в части 3 настоящей статьи, а также осуществлять наблюдение за проведением голосования вне помещения для голосования участковой избирательной комиссии.

3. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, назначенные зарегистрированными кандидатами, а также избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов, общественным объединением.

4. Наблюдатели вправе присутствовать в территориальной избирательной комиссии при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протокола о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

5. Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.

6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которого представляет данный наблюдатель, с указанием фамилии, имени и отчества наблюдателя, адреса его места жительства, номера телефона (если имеется), а также номера избирательного участка, наименования (территориальной, участковой) избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

7. Указанные в части 6 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в избирательную комиссию в любое время со дня первого заседания соответствующей избирательной комиссии и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

8. Наблюдатели вправе:

1) знакомиться со списками избирателей;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день выборов (голосования) в любое время в период, указанный в части 3 настоящей статьи;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней;
визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 настоящей статьи;
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему;
7) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе с протоколом, составляемым повторно), а также с протоколом территориальной избирательной комиссии о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных указанными комиссиями в период, указанный в части 3 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании;
по требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии либо выдать ему заверенные копии указанных документов;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию, в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея или в суд;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

9. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательных комиссий с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) вести предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Статья 57. Представители средств массовой информации

1. Представители средств массовой информации вправе:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обеспечивая гласность и открытость их деятельности;
2) знакомиться с протоколами и сводными таблицами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;
3) получать заверенные в установленном порядке копии решений, протоколов и приложенных к ним документов избирательных комиссий и передавать их для опубликования в средствах массовой информации;
4) присутствовать на публичных предвыборных мероприятиях, освещать в средствах массовой информации ход их проведения;
5) находиться на избирательных участках в день голосования при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями.

2. По требованию представителей средств массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись «Копия верна», расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии.

3. На представителей средств массовой информации -журналистов, должностных лиц редакций печатных изданий, должностных лиц и творческих работников телерадиокомпаний, если указанные лица зарегистрированы кандидатами либо являются доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, распространяются положения части 5 статьи 53 настоящего Закона.

Статья 58. Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдатели, представляющие иностранную или международную организацию, получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, аккредитацию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов главы администрации города, района в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

2. Иностранный (международный) наблюдатель вправе:

1) находиться в день выборов в помещении для голосования избирательного участка;
2) присутствовать при подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, определении результатов выборов;
3) встречаться с кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, представителями общественных объединений.

Читайте так же:  Налог на имущество за первый квартал 2019г

3. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для действий, не связанных с наблюдением за ходом выборов.

Доверенные лица кандидата. Институт представителей в избирательном процессе

Действующее избирательное законодательство предоставляет кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, списки кандидатов достаточно широкие права в части решения вопросов представления их интересов в процессе подготовки и проведения выборов. Интересы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков могут представлять доверенные лица, уполномоченные по вопросам подготовки и проведения выборов, в том числе по финансовым вопросам, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели.

Доверенные лица кандидата, избирательного объединения, избирательного блока — специальный институт избирательного права.

Доверенные лица имеют право осуществлять в допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов, списка кандидатов, представлять их предвыборные программы. Они могут выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать им необходимую помощь в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями.

Они имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях и в следственных изоляторах, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования; знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов; обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.

Новое в статусе доверенных лиц заключается в том, что они имеют теперь также полномочия наблюдателя, то есть наделяются правом изготавливать или получать от избирательной комиссии копии протоколов о результатах выборов, а также иных документов, обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии.

Доверенными лицами не могут быть назначены лица, замещающие государственные должности категории «А» либо выборные муниципальные должности. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами в случае их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.

Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе осуществляют агитационную деятельность. Закон не регулирует порядок выдачи удостоверений доверенным лицам, не устанавливает обязательного принятия решения избирательной комиссии о такой выдаче, как и ее право на проверку каких-либо данных или сведений о доверенном лице, представленных кандидатом, за исключением того случая, когда доверенным лицом назначается государственный или муниципальный служащий.

Регистрация доверенного лица осуществляется при поступлении в избирательную комиссию письменного заявления кандидата, избирательного объединения, избирательного блока и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения, избирательного блока устанавливается соответствующим законом о выборах.

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, назначившим этих доверенных лиц.

Доверенные лица не вправе:

вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;

расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

выдавать избирателям бюллетени для голосования;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом;

заниматься благотворительной деятельностью (данный запрет распространяется и на организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются доверенные лица, а также на иных физических и юридических лиц, действующих по просьбе или по поручению доверенных лиц);

обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг гражданам и юридическим лицам;

осуществлять от имени зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно указанными лицами.

Доверенные лица осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов.

3. Доверенные лица осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов.

документ, официально удостоверяющий статус данного гражданина в качестве доверенного лица кандидата. Выдается соответствующей избирательной комиссией.

К ним относятся доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений (блоков).

К ним относятся доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений (блоков).

Статья 76. Доверенные лица кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты

Кандидат в Президенты Республики Беларусь может иметь до 30 доверенных лиц, кандидат в депутаты Палаты представителей – до 15, кандидат в депутаты местного Совета депутатов – до 5 доверенных лиц.

Доверенные лица помогают кандидату в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями, а также в комиссиях.

Кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению и в письменном заявлении сообщает о них соответственно в Центральную комиссию, окружную, территориальную избирательную комиссию для регистрации. В заявлении в отношении каждого доверенного лица указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта гражданина Республики Беларусь. Соответствующая комиссия в трехдневный срок со дня поступления заявления регистрирует доверенных лиц и выдает им удостоверения.

Доверенными лицами кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты.

Кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты имеет право в любое время до дня выборов отозвать доверенных лиц, сообщив об этом в соответствующую комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо в любое время может сложить свои полномочия.

Доверенное лицо кандидата в Президенты Республики Беларусь не может быть в составе Центральной комиссии, территориальной и участковой комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, а доверенное лицо кандидата в депутаты Палаты представителей, в депутаты местного Совета депутатов – в составе Центральной комиссии, окружной, территориальной и участковой избирательных комиссий, в которых представляет кандидата в депутаты, и с момента регистрации его соответствующей комиссией считается освобожденным от обязанностей в комиссии.

Доверенные лица кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты по просьбе кандидата могут освобождаться от трудовых (служебных) обязанностей без сохранения заработной платы после их регистрации до дня выборов. Основанием для такого освобождения является решение соответствующей комиссии о регистрации доверенного лица и заявление доверенного лица нанимателю о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях.