Договор ссср сирия

24.06.2018 Выкл. Автор admin

Военно-техническое сотрудничество России и Сирии. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. До 1991 г. Сирия была одним из основных покупателей советского оружия. Всего, с первого визита в СССР сирийского президента Шукри Куатли в ноябре 1956 г. до распада СССР в 1991 г., Сирии было поставлено вооружений на общую сумму более $26 млрд, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5000 танков, более 1200 боевых самолетов, включая Су-22, МиГ-29 и Су-24МК, 4200 артиллерийских орудий и минометов, зенитно-ракетные комплексы, около 70 боевых кораблей и катеров. К концу XX века сирийская армия более чем на 90% была оснащена советским вооружением. Также СССР проводил обучение сирийских военных.

Российско-сирийское военно-техническое сотрудничество ВТС было практически заморожено в 1991 г. после распада СССР. Задолженность Сирии за поставленные технику и вооружения на тот момент составляла около $14,5 млрд. Этот долг был урегулирован в 2005 г.: 73% долга РФ списала Сирии, остальная часть была реструктуризирована.

Отношения в сфере ВТС возобновились в середине 1994 г., когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение. Сирия намеревалась приобрести бомбардировщики Су-24, истребители Су-27 и МиГ-29. В планы сирийских военных также входила закупка новых и модернизация имеющихся систем ПВО. Однако впоследствии поставки авиатехники так и не состоялись.

В 1996 г. объем поставок Дамаску военной техники и запчастей составил $1,3 млн, в 1997 г. — $1 млн.

После официального визита в Дамаск министра обороны РФ Игоря Сергеева в ноябре 1998 г. стороны подписали несколько новых соглашений в сфере ВТС. Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, гранатометов и боеприпасов.

В 1999 г. началось выполнение контракта от 1996 г. на поставку Сирии российских противотанковых ракетных комплексов «Метис-М» (на $73 млн) и «Корнет-Э» (на $65 млн).

В ходе визита министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафы Тласа в РФ в мае 2001 г. сирийской стороной было вновь заявлено о желании модернизировать поставленные в советское время зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) дальнего действия С-200Э, танки Т-55 и Т-72, БМП-1, самолеты Су-24, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Миг-29.

В 2006 г. Россия поставила Сирии зенитные ракетные комплексы «Стрелец». В том же году заключен контракт на поставку Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1» (к 2014 г. поставлено 11 из 36 заказанных) и модернизацию 1 тыс. танков Т-72 (контракт выполнен в 2011 г.).

В 2007 г. подписаны контракты на продажу Сирии береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион- П» с ракетами «Яхонт» (поставки осуществлялись в 2010-2011 гг.), ЗРК «Бук»(поставлено не менее 6 из 8 заказанных дивизионов) и истребителей МиГ-31Э. В том же году был подписан контракт на ремонт 25 вертолетов Ми-25 (выполнен в 2012 г.) и поставку тренажеров для обучения пилотов вертолетов Ми-17Ми-35 (выполнен в 2011 г.).

В 2010 г. было подписано соглашение о поставках в Сирию четырех (по другим, данным шести дивизионов) зенитных ракетных комплексов С-300, причем Сирия выплатила аванс в размере нескольких сотен млн долларов. Позже, в сентябре 2013 г., президент РФ Владимир Путин в интервью Первому каналу и Ассошиэйтед Пресс заявил, что контракт приостановлен и выполнен частично — поставлены «отдельные компоненты». В сентябре 2015 г. газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными странами сообщила, что вместо поставки С-300 в счет выплаченного аванса Сирия и Россия договорились о поставках партии бронетранспортеров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатометов и другого вооружения.

В январе 2012 г. между «Рособоронэкспортом» и Сирией был подписан контракт на поставку 36 учебно-боевых самолетов Як-130 на сумму около $550 млн, однако из-за вооруженного конфликта в стране он не был реализован.

В мае 2014 г. гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков сообщил, что Сирия до конца 2017 г. может получить 12 истребителей МиГ-29ММ2 по контракту, заключенному с РФ в 2007 г.

Военные конфликты

«Бесплатно» и «навсегда»

Соглашение России и Сирии о размещении авиагруппы на базе Хмеймим заключено на бессрочный период

Россия и Сирия заключили соглашение об использовании авиагруппой РФ базы Хмеймим бессрочно и безвозмездно. По договору российская сторона может ввозить и вывозить на территорию Сирии любое вооружение, оборудование и материалы, а также пользоваться дипломатическим иммунитетом, а отвечать за все будет сирийское правительство. С экспертной точки зрения, не стоит думать, что это бесплатно и навсегда.

Соглашение между Россией и Сирией о размещении авиационной группы ВС России на сирийской территории заключено на бессрочный период. Об этом говорится в тексте соглашения, опубликованном на официальном портале правовой информации.

Подписанный 26 августа 2015 года в Дамаске (более чем за месяц до официального начала операции ВКС РФ в Сирии) договор отмечает, что нахождение на территории Сирии российской авиагруппы «отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе, носит оборонительный характер и не направлено против других государств», а также направлено на решение общих задач в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

«Российская сторона имеет право ввозить на территорию Сирии и вывозить с ее территории без взимания сирийской стороной каких-либо сборов и пошлин для российской авиагруппы любое вооружение,

боеприпасы, оборудование и материалы, необходимые для выполнения задач по ее предназначению, обеспечения безопасности и жизнедеятельности личного состава», — говорится в соглашении.

Сирия освобождает российскую авиагруппу от всех прямых и косвенных налогов.

В соглашении прописано, что оно заключается «на бессрочный период».

«Газета.Ru» проанализировала слова президента о военном присутствии РФ в Сирии

Если одна из сторон решит прекратить действие договора, то об этом просто необходимо письменно уведомить партнера. И в течение года с даты получения этого уведомления договор перестанет работать. Напомним, что ранее президент Владимир Путин заявлял, что для вывода российского контингента из Сирии может хватить и двух дней.

Как пояснил «Газете.Ru» бывший начальник международно-договорного управления Минобороны России генерал-лейтенант Евгений Бужинский,

раньше практики публикаций подобных соглашений в области военно-технического и военного сотрудничества не было.

Он затруднился ответить, почему документ оказался в открытом доступе на официальном портале именно сейчас — спустя почти полгода с момента подписания. «Может быть, теперь во внутреннем законодательстве произошли изменения и мы теперь обязаны публиковать такие документы? Я затрудняют ответить», — сказал Бужинский, отметив, что в связи с этим не может утверждать, что публикация имеет какой-то подтекст, например — попытку вызвать некую реакцию Запада и коалиции, ведущей свою операцию против запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» в Сирии под руководством США.

При этом он не удивился, что договор заключили 26 августа, тогда как сама операция началась 30 сентября — спустя более месяца с подписания. «Когда соглашение заключается о развертывании базы, развернуть ее за один день невозможно. Поэтому должен быть какой-то период заложен, чтобы ее сформировать, перебазировать технику и так далее. И так все очень быстро сделали: месяц — это вообще не срок», — пояснил собеседник.

«Бесплатно» и «навсегда»

Тот факт, что в соглашении указано безвозмездное и бессрочное использование россиянами авиабазы Хмеймим в сирийской провинции Латакия, тем не менее вызывает вопросы.

Кстати, тема «безвозмездности» в отношениях между РФ и Сирией ранее уже излагалась президентом САР Башаром Асадом, правда в ином ключе. В декабре 2015 года в интервью испанскому агентству EFE Асад заявил, что президент России Владимир Путин не просил ничего взамен проведения российскими Воздушно-космическими силами операции в Сирии. По словам главы Сирии, «действия России в Сирии представляют собой прямую защиту Европы».

«Он (Путин) не попросил ничего взамен, и этому лишь одна причина: это не торговый обмен. В реальности нормальные отношения между двумя странами основываются на общих интересах. Вопрос: каковы общие интересы Сирии и России? Россия заинтересована в большем терроризме в Сирии? В распаде сирийского государства? В анархии? Нет. Тогда скажем, что в обмен Россия хочет, чтобы была стабильность в Сирии, в Ираке, во всем регионе», — заявил тогда Асад.

Отсутствие какой-либо платы за пользование авиабазой и иных налогов и пошлин для авиагруппы РФ в Латакии, по мнению генерала Бужинского, не так уж и бессрочно. А что касается времени действия договора, то все может измениться, как только в Сирии сменится власть.

Какими военными объектами за границей обладает армия России

«Конечно, если это будет власть, которая не захочет поддерживать отношения с Россией, естественно, они попросят нас уйти. Я не уверен, что нам там нужна авиабаза (после окончания операции. — «Газета.Ru»). Нам нужен пункт базирования, то, что было, — пункт материально-технического обслуживания кораблей в Тартусе. База — это дорого. Содержать авиабазу — очень накладно.

А то, что мы не платим никаких арендных платежей, я думаю, что это на период войны так. А если это будет мирное время, то либо это должно будет компенсироваться за счет какой-то другой экономической или военно-технической помощи», — сказал экс-глава международно-договорного управления Минобороны.

В свою очередь, замглавы Института политического и военного анализа Александр Храмчихин отметил, что будущее российской авиабазы Хмеймим зависит от того, как завершатся боевые действия. «Они еще пять лет могут там воевать друг с другом, и как изменится за это время обстановка в мире — сказать не берется никто», — отметил специалист.

Касательно «бессрочности» и открытости ряда формулировок самого соглашения генерал Бужинский логично отметил, что смысла устанавливать какие-либо сроки нет, чтобы не пришлось их постоянно пролонгировать, так как неясно, сколько продлится операция. А также чтобы избежать заключения многочисленных уточняющих дополнительных соглашений.

«Соглашение прямое, оно составлено с целью обеспечения деятельности российской авиагруппы. Почему не прописывается, какие виды и типы вооружения можно ввозить, — потому что война и обстановка меняются динамично, каждый раз допсоглашения заключать и по времени затратно, что не будет отвечать эффективности», — говорит генерал.

Эксперт полагает нецелесообразным считать слова о том, что Россия может ввозить на территорию Сирии любое вооружение, лазейкой для сухопутной операции и размещения в САР стратегического оружия, так как это очень дорого. «Никаких сухопутных группировок там не будет развернуто, я уверен. Не та обстановка экономическая, чтобы это делать. Все эти операции за рубежом — очень дорого, хоть Минобороны и говорит, что это идет по статьям боевой подготовки. Это действительно так, но боевая подготовка не проводится 365 дней в году, все равно есть дополнительные расходы», — пояснил Бужинский.

Читайте так же:  Заявление о несостоятельности образец

Эксперт Храмчихин же считает, что при необходимости Россия может провести сухопутную военную операцию в Сирии, формулировки документа это в принципе позволяют сделать.

«В принципе, интересам России отвечает проведение военной операции в Сирии, причем в гораздо большем масштабе, чем это происходит сейчас. Для ее обеспечения нужен был какой-то документ, и этот договор очень в этом смысле удачен для нас. Такие документы подписывает только колония с метрополией. Россия по договору получает максимум возможного», — сказал Храмчихин.

Впрочем, эксперт добавил, что, если Москва примет политическое решение о наземной операции, она сможет ее провести и без всякого договора, однако этот документ придает российским действиям дополнительную легитимность.

Стандартные формулировки

Указанные в соглашении пункты о том, что

российская авиагруппа пользуется полным иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции САР, движимое и недвижимое имущество россиян неприкосновенно, а представители органов власти САР не вправе вступать в места дислокации российской авиагруппы без согласия ее командира,

по мнению военного специалиста по международным договорам, вполне стандартные. Хотя не все страны идут на это. В случае же если одна страна размещается на чужой базе с целью решения задач по защите по просьбе партнера, то «право экстерриториальности» вопросов не вызывает.

Что ждет армию России в 2016 году

Впрочем, как и пункт о том, что по договору Сирия принимает на себя урегулирование претензий, которые могут быть выдвинуты третьей стороной в случае ущерба в связи с деятельностью российской авиагруппы и ее личного состава.

«Это абсолютно нормально. Если, грубо говоря, российский самолет случайно сбросит бомбу на какой-то частный дом, то претензии будут не к российскому самолету, а к сирийскому правительству», — пояснил Бужинский.

Любопытно, что соглашение о российской базе было подписано в Дамаске еще 26 августа, а в это время, в период с 23 по 30 августа, в России находилась сирийская делегация во главе с госминистром по делам национального примирения Али Хейдаром.

Президент Сирии Башар Асад заявил тогда, что Россия за время кризисной ситуации в Сирии показала свою твердую позицию в отношении поддержки властей страны и доверие арабской республики к ней остается на высоком уровне. Днем ранее стало известно о вступлении в коалицию против ИГ Турции, а еще ранее террористы начали применять против мирных жителей и курдских ополченцев химическое оружие.

В августе 2015 года мир всколыхнули сообщения о варварских акциях террористов в захваченной Пальмире, когда боевики ИГ взорвали античный храм Баал-Шамин, построенный в первом веке нашей эры, и казнили известного археолога, хранителя античных памятников Халеда Асада.

Военное сотрудничество Москвы и Дамаска имеет долгую историю. Практически с момента возникновения Сирии как государства СССР оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. Как отмечают американские СМИ, ссылающиеся на рассекреченные данные ЦРУ, в 1956 году переговоры о поставках советского оружия в Сирию со стороны Советского Союза вел легендарный маршал Георгий Жуков, а с сирийской — министр обороны Мустафа Тлас. Всего с осени 1955 года по весну 1957-го СССР заключил с Сирией ряд отдельных соглашений о поставках вооружений и боевой техники, самолетов и кораблей на общую сумму около $70 млн. В середине 1970-х годов более 75% всего сирийского оружия было произведено в СССР, а подавляющее большинство военной техники арабской республики обслуживалось советскими специалистами.

Более того, в 1971 году Советский Союз создал мощную эскадру военных кораблей в Средиземном море. Для ее обслуживания Москва договорилась с Дамаском о создании на сирийской территории пункта материально-технического обеспечения ВМФ в порту Тартус.

Помимо этого, в Сирии постоянно присутствовали советский военный советник и зенитно-ракетный полк, состоящий из военнослужащих СССР. На его вооружении состояли ЗРК «Куб» (это соединение находилось под Дамаском). Из-за постоянной угрозы вторжения Израиля в Сирию с целью смены правящего режима и уничтожения этого государства СССР разработал планы по переброске в Сирийскую Арабскую Республику истребительной авиационной дивизии в составе 120 самолетов и парашютно-десантного полка из состава ВДВ СССР (1,8 тыс. человек). Вся эта техника и личный состав, согласно плану, должны были быть переброшены и приведены в боевую готовность за 72 часа. В октябре 1980 года между СССР и Сирией был заключен договор, один из пунктов которого гласил: «Если третья сторона произведет вторжение на территорию Сирии, то Советский Союз будет вовлечен в события».

Российские и сирийские летчики впервые выполнили совместную боевую задачу

В начале июля 1981 года в Латакии были проведены крупные совместные советско-сирийские военно-морские учения. В них были задействованы солидные надводные и подводные силы и средства из состава 5-й оперативной эскадры Черноморского флота и на сухопутном театре — из состава вооруженных сил Сирии. Это были первые и единственные столь крупные маневры, в которых совместно с войсками СССР участвовала армия страны, не входящей в Организацию Варшавского договора. Помимо этого, Москва не прекращала поставлять Дамаску оружие взамен уничтоженного в ходе войн с Израилем. Сирийская армия получали ЗРК «Точка», «Оса», «Стрела-1» и С-200. Таким образом, Сирия стала наиболее лояльным Советскому Союзу государством на Ближнем Востоке.

Переломным этапом в этом сотрудничестве стала перестройка в СССР. В ходе визита в Москву президента Сирии Хафеза Асада Михаил Горбачев дал ему понять, что Москва намерена наладить отношения с Израилем. Советский Союз тогда же стал поставлять оружие только по себестоимости (до этого оно поставлялось по символическим ценам, в рассрочку), в результате чего поставки резко упали, а сирийский долг России и без того вырос до $10–12 млрд. Вслед за этим Сирия вообще отказалась признавать Россию правопреемницей СССР. На долгие годы сотрудничество между сторонами в военной сфере было осложнено из-за того, что сирийские власти не могли расплатиться по долгам за еще советское оружие.

Поставки российского вооружения в Сирию усугублялись непростыми отношениями этой страны с США и Израилем. В частности, Израиль неоднократно высказывал протест против поставок в Сирию противоракетного комплекса С-300 и перехватчиков МиГ-31.

В 2005 году Россия списала Сирии $10 млрд в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Так, после длительного застоя военно-техническое сотрудничество между двумя странами возобновилось. Оно стало интенсивнее после начала гражданской войны в Сирии. В начале 2012 года правительство Сирии заказало 36 учебно-боевых самолетов Як-130. Всего, по некоторым данным, в этом году объем контрактов России на поставку оружия в Сирию составил $1,5 млрд, или 10% российского экспорта вооружений.

Договор ссср сирия

Дипломатические отношения между странами установлены в 1944 году.

В настоящее время они основаны на базовом советско-сирийским договоре от 1980 года.

Дипломатические отношения между странами установлены в 1944 году.

В настоящее время они основаны на базовом советско-сирийским договоре от 1980 года.

Впервые Сирия обратилась к СССР за военно-экономической помощью в 1955 году. В ноябре 1956 года состоялся первый визита в СССР сирийского президента Шукри Куатли. Уже через месяц в Сирию были направлены первые 60 советских специалистов, тогда же по прямому межгосударственному соглашению начались поставки широкого спектра вооружения и военной техники, а также обучение в Советском Союзе сирийских военных специалистов.

В 1971 году в сирийском порту Тартус была основана материально-техническая часть ВМФ СССР.

В 1980 году между СССР и Сирией был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, согласно которому страны обязались сотрудничать и координировать свои действия при возникновении угрозы миру и безопасности одной из сторон.

В 1994 году был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В том же году активизировалось (после 3-х летнего перерыва) военно-техническое сотрудничество, когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение.

В сентябре 2004 года в Дамаске под эгидой Российско-арабского делового Совета был создан двусторонний Российско-сирийский деловой Совет (РСДС).

21 октября 2015 года президенты России и Сирии Владимир Путин и Башар Асад провели переговоры в Москве. С 2015 года Россия, действуя в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 года, оказывает Сирии помощь в борьбе с незаконными вооруженными формированиями.

В Сирии работает представительство Государственной корпорации Ростех, обеспечивая интересы Рособоронэкспорта.

ДОГОВОР МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
(Москва, 15 ноября 1984 года)

Союз Советских Социалистических Республик и Сирийская Арабская Республика,

принимая во внимание отношения тесной и прочной дружбы, существующие между двумя странами, которые получили дальнейшее развитие на основе заключенного между ними Договора о дружбе и сотрудничестве,

руководимые обоюдным желанием установить эффективное сотрудничество в области правовых отношений,

решили заключить настоящий Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. С этой целью назначили своими уполномоченными:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик — Бориса Васильевича Кравцова, министра юстиции Союза Советских Социалистических Республик,

Президент Сирийской Арабской Республики — Халеда Мальки, министра юстиции Сирийской Арабской Республики,

которые после обмена своими полномочиями, найденными в должной форме и полном порядке, договорились о нижеследующем:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане, и в связи с этим вправе свободно обращаться в суды и иные учреждения юстиции другой Договаривающейся Стороны на тех же условиях, что и собственные граждане.

2. Положения настоящего Договора применяются также к юридическим лицам, учрежденным в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют свое местонахождение.

На граждан одной из Договаривающихся Сторон, выступающих в учреждениях юстиции другой Договаривающейся Стороны, нельзя возложить обязанность внесения залога в каком бы то ни было виде только на том основании, что они являются иностранцами или не имеют местожительства или местопребывания на территории этой Договаривающейся Стороны.

При применении положений настоящего Договора компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся между собой в дипломатическом порядке.

1. Просьбы о правовой помощи и приложенные к ним документы составляются на языке запрашивающей Договаривающейся Стороны и сопровождаются официально заверенным переводом на язык другой Договаривающейся Стороны.

2. Официальные документы одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с ее законодательством доказательной силой официальных документов.

Читайте так же:  Заявление свифт

Документы, заверенные в должном порядке компетентным органом одной Договаривающейся Стороны, принимаются другой Договаривающейся Стороной без легализации.

Министерства юстиции Договаривающихся Сторон по просьбе обмениваются информацией о законодательстве каждой из Договаривающихся Сторон.

Раздел II. ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

1. Договаривающиеся Стороны обязуются оказывать взаимно правовую помощь по гражданским и уголовным делам.

2. Правовая помощь осуществляется путем выполнения отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности, вручения документов, проведения обыска, наложения ареста, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и экспертов, а также судебного осмотра.

Документ, содержащий просьбу о правовой помощи, должен иметь следующие реквизиты:

1) наименование запрашивающего и запрашиваемого учреждений;

2) дело, по которому запрашивается помощь, и существо просьбы;

3) имена, фамилии и, по возможности, другие данные о лицах, имеющих отношение к делу, сведения об их гражданстве, занятии, местожительстве или местопребывании; в отношении юридических лиц — их наименование и местонахождение;

4) имя, фамилию и адрес получателя документа;

5) при необходимости имена, фамилии и адреса представителей заинтересованных лиц;

6) характер процессуальных действий, которые требуется осуществить, и при необходимости перечень вопросов, которые следует задать свидетелям и экспертам;

7) по уголовным делам также юридическую квалификацию преступления, краткое, но достаточно ясное изложение фактических обстоятельств дела;

8) просьба о правовой помощи должным образом подписывается и заверяется официальной печатью.

1. Запрашиваемое учреждение юстиции вручает документы получателю в соответствии с положениями законодательства, действующего в его государстве, если они составлены на языке запрашиваемой Договаривающейся Стороны или снабжены заверенным переводом на этот язык. В ином случае документы вручаются получателю, если он согласен их принять.

2. Подтверждение вручения документов оформляется в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Договаривающиеся Стороны могут вручать документы собственным гражданам непосредственно через свои дипломатические представительства и консульские учреждения, если граждане согласны принять эти документы.

Если адрес лица, вызываемого для допроса или производства других процессуальных действий либо являющегося получателем документа, указан неточно или неправильно, запрашиваемое учреждение должно принять в соответствии со своим законодательством меры по установлению адреса.

1. При исполнении просьбы учреждения юстиции о производстве процессуальных действий запрашиваемое учреждение применяет положения законодательства, действующего в его государстве. Однако запрашиваемое учреждение может по просьбе запрашивающей Договаривающейся Стороны применять процессуальные нормы последней в той мере, в какой они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривавшейся Стороны.

2. По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение сообщает ему своевременно о месте и времени исполнения его просьбы.

3. Если запрашиваемое учреждение некомпетентно исполнить просьбу, оно направляет ее компетентному учреждению и извещает об этом запрашивающее учреждение.

Если просьба о правовой помощи не могла быть исполнена, запрашиваемая Договаривающейся Сторона немедленно сообщает запрашивающей Договаривавшеюся Стороне о причинах неисполнения, возвращая просьбу и приложенные к ней документы.

1. Договаривающиеся Стороны не возмещают друг другу расходы, вызванные исполнением просьбы о правовой помощи, за исключением вознаграждения экспертам.

2. Сумма вознаграждения экспертам сообщается запрашивающему учреждению юстиции.

Правовая помощь не оказывается:

1) если запрашиваемая Договаривающаяся Сторона считает, что исполнение просьбы может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам ее законодательства (публичному порядку);

2) по уголовных делам также, если просьба направлена в связи с деянием, не являющимся преступлением по законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Раздел III. БЕСПЛАТНАЯ ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА И ОСВОБОЖДЕНИЕ

ОТ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ

Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в том же объеме и на тех же условиях, что ее собственные граждане, льготами по бесплатной правовой защите и освобождению от судебных расходов, включая пошлину.

1. Свидетельство о личном, семейном и материальном положении, необходимое для получения льгот, предусмотренных статьей 15, выдается компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, на территории которой заинтересованное лицо имеет местожительство или местопребывание.

2. Если заинтересованное лицо находится в третьем государстве, указанное свидетельство выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту нахождения заявителя.

1. Если граждане одной из Договаривающихся Сторон желают воспользоваться предусмотренными в статье 15 льготами, то они могут подать ходатайство в компетентное учреждение юстиции Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют местожительство или местопребывание.

2. Учреждение юстиции, в которое подано ходатайство заинтересованного лица, обеспечивает в соответствии со статьей 4 настоящего Договора перевод ходатайства и свидетельства, указанного в статье 16, а также всех прилагаемых документов.

3. Учреждение юстиции, в которое подано ходатайство в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, препровождает упомянутое ходатайство со свидетельством, указанным в статье 16, и всеми прилагаемыми документами в компетентное учреждение юстиции другой Договаривающейся Стороны.

Учреждение юстиции, к которому обращено ходатайство о бесплатной правовой защите или других льготах, предусмотренных статьей 15, принимает решение в соответствии с законодательством своего государства. Оно может затребовать дополнительные сведения от учреждения, направившего ходатайство о правовой защите.

Раздел IV. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ И ЭКСПЕРТОВ

Если лицо, независимо от его гражданства, явилось по вызову в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающеюся Стороны в качестве свидетеля или эксперта, оно не может на территории этой Договаривавшейся Стороны подвергаться уголовному преследованию, аресту, задержанию или иному ограничению личной свободы за преступление, являющееся предметом разбирательства, по которому оно вызвано, или в связи с его показаниями по данному делу или за преступление, совершенное им до того, как оно покинуло территорию запрашиваемой Договаривающеюся Стороны.

1. Свидетель или эксперт утрачивает гарантию, предусмотренную статьей 19, если он, имея возможность покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны в течение 20 дней после того, как учреждение юстиции сообщило ему, что в его присутствии более нет необходимости, тем не менее останется на этой территории или вернется туда после того, как ее покинет. В этот срок не засчитывается время, в течение которого свидетель или эксперт не мог покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны по не зависящим от него причинам.

2. Возмещение расходов по проезду и пребыванию свидетелей и экспертов возлагается на запрашивающее учреждение, которое по просьбе свидетеля или эксперта выплачивает полностью или частично аванс на покрытие расходов по проезду.

Раздел V. ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Договаривающиеся Стороны обязуются признавать и исполнять на своей территории перечисленные ниже вступившие в законную силу решения, вынесенные на территории другой Договаривающейся Стороны и подлежащие исполнению в соответствии с законодательством этой Стороны:

1) решения по гражданском делам, вынесенные судом или иными компетентными учреждениями юстиции;

2) приговоры по уголовных делам в части, касающейся возмещения ущерба;

3) мировые соглашения по гражданским делам, утвержденные судом;

4) решения об уплате судебных расходов.

Решения, упомянутые в статье 21, признаются и исполняются на территории Договаривающейся Стороны, где должно иметь место признание и исполнение, если:

1) согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело не относится к исключительной компетенции учреждения юстиции этой Стороны;

2) признание и исполнение решения не нанесет ущерб суверенитету или безопасности Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, и не будет противоречить основным принципам ее законодательства (публичному порядку);

3) по спору о том же предмете, по тем же основаниям и между теми же сторонами на территории Договаривающейся Стороны, где должно быть признано и исполнено решение, учреждением юстиции не было ранее вынесено вступившее в законную силу решение;

4) сторона, против которой вынесено решение, приняла участие в процессе, а если она не приняла участия в процессе, была своевременно и надлежащим образом извещена по законам Договаривавшейся Стороны, на территории которой вынесено решение.

1. Ходатайство о признании и исполнении решения подается в учреждение юстиции по месту вынесения решения. Это учреждение пересылает ходатайство компетентному учреждению юстиции другой Договаривающейся Стороны.

2. Если лицо, ходатайствующее о признании и исполнении решения, имеет местожительство или местопребывание на территории Договаривающейся Стороны, где решение подлежит признанию и исполнению, ходатайство может быть подано и непосредственно компетентному учреждению юстиции этой Договаривающейся Стороны.

3. К ходатайству должны быть приложены:

1) заверенная копия решения, а также справка, удостоверяющая, что это решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, если это не следует из самого решения;

2) справка, удостоверяющая, что сторона, против которой вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была должным образом извещена в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой вынесено решение;

3) перевод документов, указанных в подпунктах 1 и 2, а также перевод ходатайства, если оно не составлено на языке Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено.

4. Разрешение на исполнение выдается компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, на территории которой должно иметь место исполнение решения, в соответствии с процессуальным законодательством этой Договаривающейся Стороны.

Учреждение юстиции, к которому обращено ходатайство о признании и исполнении, ограничивается тем, что устанавливает наличие условий, предусмотренных статьей 22; если указанные условия выполнены, это учреждение разрешает признание и исполнение.

Учреждение Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет место исполнение, осуществляет его в соответствии со своим законодательством, если иное не установлено настоящим Договором.

1. Если на одну из сторон в процессе, освобожденную от внесения залога согласно статье 2 настоящего Договора, была возложена вступившим в законную силу решением обязанность возместить судебные расходы другой стороне, то это решение по просьбе исполняется бесплатно на территории другой Договаривающейся Стороны.

2. К просьбе, предусмотренной пунктом 1, прилагаются: заверенная выписка из решения в части, касающейся суммы судебных расходов, справка о том, что решение вступило в законную силу, и перевод этих документов.

3. Учреждение юстиции, разрешающее исполнение решений, указанных в пункте 1, ограничивается проверкой того, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению.

Применение положений, касающихся исполнения решений, указанных в статье 21 настоящего Договора, не затрагивает положений законодательства Договаривающихся Сторон о переводе денежных сумм и вывозе вещей, полученных в результате исполнения решения.

Положения статей 21 — 27 настоящего Договора применяются к решениям, вынесенным после вступления Договора в силу.

Раздел VI. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УГОЛОВНОГО

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ВЫДАЧА

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется по требованию другой Договаривающейся Стороны возбуждать в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории другой Договаривавшейся Стороны преступление, влекущее выдачу. К требованию прилагается справка, содержащая данные о преступлении, и все имеющиеся доказательства.

Запрашиваемая Договаривавшаяся Сторона уведомляет Договаривающуюся Сторону, от которой исходит требование, о результатах уголовного производства, а в случае вынесения приговора направляет его копию.

1. Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с положениями настоящего Договора по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.

Читайте так же:  Денежные пособия матерям-одиночкам

2. Выдача для привлечения к уголовной ответственности допускается, если в соответствии с законодательством обеих Договаривающихся Сторон за деяние, в связи с которым направлено требование, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Если выдача требуется для приведения в исполнение приговора, она допускается, если приговором предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев или более тяжкое наказание.

3. Если имели место несколько преступлений, то требование о выдаче считается обоснованным, если хотя бы одно из преступлений удовлетворяет условиям, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Выдача не имеет места, если:

1. Лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны или лицом, которому в этом государстве предоставлено право убежища.

2. Преступление совершено на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

3. Уголовное преследование или приведение приговора в исполнение по законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны не допускается в связи с истечением срока давности или по другим законным основаниям.

4. Выдача запрещена по закону запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

5. Лицо, выдача которого требуется, ко времени получения требования о выдаче находится в государстве, к которому обращено требование, под следствием или судом по тому же делу, или в отношении этого лица за то же самое преступление вынесен обвинительный или оправдательный приговор либо имеется постановление о прекращении дела или это лицо за то же самое преступление отбыло наказание или помиловано.

6. По законодательству одной из Договаривающихся Сторон деяние, в связи с которым направлено требование о выдаче, является преступлением, уголовное преследование по которому может быть возбуждено только по жалобе потерпевшей Стороны.

1. Выдача будет быть отсрочена, если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или должно отбывать наказание в виде лишения свободы по приговору суда запрашиваемой Стороны. В случае отсрочки выдача может иметь место только после окончания производства по делу или, в случае осуждения, после отбытия наказания либо освобождения по любому законному основанию.

2. Если отсрочка выдачи может привести к истечению срока давности уголовного преследования или серьезно затруднить расследование дела, может быть осуществлена временная выдача при условии, что выданное лицо будет возвращено после выполнения процессуальных действий, для которых оно выдано.

Если выдача не производится, то Договаривающаяся Сторона, от которой требовалась выдача, должна известить об этом другую Договаривающуюся Сторону с указанием причин отказа в выдаче.

1. Требование о выдаче составляется в письменной форме и к нему прилагается:

1) оригинал или заверенная копия подлежащего исполнению приговора либо постановления об аресте или другого документа, имеющего ту же силу, выданного в соответствии с требованиями законодательства запрашивающей Договаривающейся Стороны;

2) описание деяний, в связи с которыми требуется выдача, с указанием времени и места их совершения, юридической квалификации с приведением соответствующих статей закона, а также срока отбытого наказания;

3) выписка из текста закона, применяемого по данному делу;

4) сведения, необходимые для установления личности и гражданства лица, выдача которого требуется, а также возможно более точное описание его внешности.

2. Если сообщенные запрашивающей Договаривающейся Стороной сведения окажутся недостаточными, то Договаривающаяся Сторона, к которой обращено требование о выдаче, запрашивает необходимые ей дополнительные сведения. Другая Договаривающаяся Сторона должна ответить на эту просьбу в течение двух месяцев. Этот срок может быть продлен на 20 дней при наличии уважительных причин.

3. Если запрашивающая Договаривающаяся Сторона не представит дополнительных сведений в указанный выше срок, запрашиваемая Договаривающаяся Сторона освобождает арестованное лицо.

4. Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона освобождает арестованное лицо немедленно, если запрашивающая Договаривающаяся Сторона сообщит в письменной форме об отказе от требования о выдаче.

Если необходимые для выдачи условия соблюдены, запрашиваемая Договаривающаяся Сторона принимает немедленно в соответствии со своим законодательством меры к аресту или задержанию требуемого лица, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Договором выдача не может иметь места.

1. Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона в случае согласия на выдачу сообщает запрашивающей Договаривающейся Стороне о месте и дате передачи выдаваемого лица.

2. Лицо, в отношении которого дано согласие на выдачу, освобождается, если запрашивающая Договаривающаяся Сторона не примет это лицо в течение 15 дней, считая со дня, назначенного для выдачи.

3. При исключительных обстоятельствах, препятствующих передаче или принятию выдаваемого лица, заинтересованная Договаривающаяся Сторона сообщает об этом другой Договаривающейся Стороне; обе Стороны согласовывают новую дату передачи и в этом случае применяются положения пункта 2 настоящей статьи.

1. В необходимых случаях по ходатайству компетентных учреждений запрашивающей Договаривающейся Стороны допускается арест разыскиваемого лица и до поступления требования о выдаче. В ходатайстве об аресте указывается, что имеется один из документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 34, и что требование о выдаче будет направлено впоследствии, дается описание преступления, в связи с которым будет потребована выдача, указываются время и место его совершения и, по возможности, данные о разыскиваемом лице.

2. Ходатайство об аресте может быть передано компетентным органам запрашиваемой Договаривающейся Стороны непосредственно по почте или телеграфу либо любым другим способом, который передает содержание требования в письменной форме. Запрашивающая Договаривающаяся Сторона будет немедленно извещена о мерах, принятых по ее ходатайству.

3. Арестованное лицо освобождается, если в течение месяца после ареста запрашиваемая Договаривающаяся Сторона не получит требование о выдаче и документы, указанные в статье 34. Этот срок может быть продлен на 20 дней по просьбе запрашивающей Договаривающейся Стороны.

1. Выданное лицо не может быть подвергнуто уголовному преследованию, осуждено, заключено под стражу для отбывания наказания или подвергнуто любому иному ограничению личной свободы за ранее совершенное деяние, иное чем то, которое обусловило выдачу, кроме следующих случаев:

1) если имеется предварительное согласие запрашиваемой Договаривающейся Стороны;

2) если, имея возможность это сделать, выданное лицо не покинуло территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны в течение 30 дней после отбытия наказания или окончания производства по делу или вернулось туда после того, как ее покинуло; в этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны по не зависящим от него причинам.

2. Выданное лицо не может без согласия выдавшей его Договаривающейся Стороны быть выдано третьему государству за преступление, предшествовавшее выдаче.

Если требования о выдаче лица, совершившего одно или несколько преступлений, поступили от нескольких государств, то запрашиваемая Договаривающаяся Сторона решает, какое из требований подлежит удовлетворению.

Если выданное лицо уклонится от уголовного преследования или от отбытия наказания и вернется на территорию запрашиваемой Договаривающейся Стороны, оно может быть выдано снова. В этом случае к требованию не прилагаются документы, указанные в статье 34.

1. По просьбе запрашивающей Договаривающейся Стороны запрашиваемая Договаривающаяся Сторона передает в той мере, в какой это допускается ее законодательством, предметы:

1) которые могут служить доказательствами в уголовном деле;

2) которые добыты преступным путем или служили орудием преступления.

2. Передача предметов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится под расписку; передача производится также в случае, когда выдача, о которой принято положительное решение, не может иметь место в связи со смертью или побегом требуемого лица.

3. Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона имеет право временно задержать у себя предметы, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, если они необходимы для уголовного преследования по другому делу, которое ведется на ее территории.

4. Права третьих лиц на переданные предметы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, остаются неприкосновенными. По окончании производства по делу эти предметы возвращаются Договаривающейся Стороне, которая их передала.

1. Каждая из Договаривающихся Сторон разрешает по просьбе другой Договаривающейся Стороны транзитную перевозку по своей территории лиц, выданных последней третьим государством.

Просьба о разрешении перевозки передается и рассматривается по тем же правилам, что и требование о выдаче.

2. Может быть отказано в транзитной перевозке лиц, выдача которых не допускается в соответствии с настоящим Договором.

Расходы по выдаче несет Договаривающаяся Сторона, на территории которой они возникли.

Расходы по транзитной перевозке несет запрашивающая Договаривающаяся Сторона.

Договаривающиеся Стороны информируют друг друга о результатах уголовного преследования выданных лиц.

Каждая из Договаривающихся Сторон сообщает другой Стороне о результатах уголовного преследования, возбуждаемого по просьбе одной из Договаривающихся Сторон против граждан другой Договаривающейся Стороны.

По просьбе компетентного учреждения одной из Договаривающихся Сторон компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны предоставляет, в соответствии со статьей 3 настоящего Договора, бесплатно сведения о судимости лиц, привлекающихся к уголовной ответственности на территории запрашивающей Стороны.

Сношения по вопросам, связанным с возбуждением уголовного преследования или с выдачей, осуществляются между Министерством юстиции или Прокуратурой Союза Советских Социалистических Республик и Министерством юстиции Сирийской Арабской Республики в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Договора.

Настоящий Договор подлежит ратификации компетентными органами Договаривающихся Сторон в соответствии с их законодательством. Обмен ратификационными грамотами будет произведен в Дамаске.

Настоящий Договор вступает в силу по истечении 30 дней со дня обмена ратификационными грамотами. Он заключается на срок 5 лет и будет автоматически продлеваться каждый раз на последующие пятилетние периоды, если одна из Договаривающихся Сторон не заявит в письменной форме о своем желании пересмотреть его или прекратить его действие не менее чем за 6 месяцев до истечения соответствующего срока его действия.

В удостоверение чего уполномоченные обеих Договаривающихся Сторон подписали настоящий Договор и скрепили его печатями.

Совершено 15 ноября 1984 года в Москве в двух экземплярах, каждый на русском и арабском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: штакетник по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.