Договор поставки горячей воды или горячего водоснабжения

12.09.2018 Выкл. Автор admin

Статья 15.1. Договор теплоснабжения и поставки горячей воды

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ) настоящий Федеральный закон дополнен статьей 15.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Статья 15.1. Договор теплоснабжения и поставки горячей воды

1. Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

2. К договору теплоснабжения и поставки горячей воды применяются положения статьи 15 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в ценовых зонах теплоснабжения также с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.

3. Существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 15.1 настоящего Федерального закона

Формирование договорных отношений в сфере теплоснабжения

Теплоснабжение жилищного фонда наиболее дорогая жилищно-коммунальная услуга, предоставляемая в настоящее время населению. В среднем по России 47% стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет стоимость тепла. В отдельных городах Сибири и Дальнего Востока составляющая тепла доходит до 65% от общей стоимости жилищно-коммунальных услуг. В силу технологических особенностей организации обеспечивающие теплоснабжение занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории и имеют возможность навязывать потребителям условия поставки тепла. Именно по этой причине важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителем и потребителями тепла. В настоящей публикации предлагается переход к регулированию отношений производителя и потребителя коммунальных услуг полноценным договором, а не отраслевыми (ведомственными) правилами, положениями, инструкциями, которые должны регламентировать лишь технические вопросы пользования инженерными системами.

Предлагаемый подход к регулированию отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг может быть полезен работникам муниципальных жилищных служб и компаний по управлению недвижимостью, управляющим (председателям) товариществ собственников жилья и кооперативов.

В соответствии с гражданским кодексом договор является одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. На государственном уровне созданы необходимые юридические предпосылки для регулирования взаимоотношений сторон, возникающих при любой хозяйственной деятельности, на основе договора. С юридической точки зрения «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (Гражданский кодекс ст.420). То есть договорные отношения имеют практический смысл лишь в том случае, если стороны определили свои взаимоотношения и установили для себя определенные права и обязанности. Именно совокупность прав и обязанностей сторон составляет содержание договора.

В соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регулирующего порядок заключения договоров., договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора при условии, что достигнутое сторонами соглашение по форме соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода договорам. К числу существенных относятся предмет договора (например, поставка тепловой энергии в горячей воде до границы эксплуатационной ответственности), а также все те условия договора, относительно которых, по заявлению одной из сторон, должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099, в договорах, регламентирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в обязательном порядке должны быть отражены следующие положения:

— качество услуг, режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления;

— порядок и сроки устранения неисправностей и аварий;

— установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пеня за несвоевременную оплату услуг;

— права, обязанности и ответственность исполнителя (поставщика услуг) и потребителя.

В исполнении договора могут принимать участие несколько сторон. При этом каждое лицо отвечает только за свою часть обязательств, не отвечая по обязательствам других сторон.

Для предотвращения или уменьшения размера негативных последствий, возникающих в следствии неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной договора своих обязательств, законодательством предусмотрены финансовые санкции в виде неустойки. Под неустойкой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства по договору, обязана уплатить другой стороне. Сторона, требующая уплаты неустойки, не обязана доказывать, в отличие от других способов обеспечения обязательств, факт причинения ей каких-либо убытков.

Неустойке как способу обеспечения обязательств сторон по договору присущи следующие черты:

  • предопределенность размера ответственности за нарушение обязательств, о котором стороны знают уже на момент заключения договора;
  • возможность взыскания неустойки за сам факт нарушения обязательств;
  • возможность для сторон по своему усмотрению формулировать условия договора о неустойке за сам факт нарушения обязательств;
  • возможность для сторон по своему усмотрению формулировать условия договора о неустойке, в том числе в части ее размера, порядка исчисления, соотношения с убытками, приспосабливая ее тем самым к конкретным взаимоотношениям сторон и условиям конкретного договора.

В законодательстве в качестве разновидности неустойки применяются два ее вида: штраф и пени.

Пеня устанавливается на случай просрочки исполнения обязательств, то есть она призвана обеспечить своевременность исполнения обязанностей сторон. Пеня является длящейся неустойкой, которая взыскивается за каждый последующий период (день, месяц) просрочки не исполненного в срок обязательства.

Штраф же является разовым видом неустойки, применяемым при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, хотя его применение может осуществляться несколько раз в течение срока действия одного и того же договора. Штраф может устанавливаться как в виде твердой денежной суммы, так и в процентном отношении к сумме договора или к сумме оплаты определенного этапа выполненных работ.

В соответствии с Гражданским кодексом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения всех обязанностей по договору сторона, допустившая нарушение, несет ответственность, установленную законом или самим договором. Нарушение обязательств влечет, прежде всего, обязанность виновной стороны возместить причиненные этим нарушением убытки (п. 1 ст. 393 ГК). Под убытками подразумеваются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (выполнения не сделанных или дополнительных работ для получения приемлемого результата работы в целом и т.д.).

Теплоснабжающие организации занимают монопольное положение на рынке поставок тепла, что определяет их особые взаимоотношения с управляющими жилищным фондом организациями (службами заказчика, жилищными трестами), которые строятся на основе договоров, регулируемых требованиями статьи 426 Гражданского кодекса «Публичный договор». Публичный договор накладывает на монополиста особые обязательства:

В отдельных случаях предусмотренных законом Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.д.) (Гражданский кодекс ст. 426 п.4.). Такими правилами обязательными для сторон публичного договора по водоснабжению и водоотведению являются «Правила предоставления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099 (именуемые в дальнейшем «Правила»).

На структуру договора на теплоснабжение будет оказывать влияние технические особенности систем теплоснабжения. В России действуют следующие системы теплоснабжения и схемы подключения систем теплопотребления к тепловым сетям:

Открытая водяная система теплоснабжения — водяная система теплоснабжения, в которой вода частично или полностью отбирается из системы потребителями тепловой энергии.

Закрытая водяная система теплоснабжения — система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.

Зависимая схема подключения системы теплопотребления схема присоединения системы теплопотребления к тепловой сети, при которой теплоноситель (вода) из тепловой сети поступает непосредственно в систему теплопотребления.

Независимая схема подключения системы теплопотребления — схема присоединения системы теплопотребления к тепловой сети, при которой теплоноситель, поступающий из тепловой сети, проходит через теплообменник, установленный на тепловом пункте потребителя, где нагревает вторичный теплоноситель, используемый в дальнейшем в системе теплопотребления.

При открытой системе теплоснабжения (широко используемой на Дальнем Востоке и в Сибири) предметом купли-продажи по договору теплоснабжения является:

  • тепловая энергия, расходуемая на отопление;
  • тепловая энергия, содержащаяся в горячей воде, используемой для горячего водоснабжения (ГВС);
  • вода, отбираемая из системы для нужд горячего водоснабжения.

Показателями качества предмета купли-продажи по договору в этом случае будут параметры тепловой энергии (температура и давление теплоносителя) и свойства воды — соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

Читайте так же:  Федеральный закон от 07032011 n 420-фз

При закрытой системе теплоснабжения теплоноситель для систем центрального отопления и горячего водоснабжения жилых зданий поступает от ТЭЦ и крупных (районных) котельных. Присоединение отдельных зданий к магистральным трубопроводам осуществляется через индивидуальные или центральные тепловые пункты.

Если в жилом здании имеется бойлер (индивидуальный тепловой пункт), в котором нагревается холодная вода для горячего водоснабжения, предметом купли-продажи по договору с теплоснабжающей организацией является только тепловая энергия, расходуемая на отопление, горячее водоснабжение и, возможно, вентиляцию. Холодная вода, используемая для горячего водоснабжения, входит в то количество воды, которое учитывается нормативами водопотребления для населения и покупается по договору водоснабжения. Показателями качества предмета купли-продажи по договору будут параметры тепловой энергии (температура и давление теплоносителя).

При получении теплоносителя для отопления и горячей воды для горячего водоснабжения из центрального теплового пункта покупаются-продаются тепловая энергия для отопления и горячая вода с заданными параметрами. Поэтому в договоре оговариваются температура и давление теплоносителя и горячей воды, количество отпускаемой и принимаемой тепловой энергии и горячей воды (в этом случае по договору водоснабжения покупается вода только для холодного водоснабжения, а стоимость воды для горячего водоснабжения учитывается в договоре теплоснабжения).

Немаловажным вопросом является учет потребляемого тепла. Отсутствие приборов учета отпускаемой и принимаемой тепловой энергии привело к необходимости введения нормативов потребления тепла для оплаты потребителем какого-то условного количества тепловой энергии, возможно, отличающегося от фактического потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются Органами местного самоуправления.

Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий осуществляется государством в лице органов власти субъекта федерации, если теплоснабжающая организация не находится в муниципальной собственности, или органами местного самоуправления.

В настоящее время размер платежей граждан за тепло устанавливается с учетом предельного уровня платежей (в % к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на производство жилищно-коммунальных услуг). Предельный уровень платежей устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации с учетом необходимости предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Нормативы потребления и тарифы на коммунальные услуги могут различаться для разных регионов.

В настоящей работе приводится пример договора теплоснабжения для одного случая — для закрытой водяной системы теплоснабжения и для горячего водоснабжения осуществляемого через индивидуальный тепловой пункт. В других случаях отдельные положения договора должны быть изменены с учетом предмета купли-продажи, о чем сказано выше, но общий подход к регулированию отношений сторон может быть таким, как в приведенном ниже примере договора.

Ниже мы остановимся на отдельных принципиальных положениях договора.

Принципиальным отличием предлагаемого договора теплоснабжения от других договоров является участие в договоре трех сторон: организации, отвечающей за предоставление населению коммунальных услуг (служба заказчика или жилищный трест) — Заказчика по договору, теплоснабжающей организации и органа местного самоуправления. Управляющая организация выступает заказчиком на поставку тепла для нужд жилищного фонда. Теплоснабжающая организация организует исполнение заказа на теплоснабжение, а орган местного самоуправления отвечает за перечисление из бюджета города дотаций на разницу в тарифах населения и стоимостью приобретаемого тепла.

Теплоснабжающие организации в некоторых городах пытаются заключать договоры на теплоснабжение непосредственно с населением. Это обеспечивает прямые поступления средств от населения поставщику тепла минуя жилищную организацию. Причина — использование жилищными предприятиями средств населения не по назначению. Деньги предназначенные поставщикам тепла направляются на оплату жилищных услуг.

В действительности такой подход применим при наличии у потребителей приборов учета и регулирования теплопотребления. Использование такого подхода при отсутствии приборов учета и регулирования тепла увеличивает бесконтрольность поставщиков тепла. Потребители будут вынуждены оплачивать счета выставленные монополистом не зависимо от того получено тепло или нет. При отсутствии у потребителей приборов учета и регулирования их интересы, в вопросах теплоснабжения, защищает управляющая организация. Именно управляющая организация (балансодержатель) предоставляет населению услугу по теплоснабжению. Управляющая организация покупает у поставщика тепло в теплоносителе, преобразует его в тепло в жилых помещениях и продает потребителям.

В договоре на теплоснабжение обязательно должна принимать участие администрация города, как третья сторона. Присутствие администрации города третьей стороной в договоре освобождает управляющую организацию от долгов бюджета и позволяет формировать реальные договорные отношения.

Для рассматриваемого случая теплоснабжения предметом договора является получение тепловой энергии в горячей воде (п. 1.1 договора). Стороны должны согласовать количество отпускаемой и принимаемой тепловой энергии. Расчет количества тепловой энергии, необходимой для теплоснабжения жилищного фонда, удобнее производить по формализованным процедурам. В приложении 1 к договору представлена форма расчета потребности тепловой энергии. Потребление тепловой энергии с учетом всех видов нагрузок целесообразно планировать по месяцам, кварталам и в целом на год. Если жилое здание имеет приборы учета и систему регулирования теплопотребления, то в договоре необходимо указать допускаемое снижение и увеличение потребления тепловой энергии, связанное не с отклонениями температур наружного воздуха от расчетных, а с возможным желанием Заказчика изменить количество принимаемого тепла в связи, например, с финансовыми возможностями.

Договор устанавливает показатели качества тепловой энергии, поставляемой Заказчику. Показатели качества должны устанавливаться не зависимо от того оборудован, объект недвижимости приборами учета или нет. Если качество поставляемой продукции не соответствует условиям договора поставщик тепла должен оплачивать неустойку в виде штрафных санкций. Наличие приборов учета позволяет рассчитываться за фактически потребленное тепло, но не позволяет выставлять штрафные санкции за некачественную поставку тепла. В предлагаемом договоре критериями качества поставки тепла является температура теплоносителя, а также давление в подающем и обратном трубопроводе.

В соответствии с Правилами управляющая организация (служба заказчика, жилищный трест) обязана обеспечить услугами по горячему водоснабжению нанимателей и собственников жилых помещений. При этом температура горячей воды в точках разбора должна быть не менее + 60 о С (+50 о С для систем горячего водоснабжения из оцинкованных труб), обеспечить состав и свойства воды в соответствии с установленными Госкомсанэпиднадзором России и органами местного самоуправления нормативами, а по отоплению — температуру воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормативам и правилам (по СНиП 2.08.01-89 температура в жилой комнате в холодное время года должна быть 18 о С, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки _ 31 о С и ниже должна поддерживаться температура 20 о С; в угловых жилых помещениях квартир температура воздуха должна приниматься на 2 о С выше указанной).

Обеспечить соблюдение требований Правил управляющая организация сможет только в случае соблюдения теплоснабжающей организацией расчетных показателей теплоснабжения для каждого объекта недвижимости. Такими показателями являются: температурный график и показатели давления в подающем и обратном трубопроводе. Основываясь на этих показателях производится регулировка потока теплоносителя во внутренней системе теплоснабжения.

Договором предусматривается, что температура теплоносителя должна соответствовать температурному графику (с учетом согласованных Сторонами допускаемых отклонений от него). Температурный график, утверждаемый Органом местного самоуправления, должен быть обязательным приложением к договору.

При зависимом элеваторном способе присоединения систем отопления к тепловым сетям давление теплоносителя в подающей линии снижается в сопле элеватора и регуляторе расхода. Давление в обратной линии не должно превышать допустимое для нагревательных приборов (так, например, для чугунных радиаторов напор не должен быть больше 60 м), для залива местных систем водой напор в обратной линии, измеряемый в метрах, должен быть больше высоты здания. Если его значение оказывается ниже, на обратной линии устанавливают регулятор давления «до себя» (регулятор подпора), а на подающей — обратный клапан, чтобы при остановленном насосе вода по ней не вытекала из здания. Кроме того, разность напоров в подающем и обратном трубопроводе перед элеватором не должна быть менее 15 м. При схеме зависимого присоединения с использованием смесительных насосов требования к давлению в обратном трубопроводе такие же, как и при использовании элеватора.

При независимой схеме присоединения тепловые сети давление теплоносителя будет влиять только на количество тепловой энергии, передаваемой через водоподогреватели теплоносителю, циркулирующему в системе отопления.

При независимой схеме присоединения происходит подпитка систем отопления из тепловой сети, и в договоре должны оговариваться допустимое количество теплоносителя, расходуемого на эти цели, и плата за сверхнормативный расход теплоносителя при условии, что у Заказчика есть приборы учета.

Договором устанавливается режим отпуска тепловой энергии, соответствующий требованиям Правил. Горячее водоснабжение осуществляется бесперебойно круглосуточно круглогодично, теплоснабжение — бесперебойно круглосуточно в течение отопительного периода. Продолжительность допускаемых перерывов согласовывается Сторонами. Определение режима отпуска тепловой энергии и продолжительности перерывов в теплоснабжении вызывает споры между заказчиками поставщиками тепла. Этого можно избежать, если утвердить эти показатели Постановлением главы местного самоуправления. Эти показатели назначаются исходя из технического состояния разводящих и магистральных сетей, а также климатических условий.

Договор должен четко установить границы ответственности за состояние и эксплуатацию сетей теплоснабжения, сооружений и устройств. Это позволит избежать ненужных споров между сторонами.

Читайте так же:  Образец заявления о снятии с учета ип в налоговой

Договором закреплена обязанность теплоснабжающей организации по вызову Заказчика участвовать в составлении двусторонних актов по фактам отключений, недопоставок, снижения качества теплоснабжения, а также в составлении актов приемки в эксплуатацию приборов учета и регулирования тепла и соглашения о переходе на новую систему учета теплопотребления.

Договор предусматривает право Заказчика на установку приборов учета и систем регулирования теплопотребления и обязанность Теплоснабжающей организации в установленный срок принимать решение о допуске в эксплуатацию узла учета Заказчика. Арбитром при споре Сторон по типам приборов учета является орган Госэнергонадзора. Он же должен удостоверить факт неудовлетворительного технического состояния систем теплопотребления Заказчика, дающий основание Теплоснабжающей организации прекратить отпуск ему тепловой энергии.

В договоре определены права и обязанности третьей Стороны. Орган местного самоуправления имеет право: контролировать количество и качество отпускаемой тепловой энергии, осуществлять проверку обоснованности затрат на производство тепловой энергии, и обязанность оплачивать Теплоснабжающей организации часть стоимости тепловой энергии, не покрываемую потребителями в связи с установленными для них тарифами, и компенсировать затраты на предоставление льгот и субсидий отдельным категориям граждан.

При отсутствии приборов учета расчет за потребленное тепло производится по нормативу потребления тепла, утвержденному органом местного самоуправления. Практика городов показывает, что норматив, при корректном его расчете, достаточно точно определяет среднемесячное значение потребления тепла в течении расчетного периода.

Потребление тепла в нужном количестве (согласно договора) не означает качественное теплоснабжение. Замерзая в холодные дни года из-за недотопа и открывая форточки в периоды оттепели из-за избытка потребляемого тепла мы в среднем за отопительный период получаем тепло в необходимых объемах, но это трудно назвать качественным теплоснабжением. Сегодня существует мнение, что приборы регулирования являются выходом из такого положения. Приборы регулирования эффективны, если подается тепло в избытке, но ничем не могут помочь если теплоснабжение недостаточно. Именно поэтому в договоре должны быть зафиксированы показатели качества теплоснабжения.

За отпущенную тепловую энергию оплату производят как Заказчик, в части средств оплаченных населением за теплоснабжение, так и Орган местного самоуправления, в части дотаций на разницу между тарифом для населения и фактической стоимостью произведенной тепловой энергии, а также льгот и субсидий предоставляемых населению.

Договор должен предусматривать выплату неустойки за несоблюдение условий договора. Особо это касается соблюдения качественных показателей поставки тепловой энергии. Примерным договором предусмотрено снижение величины платы за полученную тепловую энергию при снижении температуры теплоносителя ниже нормативной за каждые 5 градусов. Плата за теплоснабжение не взимается за период отсутствия теплоснабжения. Снижение платы за теплоснабжение в связи с временным отсутствием потребителей Заказчика производится только в части тепла на горячее водоснабжение.

При наличии приборов учета оплата производится по показаниям приборов, поэтому нет сложностей в определении фактически полученной тепловой энергии. Однако для предъявления неустойки за некачественную поставку тепла необходимо фиксировать длительность перерывов в теплоснабжении, а также отклонение параметров теплоносителя от нормативных.

Величина платы не увеличивается (а при приборном учете величина платы, рассчитанная по показаниям приборов, соответственно уменьшается), если теплоснабжающая организация необоснованно завышает температуру теплоносителя по сравнению с температурным графиком и предъявляет к оплате счет за увеличенное по сравнению с договором количество энергии.

Предлагаемый договор содержит пункт предусматривающий «наказание» Заказчика за недоиспользование отпущенной ему согласно условиям договора тепловой энергии (температура возвращаемого теплоносителя выше нормируемой температурным графиком). При отсутствии у Заказчика приборов регулирования температура теплоносителя в обратном трубопроводе зависит, главным образом, от регулируемого теплоснабжающей организацией расхода теплоносителя. Поэтому ответственность за недоиспользование отпущенной тепловой энергии должна наступать только в том случае, если теплоснабжающая организация выдерживает показатели качества (температурный график и давление в контрольных точках) предусмотренные договором.

Пункт о штрафных санкциях в отношении Заказчика за превышение согласованного количества расхода теплоносителя на подпитку тепловых сетей включается в договор только случае независимой схемы присоединения и при наличии у Заказчика приборов учета, а штраф за использование теплоносителя не по прямому назначению может устанавливаться за сам факт нарушения, независимо от наличия приборов учета и размера нанесенного Теплоснабжающей организации ущерба. При этом величина штрафа может быть фиксированной величиной в денежном выражении, или измеряться в процентах от стоимости израсходованного теплоносителя. Так же и штраф за самовольное (несогласованное с Теплоснабжающей организацией) подключение теплоиспользующих установок или других потребителей может быть установлен в процентном выражении от стоимости использованной ими тепловой энергии (но тогда надо договориться о том, как будет определяться это количество энергии при отсутствии приборов учета) или в виде конкретной суммы.

В заключении следует подчеркнуть огромную роль органов местного самоуправления в формировании системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Договоры на теплоснабжение, используемые в настоящее время в различных городах России, не предусматривают ответственность теплоснабжающей организации за качество поставляемой тепловой энергии. Сегодня монополисты диктуют условия на которых они осуществляют поставки тепла. И они не заинтересованы в изменении ситуации. Ситуацию можно изменить двумя путями:

  1. заказчик, учитывая монопольное положение теплоснабжающей организации через суд будет требовать заключения приемлемого договора, что в условиях не совершенства жилищного законодательства весьма сложная процедура;
  2. администрация города определяет порядок и форму договорных отношений в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования.

Второй подход наиболее правильный, поскольку при формировании договорных отношений администрация города будет учитывать интересы и Заказчиков, и поставщиков тепла. С одной стороны Администрация города, в соответствии с Гражданским кодексом, отвечает за теплоснабжение города, с другой стороны население выбирает власть муниципального образования, поэтому муниципалитет стоит на защите интересов обеих сторон.

Заключить договор теплоснабжения и ГВС

Для заключения договора теплоснабжения клиенту – юридическому лицу необходимо предоставить в АО «Коми энергосбытовая компания»:

Для заключения договора теплоснабжения клиенту – юридическому лицу перечень необходимых документов здесь.

Для заключения договора теплоснабжения клиенту – исполнителю коммунальных услуг (управляющая компания/ТСЖ) перечень необходимых документов здесь.

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ для содержания общего имущества в многоквартирных домах с централизованной открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения)

Пояснение о возможных изменениях по проекту договоров по поставке коммунального ресурса для содержания общего имущества в многоквартирных домах (на ОДНы)

В соответствии с пп. «д» п.18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения устанавливаются обязательства сторон по снятию и передаче показаний ОПУ. Лицо, обязывающее снимать показания ОПУ, определяется в соответствии с пп. «е» п.31 Правил № 354, в соответствии с которым таким лицом именуется исполнитель коммунальной услуги. Соответственно, если в многоквартирном доме, находящемся в управлении УО, исполнителем коммунальной услуги является РСО, то обязанность снятия показаний ОПУ устанавливается за РСО. По указанной причине в проект договоров включены положения об обязанности РСО снимать показания ОПУ.

Однако, положение пп. «д» п.18 Правил № 124 не исключает случая, когда по соглашению Сторон обязанность по снятию показаний ОПУ будет закреплена за УО (в целях обеспечения достоверности сведений об ОПУ для УО). Если Стороны примут такое решение, приводим информацию о заменяемых в указанных целях пунктах по каждому виду проектов договоров и изменение редакции соответствующих пунктов:

Редакция изменяемых пунктов в проекте договора ОДН_I:

4.1.9. Принимать от Абонента информацию о показаниях общедомовых приборов учета горячей воды, снятых в сроки, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг, и использовать такие показания при определении объемов горячей воды, составленной по настоящему договору. Производить перерасчет объемов поставленной по настоящему договору горячей воды в многоквартирные дома, оснащенные общедомовыми приборами учета, в случаях и в порядке перерасчета объемов потребленных коммунальных услуг потребителями в случаях, установленных в Правилах предоставления коммунальных услуг.

5.1.5. Вести учет показаний общедомовых приборов учета горячей воды для определения её объемов по настоящему договору, в т.ч. учитывать произведенные Теплоснабжающей организацией перерасчеты таких объемов в многоквартирных домах, оборудованных общедомовым прибором учета горячей воды в случаях и в порядке перерасчета размера платы за коммунальные услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

6.6. При выходе из строя общедомового прибора учета, Абонент фиксирует время и дату выхода из строя общедомового прибора учета и немедленно (не более чем в течение суток) уведомляет об этом Теплоснабжающую организацию, а также сообщает данные о показаниях прибора учета на момент его выхода из строя. Если дата выхода из строя прибора учета неизвестна, прибор учета считается вышедшим из строя начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет объемов тепловой энергии, горячей воды путем введения в эксплуатацию соответствующего общедомового прибора учета.

7.4. В целях определения фактических объемов горячей воды, поставленных по настоящему договору в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, Стороны согласовывают сведения об определении таких объемов, поставленных в каждом расчетном периоде, по форме, указанной в Приложении № 6 к настоящему договору, в срок не позднее, чем за 3 дня до даты составления акта поставки горячей воды за расчетный период.

Читайте так же:  Овчинников ва таможенное право учебное пособие

Формирование таких сведений осуществляется Абонентом путем сбора и занесения в форму, указанную в Приложении № 6 к настоящему договору, информации о показаниях общедомовых приборов учета, а также путем определения Теплоснабжающей организацией объемов горячей воды, поставленных потребителям и субпотребителям. Стороны согласовывают регламент взаимоотношений (ответственных лиц, сроки, формы, способы) по порядку предоставления Теплоснабжающей организацией и Абонентом информации об объемах горячей воды, потребленных в многоквартирных домах.

В целях проверки достоверности предоставленной Абонентом информации о показаниях общедомовых приборов учета, Теплоснабжающая организация вправе направить запрос Абоненту о предоставлении им подтверждающей информации. Абонент в 2х дневный срок с даты получения такого запроса представляет Теплоснабжающей организации подтверждающую информацию, в т.ч. в виде электронного документа, распечаток архива тепловычислителей (ведомостей учета параметров теплопотребления), созданных в соответствии с инструкцией изготовителя приборов учета, либо отчетной ведомости за подписью ответственного лица Абонента. Такая информация может представляться любым способом, как на бумажном или электронном носителе, так и по факсимильной связи или с использованием сети «Интернет». Теплоснабжающая организация вправе потребовать предоставления заверенных Абонентом копий указанных документов на бумажном носителе.

Договор поставки горячей воды или горячего водоснабжения

Письмом от 7 мая 2018 года № 20237-ОГ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой РФ) разъясняет следующее:

На основании пунктов 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ) при централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения, содержащий условия и правила подачи горячей воды, регулируемые Законом № 416-ФЗ.

В соответствии со статьей 15.1 и пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон N 190-ФЗ) при централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды.

Так, согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).

Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Таким образом, по мнению Минстрой РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

Так, в пункте 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Вместе с тем, как указывает Минстрой РФ, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

На основании вышеизложенного, по мнению Минстроя РФ, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, «прямой» договор предоставления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и не является производителем такой услуги.

Минстрой РФ о заключении прямых договоров в домах с ИТП

3 апреля 2018 года вышел № 59-ФЗ. Он разрешил собственникам помещений в МКД принимать решение о переходе на прямые договоры. Для этого в ст. 44 ЖК РФ были внесены изменения. И всё же оставался вопрос, можно ли переходить на прямые договоры в домах с индивидуальными тепловыми пунктами. Расскажем, почему нельзя.

Комментарий от эксперта

7 мая Минстрой РФ опубликовал письмо № 20237-ОГ/04, в котором объяснил, почему в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению нельзя заключать «прямой» договор на предоставление таких услуг.

Наш эксперт Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, практикующий юрист, внимательно изучила письмо и рассказала, как его следует понимать управляющим организациям.

Открытая и закрытая системы теплоснабжения и горячего водоснабжения

При централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения. Он содержит условия и правила подачи горячей воды, регулируемые № 416-ФЗ (п. п. 1 и 6 ст. 13 № 416-ФЗ).

При централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии со ст. 15.1 и п. 4 ст. 7 № 190-ФЗ.

Таким образом, РСО, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в МКД.

В таком случае коммунальным ресурсом нужно было бы признать холодную воду или теплоноситель. Но это не соответствует предмету договоров, названных в ст. 13 № 416-ФЗ и ст. 15.1 № 190-ФЗ.

Двухкомпонентный тариф на горячую воду

Органы регулирования в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду для теплоснабжающих организаций, которые поставляют горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения / горячего водоснабжения (ч. 5 ст. 9 № 190-ФЗ, п. 87 ПП РФ от 22.10.2012 № 1075).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения состоит из двух компонентов:

  • компонента на теплоноситель,
  • компонента на тепловую энергию.

Орган регулирования устанавливает компонент на тепловую энергию в виде одноставочного или двухставочного компонента. Этот компонент равен соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию.

Компонент на теплоноситель орган регулирования устанавливает в виде одноставочного компонента и принимает равным тарифу на теплоноситель.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов решают вопрос установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду согласно действующему законодательству.

Возможность перехода на прямые договоры

При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за КУ по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению (п. 38 Правил № 354).

При этом Правила № 354 не предусматривают применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги. Это соответствует ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Минстрой РФ делает вывод, что если исполнитель самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, прямой договор между между собственниками помещений в МКД и РСО заключить нельзя. Потому что в таком случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства КУ и сама не производит такую услугу.