Что нам осталось в наследство от эпохи просвещения

06.12.2018 Выкл. Автор admin

В чем заключались особенности философской мысли эпохи Просвещения?

Родина идей Просвещения — Англия конца XVII в., но особого взлета они достигли во Франции в XVIII в. Эпоха Просвещения ознаменовала новую стадию в развитии европейской классической философской мысли. Философы-просветители выступали за преобразование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по природе своей добр, а его пороки обусловлены изъянами общества. Отличая просвещенную элитарную часть общества (интеллектуалов) от непросвещенной (народа), эти мыслители считали своей важнейшей задачей просвещение и воспитание народа.

Просвещение не было только философским течением, оно соединило в себе идейное и политическое самосознание формировавшейся буржуазии. Деятели Просвещения в Англии и во Франции обосновывали необходимость культа разума, критиковали феодальные пережитки, отстаивали свободу научного и философского мышления, мнений граждан, художественного творчества, разоблачали различного рода суеверия и предрассудки.

В плеяде наиболее видных представителей французского ПросвещенияФрансуа Мари Аруэ Вольтер (1694—1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан Батист Д’Аламбер (1717-1783), Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), Клод Адриан Гельвеций (1715-17 71), Поль Анри Гольбах (1723-1789).

Вольтер и Монтескье были представителями первого поколения просветителей, стоявших еще у истоков Французского Просвещения.

В 40-е г. XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется мировоззрение второго поколения просветителей — Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж.. Кондорсе.

Несмотря на различие мировоззренческих и социально-политических позиций, французские просветители были наследниками духовных ценностей эпохи Возрождения, продолжателями социально-философских исканий мыслителей Нового времени — Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, Т. Гоббса, Б. Паскаля.

Можно выделить некоторые отличительные черты философии французского Просвещения:

· четко выраженная антиклерикальная направленность;

· тесная связь философских воззрений просветителей с достижениями современного им естествознания;

· гуманистическая ориентация философии и особое внимание к антропосоциальной проблематике;

· ориентация философских взглядов просветителей на изменение действительности в интересах прогресса и совершенствования общества.

Антиклерикальная направленность политических, правовых и других идей просветителей была мировоззренческим следствием решения ими задачи освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии.

Религиозным догмам официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии». Обоснование этой концепции было дано еще Вольтером в трактате «Все о боге» и «Основах философии Ньютона». Наряду с Вольтером идею «естественной религии» развивал Дени Дидро (1713—1784) в сочинении «О достаточности естественной религии».

Под «естественной религией» французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие для всего человечества принципы нравственности. Её содержанием является универсальная мораль.

Большое внимание просветители уделяли обоснованию материалистической концепции природы. Она стала одной из центральных в труде «Система природы» Поля Гольбаха (1723—1789). В этой работе Гольбах доказывал, что стремясь при помощи научного естествознания «проникнуть в тайны природы, мы находим в ней лишь различную по своим свойствам и различно модифицируемую движением материю», причем многообразное движение – это «способ существования материи, необходимым образом, вытекающий из ее сущности». Будучи «причиной всего», материальная природа существует благодаря самой себе, а не является результатом божественного Творения. В это время (с конца XVII в.) в философскую лексику вводятся понятия «материализм», «материалисты», для обозначения философского мировоззрения, противоположного религиозно-теистическому пониманию природы и места человека в ней. Философские учения Гольбаха, Дидро, Ламетри – яркий образец научного материализма XVIII в.

Важнейшее место в философии Французского Просвещения заняла проблема человека. Для ее осмысления французские просветители использовали понятие «природа человека». С его помощью человек рассматривался как всецело физическое, природное, материальное существо.

Философская антропология французских просветителей была тесно связана с их социально-философскими воззрениями. Выступая против теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории. Из этого принципа французские просветители выводили главный идеал государственного управления — «просвещенное правление».

Призывая просвещать людей не отвлеченными науками, а добродетельными поступками, Руссо, например, предлагает соединить политическую власть и просвещение. Именно такое соединение власти со знанием и мудростью способно, по его словам, «побудить правителей совершать хорошие поступки на благо человеческому роду»1.

В труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) Руссо, как и другие французские просветители, уточнял философские аргументы в защиту концепции гражданской свободы: «Человек рожден свободным, — а между тем везде он в оковах»2. Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, Руссо главную причину неравенства видит в возникновении частной собственности. Особо он предостерегает от упрощенного понимания смысла выражения «равенство людей». По его словам, равенство предполагает «строгую умеренность во всем, устранение всяких излишеств», отсутствие злоупотреблений, ограничение размеров имущества знатных и богатых3. В целях смягчения неравенства Руссо предлагал ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые для жизнеобеспечения средства труда.

Реализация свободы и равенства возможна, по его мнению, лишь при республиканском строе, так как только в республике подлинным творцом законов является сам народ.

Развивая идею о естественном происхождении государства на основе договоренности между людьми, Руссо показывает, как в процессе своего дальнейшего развития государство становится орудием насаждения бесправия и гражданского неравенства, перерождается в деспотию и тиранию.

Просветительские позиции в понимании источников развития общества отстаивал Жан Антуан Кондорсе (1743—1794).

В работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе выдвинул идею поступательного развития общества. Исторический прогресс он связывал, прежде всего, с безграничными возможностями развития человеческого разума, хотя и не отрицал влияния и других факторов (хозяйственных, политических и др.) в развитии общества.

У французских просветителей не было единства в вопросе об источниках присущих обществу социальных противоречий и катаклизмов. Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гельвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределению общественного богатства.

Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали в целом пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещенных правителей». Революционный путь преобразования общества признавался ими как крайний случай для свержения такой власти, которая отказывается от просвещенного правления и является «просто разбоем», делающим общество несчастным.

Важно также отметить, что философия Французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Она выдвинула и предложила аргументацию на основе данных современной ей науки и, особенно, наиболее развитой в то время ньютоновской механики (укажем также в скобках создание французскими просветителями семнадцатитомной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» (1751-1780 гг.)), таких принципов гражданского общества, как свобода, равенство, братство, а также социальная справедливость и гуманизм. Можно по-разному оценивать эти принципы с позиций сегодняшней действительности. Но несомненно, что философия Французского Просвещения была пронизана социальным оптимизмом и сумела утвердить на долгие десятилетия веру человечества в силу прогресса, в возможность переустройства общества на принципах справедливости и гуманизма.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 64 ; Нарушение авторских прав

Что нам осталось в наследство от эпохи просвещения

Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

Тема I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. (2 ч)

УРОК 21. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Художественная культура Европы эпохи Просвещения:
1. Гуманисты и просветители. 2. Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера. 3. Школа и кафедра Просвещения. 4. Маркизы, прачки и античные герои. 5. Опероподобные сочинения кантора Баха. 6. «Имя тебе — Моцарт!» 7. Мятежный композитор.
Возможная личностно значимая проблема: безграничная вера просветителей в возможности человека; культ Разума

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что XVIII столетие — яркая страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению людей, мечтали с помощью искусства исправлять человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных сила, утверждали могущество Разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы . Варианты познавательных вопросов и проблемных заданий:
1. Мастера искусства Просвещения считали себя наследниками гуманистов Возрождения. Как вы думаете, что именно привлекало их в искусстве Ренессанса, чему просветители «учились» у его творцов? 2. В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог: «Розина. Вечно вы браните наш бедный век. Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?» Как бы вы ответили персонажу комедии: что оставил в наследство человечеству век Просвещения? 3. Не подлежит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую философию и культуру. И современники, и потомки высоко оценили этот вклад. Однако еще в XIX в. сформировалось мнение, что многие взгляды просветителей носили утопический характер, были всего лишь просветительскими иллюзиями. Насколько справедливым кажется вам такая оценка? Попробуйте обосновать свое отношение к просветительскому «наследству». 4. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из деятелей культуры Просвещения вы могли бы назвать своим современником? В каких жизненных ситуациях произведения XVIII в. могут оказаться необходимыми сегодня?
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий и проблемных вопросов, организация дискуссии, обмен впечатлениями о просмотренных произведениях

Развитие умений учащихся

Знакомство с художественной культурой Просвещения позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала: 1. Школьники получают возможность осознать преемственные связи культуры Возрождения и Просвещения, убедиться в том, что просветители были «учениками и наследниками» гуманистов Возрождения. 2. Общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: увидеть, что искусство воспринималось просветителями как важнейший способ воздействия на общественное сознание и процесс формирования ценностей, соответствующих новой эпохе. 3. Погружение в мир искусства XVIII в., «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. 4. Знакомство с произведениями просветителей создает условия для освоения художественных особенностей языка искусства Просвещения, понимания причин некоторой его нравоучительности, назидательности, социальной направленности. 5. Историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию

Читайте так же:  Lic лицензия

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 20. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме.
Образовательное пространство расширяется за счет использования альбомов по искусству, художественной и научно-популярной литературы: Рабочая тетрадь «Мировая художественная культура» (вып. 1. «Век Просвещения») (по выбору учителя и учащихся). Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—506. Детская энциклопедия: Просвещение и революция.— М.: Терра, 1997.— Т. 11. С. Д. Артамонов. Вольтер и его век

Комментарии к технологической карте

Программа курса отводит на изучение искусства XVIII столетия одно занятие, в ходе которого учитель должен воссоздать сложную панораму художественной жизни европейских стран эпохи Просвещения, познакомить с выдающимися творцами культуры и их произведениями, помочь ученикам осознать значение этого культурно-исторического пласта для современного общества.

Учитывая большой объем нового материала, проверку домашнего задания целесообразно свести к общей характеристике эпохи Просвещения. Активизируя знания семиклассников, учитель предлагает им вспомнить ранее изученный материал, организуя беседу по вопросам: почему XVIII в. вошел в историю как век Разума? Кто такие просветители? Против чего (кого) они выступали? Каковы их общественные идеалы? Каким просветители представляли себе идеального правителя, просвещенного человека? Какие средства они предлагали для переустройства общества?

Если класс достаточно подготовлен, вместо фронтальной беседы по вопросам можно обсудить такой исторический факт: во время революции прах Вольтера было решено торжественно перенести из аббатства Сельер (там друзья тайно его захоронили) в Пантеон. На катафалке, перевозившем урну, было начертано: «Он подготовил нас к революции». Предложите ученикам прокомментировать эти слова: какой смысл вкладывали в них французские революционеры? К чему именно он готовил умы современников? Эта часть урока завершается комментарием учителя, который подчеркивает, что движение просветителей объединяло в своих рядах не только философов, но и творцов искусства, вырабатывавших новый взгляд на место и роль культуры в обществе.

Знакомство с художественной культурой XVIII в. необходимо предварить коротким вступлением, в котором учитель обратит внимание на преемственную связь искусства Возрождения и Просвещения. Отчасти ученики уже знакомы с трудами Вольтера, Руссо, энциклопедистов. Это позволит им сделать вывод о том, что просветители — наследники гуманистов, и увидеть общность их взглядов на мир, человека, природу. Просветители, так же как и гуманисты, верили в безграничные возможности человека, силу его ума, мужество, способность к преобразованию существующей действительности; свою задачу видели в просвещении умов, в том, чтобы нести современникам, по образному выражению А. Н. Радищева, «истину, вольность и свет».

Вместе с тем стоит предложить ученикам задуматься над исторической оценкой взглядов просветителей, неоднозначным отношением к их философской системе. Не подлежит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую философию и культуру, высоко оцененную как современниками, так и потомками. Однако еще в XIX в. сформировалось мнение, что многие воззрения просветителей носили утопический характер (вспомним «утопии» Возрождения), были всего лишь просветительскими иллюзиями. Насколько это суждение объективно? Что дало основания для подобной оценки? Разрешить обозначенную проблему поможет знакомство с миром художественной культуры «просвещенного столетия».

Этот процесс может быть организован двумя способами: в виде беседы с последующим обсуждением мнений о произведениях и как дискуссия в форме групповой работы. Первый вариант — достаточно традиционный и ясный. Учителям, выбравшим этот путь, предлагаем обратить внимание на некоторые комментарии, вопросы и проблемные задания, которыми можно воспользоваться во время урока.

Литература Просвещения представлена в учебнике именами Дефо, Свифта, Бомарше, Шиллера и Гёте. Учитель вправе сосредоточить больше внимания на творчестве тех авторов, которых выберет, учитывая уровень подготовки класса, наличие текстов в библиотеке и т. д. Мы рекомендуем в качестве таких авторов Дефо и Свифта: их произведения лучше знакомы семиклассникам, книги издаются ежегодно большими тиражами, работа с текстами позволяет достаточно полно представить некоторые характерные особенности искусства просветителей. Серьезную помощь в организации занятия могут оказать «Рабочая тетрадь по Новой истории» (вып. 2) и «Рабочая тетрадь по мировой художественной культуре. Век Просвещения». Наличие последней дает возможность разнообразить приемы изучения нового материала, потратив на это минимальное количество учебного времени. Например, тетради избавят учителя от необходимости пересказывать биографии писателей. Ученикам предлагается прочесть текст и цветными фломастерами выделить слова, которые характеризуют этих писателей как людей эпохи Просвещения (итоги работы обсуждаются классом).

Автор «Робинзона» родился в Лондоне в семье богатого мясника по фамилии Фо. Родители хотели, чтобы их сын стал священником. Они отдали его в частную школу, где юноша изучал древние языки, философию и богословие. После окончания школы он занялся торговлей, которая приносила ему хороший доход. Все свободное время Дефо отдавал литературе; создал несколько острых памфлетов, затрагивающих проблему свободы вероисповедания, которые пользовались широкой известностью. Он неоднократно разорялся и вновь наживал состояние, не особенно беспокоясь о материальном благополучии. В то же время его писательские труды все чаще обращали на себя внимание власть предержащих. Дефо становится видным политическим деятелем, попадает в опалу. В 1719 г. он написал бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо, который в течение четырех месяцев переиздавался 4 раза и вызвал огромное число подражаний.

Автор «Путешествий Гулливера» родился в столице Ирландии — Дублине. Его родственники мечтали о том, что он станет священником, и определили его изучать богословие в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным творчеством. Среди первых его произведений — памфлеты, обличающие католическую церковь. Эти произведения заставили важных политических деятелей прислушиваться к голосу скромного священника. Вскоре Свифт превращается во влиятельнейшую фигуру политика и дипломата. Но не забыта и литература. В 1726 г. без имени автора был опубликован роман о приключениях Гулливера, выдержавший бесчисленное количество переизданий.

Сюжеты произведений стоит напомнить лишь в общих чертах, отметив, что оба романа являются своеобразным манифестом просветителей. Предложим ученикам подумать над названиями романов, которые по традициям того времени были длинными: «Жизнь, необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим»; «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».

Для обсуждения можно использовать вопросы: зачем открывать книгу, если читатель по заголовку может представить себе сюжет произведения? Почему Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул свою рукопись издателю? Что побуждало авторов постоянно указывать в романах географические координаты тех мест, в которых оказывались путешественники? Читатели Дефо неоднократно говорили автору, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. Это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чем же тогда дело?

Обмен мнениями позволит учащимся почувствовать просветительскую направленность произведений. Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям «простого звания» — представителям поднимающегося третьего сословия, убеждая их, что приключения героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны!» (Вольтер). Именно поэтому его роман называли гимном труду и ясной человеческой мысли. Свифт не столь оптимистично смотрел на мир, а буржуазное благополучие его попросту раздражало. Предложим сравнить и обсудить финалы произведений: Робинзон счастливо вернулся домой, разбогател, небезвыгодно женился и вполне счастлив; Гулливер несчастен, все вокруг раздражало его, единственное место, где он чувствовал себя спокойно,— конюшня.

В контексте обсуждения произведений стоит сделать акцент на современном звучании романов, которые породили массу подражаний и даже новый литературный жанр — «робинзонаду». В чем причина популярности произведений у современного читателя? Ответ на какие вопросы мы ищем в романах сегодня? Для решения этого задания познакомим семиклассников с четырьмя историями:

1. «Шотландский моряк Александр Селькирк поссорился с капитаном своего корабля и был высажен на необитаемый остров в Тихом океане. Здесь он провел четыре года и четыре месяца, пока не был подобран английским кораблем, командиром которого являлся известный путешественник Вудс Роджерс. Спасители были поражены диким видом несчастного моряка, полубезумного, одетого в лохмотья и почти потерявшего дар речи.» 2. «. Двое йеху, впервые появившиеся в их стране, прибыли к ним из-за моря . они были покинуты товарищами и, высадившись на берег, укрылись в горах; затем, из поколения в поколение, потомки их вырождались и с течением времени сильно одичали по сравнению со своими одноплеменниками, жившими в стране, откуда прибыли двое их прародителей. Голова и грудь у них покрыты густыми волосами. бороды их напоминают козлиные; вдоль спины и передней части лап тянулись узкие полоски шерсти; но остальные части их тел были голые. Вооруженные сильно развитыми крючковатыми и заостренными когтями на передних и задних лапах, они с ловкостью белки карабкались на самые высокие деревья. В некоторых местах этой страны попадаются разноцветные блестящие камни, к которым йеху питают настоящую страсть; и если камни эти крепко сидят в земле, как это иногда случается, они роют когтями с утра до ночи, чтобы вырвать их, после чего уносят свою добычу и кучами зарывают ее у себя в логовищах; они действуют при этом с крайней осторожностью, беспрестанно оглядываясь по сторонам из боязни, как бы товарищи не открыли их сокровищ». 3. «Очутившись на земле целым и невредимым, я поднял взор к небу, возблагодарил бога за спасение моей жизни, на которое всего лишь несколько минут назад у меня почти не было надежды. Утешившись мыслями о благополучном избавлении от смертельной опасности, я стал осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал и что мне прежде всего делать. Мое радостное настроение резко упало; я понял, что хотя и спасен, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, переодеться было не во что: мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы подкрепить свои силы, а в будущем мне предстояло или умереть голодной смертью, или быть растерзанным хищными зверями. Прежде всего мне нужна была лодка, чтобы перевезти на берег те вещи, которые, по моим соображениям, могли мне понадобиться. Однако бесполезно сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя получить. Нужда изощряет изобретательность, я живо принялся за дело». 4. «Ален Бамбар, французский исследователь и путешественник, поставил на себе смелый эксперимент. В одиночку на утлом суденышке он пересек Атлантический океан, чтобы доказать, что в критических ситуациях, грозящих жизни, человек способен одержать победу над стихией, если он сможет преодолеть страх и не потеряет способности действовать. Бамбар провел в океане несколько недель и благополучно завершил свое необыкновенное путешествие. Единственным источником пищи была для него выловленная рыба».

Читайте так же:  Расчет осаго ингосстрах

Вопросы: Какой жизненный урок вы вынесете из услышанного: констатация ограниченности человеческих возможностей, курьезный факт, гимн возможностям человека, инструкция по выживанию в экстремальных ситуациях, предупреждение или что-то иное? Что именно?

Размышления над романами Дефо и Свифта помогут осознать социальную детерминированность искусства Просвещения: просветители считали его важнейшим средством влияния на умы людей. Отсюда и назидательность, нравоучительный характер многих произведений. Эту особенность можно проследить в изобразительном искусстве. Разговор о живописи «галантного» века стоит начать кратким обзором придворного искусства. В соответствии с целевыми установками урока, его конструкцией и наличием иллюстративного материала учитель отберет адекватные произведения «живописцев знати». После их просмотра и обсуждения класс будет готов решать логическое задание: тонкий знаток искусства и критик Дидро был современником многих выдающихся художников. Но едва ли не выше всех он ставил весьма слабого и даже слащавого художника Греза, автора многочисленных сентиментальных полотен (желательно рассмотреть одно из них). Предложим учащимся подумать над тем, что могло привлекать и восхищать Дидро в картинах Греза? Насколько их ответы будут соответствовать мнению Дидро, покажет его высказывание по поводу картины «Семья паралитика»: «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели?»

Сравнение мнений позволит еще раз подчеркнуть, что «певцы третьего сословия» стремились к утверждению внесословных ценностей, подчеркивали значимость личности самого человека, мечтали об исправлении и совершенствовании нравов. В последнем особенно преуспел английский живописец и график Уильям Хогарт. Особенности его творчества станут для школьников более очевидными, если им предоставить возможность выполнить задание из «Рабочей тетради по Новой истории» или задания «Истории с назиданием», «Легко ли быть героем?», «Что отражается в «зеркале» автопортретов?» из «Рабочей тетради по мировой художественной культуре. Век Просвещения» (конечно, на уроке выполнить все задания невозможно; часть из них вполне может быть задана в качестве домашнего задания). Обсуждение произведений, созданных Шарденом, открывает перед учениками гармоничный мир просвещенного живописца. Его герои кажутся простыми и непритязательными, но автор относится к ним с глубокой симпатией. Что же ценит в персонажах своих картин Шарден? Ответ на этот вопрос — в самих произведениях. «Диалог» с полотнами этого художника дополнят задания из «Рабочей тетради по Новой истории» и задание «Говорящие вещи» из «Рабочей тетради по мировой художественной культуре. Век Просвещения».

Несколько более сложным для восприятия семиклассников является искусство Давида. Учителю необходимо обратить их внимание на то, что художник обращается к античной истории, и обсудить причины выбора подобных сюжетов. Возможно, ход обсуждения потребует исторического комментария.

Полотно «Клятва Горациев» (1794) воспроизводит фрагмент истории Древнего Рима. Тарквиний Гордый — последний царь Рима, изгнанный из города, собирает войска, чтобы силой оружия вернуть себе власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев — сторонников Тарквиния. Художник выбрал момент, когда братья клянутся отцу победить или умереть. Герой картины «Брут» (1789) — Юний Луций Брут — знаменитый патриот, установивший республиканский строй в Риме. Он был одним из первых консулов и прославился как ярый противник тирании, безупречно честный и принципиальный политический деятель. По преданию, узнав об участии в монархическом заговоре своих сыновей, он приговорил их к смерти.

Эта информация окажется востребованной, если ученики попытаются объяснить, почему эпизоды далекой античной истории настолько взволновали современников Давида, что власти во избежание скандала пытались убрать с выставки «Клятву Горациев», а около «Брута» пришлось даже установить почетный караул из учеников художника (кстати, они были одеты в форму национальной гвардии). Для того чтобы структурировать обмен мнениями, можно использовать такую формулировку вопроса: можно ли назвать Горациев и Брута «современниками» Давида? Беседа позволит подвести учеников к выводу о том, что сюжеты произведений оказались созвучны настроению французов накануне революции. Эта часть работы может быть дополнена выполнением задания «Подслушанные разговоры» из «Рабочей тетради по мировой художественной культуре. Век Просвещения».

Музыкальное искусство эпохи Просвещения представлено именами величайших в истории культуры композиторов. Многие произведения, с которыми ученикам предстоит познакомиться на уроке,— сложные (по форме и по смыслу) философские творения. Поэтому особое значение имеет выбор музыкальных фрагментов для урока: рекомендуется отбирать небольшие произведения или отрывки, представляющие собой завершенный фрагмент; время его звучания не более 3—4 минут; количество определяется уровнем подготовленности класса и общим контекстом занятия.

Для знакомства с творчеством Баха можно предложить прослушать (на выбор): вступление и первую часть оратории «Магнификат», арию «О, сжальтесь» из «Страстей по Матфею», пьесу «Шутка», отрывки органных прелюдий и фуг, фрагменты танцевальных сюит. Эти произведения дадут возможность услышать особую мощь и красоту, гармонию и соразмерность творений Баха; понять, почему музыка композитора вызывала всяческие нарекания со стороны церковного начальства. Баха неоднократно упрекали в том, что его произведения «недостаточно богобоязненны» и слишком опероподобны. Один ученый профессор возмущался: «В церковь тащат уже всякий песенный мусор, и чем музыка веселее и танцевальнее, тем больший успех она имеет». Бах-композитор при жизни не пользовался особой популярностью среди современников, гораздо больше он был известен как исполнитель. Однако в наше время едва ли найдется классик, исполняемый столь часто; во всем мире записи его музыки расходятся огромными тиражами. Предложим ученикам подумать над вопросом: в чем причина интереса современного слушателя к музыке Баха?

Из произведений Моцарта рекомендуем выбрать для прослушивания начало симфонии № 41 соль-минор, увертюру к опере «Свадьба Фигаро», один-два фрагмента «Реквиема». Прекрасная, искрящаяся, светлая музыка симфоний и опер Моцарта производит сильное эмоциональное впечатление. Личностный отклик будет более осознанным, если предложить ученикам высказать свое впечатление от прослушанного и прокомментировать слова А. Г. Рубинштейна: «Вечный свет в музыке. Имя тебе — Моцарт!» «Реквием» необходимо предварить кратким пояснением учителя об истории создания произведения и его особенностях.

Из наследия Бетховена особого внимания требуют симфонии. На уроке целесообразно остановиться на трех: «Лунной», «Героической» и «Аппассионате». Каждая из них — жизненный рубеж для композитора. Даже небольшие фрагменты, которые ученики услышат на уроке, дадут яркое, образное представление о титанической мощи музыки глухого гения. Образ вечного мятежника и бунтаря в его музыке как нельзя лучше соответствовал личности самого Бетховена, одного из первых композиторов, кто решился отстаивать свое человеческое достоинство в обществе. Напомним, что в XVIII в. к актерам, художникам, композиторам относились крайне пренебрежительно, приравнивая их к обычным слугам. В свое время по приказу архиепископа, в услужении которого находился Моцарт, композитор был жестоко избит. Актеров церковь вообще запрещала хоронить на кладбище, в освященной земле (после смерти знаменитой французской драматической актрисы Адриенны Лекуврер друзья так и не смогли похоронить ее в соответствии с обычаями). Бетховен восстал против такого унижения и всегда подчеркивал свою принадлежность к музыкантам.

Завершает урок возвращение к проблеме исторической оценки воззрений просветителей. Если на занятии для этого нет времени, то эта работа может стать частью домашнего задания.

Второй вариант изучения нового материала — групповая работа — предполагает предварительную подготовку урока. Прежде всего необходимо заранее предупредить учащихся о необычном занятии, рассказать, как оно будет проходить, и разбить класс на три группы, каждая из которых получает задание.

Тема урока условно обозначена так: «Настало время сопоставить времена» (Н. Я. Эйдельман). Его цель заключается в том, чтобы предоставить возможность школьникам установить преемственные связи между эпохами, найти те общечеловеческие гуманистические ценности, провозглашенные просветителями и актуальные для современного общества. Для всех групп — одно проблемное задание № 2 (см. технологическую карту), в рамках которого они готовят свои выступления. Первая группа готовит свой вариант, основываясь на произведениях литературы; вторая — изобразительного искусства; третья — музыки. Естественно, учитель рекомендует научно-популярную литературу для подготовки, предварительно консультирует учащихся, помогает отобрать произведения или фрагменты из них, советует, что можно прочитать, посмотреть, послушать в классе, когда группа будет предъявлять свой проект. По ходу выступления участники записывают на доске то, что, по их мнению, оставил нам в наследство век Просвещения. В результате получается некий реестр, позволяющий увидеть, насколько совпадают или отличаются представления школьников о вечных ценностях.

В домашнем задании необходимо учесть вопросы и задания методического аппарата учебника и рабочих тетрадей. Там, где есть возможность, следует рекомендовать посещение музея для знакомства с искусством эпохи Просвещения или обратиться к альбомам по искусству (слайдам, видеофильмам) и еще раз посмотреть произведения мастеров, с творчеством которых ученики познакомились на уроке.

Вольтер и еще три великих мыслителя эпохи Просвещения

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер , Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Читайте так же:  Медицинская страховка в польшу цена

Вольтер (1694—1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это — ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше , автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер-водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)

Французский философ-просветитель — иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным . Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок — «Салоны». А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге .

Монтескьё (1689-1755)

Полное имя-Шарль-Луи де Секонда , барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо , доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе , предпринятые Монтескьё в 1728-1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Стас Барецкий решил снять «Брат-3» со Шнуром и Дациком

Сценарий фильма уже есть, правда пока только в голове самого шоумена

«Состояние тяжелое, но не безнадежное»: Жена Георгия Данелия не отходит от койки мужа

88-летний режиссер находится в реанимации, врачи делают все возможное

Певица LP: «Если в трех словах, то моя музыка – это эмоция, накал и драма»

Исполнительница хита «Lost on You» накануне тура по России дала эксклюзивное интервью изданию «Комсомольская правда»

Алексей Серебряков отказался объяснить, почему обвинил Россию в «развязывании войн»

«Комсомолка» дозвонилась до актера с просьбой пояснить его резонансные высказывания [видео]

Одноклассники о режиссере Балабанове: «Алексей стал снимать «чернушные» фильмы после поездки в Ливан»

Близкие автора «Брат» и «Брат-2» рассказали «Комсомолке», за что Балабанову выбили в школе зубы и чему режиссер учил своего единственного сына

Экзорцист национального масштаба: Алексею Балабанову исполнилось бы 60

О выдающемся режиссере вспоминает наш кинообозреватель Стас Тыркин

Вадим Левенталь: «Наш литературный процесс напоминает пресный супчик в городской больничке. Невкусно, пресно, без перца и без соли»

Известный писатель и редактор о том, зачем нужны новые книжные серии, чем плохи книги Яхиной и Водолазкина и о процессе разрушения исторического сознания

Народного артиста РФ Георгия Штиля экстренно госпитализировали в Петербурге

Актер театра и кино попал в больницу и пропустил спектакль

Режиссер Георгий Данелия в коме

Ранее режиссера доставили в реанимацию с воспалением легких [аудио]

Алексей Иванов о фильме «Тобол»: «Я ожидал «Игры престолов», а получил драку табуретками»

Писатель посмотрел фильм по мотивам своего романа и расстроился

«Зеленая книга» стала фавориткой на «Оскарах»

Фильм Питера Фарелли выиграл главный приз Американской Киноакадемии. Наш кинообозреватель Стас Тыркин — об итогах церемонии

Евгений Крылатов: Я и сам не знаю, почему мои песни с каждым годом становятся все популярнее!

23 февраля великому композитору — автору «Прекрасного далека» и «Крылатых качелей» — исполнилось 85 лет. В свой юбилей он сыграл эти произведения в эфире Радио «Комсомольская правда» [аудио, видео]

«Дышит через трубочку»: жена попавшего в реанимацию Георгия Данелии рассказала о его тяжелом состоянии

По словам Галины Данелия, режиссер госпитализирован с воспалением легких [аудио]

Виктор Сухоруков: Уходя на дембель, я напился, пел песни, и задержался в казарме на 4 дня

Народный артист России, выпускник ГИТИСа и звезда культовых « Брата» и «Острова» старший сержант запаса вспомнил свою армейскую юность

10 главных претендентов на Оскар 2019

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин рассказывает о номинантах на самую престижную кинопремию мира. Лауреаты будут объявлены 25 февраля [видео]

Пенелопа Крус: Материнский инстинкт у меня с детства

Перед российской премьерой фильма «Лабиринты прошлого» испанская кинозвезда дала эксклюзивное интервью кинообозревателю «КП»

Фильм «Сотня» о подвиге кубанского казака Василия Гамалия выйдет на экраны в 2020 году

Роли в картине исполнят Иван Охлобыстин и Екатерина Шпица [фото]

Дневник каскадера: Дралась с Ходченковой и учила Верника кататься на мотоцикле

31-летняя Инна Малышева из Севастополя — дублер звездных актеров, она выполняет за них сложные трюки [фото]

Номинант «Оскара»-2019 Кристиан Бэйл: Мое тело кричит, что умрет, если я не перестану его трансформировать!

На российские экраны вышла политическая сатира «Власть», в которой знаменитый британский актер сыграл экс-вице-президента США Дика Чейни

Возрастная категория сайта 18+