Частная собственность физических лиц рб

03.03.2018 Выкл. Автор admin

Частная собственность физических лиц рб

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Контролируемая самостоятельная работа
по дисциплине «Гражданское право»
На тему:
«Право частной собственности граждан и юридических лиц»

Подготовил:
Студент третьего курса факультета Экономики и права группы ПХ-3

Проверил:
Преподаватель
Кафедры гражданского права и процесса
Барановичи, 2012

1. Понятие права собственностиграждан. Субъекты, объекты исодержание права собственности граждан. 3
2. Понятие права собственностиюридических лиц, его содержаниеи основания возникновения………. 6
3. Право собственностикоммерческих юридических лиц……………….. 8
4. Право собственности не коммерческих юридических лиц…………. 9
5. Понятие, состав прав государственнойсобственности……………….. 11
6. Понятие, субъекты, объекты испособы приватизациигосударственной собственности………………….12
7. Приватизация жилых помещений………………………………………. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 16

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие права собственности граждан. Субъекты, объекты и содержание права собственности граждан

В период существования советского государства и до начала 90-х годов удовлетворение жизненных потребностей членов общества происходило за счет личной собственности, которая носила потребительский характер и была производна от социалистической собственности. Наличие у граждан имущества в личной собственности являлось результатом их труда в системе социалистического народного хозяйства. Создаваемый совокупный общественный продукт распределялся между членами общества по принципу распределения по труду. У граждан также имелась возможность пополнять свою собственность за счет общественных фондов потребления, из которых производились выплаты в виде пенсий, пособий, стипендий [4, с. 627].
Начало преобразований в регулировании отношений собственности граждан приходится на 80-е годы прошлого столетия. В связи с принятием Закона СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР» и аналогичного ему Закона Республики Беларусь от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь» право личной собственности утратило свое значение. Частная собственность пришла на смену личной собственности.
Частная собственность, образуемая из разных источников, может использоваться как для воспроизводства собственности, так и для личного потребления. В этом смысле личная собственность как экономическая категория не утратила своего значения, так как человеку независимо от социально-экономического строя всегда свойственно употребление собственности (имущества) для удовлетворения собственных потребительских нужд. Поэтому можно сказать, что личная собственность в современных экономических условиях является составной частью частной собственности.

Отношения частной собственности граждан как вещные имущественные отношения регулируются правом. К праву собственности граждан в полной мере применимы те подходы и определения, которые в целом характеризуют право собственности граждан в объективном смысле.
В объективном смысле право собственности граждан — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения частной собственности граждан.
Право собственности граждан в субъективном смысле — это правомочия гражданина владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, соблюдая обязанности, вытекающие из существующего права[4, с.628].
При этом необходимо учитывать, что норма ст. 213 ГК устанавливает только специальные пределы осуществления права собственности. На осуществление права собственности граждан распространяются и общиепределы осуществления субъективных гражданских прав, установленные ст. 2 и 9 ГК.
Признание граждан субъектами права частной собственности наполнило право собственности граждан новым содержанием. Это произошло за счет расширения как состава объектов права собственности граждан, так и целей использования этих объектов. Объектами их собственности могут быть материальные блага, имеющие чисто потребительское назначение, и материальные блага, необходимые для осуществления производственной или хозяйственной деятельности.
Право собственности граждан не исчерпывается наличием у собственника «приятных» прав по обладанию имуществом — на нем лежат и определенные обязанности. Собственник обязан содержать имущество и нести риск его случайной гибели, порчи или повреждения, если иное не установлено договором или не предусмотрено законодательством (ст.211-212 ГК).
Статья 213 ГК устанавливает, что субъектами права частной собственности являются физические лица. Следовательно, частной признается не только собственность граждан Республики Беларусь, но и собственность иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с п.2 ст.1104 ГК иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Беларусь гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.
В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (ст. 214 ГК). Действующее законодательство в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» установило перечень объектов, которые находятся только в государственной собственности и, следовательно, не могут принадлежать гражданам.
На праве собственности у граждан может находиться недвижимое имущество, в том числе жилые дома (квартиры), земельные участки, предприятия как имущественные комплексы. Гражданин может иметь в собственности движимое имущество, такое как транспортные средства, деньги, ценные бумаги[5, с. 506].
Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения устанавливаются законом (ч. 2 ст. 214 ГК). Эти ограничения возможны как исключения из общего правила и только в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

2. Понятие права собственности юридических лиц, его содержание и основания возникновения

Юридические лица являются одним из важнейших звеньев хозяйственной системы нашего государства. В целях выполнения функций, возлагаемых на них, они могут иметь в собственности различное имущество. Это вытекает из анализа признаков юридического лица. Как известно, таковыми являются наличие в собственности юридического лица, его хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, гарантированной юридическому лицу возможности от своего имени приобретать и осуществлять как имущественные, так и неимущественные права, а также возможности нести имущественную ответственность посвоим обязательствам. Обособление имущества обеспечивается его учетом на самостоятельном балансе юридического лица[4,с.647].
Как правовой институт (право собственности в объективном смысле) право собственности юридических лиц представляет собой совокупность правовых норм, установленных или санкционированных государством, направленных на закрепление имущества за юридическими лицами или их объединениями, определяющих правомочия (владение, пользование и распоряжение) собственника имущества и обеспечивающих защиту прав и законных интересов юридического лица как собственника имущества[2 , с.179].
Юридическое лицо как субъект права собственности наделено субъективным правом собственности. Содержание субъективного права собственности юридического лица составляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (ст. 210 ГК). Рамки осуществления юридическим лицом субъективного права собственности определяются его уставом и законодательством. Осуществление правомочий возлагается на органы юридического лица, определяемые его уставом. Объем их полномочий по распоряжению имуществом определяется законодательством и уставом в соответствии с целью деятельности юридического лица.
Право собственности возникает, как и любое другое гражданское правоотношение, на основании норм права и при наличии определенных юридических фактов — оснований (способов) приобретения этого права. Урегулированные главой 14 ГК общие основания приобретения права собственности применимы в равной степени и к юридическим лицам. Однако право собственности у юридических лиц может возникать и при наличии специальных оснований.
Изначально право собственности юридического лица возникает в силу добровольного наделения его имуществом теми лицами, которые создают его — учредителями. Это происходит в результате отказа учредителей от своего права собственности на имущество, которое передается в собственность создаваемому юридическому лицу.
Специфическим основанием возникновения права собственности является приобретение юридическим лицом — правопреемником в собственность имущества, принадлежавшего реорганизованному юридическому лицу. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам на условиях и в объеме в зависимости от формы реорганизации (ст. 54 ГК)[1].
Важным основанием возникновения права собственности является также деятельность юридического лица, осуществляемая в соответствии с его целями и задачами. При этом основным источником формирования имущества коммерческих юридических лиц является прибыль, получаемая ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Поскольку у некоммерческих юридических лиц извлечение прибыли не является целью их деятельности, имущество этих юридических лиц формируется главным образом за счет других источников (членские взносы, благотворительные пожертвования и т.п.). В процессе деятельности право собственности на имущество может быть приобретено юридическим лицом на основании совершаемых гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, займа, дарения и т. д.). Юридическое лицо может приобрести имущество и по завещанию.
Право собственности юридических лиц осуществляется в пределах срока существования самого юридического лица.

3. Право собственности коммерческих юридических лиц

Статья 213 ГК среди субъектов права частной собственности называет негосударственные юридические лица. Следовательно, по своей природе право собственности юридических лиц является одним из видов частной формы собственности. Как таковой этот вид обладает определенными особенностями.
Во-первых, субъектами права собственности выступают только негосударственные юридические лица, образованные группами других лиц: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества); производственные и потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Во-вторых, указанные выше юридические лица являются единственными собственниками своего имущества, в том числе имущества, переданного им участниками в качестве вкладов (исключение составляет имущество, передаваемое юридическим лицам только в пользование, а не в собственность) (ст. 44 ГК). Никакой общей или коллективной собственности участников (учредителей) на имущество юридического лица не возникает. Учитывая это существенное обстоятельство, следует признать сомнительными взгляды на собственность юридических лиц как общую долевую собственность, а также классификации форм собственности с выделением коллективной собственности юридических лиц705. Такие позиции, ставящие под сомнение право юридических лиц иметь в собственности имущество, лишают смысла существование и самого юридического лица как субъекта самостоятельной имущественной ответственности.
В-третьих, законодательством могут устанавливаться ограничения по объектам, которые не могут находиться в собственности этих юридических лиц (ст. 214 ГК).
В-четвертых, управление объектами права собственности осуществляется юридическими лицами самостоятельно, через их органы в соответствии с их компетенцией. Причем это управление осуществляется в рамках устава юридического лица и действующего законодательства[5 , с.516].

4. Право собственности некоммерческих юридических лиц

Некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, и в этой связи их возможности по использованию принадлежащего им на праве собственности имущества ограничены теми целями, для которых они созданы.
К некоммерческим организациям, имущество которых принадлежит им на праве собственности, относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и другие организации, предусмотренные законодательством.
Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Ассоциации (союзы), в которые входят коммерческие организации, заниматься предпринимательской деятельностью не вправе. Если члены такой ассоциации принимают решение о занятии предпринимательской деятельностью, ассоциация подлежит преобразованию в коммерческую организацию или должна создать для такой деятельности хозяйственное общество либо участвовать в таком обществе.
Для некоммерческих организаций законодательство не предусматривает необходимости образования фондов, гарантирующих интересы кредиторов. Участники некоммерческих организаций, как правило, не имеют никаких имущественных прав в отношении этих организаций и их имущества; они не могут распределять между собой прибыль от предпринимательской деятельности организации, не могут получать какого-либо имущества при выходе из организации, а также в случае ликвидации организации. При этом в случае ликвидации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на те цели, ради которых была создана организация, или направляется на благотворительные цели. Если это невозможно, имущество переходит государству[2, с.183].
Исключения установлены для членов потребительских кооперативов, которые имеют право участвовать в распределении прибыли от предпринимательской деятельности кооператива. Также исключением являются участники некоммерческих партнерств, которые могут претендовать при выходе из партнерства или в случае его ликвидации на часть имущества партнерства в пределах стоимости имущества, внесенного в качестве членских взносов.

5. Понятие, состав прав государственной собственности

В недавнем прошлом государственная собственность была доминирующей во всех сферах общественных отношений. Законодательно закреплялся приоритет государственной собственности, которая объявлялась ведущей. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса. Государство являлось собственником основных средств производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средств транспорта и связи, банков, торговых, коммунальных и иных предприятий, основного городского жилищного фонда и т.д. Государству создавались повышенные гарантии защиты права государственной собственности.
Это положение государственной собственности соответствовало политической системе, существовавшей в нашем государстве. Изменение политической системы и роли государства в общественных отношениях неизбежно повлекло перемены и в правовом регулировании отношений государственной собственности. Государство уступило часть ранее безраздельно занимаемых им позиций в хозяйственной, политической, культурной сферах общественных отношений. Соответственно изменились отношения собственности.
Конституция Республики Беларусь устанавливает существование государственной и частной собственности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [3,с. 6].
Состав и назначение имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и в собственности административно-территориальных единиц, определяется осуществляемыми данными участниками гражданско-правовых отношений особыми задачами и функциями. Существенными особенностями отличается порядок управления данным имуществом.
Право государственной собственности в объективном смысле — это система правовых норм, регулирующих отношения присвоения и принадлежности (владения, пользования и распоряжения) материальных благ Республике Беларусь или административно-территориальной единице в лице их компетентных органов.
В субъективном смысле право государственной собственности представляет собой совокупность закрепленных за Республикой Беларусь или административно-территориальной единицей правомочий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.
Каждый из названных субъектов выступает в качестве самостоятельного собственника, поэтому Республика Беларусь, области, районы и другие административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга. Определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью отнесено к исключительной компетенции местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции)[3,с.41].

Читайте так же:  Заявление в фсс пилотный проект

6. Понятие, субъекты, объекты и способы приватизации государственной собственности

Разгосударствление представляет собой передачу от государства
физическим и юридическим лицам (в том числе посредством приватизации)функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация —это приобретение физическими и юридическими лицами правасобственности на объекты, принадлежащие государству.
Разгосударствление и приватизация имущества, находящегося вгосударственной собственности, осуществляются в порядке, предусмотренномспециальным законодательством.
Субъектами приватизации (лицами, приобретающими в собственность у государства его имущество) согласно Закону «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» могут быть:
1) граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, негосударственные юридические лица, юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
2) иностранные инвесторы; лица без гражданства[4, с. 688].
В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также государственные сельскохозяйственные предприятия.
Объектами приватизации являются: государственное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицыобъединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования. Объектами первоочередной приватизации являются предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.
Законодательством Республики Беларусь установлено, что приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Безвозмездно передается часть государственной собственности гражданам Республики Беларусь с целью обеспечения социального равенства — создания равных экономических условий на период перехода к рыночной экономике[5,с. 554].

7. Приватизация жилых помещений

Включение в законодательство Республики Беларусь о разгосударствлении и приватизации государственной собственности института приватизациижилищного фонда направлено на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда[5, с. 560-561].
В соответствии с Законом от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (статья 2) приватизация жилья осуществляется на основе принципов безвозмездной передачи гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений в порядке, установленном данным Законом; взаимосвязи приватизации с решением жилищной проблемы; добровольной основы; сочетания возмездного и безвозмездного характера; равных прав всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда; гласности, государственного и общественного контроля за процессом приватизации.
Приватизация жилищного фонда осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе. Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществляется путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь.
Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.
Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.
Отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством предоставлено право на безвозмездную (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передачу в собственность жилых помещений. При этом указанные граждане имеют право на одноразовое использование данной льготы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. № 218-З : в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 3 июля 2011 г., №285-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – №78. – 2/1837.
2. Колбасин, Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. [Текст]: учебник / Д.А. Колбасин.– Минск :ПолиБиг, 1999. – 374 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). –Минск :Амалфея, 2010. — 48 с.
4. Чигир, В.Ф. Гражданское право[Текст]: учебник / под общ.ред. проф. В.Ф. Чигира. – Минск :Амалфея, 2000. – 976 с.
5. Чигир, В.Ф. Гражданское право. В 3 т. Т.1 [Текст]: учебник / А.В. Каравай [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск, Амалфея, 2008. – 864 с.

Право частной собственности граждан. Понятие. Library UA

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Ч. 3 ст. 212 ГК устанавливает, что субъектом права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.

СССР-личная собственность (бытовой характер, не для предпринимательства).

Закон «О собственности в ССР» 1990 г., закон «О собственности в РБ»право личной собственности утратило значение «право частной собственности».

Частная собственность более широкое понятие по содержанию и источникам образования (предпринимательская деятельность).

Право частной собственности в объективном и субъективном смысле:

Объективный смысл-это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению гражданином-собственником принадлежащим ему вещи по своему усмотрению и своим интересам.

Субъективный смысл-это обеспеченная законом возможность физического лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах.

С точки зрения содержание право частной собственности граждан является широким. Физическое лицо вправе совершать в отношении имущества все любые действия, чтобы это не противоречило действующему законодательству.

Содержание раскрывается через права и обязанности:

  • обязанность по содержанию имущества;
  • риск случайной гибели, порчи, повреждения имущества;
  • обязанность не нарушать права и интересы других лиц;
  • не наносить ущерба окружающей среде и историческо-культурным ценностям;
  • не совершать деятельности, противоречащей общей пользе и безопасности человека или общества.

В случаях предусмотренных законодательными актами, собственник обязан допускать ограничение пользования имуществом.

Формы и виды собственности

Определение форм и субъектов права собственности имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. От формы собственности и субъектов права собственности зависит решение вопросов о правовом режиме имущества, находящегося в собственности данного субъекта, праве определенного субъекта иметь в собственности то или другое имущество, особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь и п.1 ст.213Гражданского кодекса (ГК) предусматривают, что «собственность может быть государственной и частной». При этом государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная и частная формы собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за предприятиями и учреждениями Республики Беларусь в соответствии с актами законодательства.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.

Закон не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь. Закон от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» содержит перечень объектов, которые не могут находиться в чьей-либо собственности, кроме как в собственности государства.

Собственность административно-территориальных единиц (коммунальная собственность) используется в интересах народа соответствующей административно-территориальной единицы. Она не является одновременно республиканской собственностью.

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы (средств местного бюджета и иного коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы в соответствии с актами законодательства.

Частная собственность также делится в зависимости от субъектов этой собственности на частную собственность физических лиц и частную собственность негосударственных юридических лиц.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество. В их собственности не могут быть отдельные виды имущества, указанные в законе. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничивается. Такие ограничения установлены Законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц также ограничения могут быть установлены законодательными актами. Гражданский кодекс конкретизирует права учредителей (участников, членов) коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Установлено, что имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) этими лицами коммерческим и некоммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям либо учреждениям, финансируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц, а учредители (участники, члены) коммерческой организации в отношении имущества, находящегося в собственности этой организации, имеют лишь обязательственные права, определяемые в учредительных документах.

Учредители (участники, члены) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, о котором идет речь, находится в собственности этих организаций и фондов и используется ими для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» установлено, что юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, перечисленные в ст.

Юридические липа частной формы собственности и физические лица, виновные в незаконном владении, пользовании и распоряжении объектами, которые должны находиться только в собственности государства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Частная собственность юридических лиц негосударственной формы собственности и частная собственность физических лиц используется исключительно в их интересах.

Что касается права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество иностранных юридических и физических лиц, то оно определяется по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами. Принадлежность имущества к недвижимым и движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяются по праву страны, где это имущество находится(ст. 1119 ГК). Это дает основание сделать вывод, что на территории Республики Беларусь действует законодательство о праве собственности граждан и юридических лиц Республики Беларусь за некоторыми исключениями, предусмотренными ст. 1119-1123 Гражданского кодекса.

Деление форм собственности, в основу которого положен единственный критерий — субъект права собственности, не исключает других классификаций права собственности на различные виды и подвиды. Так частная собственность юридических лиц по особенностям правового режима выступает в виде частной собственности обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.п.

Деление права собственности на формы, виды и подвиды можно проводить и по другим критериям, если это даст возможность выявить особенности соответствующего вида и подвида права собственности.

Особо следует выделить собственность на рабочую силу. Ее особенность обусловлена прежде всего тем, что объект этой собственности специфический — способности человека. Притом не любые, а конкретные, объективно необходимые для того или иного труда, да к тому же все более и более развитые. Кроме того, особенность этого вида собственности связана с тем, что здесь объект неотделим от субъекта собственности и существует не только благодаря ему, но и непосредственно в нем.

Признание особенностей данного вида собственности (на рабочую силу) обусловливает специфику механизма ее реализации. Он должен быть таким, чтобы обеспечивать компенсацию средств, необходимых не только для возобновления рассматриваемых способностей к труду, но и для поддержания самой жизни, а также развития личности собственника данных способностей. Механизм должен быть таким, чтобы, как и всякая другая, эта собственность при ее экономической реализации давала доход работнику.

Читайте так же:  Коллективный договор образование

Наконец, неординарность способностей, а то и их уникальность, особенно творческая, требуют уникального механизма их экономической реализации. Он должен исключать принятое (особенно в западной литературе) приравнивание всех факторов производства (капитал, земля, труд), «причесывание» их, если можно так сказать, одной гребенкой.

Человек как творец и его инновационные способности, как показывает современная НТР, становятся определяющими среди других факторов для обеспечения экономического и всего социального прогресса. Этим и должен обусловливаться особый механизм их реализации, не нацеленный лишь на извлечение дохода, как при использовании других факторов производства (капитала и земли), а сориентированный на создание благоприятных условий для проявления и развития творческих способностей, на отношение к таланту как национальному достоянию.

Осознание таких особенностей и дифференцированный подход к факторам производства становятся особенно важными в новом столетии. Проявляемый здесь новый подход к отношениям между «Обществом — Человеком — Природой» как отношениям разумным и гармоничным требует первоочередных приростов не в материальном производстве, а в сфере интеллекта, образования, культуры. А это, в свою очередь, требует особого, дифференцированного отношения к фактору «труд», к творческим способностям работников, к их заработной плате.

Но такая особенность данного фактора и такой подход к собственности на него еще не нашли должного отражения ни в теории, ни на практике.

Новый подход требует обратить особое внимание и на проблему образования — его качественного совершенствования, непрерывности в течение всей трудовой жизни, гуманитаризации.

Право собственности юридических лиц на земельную недвижимость

В нынешнем законодательстве право частной собственности на земельную недвижимость рассматривается более широко. Оно включает в себя собственность граждан Республики Беларусь и собственность юридических лиц Республики Беларусь.

Право собственности граждан и право собственности юридических лиц — это, в сущности, единый и новый для правовой системы Республики Беларусь институт права. Причем, до 1998 г. земельное законодательство Республики Беларусь основывалось на понятии частной собственности на землю преимущественно как собственности, принадлежащей конкретному физическому лицу — гражданину. В ст. 4 Закона Республики Беларусь «О праве собственности на землю» от 16 июня 1993 г. [204] было указано, что субъектами права частной собственности на землю являются только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим. Граждане других государств, в том числе и бывших союзных республик, могли получить землю в Республике Беларусь только на праве пользования или аренды.

Иностранные юридические и физические лица, коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные государства, международные объединения и организации также длительное время не могли стать в Республике Беларусь собственниками земли, поскольку единственным правом, на котором осуществлялось использование юридическими лицами земель до начала реформ, было право постоянного (бессрочного) пользования. Развитие рыночной экономики требует, чтобы как можно большее число юридических лиц стали собственниками земли и могли получить реальные возможности распоряжения ею. Вместе с тем, право собственности юридических лиц на земельную недвижимость находится в стадии своего формирования. Возможность приватизации земельных участков юридических лиц коснулась в Республике Беларусь, в первую очередь, тех из них, которые приватизировали объекты недвижимости. Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.1998 г. N° 427 было утверждено Положение о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников) и формы государственных актов на право собственности на землю юридического лица (его собственника) и иностранного государства. Этот нормативно-правовой акт сделал возможным для юридических лиц, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, владение землей на праве собственности. В настоящее время порядок передачи земельных участков в собственность любых юридических лиц (за исключением нерезидентов Республики Беларусь), их собственников, в том числе и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в Республике Беларусь един. Он осуществляется на основе специального Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 22.02.2000 г. № 81.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 44 ГК Республики Беларусь). Правосубъектность юридического лица (в том числе в сфере отношений земельной собственности) возникает в момент его создания (п. 3 ст. 45 ГК Республики Беларусь). Юридическое лицо признается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 47 ГК Республики Беларусь). Поскольку ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц (п. 8 ст. 59 ГК Республики Беларусь), в момент завершения ликвидации юридического лица прекращается правосубъектность юридического лица.

В новом ГК Республики Беларусь юридическим лицам посвящена отдельная глава (ст. 44 — 123). При этом указывается на отличительные особенности различных видов юридических лиц, а также на то, что их правовой статус зависит от того, какие права по отношению к юридическому лицу имеют их учредители (участники), в каких организационно-правовых формах они создаются (ст. 44 и 46 ГК Республики Беларусь). Обладание юридическим лицом обособленным имуществом образует один из его существенных признаков. Причем, большинство организационно-правовых форм юридических лиц предполагают их создание, функционирование в хозяйственном обороте как самостоятельных собственников принадлежащего им имущества. Коммерческие и некоммерческие организации (за исключением юридических лиц, созданных на основе собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальной единицы, либо частной собственности юридическим или физическим лицом, а также учреждений, финансируемых собственником) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Не составляет исключения и возможность обладания юридическим лицом земельной недвижимостью.

Право собственности юридических лиц на земельную недвижимость, в отличие от права собственности на иную недвижимость, характеризуется особенностями приобретения и прекращения. Некоторые особенности имеют и право владения, пользования и распоряжения земельной недвижимостью.

Как известно, объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество, за исключением имущества, которое отнесено к числу объектов исключительной собственности государства. При этом круг такого имущества коммерческих организаций шире, чем некоммерческих. В число объектов права собственности юридического лица относятся объекты производственного, социально-культурного и иного назначения. Это — предприятия, земельные участки, здания, сооружения, жилищный фонд, объекты санаторно-курортного и иного назначения. Причем, действующее законодательство Республики Беларусь закрепляет два вида объектов права собственности юридического лица на земельную недвижимость. Во-первых, это — земельные участки, предназначенные обслуживать объекты государственной собственности, приватизированные юридическим лицом. Во-вторых, это — земельные участки, необходимые для осуществления инвестиционных проектов.

Анализ норм, регулирующих отношения собственности юридических лиц на земельную недвижимость, позволяет прийти к выводу о необходимости развития данного вещно-правового института и внесения изменений в законодательство. Так, в качестве одной из целей, для которых земельные участки могут приобретаться юридическими лицами в собственность, следует назвать ведение предпринимательской деятельности. В частности, такой целью может стать производственное предпринимательство. В юридической литературе подчеркивается, что предпринимательская деятельность является разновидностью деятельности хозяйственной, причем, хозяйственная деятельность в современных условиях большей частью принимает форму предпринимательской деятельности. Предпринимательская и хозяйственная деятельность — понятия, имеющие общие «перекрестки». Для характеристики предпринимательской деятельности традиционно выделяют следующие признаки: самостоятельность предпринимателя как участника гражданского оборота; получение прибыли как цель деятельности; предпринимательский риск; имущественная ответственность предпри-

нимателя; осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя.

Законодательство Республики Беларусь установило только два случая, при которых земельные участки могут передаваться в собственность юридических лиц (их собственников): во-первых, при приватизации объектов государственной собственности и, во-вторых, для осуществления инвестиционных проектов. Причем, передача земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников) в Республике Беларусь производится за плату. Такое решение вправе принимать Президент Республики Беларусь (п. 2 указанного Положения). Средства от продажи земельных участков из собственности Республики Беларусь юридическим лицам (их собственникам) направляются в республиканский бюджет и используются для охраны земель, повышения их качества и землеустройства. Нецелевое расходование средств, поступающих от продажи земельных участков, не допускается (ч. 2, 3 ст. 63 Кодекса о земле).

Следует иметь в виду, что в собственность юридических лиц (их собственников) не передаются земли сельскохозяйственного назначения, земельные участки, передача которых в собственность законодательством не предусмотрена, а также земельные участки, являющиеся объектом земельного спора.

Право собственности на земельный участок возникает у юридического лица (его собственника) с момента получения государственного акта на земельный участок. Государственный акт на земельный участок выдается только после представления юридическим лицом (его собственником) документа, подтверждающего внесение платы за земельный участок, передаваемый ему в собственность.

Порядок передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников) в значительной мере отличается от общих оснований приобретения другого недвижимого имущества. Он обладает признаками публично-правового.

Процедура передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников) весьма сложна. Так, только для ходатайства о передаче земельных участков в собственность юридическое лицо обязано собрать и представить значительное число документов. В их число входят: копия решения о предоставлении земельного участка в постоянное или временное пользование, а по земельному участку, переданному в аренду, — договор аренды; ко — пия устава юридического лица; свидетельство о праве собственности на приватизированный объект; документы, подтверждающие источники финансирования юридического лица (его собственника) на момент подачи ходатайства; план размещения зданий и сооружений на земельном участке; иные документы, необходимые для решения вопроса о передаче земельного участка в собственность. Ходатайство юридического лица предварительно рассматривается специальной комиссией районного (городского) исполнительного и распорядительного органа. Комиссия проводит обследование земельного участка, испрашиваемого в собственность, по результатам работы составляет акт и готовит материалы, необходимые для передачи земельного участка в собственность. При необходимости комиссия согласовывает материалы по передаче земельного участка в собственность юридического лица (его собственника) с соответствующим сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом или администрацией свободной экономической зоны.

Такой акт содержит сведения о соответствии границ земельного участка фактическим данным, содержащимся в государственном акте на земельный участок или в удостоверении на право временного пользования земельным участком, о целевом использовании земельного участка, соблюдении землепользователем требований земельного, природоохранного и иного законодательства, предложения о размере платы за данный земельный участок.

Цена земельного участка определяется исходя из качества земли, местоположения участка и должна быть не ниже нормативной цены на землю, установленной законодательством Республики Беларусь.

Районный (городской) исполнительный и распорядительный орган в месячный срок рассматривает представленные комиссией материалы и вместе со своим заключением направляет их, обзорную схему расположения земельного участка и документы, требуемые для приобретения земельного участка в собственность юридического лица, соответствующему облисполкому, Минский горисполком — Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. В случае, если землепользователь нарушил требования земельного, природоохранного и иного законодательства, ему возвращаются документы и он обязывается устранить все выявленные правонарушения. Только после этого юридическое лицо вправе обратиться с повторным ходатайством. Облисполком и Комзем при Совете Министров Республики Беларусь рассматривают материалы по передаче земельного участка в собственность юридического лица и представляют их Совету Министров Республики Беларусь, который в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Таким образом, порядок передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников) достаточно осложнен всей процедурой, занимает немало времени. Вместе с тем, столь усложненная процедура не совсем оправдана с точки зрения практики. В этой связи представляется целесообразным решение вопроса о выкупе большей части земельной недвижимости в собственность юридическим лицом передать в ведение областных исполнительных и распорядительных органов и Минского горисполкома. Кроме того, следует отказаться от процедуры рассмотрения материалов Комземом при Совете Министров Республики Беларусь и предоставить право окончательного решения вопроса о передаче земель в собственность юридических лиц Совету Министров Республики Беларусь по тем из земель, право на передачу которых не предоставлено облисполкомам и Минскому горисполкому.

В отличие от Республики Беларусь, собственностью юридического лица в Российской Федерации могут стать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Одновременно укажем, что, согласно положениям, содержащимся в п. 3 ст. 15 нового ЗК РФ, иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях по перечню, установленному Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, а также на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Читайте так же:  Встречный иск об определении порядка общения с ребенком

Законодательство Республики Беларусь, наряду с частной собственностью одного юридического лица, предусматривает и общую собственность на земельные участки.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь [ 111] при расположении на земельном участке здания или сооружения, находящегося в собственности нескольких юридических лиц или физических лиц, когда невозможно разделить этот земельный участок между собственниками по причине нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм и правил, земельный участок переходит в установленном порядке в общую (совместную, долевую) собственность либо в общее (совместное, долевое) владение или пользование собственников строения.

Пока большинству юридических лиц — собственников зданий и сооружений, иной недвижимости земельные участки принадлежат на праве пользования, а не на праве собственности. В результате юридическое лицо значительно ограничено в правах. Роль пользователя, а тем более арендатора земли устраивает далеко не каждого из них. Это особенно касается инвесторов, вложивших значительные финансовые и материальные ресурсы в обустройство земли, строительство на ней объектов производственного назначения, офисов и других зданий.

Как представляется, одновременно с оформлением права собственности на приватизированный объект недвижимости следует рассматривать и вопросы передачи земельного участка, занятого таким объектом и обслуживающего его, в собственность юридического лица. Законодатель во избежание злоупотреблений со стороны учредителей юридических лиц и их собственников может предусмотреть, скажем, минимальные размеры частных земельных владений, предназначенных для размещения и обслуживания приватизированных объектов. В договоре о приобретении объекта недвижимости следует предусмотреть и возможность одновременного получения (по желанию юридического лица) и земельного участка.

Все государственные акты на земельные участки собственников регистрируются в Республике Беларусь в государственной земельно-кадастровой книге исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения земельного участка.

В Республике Беларусь, кроме того, установлено, что юридическое лицо может приобрести в собственность земельный участок, закрепленный за ним как на праве постоянного или временного пользования, так и арендуемый земельный участок.

В Российской Федерации законодатель в новом Земельном кодексе использует термины «преимущественное право» и «исключительное право» при урегулировании вопросов приобретения земельных участков юридическими лицами, в том числе в собственность. Собственник здания, строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка. Такое право может быть осуществлено в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (п. 3 ст. 35 ЗК РФ). При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 ЗК. Согласно правилам, установленным данной статьей, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с ЗК РФ. Причем, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, сооружений.

Права юридического лица — собственника земельной недвижимости, по мнению автора настоящей монографии, зависят от вида такого лица, в первую очередь, от отнесения его к числу коммерческих и некоммерческих юридических лиц. В юридической литературе высказано и другое мнение. Так, проф. О.И. Крассов полагает, что «независимо от видов юридических лиц, созданных гражданами, все они вправе иметь в собственности земельные участки. Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей права собственности юридических лиц на земельные участки» [158, с. 137]. Вместе с тем, коммерческие организации используют земельную недвижимость, равно как и другое имущество, для извлечения прибыли. Некоммерческие организации в силу прямого указания закона такой цели не преследуют. Круг возможностей некоммерческих организаций по использованию земельной и другой недвижимости ограничен целями и задачами, которые стоят перед организацией данного вида. Поскольку имущественная обособленность, включая и земельную недвижимость, у коммерческих и некоммерческих юридических лиц различна, можно полагать, что они наделены разными правомочиями как по приобретению участка в собственность, так и по его использованию.

При ликвидации юридического лица Республики Беларусь право собственности на земельный участок прекращается. Он подлежит выкупу соответствующим исполнительным и распорядительным органом в течение трех месяцев с момента исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц по нормативным ценам на момент выкупа (ст. 56 Кодекса о земле).

Право частной собственности на земельный участок прекращается путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях добровольного отчуждения земли местному исполнительному и распорядительному органу, ликвидации в установленном законодательством порядке юридического лица Республики Беларусь, которому был передан земельный участок в собственность, принудительного изъятия земельного участка, а также в случаях, предусмотренных ст. 89 Кодекса о земле, то есть в случае реализации банком-залогополучателем земельного участка при неисполнении залогодателем обеспеченного залогом обязательства, и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда:

• для государственных или общественных нужд;

• при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь (с удержанием задолженности по налогам);

• в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу;

• в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с ч. 5 ст. 93 Кодекса о земле;

• при использовании земельного участка не по целевому назначению;

• при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях;

• при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

• при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

• при прекращении юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность;

• при конфискации земельного участка.

Решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица собственник земельного участка не принял мер по устранению в установленный срок допущенных нарушений.

Законодательными актами Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права собственности на земельный участок (ст. 53 Кодекса о земле).

Выкуп земельных участков, предоставляемых по решению сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных органов, производятся этими органами, а земельных участков, которые предоставляются по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, районных, областных исполнительных и распорядительных органов — районными исполнительными и распорядительными органами.

Выкуп земельных участков, а также возмещение убытков производятся за счет средств юридических и физических лиц, кото — рым предоставляются изымаемые земельные участки в сроки, установленные судом, но не свыше трех месяцев со дня изъятия этих участков.

Выкуп у граждан земельных участков производится соответствующим исполнительным и распорядительным органом за свой счет в течение трех месяцев с момента подачи гражданином в исполнительный и распорядительный орган заявления о передаче земельного участка в государственную собственность.

При выкупе земельного участка собственнику возмещаются расходы, связанные с улучшением качества земли, кроме случаев изъятия за использование земли не по целевому назначению, систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки.

Земельный участок, предоставленный в собственность иностранному государству для дипломатических представительств, кон — сульских учреждений, подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено международным договором (ст. 52 Кодекса о земле).

Как свидетельствует анализ регулирования отношений собственности юридических лиц на земельную недвижимость, за последнее десятилетие оно претерпело ряд изменений. Они связаны с изменениями режима собственности на земельную недвижимость вообще, обусловлены развитием хозяйственной деятельности юридических лиц и потребностями экономики. Право собственности юридического лица, в том числе и на земельные участки, наполняется новым содержанием.

1. Следует пересмотреть приоритеты государства в регулировании отношений земельной собственности юридического лица. Развитие предпринимательства требует адекватного правового регулирования. Наряду с сельскохозяйственным предпринимательством законодательство должно оперативно решать вопросы производственного предпринимательства.

Действующее земельное законодательство не называет такую цель использования земель юридическими лицами, как предпринимательство, что представляется не совсем верным и не позволяет говорить о юридических лицах как субъектах предпринимательства, в том числе малого, как о полноправных участниках отношений собственности на земельную недвижимость. Основной задачей в упорядочении земельных отношений в предпринимательской сфере является закрепление в законодательстве такой цели использования земель юридическими лицами, как предпринимательство. Кроме того, в законодательстве должно быть закреплено право собственности на землю для субъектов малого предпринимательства.

2. В целом основное внимание законодателя в урегулировании отношений собственности должно быть перенесено на создание единого правового режима земельной и иной недвижимости юридического лица. Следует отметить, что пока большинство собственников зданий и сооружений, иной недвижимости в городах и сельской местности не являются собственниками расположенных под такими объектами земельных участков. Не умаляя значения других вещных прав на земельную недвижимость, все же следует признать, что по своему содержанию, способам защиты право собственности является наиболее объемным и защищенным вещным правом на земельную недвижимость. В то же время постоянное (бессрочное) использование, а тем более аренда земли и другие формы временного пользования ею не могут предоставить их обладателям необходимых возможностей и средств защиты.

3. Для собственников приватизированных предприятий следует законодательно предусмотреть возможность выкупа земельного участка, занятого данным предприятием, в собственность или его аренды с правом последующего приобретения в собственность. Законодательное закрепление данных правомочий юридических лиц, как представляется, послужило бы делу развития предпринимательства в целом.

5. Следует законодательно закрепить за собственниками объектов недвижимости (юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь) первоочередное право приобретения в собственность земельных участков, на которых расположены ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

6. Как представляется, для успешного проведения земельных преобразований и установления единого режима земельной и иной недвижимости необходимо поэтапное закрепление права приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в аренде или закрепленные на праве постоянного пользования отдельным категориям физических и юридических лиц: открытым акционерным обществам, созданным в порядке преобразования государственных предприятий в процессе приватизации согласно предусмотренному законодательству о приватизации; гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в том числе в случае, когда земельный участок используется ими на договорных началах, а договор был заключен ими на основании кон — курса или аукциона.

Важной чертой современной регламентации отношений собственности, получающей все большее развитие, выступает дифференциация регулирования применительно к различным объектам и субъектам права. В результате такого процесса, а также различий в положении собственников возникает принципиально новое право собственности. По этой причине для режима собственности на земельную недвижимость следует сохранить особый порядок приобретения, использования собственниками данного недвижимого имущества, его отчуждения и изъятия, отличный от общего порядка, применимого к большинству других объектов недвижимости.