Безлимитная сотовая связь приказ

22.07.2018 Выкл. Автор admin

Услуги связи: налоговики требуют обоснований

Споры по вопросу правомерности признания для целей налогообложения расходов на оплату услуг связи не умолкают. Как показывает практика, в отдельных случаях требования налоговиков, касающиеся данных расходов, надо выполнять, в других — есть смысл поспорить.

Налоговый учет расходов на связь

Больше всего трудностей у организаций возникает с доказательством производственного характера расходов на мобильную связь. Если доказать не удастся — налоговики не только исключат эти затраты из состава расходов на оплату услуг связи, но и потребуют начислить на суммы оплаты работнику НДФЛ.
Возможность учета расходов на оплату услуг связи в составе прочих расходов, учитываемых для целей налогообложения для организаций, применяющих общий налоговый режим, предусмотрена пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, для применяющих УСН — пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Налоговые органы предъявляют следующие требования к порядку учета данных расходов:

  • расходы на оплату услуг сотовой связи должны быть
  • произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
  • расходы на сотовую связь (их размер) должны быть экономически обоснованы;
  • понесенные расходы должны быть документально подтверждены.

Организации следует иметь следующие документы:

  • утвержденный руководителем организации перечень должностей работников,
  • которыми в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;
  • договор с компанией-оператором сотовой связи на оказание услуг;
  • акты, подтверждающие факт оказания услуг;
  • детализированные отчеты (счета), выставленные операторами связи, содержащие детализацию общей суммы платежа, номера телефонов всех абонентов, даты и время переговоров, тарификацию услуги.

ПАМЯТКА. Детализированный отчет — это основной «камень преткновения», который существует между налоговыми органами и налогоплательщиками уже более 10 лет. В случае его непредставления проверяющие делают вывод об отсутствии документов, подтверждающих производственный характер телефонных переговоров.
По мнению специалистов налогового ведомства, перечень абонентов, с которыми велись переговоры по служебным мобильным телефонам, должен быть подкреплен данными об этих абонентах в деловой переписке, договорной документации организации-налогоплательщика и т.п.
Обратите внимание! Налоговое законодательство не содержит специального перечня документов, подтверждающих производственный характер расходов налогоплательщика на оплату услуг сотовой связи. Отсутствуют требования о расшифровке произведенных переговоров и об обязательности получения детализированных счетов и составления отчета по каждому звонку.
Если расчеты с оператором связи производятся на условиях 100-процентной предоплаты, то аванс, перечисляемый оператору, не признается расходом организации и учитывается в составе дебиторской задолженности на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Только получив от оператора счет, организация отражает свои расходы по оплате услуг связи.

Разъяснения Минфина России

Указанные выше требования налоговиков и перечень документов отражены в письме Минфина России от 27.07.2006 №03-03-04/3/15. Так, фирма может установить лимит расходов на использование сотовой связи, превышение которого подлежит возмещению работником за счет собственных средств.
Превышение установленного лимита будет учитываться в составе прочих расходов только после того, как сотрудник возместит работодателю указанные затраты. При этом уплачиваемое возмещение будет учитываться для целей налогообложения в доходах от реализации (письмо минфина от 23.05.2005 №03-03-01-04/1/275).
ПАМЯТКА. Необходимо утвердить приказ руководителя на лимит использования услуг мобильной связи каждым работником в месяц в соответствии с занимаемой им должностью (письмо минфина от 13.10.2006 №03-03-04/2/217). С одной стороны, это позволяет организации планировать свои расходы, однако с другой — может быть невыгодно с точки зрения налогообложения.
Использование в личных целях мобильной связи, оплаченной работодателем, экономически выгодно. Поэтому такой доход подлежит обложению подоходным налогом в порядке, предусмотренном ст. 211 НК РФ. В письме Минфина от 5.06.2008 №03-03-06/1/350 сказано, что критерием экономической обоснованности таких расходов является необходимость работника в соответствии с установленными должностной инструкцией обязанностями использовать «мобильник» в служебных целях. Финансисты отметили, что при установке сим-карт на мобильные телефоны сотрудников организация будет учитывать расходы на оплату счетов в аналогичном порядке.
А в письме Минфина от 7.12.2005 №03-03-04/ 1/418 даны разъяснения по вопросу ведения телефонных переговоров в производственных целях во время нахождения сотрудника на отдыхе или же в выходные и праздничные дни. В этом случае затраты на оплату услуг сотовой связи также могут быть признаны расходами для целей налогообложения.
Наши рекомендации. В должностной инструкции сотрудника, который пользуется сим-картой организации в выходные дни, надо указать, что у него ненормированный рабочий день.

А судьи что.

Каждая организация вправе выбрать наиболее удобный и приемлемый способ обоснования и документального подтверждения понесенных расходов на связь. Ни налоговое, ни бухгалтерское законодательства не требуют для учета расходов на сотовую связь наличия детализированного счета и тем более отчетов по каждому звонку.
Часто налогоплательщикам удается в суде обосновать и документально подтвердить понесенные расходы на телефонные переговоры и доказать свою правоту. Выводы налоговых органов в отношении не-обоснованного признания для целей налогообложения расходов на сотовую связь не находят поддержки у судей. Арбитры подчеркивают, что НК не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций и не предъявляет специальных требований к их оформлению.

Договор с оператором заключен сотрудником

В ситуации, когда договор с оператором сотовой связи заключен самим сотрудником, а организация возмещает работнику фактические затраты на оплату служебных разговоров (выплачивает компенсацию за использование личного телефонного аппарата в служебных целях), размер денежной компенсации должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей трудовой деятельности. У организации должны быть документы (или их заверенные копии), выписанные на физическое лицо: заключенный с сотовой компанией договор об оказании услуг и детализированный отчет оператора, отчет работника о звонках служебного характера.
ПАМЯТКА. Организация должна располагать документами (или их заверенными копиями), подтверждающими право собственности работника на используемое имущество.
В соответствии со ст. 188 ТК при использовании сотрудником личного имущества с согласия работодателя и в его интересах работнику выплачивается компенсация и возмещаются затраты, связанные с его использованием. Размер последних определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Денежная компенсация не облагается подоходным налогом и ЕСН в пределах установленных организацией размеров (пп. 2 п. 1 ст. 238, п. 3 ст. 217 НК РФ, письмо Минфина от 2.06.2006 № 03-05-01-04/43). Не нужно начислять и взносы на обязательное пенсионное страхование (письмо минфина от 11.03.2008 № 03-04-06-02/ 28).
Другой вариант. У налогового инспектора не возникает вопроса, когда организация подключила мобильный телефон, который ей не принадлежит, если она арендует этот телефон у работника (без сим-карты). Сумма арендной платы относится к прочим расходам, связанным с производством или реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Арендная плата за телефон будет доходом сотрудника. С него надо удержать и перечислить в бюджет НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ, ст. 226 НК РФ). ЕСН на сумму арендной платы начислять не нужно (п. 1 ст. 236 НК РФ).
Как доказать, что звонки сотрудника с личного телефона, в который вставлена сим-карта, приобретенная организацией, носят производственный характер? Необходим детализированный счет оператора. В договоре о предоставлении услуг следует предусмотреть, чтобы оператор сотовой связи ежемесячно готовил организации такой отчет. По мнению налоговиков, производственную необходимость звонков, указанных в детализированном счете, подтвердит, например, договор с контрагентом, письменное распоряжение руководства сделать звонки, отчет сотрудника о результатах переговоров.
Имейте в виду! Практика показывает, что налоговики могут сами позвонить по номерам, которые значатся в детализированном счете. Если номер принадлежит лицу, который никак не связан с проверяемой организацией, налоговики снимут расходы на переговоры по этому номеру.

Корпоративная сотовая связь

Операторы сотовой связи предусматривают различные тарифы для физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности. Например, у организаций и индивидуальных предпринимателей пользуются популярностью корпоративные тарифные планы, преимущества которых — низкая абонентская плата или полное ее отсутствие, широкий ассортимент допуслуг, всевозможные скидки, снижение цены за общение внутри тарифного плана и звонки на льготные номера и другие.
Применение таких тарифов существенно снижает расходы на сотовую связь и минимизирует документооборот, упрощает работу бухгалтера. Это позволяет подобрать максимально соответствующий потребностям каждого работника организации тарифный план.
ПАМЯТКА. К выбору тарифов следует подходить внимательно. От этого зависит не только сумма потраченных средств на услуги связи, но и возможные претензии, которые могут быть предъявлены налоговыми органами при проведении проверок.
Имейте в виду! Многие операторы связи предоставляют корпоративным клиентам бесплатные услуги. Их стоимость уже включена в тариф. Советуем не включать в текст договора упоминания о безвозме-здности таких предложений. В противном случае, в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ, их рыночная стоимость будет признана внереализационным доходом организации.
Наши рекомендации. Корпоративную мобильную связь сотрудники компаний рассматривают как часть соцпакета, так как большинство работодателей не устанавливает никаких специальных условий ее использования. За такую непредусмотрительность можно поплатиться. Только наличие подписи сотрудника в документе позволяет распространить на него связанные с оплатой звонков обязательства — в противном случае всю ответственность несет работодатель. Использование корпоративной сотовой связи можно регулировать, например, «Положением о порядке возмещения расходов и компенсациях за мобильную связь», которое содержится в «Корпоративных правилах» компании.

Безлимитный тариф

Он выгоден тем сотрудникам, которые говорят по телефону не менее 1200 «мобильных» минут в месяц. Предлагаемый многими сотовыми операторами безлимитный тариф, казалось бы, устраняет проблемы, связанные с налоговым учетом затрат на мобильные переговоры. Однако чиновники считают, что расходы на сотовую связь могут уменьшать налогооблагаемую базу только в пределах, определенных приказом руководителя организации. Налоговики хотят видеть документ, в котором будет установлено, на какую сумму вправе «наговорить» сотрудник организации.
НК РФ не содержит таких условий, и организация может признать всю плату по безлимитному тарифу, без ограничений. Но лучше составить приказ. Приведенные в нем лимиты расходов на разговоры для каждого сотрудника должны быть выше фактических затрат на сотовую связь для данного работника. Например, если безлимитная связь для директора обходится в 5000 рублей в месяц, то в приказе нужно указать лимит в 6000 рублей.
Чтобы лимит не вызвал сомнений у налоговиков, он должен быть равен средним расходам на сотовую связь за прошлые месяцы при повременной оплате разговоров. Эта величина должна быть выше абонентской платы по безлимитному тарифу.

Читайте так же:  Договор поставки сторо

Делаем выводы

В организациях, где сотовая связь необходима многим работникам и потому затраты на ее оплату существенны, надо стремиться к тому, чтобы последние были учтены в расходах. Возможности для этого есть. Главное — запастись необходимыми подтверждающими документами, установить адекватные лимиты и, обрабатывая расшифровку оператора связи, исключить из расходов оплату наиболее «подозрительных» (с точки зрения налоговиков) звонков.

обсудить статью
Эльмира Багаутдинова
эксперт-налоговый консультант УЦ «Раздолье»,
член Палаты налоговых консультантов России

Особенности учета расходов на мобильную связь

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 4

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ НА МОБИЛЬНУЮ СВЯЗЬ

В настоящее время трудно представить ведение деятельности любого вида без приобретения услуг мобильной связи. При этом контролирующие органы тщательно проверяют экономическую обоснованность и документальную подтвержденность расходов на оплату услуг связи. Поэтому следует выбрать наиболее эффективный для организации вариант учета расходов на мобильную связь, так как от этого будет зависеть и налогообложение таких расходов.

Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на оплату услуг мобильной связи зависит от того, кому принадлежит право собственности на мобильный телефон и сим-карта к нему. При этом возможны три варианта:
1. Телефонный аппарат и сим-карта принадлежат организации.
2. Телефонный аппарат и сим-карта принадлежат работнику.
3. Телефонный аппарат принадлежит работнику, а сим-карту — организации.

Наиболее распространенным является вариант, когда работник использует телефонный аппарат и сим-карту, принадлежащие организации. В этом случае могут быть установлены два варианта оплаты услуг мобильной связи сотрудникам: возмещение расходов на мобильную связь исходя из фактически затраченных сумм или компенсация расходов в пределах заранее установленного лимита.

Отметим, что необходимыми документами для подтверждения служебного характера звонков с принадлежащих организации мобильных телефонов являются:
1) приказ руководителя с указанием должностей работников, подключаемых к сетям операторов связи по условиям производственной необходимости;
2) договор с оператором связи;
3) детализированные счета оператора связи.

На наличие детализированных счетов от операторов связи указывается в Письмах Минфина России от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350, от 19.01.2009 N 03-03-07/2, так как эти счета позволяют проверяющим органам отслеживать служебные характеры звонков. В то же время следует учитывать тот факт, что НК РФ не содержит специального перечня документов, подтверждающих производственный характер расходов на оплату мобильной связи, поэтому отсутствие детализации счета не является основанием для отказа в признании расходов. На это обратил внимание ФАС МО в Постановлении от 06.08.2009 N КА-А40/7416-09. Кроме того, содержание переговоров составляет охраняемую законом тайну связи в соответствии со ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (Определение КС РФ от 02.10.2003 N 345-О).

Если же в организации действует практика возмещения работникам расходов на оплату услуг мобильной связи в пределах установленных лимитов, то они должны быть закреплены приказом руководителя. В случае превышения установленного приказом лимита работник должен компенсировать организации излишние расходы.
Нередкими являются ситуации, когда работник использует с согласия или ведома работодателя и в его интересах свой мобильный телефон (личное имущество), в этом случае ему должна выплачиваться компенсация за использование, износ (амортизацию), а также должны возмещаться расходы, связанные с использованием такого имущества, размер которых определяется соглашением сторон трудового договора (ст. 188 ТК РФ).

Однако следует помнить, что использование личного имущества работника в служебных целях должно быть определено его должностными обязанностями, характером его работы или подтверждено служебными заданиями, а также организации должны быть представлены подтверждающие право собственности на используемое имущество документы. Аналогичная позиция изложена в Письмах Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 550-19, от 26.05.2010 N 1343-19, от 06.08.2010 N 2538-19 и в Письмах Минфина России от 17.06.2009 N 03-04-06-01/138, от 31.12.2010 N 03-04-06/6-327.

В данной ситуации наиболее эффективным способом представляется установление единой ежемесячной суммы компенсации за использование личного мобильного телефона работника в служебных целях. Расчет компенсации может быть произведен исходя из предположительной суммы износа телефона, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», и среднемесячной суммы расходов работника на служебные телефонные переговоры.

Встречаются ситуации, когда организации заключают договоры на оплату услуг мобильной связи с оператором связи, при этом на балансе организации отсутствуют мобильные телефоны. В этом случае работникам выдаются только сим-карты, которые они используют в принадлежащих им мобильных телефонах. Здесь возможны такие варианты оплаты услуг: в пределах установленного лимита либо путем заключения договора аренды личного имущества работника для последующего его использования в служебных целях.

Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, признаются плательщиками страховых взносов на основании ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ . При этом следует отметить, что положения Федерального закона N 212-ФЗ не связывают возникновение объекта обложения страховыми взносами выплат в пользу работников с учетом этих выплат в целях налогообложения прибыли.
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Напомним, что согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, то есть к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (ст. 5 ТК РФ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются.

Отметим, что ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.

Следовательно, если оплата работнику услуг мобильной связи связана с выполнением им своих трудовых обязанностей, на такие суммы не нужно начислять страховые взносы во внебюджетные фонды, а также взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ ).
———————————
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация, поскольку имущество требует определенных расходов для поддержания его в рабочем состоянии и постепенно изнашивается, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется на основании письменного соглашения между работником и работодателем.

Однако следует помнить, что использование личного имущества работника в служебных целях должно быть обусловлено его должностными обязанностями, характером его работы. На это указывает Минздравсоцразвития в Письмах от 06.08.2010 N 2538-19 (п. 3), от 12.03.2010 N 550-19, от 26.05.2010 N 1343-19. Кроме того, организация должна располагать документами, подтверждающими право собственности работника на такое имущество (Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19 (п. 3)).

Соответственно, на основании пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ сумма компенсации, выплачиваемая работнику организации за использование личного имущества (мобильного телефона), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким работником (Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19 (п. 3)).

Соответственно, на основании пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, абз. 10 п. 2 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды и взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний суммы компенсации, выплачиваемые работнику организации за использование его личного имущества (мобильного телефона), если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким работником (Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19 (п. 3)).

При отсутствии письменного соглашения сторон трудового договора, а также документального подтверждения расходов на оплату услуг мобильной связи, связанных с трудовой деятельностью работников, пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не применяется.

Читайте так же:  Алименты на содержание матери ребенка если не в браке

Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Однако обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации (п. 1 ст. 226 НК РФ), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. Такие организации признаются налоговыми агентами.

В соответствии со ст. ст. 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах. При использовании сотрудником мобильной связи, оплаченной организацией, для служебных переговоров дохода, предусмотренного указанной статьей, у работника не возникает, поскольку услуги по предоставлению мобильной связи в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщика — физического лица.

То есть при определении стоимости служебных переговоров организации могут использовать экономически обоснованный размер (лимит), освобождаемый от обложения НДФЛ (Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-05-01-04/43). Кроме того, если указанные расходы документально подтверждены, они НДФЛ не облагаются (п. 3 ст. 217 НК РФ).

При этом согласно официальной позиции финансового ведомства в организации должен быть осуществлен анализ проведенных переговоров в части использования установленного лимита разговоров в служебных целях в связи с необходимостью учитывать тот факт, что в случае использования мобильной связи в интересах работника у него может возникать доход в натуральной форме в виде оплаты организацией услуг мобильной связи, подлежащий обложению НДФЛ в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ (Письмо Минфина России от 13.10.2010 N 03-03-06/2/178). В то же время из детализированных счетов должно быть однозначно видно, что разговоры совершались в интересах организации. Аналогичное мнение содержится в Постановлении ФАС ДВО от 28.10.2009 N Ф03-5415/2009, в котором указано, что выплаты работникам, превышающие лимиты компенсаций за использование их телефонов в служебных целях, установленных приказами, либо произведенные при отсутствии таковых, подлежат обложению НДФЛ в порядке ст. 211 НК РФ.

В то же время в Постановлении ФАС МО от 15.11.2005, 08.11.2005 N КА-А40/11189-05 отмечено, что если в счетах на оплату услуг мобильной связи указана организация, которая оплачивает их путем перечисления средств с расчетного счета, то при таких обстоятельствах пользователем и плательщиком услуг мобильной связи является организация и отсутствие документального подтверждения производственного характера расходов организации (отсутствие приказов, детализированных счетов и др.) не является основанием для признания этих расходов доходами ее работников и доначисления НДФЛ. Схожее мнение содержится в Постановлениях ФАС СЗО от 23.06.2008 N А42-5160/2007, ФАС ВСО от 23.09.2009 N А33-12556/08, ФАС МО от 06.08.2009 N КА-А40/7416-09.

Расходование средств на оплату услуг сотовой связи осуществляется на основании договоров, заключенных в соответствии с требованиями ГК РФ, и распорядительных документов организации.

Для отнесения затрат на услуги сотовой связи в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, налогоплательщику необходимо соблюсти ряд ограничений, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Напомним, что согласно нормам НК РФ под обоснованными расходами понимаются затраты, оценка которых выражена в денежной форме; под документально подтвержденными расходами — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). То есть расходами признаются любые затраты, в том числе на оплату услуг сотовой связи, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Следовательно, размер денежной компенсации работникам расходов по оплате услуг сотовой связи должен соответствовать экономически обоснованным затратам, непосредственно связанным с производственной деятельностью организации.

В то же время в силу ст. 313 НК РФ на основе налогового учета, который ведется на основе данных первичных документов, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода. Понятие «первичные учетные документы» согласно норме п. 1 ст. 11 НК РФ следует определять в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Данные первичных документов должны достоверно отражать обстоятельства, с которыми законодательство связывает налоговые последствия. Однако следует отметить, что налоговое законодательство не содержит специального перечня документов, непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных им затрат. Это подтверждает судебная практика, например Постановления ФАС СЗО от 05.06.2007 N А26-5611/2006-216, ФАС ПО от 23.05.2008 N А55-10554/07, ФАС МО от 06.08.2009 N КА-А40/7416-09, ФАС ЦО от 14.10.2009 N А35-4026/08-С21, ФАС МО от 29.01.2010 N КА-А40/14759-09-2.

Официальная позиция финансового ведомства заключается в том, что расходы на услуги сотовой связи по безлимитным тарифам работников учитываются при налогообложении прибыли в пределах лимита, установленного для работника исходя из его должностных обязанностей внутренним локальным актом организации (Письмо Минфина России от 13.10.2006 N 03-03-04/2/217). В то же время в Постановлении ФАС СКО от 27.10.2009 N А32-246/2008-12/27 суд признал затраты общества на предоставление своему работнику безлимитной мобильной связи обоснованными в связи с тем, что она ему необходима для выполнения служебных обязанностей.

Подпункт 25 п. 1 ст. 264 НК РФ разрешает признавать в качестве прочих расходов затраты на телефонные услуги и не ставит каких-либо условий для признания таких расходов. Кроме того, согласно нормам налогового законодательства налогоплательщик не обязан подтверждать производственный характер каждого телефонного звонка для признания расходов.

В Письме Минфина России от 07.12.2005 N 03-03-04/1/418 разъясняется, что в случае ведения телефонных переговоров по мобильному телефону в производственных целях во время нахождения сотрудника на отдыхе, в том числе в официально установленные выходные и праздничные дни и в период отпуска, затраты на оплату услуг мобильной связи могут признаваться расходами для целей налогообложения, но при этом они должны быть документально подтверждены.

Однако имеются решения судов, в которых указано, что использование налогоплательщиком мобильной связи вне рабочего времени не свидетельствует об отсутствии производственной направленности таких расходов (Постановления ФАС МО от 31.05.2006 N КА-А41/4511-06 по делу N А41-К2-9445/05, ФАС СЗО от 20.07.2007 N А05-692/2007, ФАС МО от 19.01.2009 N КА-А40/12732-08).

Как было указано ранее, НК РФ и законодательство о бухгалтерском учете не содержат перечня документов, которыми можно подтвердить расходы на услуги сотовой связи и непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных им затрат, поэтому официальной позиции, как и при обложении НДФЛ предоставленных услуг связи, нет.

Так, согласно мнению, которое в основном высказывает финансовое ведомство, для подтверждения расходов на услуги связи налогоплательщик должен представить детализированный счет оператора связи (Письма УФНС по г. Москве от 25.06.2010 N 16-15/066760@, Минфина России от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350, от 19.01.2009 N 03-03-07/2). Арбитражная практика по поводу необходимости детализации звонков противоречива. Есть примеры судебных решений, подтверждающие это мнение, например Постановления ФАС УО от 26.12.2005 N Ф09-2102/05-С2, ФАС ВВО от 10.06.2008 N А29-2210/2007.

Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой налогоплательщик не обязан доказывать эффективность произведенных расходов путем представления детализированных счетов операторов связи. Данная точка зрения поддерживается только судебными решениями, например Постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 N 09АП-19146/2010 по делу N А40-139433/09-118-1206, ФАС МО от 29.01.2010 N КА-А40/14759-09-2, ФАС МО от 24.12.2009 N КА-А40/12845-09-П, ФАС ЦО от 06.03.2009 N А35-4080/07-С8, ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9153/08-С3, ФАС СЗО от 27.06.2007 N А42-5778/2006.

Кроме того, в Постановлении ФАС МО от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, в частности, сказано, что содержание переговоров составляет охраняемую законом тайну связи в соответствии со ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» и Определением Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 345-О.

Тем не менее необходимо учитывать, что на практике встречаются случаи использования работниками служебной связи в личных целях, поэтому для признания расходов на оплату услуг сотовой связи счетов на оплату и счетов-фактур будет недостаточно. В такой ситуации экономическим обоснованием является детализация звонков, полученная от оператора связи (Постановления ФАС СКО от 23.04.2007 N Ф08-2044/2007-840А, ФАС ДВО от 18.04.2007 N Ф03-А59/07-2/380).

Поэтому можно предположить, что налогоплательщик, не имея детализированного счета, может учесть расходы на мобильную связь при налогообложении прибыли в пределах установленного лимита при условии, что такие расходы будут обоснованы и документально подтверждены (утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи, договор с оператором на оказание услуг связи, счета (счета-фактуры) оператора связи). Однако в данном случае существует вероятность того, что правомерность своих действий налогоплательщику нужно будет доказывать в суде.

Читайте так же:  Договор продажи топлива образец

Очень часто организации заключают договоры на оплату услуг сотовой связи с оператором связи, при этом на балансе организации отсутствуют мобильные телефоны.

В комментируемом Постановлении ФАС ПО от 16.04.2012 N А55-14888/2011 рассмотрен спор между ПФР и организацией о включении в базу для начисления страховых взносов расходов на услуги сотовой связи, используемой работниками организации.

Отметим, что в рассматриваемом случае работникам выдаются только сим-карты, которые они используют в принадлежащих им мобильных телефонах. Кроме того, трудовые договоры не содержат условий о компенсации за использование личных телефонных аппаратов, при этом такая компенсация не начислялась и не выплачивалась.

В связи с этим суд установил, что понесенные страхователем расходы за проверенный период носят производственный характер, уплачены оператору сотовой связи за услуги связи на основании выставленных счетов оператора, а не работникам предприятия за использование личного имущества — телефонных аппаратов и по своей природе не являются компенсационными выплатами работникам предприятия за использование личного имущества.

Кроме того, как указано в комментируемом Постановлении, приказом руководителя установлен лимит на пользование сотовой связью с указанием списка сотрудников, которым в силу исполняемых ими должностных обязанностей необходимо пользоваться сотовой связью для оперативного обмена информацией в связи с разъездным характером работы.

В обоснование сделанного арбитрами вывода напомним, что организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, признаются плательщиками страховых взносов на основании ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ .
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. То есть к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (ст. 5 ТК РФ).

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ). Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются. Отметим, что ст. 9 указанного Закона содержит исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Пунктом 2 ч. 1 данной статьи предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При этом ст. 164 ТК РФ определено, что компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.

Следовательно, если оплата работнику услуг мобильной связи связана с выполнением им своих трудовых обязанностей, на такие суммы не нужно начислять страховые взносы (в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ), а также взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ ).
———————————
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Безлимитная связь в подарок к Домашнему Интернету и ТВ

Скидка 100% на ежемесячную плату на тарифах мобильной связи при подключении Домашнего Интернета и ТВ, с оплатой по общему счёту, на мобильный номер телефона!

Подключите услуги фиксированной и мобильной связи на единый лицевой счёт и получите скидку 100% на ежемесячную плату по тарифу мобильной связи! В предложение за 950 рублей бесплатно включён безлимитный по объёму трафика доступ в интернет, на условиях опции «Много интернета»!

Предложения, доступные для подключения по акции

2 ГБ интернета, 350 минут, 350 SMS

БЕЗЛИМИТНЫЙ интернет * , 500 минут, 500 SMS

2 ГБ интернета, 350 минут, 350 SMS

БЕЗЛИМИТНЫЙ * интернет, 500 минут, 500 SMS

* Безлимитный интернет на условиях опции «Много интернета», опция подключается автоматически, стоимость опции в рамках акции — 0 руб. При отключении опции действует пакет трафика — 20 ГБ.

** Аренда ТВ-приставки составляет 55 руб./мес. и включена в стоимость. Количество каналов и состав пакетов могут меняться.

Как стать участником акции

Чтобы стать участником акции, оставьте заявку на подключение одним из способов:

  • В салонах-магазинах МТС в Москве и Московской области
  • На сайте dom.mts.ru
  • Через приложение «Мой МТС»
  • В Контактном центре по номеру 8 800 250 0050

Преимущества подключения услуг на единый лицевой счёт

  • Экономьте на связи — скидка 100% на ежемесячную плату в рамках акции!
  • Не меняйте привычный номер телефона — вы можете сохранить свой!
  • Оплачивайте услуги проще и удобнее — необходимо будет пополнять всего один счёт с единой датой списания платы за все услуги!
  • В качестве счёта для оплаты можно использовать номер мобильного телефона!
  • Пользуетесь сейчас, а платите потом — единый счёт за услуги связи выставляется в месяце, который следует за месяцем пользования услугами!

Полную информацию об участии в акции смотрите в разделе «Подробные условия».

Подробные условия

Для Москвы и Московской области условия акции «Безлимитная связь в подарок к Домашнему Интернету и ТВ» отличаются от условий аналогичной акции, проводимой в ряде регионов и включающей в себя предложения «Весь МТС» и «Весь МТС Супер ТВ». Для Москвы и Московской области актуальные условия акции перечислены ниже:

  1. Услуги связи оказывает ПАО «МГТС».
  2. Организатор акции — ПАО «МТС». Предложение действует для новых и существующих клиентов мобильной и фиксированной связи МГТС при наличии технической возможности подключения услуг фиксированной связи по технологии GPON в Москве и Московской области.
  3. При подключении на единый лицевой счёт услуги «Домашний интернет на скорости до 300 Мбит/с» с тарифом мобильной связи «ВО — Smart mini» или услуг «Домашний интернет на скорости до 300 Мбит/с» и «Цифровое ТВ по тарифу Базовый» с тарифом мобильной связи «ВО — Smart NonStop» — предоставляется скидка 100% на ежемесячную плату на тарифах мобильной связи с оплатой всех услуг по единому счёту. В предложение с тарифом мобильной связи «Smart NonStop» бесплатно включён безлимитный по объёму трафика доступ в интернет, на условиях опции «Много интернета».
  4. Доступные Абонентам предложения:
    • за 650 рублей — «Домашний интернет на скорости до 300 Мбит/с» и мобильная связь со скидкой 100% на ежемесячную плату по тарифу «ВО — Smart mini»;
    • за 950 рублей — «Домашний интернет на скорости до 300 Мбит/с», «Цифровое ТВ по тарифу Базовый» и мобильная связь со скидкой 100% на ежемесячную плату по тарифу «ВО — Smart NonStop». В предложение бесплатно включён безлимитный по объёму трафика доступ в интернет, на условиях опции «Много интернета».
  5. При переходе на тарифные планы, предусмотренные условиями акции формируется заявка. При подключении услуг мобильной и фиксированной связи оформляется договор с ПАО «МГТС» на подключение.
  6. Если Абонент желает принять участие в акции и при этом сохранить свой номер телефона, ему необходимо воспользоваться услугой переноса номера к оператору МГТС.
  7. В случае отказа Абонента от одной из услуг, входящих в выбранное предложение или смены тарифного плана одной из услуг на тариф, не предусмотренный выбранным предложением, обслуживание Абонента будет продолжено по тарифным планам, действующим на текущий момент, но согласно их базовой стоимости. Скидка на мобильную связь не сохраняется. С базовой стоимостью действующих тарифных планов можно ознакомиться на сайте МГТС.
  8. Условия акции реализуются посредством подключения абонента на акционные версии тарифных планов мобильной связи «ВО — Smart mini» или «ВО — Smart NonStop», но с технологическими наименованиями «ВО — Smart mini за ноль» или «ВО — Smart NonStop за ноль».
  9. C 30 августа 2018 по 12 ноября 2018 года акция называлась «Мобильная связь за наш счёт», с 13 ноября 2018 года название акции изменено на «Безлимитная связь в подарок к Домашнему Интернету и ТВ». Изменения действуют для текущих и новых участников акции. Условия предоставления услуг связи и прочие условия акции прежние.