Банкротство римское право

17.07.2018 Выкл. Автор admin

2.1. Становление конкурсного права за рубежом

Зарождение правового регулирования банкротства произошло в римском праве. Изначально предусматривались не столько имущественные, сколько личные последствия неспособности лица расплатиться по своим долгам, которые выражались в праве кредиторов убить должника.

С XIII века в Италии начинается новый виток развития конкурсного права, вызванный расширением торговли и кредита. Здесь вопросы банкротства регулируют конкурсные статуты (сборники судебных решений, имевших силу закона), применявшиеся только к торговцам и банкирам. Определено понятие конкурса как стечения нескольких кредиторов против одного должника. Здесь же появилось и понятие «банкротство» — от bancarotta (bancus — «лавка, торговое заведение» и rotto — «ломать, закрывать заведение») — «закрытая лавка», «перевернутый стол менялы» (который означал крах торговца, поскольку банкроты, как правило, сбегали от кредиторов). Признание банкротом и контроль применяемых после этого к банкроту мер осуществлял суд, но при значительном участии кредиторов2.

С XVI века наибольшее развитие конкурсное право получило во Франции, Германии, Англии, где были приняты специальные законодательные акты о несостоятельности. Изначально имея уголовную направленность, устанавливая наказание для банкрота вплоть до смертной казни, постепенно они стали преимущественно

регламентировать имущественные последствия несостоятельности,

распространялись на лиц, занимавшихся торговлей и промыслами , а с XIX в. — не только на физических лиц, но и на торговые учреж

Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства) / М.В. Телюкина. — М.: Дело, 2002. — С. 16.

2 Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. — М., 1912. — Т. 4. — С. 89.

3 Малышев К. Исторический очерк конкурсного процесса. — СПб., 1871. — С. 92, 120, 210.

дения, банки. В Англии был создан банкротский суд. В XIX в. был принят первый общий устав США о банкротстве.

В современном мире системы регулирования конкурсных отношений условно делятся на три вида:

A) «Прокредиторская» система (Великобритания, Германия)

устанавливает повышенную защиту интересов кредиторов .

Б) «Продолжниковская» система (США, Франция) основной целью ставит восстановление платежеспособности и защиту интересов должника, нередко в ущерб кредиторам.

B) Нейтральная система не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой . В настоящее время законодательство развитых стран о банкротстве имеет тенденцию сближения3, стремясь приблизиться к этой идеальной системе.

Банкротство: История возникновения и развития института банкротства за рубежом

Зарождение института банкротства было обусловлено развитием хозяйственных, кредитных отношений и отношений собственности еще во времена Древнего Рима. Тогда невозврат долгов был связан с опасностью лишиться свободы и даже жизни, не говоря уже о захвате имущества должника, что вполне характерно для рабовладельческих производственных отношений. В древнейшем памятнике правовой культуры — Римских Законах XII таблиц — было закреплено право кредитора на возмещение убытков от неисполнения обязательств. Согласно этому закону неудовлетворенные кредиторы имели право разрубить на части несостоятельного должника.

Для древних обществ и соответствующих им правовых систем характерно то, что несостоятельный должник (физическое лицо) отвечал перед кредиторами не своим имуществом, а в первую очередь личными неимущественными правами (свободой и здоровьем). Древнему конкурсному праву присуще превентивное (предупреждающее) воздействие на торговый оборот путем установления жестких норм уголовного права.

В эпоху Средневековья положения римского права частично были переняты итальянским правом. В IX-X вв. торговые отношения в итальянских городах были достаточно развиты, что побуждало к созданию правовых механизмов, направленных на удовлетворение требований кредиторов в случае неплатежеспособности должника. Правовые нормы средневековых итальянских городов излагались в статутах, представлявших собой сборники судебных решений (наиболее разработанным называют статут г. Генуи 1488 г.).

Слово «банкрот» (от итал, banco — скамья, rotta — сломанная) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных.

Итальянское конкурсное право было направлено на регулирование торговой несостоятельности, поскольку именно купцы чаще всего оказывались неплатежеспособными. Инициатива в возбуждении конкурсного процесса могла исходить от кредиторов, должника и суда. Возможность инициативы должника рассматривалась как льгота, так как вела к смягчению личных последствий, в частности, к освобождению от ареста либо к аресту в собственном доме.

Однако политические условия не позволили статутам отдельных итальянских городов возвыситься до общего итальянского торгового права.

Под влиянием итальянских купцов, торговавших во Франции, Германии и недовольных отсутствием в этих странах правовых норм, регулирующих несостоятельность должников, развивается институт банкротства в Европе.

Законы Франции тех лет (например, Указ Франциска I (1536), Указ Карла IX (1560)) предусматривали применение к банкротам телесных наказаний и привязывание их к позорному столбу. В Германии эдикты Карла V от 1531 и 1540 гг. приравнивали несостоятельных должников к ворам и предписывали подвергать их немедленной казни.

Большое значение для истории французского конкурсного права имеет Ордонанс 1673 г. (Ордонанс Кольбера), содержащий XI раздел, посвященный несостоятельности. Ордонанс закреплял как торговую, так и неторговую несостоятельность; устанавливал, что моментом открытия несостоятельности является день бегства должника; признавал недействительными все сделки должника, совершенные во вред кредиторам; определял, что голосование на собрании кредиторов осуществляется количеством не кредиторов, а требований.

Важным этапом в развитии французского конкурсного права стало Торговое положение, принятое 12 сентября 1807 г. и вступившее в силу с 1 января 1808 г. Уложение усилило уголовную направленность норм. Так, Наполеон I настаивал на введении ответственности жены по долгам мужа. Уложение закрепило три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную. Любой должник в случае неоплаты долгов подлежал аресту. Следствием чрезмерной суровости норм Уложения стало то, что многие должники либо скрывались, либо договаривались с кредиторами о ведении дел вне судебных органов.

Закон 1833 г. значительно смягчил меры, применяемые к должникам. Этот Закон, как и Уложение 1808 г., касался только торговой несостоятельности. Устанавливалось, что только купцы могут быть несостоятельными. Лица, не ведущие торговлю, могут впадать в неоплатность, которая влечет иные последствия и рассматривается общими судами.

Французское конкурсное производство оказало сильное влияние на конкурсные законы Италии после ее объединения.

Для германского конкурсного права XVIII в. характерна выработка отдельными государствами собственных конкурсных законов. Так, в Пруссии в 1722 г. появился общий ипотечный и конкурсный устав, который затем неоднократно перерабатывался. Последний конкурсный устав принят в 1855 г.

В Австрии в 1781 г. появился конкурсный устав, который в 1796 г. вошел в виде раздела в общий судебный устав.

В Баварии еще в 1616г. был принят собственный конкурсный устав, действовавший до принятия в 1753 г. нового. Судебное Уложение 1753 г., включившее конкурсные нормы, примечательно тем, что дало начало характерному для германского права разделению конкурсного права и конкурсного процесса, В Саксонии конкурсные законы появились в 1724 и 1766 гг.

Указанные законодательные акты по-разному регулировали многие вопросы конкурсного права, и ко времени объединения Германии на территории, занимаемой ею в настоящее время, действовали самые разнообразные источники конкурсного права, В связи с этим в 1870 г. канцлеру было предложено разработать проект конкурсного устава. Исполнение этой обязанности было возложено на прусское министерство юстиции. Процесс принятия проекта длился почти шесть лет, и в 1876 г. конкурсный устав был принят.

Общегерманский конкурсный устав действовал более 100 лет. Этот устав значительно усилил роль кредиторов в конкурсном процессе; установил правило о внеконкурсном удовлетворении определенных требований; дифференцировал конкурсных кредиторов и кредиторов конкурсной массы.

В Великобритании институт банкротства развивался независимо от континентальной Европы, Примечательно то, что законы часто менялись, устанавливая нередко противоположные нормы. Направленность первого конкурсного закона, принятого Генрихом VIII в 1543 г., была уголовной. В нем определялись порядок ареста имущества должника и раздела его между кредиторами. Принятый в 1572 г, при Елизавете Закон исключил его применение к субъектам, не ведущим предпринимательскую деятельность. С этого времени в Англии допускалась только торговая несостоятельность.

Законодательство, охраняя личность должника от покушений на его свободу, не изменило своего взгляда на кредит. Объектом взыскания становились любые будущие имущественные поступления должника.

Первый Банкротский устав появился в Англии в 1825 г. при Георге IV. Этот акт расширил число субъектов, имеющих право заявлять о банкротстве, отнеся к ним должника; допустил заключение мирового соглашения большинством 9/уо кредиторов по сумме требований.

Конкурсный устав 1849 г. предоставил право должнику заявить о своем банкротстве только одновременно с обещанием немедленной уплаты 25% долга. Значительно усиливался контроль суда над конкурсными процедурами.

В 1861 г. появился закон, который изменил некоторые положения Устава 1849 г., не исключая действие последнего полностью. Этот закон наделил суд правом возбуждать конкурсный процесс, а также установил одинаковые правила для торговой и неторговой несостоятельности.

В 1883 г. вступил в силу Конкурсный устав, устранивший некоторые недостатки предыдущих актов, но не лишенный недостатков собственных. Основными идеями этого устава были: предоставление льгот несчастному должнику; предоставление права управления имуществом должника не кредиторам, а административным органам. Устав 1883 г. снял все ограничения для должника, желающего объявить о своем банкротстве, и запретил возбуждать конкурс суду.

Несмотря на бессистемность в развитии конкурсного права Великобритании, оно оказало огромное влияние на правовые системы таких стран, как США, Канада и Австралия.

Таким образом, в ходе исторического развития регулирование отношений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов первоначально был выработан специальный институт торгового права — конкурсное производство. Конечная цель данного правового института соразмерное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова приступить к коммерческой деятельности. Дальнейшее развитие института несостоятельности связано с распространением процедур банкротства на другие сферы бизнеса, за пределы торговли.

Со временем, наряду с физическими лицами, участниками торгового оборота все активнее становились юридические лица, которым в настоящее время принадлежит основная роль в коммерческом обороте. Деятельность многих организаций (градообразующих, финансовых, стратегических, субъектов естественных монополий, транснациональных и т. п.) влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов, государства и мировой экономики в целом.

В этих условиях целью законодательства о банкротстве становится не только защита интересов кредиторов, но и решение макроэкономических задач, обеспечивающих жизнедеятельность человеческого общества. Таким образом, помимо процедуры конкурсного производства, значительное место в современной судебной практике занимают восстановительные процедуры, включая финансовое оздоровление и внешнее управление имуществом должника.

В настоящее время основная задача института банкротства в развитых рыночных странах связана с сохранением предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

История института банкротства

Слово «банкротство» происходит от латинских слов «скамья» (лат. bancus) и «сломанный» (лат. ruptus) . «Банком» первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой менялы и ростовщики проводили свои сделки и оформляли документы. После того, как владелец «банка» разорялся, он ломал свою скамью.

Всемирная история института банкротства

Необходимость нормативного регулирования ситуации, при которой должник оказывался не в состоянии выполнить имеющиеся у него денежные обязательства, осознавалась с древнейших времен. Первоначально, неспособность выплатить долг повсеместно воспринималась как противозаконное деяние, требующее наказания.
В Ветхом Завете указывается на необходимость прощения долгов всем евреям каждый седьмой календарный год. Каждый пятидесятый год долги прощались всем жителям, включая неевреев, а также выпускались на свободу все лица, попавшие в долговое рабство, вне зависимости от их этнического происхождения.
В Древней Греции в случае неспособности отца семейства (так как только он юридически владел на праве собственности имуществом) расплатиться по долгам, вся семья, включая жену, детей и прислугу, попадала в долговое рабство, которое прекращалось полной компенсацией их физическим трудом убытков кредитора. Во многих греческих городах-государствах срок долгового рабства ограничивался пятью годами, а самим рабам гарантировалась физическая неприкосновенность.
По свидетельству Макризи Яса Чингисхана содержала установление, согласно которому человек, трижды не сумевший расплатиться со своими кредиторами, приговаривался к смертной казни.
Вместе с тем, самое сильное развитие институт банкротства получил в римском праве, которое заложило основы современных процедур признания должника несостоятельным в большинстве современных государств.
Так, еще в Законах XII таблиц имелось указание на право кредитора разрубить своего несостоятельного должника на части. Гражданин Римской империи отвечал по взятым на себя обязательствам всем своим имуществом, своей личной свободой и свободой членов своей семьи. Расправа и подчинение кредитору (лат. manus inictio и лат. secum dictio) — методы, которыми кредитор мог добиваться исполнения обязательств.
Развитие торговли привело к тому, что в классический период римского права (I в до н. э. — III в н. э.) уголовное наказание несостоятельного должника стало вторичным по отношению к процедурам по обращению взыскания на его имущество. Появились формализованные правила изъятия имущества должника, учитывающие интересы всех кредиторов, регламентируется порядок реализации имущества с аукциона (лат. bonorum venditio).
В это время римские юристы начинают различать должников, не желающих и не способных расплатиться по своим долгам, что приводит к формированию основы современного правового института банкротства. При обнаружении недостаточности имущества должника для погашения всех требований кредиторов претор назначал распорядителя конкурсной массы неоплатного должника (лат. magister bonorum), который осуществлял продажу имущества должника и делил полученные средства между кредиторами. В компетенцию распорядителя также входило изучение сделок должника с целью выявления в них недобросовестности по отношению к кредиторам. Действия должника во вред кредиторам (лат. in fraudem creditorum) признавались ничтожными. С момента обнаружения недостаточности имущества должник заключался под стражу, что не только лишало его чести и достоинства, но и являлось необходимым этапом для начала процесса изъятия имущества, а также служило для пресечения попыток должника скрыться от кредиторов. В Древнем Риме впервые появилась практика заключения мировых соглашений между кредитором и должником (в том числе и об отсрочке исполнения обязательств), которые поощрялись на всех стадиях процесса.
В средневековой Европе, воспринявшей фундаментальные основы римского права, изначально применялось уголовное преследование должника, не исполнившего свои обязательства. Свое развитие институт банкротства в средние века получил за счет введения сословного характера процедуры банкротства, которая применялась только к купцам и торговцам.
Со временем процедура банкротства приобретала все более четкие процессуальные правила. С 1543 года в Англии появляется необходимость доказывания прекращения платежей для подтверждения несостоятельности, а также вводится период времени для выяснения экономического положения должника. В XVII- XIX веках с развитием торговли и частной собственности в Европе происходит расширение применения процедуры банкротства на представителей любого сословия.
Только к началу XVIII века в английской правовой системе впервые в мире сформировалось понимание того, что добросовестный банкрот, содействующий наиболее полному возмещению убытков кредиторов, может рассчитывать на прощение невыплаченных долгов, что и нашло законодательное закрепление статутом 1705 года. С этого времени устраняется уголовная ответственность при неумышленном банкротстве.
Позднее в законодательстве большого числа европейских стран получают закрепление восстановительные (санационные) или реорганизационные процедуры, применяемые в ходе судебного разбирательства по делу о банкротстве.

Читайте так же:  Основные требования к проекту производства работ

История института банкротства в России —

Маковский, Владимир Егорович «Крах банка», 1880 год
Первые из дошедших до нас нормы, регулировавшие на Руси несостоятельность должника, относятся ко времени Русской Правды (XI век), в статьях 68 и 69 Карамзинского списка которой содержатся правила о персональной ответственности должника, продаже в долговое рабство виновного должника и реструктуризации задолженности в случае невиновного банкротства. Кроме сказанного, Русская Правда закладывает основы института очередности удовлетворения требований.
Со временем, развитие торговых отношений приводит к необходимости закрепления правил работы с несостоятельными должниками в документах менее общего характера, таких, например, как Договор смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой, Готландом и немецкими городами 1229 года (ст.11), а также в статье 20 договора Новгорода с немецкими городами и Готландом 1270 года.
Псковская судная грамота, появившаяся в 1467 году, освещает вопросы раздела имущества должника между кредиторами. Нормы о несостоятельности содержатся в Судебниках 1497 и 1550 года, Соборном уложении 1649 года. Между тем, историки-цивилисты отмечают, что внимание законодателя к правилам банкротства с течением времени неуклонно снижается.

Источники петровской эпохи


Возрождение интереса к регулированию отношений, связанных с несостоятельностью, происходит в России в XVIII веке. Так, в вексельном уставе 1729 года впервые было сформулировано понятие несостоятельности: «Когда приниматель векселя по слуху в народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет — то протестовать». Таким образом, закон дает четкие признаки банкротства: нарушение сроков внесения платежей, отсутствие имущества и попытка должника скрыться от кредиторов. Однако в целом, в петровскую эпоху дела о банкротстве рассматривались коммерц-коллегией при участии Сената в основном на базе создаваемых ими же прецедентов.

Банкротский устав 1740 года


Увеличивающееся количество банкротств и разнообразие конкретных ситуаций создали условия для создания единого документа, который был принят 15 декабря 1740 года под названием «Банкротский устав». Однако данный документ не получил правоприменительного авторитета и на практике игнорировался, что стимулировало разработку новых проектов банкротских уставов в 1753, 1763, 1768 годах. В течение этого времени для ведения дел о несостоятельности используется иностранное законодательство, обычаи делового оборота того времени или издаются отдельные указы Сената. В связи с тем, что ни один из проектов нового устава за долгое время не получил силу закона, 13 августа 1784 года Сенатом был принят указ, предписывающий «всякие недоразумения в делах о несостоятельности решать по большинству голосов кредиторов, определяемому большей суммой требований», что, с одной стороны, упростило порядок банкротства, а с другой — привело к увеличению количества спорных практических вопросов.

Устав о банкротах 1800 года (Программа для чтения)

Под контролем суда проверялась принадлежность должнику имущества, включенного в конкурсную массу, а также обоснованность заявленных кредиторами требований, после чего имущество должника распределялось в следующей очередности (Часть I, § 112 Устава):
церковные долги;
долги за службу и работу приказчикам и рабочим;
остальные долги (пропорционально доле требований кредитора в общей сумме требований).
Развитие практики применения действовавшего Устава и обилие коллизионных норм привели к необходимости системной переработки законодательства о банкротстве.

Устав о торговой несостоятельности 1832 года

После введение в действие Устава началась естественная работа по совершенствованию его норм дополнительными актами. Устав о торговой несостоятельности в дальнейшем развитии законодательства подвергся незначительным изменениям. 18 ноября 1836 года были введены правила об учреждении администрации по делам торговой несостоятельности. 29 июня 1839 года были установлены правила о наблюдении за делопроизводством в конкурсах и о перемещении конкурсов из внутренних городов Империи в столицы и портовые города. В 1846 году законодатель отказался от сословной концепции «торговой несостоятельности» и распространил действие Устава о торговой несостоятельности любых лиц, занимающихся предпринимательством.
Со введением новых судебных учреждений в 1864 году [12] появилась необходимость в согласовании правил о несостоятельности с новыми судебными уставами, вследствие чего 1 июля 1868 года были изданы были временные правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой.
Разнообразие норм, регулирующих процесс банкротства, усилилось с изданием 22 мая 1884 года правил «о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита».
Следует также отметить, что кроме общего законодательства, в России действовали также местные конкурсные законы. Так, в Великом княжестве Финляндском с 1868 года действовал самостоятельный конкурсный устав, основанный на прусском законе 1855 года, в Привислянских губерниях имело силу старое французское конкурсное право, содержащееся в торговом кодексе Царства Польского и т. д.
Таким образом, Устав о торговой несостоятельности 1832 года сохранял свое действие до изменения государственного строя вследствие социалистической революции 1917 года

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года

После отмены в России в 1917 году в результате социалистической революции частной собственности актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. Однако уже в период НЭПа законодатель возрождает институт. Так, судам, при рассмотрении дел о несостоятельности, приходилось использовать нормы из Устава 1832 года. Во избежание подобных недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 года было введено понятие несостоятельности. При этом, как отмечают специалисты, отсутствовал механизм применения данных норм, из-за чего и позитивных сдвигов особо не наблюдалось. Далее, свертывание НЭПа, реализация социалистических идей и начало в 1928 массовой коллективизации привело к утрате указанными нормами практического значения. За время существования Советского Союза новых норм о банкротстве не принималось.

Дальнейшее развитие нормативного регулирования банкротства в России нашло отражение в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ[4], действующем (наравне с иными законами и подзаконными актами) в настоящее время.

Современное регулирование банкротства в России

Процедуры банкротства, вводимые в отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника.
Процедура банкротства завершается либо ликвидацией должника, либо удовлетворением кредиторов (через процедуру финансового оздоровления, путем выяснения достаточности средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами или третьими лицами).
Банкротство некоторых юридических лиц имеет свои особенности (в частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).
Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

Существенные изменения Закона о банкротстве В декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г.

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Хорошая статья, очень интересная и актуальная тема!

Замечательная статья. Полезная информация. Выражаю благодарность за работу.

Большое спасибо за работу! Интересный материал и очень доступно изложен для восприятия!

Благодарю за полезную информацию.

Спасибо за информативную статью, написано простым языком и легко для понимания

Благодарю автора за очень информативную и интересную статью.

Большое спасибо за работу! Интересный материал и очень доступно изложен для восприятия!

Очень интересная работа!

Хорошая статья, очень интересная и актуальная тема!

Спасибо за информативную статью, написано простым языком и легко для понимания

ИНСТИТУТ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) РИМА

Слово «банкротство» происходит от латинских слов «скамья» (лат. bancus) и «сломанный» (лат. ruptus) . «Банком» первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой менялы и ростовщики проводили свои сделки и оформляли документы. После того, как владелец «банка» разорялся, он ломал свою скамью.[1]

Несостоятельность (банкротство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации, или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.[3]

Необходимость нормативного регулирования ситуации, при которой должник оказывался не в состоянии выполнить имеющиеся у него денежные обязательства, осознавалась с древнейших времен. Первоначально, неспособность выплатить долг повсеместно воспринималась как противозаконное деяние, требующее наказания.

Особый интерес представляет опыт Римского права, в ходе развития которого произошло изменение в восприятии должника как мошенника, наметились серьезные преобразования в области ответственности перед кредиторами в сторону преобразования от обеспечения задолженности личностью должника к обеспечению имуществом. Кроме того, в основу современного европейского законодательства, регулирующего отношения несостоятельности, легли нормы и положения, разработанные в Древнем Риме много столетий назад. Стоит заметить, что становление института несостоятельности Древнего Рима проходило под влиянием ожесточенной борьбы за власть и экономическое и политическое равноправие. Именно в связи с этим можно выделить три этапа развития института банкротства: Античный Рим (царский период), Римская республика, Римская империя. [4]

В эпоху Римского царства (754/753 – 510/509 до н. э.) банкротство воспринималось как противоправное деяние. Главным законодательным актом, регулирующим отношения несостоятельности, на этом этапе был Закон XII таблиц, предусматривающий наказание в виде обращения должника в рабство, либо расчленения его тела на части. В оплату долга гражданин Рима мог быть лишен не только своего имущества, но и собственной свободы и свободы членов своей семьи. Сама же процедура несостоятельности носила характер наказания в виде заточения должника в колодки. На исполнение своего обязательства должнику давалось 60 дней. Если же обязательства перед кредитором не исполнялись в течение 60 дней, кредитор имел право предать несостоятельного должника казни, продать в рабство за пределами Рима, либо же просто простить долг. Однако это ни в коей мере не решало главной проблемы и не возвращало кредитору его денег. [2]

Столь несовершенная процедура несостоятельности была изменена только в период Римской республики (510/509 – 30/27 год до н. э.). Личностные обязательства перешли в имущественные, а смертная казнь и рабство были заменены общественным порицанием и лишением гражданства. В этот период в Риме произошло разделение должников на несколько категории: должники, не желающих и не способных расплатиться по своим долгам. Позже это стало основой формирования современного правового института банкротства. Имущество несостоятельного должника продавалось на публичных торгах, а вырученные от продажи деньги шли в качестве компенсации кредиторам. Если же имущества должника оказывалось недостаточно для погашения всех требований кредиторов, назначался распорядитель конкурсной массы неоплатного должника. Стоит отметить, что похожее положение существует в процедурах несостоятельности некоторых стран современной Европы и действует уже многие годы. [2]

Развитие римской цивилизации и расширение торговых связей постепенно привели к более умеренному взгляду на банкротство. В классический период центр тяжести стал переноситься с уголовного наказания несостоятельного должника к обращению взыскания на его имущество. Более цивилизованно производится изъятие имущества должника, учитываются интересы всех кредиторов, реализация имущества приобретает цивилизованные формы — аукцион (bonorum venditio).[1]

Читайте так же:  Отказ от иска и возврат госпошлины гпк рф

В это же время Римское право начинает различать должника, просто задержавшего возврат долгов при возможности его вернуть и, должника который не в состоянии вернуть долг (неоплатного должника). В этот период закладываются основы правового института банкротства. Регулируется процесс и порядок признания должника несостоятельным (банкротом).

При обнаружении недостаточности имущества должника для погашения всех требований кредиторов претор назначает распорядителя конкурсной массы неоплатного должника. Таким распорядителем являлся magister bonorum, который осуществлял продажу имущества должника и делил полученные средства между кредиторами.

В компетенции magister bonorum также было изучение сделок должника с целью обнаружения в них действий во вред кредиторам. Римское право стояло на защите кредитора, действия во вред которым ( in fraudem creditorum) признавались ничтожными.

При этом Римское права не различало умышленного или неумышленного банкротства, с момента обнаружения недостаточности имущества должника он заключался под стражу при этом не учитывалось наличие умысла в его действиях. Впрочем древних проблемы умысла вообще мало волновали так как в те героические времена неудачника не жалели и он не имел своей социальной и правовой ниши в обществе. Более того, тюремное заключение должника, лишавшее его и чести и достоинства, было лишь необходимым этапом для начала процесса изъятия имущества и служило для пресечения попыток должника скрыться от кредиторов.[1]

Римское право заложило традицию заключения мировых соглашений между кредитором и должником. Заключение таких соглашений приветствовалось и поощрялось на всех стадиях процесса. В практике использовались отсрочки исполнения обязательств, которые оформлялись в форме договора, являющегося частью мирового соглашения.[1]

В целом Римском частное право заложило основу сегодняшнего взгляда на природу несостоятельности. Многие современные процедуры, применяемые к несостоятельному должнику, разработаны в период Римской империи.

Римские юристы первыми разработали концепцию о совокупности уголовной и имущественной ответственности за невозврат долга, которая получила свое развитие в средние века. В рамках этой концепции на территории средневековой Европы применялось уголовное преследование должника, не исполнившего свои обязательства.

После падения Римской империи институт несостоятельности получил большое развитие в средневековой Италии.

Список использованных источников

1. Новицкий И.Б. Римское право: учебник / И.Б. Новицкий. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2012 – 304 с.

6.1. Понятие досудебного этапа банкротства

Досудебный этап банкротства — это часть процесса банкротства должника, имеющая целью предупреждение его несостоятельности, продолжающаяся с момента возникновения оснований для предупреждения несостоятельности до отпадения таких оснований либо до возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражным судом.

Начало досудебного этапа банкротства связано с возникновением оснований для обязательного осуществления мер по предупреждению несостоятельности юридического лица. У должника (его органов управления) обязанность по самостоятельному проведению таких мер возникает только с момента возникновения признаков несостоятельности (по общему правилу -при наличии 3-месячной задолженности по денежному обязательству или по уплате налоговых платежей). Однако в случае подачи должником в арбитражный суд заявления о признании его банкротом, указанная обязанность прекращается (п. 3 ст. 30 Закона о банкротстве).

Для банков и иных кредитных организаций досудебный этап начинается на значительно более раннем этапе ухудшения их финансового состояния (ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»)1, что, несомненно способствует обеспечению сохранности имущества должника для последующих мероприятий по предупреждению несостоятельности либо расчетов с кредиторами. Согласно действующему законодательству, обеспечение сохранности имущества кредитной организации выражается, прежде всего, в ограни

1 Подробнее см. гл. 14 настоящей книги.

чении полномочий органов управления кредитной организации по распоряжению ее имуществом.

Основания завершения досудебного этапа банкротства:

а) восстановление платежеспособности организации-должника;

б) принятие арбитражным судом заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании должника банкротом;

в) подача должником заявления в арбитражный суд о признании его банкротом.

Итак, если должник не является кредитной организацией, Закон о банкротстве не возлагает ни на него, ни на его руководителя или учредителей (акционеров, участников, собственника) обязанность по финансовому оздоровлению до появления признаков несостоятельности. Таким образом, в течение весьма длительного времени: на протяжении всего периода ухудшения своего финансового состояния, и даже при наличии неплатежеспособности, т. е. неспособности рассчитаться с кредиторами либо уплатить налоговые платежи в связи с недостаточностью денежных средств, должник продолжает быть полностью право- и дееспособным, ничем не ограничен в распоряжении своим имуществом.

История развития процессуального законодательства в сфере несостоятельности (банкротства)

Рубрика: 10. Арбитражно-процессуальное право

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Гудович С. С. История развития процессуального законодательства в сфере несостоятельности (банкротства) [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 67-73. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12599/ (дата обращения: 26.02.2019).

В статье рассматривается история становления и развития процессуальных норм в сфере несостоятельности (банкротства) в отечественном и ряде зарубежных правопорядков, их нововведений и особенностей.

Ключевые слова: Российская Федерация, арбитражный процесс, несостоятельность, банкротство, история развития, римское право, европейское конкурсное право

Институт несостоятельности (банкротства) в его современном понимании является результатом длительных эволюционных процессов, происходивших в обществе, государстве и праве. Становление базовых принципов данного института уходит своими корнями в античный мир, причем, исторически нормы о несостоятельности применялись лишь к физическим лицам [11, с.22]. Особенностью эволюции данного института является поступательное развитие норм от исключительно уголовных, карательных по своей сути, до мер гражданско-правовой ответственности и высокой степени формализации процедуры на более поздних этапах, причем данная тенденция наблюдается в различных государствах и правовых системах мира.

Римское право выработало основные, краеугольные принципы конкурсного права. Так, уже в Законе XII таблиц предусматривалась смертная казнь для неоплатных должников или продажа их в долговое рабство. Позднее, в классический период римской цивилизации, благодаря правотворчеству древнеримских преторов (причем именно тогда процедура несостоятельности была формализована и отточена правоприменительной практикой), была разработана форма имущественной ответственности должника. Именно в это время появляется прототип современного производства по делам о несостоятельности (банкротстве): появилась стадия конкурсного производства и должность распорядителя имущества неоплатного должника — magister bonorum, четко определена очередность погашения требований кредиторов, было сформулировано понятие мирового соглашения, обоснована возможность оспаривания сделок должника, осуществляемых во вред кредитору [6. с.217–218] и т. д. Именно нормотворчество преторов легло в основу европейского процессуального и материального законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Европейское право восприняло наработки древнеримских юристов, однако оно еще долгое время продолжало носить ярко выраженный уголовный характер. Наиболее ранние нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы несостоятельности, были разработаны в итальянских городах-государствах в XII-XIII веках, в том числе благодаря большому влиянию римского права на этот регион [15. с.39], что обусловлено стремительным развитием морской и сухопутной торговли. В основе итальянского права того времени лежала презумпция злого умысла должника и его стремления к освобождению от долгов любыми способами, что накладывало на нормативно-правовое регулирование соответствующий оттенок. Процедура признания должника банкротом в средневековой Италии происходила в торговых судах, состоявших из выборных судей от купеческого сословия. В различных городах существовали свои суды, использовавшие различные подходы к определению критерия неоплатности должника и формам его ответственности [9. с.33–40].

Оставаясь преимущественно сословным по кругу лиц, законодательство о несостоятельности продолжало видоизменяться, усложняться и эволюционировать. Французское конкурсное право, придерживаясь идеи о злонамеренности любого банкротства, было инкорпорировано в королевские указы и ордонансы о торговле и вплоть до XIX века оставалось в большей степени уголовным. Однако, с принятием Торгового Кодекса 1807 года, при личном участии Наполеона Бонапарта, произошло смещение акцента в пользу мер гражданско-правовой ответственности, а в дальнейшем, меры личной ответственности к невиновным должникам перестали применяться вовсе.

Немецкое законодательство о несостоятельности (банкротстве) также прошло путь развития от карательных уголовных мер ответственности, допускавших рабство или казнь должника, до появления в XIX веке конкурсных уставов, предусматривающих в основном гражданско-правовую ответственность перед кредиторами. Имперское законодательство XVI века предусматривало смертную казнь за преднамеренное банкротство, кроме того, действия неоплатного должника приравнивались к действиям вора, и карались с соответствующей строгостью. Особенностью немецкого конкурсного права являлась его крайняя неоднородность и большое влияние обычая, поскольку нормативное регулирование менялось от одного города к другому. Все это привело к появлению в XVIII-XIX веках отдельных законодательных актов в различных городах и государствах, посвященных вопросам несостоятельности. Подобные уставы содержали преимущественно процессуальные нормы, регулирующие процедуру как торговой, так и неторговой несостоятельности, виды исков, подававшихся в защиту попавшего в конкурсную массу имущества, порядок оспаривания сделок должника, способы заключения мировых соглашений и т. д. Коренным изменением немецкого законодательства о банкротстве стал общегерманский конкурсный устав 1876 года, действовавший более ста лет и устранивший фрагментарность правового регулирования несостоятельности [11. с.23].

Английское конкурсное право развивалось в отрыве от континентального, однако повторило его эволюционный путь. Одним из первых английских нормативно-правовых актов в данной области является конкурсный закон Генриха VIII от 1543 года, согласно которому была установлена процедура наблюдения для выяснения экономического положения должника, а также обозначены основания для признания должника банкротом (основным критерием являлось доказывание отсутствия платежей по обязательствам). Данный закон содержал преимущественно нормы уголовной ответственности, и лишь в части разрешал вопросы гражданско-правовых последствий несостоятельности [13. с.116–122]. С 1572 года процедуре банкротства — bankruptcy, стали подлежать только лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Банкротство, не связанное с экономической деятельностью, было введено в английское право лишь в XIX веке и для него существовало отдельное понятие — insolvency. С 1705 года статутом о банкротстве была введена возможность прощения долгов для добросовестных должников и устраняется уголовная ответственность за неумышленное банкротство. В целом, английское законодательство имело своей особенностью акцент на административном порядке разрешения дел о несостоятельности, особенно на этапе конкурсного производства.

В целом, развитие торговли и усиление роли частной собственности в Европе привело к расширению круга лиц, подлежащих процедуре банкротства в XVIII-XIX веках, а также способствовало декриминализации банкротства как уголовного преступления. В дальнейшем, в праве многих европейских стран возобладала идея о законодательном закреплении санационных досудебных процедур, применяющихся не только к должникам в ходе производства по делу о несостоятельности, но и в рамках разрешения частноправовых споров вообще [7].

Российское законодательство о несостоятельности отражает общеевропейскую тенденцию развития данного института. Первые нормы о несостоятельности, обнаруженные отечественными учеными, содержались в Русской правде XI-XII веков, заключавшей самые общие положения о личной ответственности должника, продаже его в долговое рабство и нормы о реструктуризации долга за невиновное банкротство (при этом сам термин «банкротство» в России появился гораздо позже). Указанный нормативный источник содержал и базовые правила об очередности погашения требований кредиторов [3. с.24]. В дальнейшем, многие нормативно-правовые акты содержали ряд норм, регулирующих несостоятельность, однако их удельный вес со временем снижался (имеются упоминания о несостоятельности в Псковской судной грамоте 1467 года, Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном Уложении 1649 года др.).

Существенные изменения в регулировании несостоятельности приходятся на XVIII-XIX века, что было связано с развитием торговли, реформами Петра I, укреплением внешнеэкономических связей Российской Империи и принятием Вексельного устава 1729 года. Данным нормативным актом впервые были четко сформулированы признаки несостоятельности: неплатёжеспособность (нарушение сроков внесения платежей), неоплатность (недостаточность или отсутствие имущества должника) и попытка должника скрыться от кредиторов. Кроме того, устав вводил понятие конкурсной массы, а также определил полномочия коммерц-коллегии как органа, занимающегося делами о торговой несостоятельности [4. с.382–383]. Во главе коллегии стоял правительствующий Сенат, который также был вправе рассматривать дела о несостоятельности. Главным недостатком такой системы стала низкая скорость рассмотрения дел и их сравнительно небольшое количество. Ввиду невозможности рассмотрения всех возможных дел о банкротстве, в 1784 году Сенатом был принят Указ, предписывающий разрешать вопросы несостоятельности голосованием кредиторов, исходя из сумм их требований, что существенно упростило процедуру, однако вело и к произволу кредиторов.

В 1800 году принимается Устав о банкротах, установивший 2 категории несостоятельности: торговую и дворянскую (по сути ввел процедуру банкротства для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью). Согласно Уставу, под несостоятельностью понималось такое имущественное положение должника, при котором он не мог удовлетворить требования своих кредиторов. Основаниями для признания должника банкротом являлись: личное признание должника, уклонения от явки в суд по предъявленному иску, фактическая неспособность исполнить судебное решение в месячный срок [5. с.76].

Итогом дореволюционной правотворческой деятельности в сфере несостоятельности стал Устав о торговой несостоятельности 1832 года, действовавший вплоть до 1917 года. Данный нормативный акт регулировал лишь вопросы торговой несостоятельности купечества и мещанства. Вопросы неторговой несостоятельности были отданы в ведение губернских властей и постепенно выходили из применения. Оставив общую процедуру практически неизменной, данный Устав ввел ряд уточнений и дополнений. Так, была уточнена сумма требований кредиторов, необходимая для признания должника банкротом; конкретизированы и развиты последствия банкротства (в форме лишения права заниматься предпринимательской деятельностью, содержания под стражей или тюремного заключения); четко определены рамки применения двух возможных процедур (административного или конкурсного управления) и т. д. Следует отметить, что в юридической доктрине того времени проводилось четкое различие между понятиями «несостоятельность» и «банкротство». Так, если первое подразумевало исключительно гражданско-правовой аспект процедуры признания должника банкротом, то второй термин был связан с уголовным преследованием злонамеренных банкротов. Кроме того, отечественные ученые обращали внимание на взаимосвязь основополагающих критериев признания должника банкротом: неоплатности и неплатежеспособности [19. с.150].

Читайте так же:  Заявление в мрэо гибдд от юридического лица

Советский период государственного развития поначалу ознаменовал полное отрицание буржуазных правовых институтов в целом. Правоприменительная практика первых лет существования советской России опиралась на понятия «революционной законности» и «революционного правосознания». Тем не менее, с введением новой экономической политики в начале 1920-х годов, необходимость урегулирования вопросов несостоятельности всё же возникла. Так, в Гражданском кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее РСФСР) 1922 года были закреплены нормы о несостоятельности физических лиц и торговых товариществ. Однако, отсутствие процессуальных норм вынуждало суды применять дореволюционное законодательство. Принятый в 1923 году Гражданский процессуальный кодекс РСФСР изначально не содержал процессуальных норм о несостоятельности, что было исправлено лишь в период с 1927 по 1929 года. В процессуальный кодекс были введены три главы, посвященные вопросам несостоятельности частных физических и юридических лиц, государственных предприятий и смешанных акционерных обществ, а также кооперативных организаций. Данные нововведения не внесли существенных изменений в процедуру, однако они довольно четко отражали общую тенденцию развития государства.

Краеугольным камнем, заложенным в основу советского законодательства о банкротстве, стала идея о защите интересов трудящихся и государства в целом, что выражалось в расширении круга лиц, имевших право обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом (причем сами дела о несостоятельности рассматривались в судах различных инстанций в зависимости от размера конкурсной массы должника, его подведомственности тому или иному государственному органу, степени важности должника в хозяйственном обороте и т. д.). В связи с дальнейшим свертыванием новой экономической политики, уже в 1930-е годы роль института несостоятельности стала стремительно падать, а в результате реформ гражданского законодательства 1960-х годов, они были полностью изъяты из текстов законов. Лишь в последние годы существования советской России был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года, который упоминал понятие «банкротство» ввиду неисполнения должником своих обязательств перед кредиторами, однако действующего механизма признания таких должников банкротами не было предусмотрено [10. с.16].

Первым нормативно-правовым актом Российской Федерации в области регулирования несостоятельности после распада Союза Советских Социалистических Республик стал Указ Президента от 14 июня 1992 года [14], не применявшийся на практике и содержавший исключительно административные способы урегулирования вопросов несостоятельности. Первым практически применимым нормативно-правовым актом в сфере банкротства стал Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [8]. Он содержал всего 51 статью, имел большое количество норм отсылочного характера и лишь в самых общих чертах описывал процедуру признания должника банкротом.

Согласно статье 1 Закона, в основу данного акта был поставлен критерий неоплатности должника (недостаточности имущества должника для удовлетворения требований его кредиторов), в то время как критерий неплатежеспособности (отсутствия выплат должника по своим обязательствам или нарушение сроков таких выплат) был включен в текст закона в качестве внешнего признака. Следует отметить, что критерий неоплатности подвергался критике со стороны научного сообщества, поскольку его доказывание является затруднительным, а отсутствие выплат по долгам может обернуться для кредиторов весьма плачевно [2. с.91].

К процедурам, применяемым в деле о банкротстве относились: внешнее управление, санация, конкурсное производство в форме добровольной или принудительной ликвидации должника, мировое соглашение (ст. 2 Закона). Правом обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом наделялись должник, кредитор и прокурор, а раскрываемая должником в ходе процесса информация не подлежала разглашению до окончания рассмотрения дела (ст. 4, 7 Закона). В качестве арбитражного управляющего мог быть выбран юрист или экономист, имеющий опыт хозяйственной работы (аналогичные требования предъявлялись и к конкурсному управляющему). Закон содержал 7 очередей удовлетворения требований кредиторов, причем требования кредиторов первых трех очередей имели преимущество над остальными. Требования, обеспеченные залогом, подлежали удовлетворению вне конкурса (ст. 29 Закона). Производства по делам о признании несостоятельными (банкротами) дотационных предприятий, а также предприятий, имеющих долю государственного участия свыше 50 % могли быть приостановлены арбитражным судом при получении гарантий о проведении санации таких предприятий (ст. 14 Закона).

Любопытна практика заключения мировых соглашений по данному закону. Так, согласно статьям 40–42 Закона, мировое соглашение могло быть заключено только с кредиторами четвертой и последующих очередей, при следующих условиях: такое соглашение должны были одобрить 2\3 кредиторов по совокупной сумме их требований; в течение 14 дней с момента заключения мирового соглашения должник должен был удовлетворить не менее 35 % суммы требований кредиторов-участников мирового соглашения (что делало всю процедуру малоэффективной).

В целом, настоящий нормативно-правовой акт имел ярко выраженный «продолжниковый» характер и весьма скоро перестал отвечать современным экономическим требованиям, как ввиду отсутствия конкретизации своих положений, так и в силу теоретико-догматических установок, положенных в его основу. Принятие первой части Гражданского Кодекса в 1994 году, Арбитражного процессуального кодекса и Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в 1995 году привело к отмене многих положений существовавшего конкурсного законодательства, в связи с чем встал вопрос о переработке и совершенствовании законодательства.

8 января 1998 года был принят новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) [17], который существенно дополнил правовое регулирование вопросов несостоятельности. Так, новый закон: содержал уже 189 статей, что позволило избежать большого числа отсылок; законодатель отказался от критерия неоплатности в пользу критерия неплатежеспособности, что упростило доказывание для кредиторов; появилась процедура наблюдения за должником и должность временного управляющего; меры по санации должников стали приниматься на досудебном этапе; существенно детализированы многие вопросы, касающиеся введения моратория на имущественные взыскания с должника, порядка введения процедуры внешнего управления; была упрощена процедура заключения мирового соглашения и т. д. Данный нормативно-правовой акт установил более четкое соотношение прав должника и кредиторов в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве), правом на обращение в суд были наделены не только должник, кредитор и прокурор, но иные уполномоченные органы в связи с взысканием обязательных платежей, а в некоторых случаях, и иные лица, например ликвидационная комиссия (ликвидатор) должника (ст. 6, 8 Закона). Статьи 141–143, 189 Закона предусматривали, что процедуры банкротства в отношении отдельных категорий должников, устанавливаются на основании иных Федеральных Законов, которые были приняты в дальнейшем (например, о банкротстве кредитных организаций, субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса).

Впоследствии, практика применения настоящего Федерального Закона показала существующие в нем недостатки: определенная нестабильность экономической системы того времени приводила к недобросовестности кредиторов, использовавших данный закон в целях захвата и передела собственности; закон слабо регулировал вопросы ответственности и независимости арбитражных управляющих; была выявлена незаинтересованность кредиторов в осуществлении санации должников и т. д. Эти и некоторые другие причины, такие как реформирование [1. с.39–43] процессуального законодательства [12. с.52–56], в том числе принятие в июле 2002 года третьего по счету и действующего до настоящего времени Арбитражного процессуального Кодекса, привели к принятию 26 октября 2002 года ныне действующего Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» [16].

Последний Закон о несостоятельности (банкротстве) сохранил ряд черт своего предшественника, однако подвергся переработке, изменениям и дополнениям, перераспределившим права и обязанности участников дел о несостоятельности. Так, был сохранен критерий неплатежеспособности должника, появилась процедура финансового оздоровления и должность административного управляющего при сохранении мер досудебной санации, деятельность арбитражных управляющих была поставлена под контроль саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (предыдущий закон содержал правила о лицензировании арбитражных управляющих), в судебном заседании стала проводиться проверка обоснованности требований кредитора при введении процедуры наблюдения, была установлена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению, были уравнены права конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в производстве по делам о несостоятельности, изменилась роль прокурора в таких делах (его обращение стало возможным только в защиту публичных интересов), более детально регламентированы вопросы созыва и проведения собрания кредиторов или комитета кредиторов, порядок назначения и полномочия арбитражных управляющих. Ряд специальных законов, регулировавших несостоятельность (банкротство) отдельных категорий должников, впоследствии были отменены, а их нормы инкорпорированы в данный нормативно-правовой акт. Кроме того, с 1 октября 2015 года производство по делам о несостоятельности (банкротстве) стало возможным и в отношении физических лиц [18].

Подводя итоги, следует отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) носит комплексный характер, часто содержит большое количество норм материального и процессуального права, неотделимых друг от друга. Становление и развитие формы и содержания этого института происходило на протяжении нескольких тысячелетий, многие из ранее существовавших норм были отменены или переработаны, но проследить историческую преемственность и поэтапное развитие все же возможно. При этом, многие черты законодательств различных стран в той или иной мере традиционны по своему содержанию, и Россия не является исключением. После смены социально-экономической парадигмы в 1990-е годы, отечественное законодательство неуклонно тяготеет к европейскому опыту регулирования сферы несостоятельности, постоянно дополняется и уточняется, подстраивается под новые вызовы рыночных отношений.

  1. Артемьева Ю. А. Проблемы реформирования судебной системы // Экономика. Управление. Право. — 2010. — № 8.
  2. Витрянский В. В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2001. — № 3.
  3. Гольмстен А. Х. Русское гражданское право: учебное пособие. СПб., 1898.
  4. Гольмстен А. Х. Учебник русского гражданского судопроизводства: учебное пособие. СПб., 1907.
  5. Гольмстен А. Х. Юридические исследования и статьи: учебное пособие. СПб., 1894.
  6. Дождев Д. В. Римское частное право. М., 1996.
  7. Ермакова Е. П., Ситкарева Е. В. Право европейского союза: порядок разрешения частноправовых споров. М.: Юрлитинформ., 2016.
  8. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 3929–1 от 19.11.92 г. // Российская газета. — 30.12.1992. — № 279.
  9. Панов С. Я. Об истории развития конкурсного законодательства и некоторых аспектах его преемственности // Банковское право. — 2008. — № 3.
  10. Пирогова Е. С., Курбатов А. Я. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт., 2017.
  11. Попондопуло В. Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. М.: Проспект., 2016.
  12. Ситкарева Е. В. Принцип разумных сроков судопроизводства в арбитражном процессуальном праве // Гражданское и гражданское процессуальное право в России и зарубежных странах: тенденции развития и перемены. Сборник научных статей. М.: МАКС Пресс, 2011.
  13. Степанов В. В. Английская система урегулирования несостоятельности // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. — 1999. — № 1.
  14. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» № 623 от 14.06.92 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 25. — Ст. 1419.
  15. Ульянищев В. Г. Римское частное право: учебное пособие. М.: Издательство Российского Университета Дружбы Народов, 2000.
  16. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
  17. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8.01.1998 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 2. — Ст. 222.
  18. Федеральный Закон «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 154-ФЗ от 29.06.2015 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 27. — Ст. 3945.
  19. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 4. Торговый процесс. Конкурсный процесс. М., 1912.