Автономный трудовой договор

25.03.2018 Выкл. Автор admin

В чем отличие трудового договора от гражданско-правового?

Согласно ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Вместе с тем, встречаются случаи, когда работодатели при приеме гражданина на работу заключают с работником договор гражданско-правового характера, что является для работодателя более выгодным, так как в соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство не распространяется на лиц, вступивших в гражданско-правовые отношения. Таким образом, на данного работника не будут распространяться гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством.

Судебной практикой выработаны критерии, позволяющие отличить трудовой договор от договора гражданско-правового характера.

Основной обязанностью работника по трудовому договору является выполнение работы по конкретной должности в соответствии со штатным расписанием, по определенной профессии, специальности и выполнять все поручения руководства по мере их поступления. Для гражданско-правовых договоров характерно выполнение конкретного задания, заказчика, которое известно в момент заключения договора.

Работа по трудовому договору может выполняться только лично, по гражданско-правовому договору личностный характер выполнения работы не обязателен.

Кроме того, для трудового договора характерен регулярный характер оплаты труда, не зависящий от объема и качества работ. При гражданско-правовом договоре выплачивается вознаграждение после подписания акта приемки-сдачи продукции, работы, оказания услуг.

Для признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми, работнику необходимо обратиться к работодателю с соответствующим заявлением.

Отказ в издании приказа о признании трудовых отношений может быть обжалован в Государственную инспекцию труда по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (г. Нарьян-Мар, ул. Печорская, д. 35 «А»).

Факт нахождения в трудовых отношениях также может быть установлен в судебном порядке ( срок на обращение в суд – 3 месяца с момента нарушения права).

За заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

  • Скачать документ (формат .doc) (114 КБ)
  • Скачать документ (формат .pdf) (270 КБ)

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», в лице директора ФИО, действующей на основании Устава, именуемой в дальнейшем работодателем, с одной стороны, и _________________, именуемая в дальнейшем работником, с другой стороны (далее стороны), заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем.

1. Общие положения
1.1. По настоящему трудовому договору Работодатель предоставляет Работнику работу по должности «специалист по социальной работе», а Работник обязуется лично выполнять следующие трудовые функции:
1.1.1. Осуществлять прием и информирование граждан, проживающих на закрепленном за специалистом по социальной работе социальном участке города Сургута, о порядке и условиях предоставления социальных услуг, о направлениях деятельности учреждений социального обслуживания.
1.1.2. Проводить первичный прием граждан с осуществлением первичной оценки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг.
1.1.3. Проводить обследование жилищных условий семей с детьми и отдельных граждан.
1.1.4. Формировать пакет документов граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в том числе разрабатывать (при необходимости совместно со специалистами других отделений) и согласовывать с гражданами индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИП):
планировать действия по достижению целей при оказании социальных услуг;
определять объем необходимых социальных услуг, устанавливать сроки и периодичность предоставления социальных услуг.
1.1.5. Предоставлять социальные услуги семьям, детям, гражданам, в полустационарной форме социального обслуживания, в случае признания их нуждающимися в социальном обслуживании и на основании заключенного с Учреждением договора о предоставлении социальных услуг.
1.1.6. Формировать и вести личное дело получателя социальных услуг.
1.1.7. В ходе реализации ИП взаимодействовать со специалистами отделений, учреждениями, организациями, сообществами; мотивировать получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, используя методы и технологии самоактуализации.
1.1.8. Анализировать результативность реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, составлять заключение о выполнении ИП.
1.1.9. Составлять проекты программ социальной адаптации отдельных категорий граждан, координировать исполнение заявителями и членами их семей условий социального контракта и программы социальной адаптации.
1.1.10. Содействовать активизации потенциала и собственных возможностей получателей социальных услуг, расширению их возможностей самопомощи и взаимопомощи путем выявления и оценки их личностных ресурсов и ресурсов их социального окружения.
1.1.11. Осуществлять социальный патронаж семей, в отношении которых организована индивидуальная профилактическая работа на основании постановлений территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав при Администрации г. Сургута.
1.1.12. Анализировать достигнутые результаты проведенной индивидуальной профилактической работы с семьями, отражая эффективность проведенной работы.
1.1.13. Составлять аналитические отчеты о проведенной индивидуальной профилактической работе с семьями в сроки, указанные в постановлениях территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав при Администрации г. Сургута.
1.1.14. Оказывать содействие семьям, несовершеннолетним и отдельным гражданам в улучшении социально-экономических условий их жизни, трудоустройстве, обучении, переквалификации, получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством в рамках социального сопровождения.
1.1.15. Выявлять на территории обслуживания семьи, несовершеннолетних, отдельных категорий граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в связи с наличием обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании, либо причин, которые могут повлиять на ухудшение их жизнедеятельности; семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении либо иной трудной жизненной ситуации, требующие проведения индивидуальной профилактической работы, обеспечения защиты прав и законных интересов.
1.1.16. Проводить мониторинг и осуществлять анализ причин и условий социального неблагополучия семей с детьми и отдельных категорий граждан посредством посещения их на дому, взаимодействия с органами и учреждениями субъектов профилактики.
1.1.17. Участвовать в разработке и принятии мер по защите прав и законных интересов семей и детей, в пределах своих полномочий, оказывать содействие гражданам в устранении причин неблагополучия.
1.1.18. Осуществлять взаимодействие с субъектами профилактики, общественными организациями, предприятиями, ведомствами и иными учреждениями по вопросам оказания социальной поддержки и помощи, защиты прав и законных интересов семей, детей и отдельных гражданах, оказавшихся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в пределах своей компетенции, по согласованию с заведующим Отделением.
1.1.19. Участвовать в работе служб: «Экстренная детская помощь», «Социальный патруль» по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении.
1.1.20. Обеспечивать социальное сопровождение семей с детьми и отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке.
1.1.21. Проводить профилактические мероприятия, направленные на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности несовершеннолетних и граждан.
1.1.22. Предоставлять социальные услуги семьям, детям и отдельным гражданам, в соответствии с требованиями системы менеджмента качества.
1.1.23. Своевременно вносить в программу АИС УСОН информацию по оказанным услугам и изменения по мере необходимости.
1.1.24. Изучать инфраструктуру микрорайонов города, составлять и актуализировать социальные паспорта микрорайонов города.
1.1.25. Участвовать в методических, обучающих и иных семинарах, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению эффективности социальной адаптации и реабилитации семьей, несовершеннолетних и отдельных граждан.
1.1.26. Участвовать в разработке и реализации проектов и программ Отделения, в том числе опытно-экспериментальных и инновационных.
1.1.27. Предоставлять статистическую и аналитическую отчетности и иную информацию по своей деятельности.
1.1.28. Участвовать в коллегиальных формах работы (планерки, методические секции, Реабилитационный совет и пр.) и планировании работы Отделения.
1.1.29. Анализировать свою деятельность, планировать дальнейшую работу с учетом результатов анализа.

1.2. Работник осуществляет работу в консультативном отделении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье».
1.3. Условия труда на рабочем месте безопасные (по результатам специальной оценки условий труда от 07.11.2014 года).
1.4. Работа у работодателя является для работника основной.
1.5. Настоящий трудовой договор заключается на неопределенный срок.
1.6. Настоящий трудовой договор вступает в силу с «______»__________20__г.
1.7. Дата начала работы «___»_________20___г.
1.8. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью ___ __месяца с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

2. Права и обязанности работника
2.1. Работник имеет право на:
2.1.1. Предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором;
2.1.2. Рабочее место, обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
2.1.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, размер и условия получения которой определяются настоящим трудовым договором, с учетом квалификации работника, сложности труда, количества и качества выполненной работы;
2.1.4. Повышение квалификации;
2.1.5. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.
2.2. Работник обязан:
2.2.1. Добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него пунктом 1 настоящего трудового договора;
2.2.2. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, кодекс этики и служебного поведения, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
2.2.3. Соблюдать трудовую дисциплину;
2.2.4. Бережно относиться к имуществу работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников;
2.2.5. Незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников.
2.2.6. Своевременно проходить периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, организованные работодателем.
2.2.7. Своевременно проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.2.8. Предоставлять в случае изменения персональных данных соответствующие документы работодателю в течение 7 календарных дней от даты изменения персональных данных.
2.2.9. Информировать работодателя о временной нетрудоспособности, а также об отсутствии на рабочем месте по другим уважительным причинам.
2.2.10. Осуществлять при расторжении трудового договора передачу дел в установленном порядке.
2.2.11. Соблюдать условия о неразглашении сведений, ставшие известными работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в отношении которых поддерживается конфиденциальность, в течение срока действия трудового договора и в течение пяти лет после его прекращения.
2.2.12. Обеспечивать сохранность персональных данных клиентов и защиту этих сведений от несанкционированного доступа.
2.2.13. Соблюдать Политику и обязательства в области качества, требования системы менеджмента качества, предъявляемые в учреждении.
2.2.14. Отработать после обучения по требованию работодателя не менее одного года, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
2.2.15. Выполнять иные обязанности по распоряжению работодателя в рамках уставной деятельности учреждения.

Читайте так же:  Патент шпаргалка

3. Права и обязанности работодателя
3.1. Работодатель имеет право:
3.1.1. Требовать от работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору.
3.1.2. Принимать локальные нормативные акты, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
3.1.3. Привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
3.1.4. Поощрять работника за добросовестный эффективный труд.
3.1.5. Не допускать работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров; обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда.
3.1.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.
3.2. Работодатель обязан:
3.2.1. Предоставить работнику работу, обусловленную настоящим трудовым договором.
3.2.2. Обеспечить безопасность и условия труда работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; санитарно-бытовые нужды работника, связанные с исполнением трудовых обязанностей.
3.2.3. Обеспечить работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей.
3.2.4. Выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки.
3.2.5. Осуществлять обработку и обеспечивать защиту персональных данных работника в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.2.6. Знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью.
3.2.7. Исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.

4. Оплата труда
4.1. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере:
4.1.1. должностной оклад, ставка заработной платы ________рублей в месяц;
4.1.2. работнику производятся выплаты компенсационного характера:
Наименование выплаты Размер выплаты Фактор, обусловливающий
получение выплаты
надбавка за работу в районах Крайнего Севера 50% в соответствии со ст. 3 закона ХМАО-Югры от 09.12.2004 № 76-оз
районный коэффициент 1,7 в соответствии со ст. 3 закона ХМАО-Югры от 09.12.2004 № 76-оз
4.1.3. работнику производятся выплаты стимулирующего характера:
Наименование выплаты Размер выплаты от должностного оклада Фактор, обусловливающий
получение выплаты
интенсивность и высокие результаты работы до 50% Положение об оплате труда и стимулировании труда работника раздел 4 пункт 4.2.
качество выполняемых работ до 50% Положение об оплате труда и стимулировании труда работника раздел 4 пункт 4.3.
надбавка за выслугу лет до 40% Положение об оплате труда и стимулировании труда работника раздел 4 пункт 4.8.
премиальные выплаты по итогам работы до 100% Положение об оплате труда и стимулировании труда работника раздел 4 пункт 4.5.

4.1.4. Работнику устанавливается коэффициент эффективности деятельности за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, с учетом эффективности и качества исполняемых служебных обязанностей, достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг (отсутствие обоснованных жалоб клиентов, профессиональная компетентность (качественное выполнение должностных обязанностей, стандартов, технологий, методик), выполнение срочных разовых, особо важных, сложных работ и поручений, соблюдение этических норм поведения с клиентами и в коллективе), согласно приказа Депсоцразвития Югры от 09.08.2013 № 518-р «Об утверждении перечня должностей и порядка применения (установления) коэффициента эффективности деятельности работникам государственных бюджетных учреждений и государственных казенных учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры»). Предельные размеры доплаты в процентном отношении устанавливаются на основании приказов Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
4.1.5. Работнику производятся иные выплаты: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере одного месячного фонда оплаты труда работника; единовременное премирование к знаменательным датам (производятся по приказу работодателя).
4.2. Выплата заработной платы работнику производится перечислением денежных средств безналичным путем на лицевой счет работника два раза в месяц: до 25 числа – выплата аванса за первую половину месяца, до 10 числа следующего месяца – выплата заработной платы за предыдущий месяц.
4.3. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, коллективным договором и локальными нормативными актами.

5. Рабочее время и время отдыха
5.1. Работнику устанавливается:
— пятидневная 36 часовая рабочая неделя с поденным учетом рабочего времени и месячным учетным периодом, время начала и окончания работы, продолжительность ежедневной работы, перерывы для отдыха и питания работника согласно графика работы отделения и правил внутреннего трудового распорядка;
— выходные дни — суббота, воскресенье;
— ненормированный рабочий день.
5.2. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
5.3. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск: за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера продолжительностью 16 календарных дней, за работу в условиях ненормированного рабочего дня продолжительностью от 3 до 8 календарных дней согласно учету времени, фактически отработанным работником.
5.4. Ежегодный оплачиваемый отпуск (основной, дополнительный) предоставляется в соответствии с графиком отпусков.
5.5. Работодатель может с учетом конкретных обстоятельств, по заявлению работника, предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы.
5.6. Работодатель имеет право в порядке, установленном трудовым законодательством, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.

6. Социальное страхование и меры социальной поддержки работника

6.1. Работник подлежит обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
6.2. Работнику предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с коллективным договором, отраслевым соглашением и предусмотренные законодательством Ханты-Мансийского автономного округа и Российской Федерации.

7. Ответственность сторон трудового договора

7.1. Работодатель и работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.
7.2. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, к работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

8. Изменение и прекращение трудового договора

8.1. Изменения могут быть внесены в настоящий трудовой договор: по соглашению сторон, при изменении законодательства Российской Федерации в части, затрагивающей права, обязанности и интересы сторон, по инициативе сторон, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
8.2. При изменении работодателем условий настоящего трудового договора (за исключением трудовой функции) по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель обязан уведомить об этом работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца (статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения, сокращением численности или штата работников учреждения работодатель обязан предупредить работника персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения (статья 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
8.3. Настоящий трудовой договор прекращается по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
При расторжении трудового договора работнику предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

9. Заключительные положения

9.1. Работник дает согласие работодателю на предоставление своих персональных данных и на их обработку своей волей и в своих интересах.
9.2. Трудовые споры и разногласия сторон по вопросам соблюдения условий настоящего трудового договора разрешаются по соглашению сторон, а в случае не достижения соглашения рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9.3. В части, не предусмотренной настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
9.4. Настоящий трудовой договор заключен в 2 экземплярах (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации), имеющих одинаковую юридическую силу.

Один экземпляр хранится у работодателя, второй передается работнику.
До подписания трудового договора Работник ознакомлен с действующими в учреждении документами:

№ Наименование документа Отметка об ознакомлении
(подпись, дата)
1 Устав
2 Правила внутреннего трудового распорядка
3 Коллективный договор
4 Положение о консультативном отделении
5 Должностная инструкция
6 Положение об оплате и стимулировании труда
7 Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных
8 Кодекс этики и служебного поведения
9 Положение о порядке формирования резерва управленческих кадров
10 Положение об организации наставничества
11 Положение о конфликте интересов
12 Антикоррупционная политика

РАБОТОДАТЕЛЬ
наименование: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи
семье и детям «Зазеркалье»
адрес (место нахождения): 628418, г. Сургут, ул. Лермонтова, д.9

РАБОТНИК
ФИО:
адрес места жительства:___________
__________________________________
__________________________________
паспорт:__________________________
серия______________№_____________
кем выдан:_______________________
__________________________________
__________________________________
дата выдачи:______________________

Работник получил один экземпляр настоящего трудового договора

_______________________________________________________________
(дата и подпись руководителя)

Трудовой договор с руководителем автономного учреждения

Прошло уже более двух лет с момента вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ). По мере реализации закона на местах возникает много вопросов, в т. ч. о правовом положении руководителя автономного учреждения.

В соответствии с положениями Закона № 174-ФЗ руководитель автономного учреждения играет роль координатора хозяйственной деятельности данной организации. То есть руководитель автономного учреждения осуществляет текущее руководство в организации, но не обладает никакими полномочиями по принятию важных решений, которые способны кардинально изменить структуру автономного учреждения, судьбу имущества и пр. Все “судьбоносные” для автономного учреждения решения он должен согласовывать с наблюдательным советом и учредителем.

Читайте так же:  Договор социального найма жилого помещения как оформить

Учитывая, что полномочия руководителя автономного учреждения четко не прописаны в законе, этому надо уделить особое внимание при разработке устава учреждения. В свою очередь претенденту на должность руководителя автономного учреждения следует внимательно ознакомиться с его правами и обязанностями, которые предусматриваются трудовым договором.

Напомним, что в соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу в соответствии с обусловленной трудовой функцией, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

При подготовке трудового договора с руководителем автономного учреждения следует обязательно включить в него следующие сведения:

– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор;

– сведения о документах, удостоверяющих личность работника;

– идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

– сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

– место и дата заключения трудового договора;

– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы);

– дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора;

– условия оплаты труда (в т. ч. размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

– режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

– компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

– условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

– условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;

– другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Порядок заключения с руководителем автономного учреждения срочного трудового договора, условия оплаты его труда должны быть установлены соответствующими распорядительными документами Учредителя автономного учреждения.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

– об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

– об испытательном сроке;

В соответствии со ст. 70 ТК РФ испытательный срок для руководителей и их заместителей не может превышать шести месяцев).

– о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

– об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

– о видах и условиях дополнительного страхования работника;

– об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи (например, предоставление руководителю и членам его семьи служебного жилья на весь срок работы, если приглашение его на работу связано с переездом из другой местности);

– об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 “Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения” учредитель заключает и прекращает трудовой договор с руководителем автономного учреждения.

Таким образом, именно учредитель в лице руководителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления выступает работодателем по данному соглашению.

Работником выступает руководитель автономного учреждения. При этом название должности руководителя автономного учреждения устанавливается в соответствии с правилами специальных законов и подзаконных правовых актов, действующих в сферах, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. При этом независимо от названия конкретной должности руководитель автономного учреждения является единоличным исполнительным органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью учреждения и действующим на основе принципа единоначалия.

Например, в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1“Об образовании” непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Права и обязанности руководителя автономного учреждения

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 174-ФЗ руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в т. ч. представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Компетенцию руководителя автономного учреждения, как, впрочем, и руководителя любой другой организации, составляют его права и обязанности, которые условно можно разделить на две группы:

– представительство интересов учреждения;

– руководство и управление учреждением.

Представительство интересов учреждения в различных инстанциях

К этой группе правомочий руководителя автономного учреждения относятся те права и обязанности, при помощи которых реализуется гражданская правоспособность учреждения как юридического лица. Это полномочия, направленные на внешнее взаимодействие, как, например, представительство интересов автономного учреждения в различных инстанциях, совершение от его имени сделок, в т. ч. заключение договоров и выдача доверенностей, осуществление иных правомочий, связанных с приобретением и осуществлением таким учреждением имущественных и личных неимущественных прав, несением им гражданско-правовых обязанностей.

При реализации данной группы правомочий единоличного исполнительного органа автономного учреждения важно иметь в виду положения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) от 14.05.1998 № 9 “О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок”. Данное постановление указывает, что из содержания ст. 174 ГК РФ следует, что если полномочия органа юридического лица на совершение сделки ограничены учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе, и при ее совершении указанный орган вышел за пределы этих ограничений, то такая сделка может быть признана судом недействительной. Основание для признания сделки недействительной – иск лица, в интересах которого установлены ограничения. Подобная ситуация возможна в случае, когда в судебном порядке будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.

В связи с этим ст. 174 ГК РФ не применяется в случаях, когда орган юридического лица действовал с превышением полномочий, установленных законом. В указанных случаях надлежит руководствоваться ст. 168 ГК РФ. В свою очередь, ст. 174 ГК РФ может применяться в тех случаях, когда полномочия органа юридического лица определенно ограничены его учредительными документами. Наличие указанных ограничений, установленных в других документах, не являющихся учредительными, не может являться основанием для применения данной статьи.

Руководитель АУ “Социальный центр” заключил договор с клининговой компанией “Чистота” на сумму 3 млн руб.

Однако согласно уставу руководитель имеет право заключать договоры от имени автономного учреждения только до 1 млн руб. В случае превышения указанной суммы руководитель обязан согласовать свои действия по заключению договора с учредителем.

Учредитель автономного учреждения “Социальный центр”, руководствуясь уставом данного автономного учреждения, обратился в суд на действия руководителя автономного учреждения в суде с целью признать недействительной сделку с клиринговой компанией “Чистота”.

Руководствуясь ст. 174 ГК РФ, суд может признать сделку руководителя автономного учреждения с компанией “Чистота” недействительной только в том случае, если будет доказано, что представитель компании “Чистота” знал, что руководитель вышел за пределы полномочий, установленных уставом.

Однако Пленум ВАС РФ считает, что в этом случае будет применено исключение, согласно ст. 168 ГК РФ, в соответствии с которой непорядочность компании “Чистота” доказывать не нужно.

В любом случае руководителям автономного учреждения, представляя интересы учреждения, следует быть внимательными. Это поможет избежать многих неприятностей и недоразумений.

Руководство и управление учреждением

Большую группу правомочий руководителя автономного учреждения составляют его права и обязанности в сфере организации работы учреждения, руководства и управления его текущей деятельностью. Это так называемые внутренние, управленческие правомочия: утверждение штатного расписания, заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с работниками, применение мер поощрения и дисциплинарных взысканий, реализация иных прав и обязанностей в сфере трудовых отношений, руководство хозяйственной деятельностью учреждения, организация выполнения решений собственника его имущества и др.

Действия по реализации собственно управленческой компетенции руководителя облекаются в форму издаваемых им локальных актов – нормативных и индивидуальных.

Под локальным нормативным актом в данном случае следует понимать один из видов внутренних документов, акт управления, имеющий обязательную силу в пределах соответствующего автономного учреждения, при помощи которого в пределах компетенции руководителя регулируются соответствующие отношения путем установления, изменения или отмены долгосрочных правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение. В случаях, предусмотренных законодательством (см., например, ч. 2 и 3 ст. 8 ТК РФ), принятию локального нормативного акта должны предшествовать процедуры учета мнения представительного органа работников либо согласования проекта такого акта с указанным органом.

Читайте так же:  Трудовой договор комбайнёра

Локальные нормативные акты принимаются главным образом в целях конкретизации правил, установленных правовыми актами вышестоящих уровней, применительно к условиям соответствующей организации. Примерами локальных нормативных актов могут служить, в частности, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании, о персонале, о комиссии по трудовым спорам, должностные инструкции и т. п.

От локальных нормативных актов следует отличать локальные индивидуальные (ненормативные) акты.

Локальные индивидуальные акты не устанавливают долгосрочных правил поведения участников регулируемых ими отношений, а направлены на реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица, т. е. являются актами применения права. Индивидуальные локальные акты вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. Индивидуальными локальными актами являются, например, приказы о назначении лица на должность, предоставлении ему отпуска, переводе, увольнении и т. п.

У руководителя автономного учреждения есть и ряд полномочий, которые напрямую не следуют из текста ст. 13 Закона № 174-ФЗ. Например, руководитель автономного учреждения делает предложения по рассмотрению в наблюдательном совете автономного учреждения следующих вопросов:

– о внесении изменений в устав автономного учреждения;

– о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;

– о реорганизации или ликвидации автономного учреждения;

– об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

– об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

– проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

– о совершении крупных сделок;

– о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

– о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета.

Указанные выше действия являются скорее не полномочием, а правом руководителя учреждения.

Неоднозначным представляется вопрос о возможности работы руководителя автономного учреждения по совместительству.

В соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации.

Прямой запрет на работу руководителя по совместительству у другого работодателя установлен федеральным законодательством только в отношении автономных государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Однако и в других случаях учредитель автономного учреждения имеет право включить в текст трудового договора с руководителем автономного учреждения требование о запрете его работы у другого работодателя по совместительству.

Права и обязанности работодателя

Общий перечень полномочий учредителя автономного учреждения содержит постановление Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 “Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения”. В рамках данной статьи для нас наиболее существенными являются полномочия учредителя в области трудовых отношений.

Выступая в качестве работодателя, учредитель автономного учреждения вправе в первую очередь требовать от руководителя автономного учреждения надлежащего исполнения последним своих трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу автономного учреждения. Соответственно, по результатам работы работодатель может применить меры поощрения или принуждения, т. е. в установленном порядке привлечь руководителя к дисциплинарной ответственности.

Основной обязанностью учредителя автономного учреждения является формирование задания автономному учреждению и выделение соответствующего финансового обеспечения. Порядок формирования задания автономным учреждениям на федеральном уровне установлен постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 “Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания“.

Очевидно, что учредитель со своей стороны должен создать все условия для осуществления руководителем своих полномочий.

Оплата труда и социальные гарантии

Оплата труда руководителя учреждения, а также выплаты по гарантиям и компенсациям производятся за счет собственных средств автономного учреждения. При этом законом не предусмотрены какие-либо ограничения размера заработной платы руководителей автономного учреждения и его заместителей. В соответствии с положениями ТК РФ заработная плата руководителя складывается из должностного оклада, надбавок и стимулирующих выплат, причем последние могут носить характер постоянных (ежемесячных) выплат и единовременных премий. Конкретный размер оклада, надбавок и доплат устанавливается приказом учредителя в зависимости от результатов работы автономного учреждения и в пределах средств, предусмотренных в учреждении на оплату труда.

В целях упорядочения расчетов по заработной плате с руководителем автономного учреждения учредителю целесообразно разработать и утвердить нормативные акты, регулирующих сроки и порядок выплаты заработной платы, а также предоставление социальных гарантий и льгот. При этом за основу можно взять следующие документы:

– постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки“;

– приказ Минздрава России от 15.10.1999 № 377 “Об утверждении Положе­ния об оплате труда работников здравоохранения” и другие нормативные акты, устанавливающие порядок оплаты труда работников в различных сферах деятельности.

Рабочее время и время отдыха

Как правило, для руководителя любого учреждения устанавливается ненормированный рабочий день, о чем обязательно необходимо сделать соответствующую отметку в трудовом договоре.

Однако, если исходя из условий труда может быть определен нормированный рабочий день, необходимо указать его продолжительность. При этом нормальная продолжительность рабочего времени должна составлять 40 ч. в неделю.

В отношении времени отдыха руководителю автономного учреждения устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Наиболее распространенная продолжительность такого отпуска составляет 28 календарных дней, однако в зависимости от сферы регулирования может составлять 56 календарных дней (для образовательных учреждений) и более.

Кроме того, руководителю автономного учреждения может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день, продолжительность которого может составлять от трех до 12 календарных дней.

Формулировка в трудовом договоре о том, что руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный автономному учреждению, будет правомерна только в тех случаях, когда это предусмотрено трудовым законодательством.

Так, ст. 243 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника в следующих случаях:

– ущерба, причиненного работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

– недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

– умышленного причинения ущерба;

– причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

– причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

– разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

– причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

При этом следует также учитывать положения постановления Минтруда России от 31.12.2002 № 85 “Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности”, которое также устанавливает соответствующие ограничения.

Во всех остальных случаях для работника может быть предусмотрена только ограниченная материальная ответственность, т. е. в пределах своего среднего месячного заработка в соответствии с положениями ст. 241 ТК РФ.

Изменение и прекращение трудового договора

Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон. Такое соглашение оформляется в письменной форме в виде дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью трудового договора.

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде, в т. ч. в соответствии с п. 3 ст. 278 ТК РФ по следующим дополнительным основаниям:

– невыполнение установленных уставом автономного учреждения целей и видов деятельности, для которых оно создано;

– совершение сделок с имуществом, находящимся в оперативном управлении автономного учреждения, с нарушением требований законодательства;

– невыполнение решений наблюдательного совета автономного учреждения, обязательных для руководителя автономного учреждения;

– наличие по вине руководителя в автономном учреждении более чем трехмесячной задолженности по заработной плате;

– необеспечение использования имущества автономного учреждения по целевому назначению в соответствии с видами деятельности автономного учреждения, установленными уставом автономного учреждения;

– разглашение руководителем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей;

– непредставление отчетности о работе автономного учреждения в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

– неисполнение приказов, распоряжений и указаний органов исполнительной власти в части своей компетенции.

Е.А. Пластинина,эксперт-консультант УМЦ по государственным закупкам
Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,
г. Ярославль