Адвокат по ст 264

10.08.2018 Выкл. Автор admin

Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Выезд и срочная помощь уголовного адвоката!
Позвоните адвокату прямо сейчас: 8 (903) 972-49-13

Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда (скутера с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час), приводимое в движение двигателем.

При защите по ст. 264 УК наш адвокат выясняет необходимые важные обстоятельства преступления, для правильной квалификации и стратегии защиты.

Для уголовной ответственности по указанной статье необходимо выполнение следующих условий:

1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
2) причинение тяжкого вреда здоровью человека;
3) причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т.д., управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если:

  • не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы;
  • нарушена герметичность гидравлического тормозного привода;
  • суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения;
  • неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страхованные тросы (цепи);
  • имеются лифты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д.

К последствиям преступления по статье 264 УК РФ относится причинение тяжкого вреда здоровью человека, аналогично ст. 111 УК:

  1. опасный для жизни вред здоровью, который определяется способом причинения;
  2. причинение конкретно обозначенного в законе последствия;
  3. значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  4. заведомую для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности

При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор. Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам дорожного движения и эксплуатации транспортных средств обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством, и обязан выполнять все требования указанных Правил. Поэтому в случае, если обучаемый пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил Правила, он подлежит ответственности по ст. 264 УК РФ.

Если в результате нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие из них.

Как адвокат по ДТП — дорожно-транспортным происшествиям, я оказываю профессиональную защиту интересов участников аварии по вопросам виновности в ДТП и возмещения ущерба по уголовным и административным делам о дорожно-транспортных происшествиях с погибшими и пострадавшими.

Административные и уголовные дела по ДТП

Если в результате ДТП пострадавшему причинен легкий или средний вред здоровьеэто административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.24 КоАП РФ.

Наказание за данное правонарушение — от административного штрафа в две тысячи пятисот рублей до лишения права управления транспортными средствами до двух лет.

Если в результате столкновение автомобилей, наездов на пешеходов и препятствия, пострадавшим причиняется тяжкий вред здоровью, либо смерть, в отношении виновника ДТП возбуждается уголовное дело.

Если в результате нарушения правил дорожного движения кому-либо из участников, пострадавших причинен тяжкий вред здоровью, в действиях нарушителя усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК, за которое предусмотрено наказание до 2 лет лишения свободы.

При этом, если нарушитель правил дорожного движения находился в состоянии опьянения, наказание за ДТП с причинением пострадавшему тяжкого вреда здоровью увеличивается до 3 лет лишения свободы, а действия виновного квалифицируются по ч.2 ст. 264 УК РФ.

Частью 3 ст. 264 УК РФ предусмотрено наказание виновному в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть пострадавшего, до 5 лет лишения свободы, а 2-х и более лиц — до 7 лет лишения свободы.

Если нарушитель ПДД находился в состоянии опьянения и совершил ДТП, в результате которого погиб человек, наказание увеличивается до 7 лет лишения свободы, а если 2-х и более лиц, наказание увеличивается до 9 лет лишения свободы.

Помощь адвоката по ДТП в установлении обстоятельств дела

Только в результате грубых нарушений правил дорожного движения происходят дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими. Как административные, так и уголовные дела о дорожно-транспортных происшествиях часто являются очень спорными в вопросе установления виновника происшествия. Как правило, при возникновении спора о виновности в ДТП проводится автотехническая экспертиза, по результатам которой определяется виновное лицо. Вместе с тем, по уголовным делам о ДТП при производстве исследования эксперт использует в качестве исходных данные, указанные в постановлении следователя.

Насколько верно следователем указаны в постановлении о назначении экспертизы исходные данные о месте ДТП, скорости и направлении движения, расположение участников ДТП в момент предшествующий ДТП, настолько и экспертиза будет верна. В свою очередь, исходные данные в постановлении о назначении автотехнической экспертизы устанавливаются из схемы места ДТП, протокола осмотра места ДТП, в которых должны быть указаны следы ДТП, показаний очевидцев и участников ДТП, следственных экспериментов и т.д.

Нужно очень внимательно относиться ко всем вопросам, связанным с назначением и проведением по уголовным делам о дорожно-транспортном происшествии автотехнической экспертизы. При подготовке данных и ознакомлении с постановлением следователя о назначении автотехнической экспертизы нужны профессиональные знания адвоката по ДТП. По уголовным делам о ДТП не стоит опираться только на свою уверенность в правоте, поскольку есть еще и процессуальные тонкости расследования данных дел. Бывают случаи, когда при всей очевидности произошедшего, обстоятельства дела устанавливаются не так, как видится на первый взгляд. При участии адвоката по ДТП вероятность положительного результата расследования уголовного дела о ДТП значительно возрастает.

Как прекратить уголовное дело по ДТП

Преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ являются неумышленными, средней тяжести. Данные уголовные дела могут быть прекращены судом в случае возмещения причиненного ущерба и примирения с потерпевшей стороной, .

Прекращение уголовного дела по ДТП за примирением сторон — это право, а не обязанность суда. Само заявление о примирении и компенсацию вреда нужно грамотно и вовремя оформить и предъявить в суд. Большое значение имеет позиция потерпевшего в данных делах, его отношение к прекращению дела, явка в судебные заседания. В организации и оформлении условий для прекращения уголовного дела по ДТП за примирением сторон помощь адвоката очень значима.

Помощь адвоката потерпевшим от ДТП

В результате ДТП всегда причиняется материальный вред, вред здоровью и моральный вред.

Потерпевший имеет право на компенсацию перечисленного вреда. Юридическое сопровождение потерпевшего в ДТП на предварительном следствии и в суде — одно из направлений деятельности адвоката по ДТП. Адвокат по ДТП может участвовать с потерпевшим в следственных действиях, способствовать установлению обстоятельств дела, участвовать в переговорах с виновной стороной, составить исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП и поддержать его в суде.

Переговоры с участием адвоката по ДТП помогут привести к разумному компромиссу между потерпевшей и виновной стороной по вопросу возмещения ущерба.

Адвокат по ст. 264 УК РФ

К уголовно наказуемым деяниям в области дорожного движения относится статья 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации (причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо смерти, в результате нарушения водителем правил дорожного движения, если указанные последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств).

Преступление, предусмотренное этой статьей является неосторожным, то есть, вероятность совершения этого преступления может коснуться любого водителя транспортного средства. При этом, если, например, значительное превышение скоростного режима или управление транспортным средством в состоянии опьянения являются грубыми нарушениями Правил дорожного движения, при которых вероятность ДТП повышается, то совершение ДТП по причине ослепления светом фар встречного автомобиля, ослепления солнечными лучами, или внезапного изменения скорости и направления движения водителем другого транспортного средства, или пешехода пересекающего проезжую часть, может произойти совершенно неожиданно.

Как следует из разъяснений данным в пункте 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» — Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Читайте так же:  Федеральная экспертиза проектной документации москва

Статьей 264 УК РФ предусмотрены различные степени наказания, в зависимости от квалификации преступного деяния. Максимальным является наказание по части 6 статьи 264 УК РФ в виде лишения свободы сроком до 9 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Обвинение по этой статье в случае вынесения судом обвинительного приговора грозит подсудимому реальным сроком, то есть без применения статьи 73 УК РФ (Условное осуждение).

В некоторых случаях наказание в виде лишения свободы не может быть назначено

Так, согласно части 1 статьи 56 УК РФ, наказание в виде лишения свободы может быть назначено осуждённому, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ, или если санкция указанной статьи предусматривает лишение свободы, как единственный вид наказания.

Применительно к статье 264 УК РФ, преступлением небольшой тяжести является только деяние, предусмотренное частью 1. Преступления, предусмотренные частями 2, 3 , 4, 5, 6 статьи 264 УК РФ относятся к категории средней тяжести .

Вместе с тем, приговор по части 1 статьи 264 УК РФ также может обернуться реальным лишением свободы, при наличии к тому оснований.

Защита интересов подозреваемого на стадии предварительного следствия, обвиняемого или осужденного в суде по статье 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации является достаточно сложной и кропотливой работой адвоката. Сложность дел данной категории, заключается в установлении виновности участников дорожного движения ( водителя, пешехода) в нарушении Правил дорожного движения состоящих в прямой причинной связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего .

На стадии предварительного следствия, как правило разрешаются вопросы о скорости движения автомобиля, расстояния между транспортными средствами, расстояние на котором находился в поле видимости водителя пешеход и т.п.

В силу п.п. 1.3, 1.5. Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Иными словами каждый участник дорожного движения, будь то водитель, пешеход или пассажир рассчитывает на определенное поведение другого участника, управляющего транспортным средством или переходящим проезжую часть.

В случае невыполнения требований Правил дорожного движения ( грубой неосторожности ) пешехода, водитель совершивший на него наезд и не располагавший технической возможностью предотвратить такое происшествие, может быть признан невиновным в причинении вреда здоровью потерпевшему.

Нередки случаи, когда участники дорожного движения неожиданно изменяют скорость или направление своего движения, в связи с чем, водитель совершивший в связи с этим наезд на пешехода или столкновение с другим транспортным средством мог объективно не предвидеть развития таких событий и соответственно не имел возможности предотвратить столкновение.

Таким образом, в данной категории дел необходимо учитывать множество факторов, как каждого в отдельности, так и всех в совокупности, поскольку установление истинных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия безусловно влияет на исход дела.

Для привлечения водителя транспортного средства к уголовной ответственности по статье 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации необходимо установить и доказать факт нарушения именно водителем требований Правил дорожного движения Российской Федерации состоящих в прямой причинной связи в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, либо в причинении по неосторожности смерти человеку.

Поскольку обстоятельства каждого дела разные, адвокату по ДТП необходимы знания не только законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, но и познания в вопросах разрешаемых при производстве автотехнических исследований. Ведь иногда самый незначительный нюанс, заметный только опытному юристу, может иметь решающее значение для дела.

Центр защиты прав водителей «Главная Дорога» одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других «многопрофильных компаний».

Адвокат по ст 264

  • Введение
  • Виды САТЭ
  • Задачи решаемые САТЭ
  • Техническое состояние ТС
  • Следы и место ДТП
  • В комплексе со СМЭ
  • Состояние дороги
  • Исходные данные
  • Обязательно по всем
  • Наезд на пешехода
  • Столкновение ТС
  • Опрокидывание ТС

В боль­шинстве случаев состав преступления ст. 264 Уголовного кодекса РФ возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Эффективность защиты и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и материалов, представляемых на экспертизу.

  1. судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  2. судебная экспертиза технического состояния ТС;
  3. судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
  1. определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  2. определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  3. определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  4. установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  5. определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  6. определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  7. установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  8. определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  9. определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  10. какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  11. определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  12. установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
  13. установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  14. определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  15. установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатов, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  16. определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
  1. установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  2. установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  3. установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
  4. установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  5. установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
  1. определение механизма ДТП;
  2. установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
  3. установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  4. установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  5. установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  6. установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
  7. установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
  8. установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  9. определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  10. установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  11. установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  12. установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
  13. установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
  1. установление взаиморасположения человека и частей ТС;
  2. оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
  3. определение позы и двигательных реакций пострадавших;
  4. выявление признаков, характеризующих действия водителя;
  5. получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.

Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, биологической, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.

  1. установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
  2. установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  3. определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
  4. установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  5. определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  6. установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  7. определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.
Читайте так же:  Экстра сервис фокстрот возврат денег

Практика показывает, что для решения простейшей задачи САТЭ — определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) — используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные сложности.

В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

  • Фабула ДТП с подробным описанием дорожной ситуации.
  • Дорожные условия:
  1. тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т.д.);
  2. состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.д.). Во всех случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть. Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части;
  3. состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т.д.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение ТС, координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП;
  4. размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.);
  5. продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или в процентах (спуск, подъем в направлении движения ТС либо горизонтальный);
  6. наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.;
  7. установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек И т.д.);
  8. дата и время суток ДТП;
  9. месторасположения ДТП (населенный пункт, ненаселенный пункт и т.д.);
  10. дальность видимости проезжей части, наличие искусственного или естественного освещения;
  • Наличие следов ТС на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность, при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы торможения и до оси каких колес (передней или задней) измерен след. В случае если ТС в процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность участка разворота. В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.), необходимо привести последовательность и протяженность каждого участка.
  • При пересечении под углом, отличающимся от прямого, указать угол пересечения в градусах либо в относительных величинах (подобная ситуация может наблюдаться при съезде ТС с проезжей части на обочину). В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии или накатом преодолело какое- либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого препятствия (препятствий). В случае если у ТС затормаживались только колеса одной оси (стороны), указать какой (либо какое, если это одно колесо), а также причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения.
  • Скорость движения ТС, пешеходов, животных (определяется для последних экспериментально) и т.д.
  • Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.).
  • Дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным экспериментом).
  • Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.) относительно обочин дороги или других элементов.
  • Техническое состояние ТС до ДТП.
  • Тип, модель ТС.
  • Принадлежность государственному учреждению либо индивидуальному владельцу.
  • Наличие предупредительных знаков, установленных на ТС (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т.д.).
  • Степень загруженности ТС (вид груза и его масса, число пассажиров). В случае если груз не габаритный, указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.
  • В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС).
  • Момент возникновения опасности для движения либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для предотвращения наезда.
  • Направление движения пешеходов (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно его траектории движения) либо под углом к ТС; в этом случае необходимо указать угол сближения ТС и пешехода, а также с какой, левой или правой, стороны от ТС происходило это сближение;
  1. то же самое для случая движения во встречном для ТС направлении;
  2. в случае движения в перпендикулярном направлении указать «слева направо», «справа налево».
  • Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда. В случае если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался — время остановки. Для велосипедиста в случае, если велосипед затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось торможение.
  • Какой частью ТС был произведен контакт с пешеходом при наезде.
  • Указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом; если применял — координаты места наезда относительно следов торможения либо, на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда.
  • В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать: интервал между ТС и препятствием, ограничивающим обзорность;
  1. скорость движения ТС, ограничивающего обзорность, либо что оно находилось в неподвижном состоянии;
  2. вид и модель ТС, ограничивающего обзорность;
  3. направление движения ТС, ограничивающего обзорность;
  4. при одинаковых скоростях ТС и попутном движении — дистанцию;
  5. при различных скоростях ТС при попутном движении, а также при любых скоростях во встречном движении — расстояние от ТС, ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из-за габарита ТС, ограничивающего обзорность. Для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения ТС, все расстояния указываются от места наезда; затормаживалось или нет ТС, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда.
  • Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.д.) необходимо указывать дальность видимости препятствия, которое в большинстве случаев отличается от дальности видимости дороги; совпадение этих расстояний крайне редко и маловероятно. Определяются обе величины экспериментальным путем (эксперимент необходимо проводить в условиях, наиболее приближенных к условиям на месте совершения ДТП). Дальность видимости, как проезжей части, так и препятствия зависит от множества факторов: конструктивных, атмосферных, технических, субъективных, экологических и т.д. Поэтому в каждом отдельном случае эти величины определяются индивидуально, независимо от среднестатистических данных.
  • Обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность). Наличие за светофорными объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с цветовыми сигналами светофора, и т.д.
  • Порядок организации движения ТС на перекрестке и образующих его улицах (дорогах).
  • Наличие разметки, ее расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого покрытия.
  • Наличие светофорных объектов, расположение на перекрестке, режим (цикл) и характер их работы.
  • Расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрестка.
  • Применяли или не применяли водители перед столкновением торможение; если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение.
  • Расположение ТС по ширине проезжей части перед выездом на перекресток.
  • Техническое состояние и загруженность ТС, какими частями произошло их столкновение, наличие факторов, способствующих возникновению ДТП.

Дорога вне населенных пунктов

  • Попутное или встречное столкновение.
  • Применялось или не применялось торможение перед столкновением; если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, а также после столкновения — до остановки.
  • Момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения.
  • Какими частями столкнулись ТС, их загруженность, техническое состояние и скорость движения.
  • Если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело ТС с этого момента до столкновения.
  • Расположение следов ТС, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ.
  • Расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и ее границ.
  • Расположение ТС и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.
  • Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного ТС относительно границ и оси проезжей части.
  • При столкновении в темное время суток необходимо кроме видимости дороги указать расстояние, с которого у водителя была объективная возможность различить неподвижное препятствие (определяется только экспериментальным путем).
  • Характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом ТС; при этом, как правило, следы левой и правой стороны раздваиваются из-за того, что передние и задние колеса ТС двигаются по различным траекториям).
  • Величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги.
Читайте так же:  Пособие по опекунству ребенка 2019

Приведенный перечень исходных данных, использующихся в САТЭ, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет сориентироваться во всем многообразии исходных данных и представить для исследования именно те из них, которые отвечают особенностям конкретного ДТП. При необходимости более полного представления объема исходных данных эксперт может заявить об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных.

  • Степени вреда
  • Характеристики вреда
  • Когда невозможно определить?
  • Тяжкий вред здоровью
  • Средний вред
  • Процедура определения
  • Вопросы на экспертизу

Уголовный кодекс Российской Федерации описывает три степени тяжести причиненного вреда здоровью:

Тяжесть вреда здоровью определяется следующими характеристиками:

  • Опасность нанесенных телесных повреждений для жизни потерпевшего. Общая продолжительность расстройства здоровья.
  • Стабильная потеря трудоспособности.
  • Потеря какого-либо органа (конечности) или прекращение функционирования органа (конечности). Потеря слуха, зрения или речи.
  • Полная потеря профессиональной трудоспособности.
  • Нарушение психического здоровья, появления наркотической или токсикологической зависимости. Необратимое обезображение лица.
  • Прерывание беременности.

Для определения факта, имело ли место нанесение вреда здоровью, достаточно наличия хотя бы одной из перечисленных характеристик. Если имеется несколько признаков, тяжесть нанесенного здоровью вреда определяется по самому тяжелому из них. Опасными для жизни считаются состояния, которые могут привести к летальному исходу.

Следует отметить, что необратимое обезображение лица не является медицинским понятием, поэтому установление данной характеристики не входит в компетенцию судебно- медицинского эксперта.

В ряде случаев, по вполне объективным причинам, судебно-медицинская экспертиза по определению тяжести нанесенного вреда не может быть проведена. Это происходит в следующих ситуациях:

  • Потерпевшему невозможно поставить достоверный диагноз повреждения или заболевания из-за неясного характера клинической картины или недостаточно полно проведенных клинических и лабораторных исследований.
  • Если потерпевший отказался от прохождения дополнительных обследований или не появился на повторном осмотре, что препятствует правильной оценке экспертом характера нанесенного вреда здоровью потерпевшего.
  • Отсутствует часть документов, необходимых для определения тяжести вреда здоровью. Например, если нет результатов дополнительных анализов.

Тяжкий вред здоровью определяется по двум признакам. Первым из них считается вред здоровью, опасный для жизни. При отсутствии первого признака тяжкий вред здоровью определяется по второму – последствия причиненного вреда.

ОПАСНЫЙ ДЛЯ ЖИЗНИ ТЯЖКИЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ

Опасные для жизни потерпевшего повреждения принято делить на две группы. К первой группе телесных повреждений, опасных для жизни человека, относятся:

  • Проникающие раны головы (черепа). Независимо от того, был ли поврежден головной мозг.
  • Переломы основания черепа и костей свода черепа, за исключением изолированных трещин только внешней пластины свода черепа, а также кроме переломов костей лицевой части головы.
  • Ушибы головного мозга тяжелой степени, а также средней степени, если имеются признаки повреждения стволового отдела.
  • Проникающие раны позвоночника, независимо от того, поражен ли спинной мозг.
  • Переломы дуг позвонков шейного отдела, в том числе переломы-вывихи.
  • Односторонние переломы дуг первого и второго позвонков шейного отдела, независимо от того, поврежден ли спинной мозг.
  • Подвывихи и вывихи позвонков шейного отдела.
  • Перелом-вывих или перелом одного, или нескольких позвонков грудного или поясничного отдела при нарушении функционирования спинного мозга.
  • Ранения в области шеи с проникновением в гортань, пищевод, трахею, просвет глотки или с повреждением вилочковой и щитовидной железы.
  • Ранения в области груди с проникновением в полость перикарда, в плевральную полость или в клетчатку средостения. Независимо от повреждения внутренних органов.
  • Проникающее в область брюшины ранение живота.
  • Ранения живота с проникновением в кишечник (кроме нижнего сегмента прямой кишки) или в полость мочевого пузыря.
  • Открытая рана поджелудочной железы, почек или надпочечников.
  • Разрыв любого внутреннего органа, в том числе мочеточника, перепончатой секции мочеиспускательного канала, предстательной железы.
  • Двойной перелом кольца таза в задней и передней частях с потерей непрерывности. Или двусторонний перелом заднего тазового полукольца с потерей непрерывности кольца таза и разрывом подвздошно-крестцового сочленения.
  • Открытый перелом плечевой, бедренной или большеберцовой кости (длинные трубчатые кости), открытые повреждения коленных и тазобедренных суставов.
  • Нарушение целостности основных кровеносных сосудов (аорты, крупных артерий и соответствующих им вен).
  • Термический ожог третьей или четвертой степени при площади поражения свыше 15% кожных покровов. Термический ожог третьей степени при поражении более 20% кожных покровов. Термический ожог второй степени при поражении более 30% кожных покровов.

Вторая группа телесных повреждений, опасных для жизни, включает в себя повреждения, которые повлекли за собой состояния, угрожающие жизни человека. К подобным состояниям относятся:

  • Тяжелый шок третьей или четвертой степени.
  • Кома, вызванная различными причинами.
  • Обширные кровотечения и большие кровопотери.
  • Коллапс, нарушение кровообращения головного мозга тяжелой степени, острая сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность.
  • Острая почечная недостаточность.
  • Острая печеночная недостаточность.
  • Тяжелая степень острой дыхательной недостаточности.
  • Гнойно-септические поражения тканей.
  • Нарушения кровообращения, вызвавшие инфаркт внутреннего органа, тромбоэмболию, газовую или жировую сосудистую эмболию, гангрену конечностей.
  • Комплекс нескольких состояний, угрожающих жизни потерпевшего.

ВРЕД ЗДОРОВЬЮ, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, НО КВАЛИФИЦИРУЕМЫЙ КАК ТЯЖКИЙ ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ

Последствия, вызванные нанесенными телесными повреждениями, согласно которым нанесенный вред является тяжким:

  • Полная слепота на оба глаза или снижение остроты зрения до четырех процентов от нормального.
  • Потеря речи в результате потери голоса или потеря возможности изъясняться посредством членораздельных звуков.
  • Полная глухота или случаи, когда человек не имеет возможности слышать разговорную речь на расстоянии от трех до пяти сантиметров от ушной раковины.
  • Потеря органа или стойкое нарушение функционирования органа, в том числе: ампутация конечности; утрата функций руки или ноги вследствие паралича или иного состояния, блокирующего их деятельность; потеря кисти или стопы (вследствие потери трудоспособности более, чем на одну треть); повреждения половых органов, приведшие к утрате способности к совокуплению, оплодотворению, зачатию и деторождению; потеря одного яичка.
  • Психические заболевания или расстройства, вызванные нанесением телесных повреждений. Наркомания, токсикомания. В данных случаях тяжесть вреда здоровью определяется судебно-медицинским экспертом при участии психиатра, нарколога или токсиколога, причем после проведения соответствующей экспертизы: психиатрической, токсикологической или наркологической.
  • Общие патологические состояния, заболевания и повреждения, повлекшие за собой длительную утрату трудоспособности на одну треть или более.
  • Прерывание беременности на любом этапе.

Квалификационными характеристиками средней степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, являются:

  • Отсутствие прямой опасности для жизни потерпевшего.
  • Отсутствие тяжелых состояний, характеризующих вред здоровью как тяжкий по последствиям.
  • Продолжительное расстройство здоровья (утрата трудоспособности более чем на 21 день).
  • Стойкая утрата трудоспособности не более чем на одну треть (от десяти до тридцати процентов включительно).

Исследование может быть проведено исключительно по документам, но в особых случаях, а также при наличии достоверных документов, корректно и в полном объеме описывающих нанесенные потерпевшему повреждения. Чаще всего экспертиза осуществляется с осмотром и опросом потерпевшего.

Исследование включает в себя следующие этапы:

1. Тщательный опрос потерпевшего, осмотр имеющихся повреждений или следов их нанесения.

2. Сбор всех документов, имеющихся по делу: медицинские карты из поликлиники по месту жительства и травмпункта, протоколы осмотра, записи бригады скорой помощи, фотографии.

3. Осмотр и опрос потерпевшего.

4. При наличии внутренних повреждений выполняются ультразвуковые или иные специальные исследования (если необходимо).

5. При необходимости или отсутствии важных документов специалист, проводящий экспертизу, может затребовать недостающие бумаги.

6. Изучение всех предоставленных документов.

7. Оформление экспертного заключения, в которое заносятся выводы, сделанные экспертом.

1. Какова степень тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего?

2. Каковы последствия нанесенных телесных повреждений?

3. Можно ли квалифицировать нанесенный вред здоровью как тяжкий вследствие вызванных им последствий?

4. Каков процент стойкой утраты трудоспособности?

5. Какова продолжительность временной утраты трудоспособности?

6. Вызвали ли нанесенные телесные повреждения состояние, опасное для жизни потерпевшего?