Закон о страхование автомобиля осаго

30.08.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Какие изменения ждут ОСАГО в 2019 году

Закон об ОСАГО меняется ежегодно. Растут размеры выплат, корректируются тарифы и правила страхования. Но реформы необходимы ОСАГО, поскольку повышается стоимость автомобилей, запчастей, ремонта и лечения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Это приводит к тому, что доступного лимита выплаты становится недостаточно для покрытия расходов. Увеличивая размер компенсации, страховщики терпят убытки ввиду низкой стоимости полиса, что является причиной повышения тарифов.

Без реформы предоставлять услуги по страхованию ОСАГО откажется основная часть участников рынка, возникнут сложности по приобретению полиса. И очередные изменения в законодательстве будут сделаны уже весной 2019 года.

Что новое было в 2019 году

Кардинальные изменения в законе об ОСАГО были сделаны в июле 2019 года. Рассмотрим основные из них:

  1. С июля 2019 года страховщик обязан провести осмотр повреждений автомобиля после ДТП в течение 5 дней с момента подачи документов о наступлении страхового случая. Ранее этот срок отсчитывался с момента предоставления транспортного средства к осмотру.
  2. С июля автовладельцы обязаны проводить независимую экспертизу автомобилей страховщика. Это не запрещает оценивать ущерб самостоятельно, обратившись к эксперту. Но без проведения экспертизы страховщика выплата произведена не будет.
  3. Срок рассмотрения претензии страхователя при досудебном урегулировании убытков увеличен с 5 до 10 дней. В течение этого периода страховщик должен рассмотреть жалобу клиента (если он неудовлетворен суммой выплаты) и направить ответ.
  4. Автовладельцы могут оформлять электронные полисы ОСАГО. Для проверки документа сотрудникам ГИБДД предоставляется распечатанная информация о том, что договор страхования заключен.
  5. Тарифы по ОСАГО не могут меняться чаще 1 раза в год.

Какие ожидаются изменения в закон об ОСАГО в 2019 году

Пока изменения в законодательстве незначительные. Так, с января 2019 года все страховые компании обязаны предоставлять услуги по оформлению электронного полиса ОСАГО.

Следующие изменения будут сделаны весной текущего года, и они значительно меняют условия страхования автогражданской ответственности.

Изменения в законодательной базе находились на разработке больше года. Перечень коррективов был официально опубликован в августе 2019 года.

Планируется внести поправки в законодательстве в начале 2019 года, а в силу они вступят с 1 марта 2019 года.

По ремонту автомобиля

Основной поправкой в законодательстве станет правило, по которому страхователю не выдается на руки денежная компенсация, а автомобиль направляется на СТО для ремонта.

Станцию ремонта транспортных средств выбирает страхователь из списка, предложенного страховщиком. После ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля он оплачивает выставленный счет.

Такая процедур возмещения убытков исключает вероятность обмана со стороны автолюбителей. Случаи, когда ради получения материальной выгоды, водители договаривались с работниками СТО об увеличении суммы счета, встречаются часто.

С другой стороны, изменение ситуации выгодно автовладельцам. Если раньше суммы денежной компенсации могло не хватить на восстановление поврежденного ТС, то сейчас проводится полный ремонт, а водителю нет нужды беспокоиться за размер выставленного счета.

Денежная компенсация будет выплачиваться в исключительных случаях:

  • при тотальной гибели автомобиля, когда восстановлению она после аварии не подлежит;
  • если сумма выставленного счета превышает допустимый лимит (в 2019 году – 400 000 рублей), а автовладелец не желает делать доплату из личных средств;
  • если страхования компания по каким-либо причинам не может направить автомобиль в СТО, выбранную страхователем при заключении договора;
  • если страхования компания не укладывается в установленные законодательством сроки (30 дней) произвести ремонт автотранспорта;
  • если страхователь обратился с просьбой произвести выплату в денежном эквиваленте по определенным причинам (например, при тяжелом материальном положении) и направил ее в РСА (выплаты будут производиться не всем желающим, а только при наличии веских и доказанных оснований, после проведения специальной комиссии);
  • если страховщик и страхователь в письменном виде заключили соглашение о выплате денежной компенсации (такой вариант будет возможен, но сумму выплатят значительно меньше, чем было бы потрачено на ремонт авто).

Как составить заявление на продление страхового полиса ОСАГО, читайте здесь.

Касаемо штрафов для автолюбителей, кардинальных изменений не произойдет. В Кодексе об административных правонарушениях появится статья за отсутствие Зеленой карты у въезжающих в страну иностранных водителей.

Размер штрафа пока не оговаривается, но контролировать данный процесс поручат Таможенной службе.

В 2019 году планировалось увеличить штраф за езду без ОСАГО в 10 раз (с 800 рублей до 8000 рублей). А при обнаружении поддельного полиса лишать водительских прав. Данные изменения в наступившем году внесены не будут.

По стоимости обязательного автострахования

Корректировка тарифов по ОСАГО пока не запланирована. Возможно, ежегодное повышение цен на страховку не коснется 2019 года. Изменения будут внесены только в систему расчетов стоимости ОСАГО.

С 2019 года коэффициент бонус-малус будет рассчитываться по другой схеме. Сейчас он присваивается водителю и автомобилю.

И когда в полис вписывается несколько человек, стоимость страховки увеличивается, что несправедливо по отношению к автолюбителям, заработавшим длительной безаварийной ездой максимальный класс и хорошую скидку.

С 2019 года КМБ будет присваиваться конкретно водителю, в зависимости от количества лет безаварийной езды.

Это создает преимущества для страхователей:

  • возможность повышения КМБ без привязки к определенному ТС;
  • перерасчет коэффициента будет производиться ежегодно, 1 января, а не по окончании страхового периода;
  • узнать свой класс водитель сможет на сайте РСА;
  • упрощение процесса оформления группового ОСАГО.

Изменения в страховых выплатах по ОСАГО в 2019 году коснутся лимита компенсации по Европротоколу. Ее размер составит 100 00 рублей (в 2019 году – 50 000 рублей). Увеличивать выплаты по основному способу оформления ДТП пока не планируется.

Предполагается изменение максимального лимита в Москве и Санкт-Петербурге, но предложение на данный момент находится на рассмотрении в правительстве РФ.

В денежном эквиваленте выплата будет производиться только в исключительных случаях. Потерпевший в ДТП получит направление в СТО для ремонта автомобиля. Срок гарантии составит более 2 месяцев.

Перечисленные изменения в ОСАГО относятся к основным. Но есть ряд других коррективов, о которых следует знать страхователям:

  1. Изменяется список претензий, предъявляемых к виновнику аварии. Так, законодательством будет запрещено требовать выплаты в судебном порядке на ремонт автомобиля с пешеходов, ставших виновниками ДТП и получивших травмы.
  2. В РСА создана база данных всех водителей. И каждый автолюбитель может сделать запрос, получив информацию о себе. До 2019 года эта возможность предоставлялась только страховым компаниям.
  3. Обращаться за выплатой в страховую компанию водитель должен лично.

Изменения в законодательстве гласят, что будет запрещено передавать (продавать) права на требование компенсации у страховой компании.

До 2019 года водитель мог за определенную стоимость продать право требования возмещения от страховщика. Автоюристы зарабатывали на этом неплохие деньги, решая вопросы в судебном порядке. Теперь это сделать будет невозможно.

А теперь о том, какие изменения сделать планировалось, но они не вошли в законопроект:

  1. Отмена коэффициента силовой мощности автомобиля, что сделало бы стоимость полиса ниже.
  2. Внедрение коэффициента за опасное вождение и нарушение ПДД.
  3. Возможность оформления страховки на 3 года.
  4. Исключение из системы расчетов региональных коэффициентов.
  5. Включить требование по оформлению электронного полиса лично водителем, а не третьим лицом. Как этот пункт будет контролироваться, власти не разъяснили.

В стадии разработки находятся еще два изменения:

  1. Увеличить минимальный срок страхования по ОСАГО до 1 года.
  2. Ввести коэффициенты для водителей, часто участвующих в ДТП.

Второе изменение стоит рассмотреть подробнее. Возможно, появится новый, 10 повышающий коэффициент. Он увеличивает стоимость полиса пропорционально количеству произошедших аварий за прошедший страховой период.

Теперь злостные правонарушители, действия которых неоднократно приводили к ДТП, станут платить еще больше.

Коэффициент распространяется на водителей, у которых произошло больше 5 аварий за год:

Новости по теме

Выберу.ру называет пять случаев, когда страховая пытается нажиться на вашей проблеме несмотря на то, что обязана выплатить деньги.

Средний тариф ОСАГО снизился на 1,6%, сообщают в Центробанке РФ, но делать выводы об устойчивости снижения – преждевременно. Это также добавили в ЦБ.

Заявленную возможность камер фото- и видеофиксации для проверки ОСАГО МВД РФ и Российский союз автостраховщиков реализовать до 1 февраля не успели.

Читайте так же:  Льготы для ветеранов государственной службы

Федеральный закон Об обязательном страховании регулирует всю деятельность страховых компаний. Именно он защищает интересы водителей и страховщиков. В нем строго определены:

  • общие положения – основные понятия и принципы страхования, приоритетность законов;
  • порядок и условия страхования;
  • порядок получения и размер выплат;
  • особенности профессионального объединения страховщиков.

Большинство важных моментов для водителей отражены во второй части ФЗ №40 – основного закона об обязательном страховании. В их число входит информация о правилах страхования, суммах выплат, проведении независимых технических экспертиз и другом.

Третья глава раскрывает, когда и при каких условиях можно получить компенсацию от страховщика за понесенный ущерб.

В четвертой и пятой главах закона уже отражено регламентирование деятельности страховых компаний и особенностей их профессионального объединения.

Особенности текущей редакции закона

Изменения в законодательные акты по обязательному страхованию вносятся регулярно. Государственная дума улучшает закон, делая его более удобным для водителей и обеспечивая максимальную защиту их интересов.

В новом законе были введены следующие моменты:

  • до 4 июля 2016 года страховые компании могли существенно затягивать процесс осмотра повреждений автомобиля. Ранее у них было 5 дней, начиная с момента предоставления машины владельцем. Теперь оценка ущерба должна быть выполнена в течение 5 дней, начиная с момента подачи заявления в страховую компанию;
  • запрет на независимую экспертизу. Теперь результаты самостоятельно организованной оценки, вне зависимости от того, какая сторона ее инициировала, не имеют юридической силы;
  • продления срока претензий. Новая редакция ФЗ № 40 расширяет срок подачи претензии с 5 до 10 дней;
  • определение срока действия полиса. Начиная с 1 сентября 2016 года срок страхования не может быть менее одного календарного года;
  • появление электронных полисов. Появились изменения закона, которые позволяют оформлять страховку через интернет. Воспользоваться этой функцией водители могли уже с 1 января, если ранее получали хотя бы один полис.

Важно, что изменения в законе, касающиеся страхового полиса, устанавливают ответственность водителей за предоставление ложных данных. Делая это с целью завышения страховых выплат, владелец транспортного средства должен будет не только оплатить ремонт своей машины, при попадании в ДТП, но и возместить страховой компании незаконную разницу в размере платежей.

Для получения полиса теперь потребуется диагностическая карта. Такой документ не имеет каких-либо степеней защиты, так как информация о нем заносится сразу в базу данных «Российского объединения автостраховщиков».

Контроль за обязательностью страхования

Положения законодательного акта определяют, что сотрудники дорожной полиции обязаны проверять наличие полисов у водителей. Если они отсутствуют, то владельцу транспортного средства придется заплатить штраф. На данный момент действуют следующие суммы:

  • за отсутствие полиса – 500 рублей;
  • за отсутствие водителя в полисе – 500 рублей;
  • за просроченный полис – 1 000 рублей.

Следует отметить, что законодательные органы планируют в ближайшее время существенно увеличить размер финансовой ответственности для водителей, внеся соответствующие изменения в федеральный закон.

Оценка изменений в ФЗ № 40

В законодательной среде наблюдаются продолжительные дебаты о содержании ФЗ. Вносимые изменения, с точки зрения водителей и государственных представителей:

  • устанавливают недостаточный уровень ответственности страховщиков за выполнения взятых обязательств. Поправки в законе должны в большей степени учитывать этот момент, обеспечивая защиту прав водителей;
  • отличаются двойственностью толкования. Некоторые положения закона не дают точного определения ситуаций и понятий;
  • необходимость доплачивать за ремонт автомобиля во многих случаях. Действующая редакция закона не обеспечивает полную и эффективную работу системы страхования.

Как отмечается, многие страховые компании стремятся занизить или вовсе аннулировать свою ответственность, избежав выплат. Редакция ФЗ об обязательном страховании автомобиля в последней редакции позволяет несколько повысить защищенность прав водителей.

Ст. 14 ФЗ об ОСАГО. Возмещение вреда виновником ДТП

Данная статья закона подробно описывает случаи, когда страховщик может требовать возмещения от виновника ДТП.

Если вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), к страховщику, осуществившему страховую выплату, переходит требование потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленной потерпевшему выплаты (подпункт «б» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО). Презюмируется, что вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения, если такое лицо отказалось от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Электронный полис ОСАГО

ОСАГО – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Этот вид страхования регулируется на территории Российской Федерации отдельным законом (Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), который устанавливает обязанность каждого владельца авто оформить страховой полис. Заключение договоров осуществляется в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Законом об ОСАГО указана недопустимость использования транспортного средства, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность. Правонарушители данной нормы несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами страхования возмещается ущерб по каждому страховому случаю, возникшему во время действия договора. Страховая сумма при этом составляет в части возмещения вреда, причиненного:

  • жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  • имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

Страховые тарифы определяются страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. Ознакомиться со стоимостью страхования можно на нашем сайте на странице Базовые тарифы по ОСАГО. На итоговый размер страховой премии влияет набор поправочных коэффициентов:

  • мощность двигателя;
  • регион (по месту регистрации собственника);
  • количества водителей;
  • возраст, стаж вождения, страховая история (участие в ДТП за прошлые годы) всех водителей, ответственность которых будет застрахована по договору.

Договор страхования может быть заключен:

  • без ограничения количества водителей, допущенных к управлению транспортным средством;
  • с ограничением, то есть страхование будет распространяться только на водителей, указанных в договоре страхования.

Что нужно для оформления страховки ОСАГО

При заключении договора страхования предоставляются следующие документы:

  • заявление о заключении договора;
  • паспорт или иной удостоверяющий личность документ (для страхователей — физических лиц);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для страхователей — юридических лиц);
  • документ о регистрации транспортного средства (паспорт, свидетельство о регистрации, технический паспорт, технический талон или другой аналогичный документ);
  • водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством, когда заключается договор ОСАГО в отношении определенного количества водителей;
  • диагностическая карта, за исключением случаев, когда транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, а также в других предусмотренных законодательством случаях;
  • cведения о страховании, полученные от страховщика, с которым был заключен предыдущий договор.

Способы оформления страховки ОСАГО

Договор ОСАГО можно заключить в бумажном варианте в офисе страховой компании или через его представителей. Перечень филиалов ЕВРОИНС можно посмотреть на нашем сайте на странице «Контакты».

Для удобства клиентов на нашем интернет-сайте можно купить онлайн электронный полис ОСАГО по выгодной цене. Такая страховка имеет юридическую силу наравне с бумажным вариантом.

Чтобы сделать или продлить страховку на сайте ЕВРОИНС в форме электронного полиса, необходимо ознакомиться с небольшой инструкцией, указанной в разделе ниже, и перейти на страницу регистрации и авторизации в личном кабинете.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ.

  • Оформление электронных полисов ОСАГО онлайн через посредников запрещено Законом.
  • При оформлении электронного полиса ОСАГО через посредника Вы лишаетесь возможности получить страховую премию при расторжении договора (премия подлежит возврату ТОЛЬКО СТРАХОВАТЕЛЮ, соответствующему сведениям, содержащимся в Единой информационной базе РСА), а также внести изменения в действующий договор.
  • При несовпадении Ваших данных и сведений, указанных третьими лицами, которые оформили Вам страховой полис. Страховщик, в соответствии с действующим законодательством, имеет право потребовать от Вас полностью возместить произведенную выплату (предъявить к ВАМ регрессное требование) при наступлении страхового случая.
  • Самостоятельное оформление электронного полиса онлайн дает Вам гарантию соблюдения Ваших прав в рамках Закона об ОСАГО (получение страховой выплаты потерпевшим, возврат страховой премии при расторжении, внесение изменений в договор страхования и др.).

Узнать дополнительную информацию по страхованию онлайн можно в службе поддержки ЕВРОИНС через личный кабинет на нашем сайте, по электронной почте epolis@euro-ins.ru или по телефону +7 (495) 926-51-55.

Проверить факт наличия электронного полиса и указанные в нем данные Вы всегда можете, обратившись в службу поддержки по указанному выше телефону.

Регистрация или вход в личный кабинет ОСАГО

Для входа в личный кабинет необходимо пройти первичную регистрацию или авторизацию.

Первичная регистрация производится, если Вы ранее не регистрировались на нашем сайте.

Обратите внимание, если у вас есть действующий полис ОСАГО в ЕВРОИНС, то его номер необходимо ввести строго в таком виде: ХХХ-0000000000 (например, ХХХ-1234567890, где ХХХ пишется русскими буквами).

Для авторизации входа в личный кабинет, необходимо ввести номер телефона, логин или e-mail и пароль, указанные вами при первичной регистрации.

Закон об ОСАГО дает 10 дней на страхование ответственности, можно ли эксплуатировать авто в этот период?

Добрый день! 13.09. 2013г. приобрел автомобиль по договору купли продажи который составлен в простой письменной форме, Автомобиль был получен после растоможки и на учет в ГИБДД еще не был поставлен. 15.09.2013г. был остановлен сотрудниками ГИБДД для проверки документов, после чего мне было предложено пройти в служебный автомобиль для составления протокола об административном нарушении по причине отсутствия страхового полиса. Мои доводы , что согласно ст. 4 п. 2. Федерального Закона № 40-ФЗ от 25.04.2002г. (ред. от 28.07.2012г., с изм. от 25.12.2012) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при возникновении права владения транспортным средством . владелец тс обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации тс, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им, не были приняты во внимание, после чего был составлен протокол об административном правонарушении п.п. 2.1.1. согласно которому «Водитель механического транспортного средства обязан:

Читайте так же:  Договор с водителем в рб

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: .

• страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.» Но согласно вышеуказанному Закону, у меня есть 10 дней на приобретение полиса.

Сотрудник ГИБДД объяснил мне, что я согласно Закона об ОСАГО могу просто владеть авто, и в течение 10 дней страховать свою ответственность, но не эксплуатировать его. Тогда объясните, для чего Законом об ОСАГО дается 10-ти дневный срок на страхование гражданской ответственности? Ведь «просто владеть авто» я могу вообще без полиса!

Ответьте пожалуйста, прав ли в данной ситуации сотрудник ГИБДД ?

Уточнение от клиента

Маргарита! Спасибо за ответ. Степень ответственности при наступлении страхового случая без полиса ОСАГО я в полной мере осознаю, вопрос в другом. Зачем тогда законом дается 10 дней и если сотрудники ГИБДД правы, то как пройти техосмотр (без него полис по закону выдать не могут). Кстати на этот вопрос они предложили проехать на техосмотр на эвакуаторе (бред, не правда ли?). Одновременно с тем, на постановку авто на учет так же дается 10 дней и все сотрудники понимают для чего, никто не предлагает проехать на сверку агрегатов на эвакуаторе.

Уточнение от клиента

Уважаемые Маргарита и Ян. Еще раз спасибо за Ваши коментарии, но хочу обратить Ваше внимание на Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2012 N АКПИ12-205

в котором моя правота подтверждается целиком и полностью, а именно : цитата «Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» несостоятельна. Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право УПРАВЛЯТЬ им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.» конец цитаты.

Я думаю Вам как юристам дающим консультации, будет не лишним иногда поглубже вникнуть в суть вопроса. С уважением Вячеслав.

Страховое бессилие. Почему водители отказываются от ОСАГО

Согласно статистике, предоставленной МВД, количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выросло в 2017 году до 2,8 млн. Это на 40% больше, чем годом ранее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в России насчитывается более 3 млн автовладельцев без полиса.

Страховщики фиксируют рост числа таких водителей третий год подряд. В РСА считают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. Кроме того, объединение страховщиков настаивает на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения. Это стремление выглядит попыткой преодолеть несостоятельность действующей системы ОСАГО, суть которой должна состоять в предоставлении качественного сервиса автомобилистам.

Явление того же порядка — законопроект, который внесли в Госдуму в январе 2018 года. Этот документ предлагает повысить штраф за отсутствие полиса с 800 до 5000 рублей. Однако повышение ответственности — борьба со следствием, а не с причиной.

Цена растет, качество — нет

За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов. Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении. Другая крайность — навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.

В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей. При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем. Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.

Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.

Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.

Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту — даже при личном обращении в офис.

Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления. При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис. Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.

Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, — суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.

Охлаждение отношений

В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» — пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги. С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно. Единственным выходом вновь остается суд — долгий, дорогой и невыгодный.

На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус—малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду. Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю. В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус—малус» при новом обращении к страховщику.

Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.

Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.

При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами — во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам. При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.

Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно). 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается — он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.

Читайте так же:  Материально ответственный договор с продавцами

Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной. Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами — иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?

Повышение штрафов — не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.

ОСАГО 2018 – что нового и какие изменения?

ОСАГО постоянно меняется, и 2018 год стал одним из самых богатых на нововведения: от новых бланков полисов до учёта штрафов и опасного вождения водителей при стоимости страховки – что-то из всех новшеств уже вступило в законную силу и действует, а что-то вряд ли будет введено? В статье речь пойдёт об ОСАГО в 2018 году: какие изменения вступают в силу и что нового ждёт автовладельцев. Тонкости этих изменений мы и рассмотрим пошагово в формате вопросов и ответов.

Меняется ли цена на ОСАГО в 2018 году?

Да. Стоимость полиса складывается из базовой ставки и применяемым к ней затем коэффициентам, в основном, увеличивающим конечную цену на страховку.

В мае 2018 года Центробанк сообщил об увеличении конечной стоимости полиса ОСАГО. Изменение планируется уже к концу лета 2018 года и коснётся увеличения диапазона применяемых цен базовой ставки страховки, а также повышения двух коэффициентов:

  1. по территории страхования (региона России),
  2. по стажу и возрасту водителя.

Базовая ставка будет увеличена с коридора 3432-4118 рублей до 2746-4942 рублей. Но полис от этого вырастет ещё больше.

Подробно об изменении цен на ОСАГО мы рассмотрели в специальной статье о подорожании полисов.

На сегодня действует коридор 20% для базовых ставок (но будьте уверены, практически все страховые используют максимальную цифру в этом коридоре):

  • для физических лиц на легковые авто: от 3432 до 4118 рублей,
  • для юридических лиц на легковые авто: от 2573 до 3087 рублей.

Средняя стоимость полиса ОСАГО на 2018 год составляет чуть более 5 500 рублей.

Рассчитать стоимость полиса ОСАГО

Изменяются ли полисы ОСАГО?

Да. Они уже изменились с 1 января, и страховые компании продают страховку только с новыми бланками. Изменений немного, но все они достаточно значимые. Давайте рассмотрим их!

Самое главное – новый полис ОСАГО 2018 теперь имеет QR-код размерами 2×2 см, что позволяет, во-первых, идентифицировать его как не поддельный, во-вторых, получить базовую информацию о держателе страховки.

Так, при сканировании кода (сделать это можно любым смартфоном с установленным приложением) осуществляется переход на сайт Российского союза автостраховщиков, где можно будет узнать информацию о застрахованном водителе. Фактически, это самая базовая информация о владельце ОСАГО – то, что указано на самом полисе:

  • название страховой,
  • идентификационные номера страховки,
  • данные о машине,
  • срок действия заключённого договора ОСАГО.

Это может быть полезно только для определения, настоящий ли перед Вами полис или поддельный. Например, при оформлении ДТП по европротоколу можно будет «пробить» нелиповость полиса. Не значит ли это, что ответственность за пренебрежение такой проверкой в скором времени повесят на водителей, сложный вопрос. Но вполне вероятно.

Полис с QR-кодом можно получить только в офисе страховой – при оформлении электронной страховки Вам на почту придёт обычный бланк.

А вот это изменение в ОСАГО 2018 года уже приятнее для водителей, ведь многие из нас уже успели столкнуться со слетевшей скидкой за безаварийную езду из-за несогласованности работы страховых компаний (а, может быть, и элементарного мошенничества с их стороны).

Теперь в новом бланке полиса 2018 года указывается класс на начало действия страховки, а также таблица с классами для каждого из водителей в случае, если полис с ограниченным кругом допущенных лиц, для прозрачности расчёта стоимости страховки. Фото такого нового полиса с таблицей:

То есть, зная формулу расчёта класса безаварийности и коэффициенты по региону и другие, Вы сможете проверить, правильно ли Вам посчитали цену страховой премии. Предлагаем ознакомиться со статьёй по наглядному расчёту КБМ.

А на случай, если страховка ОСАГО будет неограниченной, в новом полисе предусмотрено также поле, где указывается класс непосредственно собственника на начало заключения договора.

Вырастет ли штраф за страховку?

На сегодняшний день (мы ежедневно мониторим изменения законодательства РФ) штраф остался тот же:

  • 800 рублей (400 рублей со скидкой), если у Вас нет страховки или она просрочена,
  • 500 рублей (250 со скидкой 50%), если Вы не вписаны в полис или истёк период использования автомобиля.

Несмотря на ряд новостей в начале 2018 года об изменениях такого штрафа, все эти новости – не более чем «фейк». У нас есть специальная статья о таких новостях в 2018 году, и ещё одна об актуальном штрафе за отсутствие страховки.

Тем временем, пока нет никаких новостей из официальных источников о том, что такой штраф может вырасти до конца 2018 года. Если это произойдёт, статья будет обновлена, а Вы можете подписаться на изменения в статье ниже.

Будет ли реформа ОСАГО 2018?

Маловероятно. Реформа, предлагаемая Министерством финансов РФ, включает в себя такие нововведения:

  1. вариации максимальной выплаты по ОСАГО от 400 тысяч рублей до 2 миллионов и зависимость от лимита стоимости полиса в 2018 году,
  2. отмена ряда коэффициентов (по мощности авто и региону проживания собственника машины),
  3. дополнительный повышающий коэффициент для юридических лиц.

Тем не менее, на сегодняшний день все 3 этих изменения встречают на своём пути критику и непринятие другими законодательными ведомствами.

Так, критикуется вариативность лимита максимального возмещения из-за самой сути ОСАГО – по автогражданке ведь страхуется именно ответственность водителя, и потерпевший, таким образом, будет зависеть от желания виновника застраховаться по тому или иному лимиту. Впрочем, доля логики в вариативности лимитов всё же есть, и что именно не понравилось в этом Банку России, который и выступил против изменения, остаётся загадкой.

Но будут изменения в коэффициентах. Так, дополнительный коэффициент для организаций был предложен самими страховыми компаниями, сетующими на то, что чаще всего нет информации о том, какой именно водитель будет управлять таким транспортным средством и насколько велик его стаж и возраст. Но это только предложение.

Но, как мы уже отметили выше, вырастут 2 коэффициента: территориальный и по возрасту и стажу водителей. Также страховщики предлагают ввести новый коэффициент – по пробегу машины.

Таким образом, из перечисленных новшеств по реформе ОСАГО только изменения базовой ставки и двух коэффициентов планируются в 2018 году.

Подорожает ли страховка при наличии нарушений ПДД или штрафов?

Нет. По крайней мере, не в 2018 году. Эта поправка, к слову, тоже предлагалась в рамках реформы ОСАГО, но и ей не суждено сбыться.

Причина здесь проста, и она имеет много общего с отменой справки о ДТП в прошлом году – ГИБДД попросту не дало добро на предоставление базы нарушителей страховым компаниям. Доводом послужила отсылка на Федеральный закон «О полиции», причём, без указания конкретной статьи и пункта. Но если Вы попробуете поискать сами, то не найдёте в законе ни слова о запрете взаимодействия со сторонними организациями или нарушение прав гражданина передачей информации таковым. Впрочем, несогласие ГИБДД только на руку простым автолюбителям, ведь штрафы есть у многих.

За основу инициативы были взяты совершенно благие намерения – если водитель часто нарушает ПДД, что и отражается на наличии у него штрафов, то это значит, что и в ДТП у него вероятность попасть выше, став виновником. И, согласитесь, что это вполне логично! В особенности, если бы для повышения стоимости полиса учитывались не все нарушения Правил, а только определённые, например, такие как опасное вождение, повторное превышение скорости, нарушения проезда перекрёстков или умышленные нарушения. А такие как выезд за стоп-линию, излишняя тонировка или установка запрещённых типов ламп в фары – то, что не имеет прямого влияния на возможность аварии, не учитывались.