Возврат товара экспортеру

02.09.2018 Выкл. Автор admin

ВОЗВРАТ ТОВАРА ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА С КОНТРАГЕНТОМ ИЗ ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) был подписан в городе Астане 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. В Евразийский экономический союз с января 2015 года вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, а с 12 августа 2015 года к ним присоединилась Киргизия.

Страны ЕАЭС договорились, что взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке, установленном приложением № 18 к Договору (п. 1 ст. 72
Договора; Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол).

Ситуация: возврат товара по причинам ненадлежащего качества и (или) комплектации.

Налог на добавленную стоимость. В рассматриваемом случае нужно руководствоваться специальными положениями пункта 11 Протокола. В частности, там сказано, что налоговая база по НДС при экспорте товаров, при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) согласовали возврат экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Поскольку Налоговым кодексом иное не предусмотрено, экспортер руководствуется данной нормой.

После частичного или полного возврата покупателем некачественных (некомплектных) товаров экспортер должен скорректировать налоговую базу в декларации за период, в котором им был согласован возврат.

Данная корректировка согласно пункту 41.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость отражается в декларации, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщик признал такой возврат товаров, по строке 060 код операции 1010447.

Корректировку экспортер подтверждает корректировочным счетом-фактурой, который он выставляет контрагенту из ЕАЭС на основании подп. 4 п. 20 Протокола и норм Кодекса (п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ). (Последними предусмотрен порядок выставления корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае уточнения количества отгруженных товаров при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на такое изменение.)

Необходимость выставления корректировочного счета-фактуры при возврате некачественного товара подтверждается разъяснениями Минфина России (письма Минфина России от 01.04.2015 № 03-07-09/18053, № 03-07-09/17917, № 03-07-09/18070, от 30.03.2015 № 03-07-09/17466).

По мнению налоговых органов (п. 2 письма ФНС России от 11.08.2014 № ГД-4-3/15780), поставщик при корректировке величины налоговой базы в связи с возвратом бракованного товара должен откорректировать (восстановить) величину налоговых вычетов и отразить данные корректировки за тот налоговый период, в котором признан возврат бракованного товара.

Восстановленный к уплате в бюджет НДС в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) принимается к вычету при условии, если экспортер намерен использовать возвращенные товары в операциях, признаваемых объектаминалогообложения по НДС.

В ситуации, когда возврат товаров был осуществлен до представления экспортером в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов (их копий), предусмотренных пунктом 4 Протокола с целью подтверждения применения нулевой ставки по НДС, такие документы представляются с учетом изменений (контракт, отгрузочные документы), связанных с возвратом некачественных товаров.

«Входной» НДС по возвращенным товарам в данной ситуации в общем порядке принимается к вычету при условии, что экспортер намерен использовать возвращенные товары в операциях, признаваемых объектами налогообложения по НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. Порядок налогового учета операций, связанных с возвратом товаров ненадлежащего качества и (или) комплектации, налоговым законодательством РФ не определен.

Известно мнение ФНС России (письма УФНС России по г. Москве от 21.09.2012
№ 16-15/089421@, от 11.03.2012 № 16-15/020516@) об учете операций по возврату покупателем некачественных товаров путем корректировки налоговой базы за тот налоговый (отчетный) период, в котором были реализованы некачественные товары, с представлением уточненной налоговой декларации (данное мнение основано на нормах абз. 2 п. 1 ст. 54 и ст. 81 НК РФ).

В то же время в другом письме (письмо Минфина России от 30.01.2012 № 03-03-06/1/40) Минфином России высказана точка зрения, что не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

В рассматриваемой ситуации факт возврата товара ненадлежащего качества и (или) комплектации установлен после его отгрузки и приемки контрагентом. В момент признания доходов и расходов при отгрузке товаров у экспортера отсутствовала информация о неустранимых недостатках товаров. Соответственно, говоритьвданномслучае об ошибке (искажении) налоговой базы экспортера по налогу на прибыль на дату отгрузки нет основания.

При таком подходе отсутствует необходимость производить пересчет налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса для случаев обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы.

Возврат товара ненадлежащего качества и (или) комплектации следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, связанную с полным или частичным расторжением договора поставки, которая подлежит отражению в налоговом учете в периоде, в котором договор считается прекращенным.

Экспорт в страны ТС: внимание на НДС

Уже более трех лет российские компании при экспорте товаров в Беларусь и Казахстан для расчета НДС руководствуются порядком взимания косвенных налогов при экспорте товаров в Таможенном союзе. Исчисление НДС в этом случае имеет свои особенности. Мы расскажем, на что бухгалтеру нужно обратить особое внимание, чтобы не ошибиться и правильно применить нулевую ставку НДС.

Нормативная база и общие правила

Помимо главы 21 НК РФ при экспорте в страны Таможенного союза (далее — ТС) необходимо дополнительно учитывать положения трех нормативных документов:

  • Соглашения о принципах взимания ­косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее — Соглашение);
  • Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
  • Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009.

В частности, в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов (далее — Протокол) оговаривается, что при экспорте товаров с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС налогоплательщик того государств — члена ТС, с территории которого вывезены товары:

  • применяет нулевую ставку НДС;
  • имеет право на налоговые вычеты и зачеты в порядке, предусмотренном законодательством своего государства в отношении товаров, экспортированных за пределы ТС.

Имейте в виду, что ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ по вопросам налого­обложения по сравнению с нормами законодательства РФ. На это обратил свое внимание Минфин России в письме от 21.05.2013 № 03-07-13/1/18017. В нем ­финансисты пояснили, что при вывозе из РФ в Республику Казахстан и Респуб­лику Беларусь товаров, освобожденных от обложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ, необходимо применять именно нулевую ставку НДС, а не освобождение от налогообложения. Ведь в п. 2 вышеупомянутого Соглашения прямо сказано, что при вывозе товаров с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. И никаких особенностей применения НДС при вывозе товаров, операции по реализации которых освобождены от обложения этим налогом на основании норм налогового законодательства соответствующего государства — члена ТС, положениями Соглашения и Протокола не предусмотрено.

Еще один важный нюанс заключается в том, что нормы Соглашения применяются независимо от страны происхождения товаров. При этом страной происхождения товара считается та страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке). Поэтому, к примеру, если российская фирма приобрела товары у немецкой компании, ввезла их с территории Германии на территорию РФ, а затем продала их белорусской фирме (то есть вывезла с территории РФ на территорию Республики Беларусь), в отношении последней операции (экспорта товара из РФ) применяется нулевая ставка НДС согласно Соглашению и Протоколу. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 12.12.2011 № 03-07-13/01-52.

Документы для обоснования нулевой ставки

В пункте 2 ст. 1 Протокола уточняется перечень документов (их копий), которые экспортеру необходимо представлять в свой налоговый орган вместе с налоговой декларацией, чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС. В него входят:

  • договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ТС;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по установленной форме с отметкой налогового органа государства — члена ТС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства — члена ТС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС (единственное исключение, когда данные документы не представляются, — это случаи, когда для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства — члена ТС);
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства — члена ТС, с территории которого экспортированы товары.

Впрочем, если законодательство государства — члена ТС, с территории которого экспортированы товары, не предусматривает обязанности представлять вышеперечисленные документы вместе с налоговой декларацией, в налоговую инспекцию нужно будет подать только заявление.

Имейте в виду, что при экспорте товаров в Беларусь и Казахстан с территории РФ российскому налогоплательщику фактически приходится применять промежуточный вариант: одного заявления недостаточно, но и весь описанный выше пакет, предусмотренный Протоколом, тоже собирать не придется. Дело в том, что начиная с 1 октября 2011 г. Налоговый кодекс больше не содержит требования о представлении выписки из банка о поступлении выручки с целью подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров из РФ. А это значит, что исполнять нормы Протокола в части представления выписки российским экспортерам не нужно (письма Минфина России от 12.09.2012 № 03-07-13/21, от 16.01.2012 № 03-07-15/03).

Читайте так же:  Как правильно оформить куплю дома с земельным участком

Еще один интересный нюанс заключается в том, что нет никакой необходимости, чтобы российская организация в составе пакета документов, подтверждающих право на нулевую ставку, представляла счета-фактуры, выставленные при экспорте данных товаров. Налоговые органы их требовать не вправе. Ведь ни в Соглашении, ни в Протоколе о счетах-фактурах ничего не сказано, да и в ст. 164 и 165 НК РФ счета-фактуры, выставленные экспортерами товаров их покупателям, не упоминаются в числе документов, которые должны входить в пакет, подтверждающий нулевую ставку. Такие разъяснения даны Минфином России в письме от 10.04.2013 № 03-07-08/11874.

Срок представления пакета документов — в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Если организация не уложилась в этот срок, придется НДС уплатить. Причем датой отгрузки будет признаваться дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата оформления иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства — члена ТС для плательщика НДС. А за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату НДС (с нарушением указанного срока) налоговый орган взыщет не только НДС, но и пени, исходя из налогового законодательства государства, с территории которого экспортированы товары.

Впрочем, если впоследствии (то есть уже после истечения первых 180 дней и уплаты НДС) налогоплательщик все-таки соберет и представит необходимый пакет документов, подтверждающий право на нулевую ставку НДС, суммы уплаченного НДС подлежат вычету, зачету или возврату в соответствии с законодательством страны, из которой были экспортированы товары. А вот суммы пеней и штрафов возврату, увы, не подлежат.

Пожалуй, самый главный момент, на который необходимо обращать пристальное внимание, заключается в том, кому именно реализуются товары, экспортируемые из РФ на территорию Белоруссии и Казахстана.

Во-первых, Соглашение и Протокол не содержат специальных положений о подтверждении реализации товаров физическим лицам для личного использования. В частности, если товар был реализован российской организацией физическому лицу, находящемуся в Республике Беларусь или Казахстане, невозможно получить заявление о ввозе. А оно, как мы уже выяснили, является самым главным документом, подтверждающим право на нулевую ставку. Значит, при реализации физическим лицам придется руководствоваться общими правилами — начислять НДС по ставкам 18 или 10% в зависимости от вида товара, либо пользоваться освобождениями от НДС, предусмотренными ст. 149 НК РФ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 25.01.2012 № 03-07-13/01-03 в отношении реализации товаров через интернет-магазин физическим лицам, которые находятся на территориях стран ТС.

Во-вторых, сам по себе факт пересечения товаром границы не будет иметь значения, если продавцом (экспортером из РФ) и покупателем (получателем товара в Республике Беларусь или Казахстане) являются российские организации. К примеру, возможна следующая ситуация. Сначала одна российская организация продает со склада в РФ товар другой российской организации, имеющей склад в Белоруссии, и фактически организует вывоз товара из РФ в Белоруссию. Затем уже вторая организация продает данные товары иностранным лицам, которые не являются налогоплательщиками государств — членов ТС (то есть данная российская организация экспортирует товары из Белоруссии за пределы территории ТС).

Комментируя такой случай, специалис­ты финансового ведомства в письме Минфина России от 14.03.2013 № 03-07-08/7842 подчеркнули, что нормы Протокола регламентируют порядок применения нулевой ставки только в отношении тех операций по реализации товаров, вывозимых из одного государства — члена ТС в другое, которые осуществляются между налогоплательщиками, состоящими на учете в налоговых органах, расположенных на территориях разных государств ТС. А потому эти особые нормы не распространяются:

  • ни на операции по реализации товаров, вывозимых с территории РФ на территорию Республики Беларусь, в рамках договорных отношений между российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах РФ;
  • ни на реализацию товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы территории ТС, по договорам российской организации с иностранными лицами, не являющимися налогоплательщиками государств — членов ТС.

Руководствоваться в обоих случаях нужно общими нормами НК РФ, а это значит, что в первом случае (в рамках договора между двумя российскими организация­ми) нужно применить обычную ставку НДС — 18 или 10% в зависимости от вида товара либо освобождение по ст. 149 НК РФ. А во втором случае (при реализации товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь в третьи страны, российским налогоплательщиком по договору с иностранным лицом) вообще не возникает объекта обложения НДС в РФ исходя из норм ст. 146 и 147 НК РФ.

Кстати, тот же принцип справедлив в случае, если товар поставляется российской организацией с территории РФ на склад другой российской организации, находящийся за пределами ТС. Тут тоже ни о какой нулевой ставке речи быть не может. Ведь согласно подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ в пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, входит контракт (копия контракта) российского налогоплательщика на поставку товара за пределы единой таможенной территории ТС именно с иностранным лицом. А в рассматриваемом случае обе стороны договора являются российскими организациями. Значит, в данной ситуации тоже надо начислять НДС по ставке 18 или 10% либо воспользоваться освобождением по ст. 149 НК РФ. Аналогичная позиция высказана в письме Минфина России от 08.05.2013 № 03-07-08/16131.

И наконец, в-третьих, на практике возможна еще одна ситуация. Российская организация заключила договор с иностранным лицом, не являющимся налогоплательщиком государства — члена ТС, но грузополучателем является налогоплательщик Республики Беларусь. По мнению финансистов, налогообложение российского экспортера в данном случае зависит от того, был ли уплачен НДС при ввозе товара в Республику Беларусь и, как следствие, получила ли российская организация Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Республики Беларусь (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-07-08/6170). Иными словами, возможны две ситуации.

Первая: если НДС при ввозе в Респуб­лику Беларусь был уплачен, российский экспортер получит заявление и будет вправе применить нулевую ставку. При этом НДС может быть уплачен либо иностранной организацией, состоящей на учете в налоговых органах Рес­публики Беларусь, либо белорусской организацией при приобретении товаров у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Респуб­лики Беларусь.

Вторая: если же НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь не уплачивался, никакого заявления не будет. Как следствие, применить нулевую ставку НДС при реализации иностранному лицу товара, вывозимого с территории РФ на территорию Рес­публики Беларусь, российская организация — экспортер не сможет.

Контрагенты российских компаний из Белоруссии или Казахстана могут осуществлять самовывоз товаров с территории РФ. То есть российскому экспортеру в рамках договора с белорусским или казахским партнером не приходится доставлять товар. Но это значит, что и обычных транспортных (товаросопроводительных) документов, необходимых для подтверждения права на применение нулевой ставки, он оформлять не будет.

Однако это не означает, что нулевая ставка станет недостижимой. В письме ФНС России от 30.05.2013 № ЕД-3-3/1928@ налоговики пояснили, что Протокол не устанавливает требований к виду транспортного (товаросопроводительного) документа. Следовательно, вместо товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т в налоговые органы вполне может быть представлена международная товарно-транспортная накладная (CMR). Ведь содержащиеся в CMR показатели в целом аналогичны показателям товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Такой же вывод следует из разъяснений контролирующих органов Белоруссии, Казахстана и России.

Так, при перемещении товаров самовывозом казахской организацией с территории РФ на территорию Республики Казахстан документом, подтверждающим указанное перемещение, согласно разъяснениям Налогового комитета Минфина Республики Казахстан от 15.08.2011 № НК-24-24/9488 (доведены до налоговых органов по субъектам РФ письмом ФНС России от 16.09.2011 № ЕД-4-3/15167@), является международная товарно-транспортная накладная (CMR). А в отношении форм документов, подтверждающих перемещение товаров автомобильным транспортом с территории РФ на территорию Респуб­лики Беларусь при их самовывозе белорусским покупателем, следует руководствоваться разъяснениями МНС Республики Беларусь от 04.08.2011 № 2-1-10/3791 (доведены до налоговых органов по субъектам РФ письмом ФНС России от 14.10.2011 № ­ЕД-4-3/17067@). В них, в частности, уточняется, что в соответствии с Инструкцией по заполнению международной товарно-транспортной накладной CMR, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 № 23, при отправлении груза с территории иных государств может применяться либо накладная CMR, утвержденная названным постановлением, либо накладная CMR страны отправителя. А при отсутствии таких документов (например, при доставке товара на личном автомобиле сотрудника) вообще могут быть рассмот­рены письменные объяснения плательщика, приказы о направлении сотрудников в командировку и другие документы.

Особенно внимательными нужно быть в случае, если товар проходит по территории Республики Беларусь или Казахстана в режиме транзита. То есть когда осуществляется экспорт из РФ в третьи страны через границу РФ с государством — членом ТС, на которой таможенное оформление отменено.

В письме ФНС России от 10.12.2012 № ЕД-4-3/20900@ налоговые органы указали, что согласно п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган в составе пакета документов необходимо представлять таможенную декларацию или ее копию с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. Однако требование о представлении таможенной декларации с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории РФ, в данной статье не установлено.

В свою очередь, согласно п. 4 ст. 195 Таможенного кодекса ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств — членов ТС. Это происходит путем проставления соответствующих отметок на таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также внесения соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа. А в пункте 43 раздела XI Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, уточняется, что в графе «C» основного и добавочного лис­тов декларации на товары (далее — ДТ) под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, проведении таможенного контроля. В частности, под номером 2 указываются цифровыми символами дата выпуска товаров, а также регистрационный номер выпуска товаров, если его проставление преду­смотрено законодательством государства — члена ТС, с проставлением соответствующего штампа в виде оттис­ка «Выпуск разрешен», подписи должностного лица и оттиска личной номерной печати.

Следовательно, даже если российская организация экспортирует товары в третьи страны через границу РФ с государством — членом ТС, нужно все равно представлять в налоговую инспекцию таможенную декларацию (или ее копию) с вышеуказанными отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление данного вывоза товаров.

Читайте так же:  Захват заложников уголовный кодекс

При этом налоговые органы имеют полное право направлять соответствующие запросы для получения информации о количестве и дате фактически вывезенных товаров в те таможенные органы РФ, которые производили таможенное оформление этих товаров Это следует из письма ФТС России от 16.07.2010 № 04-45/35094 (доведено до налоговых органов по субъектам РФ письмом ФНС России от 21.07.2010 № ШС-37-3/7188@) и Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 № 01-69/1/ММ-27-2/1.

И наконец, рассмотрим ситуацию, когда белорусский или казахский покупатель возвращает товар российскому поставщику — экспортеру. Если причиной возврата является ненадлежащее качество и (или) комплектация товара, нужно руководствоваться нормами п. 9 ст. 2 Протокола. Во-первых, участники договора должны подтвердить причину возврата. Во-вторых, имеет значение, когда именно осуществлен возврат. При возврате ввезенного товара в том же месяце, когда они были приняты на учет, такие товары вообще не отражаются в налоговой декларации. В противном случае необходимо представлять соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.

Аналогичным образом будет поступать и российский экспортер. Если до момента возврата он уже представил в налоговую инспекцию декларацию по НДС, в которой отражена реализация товаров и применена нулевая ставка, ему придется подать уточненную декларацию, чтобы скорректировать величину налоговой базы. При этом нужно также уточнить и сумму вычетов по НДС.

А вот если контрагент из Республики Беларусь или Республики Казахстан возвращает товар надлежащего качества, к примеру, по причине невозможности дальнейшей его реализации, то придется поступать по-другому. Ведь рассмот­ренная выше норма Протокола в этом случае не действует, и никаких особенностей для других причин возврата в Протоколе не предусмотрено.

Это значит, что в такой ситуации возврат товара рассматривается как самостоятельная хозяйственная операция, не имеющая отношения к первоначальной экспортной сделке. Иными словами, российская организация, принимающая возвращаемый товар, должна руководствоваться общими правилами ст. 2 Протокола, регламентирующими порядок исчисления НДС в отношении товаров, приобретенных налогоплательщиком одного государства — члена ТС (в данном случае российской организацией) у налогоплательщика другого государства — члена ТС (у белорусской или казахской организации). Такие разъяснения были даны в письме Минфина России от 01.02.2013 № ­03-07-13/01-2104.

Возврат товара экспортеру

Товар, экспортированный в страны ЕАЭС, может вернуться российскому продавцу по причине ненадлежащего качества. Тогда экспортер корректирует налоговую базу по НДС (уменьшает налог) в том налоговом периоде, в котором стороны согласовали возврат товара. Этот порядок следует из п. 11 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014).

В то же время перед экспортером встает вопрос, нужно ли платить ввозной НДС при возврате товара в таком случае. Минфин России ответил на него отрицательно в письме от 28.06.2017 № 03-07-13/1/40899. Другими словами, если российскому продавцу возвращается некачественный товар, ранее экспортированный в страны ЕАЭС, продавец не платит ввозной НДС и, соответственно, не подает в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Информационная система 1С:ИТС обновляется каждый день. Не пропускайте последние новости – подпишитесь на бесплатную рассылку сайта.

  • актуальность: десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • право выбора: вы подписываетесь только на те категории новостей, которые хотите получать;
  • экономию денег и времени: рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС и вам не нужно отбирать новости самим;
  • конфиденциальность: ваш e-mail не передается третьим лицам;
  • сохранность: все самое важное остается в вашей почте, а не теряется в дебрях Интернета.

Чтобы подписаться на новости или изменить содержимое рассылки, укажите Ваш почтовый адрес

Возврат экспортированного товара и корректировка экспортной базы: заполняем НДС-декларацию

В разделах 4 и 6 обновленной НДС-декларации появились строки для отражения корректировки экспортных вычетов и налоговой базы при экспорте, а также для отражения возврата отгруженных товаро в утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ .

Проверить, относится ли государство контрагента к офшорному, можно, изучив специальный Перечен ь утв. Приказом Минфина от 13.11.2007 № 108н .

Отметим, что коды операций, которые надо проставлять при корректировке цены экспортированных товаров или их возврате, зависят не только от вида самой операции, но и от категории покупателей. Если они взаимозависимы с вашей организацией и/или являются резидентами офшорных зон, то код надо выбрать в приложении № 1 к Порядку заполнения НДС-декларации. А если ваши покупатели ни к тем ни к другим лицам не относятся, то вам не придется искать код: в разделах 4 и 6 предусмотрены отдельные блоки для отражения корректировочных операций с обычными покупателями. Для таких операций мы и посмотрим, как заполнять экспортные разделы НДС-декларации.

Корректировка цены экспортированных товаров

Порядок отражения корректировки цены экспортированных товаров зависит от того, была подтверждена нулевая ставка НДС или нет.

СИТУАЦИЯ 1. Скорректирована цена подтвержденного экспорта

К примеру, российский экспортер отгрузил зарубежному покупателю 30 тонн руды стоимостью по 1200 долл. США тремя равными партиями.

Продавец собрал полный комплект документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС. Экспортная выручка в сумме 1200 долл. США была отражена в разделе 4 декларации по курсу на дату отгрузки (для примера — 50 руб/долл.) п. 3 ст. 153 НК РФ .

По условиям контракта содержание железа в руде должно быть не менее 62%. Покупатель после проведения лабораторных анализов обнаружил, что в первой партии содержание железа меньше, а во второй — больше. Из-за чего подписано соглашение:

  • об уменьшении стоимости первой партии (10 тонн) на 80 долл. США;
  • об увеличении стоимости второй партии (10 тонн) на 60 долл. США.

После изменения стоимости экспортированного товара в разделе 4 НДС-декларации продавцу нужно заполнить строки 100— 110. Причем сделать это нужно в том квартале, в котором скорректирована цена п. 10 ст. 154, п. 4 ст. 166 НК РФ; п. 41.7 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок); п. 11 приложения № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) . А дата подписания соглашения — это и есть дата изменения цены договора. Так что подавать уточненные декларации по НДС за прошлые налоговые периоды не требуется.

Раздел 4. Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена

Интересно то, что форма декларации не предполагает никаких дальнейших изменений показателей в случае заполнения строк 100 и 110: их данные дальше в декларации нигде не учитываются.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В строках 100 и 110 раздела 4 декларации по НДС отражается корректировка налоговой базы в отношении, в частности, реализованных товаров. Поскольку реализация таких товаров при подтвержденном экспорте облагается по нулевой ставке НДС, а исчисленная сумма налога по такой операции равна 0, то она не участвует в дальнейших расчетах суммы налога в этом разделе (при заполнении итоговых строк 120, 130). При изменении цен налоговые вычеты в разделе 4 не корректируются.

Поскольку меняется цена товара, изменяется и величина экспортной выручки, что должно быть учтено как в бухгалтерском учете, так и при расчете налога на прибыль. Для сопоставления данных сумма измененной выручки должна быть видна и в декларации по НДС ” .

Однако заполнение строк 100 и 110 не ограничивается лишь целями соответствия данных между НДС-учетом, учетом по налогу на прибыль и бухучетом. Изменение суммы экспортной выручки влияет на пропорцию, по которой могут распределяться вычеты входного НДС (правила распределения закрепляются в учетной политик е) п. 10 ст. 165 НК РФ . К примеру, такое возможно по работам и услугам, которые использовались как в экспортных, так и во внутрироссийских продажах. Либо по общим товарам, работам и услугам, используемым в облагаемой и не облагаемой НДС деятельности.

Увеличенная/ уменьшенная экспортная выручка повлияет на размер пропорций, которые будут определяться в квартале корректировки выручки (но не раньше). Это означает, что корректировать вычеты входного НДС в предыдущих кварталах и подавать уточненные декларации не потребуетс я п. 10 ст. 154 НК РФ . Ведь никаких ошибок ранее допущено не было.

Но есть случаи, когда при корректировке стоимости экспортированных товаров не нужно заполнять строки 100 и 110 раздела 4. Какие это случаи — пояснил специалист налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если корректировка цен отгруженных товаров сделана до подтверждения нулевой ставки НДС, то такая корректировка по строкам 100 и 110 раздела 4 не отражается. В этом случае при расчете показателей налоговой базы по операциям по подтвержденному экспорту товаров по строкам 020 раздела 4 должна быть отражена налоговая база с учетом корректировк и ” .

ПЕРСИКОВА Ирина Сергеевна
Государственный советник РФ 1 класса

СИТУАЦИЯ 2. Скорректирована цена по экспорту, не подтвержденному в срок

Для подтверждения экспортной ставки НДС Налоговый кодекс дает 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорт а п. 9 ст. 165 НК РФ . Если в этот срок вы не успели собрать полный комплект необходимых документов, на 181-й день нужно уплатить в бюджет НДС с экспортной отгрузки и заполнить уточненную НДС-декларацию за квартал отгрузки товара на экспорт.

В случае когда после этого изменилась цена экспортированных товаров, нужно делать так. Результаты корректировки налоговой базы и суммы исчисленного НДС надо отразить в строках 110— 150 раздела 6 НДС-декларации. Причем корректировка экспортной выручки отражается в квартале, в котором она произошл а п. 10 ст. 154, п. 4 ст. 166 НК РФ; п. 43.8 Порядка; п. 11 приложения № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) . Так что никаких уточненных деклараций за предыдущие кварталы подавать не требуется.

Покажем порядок заполнения строк 110— 150 раздела 6, воспользовавшись условиями примера из предыдущей ситуации, с той лишь разницей, что корректировка базы происходит до подтверждения нулевой экспортной ставки по НДС, но после истечения полугода после экспорта товара.

Тема 10. Внешнеторговые операции по направлению торговли, сырьевым товарам, купле-продаже машин и оборудования

10.1. Техника осуществления экспортных, импортных, реэкспортных и реимпортных операций

ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ направлены на вывоз товаров за пределы государства. Для успешного проведения дела экспортеру необходимо: иметь определенный набор товара; изучить рынок; выявить потенциальных покупателей и конкурентов; определить оптимальную цену предложения товара; провести рекламные мероприятия; разослать предложения потенциальным покупателям; подписать контракт с импортером; поставить товары; получить за них оплату.

ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ – это операции, осуществляющие ввоз на внутренний рынок товара, закупленного у другой страны. Импортер должен: иметь необходимые средства для закупки товара; зная потенциальных поставщиков, разослать им запросы; провести анализ цен конкурентов, предлагающих нужный товар; заключить контракт с наиболее предпочтительным экспортером; получить закупленный товар; произвести его оплату.

Читайте так же:  Гидрометрия учебное пособие

РЕЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ – это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара. Обычно эти операции возникают из-за резкого изменения международной обстановки, отсутствия прямых экономических или дипломатических связей между странами, возникновения военных действий, В таких случаях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые и оказывают ей фактически посредническую услугу (рис. 10.1.)

Рис. 10.1. Основные действия сторон при реэкспортных операциях

Условные обозначения: 1 — обращение к реэкспортеру с просьбой о поставке товара; 2 -заключение контракта реэкспортера с экспортером на поставку товара, запрошенного импортером; 3 — поставка товара экспортером по контракту; 4 — оплата экспортеру за поставку товара; 5 -заключение контракта реэкспортера с импортером на поставку запрошенного им товара; 6 — поставка товара импортеру; 7 — получение оплаты от импортера; 8 — возможный вариант движения товара.

РЕИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ — это приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Обычно сюда входит возврат бракованной продукции; возврат товаров, не реализованных посредником на рынке сбыта. Возврат товаров, ранее поставленных за границу на консигнацию (продажа товаров через консигнационные склады, посредников, при этом экспортер является собственником товаров) (рис. 10.2.)

Рис.10.2. Основные действия при реимпортных операциях

Условные обозначения основных операций на I этапе взаимодействия контрагентов: 1 — заключение контракта между экспортером и импортером на поставку товара; 2 — поставка товара импортеру; 3 — оплата экспортеру за поставленный товар.

Условные обозначения основных операций на II этапе взаимодействия контрагентов: 4 -заключение контракта между импортером и экспортером на обратную поставку ранее закупленного товара; 5 — возвращение товара экспортеру; 6 — оплата экспортером импортеру за поставленный товар

Возврат НДС при экспорте товаров

Последнее время со страниц многих центральных газет не сходит тема возврата НДС при экспорте товаров. Сегодня этим вопросом занимаются и в Адрминистрации Президента, и в аппаратах его полномочных представителей на местах. Вопрос из обыденного перерос в стратегический, в проблему, реально угрожающую экономической безопасности страны.
Тема эта получила новое звучание пару-тройку лет назад, когда, найдя лазейку в законодательстве, «предприниматели» расширили ее до размеров дыры, через которую из федерального бюджета выкачиваются колоссальные денежные средства.
Сегодня не только отдельные районы, но и целые субъекты Федерации превратились в «красные» области. Причем это цвет не политической, а экономической окраски, означающий, что по данному административному образованию из бюджета возвращается денежных средств больше, чем территория перечисляет налогов в бюджет.
Схема получения средств предельно проста. В соответствии с законодательством при экспорте товаров не происходит начисление и уплата НДС. При этом экспортер имеет право получить возмещение тех сумм налога, которые были им уплачены при приобретении товаров, сырья или комплектующих у продавца или производителя. Одной из особенностей схемы является то, что законодательно не установлена обязательность перечисления продавцом или производителем полученной суммы НДС в бюджет как одного из условий для возврата этой суммы экспортеру. Используя схемы возвратов так называемые предприниматели устраивают длинные цепочки подставных посреднических фирм «однодневок». Создаются они исключительно с целью проведения нескольких опе-
раций по перепродаже товаров на внутреннем рынке, с тем чтобы нельзя было найти начальный пункт движения товаров и конечный пункт получения денежных средств.
Существуют «однодневки» не более трех месяцев, и когда приходит пора сдавать квартальный отчет, они тихо «умирают». Для возврата сумм НДС используется несколько схем.

Несколько лет назад по стране прокатилась волна скандалов, связанных с ложным экспортом, в которых оказались замешаны в том числе и крупные российские предприятия-экспортеры. Товар оформлялся на экспорт, но для возврата НДС налоговым органам предъявлялись фиктивные документы о вывозе товара или документы были настоящими, только товар фактически таможенную границу не пересекал. НДС возмещался экспортеру, а товар пускался в реализацию в соседней области и его следы быстро терялись.
Еще большую криминализацию схема получила, когда в ней стали участвовать сотрудники таможенных органов. Например, товар на самом деле отправлялся на экспорт, но затем таможенники меняли на него документы и товар становился более дорогим. Когда через некоторое время экспортер или налоговый орган обращался в таможню за подтверждением факта вывоза, то другой сотрудник таможни, ничего не подозревающий о подмене документов, с чистым сердцем такой вывоз официально подтверждал.

Завышение таможенной стоимости

Завышение таможенной стоимости, основу которой составляет стоимость самого товара. Таким образом, чем она выше, тем большую сумму составляет НДС, подлежащий возмещению.
Например, фирма А покупает у фирмы Б партию деревянных прищепок за 10 рублей. Пропустив через пару посредников, стоимость данной партии увеличивается до 10 тысяч рублей. Прищепки продаются в некую африканскую страну для использования при сушке банановых листьев на морском бризе. Реальных расчетов между посредниками и уплаты налогов в бюджет не производится, а государству предъявляются документы на возврат 2 тысяч рублей, которые экспортер прищепок и получает.
Следует напомнить, что одним из условий возмещения НДС является поступление на счет экспортера валютной выручки. Варианты решения этой «проблемы» также просты. Начиная от «липовых» банковских документов о поступлении валютной выручки до расчетов в рублях на территории России или через банки государств, работающих с рублями. Второй вариант более простой, так как не надо думать о том, чтобы делиться с государством 75 процентами своих валютных доходов.

Экспорт интеллектуальной собственности

В соответствии с действующим таможенным законодательством при перемещении через границу декларируются только товары, а таможенное оформление экспорта работ и услуг не предусмотрено.
С этой целью заключается договор на оказание так называемых маркетинговых услуг, то есть на изучение рынка той или иной страны. Результаты «исследования» записываются на магнитный диск, который вывозится за границу и при этом добросовестно декларируется на таможне. Стоимость такого диска 100 001 доллар США, из которых 1 доллар — цена одной дискеты и 100 тысяч долларов — «продукта умственного труда», например динамики изменения количества воробьев, прилетающих в различные дни на колхозные рынки Москвы.
На таможне фактически фиксируется вьюоз одного магнитного носителя информации с записью, что и подтверждается налоговой службе. А 20 тысяч долларов США, якобы уплаченных в качестве НДС, приходится возвращать «исследовательскому центру».
Есть и другие схемы выкачивания денег из государства. Однако существовали они не всегда или масштабы оттока средств из бюджета были не столь катастрофичны. Так, до 1 января 1996 года Закон о НДС содержал положение, в соответствии с которым претендовать на возврат НДС могло только непосредственно предприятие — изготовитель экспортируемых товаров. Затем в Закон было внесено дополнение, позволяющее заявлять возвратный НДС не только производителю, но и посреднику-перекупщику любой очереди. От НДС стали освобождаться «экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные. «*.
_________________________________________________________________
* Федеральный закон РФ от 01.04.96 № 25-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96).

Справедливости ради надо отметить, что при экспорте подакцизных товаров возврат (зачет) сумм акциза производится только непосредственному производителю.
Видится, что хотя бы частичное решение данной проблемы возможно за счет возврата к ранее существовавшим формулировкам Закона о НДС, которые необходимо воспроизвести в главе 21 Налогового кодекса России. Наделение правом обращаться за возвратом НДС при экспорте только производителя-экспортера позволит снизить накал страстей.
Хотя более предпочтительным выглядит иной вариант: на возврат может претендовать любой экспортер товаров при условии, что сумма НДС, ранее уплаченная поставщику или производителю, фактически поступила в бюджет. Обмен информацией при этом должен идти на уровне налоговых служб, что позволит уменьшить возможность фальсификации информации.
Варианты решения этой проблемы предлагаются разные. Например, советник Министерства финансов В. Конторович рекомендует использовать спецсчета для расчетов по НДС, полагая, что рано или поздно эта сумма (НДС, полученный от покупателя. -В. К.) окажется в бюджете.
Блажен, кто верует. Скорее всего, эта сумма в бюджете не окажется никогда. Кто или что может заставить промежуточную «однодневку» перечислить деньги в бюджет?!
Сегодня уже не только налоговые органы бьют тревогу и кричат об этой проблеме во весь голос. Для ее решения подключены усилия всех правоохранительных структур: налоговой полиции, таможни, прокуратуры, ФСБ и милиции.
Вместе с тем нельзя не задаться вопросом: почему проблемой НДС озабочены одни силовики, а законодатели пребывают в безмятежности?
Сложившееся положение напоминает ситуацию, когда сидящий за пультом управления крана наблюдает, как, облепив со всех сторон бетонный блок под названием «возврат НДС при экспорте», лежащий поперек дороги, по которой текут доходы в бюджет, работники прокуратуры, полиции, таможенники, налоговики и представители других «компетентных» органов пытаются голыми руками сдвинуть этот блок с места. Шума много, спины у всех мокрые, все друг на друга кивают, а «вози ныне там».

Уважаемые законодатели! Позвольте заниматься нам более реальными делами, чем борьба с ветряньши мельницами. Позвольте руководителям силовых правоохранительных ведомств направлять усилия на реальную борьбу с криминалом, с реальными нарушениями законодательства, а не на то чтобы силевыми методами пытаться решить вопрос якобы имеющих место нарушениях закона, тогда как именно законом такие действия по возврату НДС предусмотрены.
Возможность законного возмещения НДС фактически провоцирует изобретение незаконных схем, позволяющих закон использовать. Если закон начинает приносить вред государству, его надо менять.
Изменение законодательной базы сэкономит сотни миллионов рублей, впустую тратящихся правоохранительорганами, так как отдача от всех заградительных операций примерно равна нулю, и миллиарды рублей, которые реально возвращаются из бюджета страны.