Урок на улице требования

14.06.2018 Выкл. Автор admin

Требования к спортивной форме на физкультуре

Обычно уроки физкультуры проходят в специально оборудованных спортзалах, также на спортивной, специально оборудованной площадке. И в зале и на площадке должны создаваться условия согласно государственному нормативу. И в зависимости от погодных условий, и условий, где будет проходить ваше занятие.

В начальных классах в школе физкультура продолжает развивать ловкость, навыки участия в разных командных играх, силу и движение рук и ног, а также выносливость. Занятия физкультурой не дадут сидеть на месте, ведь она наоборот помогает нам почувствовать физическую нагрузку, и даже получить от этого хоть какое — то, но удовольствие. Но не нужно слишком переусердствовать с этим занятием, ведь можете не только поднять тонус, но и подпортить свое здоровье, поэтому будьте осторожны выбирая и выполняя любую физическую нагрузку. И делается это все с расчётом психологических и физических особенностей организма ребёнка, которые присутствуют в зависимости от возраста ребёнка.

Требования к одежде для урока физкультуры:

  • одежда должна быть чистой;
  • должна впитывать пот;
  • должна иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические движения;
  • должна быть лёгкой и удобной.

На уроки физкультуры обычно требуется два вида форм:

  • длинная (для занятий на улице, или спортивных площадка);
  • короткая (для занятий в спортзале).

Короткая спортивная форма – это может быть шорты и футболка, майка и короткие лосины, топ и шорты.

Длинная форма — это может быть спортивные костюмы: спортивные брюки и футболка, длинные лосины и кофта, и т.д.

Требования, к обуви:

  • подошва кроссовок должна быть толстой и упругой;
  • должна быть изготовлены из мягкой ткани;
  • должна иметь супинатор.

Для занятий физкультурой необходимо иметь два варианта обуви:

Из обуви это могут быть: кроссовки, кеды, мокасины, спортивные ботинки. Для занятий на улице лучше отдать предпочтение летней обуви, так как бегать в мае или сентябре будет очень жарко. А в более холодную погоду ноги не успеют замёрзнуть из-за постоянной активности. В магазине babyclab вы сможете подобрать и обувь для физкультуры, и для прогулок, и для занятий в школе.

Спортивная одежда должна быть удобной и не тесной, поэтому перед покупкой любой спортивной вещи сначала померяйте её, убедитесь, что она вам подходит, если уж у вас возникнут сложности, проконсультируйтесь из продавцом.

Спортивная обувь должна не давить и не натирать, должна быть удобной и не слишком тяжёлой. Во время занятий бегом должно быть легко и удобно поднимать ноги. На обуви не экономьте, лучше купить качественную обувь, чем уж три раза переплатить на некачественной.

Но лучше одежду и обувь для занятий физкультуры подбирать в зависимости от сезона, от погоды, и выбранного места занятий — будет ли это спортзал, или уличная площадка, или простая пробежка в парке.

Требования к уроку

Тема моего выступления «Требования к современному уроку».

Уже не первый год мы переживаем большие изменения в системе образования. Вводятся новые образовательные стандарты, внедряются информационные технологии, появились новые социальные запросы семьи, общества и государства. Но какие бы реформы не происходили в нашей сфере, урок остается вечной и главной формой обучения. Хороший современный урок в рамках ФГОС – дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок.

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку?

  1. Урок строится по принципу сотрудничества.
  2. Урок должен быть здоровьесберегающим.
  3. Главным деятелем на уроке должен быть ученик.
  4. Должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход.
  5. Урок должен быть проблемным и развивающим.
  6. Урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

Готовясь к уроку, учитель должен четко спланировать свою деятельность и деятельность ученика.

Для большего понимания, я предлагаю вам взглянуть на сравнительную таблицу, в которой вы проследите, какие изменения произошли на уроке, как изменилась деятельность педагога и ученика.

На традиционном уроке именно учитель сообщает тему урока, а так же формулирует и сообщает, чему они должны научиться на уроке. А на современном уроке учащиеся сами определяют тему урока, формулируют цели и задачи, определяют границы знания и незнания.

На традиционном уроке учитель сообщает, какую работу учащиеся должны выполнить, чтобы достичь цели. На современном уроке учащиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

На традиционном уроке учащиеся осуществляют ряд практических заданий четко под руководством учителя. И именно учитель затем осуществляет контроль выполнения этих заданий, исправляет ошибки и ставит оценку. А на современном уроке учащиеся выполняют учебные действия по намеченному плану, работая либо индивидуально, либо в группах, либо в парах, а затем осуществляют контроль в виде самоконтроля или взаимоконтроля.

При затруднении учащиеся формулируют затруднение и осуществляют коррекцию самостоятельно. После выполнения работы, учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам. (Здесь они могут оценить либо свою деятельность, либо деятельность своих товарищей.)

Слайд 7
Слайд 8

В конце традиционного урока учитель подводит итог всей работы, выясняя у учащихся, что они запомнили, а затем объявляет и комментирует домашнее задание, которое чаще всего задается одно на всех. На современном уроке обязателен этап рефлексии, где учащиеся сами определяют, чему они научились на уроке, что нового узнали, открыли для себя.

Что касается домашнего задания, то учащиеся выбирают из предложенных учителем заданий те задания, которые соответствуют их индивидуальным способностям.

Современный урок – это такой урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому ученики ощущают, что ведут урок сами.

К.Д.Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

В условиях введения стандарта второго поколения, на современном уроке учащиеся учатся шагам учебной деятельности, учатся выходить из затруднений, развивают личные качества, учатся работать индивидуально, в парах и группах.

Индивидуальная работа помогает ученику учиться быть самостоятельным, проявлять инициативу, творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда. Огромную помощь в этом оказывают дифференцированные индивидуальные задания, также разноуровневые задания, когда учащийся сам выбирает посильное на данный момент задание.

Работа в парах повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. Это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самопроверки.

Групповая форма работы имеет множество плюсов. Ученик на уроке может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ученик может легко встать перед классом и отвечать учителю.

Поэтому, каждая форма работы помогает ученику научиться учиться. Конечно же, все это зависит от желания, характера, уровня профессиональной подготовки учителя.

Адольф Дистервег (немецкий педагог) писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее добывать».

И так, что же такое современный урок?

  1. Урок с использованием технического оборудования (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.). Но при этом должны соблюдаться как технические, санитарно-гигиенические, так и эргономические требования.
  2. Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.
  3. Урок, содержащий разные виды деятельности.
  4. Урок, на котором ученику комфортно.
  5. Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  6. Урок, на котором развивается у детей креативное мышление, т.е. умение творчески подходить к решению любой проблемы.
  7. Урок, который воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  8. Урок, который предлагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Я желаю вам творческих успехов. Спасибо за внимание!

Методическая разработка по физкультуре на тему:
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Требования к учащимся на занятиях физической культуры

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

1. Занятия по физкультуре согласно учебной программе проводятся на улице
с 1 сентября по 15 октября, с 15 апреля по 31 мая (лёгкая атлетика).
2.Форма одежды – по погоде (спорт. костюм, головной убор, ветровка, куртка).
3.Занятия на улице проводятся при температуре до минус 15 и при ветре 1-2 м/с.
4.В случае плохой погоды (дождь, снег, резкое похолодание) занятия проходят в спортивном зале. Обувь для занятий в зале должна готовиться накануне. В грязной обуви ученики к уроку в зале не допускаются.
5. Медицинские справки об освобождении от занятий физкультурой на учебный год, а также рекомендации врачей (ЛФК, спецгруппа) предоставляются в медпункт школы до 15 сентября.
6.Все освобождённые от урока находятся вместе с классом и учителем.
7.Неоднократное отсутствие спортивной формы расценивается как неготовность к уроку без уважительной причины (оценка «2» /неуд./).
8.Записка от родителей не заменяет медицинскую справку и не является официальным документом.
9.Все нормативы должны быть сданы до 15 октября осенью и до 20 мая весной. Записки от родителей и медицинские справки о временном освобождении от уроков физкультуры не освобождают ученика от сдачи нормативов после выздоровления.
10. Оценки по физкультуре ученик получает:
• за практические занятия (активность на уроке, сдача нормативов);
• за участие в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях (кроссы, эстафеты, спортивные игры, выпуск стенгазеты);
• за знание теории (доклады по теме).
11.С 2011 года все учащиеся, освобождённые по состоянию здоровья от уроков физкультуры, обязаны иметь аттестацию по этому предмету в каждом триместре и в году. Оценки можно получить за знание теории (доклады, презентации, сообщения по теме (в рамках школьной программы), согласованной с учителем, выпуск стенгазеты), или посещения занятий ЛФК, откуда должна быть предоставлена справка и дневник с текущими отметками. Сроки выполнения и сдачи каждой работы определяются заранее вместе с учителем. Задание, не сданное вовремя, оценивается отметкой «2» (неуд.).
12.Неудовлетворительные оценки исправляются в назначенное учителем время.
13.Ученики обязаны выполнять на уроке все требования учителя, соблюдать технику безопасности. В случае плохого самочувствия или травмы немедленно сообщить об этом учителю.

Данные требования согласованы с администрацией центра образования

Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры — 2 (неудовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
  2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры.
  3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем.
  4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.
  5. Не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Читайте так же:  Доплата до мрот 1с зуп

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры — 3 (удовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Имеет с собой спортивную форму в неполном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, не имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.
  4. Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
  5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо) в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, не имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
  4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.
  5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично ) в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. Занимается в спортивной секции,спортивной школе, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга.
  4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.
  5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры.

При выставлении триместровой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.

Требования к спортивной форме на уроках физической культуры .

Для уроков физкультуры: форма для зала – белая футболка, темные спортивные шорты и кеды.

Вся форма так же должна быть подписана, убрана в мешок для спортивной формы (лучше, тканевый мешок).

Обувь со шнурками дети должны уметь завязывать сами, слишком длинные шнурки создают травмоопасные ситуации на уроках, спортивная обувь не должна быть ребенку велика или тесна, подошва не должна быть скользкой.

Для занятий в зале дети не допускаются в грязной обуви.

Освобождением от физкультуры является только справка от врача.

Дети, имеющие специальную группу здоровья и ЛФК, занимаются лечебной физкультурой только в поликлинике. Дети с подготовительной группой здоровья освобождены от сдачи нормативов, участия в соревнованиях и занимаются физкультурой со сниженной нагрузкой.

Соблюдение детьми техники безопасности на уроках обязательно.

Вступает в силу 1 сентября 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной группы физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях обучающиеся допускаются с разрешения медицинского работника.

Одежда для физкультурных занятий на улице

Приложение 19 к

Рекомендации к одежде

при проведении физкультурных занятий на воздухе

Освобождение от уроков физкультуры и требование посещения уроков в спортивной форме

Обязан ли ребёнок с освобождением присутствовать на уроке физкультуры в спортивной форме. Сейчас зима и уроки будут проходить на улице с лыжами. У ребёнка 8 лет бронхиальная астма. Приступы она даёт как на холод,так и на пыль в спортзале.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 778 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

В общеобразовательной школе есть федеральный государственный образовательный стандарт образования. Стандартом предусмотрена такая дисциплина как «Физическая культура». Учащийся должен ее освоить. Справка, выданная медучреждением, является основанием для освобождения от физических нагрузок, но не от освоения дисциплины. В связи с этим ребенок должен присутствовать на уроках и выполнять задания не связанные с физическими нагрузками по указанию учителя (это может быть письменная работа, реферат, доклад и тп).

К тому же, в соответствии с ч.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», школа и учитель несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся на полный учебный день, поэтому, если по расписанию в школе урок физкультуры, то оставить без присмотра школьника ни один ответственный учитель не согласится (если с учеником случится несчастный случай, в то время, когда он должен быть на уроке физкультуры, то учителю грозит уголовная ответственность, вплоть до тюремного заключения). И, соответственно, для урока физкультуры форма обязательна.

У ребёнка 8 лет бронхиальная астма. Приступы она даёт как на холод, так и на пыль в спортзале.
Людмила

Тогда следует взять специальную справку от полного освобождения.

Урок на улице требования

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения всех задач физической культуры — всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).

Требования к уроку.

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению.

К основным требованиям по организации и проведению урока физической культуры относятся следующие:

1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные , образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных двигательных способностей, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, — не более 2—3.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

3. Целесообразный подбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условииучета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.

Структура урока и характеристика его частей.

Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.

Читайте так же:  Материнский капитал в красноперекопске

1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи:

— обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

— активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

— обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

— обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых способностей, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем развитие специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем развитие общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока рекомендуется подбирать таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.

Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока — постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:

— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

— подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

— сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Постановка задач.

Перед каждым уроком обязательно ставятся конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образовательные же — с указанием уровня овладения техникой движения.

Образовательные задачи формируют у учащихся знания по физической культуре, умения и навыки выполнять физические упражнения.

В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.

При обучении двигательным действиям задачи урока формулируются следующим образом:

1) при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомление с техникой. » (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, которое осваивается);

2) при разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения. »;

3) при совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование техники выполнения. ».

Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй — разучивания, третьей — совершенствования.

Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.

Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходьбы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.

При решении задач развития двигательных способностей рекомен­дуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Развитие быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Развитие скоростно-силовых способностей при выполнении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров первое слово формулировки задачи — это «развитие», далее указывается конкретная двигательная способность и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.

Организационное обеспечение урока.

Эффективности урока физической культуры определяется не только методикой проведения урока, но и рядом организационных условий: рационального использования имеющегося оборудования и инвентаря; применения технических средств обучения; учета специфики места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность); характера внешней среды и т.д.

Организационное обеспечение урока предусматривает:

1) создание санитарно-гигиенических условий;

2) материально-техническое обеспечение;

3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями.

В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест занятий должно соответствовать установленным нормам (во всяком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 14—16 °С.

После каждого занятия с классом в школе необходимо провет­ривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до6 лв 1 мин, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортив­ные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.

Очень большое внимание следует постоянно уделять поддер­жанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнасти­ческие маты, а капитальную уборку — мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале.

Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требова­ний приводит к большому скоплению пыли в помещении. Заня­тия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.

Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.

За последние годы по инициативе многих учителей физической культуры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным (многопропускным) оборудованием, различными устройствами и тренажерами. Использование такого оборудования значительно повышает плотность занятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и в конечном счете во многом способствует результативности занятий.

Методы организации деятельности занимающихся на уроке.

В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке.

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стре­миться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плот­ность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.

Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей стра­ховки, например — при разучивании и совершенствовании тех­ники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувыр­ков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).

Важным требованием является такое расположение занимаю­щихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавате­ля, а он, в свою очередь, — учеников.

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполне­ние в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделе­ние занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и дру­гих признаков (например, по ростовесовым показателям на уро­ках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специ­альной подготовки помощников учителя из числа наиболее под­готовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся пред­лагаются индивидуальные задания, которые выполняются само­стоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного со­става класса по своей подготовленности, особенностям и способ­ностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применя­ется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выпол­нение занимающимися серии заданий (упражнений) на специ­ально подготовленных местах («станциях»), как правило, распо­ложенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «стан­ции» выполняется один вид упражнений или двигательных дей­ствий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие двигательных способностей и повышение функциональных возможнос­тей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.

Содержательная сторона урока

определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, за­дачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за установленное количество часов (68 ч в учебном году).

Педагогическое построение урока определяет физиологиче­ская закономерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовитель­ной, основной, заключительной.

В содержание подготовительной части входят:

1) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание);

2) различные варианты ходьбы, бега;

3) общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов, с предметами).

При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.

Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8:

а) после предварительного показа и объяснения преподавателя;

б) одновременно с показом и объяснением преподавателя;

Читайте так же:  Иск об оспаривании сделки

в) только по показу;

г) только по объяснению.

Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8—10.

При проведении общеразвивающих упражнений для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать:

1) хлопки руками;

2) выполнение упражнений с закрытыми глазами;

3) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5—7;

4) выполнение упражнений в различном темпе;

5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения;

6) выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений.

При выполнении упражнений рекомендуется ставить перед занимающимися конкретное задание. Например, во время наклона вперед коснуться пола всей ладонью или при выполнении поворота туловища направо из стойки ноги врозь правой рукой коснуться левой пятки, и наоборот.

Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений.

1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать.

2. Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исход­ным для последующего.

3. Выполнение упражнений в парах.

4. Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической ска­мейкой, на гимнастической стенке и т.д.).

5. Выполнение упражнений в движении.

Для успешного решения задач подготовительной части урока преподавателю необходимо:

— правильно выбирать место для показа упражнений;

— в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показы­вать упражнения;

— кратко и точно называть показываемые упражнения;

— правильно, своевременно и достаточно громко подавать ко­манды;

— помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять под­сказки и подсчеты;

— добиваться точного и синхронного выполнения упражне­ний;

— исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допу­щенные учащимися.

При проведении подготовительной части урока преподавателю необходимо так подобрать упражнения, чтобы они:

— начинались из разных исходных положений (различных сто­ек, седов, положений лежа, упоров и положений рук);

— имели разную направленность, кинематические и динами­ческие характеристики (различные группы мышц, направления, амплитуду, темп и характер выполнения);

— содержали в одном цикле от двух до восьми движений.

В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и посте­пенным возрастанием нагрузки.

Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

В содержание основной части урока входят:

1) разучивание новых двигательных действий;

2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;

3) развитие двигательных способностей;

4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;

5) формирование специальных знаний.

В процессе обучения двигательным действиям преподавателю следует:

— избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и методов обучения;

— использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта;

— индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, и придерживаться требований: учить всех и отдельно каждого;

— формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения физических упражнений.

Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8 — 10 раз, а при закреплении уже изученного движения — в пределах 20—30 раз.

Многократное повторение упражнений, необходимое для создания прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер учебно-практической деятельности. Включение в урок физической культуры подвижных игр, игровых заданий и упражнений, использование игрового метода активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние учащихся и заинтересованность.

Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение достаточно хорошо освоено и внимание учащихся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмо­циональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.

Последовательность применения игр на уроках физической культуры планируется заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед уроком. Немаловажное значение имеет подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо четко знать, что занимающиеся могут и что еще не в их силах сделать. Подбор игр зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе), от наличия соответствующего инвентаря и оборудования.

Включая в игры тот или иной элемент двигательного действия, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движе­ния с максимальными усилиями, если это не проделывалось на уроке при формировании навыка.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведе­нии итогов важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.

В младшем школьном возрасте на этапе разучивания упражне­ний на уроке следует применять соревновательный метод обуче­ния. Объектом соревновательной деятельности являются показате­ли качества выполнения элементов или целостных двигательных действий («кто правильнее?», «кто точнее?» и т.п.).

Для того чтобы занимающиеся могли освоить предлагаемый материал урока (выполнить соответствующие действия), преподаватель осуществляет множество действий: объясняет, показы­вает, наблюдает, анализирует, оценивает работу учащихся и т.д. Процесс освоения занимающимися учебного материала также строится через выполнение ими различных действий: восприя­тие сведений, усвоение элементов, осуществление повторных, но уже скорректированных действий, совершенствование дей­ствий и т.д.

Ни один урок не рекомендуется проводить без включения в него специальных упражнений, способствующих развитию тех или иных двигательных способностей. При выборе упражнений, важно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Для достижения лучших результатов в развитии у школьников быстроты следует включать в уроки упражнения по мгновенному реагированию на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное время. Кроме того, необходимо подбирать упражнения, вызывающие быстрые перемеще­ния, скорость действий, частоту движений. Такими упражнения­ми являются старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, а также подвижные и спортивные игры, встречные эстафеты и т.д. Такие упражнения (за исключением игр и эстафет) лучше при­менять в начале основной части урока, когда организм еще не утомлен.

Проявлению максимума скоростных возможностей содейству­ют соревновательные и игровые приемы выполнения упражне­ний.

2. Для развития силы типичными являются упражнения общеразвивающего характера без предметов и с предметами (лаза­ние по вертикальному канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров, различные виды единоборств и т.д.).

3. Выносливость надо развивать на каждом уроке, применяя специальные упражнения и увеличивая плотность и интенсивность занятий. Особенно эффективны бег на средние дистанции, крос­сы, бег на лыжах, подвижные игры («Ручей», «Кросс по кругу» «Бег с выбыванием», «Смена лидеров» и др.) и спортивные игры. В младших классах в основном применяется бег в медленном, рав­номерном темпе, т.е. бег со скоростью 2—3 м/с, а также равно­мерный бег в сочетании с ходьбой и комплексами общеразвивающих упражнений. В средних и старших классах применяется равно­мерный бег продолжительностью 8—25 мин, повторный бег на отрезках 200—800 м и др.

В основной части занятия упражнения на выносливость всегда следует выполнять последними.

4. Развитию координации движений способствуют подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, полосы пре­пятствий, эстафеты с предметами и различные упражнения с ис­пользованием нестандартного оборудования и др.

5. Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще при­менять упражнения на равновесие.

Специфика предмета «Физическая культура» помогает препо­давателю успешно воспитывать на уроках и личностные качества учащихся. Для того чтобы достигнуть наибольшего эффекта в вос­питании нравственности, необходимо применять на каждом уро­ке различные средства воспитывающего характера. К их числу от­носятся: подбор заданий, содействующих сплочению коллектива учащихся; организация совместных действий, взаимопомощь, вза­имовыручка; поощрение положительных и порицание отрицатель­ных поступков, совершаемых учениками на уроке, и др. Для вос­питания личностных качеств надо ставить перед учащимися труд­ные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Так, для воспитания смелости и настойчивости можно использовать упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха перед выполнением, например, опорных прыжков, упражнений на гимнастических снарядах и др.

В содержание заключительной части урока, как правило, вхо­дят: упражнения, способствующие снижению возбуждения (раз­личные варианты передвижений с постепенным снижением тем­па, упражнения на дыхание и расслабление мышц); упражнения, способствующие регулированию эмоционального состояния (ус­покаивающие подвижные игры, игровые задания и упражнения на внимание); мероприятия по подведению итогов урока с оцен­кой преподавателем результатов деятельности занимающихся; со­общение задания на дом (для всего класса или отдельным учени­кам).

Дозирование физических нагрузок на уроке.

Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физи­ческих упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламенти­ровать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упраж­нений, затратами времени на занятия, километражем преодолен­ного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорос­ти движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических уп­ражнений представляет собой обратно пропорциональную зави­симость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсив­ность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки мо­гут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполнен­ную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних при­знаков по степени утомления при физических нагрузках представ­лена ниже, в таблице 3.6.

Все указанные выше показатели в различной степени и раз­личных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.