Требования к врачу-лаборанту

21.03.2018 Выкл. Автор admin

Врач лаборант — должностная инструкция

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основной задачей врача-лаборанта является качественное выполнение морфологических исследований, интерпретации лабораторных показателей при различной патологии.

1.2. Назначение на должность врача-лаборанта, перевод и освобождение его от занимаемой должности производится генеральным директором по согласованию с заместителем по медицинской части и заведующим ЛДО.

1.3. Врач-лаборант непосредственно подчиняется заведующему ЛДО.

1.4. На должность врача-лаборанта назначается специалист, имеющий высшее образование: врачи:-лечебник, — педиатр, стоматолог,- без предъявления требований к стажу работы, прошедшие специальную подготовку, а также биологи, химики и провизоры, имеющие стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.5. В случае временного отсутствия, (болезнь, командировка, отпуск) его обязанности исполняет специалист, назначенный приказом генерального директора предприятия.

1.7. Врач-лаборант должен знать:

— основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

— общие вопросы организации лабораторной службы в стране;

— правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических и бактериологических исследований, приготовление, фиксацию и окраску препаратов;

— структуру и функцию органов кроветворения, нервной, пищеварительной, дыхательной мочевыделительной, опорно-двигательной, половой и других систем;

— строение и функции клетки, возрастные особенности органов, тканей и биожидкостей;

— общую клиническую симптоматику поражения различных систем организма;

— современные представления об этиологии и патогенезе различных заболеваний;

— определение тактики обследования больных;

— правила санитарии и гигиены;

— структуру и организацию работы санатория с его профильными отделениями;

— сроки, время и место проведения занятий по деловой квалификации, ООИ, ГО, санитарных дней, санитарных часов, профсоюзных собраний и др. общественных мероприятий;

— порядок составления и сроки предоставления установленной отчетности;

— порядок оформления документации по обследованию больных;

— Закон Украины «Об охране труда»;

— Закон Украины «О пожарной безопасности»;

— нормативные документы и акты по охране труда;

— правила и нормы охраны труда;

— правила пожарной безопасности и производственной санитарии;

— правила электро — и техногенной безопасности;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда и пожарной безопасности;

— Закон Украины «О гражданской обороне»;

— Положение о Гражданской обороне Украины;

— основы трудового законодательства;

2. ФУНКЦИИ

2.1. Участком работы врача-лаборанта лаборатории является проведение клинических и биохимиеских исследований биологического материалы.

Рабочим местом является кабинет, оборудованный в клинической лаборатории.

2.2.1. Готовит свое рабочее место.

2.2.2. Ведет в лаборатории, а в случае необходимости и у постели больного, работу, требующую специальной квалификации по выполнению лабораторных общеклинических и биохимических исследований.

2.2.3. Консультирует лаборантов по всем наиболее сложным и ответственным работам, отвечает за работу среднего и младшего медицинского персонала лаборатории.

2.2.4. Врач-лаборант является консультантом для врачей предприятия по всем вопросам лабораторной диагностики.

2.2.5. Участвует в научно-практической работе, выполняя по плану определенную часть лабораторных исследований.

2.2.6. Работает над повышением качества лабораторных исследований, осваивает новые методики по согласованию и с разрешения заместителя генерального директора предприятия по медицинской части.

2.2.7. Имеет право подписи анализов.

2.2.8. Ведет учет проведенной работы и составляет отчетность в соответствии с требованиями.

2.2.9. Готовит доклады и рефераты по лабораторной диагностике для проведения врачебных занятий и научно-практических конференций.

2.2.10. Принимает участие в санитарно-просветительной работе.

2.2.11. Соблюдает и выполняет требования правил, норм, и других нормативных документов по охране труда, пожарной, электро — и техногенной безопасности, промсанитарии и трудовому законодательству.

2.2.12. Соблюдает и выполняет требования руководящих и нормативных документов по гражданской обороне и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2.2.13. Принимает непосредственное участие в работе одного из нештатных формирований гражданской обороны предприятия согласно приказу начальника ГО предприятия.

2.2.14. Постоянно работает над повышением своей квалификации.

2.2.15. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, трудовую и производственную дисциплину.

2.2.16. Участвует в проведении санитарных часов, дней.

2.2.17. Обеспечивает полную сохранность вверенного ему имущества.

2.2.18. Выполняет требования коллективного договора.

3. СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Врач-лаборант по должностной инструкции обязан:

3.1. Качественно и своевременно выполнять возложенные на него функций в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативны актов, положений и приказов администрации.

3.2. Выполнять ежедневные задания, полученные от заведующего лечебно — диагностическим отделением и задания согласно утвержденному плану работы.

3.3. Надеть спецодежду (медицинский халат, шапочку), проверить наличие стерильных материалов (перчаток, инструментария), исправность имеющегося в кабинете оборудования, наличие и исправность заземления электроустановок.

3.4. Вести в лаборатории, а в случае необходимости и у постели больного, работу, требующую специальной квалификации по выполнению лабораторных общеклинических и биохимических исследований. Уметь проводить взятие крови и прием биологического материала.

3.5. Консультировать лаборантов по всем наиболее сложным и ответственным работам, отвечать за работу среднего и младшего медицинского персонала лаборатории, организовывать работу подчиненных ему лаборантов и младшего медперсонала.

3.6. Консультировать врачей предприятия по вопросам лабораторной диагностики в ходе лечебного процесса, для улучшения диагностики и контроля лечения.

3.7. Под руководством заведующего ЛДО участвовать в научно-практической работе, выполняя по плану определенную часть лабораторных исследований, соответствующих его квалификации.

3.8. Постоянно работать над повышением качества лабораторных исследований, осваивать новые методики, обеспечивающие повышение качества проводимых исследований, по согласованию и с разрешения заместителя генерального директора по медчасти и зав. ЛДО.

3.9. Подписывать результаты произведенных анализов и отвечать за их достоверность.

3.10. Вести учет проведенной работы и предоставлять ежемесячный отчет на основании листков учета ежедневно выполненной работы.

3.11. Готовить доклады и рефераты по лабораторной диагностике для проведения врачебных занятий и научно-практических конференций, организуемых в соответствии с утвержденной тематикой.

3.12. Строить калибровочные графики на требуемые методики после каждого приготовления реактивов или после ремонта фотоэлектроколориметров.

3.13. Готовить контрольный материал для внутрилабораторного контроля качества производимых анализов.

3.14. Проводить внутрилабораторный и внелабораторный контроль качества производимых анализов.

Должностную инструкцию врача лаборанта необходимо подписать и согласовать.
Должностная инструкция врача лаборанта подписана.

Биологам и врачам-лаборантам

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ШКОЛЕ ГЛАВНОГО ВНЕШТАТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ О НАСТОЯЩЕМ И ПРЕДЛАГАЕМОМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

Одной из острых проблем современного кадрового состояния лабораторной службы является определение статуса биолога в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) — разъяснительное письмо МЗ РФ 16-5-12/11 от 17 апреля 2013 года. Проблема обусловлена вольной интерпретацией на местах существующих приказов МЗ РФ, определяющих место и роль биолога в КДЛ.

Прежде всего, это приказ от 20 декабря 2012г. № 1183н о Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, в который включены должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, в том числе должность «Биолог». Наименование должности «Врач-лаборант» сохранилось в указанной Номенклатуре для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года.

Формирование штатного расписания медицинской организации, в том числе целесообразность введения должности биолога, сохранения должности врача-лаборанта, находятся в компетенции руководителя учреждения. Также в компетенцию руководителя учреждения входит формирование заработной платы сотрудников.

Руководитель медицинской организации не может обосновать увольнение специалиста-биолога отсутствием сертификата. Сертификата у данного специалиста быть не должно. Также не может быть обоснован отсутствием сертификата отказ в приёме на работу на должность биолога при наличии этой должности в штатном расписании. Однако является обоснованным увольнение по сокращению при соблюдении законных механизмов сокращения штатного расписания и отказ в приёме на работу при отсутствии должности биолога в штатном расписании КДЛ.

Приём на работу биолога в КДЛ осуществляется согласно приказу №541н 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», требующий наличие у биолога высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. Под термином «дополнительное образование» имеется в виду цикл общего усовершенствования, предметно предназначенный для должности «биолог».

Профессиональная переподготовка не проводится в виду того, что она противоречит пункту 8 приказа 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», согласно которому профессиональная переподготовка проводится только для лиц, имеющих медицинское или фармацевтическое образование с обязательной выдачей диплома и сертификата.

Профессиональная переподготовка означает прохождение дополнительной подготовки и получение новой медицинской специальности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 года №700н г. Москва «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» и с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 года №707н г.Москва «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»».

В указанном приказе нет таких специальностей в ВУЗе и основных специальностей, которые позволили бы биологам пройти и получить дополнительную подготовку в виде профессиональной переподготовки. Они специалисты с немедицинским образованием и не могут получить медицинскую специальность, каковой является клиническая лабораторная диагностика.

По существующим в настоящее время законам и приказам в клинико-диагностической лаборатории на должности «биолог» работают специалисты с теми специальностями, которые указаны в квалификационных требованиях 541н приказа. И они проходят цикл общего усовершенствования в качестве допуска к работе в клинической лаборатории, улучшают уже имеющиеся знания и навыки по проведению лабораторных исследований биоматериала, которые в клинической лаборатории имеют свои особенности, но являются составной частью принятых в биологии исследований.

Сертификат специалиста по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» при устройстве на работу биологу не требуется, так как выдача сертификата на медицинскую деятельность лицам с немедицинским образованием противоречит современным нормативам, в частности, приказу №982н от 29 ноября 2012 года «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам». Специалисты, принятые на работу до 1 октября 1999 г. на должности врачей-лаборантов, могут продолжить профессиональную деятельность в этих должностях без сертификата специалиста.

Статус биологов КДЛ как медицинских работников определён пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который устанавливает, что медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Выполнение клинико-диагностических лабораторных исследований является медицинской деятельностью, а также определяет участие биологов КДЛ в выполнении целевых программ и диспансеризации населения в качестве медицинских работников. Подробное разъяснительное письмо № 12-1/10/2-362 по этому поводу было направлено 29.06.2012 года Статс-секретарём — заместителем Министра МЗ РФ С.Ф. Вельмяйкиным в Центральный комитет профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации.

Квалификационные категории присваиваются биологам КДЛ в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационных категорий». В данном приказе нет ограничений для лиц с немедицинским образованием, если они являются медицинскими работниками.

Немаловажным является вопрос правомочности биологов на руководящих должностях в КДЛ. Ответ на него есть в вышеуказанном приказе №541н в 6 пункте, согласно которому не только биологи, но и врачи и биологи с недостаточным стажем для работы на руководящих должностях, менее 5 лет, в виде исключения могут быть назначены на руководящие должности (в приказе звучит как «соответствующие») по рекомендации аттестационной комиссии медицинского учреждения. Аттестационная комиссия медицинского учреждения создаётся приказом руководителя медицинской организации: ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ (разработана Ассоциацией ФЛМ в качестве примера).

Востребованность биологов в настоящее время обусловлена особенностями формирования штатного расписания и организации работы в государственных КДЛ. На взгляд многих ведущих специалистов в области лабораторной диагностики штатное расписание должно формироваться исходя из особенностей оснащения КДЛ современным оборудованием и востребованностью в медицинской организации специалистов лабораторной медицины различной квалификации и уровня. Потоковые автоматизированные системы требуют намного меньшего количества технических специалистов, чем ручные методы исследования. К тому же, большая часть выполняемой биологами работы должна выполняться специалистами среднего звена.

Таким образом, по мере совершенствования парка оборудования и привлечения к работе медицинских технологов и техников востребованность биологов в КДЛ сильно уменьшится, но вместе с тем возрастёт в разы потребность в профильной подготовке лабораторных кадров с медицинским образованием для лечебных учреждений.

Кочетов А.Г. О биологах в клинико-диагностических лабораториях. // Справочник заведующего КДЛ. 2013. №6. С.3-6.

О доплате по родовым сертификатам:

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Доплата за лекарства к пенсии

Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок.

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов, занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста.

Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990» лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.

Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога.

Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология».

Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.

Работа врача лаборанта в Ставропольском крае

По запросу работа врачом лаборантом в Ставропольском крае на сайте HotWork.ru собрано 7 вакансий. За эту неделю добавлено 41 свежих вакансий. Успешно закрыто 34 вакансий. Новые вакансии добавляются ежедневно.

Средняя зарплата для профессии врач лаборант в Ставропольском крае — 10 000 руб., что на 50% меньше, чем зарплата по России для этой вакансии — 20 000 руб. В целом в Ставропольском крае зарплата для врача лаборанта равна — 10 000 руб. Средняя зарплата в Ставропольском крае составляет — 26 548 руб.

В других городах области врач лаборант получает:

  • Усть-Джегута — 18 000 руб.
  • Железноводск — 14 000 руб.
  • Невинномысск — 10 000 руб.

Работники похожих профессий в Ставропольском крае зарабатывают:

  • ортодонт — 70 000 руб.
  • фармацевт — 25 000 руб.
  • массажист — 22 000 руб.

Должностная инструкция врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории

Основными задачами врача-лаборанта клинико-диагностической

Лаборатории являются: постоянный контроль за качеством исследований, производимых средним медперсоналом, обучение среднего медицинского персонала технике исследования, приготовление специальных стандартов и реактивов, выполнение исследований, требующих

Назначение и увольнение врача-лаборанта осуществляется главным врачом в установленном порядке.

Врач-лаборант подчиняется заведующему лабораторией.

В своей работе врач-лаборант руководствуется перечнем обязательного минимума лабораторных исследований, настоящей должностной инструкцией, а также методическими указаниями по совершенствованию контроля качества работы клинико-диагностической лаборатории.

Для выполнения своих функция врач-лаборант обязан:

1. Проводить квалифицированно следующие виды исследований и

Манипуляций: микроскопию мазков крови, экссудатов и транссудатов,

Мокроты; цитологическое исследование всех видов материала; чтение

Результатов биохимических видов исследований; приготовление специальных стандартов и реактивов.

2. Осваивать новые или апробированные методики.

3. Готовить ежемесячные отчеты заведующему лабораторией о

4. Консультировать врачей по вопросам лабораторной диагностики.

5. Контролировать качество исследований, проводимых средним

6. Оформлять бланки исследований и подписывать результаты

7. Проводить систематически мероприятия по повышению квалификации среднего медицинского персонала.

8. Повышать свой теоретический уровень и профессиональную

Квалификацию, применять на практике все современные метолы исследований.

9. Контролировать выполнение персоналом инструкции по технике

10. Соблюдать правила внутреннего распорядка и принципы деонтологии.

Врач-лаборант имеет право:

— проверять правильность и своевременность проведения всех

— апробировать и внедрять, с разрешения заведующего лабораторией, новые методики проведения исследований;

— требовать от среднего персонала своевременного и высококачественного выполнения своей работы;

— предъявлять требования администрации по созданию необходимых условий на рабочем месте, обеспечивающих качественное и своевременное выполнение исследований.

IV. Оценка работы и ответственность

Оценка работы врача-лаборанта проводится заведующим клинической лабораторией на основании учета и анализа количественных и

Качественных показателей, соблюдения требований основополагающих

Официальных документов, правил внутреннего распорядка, трудовой

Дисциплины, морально-этических норм, общественной активности.

Лаборант с высшим образованием несет ответственность как за

Невыполнение требований, предусмотренных действующими правовыми

Актами, настоящей должностной инструкцией, так и за некачественное, несвоевременное проведение исследований, назначаемых лечащими врачами.

Требования к врачу-лаборанту

К ВРАЧУ-ЛАБОРАНТУ ОТДЕЛЕНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

Кафедра общей гигиены Казанского ГИДУВа ЦОЛИУВ — отдел «Научные основы усовершенствования врачей».

Решением заседания Совета терапевтического и санитарно-гигиенического факультетов (протокол N 4 от 04.12.86) проект ПДТ к врачам-лаборантам СЭС рекомендован к опубликованию в виде методических разработок.

Повышение квалификации медицинских кадров лечебных учреждений и санэпидстанций является основной задачей системы последипломного образования врачей. Их профессиональная подготовка определяется требованиями практического здравоохранения и должна максимально отвечать нуждам практики. Профессионально-должностные требования (ПДТ) к врачам-лаборантам отделений коммунальной гигиены, несомненно, будут способствовать улучшению качества подготовки специалистов.

Читайте так же:  Фгос требования к программе коррекционной работы

В ПДТ включены объемы специальных знаний, профессиональных умений и навыков врача-лаборанта, необходимых для квалифицированного выполнения функциональных обязанностей. ПДТ к врачу-лаборанту отделения коммунальной гигиены разработаны на основе действующего законодательства и решений директивных органов, а также приказов и инструктивно-методических документов МЗ СССР. Кроме того, использован опыт 20-летнего обучения на кафедре и результаты изучения производственной деятельности врачей-лаборантов отделений коммунальной гигиены санэпидстанций (СЭС).

Предлагаемый вариант проекта ПДТ доработан с учетом замечаний и предложений сотрудников санитарно-эпидемиологических станций и преподавателей кафедры коммунальной гигиены ЦОЛИУВ.

Проект ПДТ разработан для врачей-лаборантов отделений коммунальной гигиены городских СЭС и городских с районным делением СЭС и предназначен для :

— самообучения врачей-лаборантов указанных уровней;

— совершенствования последипломного обучения врачей-лаборантов;

— совершенствования унифицированной программы (УП) по обучению врачей-лаборантов;

— разработки и систематизации бланка тестов для контроля знаний и умений, которые должны использоваться в процессе самообучения, последипломной подготовки, при проведении аттестации врачей-лаборантов соответствующего уровня;

— совершенствования должностных инструкций МЗ СССР и отчетных форм о деятельности СЭС указанных уровней врачей-лаборантов.

Профессиональная задача 12.01 разработана для врачей-лаборантов, выполняющих функцию заведующих лабораторией.

В соответствии с ПДТ была переработана унифицированная программа последипломного обучения врачей-лаборантов отделений коммунальной гигиены СЭС «Лабораторные методы исследования в коммунальной гигиене».

В проекте ПДТ сформулированы основные профессиональные задачи и действия, перечень знаний и умений, необходимые для выполнения профессиональных действий. Принято следующее кодирование ПДТ: 00.00.0.0. Первые две цифры — номер курса в соответствии с УП, следующие две цифры — номер профессиональной задачи, затем цифра — номер действия и последняя — знания и умения. Следовательно, в предлагаемом проекте ПДТ для врачей-лаборантов представлен 12-й курс, который имеет 6 профессиональных задач, выполнение которых требует до 5 профессиональных действий. Перечень знаний и умений может достигнуть 20 и более.

Для удобства пользования проект ПДТ представлен по отдельным профессиональным задачам, после каждой из которых дан перечень профессиональных действий и затем — перечень знаний и умений.

Последовательность профессиональных задач не обязательна и каждая может решаться в зависимости от сложившейся ситуации.

Требования к личности врача-лаборанта отделений

коммунальной гигиены санитарно-эпидемиологической станции

При разработке ПДТ принималось во внимание, что в соответствии с требованиями теории и практики коммунистического строительства специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны, быть убежденным патриотом, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно относиться к порученному делу.

— уметь объективно оценить свои профессиональные знания, объем умений и навыков, профессиональные возможности и ограничения;

— сознавать и нести ответственность за свои действия, добиваться высокой точности результатов исследований;

— выработать активное стремление к приобретению новых знаний, пересматривать их с учетом сложившихся представлений;

— уметь признавать допущенные ошибки, принимать советы, предложения и критику, тактично и терпимо относиться к высказыванию других точек зрения;

— оказывать поддержку и давать советы менее опытным коллегам, быть наставником для начинающих сотрудников;

— стремиться полнее использовать свои профессиональные знания и опыт для оздоровления окружающей среды и охраны здоровья населения.

Раздел 12. ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ

12.01. Организация работы лаборатории отделения коммунальной гигиены

12.02. Лабораторный контроль загрязнения атмосферного воздуха.

12.03. Лабораторный контроль за качеством воды.

12.04. Лабораторный контроль за качеством воды подземных

12.05. Лабораторный контроль за качеством питьевой воды.

12.06. Лабораторный контроль за загрязнением почвы населенных мест

Профессиональная задача 12.01.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ОТДЕЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ

ГИГИЕНЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

12.01.1. Планирование работы лаборатории отделения коммунальной

12.01.2. Контроль и методическое руководство работой лаборатории

отделения коммунальной гигиены СЭС.

Знания и умения:

12.01.1.1. Знать основные требования к составлению планов работы

12.01.1.2. Уметь составить план-график лабораторного контроля за

объектами окружающей среды.

12.01.1.3. Уметь осуществлять контроль за исполнением запланированных

12.01.2.1. Знать основные цели и задачи санэпидслужбы .

12.01.2.2. Знать директивные, законодательные документы и НТД,

определяющие права и обязанности работников лаборатории

12.01.2.3. Знать сроки составления и подачи заявок на приобретение

приборов, посуды, реактивов.

12.01.2.4. Знать систему регистрации документов, хранения и контроля их

12.01.2.5. Знать ГОСТы и перечень новых методов исследования,

утвержденных МЗ СССР, подлежащих освоению и внедрению.

12.01.2.6. Знать необходимые условия работы врача-лаборанта СЭС для

обеспечения точных результатов исследования.

12.01.2.7. Уметь организовать работу лаборатории по принципу » единого

12.01.2.8. Уметь организовать своевременную аттестацию лаборатории и

12.01.2.9. Уметь произвести оценку материально-технического обеспечения,

лаборатории СЭС при аттестации.

12.01.2.10. Уметь использовать для анализа деятельности лаборатории

учетно-отчетную документацию СЭС.

12.01.2.11. Уметь правильно заполнить и оформить официальную

учетно-оперативную и учетно-отчетную документации

12.01.2.12. Уметь осуществлять методическое руководство лабораториями

нижестоящих СЭС и санитарными лабораториями на промышленных

12.01.2.13. Уметь оформить заявку на приобретение приборов, химической

12.01.2.14. Уметь осваивать и внедрять новые методы исследования в

практику работы лаборатории.

12.01.2.15. Уметь организовать и оказать методическую помощь в

совершенствовании лабораторного контроля СЭС нижестоящих

12.01.2.16. Уметь организовать и оказать методическую помощь в

совершенствовании лабораторного контроля ведомственных

12.01.2.17. Уметь организовать и осуществлять руководство за проведением

планового контроля и использованием измерительной техники.

12.01.2.18. Уметь провести метрологический контроль за качеством

12.01.2.19. Уметь пользоваться справочной литературой, ГОСТами и другими

12.01.2.20. Уметь составлять отчет о работе лаборатории.

Профессиональная задача 12.02.

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

12.02.1. Организация работы лаборатории по контролю за загрязнением

12.02.2. Планирование работы по контролю за загрязнением атмосферного

12.02.3. Отбор, доставка, хранение проб воздуха и их исследование.

12.02.4. Оформление результатов наблюдений за загрязнением атмосферы и

12.02.5. Гигиеническая оценка полученных результатов совместно с

Знания и умения:

12.02.1.1. Знать цели и задачи лабораторного контроля за загрязнением

атмосферного воздуха с учетом санитарной ситуации, пути их

решения лабораториями СЭС, другими контролирующими органами и

12.02.1.2. Знать принципы организации лабораторного контроля за

загрязнением атмосферного воздуха, нормативно-методические

документы МЗ СССР и порядок взаимодействия различных служб в

государственной сети контроля и наблюдения за загрязнением

12.02.1.3. Знать принципы обоснования и организации лабораторного

контроля на стационарных, маршрутных и передвижных постах

12.02.1.4. Знать особенности составления плана и организации

лабораторного контроля на период неблагоприятных

12.02.1.5. Знать принципы выбора определяемых примесей и периодичность

отбора проб воздуха в зависимости от концентрации вредных

примесей на передвижных постах.

12.02.1.6. Знать принципы обоснования перечня веществ, загрязняющих

воздух, и периодичность отбора проб на существующей сети и

дополнительных постах в период неблагоприятных

12.02.1.7. Уметь осуществлять методическое руководство за деятельностью

лаборатории СЭС нижестоящего уровня и ведомственных

12.02.1.8. Уметь определять задачи лабораторного контроля за

загрязнением атмосферного воздуха совместно с санитарным

врачом обслуживаемой территории и ведомственных лабораторий.

12.02.1.9. Уметь проконтролировать и оценить организацию и качество

лабораторных исследований нижестоящих СЭС.

12.02.1.10. Уметь проконтролировать и оценить организацию и качество

лабораторных исследований ведомственных лабораторий.

12.02.2.1. Знать особенности контроля загрязнения атмосферного воздуха

отработавшими газами автомобилей на территориях микрорайонов.

12.02.2.2. Знать закономерности распространения промышленных выбросов в

приземном слое в зависимости от абсолютного выброса, его

температуры и расстояния селитебной территории.

12.02.2.3. Уметь осуществлять лабораторный контроль загрязнения

атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей.

12.02.2.4. Уметь использовать параметры метеоусловий при оценке

12.02.2.5. Уметь обосновать сроки и периоды отбора проб с учетом

назначения постов наблюдения совместно с санитарным врачом.

12.02.2.6. Уметь составлять план-график контроля загрязнения

12.02.3.1. Знать характеристику основных аспираторов, поглотительных

приборов и фильтров АФА различных марок для отбора проб

12.02.3.2. Знать основные ошибки, допускаемые при отборе проб воздуха.

12.02.3.3. Знать о влиянии качества отбора проб на точность определяемых

вредных примесей атмосферы.

12.02.3.4. Знать о влиянии метеофакторов и рельефа местности на

концентрацию вредных веществ в воздухе.

12.02.3.5. Знать роль температурной инверсии в рассеивании вредных

веществ в атмосфере.

12.02.3.6. Знать о процессах превращения загрязнений в приземном слое

атмосферы и уметь оценить вероятность появления в атмосфере

12.02.3.7. Знать требования к выбору места проведения измерений.

12.02.3.8. Знать варианты отбора среднесуточных проб атмосферного

12.02.3.9. Знать требования к доставке и хранению проб воздуха.

12.02.3.10. Уметь выбрать селективный метод анализа вещества при

одновременном присутствии нескольких вредных примесей в пробе

12.02.3.11. Уметь приготовить реактивы для проведения химического анализа

12.02.3.12. Уметь работать с поглотительными приборами разного типа.

12.02.3.13. Уметь заполнять поглотительные приборы согласно методике.

12.02.3.14. Уметь проверять точность показателя шкалы ротаметра

аспираторов для отбора проб воздуха.

12.02.3.15. Уметь отбирать пробы атмосферного воздуха с помощью

аспираторов различных марок.

12.02.3.16. Уметь отобрать пробы воздуха на основные и специфические

загрязняющие атмосферу ингредиенты согласно методике.

12.02.3.17. Уметь отбирать пробы атмосферного воздуха с учетом конкретной

ситуации, программы и цели исследований на стационарных,

маршрутных и передвижных постах .

12.02.3.18. Уметь измерять параметры метеоусловий.

12.02.3.19. Уметь привести объем протянутого воздуха к нормальным

12.02.3.20. Уметь подготовить пробы воздуха для дальнейшего исследования

в физико-химической лаборатории.

12.02.3.21. Уметь подготовить фотоколориметр любой модели или

спектрофотометр к работе.

12.02.3.22. Уметь правильно подобрать кювету для каждого конкретного

12.02.3.23. Уметь правильно снять показания прибора.

12.02.3.24. Уметь вынести на рабочий режим высокоомный

pH -метр-милливольтметр любой модели, предназначенный для

работы с ионоселективными электродами.

12.02.3.25. Уметь подготовить стандартный электрод к работе.

12.02.3.26. Уметь подготовить измерительный электрод к работе.

12.02.3.27. Уметь проверить рабочее состояние измерительного электрода.

12.02.3.28. Уметь получить данные для расчета крутизны градуировочного

12.02.3.29. Уметь построить градуировочный график.

12.02.3.30. Уметь провести расчет полученных величин.

12.02.3.31. Уметь проводить анализ контролируемых ингредиентов согласно

12.02.3.32. Уметь определить концентрации вредных веществ в атмосферном

воздухе с помощью автоматических газоанализаторов.

12.02.4.1. Знать формы регистрации результатов наблюдений за

загрязнением атмосферного воздуха.

12.02.4.2. Уметь заполнять протокол исследования воздуха населенных

12.02.4.3. Уметь использовать статистические методы обработки анализов.

12.02.5.1. Знать допустимые величины нормирования вредных веществ в

12.02.5.2. Знать о возможности влияния различных факторов на результат

12.02.5.3. Уметь оценить полученные результаты при одновременном

присутствии в воздухе веществ однонаправленного действия.

12.02.5.4. Уметь оценить полученные результаты при изучении диффузных и

Профессиональная задача 12.03.

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ВОДЫ ПОВЕРХНОСТНЫХ

ВОДОЕМОВ В МЕСТАХ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

12.03.1. Организация работы лаборатории по контролю за качеством воды

12.03.2. Планирование работы по проведению лабораторного контроля за

качеством воды поверхностных водоемов.

12.03.3. Отбор, консервация, доставка, хранение проб воды из

поверхностных водоемов и их исследование.

12.03.4. Оформление результатов лабораторных исследований.

Знания и умения:

12.03.1.1. Знать цели и задачи при организации лабораторного контроля за

качеством воды поверхностных водоемов с учетом санитарной

ситуации и пути их решения лабораториями СЭС и ведомственными

12.03.1.2. Знать нормативно-технические документы МЗ СССР и ГОСТы в

части организации лабораторного контроля за качеством воды

12.03.2.1. Знать периодичность проведения лабораторного контроля за

качеством воды поверхностных водоемов.

12.03.2.2. Знать перечень необходимых показателей качества воды

поверхностных водоемов в зависимости от вида водопользования

12.03.2.3. Уметь составить план-график лабораторного контроля за

качеством воды поверхностных водоемов (совместно с санитарным

12.03.3.1. Знать требования к выбору контрольных точек на водоеме для

отбора проб воды на исследование.

12.03.3.2. Знать правила отбора проб воды из поверхностных водоемов на

12.03.3.3. Знать требования к лабораторной посуде при отборе пробы воды

из поверхностных водоемов на определение нормируемых

12.03.3.4. Знать условия транспортировки, консервации и хранения проб

воды для приведения санитарно-химического исследования.

12.03.3.5. Знать особенности отбора проб воды на определение

12.03.3.6. Уметь отобрать пробы воды батометром из поверхностного

12.03.3.7. Уметь отобрать пробы воды на определение растворенного

12.03.3.8. Уметь заполнять акты отбора пробы воды и направление в

12.03.3.9. Уметь определять органолептические показатели воды согласно

12.03.3.10. Уметь определять химические показатели воды согласно

12.03.3.11. Уметь выполнять исследования согласно пунктам 12.02.3.21 —

12.03.3.12. Уметь подготовить пробы воды для дальнейшего исследования в

12.03.4.1. Уметь проводить статистическую обработку результатов анализа.

12.03.4.2. Уметь правильно оформить протокол исследования воды.

Профессиональная задача 12.04.

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ВОДЫ

12.04.1. Организация работы лаборатории по контролю за качеством воды

12.04.2. Планирование работы по проведению лабораторного контроля за

качеством воды подземных водоисточников .

12.04.3. Отбор, консервация, доставка, хранение проб воды из подземных

водоисточников и их исследование.

12.04.4. Оформление результатов лабораторных исследований.

Знания и умения:

12.04.1.1. Знать цели и задачи организации лабораторного контроля за

качеством воды подземных водоисточников с учетом санитарной

ситуации и пути их решения лабораториями СЭС и ведомственными

12.04.1.2. Знать нормативно-технические документы МЗ СССР и ГОСТы в

части организации лабораторного контроля за качеством воды

12.04.2.1. Знать периодичность проведения лабораторного контроля за

качеством воды подземных источников водоснабжения.

12.04.2.2. Знать перечень показателей качества воды подземных

Читайте так же:  Сколько стоит оформление вступление в наследство

водоисточников , подлежащих лабораторному контролю.

12.04.2.3. Уметь составить план-график лабораторного контроля за

качеством воды подземных источников водоснабжения (совместно

с санитарным врачом).

12.04.3.1. Знать требования к выбору контрольных точек отбора проб из

12.04.3.2. Знать правила отбора проб воды из подземных водоисточников .

12.04.3.3. Знать требования к лабораторной посуде при отборе проб воды

из подземных водоисточников на определение нормируемых

12.04.3.4. Знать условия транспортировки, консервации и хранения проб

воды из подземных водоисточников для проведения

12.04.3.5. Знать особенность отбора проб воды на определение

12.04.3.6. Уметь выполнить исследования согласно пунктам 12.02.3.21 —

12.04.4.1. Знать методы проверки достоверности результатов анализов.

12.04.4.2. Уметь использовать статистические методы обработки анализов.

12.04.4.3. Уметь правильно оформить протокол исследования воды.

Профессиональная задача 12.05.

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

12.05.1. Организация работы лаборатории по контролю за качеством

12.05.2. Планирование работы по лабораторному контролю за качеством

12.05.3. Отбор, консервация, доставка, хранение проб питьевой воды и

12.05.4. Оформление результатов лабораторных исследований.

Знания и умения:

12.05.1.1. Знать нормативно-технические документы МЗ СССР, ГОСТы в части

организации лабораторного контроля за качеством питьевой воды

при централизованном и децентрализованном водоснабжении.

12.05.1.2. Знать в соответствии с ГОСТом «Вода питьевая» показатели

12.05.1.3. Знать перечень нормируемых химических веществ, влияющих на

органолептические свойства воды.

12.05.1.4. Знать перечень показателей качества воды контролируемых в

12.05.1.5. Знать гигиенические показатели при оценке качества воды

12.05.2.1. Знать контрольные точки на распределительной сети.

12.05.2.2. Знать периодичность проведения лабораторного контроля за

качеством питьевой воды при централизованном и

12.05.2.3. Уметь составить план-график лабораторного контроля за

качеством питьевой воды (совместно с санитарным врачом).

12.05.3.1. Знать правила отбора проб воды из крана водопроводной сети и

из децентрализованных источников водоснабжения.

12.05.3.2. Знать требования к лабораторной посуде при отборе проб

питьевой воды на определение нормируемых показателей.

12.05.3.3. Уметь отобрать пробы питьевой воды из крана водопровода и из

источников децентрализованного водоснабжения.

12.05.3.4. Уметь выполнить исследования согласно пунктам 12.02.3.21 —

12.05.3.5. Уметь определять свободный, суммарный и связанный хлор, а

также остаточное количество озона в питьевой воде.

12.05.3.6. Уметь правильно оформить акт отбора проб.

12.05.4.1. Уметь правильно оформить протокол исследования воды.

Профессиональная задача 12.06.

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ПОЧВЫ

НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

12.06.1. Организация работы лаборатории по контролю за загрязнением

почвы химическими веществами.

12.06.2. Планирование работы по проведению лабораторного контроля за

12.06.3. Отбор, доставка, хранение проб почвы и их исследование.

12.06.4. Оформление результатов лабораторных исследований почвы.

Знания и умения:

12.06.1.1. Знать цели и задачи организации лабораторного контроля за

12.06.1.2. Знать нормативно-технические документы МЗ СССР, ГОСТы в части

организации лабораторного контроля за химическим загрязнением

12.06.2.1. Знать периодичность лабораторного контроля за химическим

12.06.2.2. Знать перечень химических показателей при лабораторном

12.06.2.3. Уметь составить план-график лабораторного контроля при

изучении загрязнения почвы химическими веществами.

12.06.3.1. Знать требование к выбору площадок для отбора проб почвы на

12.06.3.2. Знать правила отбора проб почвы для лабораторного

исследования при изучении химического загрязнения.

12.06.3.3. Уметь заполнить акт отбора проб почвы и направить его в

12.06.3.4. Уметь провести исследование почвы на показатели химического

загрязнения согласно методике.

12.06.3.5. Уметь выполнять исследования согласно пунктам 12.02.3.21 —

12.06.3.6. Уметь подготовить пробы почвы для дальнейшего исследования в

12.06.4.1. Уметь работать с пластинами с тонким слоем адсорбента

12.06.4.2. Уметь нанести на тонкий слой адсорбента пробу, получить и

прочитать хроматограмму , сделать аналитические расчеты.

12.06.4.3. Уметь правильно оформить протокол исследования почвы.

С учетом предложений и замечаний Главного санэпидуправления МЗ СССР, Республиканской санитарно-эпидемиологической санэпидстанции Белорусской ССР, Грузинской ССР, Татарской АССР, Новосибирской, Омской и Ярославской областных санитарно-эпидемиологических станций, Казанской городской СЭС, кафедры гигиены Ереванского ГИДУВа , врачей-лаборантов, обучающихся на кафедре гигиены Казанского ГИДУВа , представляющих более 60 областных и республиканских санэпидстанций, в настоящие ПДТ вносятся следующие дополнения и изменения:

1. Уметь провести углубленный анализ результатов лабораторных исследований совместно с врачом по коммунальной гигиене.

2. Уметь провести исследование микроклимата в жилых и общественных зданиях.

3. Уметь организовать и провести работу по индикации химических веще ств в чр езвычайных ситуациях (ГО).

4. Уметь составлять план внедрений новых методов исследований в лабораториях районных СЭС.

5. Уметь правильно выбрать рабочий светофильтр при колориметрических исследованиях.

6. Уметь проверять на спектрофотометре максимальную длину волны поглощения определяемого комплекса.

7. Уметь организовать деятельность врачей-лаборантов подконтрольных лабораторий.

8. В профессиональных задачах 12.02; 12.03; 12.04; 12.05; 12.06 изложение профессионального действия 3 необходимо начинать со слов: «Участие при отборе проб (в необходимых случаях). «.

9. В список литературы включить Приказ МЗ СССР N 194 от 06.03.78 «Об утверждении номенклатуры лабораторных исследований санитарно-гигиенического отдела санэпидстанций».

10. Знать особенности отбора проб воды из подземных водоисточников на все определяемые ингредиенты.

11. Уметь провести исследование почвы на определение санитарного числа.

12. Знать и выполнять требования по технике безопасности работающих в лаборатории.

1. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. Изд-во МГУ, 1970.

2. Бончев П.Р. Введение в аналитическую химию. Л., Химия, 1978.

3. Буггер К. Органические реагенты в неорганическом анализе. М., Мир, 1981.

4. Виноградова Е.Н. Методы полиграфического и амперометрического анализа. МГУ. М., 1960.

5. Вяхирев Д.А., Шушунова А.Ф. Руководство по газовой хроматографии. М., Высшая школа, 1975.

6. Гильденскиольд Р.С., Недогибченко М.К., Пинигин М.А. Санитарная охрана атмосферного воздуха. М., Медицина, 1976.

7. ГОСТ 2761-84. Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические технические требования и правила выбора.

8. Гончарук Е.И., Сидоренко Г.И. Гигиенические нормирования химических веществ в почве. М., Медицина, 1986.

9. ГОСТ 17.1.3.07-82. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков.

10. ГОСТ 17.1.5.02-80. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов.

11. ГОСТ 17.2.3.01-77 ( СТ СЭВ 1925-79). Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

12. ГОСТ 17.4.2.01-81. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния.

13. ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ.

14. ГОСТ 17.2.6.01-80. Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов. Общие технические требования.

15. ГОСТ 20444-75. Потоки транспортные в населенных пунктах. Метод определения шумовой характеристики.

16. ГОСТ 23337-78. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий.

17. ГОСТ 17.2.4.03-81. Охрана природы. Атмосфера. Индофенольный метод определения содержания аммиака.

18. Закон «Об охране атмосферного воздуха». Утв. Сов. Министров СССР 25.06.80.

19. Золодков Л.В., Виндюков П.М. Санитарная охрана окружающей среды от выбросов предприятий химической промышленности. М., Медицина, 1980.

20. Кирхнер Ю. Тонкослойная хроматография, ч. 1. Мир. М., 1981.

21. Клисенко М.А., Александрова Л.Г. Определение остаточного количества пестицидов. Киев, Здоровье, 1983.

22. Коган И.Б. Полярографический анализ промышленно-санитарной химии. М., Медгиз , 1961.

23. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. М., Химия, 1984.

24. Мак- Нейр Г., Бонелли Э. Введение в газовую хроматографию. М., Мир, 1970.

25. Марченко З. Фотометрическое определение элементов. М., Мир, 1971.

26. Методика технологического контроля работы очистных сооружений городской канализации. М., Стройиздат , 1977.

27. Материалы 27 съезда КПСС. М., Политиздат, 1986.

28. Методические указания по определению вредных веществ в воздухе. Выпуск XVII. М., 1981.

29. Методические указания по определению микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах, внешней среде. Часть VI, т. 1. Вологда, 1974.

30. Методические указания по рассмотрению проектов предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами, N 2875-83.

31. Методические указания для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по контролю за реализацией мероприятий, направленных на санитарную охрану окружающей среды от загрязнений твердыми и жидкими токсичными отходами промышленных предприятий. Утв. Зам. гл. гос. сан . в р . СССР, N 3912-85.

32. Мингли Д., Торренс К. Потенциометрический анализ воды, М., Мир, 1980.

33. Мироненко М.А., Ярмолик И.Ф., Коваленко А.В. Санитарная охрана внешней среды в районах промышленно-животноводческих комплексов. М., Медицина, 1978.

34. Поверхностно-активные вещества. Справочник. Л., Химия, 1979.

35. Положение о санитарной лаборатории на промышленном предприятии N 822-69 от 26.09.69.

36. Положение о лаборатории санитарно-гигиенического отдела санитарно-эпидемиологической станции N 2949-83 от 27.12.83.

37. Положение о заведующем лабораторией санитарно-гигиенического отдела санитарно-эпидемиологической станции N 2950-83 от 27.12.83.

38. Положение о враче-лаборанте лаборатории санитарно-гигиенического отдела санитарно-эпидемиологической станции N 2951-83 от 27.12.83.

39. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами N 1166, 1974.

40. Правила устройства, техники безопасности, производственной санитарии, противоэпидемиологического режима и личной гигиены при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений системы МЗ СССР, N 2455-81.

41. Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве. М., 1979. Утв. МЗ СССР 21.02.79, N 1968-79.

42. То же. М., 1980. Утв. МЗ СССР 30.10.80, N 2264-80.

43. То же. М., 1982. Утв. МЗ СССР 30.04.82, N 2546-82.

44. То же. М., 1985. Утв. МЗ СССР 01.02.85, N 3210-85.

45. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах, обусловливающее отнесение этих отходов к категории по токсичности. М., 1984. Утв. МЗ СССР 18.12.84, N 3170-84.

46. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах в накопителях, расположенных вне территории предприятия (организации). М., 1985. Утв. МЗ СССР 19.11.85, N 4015-85.

47. Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов (нормативный документ). М., 1985. Утв. МЗ СССР 30.05.85, N 3897-85.

48. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила). М., 1985. Утв. МЗ СССР 29.12.84, N 3183-84.

49. Оценочные показатели санитарного состояния почвы населенных мест. Утв. Зам. Гл. сан . в р . СССР N 1739-77.

50. Руководство по гигиене атмосферного воздуха. Под ред. Буштуевой К.А., М., Медицина, 1976.

51. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. М., Гидрометеоиздат , 1979.

52. Руководство по химическому анализу вод суши. Л., Гидрометеоиздат , 1976.

53. Санитарная охрана почв. Под ред. Лоранского Д.Н. М., 1972.

54. СТ СЭВ 1925-79. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к отбору проб.

55. СТ и СО 4219-1979. Качество воздуха. Атмосфера. Определение содержания газообразных сернистых соединений в окружающем воздухе. Оборудование для отбора проб.

56. СТ и СО 4226-1980. Качество воздуха. Общие аспекты. Единицы измерений.

57. Указания по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. СП 369-74.

58. Унифицированные методы исследования качества вод. СЭВ. Ч. 1 «Методы химического анализа вод». М., 1977.

59. Унифицированные методы анализа вод СССР, вып . 1. Л., Гидрометеоиздат , 1978.

60. Фельдман Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха. М., Медицина, 1975.

61. Хроматографический анализ окружающей среды. Под ред. д.х.н. Березкина В.Г. М., Химия, 1979.

62. Черкинский С.Н. Руководство по гигиене водоснабжения. М., Медицина, 1975.

63. ГОСТ 17.4.1.02-83. Охрана природы. Классификация химических веще ств дл я контроля загрязнения — с 01.01.85.

64. ГОСТ 17.4.4.02-84. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализа — с 01.01.86.

1. Булатов М.И., Калинкин И.П. Практическое руководство по фотоколориметрическим методам анализа. Л., Химия, 1976.

2. Гиллем А., Штерн Е. Электронные спектры поглощения органических соединений, М., 1957.

3. Лейте В. Определение органических загрязнений питьевых, природных и сточных вод. М., Химия, 1975.

4. Методы определения загрязняющих веществ в поверхностных водах. Л., Гидрометеоиздат , 1976.

5. Методы определения вредных веществ в воде водоемов. М., Медицина, 1981.

6. Пугачевич П.П. Работа со ртутью в лабораториях и производственных условиях. М., Химия, 1972.

7. Справочник по физико-химическим методам исследования объектов окружающей среды. Л., Судостроение, 1979.

8. Химия промышленных сточных вод. М., Химия, 1983.

9. Яворовская С.Ф. Газовая хроматография — метод определения вредных веществ в воздухе и биологических средах. М., Медицина, 1972.