Требования к судебным приставам по оупдс

16.05.2018 Выкл. Автор admin

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки от 30 ноября 2011 г. № 03-19

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки (далее — Методические рекомендации), разработаны в целях повышения уровня организации деятельности структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Методические рекомендации определяют сроки и последовательность совершения действий при реализации данных полномочий, а также основания, задачи и способы осуществления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю Федеральной службы судебных приставов. Судебные приставы и дознаватели Федеральной службы судебных приставов осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность.

Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов (далее — дознаватели) должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством соответствующих структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Одной из главных задач судебных приставов по ОУПДС является обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения и осуществления иных процессуальных действий (далее — проведение исполнительных или процессуальных действий).

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, осуществляющих служебную деятельность, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов, окончания дознания по уголовным делам.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебных приставов-исполнителей и дознавателей при совершении исполнительных или процессуальных действий состоит в осуществлении мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения указанных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

2. Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель, дознаватель подает заявку старшему судебному приставу на обеспечение их безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных или процессуальных действий не позднее 48 часов до их начала (кроме случаев, не терпящих отлагательства). Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) при рассмотрении заявки знакомится с исполнительным производством, уголовным делом и, исходя из материалов, решает вопрос о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя и поддержания общественного порядка на месте проведения исполнительных или процессуальных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя при совершении исполнительных или процессуальных действий (далее — заявка) указываются:

Ф.И.О. должностного лица, совершающего исполнительные или процессуальные действия;

планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. лица, в отношении которого проводятся исполнительные или процессуальные действия;

номер исполнительного производства или уголовного дела;

дата совершения исполнительных или процессуальных действий, а также место их проведения;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимое для обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий.

2.3. Заявка заверяется подписью старшего судебного пристава (лица, его замещающего) и печатью структурного подразделения.

2.4. Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) исходя из материалов, находящихся в исполнительном производстве или уголовном деле, определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий, назначает старшего группы, а также решает вопросы их экипировки, вооружения, технического оснащения и т.д.

2.5. Заявка регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. После утверждения старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж группы судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме устного распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого подготовительного этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении нештатных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных или процессуальных действий старший судебный пристав (лицо, его замещающее) или его заместитель, курирующий вопросы ОУПДС, проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС и проводит дополнительный инструктаж, включающий уточнение порядка взаимодействия и маршрутов движения, а также проверку уяснения задачи каждым судебным приставом по ОУПДС.

2.7. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

проверить наличие и исправность специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты и связи;

быть готовыми к действиям в условиях нештатной ситуации.

3. Особенности проведения подготовительных мероприятий при осуществлении особо сложных, исполнительных или процессуальных действий

3.1. При планировании обеспечения безопасности особо сложных исполнительных или процессуальных действий в заявке необходимо дополнительно указывать краткую информацию об объекте и его окружении, их возможной реакции на планируемое мероприятие, сведения о наличии у лица, в отношении которого проводятся указанные действия, судимости, огнестрельного оружия, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) дополнительно поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС. В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам-исполнителям, дознавателям. По окончании мероприятия составляется служебная записка, которая прикладывается к заявке.

3.2. По результатам анализа полученной информации заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп судебных приставов по ОУПДС;

перечень подлежащего использованию автотранспорта;

порядок взаимодействия судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями или дознавателями, а в случае необходимости — с правоохранительными органами;

порядок входа на территории, в помещения совместно с судебными приставами-исполнителями, дознавателями при совершении исполнительных или процессуальных действий;

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории, в помещении при проведении исполнительных или процессуальных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов или дознавателей;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

порядок оказания первой медицинской помощи (при возникновении нештатной ситуации).

В случае отсутствия замечаний старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств.

3.3. После получения распоряжения на обеспечение особо сложных исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных или процессуальных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, обувь, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действий по ним.

3.4. При совершении исполнительных или процессуальных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных или процессуальных действий без указания названия и адреса объекта.

4. Порядок обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий

4.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные старшим судебным приставом, выезжают на место совершения исполнительных или процессуальных действий совместно с судебным приставом-исполнителем или дознавателем.

4.2. О прибытии к месту совершения исполнительных или процессуальных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

Читайте так же:  Можно ли вернуть снятые деньги

4.3. При совершении исполнительных или процессуальных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения процессуальных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

4.4. При обеспечении безопасности исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС запрещается:

самостоятельно совершать исполнительные или процессуальные действия;

вскрывать помещения и хранилища;

самовольно покидать место совершения исполнительных или процессуальных действий и иным образом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.

4.5. При возникновении нештатной ситуации судебный пристав-исполнитель или дознаватель:

прекращает совершение исполнительных или процессуальных действий;

согласовывает свои дальнейшие действия с судебным приставом по ОУПДС.

4.6. При выявлении в ходе совершения исполнительных или процессуальных действий признаков преступления судебный пристав по ОУПДС составляет на имя старшего судебного пристава рапорт, в котором указывает дату, время, место, обстоятельства происшествия, фамилии, имена, отчества и место проживания лиц, имеющих к нему отношение.

4.7. При возникновении нештатной ситуации судебному приставу по ОУПДС рекомендуется:

действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие согласно ст. 15, 16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», обеспечивая безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя, сохранность служебной документации, изъятых денежных средств и имущества;

сообщить о случившемся по средствам связи старшему судебному приставу, дежурному по территориальному отделу внутренних дел;

задержать правонарушителя и передать его сотрудникам органов внутренних дел;

при наличии пострадавших организовать оказание им первой медицинской помощи и вызов спасательной службы;

обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу, в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомить прокурора, а в устной форме — незамедлительно.

4.8. По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов):

составляет отчет об обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий (далее — отчет);

представляет старшему судебному приставу отчет, завизированный судебным приставом-исполнителем или дознавателем, для утверждения;

делает отметку об исполнении в «Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов».

5. Осуществление судебными приставами по ОУПДС приводов лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю

5.1. Привод лица, уклоняющегося от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется судебными приставами по ОУПДС по месту фактического местонахождения лица, подлежащего приводу (месту жительства, месту работы, учебы и т.д.) на основании постановления о приводе.

5.2. Поступившее от судебного пристава-исполнителя или дознавателя постановление о приводе рассматривается старшим судебным приставом (или лицом, его замещающим), который обеспечивает его безотлагательное и своевременное исполнение.

Если в постановлении о приводе отсутствуют данные, которые позволяют установить лицо или место его пребывания, а также если восполнить эти данные не представляется возможным, то старший судебный пристав незамедлительно извещает об этом инициатора привода.

Старший судебный пристав утверждает постановление о приводе и организует точное и своевременное исполнение. Постановления о приводе регистрируются в Журнале регистрации постановлений о приводе и выдаются старшему группы судебных приставов по ОУПДС для исполнения под роспись.

5.3. Привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется одним судебным приставом по ОУПДС или группой. Старшим судебным приставом назначается старший группы из числа наиболее опытных судебных приставов по ОУПДС (далее — старший группы, осуществляющей привод).

Старшим судебным приставом или его заместителем проводится инструктаж группы, убывающей для осуществления привода, о чем делается отметка в журнале.

В том случае, если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу, специальные средства с соблюдением требований ст. 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

5.4. По прибытии к указанному в постановлении месту жительства (нахождения) лица, подвергаемого приводу (далее — субъект привода), судебные приставы по ОУПДС:

называют свою должность, фамилию, имя, отчество, предъявляют служебное удостоверение;

устанавливают по документам личность лица, подлежащего приводу (паспорт, военный билет, удостоверение личности или иные виды документов);

разъясняют лицу, подлежащему приводу, его права, предупреждают его об ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о возможности применения к нему физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

устанавливают, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода (уважительные причины: наличие малолетних детей, при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта, болезнь и т.п.).

В случае выявления правонарушений при осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС самостоятельно, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно, в соответствии с обстановкой и создавшейся ситуацией, на основании ст. 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В случае воспрепятствования совершению привода со стороны лица, подлежащего приводу, или иных лиц судебный пристав по ОУПДС обязан пресечь противоправные действия, составить протокол об административном правонарушении, в котором необходимо указать место, время и характер правонарушения, принятые к этому лицу меры, фамилии, имена, отчества и иные установочные данные свидетелей. После этого следует доставить субъекта привода к судебному приставу-исполнителю, по определению (постановлению) которого осуществляется привод. При необходимости судебный пристав по ОУПДС имеет право обратиться за помощью в органы внутренних дел.

После доставления лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС передает его судебному приставу-исполнителю или дознавателю, который на постановлении делает письменную отметку об осуществлении привода.

5.5. Старшему судебному приставу о произведенном приводе или о причинах недоставления лица, подлежавшего приводу, судебный пристав по ОУПДС составляет подробный отчет. К отчету прилагаются документы, подтверждающие невозможность осуществления привода (объяснения, справки, копия листка временной нетрудоспособности или его реквизиты, выписки и др.).

Копии отчета и прилагаемых документов в обязательном порядке приобщаются к материалам исполнительного производства, уголовного дела или дела об административном правонарушении.

В случае совершения правонарушения в ходе исполнения привода к отчету прикладывается протокол об административном правонарушении.

5.6. Доставленное в структурное подразделение (территориального органа) ФССП России лицо по требованию судебного пристава-исполнителя, дознавателя может находиться под контролем судебного пристава по ОУПДС до окончательного выполнения исполнительных или процессуальных действий.

5.7. Если лицо, подлежащее приводу, находится на территории другого структурного подразделения (территориального органа) ФССП России, по месту нахождения данного лица в это структурное подразделение может быть направлено поручение об осуществлении привода (далее — поручение). Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом.

Поручение, поступившее в канцелярию структурного подразделения (территориального органа) ФССП России из его другого структурного подразделения, после соответствующей регистрации передается для рассмотрения и организации исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, который при соответствии реквизитов и содержания поступившего поручения установленным требованиям утверждает постановление о приводе.

В случаях несоответствия поручения предъявляемым требованиям старший судебный пристав в установленном порядке направляет об этом информацию в структурное подразделение (территориальный орган) ФССП России, направившее поручение.

6. Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей при выявлении преступлений

6.1. Старший судебный пристав непосредственно организует взаимодействие судебных приставов-исполнителей, дознавателей и судебных приставов по ОУПДС на этапах выявления и раскрытия преступлений, подследственных ФССП России.

6.2. Особенности взаимодействия судебных приставов по ОУПДС и дознавателей при выявлении преступлений.

Старший судебный пристав не реже одного раза в месяц запрашивает у председателей судов и мировых судей следующие сведения:

о планируемом рассмотрении уголовных дел, расследованных дознавателями ФССП России;

о планируемых судебных разбирательствах, в ходе которых возможно возникновение конфликтных ситуаций между участниками процесса, для решения вопроса об участии в них судебных приставов по ОУПДС;

о наличии конфликтных ситуаций, имевших место в ходе проведенных судебных заседаний.

При выявлении таких фактов судебному приставу по ОУПДС необходимо тщательно выяснить обстоятельства их совершения. При наличии признаков преступления в процессе судебного слушания необходимо добиться отражения этого события в протоколе судебного заседания. Дознаватель обязан оказывать методическую помощь судебному приставу по ОУПДС.

Вариантами обнаружения преступления, предусмотренного ст. 297 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неуважение к суду»), могут быть:

сообщение судебного пристава по ОУПДС, процессуально оформленное рапортом;

заявление потерпевшего о преступных действиях.

В случаях получения информации о совершении преступления либо выявления преступления при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС обязан:

составить на имя старшего судебного пристава рапорт об обнаружении признаков преступления;

при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксировать его в протоколе об административном правонарушении.

6.3. Взаимодействие при проверке сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел.

Судебный пристав по ОУПДС, судебный пристав-исполнитель при обнаружении признаков преступления составляет рапорт, в котором должны содержаться сведения о лице, в действиях (бездействии) которого усматриваются признаки состава преступления, данные о времени, месте и способе совершения преступления, а также указание на возможную квалификацию деяния в соответствии с уголовным законодательством.

Рапорт или заявление о преступлении регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.05.2006 № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях».

Читайте так же:  Нотариус 2005

К рапорту об обнаружении признаков преступления приобщаются необходимые документы (или их копии, заверенные надлежащим образом), подтверждающие изложенные в рапорте обстоятельства, указывающие на наличие состава преступления.

Дознаватель проводит проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ. При наличии оснований в срок, предусмотренный ст. 144 УПК РФ, дознаватель получает копии иных документов, не приобщенных к рапорту или заявлению взыскателя (представителя взыскателя) и требующихся для принятия процессуального решения и проведения предварительного расследования.

В связи с тем, что в процессе осуществления таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, выемка, нередко обнаруживается имущество, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, информация о таком имуществе незамедлительно доводится до судебного пристава-исполнителя.

На основании заявки дознавателя судебные приставы по ОУПДС могут быть привлечены к обеспечению его безопасности при проведении следственных действий. В этом случае судебные приставы по ОУПДС выезжают на место совершения следственных действий совместно с дознавателями.

К обеспечению безопасности следственных действий рекомендуется привлекать судебных приставов по ОУПДС групп быстрого реагирования территориального органа ФССП России (в соответствии с требованиями гл. V «Организация работы группы быстрого реагирования» Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 09.03.2011 № 84 «Об утверждении Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов»).

Судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители обязаны явиться в суд для участия в судебном разбирательстве в случае, если они были допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.

Управление организации обеспечения
исполнительных действий и установленного порядка
деятельности судов

Управление организации
исполнительного производства

Управление организации дознания
и административной практики

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки от 30 ноября 2011 г. № 03-19

Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., № 1

Обзор документа

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) взаимодействуют с судебными приставами-исполнителями и дознавателями ФССП России в ходе осуществления процессуальных действий и привода лиц, уклоняющихся от явки. Определены сроки и последовательность реализации данных полномочий.

Задачей судебных приставов по ОУПДС является пресечение посягательств на жизнь и здоровье приставов-исполнителей и дознавателей. Они обеспечивают сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

Для обеспечения безопасности при совершении исполнительных или процессуальных действий судебному приставу-исполнителю или дознавателю необходимо подать заявку. В ней указываются Ф.И.О. должностного лица, планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, сведения о лице, в отношении которого они проводятся, и др.

Определены особенности проведения подготовительных мероприятий при осуществлении особо сложных исполнительных или процессуальных действий.

Привод лица, уклоняющегося от явки, осуществляется по месту фактического нахождения этого лица (жительства, работы, учебы и т. д.) на основании постановления о приводе.

Кроме того, судебные приставы по ОУПДС и дознаватели взаимодействуют при выявлении преступлений.

Судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители обязаны явиться в суд для участия в судебном разбирательстве в случае, если они были допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.

По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы) составляет отчет о выполненных мероприятиях.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

«Куз­ни­ца кад­ров для служ­бы су­деб­ных при­ста­вов ре­ги­о­на — ННГУ им. Ло­ба­чев­ско­го»

6 февраля 2018 года, 16:17

Исполнение решений судов и обеспечение порядка в судах — одни из главных задач службы судебных приставов. О работе управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области — наша беседа с исполняющим обязанности руководителя управления ФССП России по Нижегородской области Владимиром Сметаниным.

— Владимир Васильевич, расскажите сначала о том, какие условия и требования поступления на государственную гражданскую службу?

— Федеральная служба судебных приставов имеет три основные задачи. Первая — обеспечение установленного порядка деятельности судов. Вторая — принудительное исполнение судебных решений и актов других уполномоченных органов и должностных лиц. И третья задача — это процессуальные действия в рамках компетенции статей Уголовного кодекса Российской Федерации, подведомственных службе судебных приставов. Для выполнения этих задач у нас имеются структурные подразделения по Нижнему Новгороду и Нижегородской области, а также аппарат Управления. Требования у нас определены двумя основными законами. Это Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ, который распространяется на всех государственных гражданских служащих, проходящих службу в ФССП. Второй закон — Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, который конкретизирует непосредственно прохождение службы. На государственную гражданскую службу принимаются лица в возрасте 18 лет, которые по свои профессиональным данным и квалификационным требованиям подходят на ту или иную должность. Однако на должность судебного пристава-исполнителя могут претендовать лица, достигшие 21-летнего возраста. С 1 января 2018 года для претендентов на должность судебного пристава-исполнителя предъявляются требования к профильному образованию. Граждане, желающие поступить на службу, должны иметь высшее юридическое или экономическое образование. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) могут иметь образование высшее или средне-специальное.

Помимо требований к образованию, к кандидатам предъявляется требование к стажу и опыту работы. Кроме того, поступающие на службу должны обладать хорошим физическим здоровьем и по медицинским показателям должны соответствовать прохождению гражданской службы. Требования предъявляются и к моральным качествам кандидатов. Недопустимо наличие судимости, возбужденных уголовных дел. Особая категория служащих, таких как судебные приставы по ОУПДС, которые имеют право на ношение и применение спецсредств и оружия, дополнительно проходят психо-физиологическое анкетирование. В общем порядке для всех сотрудников УФССП распространяются ограничения и запреты, как и для всех государственных гражданских служащих.

— Какой функционал выполняют судебные приставы по ОУПДС, кроме обеспечения порядка в здания судов?

— Основное предназначение данной категории судебных приставов — обеспечение установленного порядка деятельности судов. Они занимаются организацией пропускного режима в здание суда и мирового участка. Помимо этого, обеспечивают безопасность судей, участников судебного процесса в ходе судебного заседания, поддерживают общественный порядок в здании суда, а также выполняют постановление судов о принудительном приводе граждан, которые добровольно не являются в суд. Кроме того, осуществляют принудительный привод граждан к судебному приставу-исполнителю и дознавателю. Помимо принудительного привода судебные приставы по ОУПДС сопровождают судебных приставов-исполнителей во время совершения исполнительных действий для обеспечения безопасности.

Еще одна функция, которая возложена на судебных приставов по ОУПДС это препровождение иностранных граждан, которые нарушили правила пребывания на территории России, из судов до пункта временного содержания (по постановлению суда) либо до пункта пересечения границ (на основании постановления судебного пристава-исполнителя).

— Какая категория ваших работников имеет право ношения оружия? И были ли случаи применения на практике спецсредств?

— Правила и порядок ношения и применения оружия и спецсредств строго регламентированы законом. В соответствии с федеральным законом право ношения и применения оружия имеют главный судебный пристав, заместитель главного судебного пристава, курирующий направление деятельности ОУПДС, все старшие судебные приставы структурных подразделений, их заместители, курирующие направление деятельности ОУПДС, а также все судебные приставы по ОУПДС. Все указанные категории служащих должны пройти специальную подготовку, сдать зачеты, знать меры безопасности при обращении с оружием и его применении.

К счастью, оснований применения огнестрельного оружия у нас не было. Тем не менее сотрудники регулярно оттачивают мастерство на комплексном зачете и практической стрельбе. Специальные же средства, к которым относятся резиновая палка, наручники, электрошокеры, приходилось применять в ситуациях, когда граждане оказывают сопротивление или препятствуют законной деятельности судебного пристава-исполнителя.

Запрещается применение специальных средств в отношении граждан, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, в отношении женщин с видимыми признаками беременности, в отношении лиц с явными признаками ограниченных возможностей здоровья, несовершеннолетних детей.

— Есть ли какие-то требования к внешнему виду, всегда ли судебные приставы обязаны быть в форме?

— Федеральный закон «О судебных приставах» и приказы ФССП определяют, что должностные лица службы судебных приставов, которые относятся к категории государственных гражданских служащих, имеющие классный чин, при исполнении служебных обязанностей должны быть в форменной одежде со знаками различия. Помимо этого судебные приставы-исполнители и судебные приставы по ОУПДС имеют персональный нагрудный номерной знак. Форменная одежда у нас зимняя и летняя. Отличается у судебных приставов-исполнителей и у судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

— Служба серьёзная, понятно, что и требования серьезные. Скажите, пожалуйста, повышается ли зарплата сотрудников службы?

— Вопрос болезненный. Требования возрастают, исходя из них, руководство федеральной службы принимает дополнительные меры по материальному стимулированию, прежде всего, всех сотрудников территориальных органов. С мая по октябрь 2017 года было дополнительно выплачено каждому сотруднику, находящемуся в штате, 12 окладов материальной помощи. Несмотря на это, средняя заработная плата за 2017 год судебных приставов-исполнителей составила чуть меньше 25 тысяч рублей, а судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов чуть больше 26 тысяч рублей. Поэтому на сегодняшний день проводятся дополнительные мероприятия по увеличению денежного содержания, будем надеяться, что они осуществятся.

— Какие социальные гарантии имеют судебные приставы?

— Это гарантированный основной отпуск 30 дней, дополнительный отпуск за государственную гражданскую службу до 10 дней — в зависимости от стажа государственной гражданской службы. Для многих категорий государственных гражданских служащих определен ненормированный рабочий день. За ненормированный рабочий день дополнительно к отпуску предоставляется три дня. Гарантии — социальное и медицинское страхование, защита государством жизни и здоровья гражданского госслужащего и членов его семьи. Также в ФССП имеется ведомственный санаторий «Зеленая долина» на Чёрном море около Туапсе, стоимость путевок туда для государственных гражданских служащих и членов семьи — 50% от коммерческой стоимости.

Читайте так же:  Судебная практика ставрополь

— Вопрос о начинающих кадрах. Как Вы оцениваете уровень подготовки сегодняшних студентов, из каких нижегородских вузов приходят на работу в службу судебных приставов? Есть ли у вас какое-то взаимодействие с учебными заведениями города и области?

— Кузницей кадров у нас в основном является ННГУ им. Лобачевского, сегодня у нас проходят службу около 300 выпускников этого вуза. Второе место по количеству выпускников занимает Нижегородская правовая академия — больше 130 выпускников. НИУ филиал РАНХиГС — свыше 70 выпускников. Кроме того, выпускники академии правосудия. Наши нижегородские вузы, по моему мнению, дают хорошее, базовое образование. Но специальности судебного пристава-исполнителя ни один вуз Нижегородской области не обучает.

У нас в целом в службе и управлении выстроена целая система профессиональной подготовки для судебных приставов-исполнителей и других категорий, когда занятие проводится планово, в рабочее время, это два раза в месяц. Для категории судебных приставов по ОУПДС проводится специальная подготовка 4 раза в месяц, ещё дополнительно проводятся занятия по физической подготовке. Со многими вузами мы поддерживаем тесные взаимоотношения, в том числе есть соглашение по взаимодействию. Мы предлагаем в любом районе Нижнего Новгорода и области возможность прохождения практики. Большие группы к нам приходят на практику из Академии водного транспорта и других высших учебных заведений Нижнего Новгорода. В то же время мы предоставляем наши статистические материалы, которые могут быть использованы в научных работах, по учебным программам в вузах. Ежегодно мы проводим конкурсы студенческих работ. Также с отдельными вузами, в частности с НИУ — филиалом РАНХиГС, существует соглашение о предоставлении нам бюджетных мест. Это места для детей сотрудников, которые после окончания школы идут на обучение по целевому набору. Такие соглашения уже действуют не один год, это помогает людям у нас закрепляться.

Требования к судебным приставам по оупдс

Данный вопрос регулируется Федеральными законами «О судебных приставах», «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указами Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»; от 27 сентября 2005 г. N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»; от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Приказами ФССП России от 29 марта 2007 г. N 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов»; от 22 марта 2010 г. N 150 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», иными актами.

Согласно ст. 3 Закона о судебных приставах к числу таких требований относятся: а) наличие гражданства РФ; б) достижение двадцатилетнего возраста (с 22 июля 2012 г. — двадцати одного года); в) наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования (высшего юридического — для старшего судебного пристава, а с 22 июля 2012 г. — для заместителя старшего судебного пристава); г) наличие способности по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные в связи с замещением должности судебного пристава обязанности; д) принесение при вступлении в должность присяги определенного содержания; е) отсутствие судимости.

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо считается судимым со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в установленных УК РФ случаях:

а) в отношении лиц условно осужденных — по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Факт отсутствия судимости может быть подтвержден справкой, выданной лицу, претендующему на должность судебного пристава, в соответствии с Приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. N 965 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости».

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предъявляет общее требование для всех государственных гражданских служащих, в том числе для судебных приставов, — знание государственного языка РФ (ч. 1 ст. 21). В соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ является русский язык (ч. 1 ст. 68).

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает случаи, когда гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К ним относятся:

— признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

— наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

— близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

— представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

— непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

С учетом квалификационных требований к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, установленных Указом Президента РФ, претендентам на должность судебного пристава необходимо иметь:

— для замещения должностей главного судебного пристава РФ, его заместителей — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

— для замещения должности главного судебного пристава субъекта РФ — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

— для замещения должностей заместителя главного судебного пристава субъекта РФ, начальника отдела территориального органа ФССП России — старшего судебного пристава, его заместителя, старшего судебного пристава — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.

Для замещения должностей судебного пристава-исполнителя, судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов требования к стажу не предъявляются.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливается порядок поступления гражданина на гражданскую службу. Поступление гражданина для замещения должности судебного пристава осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности судебного пристава, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Кроме того, данным Законом установлен перечень документов, которые гражданин предъявляет представителю нанимателя при поступлении на гражданскую службу (ст. 26).