Требования к сочинению егэ по литературе

01.05.2018 Выкл. Автор admin

Сочинение ЕГЭ по литературе

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение.

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий — это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.

Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. Определитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ по математике, 11 класс

Итоговое сочинение: вопросы и ответы

Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Итоговое сочинение — это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.

Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:

Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.


Область для оценки работы.

  1. Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  2. Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  3. Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).

Читайте так же:  Зуп приказ об изменении окладов

Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.

Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?
Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные и фольклорные произведения, дневники, мемуары, публицистику, другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Требования к сочинению егэ по литературе

Часть 1 содержит задания по анализу литературных произведений. Задания 1-9 относятся к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слова, словосочетания или последовательности цифр, и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Задания 10-16 относятся к лирическому произведению: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15,16).

В части 2 необходимо выбрать один из четырех вопросов (17.1–17.4) и написать полноформатное развернутое высказывание на литературную тему – сочинение.

В ЕГЭ 2018 года были усовершенствованы критерии оценивания развёрнутых ответов. Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

Обращаясь к литературному контексту (задания 9, 16), следует найти убедительное основание для литературного сопоставления, избегая искусственных привязок для сравнения.

Зачастую причиной ошибок, допущенных по невнимательности, является поверхностное прочтение инструкций к заданиям или уточнений и рекомендаций внутри самих заданий. В итоге требования к заданиям сопоставительного характера нередко выполняются лишь частично (к примеру, задание ориентирует на привлечение для сравнения произведений русских поэтов, но экзаменуемый, тем не менее, включает в анализ тексты прозаиков).

Формулировка задания с кратким ответом, связанная с определением стихотворного размера, включает рекомендацию: «без указания количества стоп». В результате некоторые ответы содержат именно это указание, а сам размер остается неназванным.

Задание 13 (множественный выбор из списка) ориентировано либо на весь текст стихотворения, либо на его часть (конкретная строфа). Это уточнение нередко игнорируется, и поиск художественных приемов производится в рамках полного текста, а не его части (реже наоборот).

Самой сложной и ответственной частью экзамена по литературе остается сочинение. Главным критерием его успешного выполнения является соответствие созданного на экзамене текста-рассуждения предложенной теме. Без глубокого осмысления темы невозможно ее полноценное раскрытие, в связи с чем необходимо прежде всего продумать общую стратегию работы: подобрать тезисы для вступительной и заключительной части, выстроить логику основного рассуждения, привлечь необходимый цитатный материал.

Баллы за выполнение данной части экзаменационной работы могут быть «потеряны» из-за недостаточного владения литературоведческой терминологией (а она необходима при анализе текста), невнимания к тексту рассматриваемого произведения (отсутствие цитат, ссылок на эпизоды, характеристик персонажей и тому подобного), искажения авторской позиции, нарушения логики, фактических ошибок, речевых погрешностей.

Требования к сочинению егэ по литературе

Какие предъявляются требования к сочинению на ЕГЭ, и критерии оценивания данной части экзаменационной работы

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

Для того чтобы достойно выполнить одно из наиболее трудных заданий экзамена (часть 2) — написать сочинение, вам следует хорошо знать требования, предъявляемые к этому виду работы, и критерии оценивания сочинения.

Важно подчеркнуть, что сочинение, которое вам предлагается написать, требует не только понимания текста — источника, но и умения сформулировать собственную мысль по поводу текста, развить ее в аргументирующих суждениях, подтвердить в заключительной формулировке. Предлагаемая работа должна иметь довольно жёсткую композиционную структуру.

В сочинении вам нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста. При этом не рекомендуется увлекаться цитированием данного для анализа текста. Напротив, вы должны овладеть некоторыми средствами аналитического описания речевого произведения, предполагающими его значительную перефразировку.

Далее вам предлагается сформулировать позицию автора (рассказчика), а также выразить согласие или несогласие с его точкой зрения и объяснить причины согласия или несогласия. Фактически, говоря о согласии или несогласии, следует выразить свою точку зрения на поставленную в тексте проблему.

Наконец, вам предстоит изложить доводы — аргументы в защиту высказанной вами точки зрения. Рекомендуется привести два аргумента на основе имеющихся у вас знаний — жизненного и читательского опыта. Подчеркнём, что две ссылки на произведения русской литературы — два литературных аргумента — демонстрируют кругозор выпускника и дают ему шанс получить высокие баллы за сочинение.

Аргументы из жизни сложны, поскольку требуют от учащегося умения представить «жизненную ситуацию» как общественно значимое явление, оценить эту ситуацию объективно и изложить так, чтобы проверяющий эксперт понял: данный ученик умеет видеть в частном явлении общее и от общего переходить к частностям. Кроме того, «жизненная ситуация» должна быть изложена кратко и в то же время ясно для читающего сочинение эксперта. Как показывает практика, «аргументы из жизни», требующие журналистских навыков, — труднопреодолимая для учащегося задача, поэтому лучше использовать в поиске аргументации свой читательский опыт.

Другое дело — аргумент-указание на какое-либо значимое историческое событие. Такой «аргумент из жизни» следует признать правомерным и желательным. Учащийся упоминает важное событие, эпоху, соотнесённую с ним, и деятелей, участвовавших в нём. В случае корректного исполнения данной задачи: точного указания факта, времени, участников — вы получите искомый балл за аргумент.

  • объём сочинения должен составлять не менее 150 слов. Следует, однако, иметь в виду, что сочинение, претендующее на высокий балл, скорее всего несколько превысит этот объём. Как показывает практика, оптимально удовлетворить всем требованиям удаётся в тексте, содержащем до 300 слов;
  • работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается;
  • пересказанный или переписанный исходный текст без творческой переработки — анализа, комментария, собственных умозаключений — оценивается нулём баллов;
  • следует писать сочинение аккуратно, разборчивым почерком и ориентировать его на эксперта, оценивающего текст. Выпускник должен хорошо знать критерии проверки и оценки сочинения (задания С1).

КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение оценивается по трём позициям: с точки зрения содержания, с точки зрения речевого оформления и грамотности. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить за письменную работу, равно 23.

Для того чтобы ваше сочинение удовлетворяло критерию К1, вам необходимо выделить и правильно сформулировать одну из проблем исходного текста и не допустить фактических ошибок, связанных с пониманием и формулированием проблемы. Если вы корректно сформулировали выделенную в тексте проблему, вы получаете 1 балл.

После того как проблема сформулирована, вам необходимо её прокомментировать с опорой на текст: вы должны показать своё умение анализировать исходный текст и излагать, не пересказывая, его содержание с использованием аналитических описательных средств. При этом важно, чтобы вы комментировали именно ту проблему, которую сформулировали, без фактических ошибок и искажений содержащейся в тексте информации. За корректно выполненную комментирующую часть вы получите 2 балла по критерию К2, но, если в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста, — 1 балл. Комментирующая часть сочинения должна завершиться тезисом, в котором вы излагаете позицию автора текста по рассматриваемой проблеме. Позицию автора текста можно назвать также «главной мыслью текста» или «точкой зрения автора». Важно иметь в виду, что сформулированная в сочинении проблема исходного текста и точка зрения автора должны перекликаться друг с другом, причём в изложении главной мысли должен быть представлен некоторый ответ на проблемный вопрос, поставленный вначале. Если вы выразили позицию автора чётко и грамотно, то получаете 1 балл по критерию КЗ.

Читайте так же:  Собственность на пруды

Далее вам следует осуществить переход ко второй части сочинения — аргументирующей. При этом, во-первых, вы соглашаетесь с автором либо корректно возражаете ему, во-вторых, включаете в текст сочинения свою точку зрения.

• В следующей части работы вы обосновываете своё мнение по проблеме двумя аргументами, которые вам следует извлечь из своего читательского или жизненного опыта. Предполагается, что один из доводов явится примером из известного вам литературного произведения, другой будет основан на факте, имевшем место в жизни. За корректное выполнение данной части работы вы получаете 3 балла по критерию К4. Если же вы лишь частично выполните поставленную задачу, то есть приведёте один аргумент из художественной литературы, вы получаете 2 балла. Если ваш аргумент основывается на жизненном опыте, вы получаете 1 балл. Если аргументы в вашем сочинении вообще отсутствуют, баллы за данную часть работы вам не начисляются.

Речевое оформление

• По критерию К5 сочинение оценивается с точки зрения смысловой цельности (целостности), речевой связности и последовательности изложения. Для того чтобы сочинение характеризовалось цельностью, оно должно иметь одну главную мысль, которая объединит все другие, сопричастные ей мысли. Иными словами, вы не должны уходить от темы, напротив, вам нужно чётко следовать избранному пути, заявленному в формулировке проблемы исходного текста. Чтобы текст сочинения был связным, важно следить за тем, чтобы переход от одной подтемы к другой был плавным и содержал речевые средства, характеризующие связность.

Последовательность изложения в данной работе достигается чётким следованием составленному плану и заботой о том, чтобы последующее логически вытекало из предыдущего. Чрезвычайно актуально в связи с этим напомнить о важности не только общей идеи вашего сочинения, объединяющей все мысли, в нём содержащиеся, но и о разграничении мыслей — о разделении текста на абзацы, свидетельствующие о движении, развитии ваших мыслей, об их логическом порядке. Кроме того, чрезвычайно важно создать также небольшое заключение, которое ещё раз подчеркнёт главную идею вашего текста и продемонстрирует то, что именуется цельностью и последовательностью мысли. Если ваш текст представляет собой связное речевое целое, в котором отсутствуют логические ошибки, вы получаете 2 балла. В случае частичного выполнения условий цельности, связности и последовательности — 1 балл. Если в вашей работе не просматривается коммуникативного замысла — общей идеи, она оценивается нулём баллов.

Ваша работа будет оцениваться также по критерию точности и выразительности речи — Кб. Точность речи — это использование в данном конкретном тексте слов, адекватных выражаемому смыслу. Для того чтобы выполнить это условие, вам необходимо иметь представление о синонимии, антонимии, паронимии в русском языке. Не следует употреблять в своём тексте жаргонных, просторечных, диалектных, а также некоторых заимствованных слов, которые не мотивированы условиями контекста. Выразительность речи достигается за счёт уместного использования языковых средств и их разнообразия. Следует помнить, что в поле зрения проверяющего будет не только лексика, но и грамматика сочинения: в вашей работе должны быть различные структуры предложений, простых и сложных, что будет свидетельствовать о вашем языковом развитии и культурном развитии в целом. Если ваше сочинение характеризуется точностью выражения мыслей и разнообразием грамматических структур, вы получаете по данному критерию 2 балла. Если ваш текст построен на однотипных грамматических конструкциях, хотя и достаточно точен по языку, вы получаете 1 балл. Если ваша речь бедна и невыразительна, отличается скудостью грамматического строя, баллы по этому критерию вам не начисляются.

Орфографическая грамотность оценивается по критерию К7. Орфография — это правописание, то есть правильное написание слов, закреплённое в словарях и справочниках. Орфографическая ошибка — это нарушение правил правописания. При проверке сочинения ошибки в правописании делятся на грубые и негрубые: две негрубые ошибки считаются одной полнозначной ошибкой. К негрубым ошибкам обычно относят трудные случаи правописания, которые являются спорными даже для специалистов, а также те орфограммы, которые редко встречаются в школьной практике. Учитывается и однотипность ошибок: при повторяемости однотипной ошибки учитывается лишь одна ошибка. Если в вашей работе не зафиксировано орфографических ошибок, вы получаете 3 балла по критерию К7; если же обнаружены 2 ошибки, вы получаете 2 балла; если 3-4 ошибки — 1 балл; более 4 ошибок — 0 баллов.

• Если в вашем сочинении нет пунктуационных ошибок, то есть ошибок на знаки препинания, или допущена одна негрубая ошибка, вы получаете 3 балла по критерию К8. В том случае, если вы допустили не более 3 ошибок на пунктуацию, вы получаете 2 балла; если вы сделали 4-5 ошибок, вы получаете 1 балл; если в вашей работе обнаружено более 5 ошибок, по критерию К8 вам баллы не начисляются.

• Критерий К9 существует для того, чтобы оценить использование и построение языковых единиц в вашей работе — слов, словосочетаний и предложений. При отсутствии языковых ошибок экзаменуемый получает 2 балла, при наличии более двух ошибок — ноль баллов.

Грамматическая ошибка — это ошибка в образовании формы слова, в структуре словосочетания, в построении предложения. Типы грамматических ошибок представлены, в частности, в целом ряде заданий части 1 ЕГЭ.

• Проверка сочинения по критерию К10 анализирует речевые нормы вашей работы. Речевая ошибка — это неверное использование языковой единицы, прежде всего слова. Данный критерий перекликается с критерием Кб и предусматривает более детальный просмотр сочинения с точки зрения употребления слов. Так выясняется, различает ли автор сочинения оттенки значений тех или иных слов; употребляет ли слова в свойственных им значениях или нет; допускает ли необоснованные повторы; нарушает ли сочетаемость лексических единиц; использует ли литературную лексику или допускает наличие просторечий, диалектизмов или жаргонизмов; видит ли разницу в паронимах; не ошибается ли в выборе антонимов; адекватно ли приводит фразеологизмы. Если вы не допустили речевых ошибок или допустили одну ошибку, вы получаете 2 балла, если вами допущены 2 или 3 ошибки, ваша работа оценивается 1 баллом. Если в работе более трёх ошибок, она оценивается нулём баллов по данному критерию.

• Критерий К10 проверяет сочинение с точки зрения этичности пишущего. Если вы с уважением отзываетесь об авторе и его позиции, избегаете резких, категоричных выводов, не допускаете жаргонной и бранной лексики, то вы получаете 1 балл за сочинение по данному критерию.

• Оценка сочинения по критерию К12 означает проверку вашего текста с точки зрения того, насколько корректно вы использовали материал, приведённый в аргументах: цитаты, даты событий, факты биографии автора, героев, фамилии, отчества и т.д. Отсутствие ошибок прибавляет к имеющимся у вас баллам ещё 1 балл; наличие ошибок приводит к оценке «ноль баллов» по данному критерию.

Требования к сочинению и рекомендации по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Столичный учебный центр
г. Москва

Требования к сочинению (заданиям с развёрнутым ответом) на ОГЭ и ЕГЭ по литературе и рекомендации по подготовке учащихся к экзамену.

Учитель МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края Л. В. Назарова

В 11 классе на ЕГЭ по литературе предлагается 5 заданий с развёрнутым ответом: 4 из них ограниченного объёма – 8, 9, 15, 16 — с кратким связным ответом в объёме 5-10 предложений (условно) и задание 17 (не менее 200 слов). На что следует обратить внимание при подготовке учащихся к экзамену? Прежде всего, нужно учить анализировать, интерпретировать и комментировать текст. При этом следует помнить, что 8 и 9 задания ориентированы на анализ эпического, или лиро-эпического, или драматического произведения, а 15-16 – на анализ лирического произведения, следовательно, нужно уметь анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Отвечать на вопросы маленьких сочинений нужно кратко и точно, используя формулировку вопроса в качестве начала развёрнутого ответа с опорой на предложенный исходный текст. Например, вопрос задания 8 звучит так: «Чем завершаются философские рассуждения Ивана Великопольского, вызванные картинами ночной природы?» (рассказ А. П. Чехова «Студент») Начало сочинения может быть таким: «Философские рассуждения Ивана Великопольского, вызванные картинами ночной природы, завершаются такими же мрачными, как эта холодная, гнетущая ночь, мыслями о вечной, беспросветной, тоскливой жизни народа. «Пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше», — думает студент». А далее нужно написать, почему он так считает, используя только приведённый фрагмент, а не рассказ в целом.

Читайте так же:  Трудовой договор формы и виды

Надо помнить, что ответ выпускника ни в коем случае не должен быть пересказом и содержать оценки типа «нравится-не нравится», «согласен-не согласен». При этом обязательно следует опираться на авторскую позицию, это учитывается в критериях.

Особое внимание следует обратить на то, что ученик должен очень внимательно прочитать инструкции к заданиям, так как они пошагово указывают, что и как требуется выполнять:

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ

на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою

точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения

разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение

к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш

выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Задания 8 и 15 оцениваются по двум критериям: «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» и «Следование нормам речи». 9 и 16 задания оцениваются по одному критерию: «Включение произведений в литературный контекст и убедительность аргументов». Здесь проверяется умение выпускника устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса. Например, задание 16 звучит так: «Какие русские поэты после Державина обращались к теме памятника и в чём их новаторство?» Помним, что для сопоставления надо подобрать 2 произведения разных авторов. На эту тему, как известно, писали Пушкин («Памятник») и Маяковский («Юбилейное»). Далее следует обосновать выбор каждого стихотворения и написать, как отразились мысли о роли поэта и поэзии в этих произведениях и что нового авторы внесли в эту тему. Эти 2 произведения нужно обязательно связать со стихотворением Державина «Памятник», найти сходство в раскрытии этой темы.

Задание части 2 (17.1, 17.2, 17.3 – одно из них по выбору ученика) оценивается по 5 критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений», «Уровень владения теоретико-литературными понятиями», «Обоснованность привлечения текста произведения», «Композиционная цельность и логичность изложения», «Следование нормам речи». Максимальный балл – 14 (из максимальных первичных 42 баллов за работу в целом). Важно соблюсти объём работы — не менее 200 слов, в противном случае сочинение оценивается нулём баллов. Важнейшим критерием является аспект «Раскрывает ли выпускник тему сочинения?», то есть по аналогии с зачётным (допускным) сочинением по литературе, который пишут все выпускники в декабре. Структура работы та же, это сочинение-рассуждение. Отличия заключаются в игнорировании в 17 задании всех типов ошибок, кроме речевых, при этом в содержании учитывается наличие фактических и логических ошибок. Одним из критериев оценки является использование литературоведческих терминов, причём уместно, а не просто так, «чтобы было». Нельзя писать: «Жуковский написал много баллад и элегий. В стихотворении «Пушкин» он оплакивает смерть своего друга». Перечисление жанров в данном случае не работает, так как не связано с последующей мыслью.

Перечень теоретико-литературных понятий дан в кодификаторе, это, например, такие, как сюжет, конфликт, символизм, ремарка и т.д. Такой словарь приводится и в различных учебных пособиях по подготовке к экзамену по литературе. Во многих пособиях также даются короткие рекомендации по написанию сочинения, например, авторы советуют при ответе на вопрос «В чём суть праведничества Матрёны? (А. Солженицын «Матрёнин двор») обратиться к теме праведничества в русской литературе, доказать, что душевные качества героини свидетельствуют в пользу такой оценки, показать антиподов героини – жадных родственников.

В 9 классе предлагается написать 4 развёрнутых ответа — три – в части 1 (3-5 предложений в 1.1.1 и 1.1.2, 5-8 предложений в задании 1.1.3.) и одно большое сочинение (не менее 150 слов) во 2 части экзаменационной работы.

Первые два маленьких сочинения направлены на понимание проблемы текста, третье требует сопоставительной характеристики, четвёртое представляет собой сочинение-рассуждение. Учителю нужно обратить особое внимание на умение сопоставлять героев разных произведений разных авторов, находить их сходство и различие. Во всех сочинениях не отмечаются грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки, оценивается лишь следование нормам речи. Пожалуй, наиболее трудной является для девятиклассников сопоставительная характеристика персонажей, произведений, особенно лирических. Нужно найти сходство и различие. Привожу работу ученицы на вопрос «Что объединяет стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас…» Ф. И. Тютчева?» (задание 1.1.3).

Стихотворения А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева объединяет общее понимание любви как возвышающего, благотворного и вдохновляющего чувства. Лирическим героям разлука с любимой приносит страдания. Они находятся «во мраке заточенья» (Пушкин), в «вековой разлуке» (Тютчев), поэтому испытывают пустоту бытия. Но их душа возрождается при встрече с возлюбленной: «сердце ожило» (Тютчев), «и для него воскресли вновь» (Пушкин), и только тогда пробуждается тяга к творчеству: «и вот слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…» (Тютчев), и воскресло вдохновение (Пушкин). При таком одинаковом отношении к любви не случайны совпадения у того и другого поэта некоторых слов и выражений: «милые черты», «упоенье». Это свидетельствует о силе любви лирических героев. И Пушкин, и Тютчев – истинные певцы любви, трепетно относящиеся к женщине и возвышающие её до божества.

Нужно советовать ученикам на первом этапе подготовки к экзамену искать ответы на вопросы в школьном учебнике литературы, в дополнительной литературе, в Интернете, но главное – читать сами произведения. На втором этапе подготовки к экзамену учитель может создавать сочинения совместно с учеником, а на третьем – ученик должен писать сочинения самостоятельно, и не одно-два сочинения, а десятки. Желательно завести папку, куда необходимо поместить КИМы по литературе, краткий литературоведческий словарь, различные памятки (например, как определить размер стиха, литературные жанры, литературные направления), схемы анализа произведений, образцы сочинений.

Требования к сочинению егэ по литературе

Итоговое сочинение по литературе за горами, и большинство выпускников усиленно к нему готовятся.

Многие одиннадцатиклассники не знакомы с общими требованиями к итоговому сочинению.

Удивительно, но факт: некоторые письменные работы получают «незачёт», так как их авторам никто не объяснил общие требования.

«Требования к сочинению:

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).»

Почему я решила продублировать эту общедоступную информацию с сайта ФИПИ? Дело в том, что мне регулярно приходится проверять слишком короткие сочинения (230-245 слов) или вовсе не оригинальные тексты (уникальность 3-40%). Самое интересное, что выпускники искренне удивляются, когда я им объясняю, что нельзя полностью списывать готовые чужие заготовки, опубликованные в Сети! Оправдываются тем, что в школе им об этом не сказали.

Хочется вас предостеречь и дать простой совет: ребята, следите за объёмом и, если берёте за основу чьи-то опубликованные сочинения, переписывайте своими словами.

Удачи вам, друзья!

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».