Требования к развивающей музыкальной среде

19.10.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3806

Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении

эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:

совместная с воспитателем музыкальная деятельность — в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей — песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н.

проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого ком­позитора) ;

■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных ин­струментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (куколь­ного, драматического);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,

посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда — си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, — постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:

■ восприятие музыки — пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки — пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность — пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.

Статья по музыке на тему:
СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

Данный материал представлен с презентацией и будет полезен педагогам для создания музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

Серафимович Ольга Викторовна

I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №44»

В современном мире большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Многие родители обучают своих детей дошкольников в различных музыкальных школах, студиях, центрах и т.д., где с ребенком занимаются учителя или наставники. Но для самостоятельной музыкальной деятельности ребенку предоставляется не так много времени и места, где он мог бы сам помузицировать и погрузиться в мир музыкальных открытий и впечатлений. Помочь ребенку окунуться в мир музыки помогает музыкальный руководитель и воспитатель в дошкольном учреждении, которые совместно создают условия для самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

Читайте так же:  Требования к подписи в паспорте

Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников является одним из направлений художественной деятельности, которая носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС):

«Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения» [3, с 8].

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда по ФГОС должна быть:

При создании развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного учреждения соблюдается принцип зонирования. Каждой образовательной области дается название. Особое место уделяется музыкальной зоне, где был создан музыкальный центр «Мои веселые нотки».

Музыкальный центр «Мои веселые нотки» — это центр, помогающий раскрыть ребенку музыкальные способности, погрузиться самостоятельно в мир музыкальных ощущений, а также поэкспериментировать с музыкальными и шумовыми инструментами.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать в музыкальном центре, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими.

А также дети могут «сочинить» и свои придуманные мелодии.
Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры.

Дети могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с различными киндер — фигурками, куклами).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести, придумать, сфантазировать или сочинить.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Музыкальная лесенка», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке», «Определи по ритму», «Музыкальный квадрат» и др.

На мольбертах дети с удовольствием выкладывают ритмический рисунок, состоящий из больших и маленьких магнитов, играя в игру «Дирижер». Также дети закрепляют основы музыкальной грамоты, выкладывая на мольбертах рисунки пауз, нот, скрипичного ключа и т.д.

В самостоятельной практике детей имеет место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует музыкальную аппаратуру, включает различные музыкальные композиции и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку, голоса природы.

В музыкальном центре имеются диски с разнообразной музыкой от классики до современных детских хитов: гр. «Барбарики», гр. «Улыбка и т.д., под которые дети весело проводят свои развлечения.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной музыкальной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в музыкальном центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда и образовательная среда в дошкольном учреждении является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды Музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО

3. Музыкальный зал

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Музыкальный зал­ среда эстетического развития,
место постоянного общения ребенка с музыкой.
Развивающая предметно ­ пространственная среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала

пространства
музыкального зала.
Среда
является
содержательно­
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное
пространство оснащено
необходимыми средствами
обучения и воспитания (в
том числе техническими).
Среда обеспечивает:
игровую, познавательную,
творческую, двигательную
активность всех
воспитанников, от раннего
до старшего возраста ­
участие в праздниках и
досуговой деятельности.
Предметная среда
сомасштабна глазу,
действиям руки, росту
ребёнка.
Пособия добротные,
эстетически
привлекательные, простые
в обращении.

8. Классификация развивающей среды в музыкальном зале

9. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования

11. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр

12. Музыкально-дидактические игры и пособИЯ

13. Специфика организации музыкально-театрализованного центра в группе

14. Игровой материал и оборудование для музыкального развития детей раннего возраста

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

• Куклы­ неваляшки, бубен, дудочка, гармошка,
флейта, колокольчик, трещотка, погремушки
• Театральная ширма, различные виды театров
• Музыкальные «поющие» или «танцующие»
игрушки: петушок, котик, зайка и т. д.
• Музыкальные инструменты с фиксированным
звуком ­ органчики, шарманки
• Шумовые инструменты: погремушки,
колокольчики, бубен, барабан
• Бутафорские музыкальные инструменты:
гармошки, дудочки, балалайки и т. д.
• Атрибуты к музыкальным подвижным играм:
флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки
с колечками, погремушки, осенние листочки,
снежинки для детского танцевального
творчества
• Ширма настольная с перчаточными
игрушками, магнитофон и набор программных
аудиозаписей, музыкальные картинки к песням,
которые могут быть выполнены на кубе, в виде
альбома или отдельные красочные иллюстрации

Учебно-методический материал на тему:
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.

Предварительный просмотр:

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Подготовил: Лагова Виктория Олеговна музыкальный руководитель
ГБОУ Школы №1279 ДО№5

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

«Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву, на которой

они особенно хорошо произрастают».

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Читайте так же:  Бракоразводный процесс исковое заявление образец

Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача современной педагогики в настоящее время – внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.

Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:

• Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей.)

• Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

• Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

• Стимулировать развитие творческих способностей.

• Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.

• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.

Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете. Все это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.

При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества.

1. Качество содержания.

Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного подхода С. Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности:

  • Восприятие — пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
  • Воспроизведение —пособия, побуждающие к певческой, к музыкально-ритмической деятельности, к игре на детских музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации;
  • Творчество — пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

2. Качество структуры.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры, уголки удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

В музыкальные уголки в младшей группе помещают:

  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;
  • неозвученные инструменты;
  • атрибуты к музыкально-подвижным играм и танцам;
  • музыкально-дидактические игры соответствующие возрасту;
  • музыкальный центр с аудиозаписями;
  • музыкальные картинки к песням.

В музыкальные уголки в средней группы, кроме выше перечисленного, входят:

  • металлофон;
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкальная лесенка 3-хступенчатая;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
  • неозвученные инструменты.

Дополнительно к материалам средней группы музыкальные уголки в старшей группе дополняются:

  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим строем, шумовые инструменты;
  • музыкальные игрушки самоделки;
  • 3-х и 5-и ступенчатая музыкальная лесенка;
  • портреты композиторов;
  • картинки с изображением инструментов, видов деятельности, иллюстрации к музыкальным образам для восприятия.

В подготовительной группе добавляются:

  • разнообразные музыкальные инструменты;
  • альбомы «Мы рисуем музыку», где дети отражают свои эмоции, чувства прослушанной музыки;
  • 3-х, 5-и, 7-и ступенчатая музыкальная лесенка.

В музыкальном уголке должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок. Обновлять уголки целесообразно 1 раз в 2 месяца. Периодически помещаются портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомятся.

Основные требования к музыкальным уголкам:

♫ Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов.

♫ Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

♫ Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

♫ Удобное расположение музыкального уголка.

♫ Соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту ребёнка.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая).

Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).

Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.)

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки, посещение кружка.

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду—на свежем воздухе):

—совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.;

—самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи , где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

—совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

— самостоятельная (аналогичная самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования , направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих такие учреждения как дворец культуры, музыкальная школа, ЦДТ.

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации музыкального воспитания детей.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Младшая группа
— Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
— Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
— Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
— СD проигрыватель
— Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
— Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки — большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
— Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
— Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
— Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
— СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)

Читайте так же:  Пособия по уходу за ребенком матерям одиночкам в 2019 году

Старшая группа.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
— Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
— СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
— Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
—Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
— СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
— Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.

У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста себе по одному.

Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов

Наступила осень (звучит бубен).

Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).

Подул осенний ветер (звучит панфлейта, можно заменить пластиковой бутылкой )

Пригнал темные тучи (звуки барабана).

Закапал дождик (звучит металлофон),

А потом все чаще и чаще (звучит металлофон),

Побежали ручьи по дорогам (звучат «буль-бульки» ). /дуем в баночку с водой через трубочку/

Холодно и сыро стало вокруг.

Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки от кастрюли),

Осветило солнышко осеннюю полянку ( снова звучат тарелки, крышки от кастрюли),

и увидели мы красивые, разноцветные деревья.

Ветер подул на них (звучит панфлейта),

и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек) .

Где-то далеко застучал дятел (звучат палочки или колпачки),

Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам ( звучит бутылочка-колокольчик),

зайка спешил поменять свою шубку ( звучат барабанчики разной высоты).

Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свист птички-свистульки).

Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).

Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.

2. «Наш оркестр» (игра на шумовых музыкальных инструментах)

На этой веселой ноте я заканчиваю

Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)

Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)

Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет…
Их раздам я вам,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.

Звучит музыка. Ведущий раздаёт орешки. Коллеги открывают орешки. В ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.

Пословицы и поговорки

Детишек воспитать – не курочек пересчитать.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.

Играть играй, да дело знай.

Ведущий. Какие мудрые пословицы… Они подтверждают:

Нет ничего прекрасней на свете
Счастливой дружной садовской семьи,
Где педагоги, родители и дети
Живут в мире, дружбе, любви!

Мир без искусства
Всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка – главное чудо на свете,
И с детства — наша путеводная звезда.

Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

Журнал «Музыкальный руководитель» №3, М., 2006г.

Ю.А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.

Т. Тютюнникова . Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами.

Оценка предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении родителями.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ.

Консультация для педагогов.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах.

Консультация для педагогов Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Консультация для педагогов «Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении».