Требования к разработке тестов

18.04.2018 Выкл. Автор admin

Требования к разработке тестов

Разработка теста >>> Правила составления тестовых заданий

Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

Формулируйте каждое задание или вопрос на обычном и ясном (однозначность терминов) языке, понятном испытуемым.

При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.

Помните, что при увеличении количества содержащихся в тесте заданий повышается его надежность;

Тест должен включать по возможности задания различных типов и видов, так как это повышается его достоверность;

Построение ответов по принципу «да» — «нет» снижает надежность тестов;

  • Не включайте в текст теста прямые цитаты из книг;
  • Не используйте в тесте задания-ловушки, провокационные вопросы;
  • В тесте не должно быть задач, дающих ответы на другие вопросы;
  • Избегайте вопросов, ответить на которые можно на основе общей эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины;

    Используйте диаграммы, таблицы, рисунки, схемы, блок-схемы и другие поясняющие задания;

    Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

    Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, используйте короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов.

    Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

    Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

    Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

    Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию, если ответы представлены в виде слов текста, располагайте их в алфавитном порядке.

    Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

    Используйте ограничения в самом вопросе.

    Не упрощайте вопросы.

    Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.

    Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

    Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.

    Национальные системы ряда стран ставят специфические требования к тестовым заданиям, на которые у нас пока обращается недостаточно внимания. В качестве примера приведем требование инструкции по составлению тестов, предоставленной NEAB (Northen Examinationes and Assesment Board): «Необходимо избегать вопросов, которые в каком либо виде дают превосходство тестируемому определенного пола».

    Разработка теста >>> Правила составления тестовых заданий

    Требования к разработке тестов

    6.5. Требования к разработке, проверке и адаптации тестовых методик

    Известны два пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с иными целями) и разработка новых, оригинальных методик.

    Адаптация теста – это комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях применения. Выделяют следующие этапы адаптации тестов:

    1) анализ исходных теоретических положений автора теста;

    2) для иностранных методик – перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя (с обязательной экспертной оценкой соответствия оригиналу);

    3) проверка надежности и валидности в соответствии с психометрическими требованиями;

    4) стандартизация на соответствующих выборках.

    Наиболее серьезные проблемы возникают при адаптации вербальных тестов (опросников, вербальных субтестов в составе тестов интеллекта). Эти проблемы связаны с языковыми и социокультурными различиями народов разных стран. Многовариантность перевода какого-либо термина, невозможность точной передачи идиоматических оборотов – обычное явление при переводах с языка на язык. Иногда бывает настолько сложно подобрать языковые и смысловые аналоги заданий теста, что полная его адаптация становится сопоставимой с разработкой оригинальной методики.

    Понятие адаптации приложимо не только к зарубежным методикам, которые предполагается использовать в условиях нашей страны, но и к устаревшим отечественным методикам. Устаревают они достаточно быстро: в связи с развитием языка и изменчивостью социокультурных стереотипов методики должны корректироваться каждые 5–7 лет, что подразумевает уточнение формулировок вопросов, коррекцию нормативов, обновление стимульного материала, пересмотр интерпретационных критериев.

    Самостоятельная разработка тестовой методики обычно состоит из следующих этапов.

    1. Выбор предмета (явления) и объекта исследования (контингента).

    2. Выбор вида теста (объективный, субъективный, проективный), типа заданий (с предписанными ответами, со свободными ответами) и шкал (числовые, вербальные, графические).

    3. Подбор первичного банка заданий. Он может осуществляться двумя путями: вопросы формулируются исходя из теоретических представлений об измеряемом явлении (факторно-аналитический принцип) или же подбираются в соответствии с их дискриминативностью, т. е. способностью отделять испытуемых по наличию требуемого признака (критериально-ключевой принцип). Второй принцип эффективен при разработке тестов отбора (например, профессионального или клинического).

    4. Оценка заданий первичного банка (содержательной валидности теста, т. е. соответствия каждого из заданий измеряемому явлению, и полноты охвата изучаемого явления тестом в целом). Проводится с помощью метода экспертной оценки.

    5. Предварительное тестирование, формирование банка эмпирических данных.

    6. Эмпирическая валидизация теста. Проводится с помощью корреляционного анализа оценок теста и показателей по внешнему параметру изучаемого свойства (например, школьной успеваемости при валидизации теста интеллекта, врачебного диагноза при валидизации клинических тестов, данных других тестов, валидность которых известна, и др.).

    7. Оценка надежности теста (устойчивости результатов к действию случайных факторов, внешних и внутренних). Наиболее часто оцениваются ретестовая надежность (соответствие результатам повторного тестирования, обычно через несколько месяцев), надежность частей теста (устойчивость результатов отдельных задач или групп задач, например по методу «четное – нечетное») и надежность параллельных форм, если таковые существуют. Методика признается надежной, если коэффициент корреляции результатов (первичного и повторного тестирования, одной и другой частей теста, одной и другой параллельных форм) составляет не менее 0,75. При более низком показателе надежности производятся корректировка заданий теста, переформулирование вопросов, снижающих надежность.

    8. Стандартизация теста, т. е. приведение процедуры и оценок к общепринятым нормативам. Стандартизация оценок подразумевает преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок (эмпирических значений изучаемого показателя) в оценки шкальные (отражающие место в распределении результатов выборки испытуемых). Виды шкальных оценок: стены (1—10), станайны (1–9), 7-оценки (10—100) и др.

    9. Определение прогностической валидности, т. е. информация о том, с какой степенью точности методика позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве спустя определенное время после измерения. Прогностическая валидность также определяется по внешнему критерию, но данные по нему собираются спустя некоторое время после тестирования.

    Таким образом, надежность и валидность – это собирательные понятия, включающие в себя несколько видов показателей, отражающих направленность методики на предмет исследования (валидность) и объект исследования (надежность). Степень надежности и валидности отражают соответствующие коэффициенты, указываемые в сертификате методики.

    Создание методики – трудоемкая работа, требующая развитой системы заказа на методики с соответствующей оплатой труда разработчиков и гонорарами за использование авторских методик.

    Требования к разработке тестов

    Для тестов учебных достижений существуют общие правила и этапы разработки.

    В зависимости от тех целей, которые стоят перед разработчиками, процедура разработки тестов имеет некоторые особенности, однако перечень этапов создания тестового инструментария одинаков для всех видов тестов.

    1. Определение целей тестирования.

    2. Определение ресурсных возможностей разработчиков.

    3. Отбор содержания учебного материала.

    4. Конструирование технологической матрицы и ее экспертиза.

    5. Составление тестовых заданий и их экспертиза.

    6. Построение выборки для апробации заданий и тестов.

    7. Компоновка заданий для апробации.

    8. Апробация тестовых заданий.

    9. Определение и расчет показателей качества тестовых заданий.

    10. Отбраковка заданий и составление теста.

    11. Апробация теста.

    12. Определение и расчет показателей качества теста.

    13. Составление окончательного варианта теста.

    14. Стандартизация теста.

    15. Нормирование теста.

    16. Оснащение теста.

    Этот список полный, поскольку в нем представлены все этапы создания тестов. Создание теста начинается с определения целей тестирования. Конечно, для тестов, которые предполагается использовать для сравнения результатов между несколькими классами в одном образовательном учреждении и тестами, предназначенными для итоговой аттестации обучающихся, существует значительная разница.

    Этапы разработки тестов для разных целей использования должны быть различны.

    Этапы работ по созданию критериально-

    и нормативно-ориентированных тестов

    Требования к проведению процедуры тестирования

    Главная > Тесты >Психология

    Российский государственный социальный университет.

    Филиал г. Чебоксары.

    Кафедра психологии и педагогике.

    По дисциплине: «Психодиагностика».

    На тему: «Требования к проведению процедуры тестирования».

    5 курса факультета

    по специальности «Психология»

    Регистрационный № — Никитина И. А.

    Дата — Проверил: ст. пр. Ефремова Е.Д.

    Г. Чебоксары 2009.

    Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

    Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

    Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

    Название вида теста

    Краткая характеристика вида теста

    По предмету тестирования

    (какое качество оценивается)

    Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.

    Связаны с психодиагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

    Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

    По особенностям используемых задач

    Практические тестовые задания

    Задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

    Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями, предполагают активное использование воображения.

    Задания на оперирование словами. Определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п.

    По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым

    Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

    Читайте так же:  Возврат шарового крана

    С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.

    По объекту оценки

    Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

    Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

    Тесты состояний и свойств

    Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.

    Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, например бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

    Требования, предъявляемые к тестам:

    К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

    Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

    Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

    Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

    Наличие тестовых норм для данного теста – репрезентативные средние показатели по данному тесту, — т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

    Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.

    Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам:

    Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

    Такими требованиями являются

    Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

    Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

    Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

    Валидность внутренняя — означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

    Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

    Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

    Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

    Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

    Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

    Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

    Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

    путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

    путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

    Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

    Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

    Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов:

    В этом вопросе существуют определенные строгие правила

    Наболее важные из них:

    Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

    Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

    Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

    Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

    Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она было правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.

    В своей работе психодиагност должен строго придерживаться и четко соблюдать ряд выше изложенных строгих требований к используемым им тестам. Так как из – за ошибок в психодиагностике, чаще всего связанных с отсутствием профессионализма, сводятся на нет результаты тестирования.

    Немов, Р. С. Психология. Книга 3. М., ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002.

    Основы психодиагностики. Под ред. Шмелева, А. Г. «Феникс» Ростов – на – Дону, 1996.

    Методика составления и проведения тестов

    Разделы: География

    Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
    1. Контролирующую;
    2. Обучающую;
    3. Развивающую;
    4. Воспитывающую;
    5. Диагностическую;
    6. Прогностическую.

    Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.

    При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.

    При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.

    При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.

    Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным мотивационным особенностям.

    Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания применять их на практике.

    Методика составления и проведения тестов.

    Основными этапами любого тестирования являются:

    1. Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и понятных учащимся.
    2. Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
    3. Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
      надежность, точность, лаконичность;
      недопустимость применения двусмысленных вопросов;
      использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
    4. Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и тренинге.
    5. Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной деятельности учащихся.
    6. После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с помощью ключа
    7. Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
    8. Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных работ и имеют право на апелляцию.

    При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных группы тестов:

    1. задание на выбор правильного ответа;
    2. приведение в соответствие или классификацию объектов;
    3. расположение объектов в определенном порядке;
    4. “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.

    Виды тестов по форме.

    Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.

    1. Тесты – определители с одним правильным ответом.

    Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу, 6. Фиджи.

    а) выпуск предприятием соответствующей продукции;
    6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных производств;
    в) сосредоточение предприятий на одной территории;
    г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.

    Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие. Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:

    1. специализация;
    2. комбинирование;
    3. кооперирование;
    4. концентрация.

    2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов, причем обходимо назвать их максимальное количество.

    Летом тропические ВМ господствуют:

    1) в тропическом климатическом поясе;
    2) в тропическом и субтропическом климатических поясах;
    3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.

    3. Тесты – определители, где все ответы правильные.

    Крупными производителями автомобилей являются:

    1) Япония;
    2) Западная Европа;
    3)США;
    4 )все указанные регионы.

    4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их количество (один, два, три и т. д.).

    Читайте так же:  Дистанционный трудовой договор с юристом

    В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов – миллионеров:

    1. Центральный;
    2. Дальневосточный;
    3. Западно-Сибирский;
    4. Центрально-Черноземный;
    5. Волго-Вятский;
    6. Северо-Кавказский.

    5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.

    Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:

    1) холм;
    2) ветер;
    3) песок;
    4) равнина;
    5) овраг;
    6) гранит.

    6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.

    Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:

    1) траппы;
    2) Саяны;
    3) Таймыр;
    4) лиственница;
    5) Путорана.

    7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или диаграмм.

    На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на Земле:

    8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или несколько заданий.

    В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается высоки естественный прирост населения.

    9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике, где названы примеры объектов, один из которых правильный.

    Определите физико-экономический район России по данной характеристике: занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно – таежные почвы и лиственничные леса.

    1) Русская равнина;
    2) Горы Южной Сибири;
    3) 3аподно – Сибирская равнина;
    4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.

    10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать самостоятельно.

    По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.

    11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты ответов.

    По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла, шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):

    1) влажные экваториальные леса;
    2) средиземноморская;
    3) саванны;
    4) пустыни.

    12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа. По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин, Дакка, Катманду).Ответ:

    13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.

    Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:

    14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не совпадает количеством вариантов второго столбика.

    Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:

    15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных ответов.
    Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:

    Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б

    16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний” вариант. Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их размещения:

    17. “Открытые” (или перспективные) тесты.

    В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим названным требованиям.

    Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова. Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __ метров, (равнины, абсолютной, 2000.)

    Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает полную свободу действий тестируемого.

    Назовите три основных государства Азии:

    на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри – Ланка, Филиппины, Япония.

    18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.

    Рекомендации к составлению тестов

    Авторы: Е.Г. Тиссен, И.Г. Калугина, А.С. Спирина

    Тестирование, как одна из форм аттестации, представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.

    Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

    • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
    • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала. В целях усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие наводящих вопросов и подсказок в тесте, совместный разбор результатов теста.
    • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развивать свои способности.

    Тест – это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Педагогический тест определяется как система заданий (вопросов) определенного содержания и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний каждого испытуемого.

    Традиционно рассматривается три основных критерия качества теста: действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (раз-личимость).

    Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Четкая и ясная постановка вопроса в пределах контролируемых знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если уровень теста превышает запроектированный уровень обучения, выходит за пределы изученного содержания или же не достигает этих пределов, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста обычно определяется статистическими методами.

    Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью одного и того же теста или его равноценного заменителя. Установлено, что надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий в рамках одной, конкретно обозначенной (проверяемой) темы и понижается при увеличении (большем разбросе) тематического, содержательного разнообразия вопросов. Надежность тестов также значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45 – 80% обучаемых. Характеристика дифференцированности связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, например, все обучающиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для усовершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать различимым.

    Кроме рассмотренных критериев используется и показатель эффективности теста. Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным.

    В разработке педагогических тестов можно выделить три этапа (Рис.7): планирование, написание заданий и анализ заданий, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя несколько обязательных стадий.

    Как отмечалось выше (критерий действенности), тест должен соответствовать запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Поэтому первый шаг в планировании теста – это анализ соответствующих Государственных образовательных стандартов, всех разделов учебной программы, учебников и учебных пособий. Составителю теста необходимо иметь четкое представление о требованиях к знаниям, навыкам и умениям обучающихся по данной учебной дисциплине, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Задания теста должны в полной мере выявить степень овладения требуемыми знаниями, навыками и умениями.

    Для получения максимального результата от тестирования рекомендуется использовать тесты с целью:

    • оценки остаточных знаний;
    • промежуточного (для каждой темы) контроля;
    • итогового контроля.

    На этом основании можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

    Входящие (предварительные) тесты – предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины. Главная функция подобных тестов связана с самооценкой. Содержанием является ключевой материал предшествующего этапа обучения или навыки, приобретенные в ходе повседневного взаимодействия с объектом изучения. Для обучающегося данные тесты являются средством актуализации имеющихся знаний и умений, необходимых для последующего освоения содержания учебного предмета. Входящее тестирование сочетается с требованиями коррекционного обучения, направленного на устранение пробелов в знаниях, умениях. Поэтому такие тесты уместно использовать не только в начале учебного года, но и в начале изучения нового раздела или при овладении новым комплексом умений. Текущие тесты – направлены на диагностирование хода учебного процесса, проверку одной из единиц содержания обучения (знания, умения, опыт), организацию экспресс-контроля осознания усвоенной информации. Данные типы тестов используются в повседневной учебной деятельности, имеют большое значение для стимулирования у обучающихся стремления к самостоятельной систематической работе, повышают интерес к учению, чувство ответственности за полученные результаты. Содержание этих тестов охватывает важнейшие элементы знаний, умений, освоенные обучающимися в ходе урока или на протяжении двух-трех уроков.

    Промежуточные тесты – позволяют оценить качество освоения темы, раздела внутри программного модуля, предметных умений и навыков в конце учебного периода (четверть, семестр, полугодие). Содержание таких тестов основано, как правило, на большом объеме материала. К промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и действенностью (валидностью), так как речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Оценка промежуточных тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государственными обра-зовательными стандартами.

    Итоговые тесты – предназначены для контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) или по завершению изучения учебной дисциплины; оценки уровня учебных достижений обучающихся по основным компонентам содержания образования. Содержание тестов должно быть разработано на основе содержания блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах образования в школе.

    Педагог может самостоятельно разрабатывать входящие, текущие и промежуточные тесты, имея для этого необходимые компетенции, или использовать готовые варианты.

    Читайте так же:  Материнский капитал что нужно чтобы купить дом

    Во избежание несбалансированности и диспропорции, охватываемых тестом тем, составлению заданий должна предшествовать разработка его спецификации. При подготовке тестов разработку спецификации следует начать с описания целей изучения данного предмета, а также охватываемого этим предметом содержания. Перечисляя цели, создатель теста должен проанализировать, к каким изменениям ведет освоение изучаемого предмета: скажется ли оно на приобретении и развитии интеллектуальных навыков, способах решения задач, а также на способностях, интересах и прочих подобных характеристиках.

    Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий, инструкций к ним, баллов за выполнение каждого задания, общего тестового балла, рекомендаций по интерпретации результатов тестирования.

    Тестовые задания включают в себя вопросы, отражающие содержание курса, которые выносятся на контроль. Исходным моментом составления тестовых заданий является выделение общей цели, преследуемой тестированием, и далее цели, с которой задание включается в тест. Такие цели должны предусматривать следующие требования к уровню знаний и умений обучающихся:

    а) простое воспроизведение знаний, анализ и сравнение данных. Постановка таких вопросов в заданиях позволяет проверить усвоение учащимися материала на уровне запоминания, тренирует память;

    б) анализ признаков понятия. При этом выявляется умение обучающихся находить общее и специфическое в изучаемом материале, отделять существенные признаки от несущественных, родовые от видовых и т.д.;

    в) умение распознавать схемы, рисунки;

    г) понимание функций, выполняемых различными элементами (органами, звеньями, приборами, устройствами и т. п.), и процессов взаимодействия между ними. Вопросы такого типа позволяют проверить умение обучаемых вскрывать определенные причинно-следственные связи и отношения, оценивать роль и значение данного элемента для процессов, происходящих во всей системе;

    д) приведение в логическую последовательность элементов множества, расположенных в беспорядке, т. е. умение решать задачи определенного класса, требующие обнаружения последовательности расположения элементов в информационном ряде объектов, тактических приемов;

    е) творческий подход к рассматриваемым проблемам и вопросам, умение применять полученные знания в условиях той или иной ситуации.

    Отличительная особенность тестовых заданий заключается в том, что все задания теста должны соответствовать следующим критериям, предъявляемым к форме и содержанию:

    • правильность содержания;
    • логичная форма высказывания;
    • правильность формы;
    • краткость вопросов и ответов;
    • наличие определенного места для ответов;
    • правильность расположения элементов задания;
    • одинаковость правил оценки ответов;
    • одинаковость инструкции для всех испытуемых;
    • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

    Правильность содержания означает, что из тестового задания должна быть полностью устранена двусмысленность. Тестовое задание формулируется из точных терминов и не должно содержать ни метафор, ни лишних слов, ни лишних знаков.

    Конструирование тестовых заданий требует четкого деления изучаемого материала на логически законченные доли учебного материала, уровень усвоения которых можно было бы оценить кратко и однозначно. Эти доли не должны быть слишком малы, чтобы в целях контроля усвоения материала не приходилось ставить элементарные вопросы, не требующие усилий мысли обучающегося. Подобная часть учебного материала должна содержать не менее одного-двух новых понятий. При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второсте-пенными.

    Логические требования к тестовым заданиям – это требования определенности, непротиворечивости и обоснованности содержания теста.

    Определенность содержания теста образует предмет измерения. Довольно часто случается так, что правильные ответы на некоторые задания требуют знаний не только тестируемой дисциплины, но и ряда других, близость и связанность которых затрудняет точное определение предметной принадлежности измеряемых знаний. Чем меньше пересечение знаний одной тестируемой дисциплины со знаниями другой, тем определеннее содержание теста. В каждом тестовом задании заранее определяется, что́ однозначно считается ответом на задание, с какой степенью полноты должен быть правильный ответ. Не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него.

    Непротиворечивость содержания заданий требует, чтобы относительно одной и той же мысли не возникали суждения, одновременно утверждающие и отрицающие ее. Недопустимо существование двух исключающих ответов на одно и то же задание теста. Не допускается содержание ответов, вообще не связанных с содержанием задания. Если при апробации теста обнаружатся ответы к заданиям, которые обучающиеся вообще не выбирают, то такие ответы из теста удаляются, потому что они не выполняют функцию так называемых дистракторов, призванных отвлечь внимание незнающих обучающихся от правильного ответа.

    Обоснованность содержания тестовых заданий означает наличие у них оснований истинности. Обоснованность связана с аргументами, которые могут быть приведены в пользу той или другой формулировки заданий теста. В случае отсутствия доказательных аргументов в пользу правильности сформулированного задания, оно не включается в тест ни под каким предлогом. То же происходит, если в процессе экспертного обсуждения возникает хотя бы один контраргумент или допускается условие, при котором данное утверждение может оказаться двусмысленным или ложным.

    Правильная форма заданий – это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста. Форма заданий правильная, если она позволяет точно выразить содержание, понятна для всех испытуемых, исключает возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам.

    Ответ на задание теста представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и форме с содержанием задания. Каждому заданию ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные. Следует избегать применения таких ответов, как «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные». Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. Правильные ответы должны располагаться среди всех предла-гаемых ответов в случайном порядке. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других. Критерии правильности заранее определяются авторами теста. В идеале, вероятность правильного ответа на любое задание должна зависеть только от соотношения уровня знаний испытуемого и уровня трудности задания.

    Наличие определенного места для ответов является одним из внешних признаков задания в тестовой форме. Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим тестируемым не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.

    Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаковы ко всем испытуемым.

    В целях формирования наибольшей наглядности тестового кон-троля, рекомендуется максимально использовать в тестах гра-фический материал.

    На этапе написания заданий (Рис. 8) первостепенной задачей является выбор типа тестового задания. По форме предъявления ответа тестовые задания классифицируют на задания открытого типа и закрытого.

    Задания открытого типа представляют собой тип тестовых заданий, предусматривающих свободные ответы обучающихся, по сути это задания без предлагаемых вариантов ответов. Предполагается, что тестируемый должен дать короткий и четкий ответ из одного, реже – двух слов (это следует указать в инструкции к тесту). Задания открытой формы часто разделяют на задания дополнения (предполагается, что заполнить пропуск можно строго однозначно) и задания свободного изложения. Данный тип теста часто используют в заданиях на математические вычисления.

    1. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность называется ________________.

    Правильный ответ: направленность.

    Тестовые задачи данного типа позволяют получать разностороннюю, развернутую информацию о знаниях обучающегося. Они применяются в случае, когда необходимо проверить знание фактического материала, способность обучающегося интерпретировать данные и применять правила, когда исключается фактор догадки.

    Наряду с достоинствами, заданиям открытого типа присущи и определенные недостатки, основными из которых являются: сложность (иногда невозможность) формализации ответов и их оценки; неоднозначность, вызывающая затруднения в интерпретации (связанная иногда с необходимостью дополнительного расспроса), громоздкость процедуры и большие затраты времени на тестирование. Следует избегать применения данного типа заданий, когда возможен не один, а несколько правильных ответов. Компьютерная обработка подобных заданий затруднена.

    При составлении заданий открытого типа необходимо учитывать следующие общепринятые правила:

    • в каждом задании должно быть только одно дополнение (ответ);
    • дополнение (ответ) должно быть наиболее важным («ключе-вым») термином, знание которого является обязательным;
    • дополнение (ответ) лучше всего располагать в конце предложения;
    • вопрос должен формулироваться четко, требовать однозначного ответа и не допускать двоякого толкования.

    Составление задания открытого типа можно проводить в следующей последовательности:

    • написать определение (принцип, закон);
    • выделить в нем ключевое слово;
    • перестроить фразу так, чтобы это слово оказалось послед-ним.
    1. Под направленностью понимается система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную актив-ность.
    2. Под направленностью понимается система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную актив-ность.
    3. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность, называется ________________.

    Правильный ответ: направленность.

    Задания закрытого типа – тип тестовых заданий, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос, задачу. Из ряда предлагаемых ответов, тестируемый выбирает один или несколько, по его мнению, правильных.

    В педагогической практике наиболее удобными и широко используемыми для дистанционного обучения являются задания с предписанными ответами (закрытые), которые в свою очередь делятся на следующие виды:

    • задания с альтернативными ответами;
    • задания с множественным выбором;
    • задания с выражением ответа в виде восстановления частей предложений, фигур и т. д.

    Альтернативные задания предусматривают наличие двух вариантов ответов (типа «да» – «нет», «верно» – «неверно» и т.д.).

    Пример: Выберите, на ваш взгляд, верный вывод о «состоянии» Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг.