Требования к психодиагностикам

22.09.2018 Выкл. Автор admin

Анализ требований, предъявляемых к психодиагностическим процедурам (требования к методикам и требования к пользователям)

Требования к методикам

1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять сле­дующим требованиям:

  • Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели ис­пользования результатов: для прогноза успешности профессиональ­ной деятельности, для психологического вмешательства, для приня­тия правовых, административных решений, для прогноза стабильно­сти коллектива и т. п.;
  • процедура проведения должна быть задана в виде однозначно­го алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему спе­циальных психологических знаний, или ввода в компьютер, исполь­зуемый для предъявления заданий и анализа ответов;
  • процедура обработки должна использовать статистически обо­снованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (ди­агностические суждения) на основе тестового балла должны сопро­вождаться указанием на вероятностный уровень статистической дос­товерности этих выводов;
  • тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентатив­ность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
  • процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабже­ны средствами контроля за достоверностью, позволяющими автома­тически отсеивать недостоверные протоколы;
  • головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. Экспертные методы:

  • данный пункт повторяет содержание пункта а) для тестов. До­полнение: инструкции по применению снабжаются указанием на тре­буемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
  • инструкции по применению должны пройти специальные ис­пытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, звуко-или видеозаписей и т. п.);
  • процедура обработки результатов должна включать в себя та­кое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
  • пользователи-разработчики должны иметь возможность вос­произвести нормативное исследование по измерению экепертжж со­гласованности на эталонном наборе данных;
  • головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Требования к пользователям

К пользователям, являющимся профессиональными психологами, и к пользователям-непсихологам предъявляются разные требования.

Last update 06:37:44 AM GMT

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям

Валидность буквально означает «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена.

Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или измеряемого психологического свойства).

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Микрометр, например, более точный инструмент, чем линейка.

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ МЕТОДИК

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения методики. Рассматривается она в двух аспектах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, можно, например, отнести такие:

  • 1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
  • 2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
  • 3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
  • 4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое, по возможности, время дня, в сходных условиях;
  • 5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д.

Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, та к как только строгое их соблюдение ласт возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Так, ребенок шести лет, выполняя тест умственного развития, получил балл, равный 117. Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как таковой ничего нс означает. Полученный дошкольником балл нельзя интерпретировать как показатель относительно высокого, среднего или низкого развития, так как это развитие выражено в мерах, присущих данной методике, и, таким образом, абсолютного значения полученные результаты иметь не могут. Очевидно, нужно располагать точкой отсчета и какими-то дозированными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. Возникает вопрос: что принимать за точку отсчета? В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путем — это так называемая статистическая норма.

Читайте так же:  Доверенность на руководителя филиала образец

В общих чертах стандартизация диагностической методики, ориентированной на статистическую норму, осуществляется путем ее проведения па большой представительной выборке испытуемых, которая ничем не отличается от той, для которой данная методика предназначена. На этой группе испытуемых, называемой выборкой стандартизации, разрабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. В результате можно оценить разные степени успешности или неуспешности в выполнении диагностической пробы. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно выборки стандартизации [1] .

Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обратились к давно применяемым в биологии приемам математической статистики, которые показали преимущества нормального распределения (или распределения но нормальному закону). Для описания такого распределения достаточно знать два показателя — среднюю арифметическую х и так называемое стандартное отклонение а, которое получается путем несложных вычислений. При нормальном распределении все изучаемые величины практически находятся в пределах х ± 5а.

Рассмотрим как определялась статистическая норма для тестов Стэнфорд — Бине. В группу испытуемых входили 4498 человек от 2,5 до 18 лет. Усилия стэндфордских психологов были направлены на то, чтобы распределение полученных по каждому возрасту данных о выполнении тестов было близко к нормальному. Этого результата удалось добиться далеко не сразу; в некоторых случаях ученым приходилось заменять одни задания другими. В конце концов эта работа была закопчена, и были подготовлены тесты по каждому возрасту со средней арифметической, равной 100. и со стандартным отклонением, равным 16. Принимается, что результаты в пределах х ± а показывают границы наиболее характерной, представительной части распределения, границы нормы для данного возраста. При а = 16 и х = 100 эти границы нормы будут от 84 до 116. Интерпретируется это так: результаты испытуемых, которые не выходят за эти границы, находятся в пределах нормы. Те, чьи результаты менее 84, находятся ниже нормы, а те, чьи результаты более 116 — выше нормы. Нередко этот же прием применяют и для дальнейшей классификации. Тогда результаты в пределах от х — а до х — 2о интерпретируются как «несколько ниже нормы», а от х — 2а до х — За — как «значительно ниже нормы». Соответственно классифицируются результаты, находящиеся выше нормы.

Если обратиться к результату, полученному ребенком шести лет, о котором упоминалось выше, успешность по тесту которого равна 117, то этот результат выше нормы, но очень незначительно (верхняя граница нормы — 116).

Кроме статистической нормы, основой для сравнения и интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили.

Процентиль — это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Например, если 28% людей правильно решат не более 15 задач в арифметическом тесте, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (Р2&)- Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Их также можно рассматривать, как ранговые градации, общее число которых равно 100, с той лишь разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет сверху, т.е. с лучшего члена группы, получающего ранг 1. В случае же процентилей отсчет ведется снизу, поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.

Так, 50-й процентиль (Р-)(|) соответствует медиане — одному из показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50 — сравнительно низкие показатели; 25-й и 75-й процентили известны также под названием 1-го и 3-го квартилей, поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями [2] .

Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль — это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (Р0). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100 (Рщо)- Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.

Процентильные показатели обладают рядом достоинств. Их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку. Их применение достаточно универсально и подходит к любому типу методов. Однако недостаток процентилей — это существенное неравенство единиц отсчета в том случае, когда анализируются крайние точки распределения. При использовании процентилей (как уже отмечалось выше) определяется только относительное положение индивидуальной оценки, но не величина различий между отдельными показателями.

Читайте так же:  Бесхозяйные вещи гражданский кодекс

В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний. В нашей стране под руководством К. М. Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив [3] .

Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор заданий). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.

Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на пять подгрупп:

  • 1) наиболее успешные — 10%;
  • 2) близкие к успешным — 20%;
  • 3) средние по успешности — 40%;
  • 4) малоуспешные — 20%;
  • 5) наименее успешные — 10%.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат — процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности.

  • [1]Анастази Л. Психологическое тестирование : в 2 т. М.. 1982.
  • [2]Анастази А. Психологическое тестирование : в 2 т. Т. 1. М., 1982.
  • [3]Гуревич К. М. Указ. соч.

Требования, предъявляемые к психодиагностическому заключению. Основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу информации.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Требования, предъявляемые к психодиагностическом заключению:

  • Психологическое заключение должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.
  • Должно вытекать из целей диагностики.
  • В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
  • Должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. Важно указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования.
  • Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.
  • Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально — ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается, с какими нормами сравниваются показатели индивида.

Основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

  • сообщать информацию, а не оценивать ее;
  • сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом. Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

— не формируй ненужных ожиданий;

— говори с человеком на его языке;

— не утверждай того, в чем не уверен;

— говори только так, чтобы тебя поняли однозначно; не оставляй клиенту никаких поводов для неправильного домысливания

Требования к проведению психодиагностического обследования;

Билет 27.

1. Изучение запроса.

2. Подбор методик.

— любая методика, которая будет проведена на обследуемом, должна быть проведена сначала на самом себе.

— инструкция должна произноситься свободно при предъявлении обследования. Если инструкция очень большая (1 лист), то она требует предварительной обработки (выделение главных мыслей и т.д.).

3. Подготовка тестового материала (бланки + инструменты для проведения (ручки, карандаши и др. материалы, если они необходимы)).

4. Выбор места обследования (пр: кабинет психолога):

— изолированность помещения от посторонних лиц, шумов.

— оно должно быть достаточно хорошо освещено.

5. Удобное рабочее место (характер и качество определяется характером работы).

6. На двери помещения, где проводится обследование, должен устанавливаться знак, запрещающий вхождение в помещение.

7. Выбор времени проведения обследования (желательно, чтобы обследования проходили с утра – до того, как у человека будут нагрузки).

8. Продолжительность обследования (максимальное время проведения – 1 час. Чем взрослее обследуемый, тем ближе мы можем приближаться к этому часу; чем младше – тем время должно быть меньше).

Требования к организации обследования.

1. Прием в отдельном кабинете.

2. Психолог должен встречать клиента стоя, идя к нему навстречу (доброжелательность, доверительная атмосфера).

При выборе места для клиента, мы ориентируемся на такие показатели:

— мы не должны нарушать личное пространство клиента;

— чувство безопасности, защищенности.

Если родитель изъявит желание присутствовать при психодиагностическом обследовании, то мы не в праве отказывать.

Также обследование ребенка должно быть согласовано с родителями.

Если обследование касается взаимоотношений с родителями, то задача психолога – убедить родителя в отсутствии при обследовании.

Читайте так же:  Телевидение заявление

Если родитель не согласится, то его необходимо вывести из поля зрения ребенка и занять родителя чем-либо (пр: почитать журнал и т.д.).

3. Создание положительной мотивации на обследование:

— своим вниманием к клиенту, к тому, что он делает;

— демонстрируем доброжелательность (это располагает клиента к психологу);

— побеседовать на тему, не относящиеся к обследованию;

— иметь информацию о клиенте, о его интересах, склонностях, и в ходе беседы сделать акценты на его интересах.

Обращение к клиенту: получить информацию о том, какое имя наиболее приемлемо для клиента.

— снятие психологического напряжения;

Это особенно важно для клиента, который ранее не имел опыта работы с психологом → необходимо максимально снять эту неопределенность и т.п.

Нельзя перемотивировать клиента, т.к. может произойти обратный эффект.

4. Ситуация тестирования.

— знакомство с инструкцией:

* обязательно получить обратную связь о том, насколько испытуемый понял инструкцию;

* иногда дают пробные задания, чтобы посмотреть, насколько клиент понял инструкцию.

— когда идет самотестирование, мы следим за тем, чтобы при появлении затруднений вовремя прийти на помощь клиенту, сформулировать вопрос. Очень важно наблюдать за работой клиента.

— когда у клиента возникают вопросы:

* если объект – методика: «прочитай внимательнее», «подумай еще» и т.д.

*ни в коем случае не отмахиваться от клиента: 1) должны быть ситуации, которые имели место в опыте клиента; 2) возможно переформулирование вопроса, но не вкладывать в вопрос свой смысл; 3) клиент должен отвечать на вопрос приближенно к инструкции.

— контакт необходим при групповом обследовании. Если на каком-то вопросе возник сбой и человек потом вернулся к этому вопросу и были исправления, то в протоколе обследования это необходимо учитывать и помечать.

— во время тестирования необходимо поддерживать мотивацию, созданную на начальном этапе.

— если наблюдается утомление и происходит снижение интереса, то в индивидуальном обследовании можно сделать перерыв, сделать другие упражнения.

Если не получается снять напряжение, то занятие прекращается.

5. На результаты психодиагностического обследования влияет очень много факторов.

психолог как фактор, который может оказывать влияние на психодиагностическое обследование:

* внешний вид: неряшливость/ излишне яркая манера одеваться и т.д. → неприязнь. ð украшения, косметика, запахи и т.д. должны быть минимизированы.

* на процесс психодиагностического обследования влияет возраст, опытность, принадлежность к определенной научной школе (односторонний подход к решению проблемы).

* профессиональная пристрастность: когда психолог для себя решает проблему клиенту.

особенности клиента – при проведении психодиагностического обследования клиент должен быть настроен на обследование, должен быть физически не утомлен, у него не должны происходить какие-то важные события в жизни и т.д.

Иначе при выполнении тех заданий, которые предлагает психолог, клиент отвлекается, возвращается в свою проблему → неэффективность использования ПД.

6. При проведении психодиагностической работы является очень важным поведение клиента (особенно при проективных методиках) во время выполнения задания (остановки, разговоры (пр: во время рисования)).

Как вести эти записи:

— использование технических средств;

— система фиксации поведения обследуемого (некая система знаков для быстроты записи).

НО!! Записывать довольно сложно, и это вызывает отрицательное отношение к психологу (→ недоверие) + интерес «что пишет» (→ отвлекается).

+ надо фиксировать отклонения, которые могут быть в стандартизированном обследовании, чтобы при интерпретации увидеть – оказал влияние этот фактор (и как?) или нет.

7. Завершение обследования – очень важно показать клиенту, насколько вы удовлетворены этим обследованием (важно для дальнейшей мотивации/ для следующих обследований).

профессиональные требования психодиагностики

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «профессиональные требования психодиагностики» в других словарях:

психодиагностика: требование профессиональное — (профессиональные требования психодиагностики) к работе диагноста и используемым методам предъявляется ряд довольно строгих требований. Так, диагност должен быть основательно знаком с психологическими теориями, на коих основаны используемые им… … Большая психологическая энциклопедия

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия