Требования к профессиям человек-человек

25.10.2018 Выкл. Автор admin

Требования профессии к человеку

Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего.

Профессии типа «Человек — Техника»

Требуется точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, ответственность, практическое мышление, техническая фантазия. Высокие требования предъявляются к зрению, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности, вниманию, к самым разнообразным видам памяти.

Профессии типа «Человек — Человек»

Необходима специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства. Важны личные качества: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях: хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Профессии типа «Человек — Природа»

Важным качеством является любовь к природе, связанная с познанием законов природы и применением их. Необходимо обладать дальновидностью, быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Валены инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

Профессии типа «Человек — Знаковая система»

Специалисту, который работает со знаками важно уметь, с одной стороны, отвлекаться от реальных свойств предметов, обозначенных знаками (развитое абстрактное мышление), а с другой — представлять и воспринимать характеристики, стоящие за знаками (развитое воссоздающее воображение), также необходимы такие качества, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Профессии типа «Человек — Художественный образ»

Требуется наличие способностей к искусствам, творческое воображения, образное мышления, и, конечно, трудолюбие. Работник искусства должен быть целеустремленным, иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда.

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку — проверьте себя. Каждая профессия имеет перспективу изменений — ознакомьтесь с ней. Каждая профессия — это знания и умения, овладейте ими. Каждая профессия — это труд, научитесь трудиться.

Требования к профессиям человек-человек

Слесарь по ре­монту кинофото­аппаратуры

Психологические требования профессий «человек—техни­ка» к человеку: хорошая координация движений; точное зри­тельное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдатель­ность.

Большинство профессий типа «ЧеловекЗнаковая система » связано с переработкой информации и различается по особеннос­тям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, дело­производитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таб­лицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, стати­стик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-техно­лог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий типа «Человек— Знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и меха­ническая память; способность к длительной концентрации вни­мания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распреде­ление и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпе­ние; логическое мышление.

Профессии «ЧеловекХудожественный образ». Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, компози­тор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с размножением художественных произве­дений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шли­фовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий типа «Человек—Художественный образ» к человеку: художественные способ­ности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зри­тельная память; наглядно-образное мышление; творческое вооб­ражение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Профессии «ЧеловекЧеловек». Большинство профессий этого типа связано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживани­ем (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслужива­нием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информа­ционным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инс­пектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бри­гадир, начальник цеха, профсоюзный организатор — связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявля­ются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек—человек».

Психологические требования профессий типа «Человек—Человек»: стремление к общению: умение легко вступать в кон­такт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдер­жка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать по­ведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимо­отношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ста­вить себя на место другого человека, умение слушать, учиты­вать мнения другого человека; способность владеть речью, ми­микой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей. Ссылка СТР. 19-21

Психологические требования профессий типа «человек-человек», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-природа»

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

животные, условия их роста, жизни;

растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

поскольку результаты деятельности выявляются попрошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

технические объекты (машины, механизмы);

материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Читайте так же:  Получить паспорт гражданина рф быстро

Психологические требования профессий «человек-техника»:

хорошая координация движений;

точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

развитое техническое и творческое мышление и воображение;

умение переключать и концентрировать внимание;

III. «Человек-знаковая система».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

хорошая оперативная и механическая память;

способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

хорошее распределение и переключение внимания;

точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

художественные способности; развитое зрительное восприятие;

наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

умение сдерживать эмоции;

способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

способность владеть речью, мимикой, жестами;

развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

Человек — человек

Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

Тип профессии «Человек — человек»

В профессиях этого типа (примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель) мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокаче­ственными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного места в сознании профессионала — по-видимому, по принципу «Все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества — это здесь прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценно­сти разных народов. Международные отношения — это политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека — это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.

Деятельность человечества, людей — это прежде всего приоб­щение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение това­ров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (дети; взрослые, обезли­ченные «лица»; индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству»; и пр.).

Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга; отдых и настроение (другого, стороннего человека); условия хранения ценностей на предприятии (как зона объектов, где возможны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступления; здоровье человека; болезнь; особенности поведения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; интересы других организаций; взяточничество; маршрут (экскурсии); похищенное имущество; мероприятие, праздник (как предмет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случается); возможность общения; бесхозяйственность; судьба трудных подростков и многое другое.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию раз­личных потребностей людей (материальных, духовных, соци­альных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия. Говорение не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом. Далее, это выразитель­ные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выра­зительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полага­ют, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен). В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (доста­точно вспомнить хирургов разных профилей и комментарии ста­нут излишними).

Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих со­циальные явления. Скажем, одна из познавательных функций орга­низатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «Прослушивает участников предстоящего концерта. ». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уро­вень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание каких-то критериев, т.е. таинственных «аршинов» для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессиями типа «Человек — художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор службы безопасности до­рожного движения (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но, по сути, она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает множество «пунктов», вклю­чающих в себя не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также обо­рудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной тех­никой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспектора, естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек — техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника.

Читайте так же:  Регистрационный журнал нотариус

Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слы­шать, понимать другого человека, и именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении.

Профессионал — будь то учитель географии, хирург или инспектор полиции по делам несовершеннолетних — должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и непов­торимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по уз­кой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юно­ши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки.

Участковый инспектор полиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонару­шениям. Работник полиции, занятый борьбой с хищениями цен­ностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений. Ему важно досконально разобрать­ся в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое раз­личение общего и оперативного знания не столь резко: если серная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключительно обоб­щенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов и мышления к явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание) кроме вреда ничего принести не может. А соответствующий подход живуч — было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок. В наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто — чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопро­сов, и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация как в классическом диалоге пастора и преступника: «Почему вы грабите банки, сын мой?» — «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель — из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).

Самое главное в области познавательных процессов представителей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума. Важны наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к че­ловеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сор­та» раз и навсегда здесь обычно неуместен.

Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и порадоваться). Важная особенность эмоцио­нального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним. Без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсово­да, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту — от инспектора уголовного розыска до хирурга.

Важны наблюдательность по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, добро­желательность, готовность бескорыстно прийти на помощь друго­му существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпе­ние и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится на чудаках — это полезно помнить.

Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) — вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные (ориентированные на интересы тру­дящихся) убеждения — это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.

Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческо­го склада ума, способности ясно представлять себе варианты воз­можных последствий действий людей, возможных исходов их кон­фликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а такое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за не­имение лучшего термина тропономическим (от др.-греч. «тропос» — поворот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассмат­риваемого типа сам предмет труда возникает в результате твор­ческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и уди­виться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от гра­бежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверх­ности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они мо­гут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокой­ном течении жизни. Работник полиции — специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей — должен, как говориться, сам себе найти работу. В результате анализа условий, способствую­щих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, продукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), он должен вы­явить, отыскать само преступление.

Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенство­вание своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими. Необ­ходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обра­щенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее. Истинный врач помчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками полиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.

Читайте так же:  Доплата за вечернее время

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям — «тупосердие», отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «простоток».

Профессии «человек – человек»

Профессии типа человек-человек выделяются по основному приложению труда, который направлен на человека.

Профессии этого типа, связаны с обучением, обслуживанием, воспитанием, руководством. Лучше ориентироваться в этой области помогают такие учебные предметы, как литература, история и другие, основное направление деятельности которых связано с изучением общества и людей.

Выбор профессии класса человек-человек, основан на ваших склонностях и индивидуальных интересах к той или иной области труда, который выявляется по опыту общественно-организаторской работы, опыту организации и участия в коллективных и групповых мероприятиях.(Определись с помощью тестов .)

Первая особенность профессии для типа человек-человек состоит в том, что основной труд здесь затрачивается на взаимодействие между людьми. Если это взаимодействие не может наладиться, значит, не будет ладиться работа.

К примеру, если у руководителя или воспитателя не складываются хорошие взаимоотношения с людьми, которых он воспитывает или которыми руководит, то, работа такого человека будет безуспешной.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в требовании от человека двойной подготовки – умения устанавливать и поддерживать контакты с абсолютно разными людьми, понимать их и разбираться в особенностях их характера и поведения, а также быть хорошо подготовленным в своей области производства, техники, науки и искусства.

В области профессий типа «Человек-человек» обычно выделяется несколько подтипов:

Работать с людьми достаточно не просто. Профессии, связанные с людьми, обычно требовательны к индивидуальной подготовке специалиста в той или иной сфере. Специальная подготовка таких работников зачастую бывает настолько объемной, что может стереть из его сознания специфическую «человековедческую» подготовку.

Для работы с большим количеством людей понадобится огромная выдержка, физическая неутомимость, так как во время работы поглощается огромное количество энергии, иногда гораздо больше, чем при работе с техникой.

В первую очередь это относится к профессиям, связанным с общением с людьми. Среди важных качеств обладателей таких профессий присутствует хорошее и устойчивое эмоциональное состояние в процессе работы, потребность в постоянном общении, понимание настроения и мыслей людей, умение разбираться во взаимоотношениях между людьми и их намерениях, умение находить общий язык с людьми разного характера.

  • Управление персоналом
  • Управление человеческими ресурсами
  • Философия управления персоналом
  • Принципы и методы управления персоналом
  • Персонал фирмы
  • Трудовой коллектив
  • Маркетинг персонала
  • Планирование рабочего дня

Типологии профессий

Наиболее часто применяются на практике две типологии профессий: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды.