Требования к охранникам в образовательных учреждениях

12.10.2018 Выкл. Автор admin

НОУ ДПО «Школа специальной подготовки «Барс»

Требования к охранникам

В соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
7) не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;
8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;
9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в НОУ ДПО «Школа специальной подготовки «Барс» и других образовательных учреждениях.

Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:
1) неоднократного привлечения в течение года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;
2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;
3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению органа внутренних дел. Порядок его изъятия устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Получение удостоверения частного охранника:

  1. пройти обучение в НОУ ДПО «Школа специальной подготовки «Барс»
  2. лично представить в орган внутренних дел по месту жительства (в отдел лицензионно-разрешительной работы территориального ОВД (города, района) следующие документы:

— заявление-анкету о выдаче удостоверения
— копию паспорта гражданина Российской Федерации
— копию свидетельства о присвоении квалификации частного охранника
— копию свидетельства о прохождении профессиональной подготовки
— справка из областного наркологического диспансера
— справка из областного психоневрологического диспансера
— м едицинская справка формы № 002-О/у для получения лицензии на оружие или охранной деятельности
— м едицинская справка формы № 003
— квитанцию об оплате госпошлины за удостоверение частного охранника
— 2 фотографии 4х6 см
— дактилоскопирование.

При себе иметь оригиналы документов.

Единые требования к безопасности образовательных учреждений

Профстандарт для охранников школ должен стать обязательным

После громких ЧП, которые произошли в стране, на рассмотрение Госдумы было внесено предложение о разработке нацстандарта охраны для учебных учреждений. Кроме того, предлагается, чтобы профстандарт школьного охранника стал обязательным, а его действие распространилось на всю территорию РФ. Эксперты уверены, что это позволит существенно повысить качество охранных услуг. Но ими называется и серьезная проблема – недостаточное финансовое обеспечение образовательных организаций.

Госдума сейчас обсуждает инициативу о формировании специальной рабочей группы, которая будет заниматься вопросами совершенствования законодательства в области обеспечения безопасности объектов, имеющих социальную значимость, включая и школы. По словам Анатолия Выборного, участие в работе этой группы примут все заинтересованные ведомства – Росгвардия, МВД, МЧС, ФСБ, а также представители охранного сообщества. Парламент занялся этим вопросом после трагических происшествий в ряде школ, при расследовании которых выявилось, что безопасность там обеспечивалась не на должном уровне. К примеру, в Бурятии, как сообщили СМИ, охрана была доверена вахтерше, а в Перми у парня, который напал на учеников в школе, даже не было пропуска.

Первоочередной задачей, по мнению депутата, должно стать обсуждение моментов, касающихся обеспечения безопасности школ, и выработка комплексных мер по их охране. Очень важна разработка единых профстандартов для охранников учебных учреждений. В декабре 2015 года они были приняты Минтруда, однако носят характер рекомендаций и на данный момент применяются лишь в Москве.

Анатолий Выборный отметил, что внедрение профстандартов уже принесло свои плоды. К примеру, накануне сотрудник охраны одной из столичных школ пресек попытку пронести в помещение холодное оружие, предотвратив тем самым возможную трагедию. И обратный пример, во время одного из произошедших в регионах ЧП охрана даже не подумала нажать тревожную кнопку.

Также депутат заявил, что особое внимание планируется уделить разработке национального стандарта в сфере обеспечения безопасности учебных учреждений. Причем, если в профессиональном стандарте прописаны требования к охранникам, то в национальном непосредственно к ЧОП, под охраной которого находится объект. В настоящее время такие критерии отсутствуют вообще, а после того, как они будут разработаны и внедрены, в РФ появятся охранные предприятия, занимающиеся охраной образовательных организаций. Эти объекты имеют свою специфику, поэтому и подход к обеспечению их безопасности должен быть особым.

Не менее важно рассмотреть вопросы, связанные с формированием мониторинговых центров. При этом они должны действовать не только на уровне Минобразования, но и в каждой школе. Речь идет о пунктах видеонаблюдения и передачи сигнала, данные с которых могут интегрироваться в централизованные системы безопасности. К примеру, в столице информация, передаваемая со всех камер, расположенных в учебных учреждениях, поступает на хранение в Единый центр хранения данных.

По словам Сергея Саминского, возглавляющего саморегулируемую организацию «Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности», обеспечивающую безопасность всех московских школ, столичные ЧОП придерживаются требований профстандарта с момента его утверждения. Это позволило достичь существенных результатов – на протяжении 2017 года в школах не зафиксировано ни одной кражи. В то же время число задержанных сильно увеличилось. Следует отметить, что желающих пробраться на территорию учебных учреждений довольно много, – грабители, лица, находящие в состоянии алкогольного опьянения, просто неадекватные люди, а также блогеры, проникающие в школу ночью, чтобы сделать видеозапись и разместить ее в Интернете.

Александр Козлов считает, что важно не только распространить профстандарт на всю территорию страны, но и разобраться с вопросами финансирования. Ведь сейчас разрешить финансовые трудности частично удалось лишь в столице, а в регионах положение обстоит намного хуже. В бюджеты почти половины образовательных организаций не включены расходы на охрану. Иногда администрация школ нанимает сторожей, средства на заработную плату которым собирают родители учеников.

По словам эксперта, в постановлении правительства об усилении требований по антитеррористической защищенности, вышедшем в конце 2017 года, указывается, что учебные заведения обязаны заключать договоры с охранными структурами. Если будет введен профстандарт, то школы смогут прописывать это требования в конкурсной документации. Таким образом, право обеспечивать их безопасность получат лишь профессиональные ЧОП.

Для школьной охраны напишут стандарты

В России могут появиться частные охранные предприятия, специализирующиеся на охране школ. После событий в Пермском крае и Бурятии в Госдуме предложили разработать национальный стандарт обеспечения безопасности образовательных организаций, а профессиональный стандарт школьного охранника — сделать обязательным и распространить на все регионы. Эксперты признают, что в результате качество услуг значительно повысится, но отмечают недостаток финансирования образовательных учреждений.

Читайте так же:  Стоимость проживание лазаревское

В комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции обсуждается возможность создания специальной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере охраны социально значимых объектов, в том числе школ. К участию пригласят представителей всех заинтересованных ведомств — Росгвардию, ФСБ, МЧС и МВД, а также охранное сообщество, рассказал «Известиям» зампредседателя комитета Анатолий Выборный («Единая Россия»). Этим вопросом в нижней палате парламента занялись после инцидентов в российских школах. Так, в Перми нападавший на учащихся оказался в помещении школы без пропуска, а в Улан-Удэ, по информации СМИ, учебное заведение охраняли вахтерши.

По словам Анатолия Выборного, в первую очередь необходимо обсудить ситуацию с охраной школ и выработать комплексные меры обеспечения их безопасности. В частности, установить единые и обязательные профессиональные стандарты для работника по обеспечению охраны образовательных организаций.

Депутат напомнил, что Минтруд принял профстандарты в декабре 2015 года, но они носят рекомендательный характер и действуют сейчас только на территории Москвы.

— Это дало свои результаты — буквально на прошлой неделе в одной из школ ЮЗАО охранник обнаружил у школьника в рюкзаке холодное оружие и патроны. Теперь этим случаем занимаются органы правопорядка, и никакой трагедии не произошло. А в других регионах мы видим примеры, когда охранник при возникновении ЧП даже тревожную кнопку не нажал, — подчеркнул депутат.

По его словам, также одним из ключевых вопросов станет разработка национального стандарта по обеспечению безопасности образовательных организаций. Если профстандарт определяет умения и навыки работников, то нацстандарт — требования к ЧОПу, охраняющему объекты. Сейчас их не существует, а после разработки и внедрения в России появятся охранные организации, специализирующиеся на безопасности школ. Это отдельная категория, требующая особого подхода, считает депутат.

Кроме того, нужно обсудить возможность создания мониторинговых центров как на уровне Минобразования и его территориальных органов, так и в каждом образовательном учреждении, рассказал Анатолий Выборный. Это пункты видеонаблюдения и передачи сигнала, информацию с которых можно было бы интегрировать в централизованные региональные системы общественной безопасности, такие как «Безопасный город». Например, в Москве записи со всех 16 тыс. школьных камер хранятся в Едином центре хранения данных.

Московские ЧОПы стали руководствоваться профстандартом сразу после того, как его утвердил Минтруд — в 2015 году, рассказал «Известиям» президент саморегулируемой организации «Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» Сергей Саминский (ассоциация охраняет все школы на территории Москвы и «новой Москвы»). По его словам, в результате удалось добиться того, что в 2017 году не было ни одной кражи имущества заказчика (школьные компьютеры и другая собственность) более чем в 5 тыс. охраняемых зданий. Вместе с тем выросло и количество задержанных — до 15 человек в месяц: раньше столько нарушителей задерживали за полгода. Это не только воры, но и пьяные и неадекватные граждане, а также блогеры, которые пытаются попасть ночью в школу, чтобы снять и выложить видео.

— Мы сами разработали программу специальной подготовки охранников для обеспечения безопасности объектов образования, и сейчас каждый новый сотрудник проходит ее в обязательном порядке. Дополнительно проводятся регулярные тренинги. В последнее время программой начали интересоваться и другие регионы, — рассказал Сергей Саминский.

Он также отметил, что профстандарт, действующий в Москве, необходимо актуализировать для остальных субъектов РФ с учетом их региональных условий и сложившейся практики.

Параллельно с распространением профстандарта на территории всей страны необходимо решить и вопрос финансирования, заявил «Известиям» член Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Александр Козлов.

— Вопрос решен только в Москве, здесь стоимость круглосуточного поста с одним охранником — 107 тыс. рублей в месяц. Это низковато, но даже такая цена позволила выстроить достойную систему охраны. А в регионах ситуация гораздо сложнее. Практически половина школ вообще не выделяет денег на охрану в бюджете. Кое-где до сих пор нанимают сторожей, на зарплату которым скидываются сами родители, — пояснил он.

Осенью 2017 года вышло постановление правительства об усилении требований по антитеррористической защищенности, где сказано, что школы должны заключать договоры с ЧОПами, напомнил эксперт. Он подчеркнул, что введение обязательного профстандарта позволит им указывать это условие в конкурсной документации и тогда выигрывать торги смогут только профессиональные охранные организации.

04 сентября, 2017 | Сергей ИВАНОВ

Охрана образовательной организации. Проблемы и их решения (11235)
охрана школ, Безопасность, система охраны

В настоящее время большинство школ в крупных городах охраняются частными охранными организациями. Обеспечение безопасности таких объектов — задача не менее сложная, чем охрана завода, магазина, склада и т.п. Поэтому решать ее следует комплексно, с учетом специализации и специфики образовательной организации, особенностей размещения, режимов работы, состава персонала, а главное, самих учащихся.

Еще одна особенность, которую следует учитывать при организации системы безопасности образовательной организации, это необходимость разработки паспорта антитеррористической защищенности и его согласования в соответствующих органах. То есть планировать и организовывать систему охраны школ, систему пропускного и внутриобъектового режимов следует с учетом противодействия террористической угрозе.

Целью настоящей статьи является попытка проанализировать особенности построения охраны образовательной организации и представить рекомендации по решению этой задачи наиболее эффективным образом.

Зачем образовательной организации охрана?

Вопрос звучит риторически, но ответ на него определяет политику администрации средней школы (или бери выше – департамента образования) в отношении организации охраны. Сразу отмечу: в том, что охрана нужна, не сомневается никто. Допускаю, что в небольших городках или поселках, где все знают друг друга в лицо, дружат во многих поколениях или связаны родственными связями, потребности в охране практически нет. По крайней мере, отсутствует необходимость постоянного присутствия поста охраны в школе. Достаточно сдавать школу под охрану на пульт, например ПЦН ФГУП «Охрана».

В большом городе оставить школу без охраны – значит поставить под угрозу жизнь и здоровье учащихся, персонала, а также сохранность товарно-материальных ценностей. К сожалению, существует множество мифов, связанных с созданием системы безопасности в школе, что подтверждается и нашим опытом охраны.

Так сложилось, что, придя на рынок частной охраны в Республике Крым, ОГ «ДУБРОВНИК» оказалась фактически одной из первых охранных структур, кто стал заниматься охраной образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кроме того, в сфере деятельности ОГ «ДУБРОВНИК» находится ряд оздоровительных учреждений Крыма, в которых учащиеся школ и высших учебных заведений отдыхают после трудных месяцев учебы в течение года и после экзаменов во время сессий, а также набираются сил перед новым учебным годом.

На базе ОГ «ДУБРОВНИК» в Крыму создано образовательное учреждение дополнительной профессиональной подготовки – Центр специальной подготовки «ДУБРОВНИК». Задача Центра – профессиональная подготовка охранников для частных охранных организаций. Инициатива очень своевременная, особенно с учетом того, что российское законодательство о частной охране существенно отличается от украинского. Первые выпускники этого Центра стали и первыми профессионально подготовленными охранниками в средних школах Крыма, в Симферополе и Севастополе. Именно эти «первые ласточки» стали не только гарантом обеспечения безопасности в школах, где они работают, но и достойными помощниками педагогическим коллективам в правовом воспитании учеников. А о том, что такое воспитание необходимо, красноречиво говорят примеры из небольшой подборки, приведенной ниже.

Несколько примеров из жизни школ (источник – Интернет), а затем о мифах.

«…Канули в Лету времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей.

…в селе Чистенькое Симферопольского района ученики во дворе школы нашли тело девятиклассницы… возбуждено уголовное дело. органы внутренних дел рассматривают несколько версий, в том числе что она могла выпасть сама из окна или что ее вытолкнули оттуда…

Вечером в школу одного из крупных областных центров ворвались двое пьяных молодых людей. Они оттолкнули вахтера и устремились на второй этаж, где стали врываться во все кабинеты. В одном из классов, где шел урок, учительница попросила их выйти из класса, однако непрошеный посетитель начал кричать, что ищет племянника. Педагог попыталась вытолкнуть хулигана в коридор, но тут раздались выстрелы. Одна из пуль попала учительнице в плечо. Стрелявших задержал наряд полиции, который вызвал прохожий.

Потом грянул Беслан… После трагических событий в Северной Осетии к вопросу безопасности в школах вернулись вновь. МВД ужесточило контроль за частными охранными организациями…

…было принято решение оборудовать все школьные учреждения «тревожными кнопками».

Куда более страшный случай произошел в Ульяновске. Там во дворе 40-й математической школы малолетние бандиты, невзирая на школьную охрану, убили лицеиста…

…факт из ленты новостей: в Калининграде психически ненормальный местный житель явился в школу с пневматическим пистолетом чтобы, как он объяснил, убивать детей. Директору удалось вызвать полицию. В этот раз все обошлось. Обойдется ли в следующий?

Чего ждут родители от человека, который в течение всего учебного времени обязан следить за безопасностью детей? Во-первых, он должен не допустить появления в школе разного рода нежелательных лиц. Во-вторых, следить за тем, чтобы школу не захватили террористы. В-третьих, он обязан пресекать драки между детьми и подростками, а также следить за сохранностью личных вещей ребенка. В общем, как в известной сказке Пушкина: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник».

Читайте так же:  Оформить в саду группу радугу

Помочь сделать охрану более эффективной могли бы педагоги. Но истинным сюрпризом оказалось нежелание учителей и директоров образовательных учреждений общаться на данную тему. В подавляющем большинстве представители школьной администрации ревниво опекают свой замкнутый внутришкольный мир. . это при том, что в одной из московских школ наркоторговля на территории школы ведется иногда… самими школьниками.

– В туалет не войдешь. Шприцы валяются на полу, внимания на это – ноль. Всем до лампочки.

Согласно Закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в обязанности школьных стражей входит только обеспечение пропускного режима. Ни за жизнь и здоровье ребенка, ни за сохранность имущества учеников, ни за драки между подростками охранник ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ. Это забота полиции и школьной администрации!

Вмешиваться во внутришкольные преступления охранник права не имеет. »

Теперь обратимся к мифам, которые только подтверждают вышеприведенные примеры.

Миф 1. Охрана нужна, но совсем ни к чему привлекать частную охранную организацию лишь для того, чтобы сидеть на входе и проверять пропуска. Ведь ее услуги стоят недешево. А где взять денег? Нам бы что-нибудь подешевле. Например, примем в штат вахтером Василия Ивановича, пенсионера, и он обеспечит нашу охрану не хуже дорогостоящих молодцев из частных охранников.

Миф 2. У нас серьезная школа. Здесь учатся дети уважаемых родителей. В школе полно дорогой техники, новая мебель. Построены дорогущие спортивные и игровые площадки на школьной территории. Не дай Бог, кто-то решит поживиться или похулиганить. Добро необходимо защитить и от чужих, и от своих. Следовательно, нужно заключить договор об охране с местным отделением полиции или крупной известной частной охранной фирмой. Когда речь заходит о неком охранном предприятии, обычно предполагается лоббирование чьих-либо интересов. Деньги на охрану собирают с родителей или родители находят спонсоров. Иногда просто включается административный ресурс, когда он есть.

Миф 3. Особопродвинутыедиректора школ решают проблему обеспечения безопасности радикально – вводят в штат школы должность начальника службы безопасности. Естественно, с конкурентной заработной платой и практически без особой ответственности. Тем более что в некоторых регионах такая должность присутствует в рекомендуемых штатных расписаниях. Чем может заниматься столь уважаемое должностное лицо в школе, особенно если оно само себе определяет и полномочия, и ответственность, можно только догадываться. В лучшем случае привлечет «свою» ЧОО и будет почивать на лаврах безбедной жизни.

Это основные мифы из области идей на тему «Как обеспечить безопасность и организовать охрану школы». К сожалению, они не имеют ничего общего с реальным решением задач по организации системы охраны образовательной организации.

Несмотря на то, что я отношусь к ветеранам — отставникам правоохранительных органов и Вооруженных сил с глубоким уважением, могу и хочу пожелать всем руководителям школ: «Не надо изобретать велосипед или слушать знакомого пенсионера силовых структур». Потенциальные заказчики охранных услуг должны отдавать себе отчет, что далеко не все из состава пенсионеров правоохраны непосредственно занимались вопросами обеспечения безопасности или оперативной работой в своей «служивой» жизни и поэтому не имеют ни опыта, ни знаний, необходимых для организации системы охраны. Вывод простой: нужна охрана – обращайтесь к профессионалам! Но не к тем профессионалам, которые сами себя так называют, а к тем, которые имеют на руках все обходимые разрешительные документы и многими годами успешной работы на рынке частной охраны доказали свою состоятельность, обрели свое лицо (товарную марку) и имеют реальный многолетний опыт и действенные возможности обеспечить безопасность и организовать систему охраны школы.

Что рекомендуется учесть при организации охраны образовательной организации?

Первое и самое главное – разрабатывая концепцию системы охраны школы и реализуя ее, никогда не забывайте, что вы взялись обеспечивать безопасность детей. Многие инструменты частного охранника, допустимые в обращении с взрослыми, при обращении с детьми категорически запрещены.

Второе – четко себе представьте задачи, которые придется решать, охраняя школу. Если подходить формально, то они стандартные:

· обеспечение общественного порядка и правил внутреннего распорядка на территории школы;

· охрана жизни и здоровья учеников и персонала школы от внешних и внутренних враждебных посягательств;

· охрана собственности школы от неправомерных действий «чужих» и «своих». Под «своими» подразумеваются ученики и персонал школы. Опять же, в каждой образовательной организации имеются свои особенности. Если ЧОО приходит в школу, где есть начальник СБ и, о чудо, есть концепция системы охраны, то задача упрощается – просто надо организовать и выставить посты, как определено в названной выше концепции, подготовить сотрудников и настроить их на работу. Если предлагаемая концепция, по мнению руководства и специалистов частной охранной организации, мягко говоря, требует доработки и уточнений, придется договариваться или отказываться от заказчика. Иного не дано. Собственное лицо дороже.

Если концепции нет, то ее придется разработать и согласовать с директором школы и лицом, отвечающим за ее безопасность. Далее все происходит по известному алгоритму.

Если начальника СБ в штате школы нет, то вся работа по организации системы безопасности и управление системой охраны целиком ложится на начальника охраны объекта, т.е. частную охранную организацию.

Из перечисленных особенностей следует важный вывод, он же – рекомендация. Начальник охраны объекта и при разработке концепции, и при управлении системой охраны должен определиться с кругом руководителей и педагогов школы, на которых он будет опираться в работе по охране школы. По собственному опыту могу рекомендовать следующий персонал школы, с которым начальнику охраны объекта предлагается организовать взаимодействие в первую очередь:

· заместитель директора по учебной работе;

· заместитель директора по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми;

· заместитель директора по административно-хозяйственной работе;

Естественно, что речь идет о школах, где присутствует указанный персонал. Там, где приведенные категории персонала штатом не предусмотрены, эти обязанности делегируются другим работникам школы. Поэтому главными звеньями здесь являются конкретные работники школы, которым делегированы соответствующие полномочия и обязанности. Зачем все это начальнику охраны объекта? Ответ простой: он должен знать, чего ожидать от школьников, безопасность которых охрана призвана обеспечивать.

Как бы там ни было, но придется признать, что сами школьники являются одним из источников угроз безопасности. Хочу заметить, что охрана школы – это не только профилактика уголовных и административных правонарушений, но и предупреждение тривиальных нарушений правил внутреннего распорядка, пропускного режима и внутриобъектового режима. Естественно, что последних проблем значительно больше, чем правонарушений, но все они, если на них не обращать внимания и оценивать уровень угроз и рисков безопасности в динамике, неизбежно приведут к серьезному правонарушению. В результате администрация школы и педагогический коллектив, родители оказываются в шоке: «Как такое могло случиться? Все было так хорошо. Хорошие дети. Нет проблем с успеваемостью и т.д. и т.п. А тут вдруг наркотики, детская агрессия (девочки избивают своих одноклассниц и выкладывают записи в Интернете!), старшеклассники вымогают у младших деньги. » К сожалению, все это реалии сегодняшнего дня. Школы Крыма от этих проблем также не свободны.

Мы практическивсегда сталкиваемся с трудностями при организации взаимодействия с персоналом школы независимо от служебного положения конкретного сотрудника. Никто из них не мыслит категориями безопасности. При этом, когда их просят оценить работу охраны, они всегда чувствуют себя профессионалами в этих вопросах и без сомнений раздают «убийственные оценки» состоянию организации безопасности и работе охраны.

Вывод: персонал никогда не готов полноценно участвовать в обеспечении безопасности школы. Его этому нужно учить, и учить с опорой на соответствующие функции, прописанные в концепции безопасности школы.

Полномочия и обязанности педагогов школы должны быть конкретно и однозначно определены для каждого сотрудника по месту, должности, времени и адресу, т.е. на кого направлены. Решение проблем, особенно последних из указанных выше, невозможно без разработки и внедрения систематизированного пакета нормативных и регламентирующих документов, описывающих систему охраны, пропускного и внутриобъектового режимов и определяющих порядок их функционирования.

У читателя, у родителей может возникнуть вполне законный вопрос: «Должен ли охранник вмешаться, если ученики в школе дерутся? Или если ученики на перемене устраивают игры, опасные для их жизни и здоровья? Или если… и т.п.». Этот вопрос правомерен, особенно если частную охрану оплачивают сами родители, сдавая нужную сумму в родительский комитет школы. Ответ может быть простым: «Охранник оказывает ту услугу, которая оплачена!» Думаю, что немного найдется ЧОО, которые возьмутся патрулировать школьные коридоры и разнимать школьников или регулировать порядок на переменах. И это правильно. Вмешательство охранников в ученические конфликты – это не их задача. Школа – организация не только образовательная, но и воспитательная, поэтому контролировать поведение детей на уроках и во время перемен должны педагоги. Это один из элементов безопасности, который необходимо поручить педагогическому коллективу и самим ученикам. Сотрудники ЧОО могут привлекаться для успокоения «расходившихся» учеников только в исключительных случаях, под контролем учителей и в режиме блокирования конфликта, чтобы исключить травмы и угрозы жизни. Такие исключительные случаи важно конкретно сформулировать и согласовать с инспекцией по делам несовершеннолетних и с родительским комитетом. Рекомендую оформлять такое решение с администрацией школы.

Читайте так же:  Договор дезинсекция и дератизация

Для примера ниже представлен типовой рекомендуемый состав локальных нормативных актов, который в интересах обеспечения безопасности необходимо иметь на объекте.

Документация школы, в которой определены цели, задачи и распределены функции между педагогами по обеспечению безопасности. Не следует пугаться. Речь о том, что в функциональные обязанности следует вписать обязанности по обеспечению безопасности в классах, на уроках, при проведении культурно-массовых мероприятий в школе и т.п.

1. Документация объекта охраны («Наблюдательное дело»), которая включает:

· копию договора на охрану объекта;

· положение об организации охраны объекта (приложение к договору на оказание охранных услуг), утвержденное директором ЧОО и согласованное заказчиком. Это положение должно содержать описание системы постов и функциональные обязанности старшего охраны объекта, старшего смены, общих обязанностей охранников, порядка действий по прибытии проверяющих, особых обязанностей по охране объекта при нападении на пост, при пожаре и других стихийных бедствиях;

· схему организации охраны объекта с указанием постов и порядка несения службы, подписанную начальником охраны объекта, утвержденную руководителем охранного предприятия и согласованную с заказчиком;

· табели каждого поста, в которых описывается задача и оборудование каждого поста, особые обязанности охранников по каждому посту;

· список номеров телефонов оперативного дежурного ЧОО;

· график несения дежурства на объекте;

· документы по постам и маршрутам.

2. Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах. Образцы всех видов пропусков, образцы сопроводительных документов на ТМЦ и образцы подписей руководителей школы, имеющих право подписывать материальные пропуска.

3. Инструкции персонала по обеспечению контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов.

4. Правила и информационные табло для учеников и персонала школы.

Примерно так выглядят проблемы, с которыми приходится сталкиваться ЧОО при организации охраны образовательных организаций. Рамки статьи не позволяют рассматривать весь комплекс вопросов обеспечения безопасности, поэтому обратимся к организации системы постов.

Рекомендуемая система постов охраны для школы

Система постов охраны – это часть системы охраны школы, часть системы обеспечения ее безопасности. На территории школы зоны высокого риска безопасности распределены неравномерно. Несмотря на это, при разработке концепции охраны рекомендуется использовать зональный принцип, так как при этом соблюдается главное условие обеспечения эффективности охраны – усиление охраны от младшей зоны к старшей.

Для унификации подходов к организации охраны вся территория школы условно разбивается на ряд зон, которые называют «зонами охраны (безопасности)».

В табл.1 приведены закрепление помещений школы за зонами охраны и состав рекомендуемых постов и технических средств охраны.

Требования к охранникам в образовательных учреждениях

ОХРАННИК В ШКОЛЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ДАНЬ МОДЕ?

Как известно, среднее образование в нашей стране бесплатное. Но почему тогда родители обязаны платить, в том числе, и за охрану в школе, — вопрос, так или иначе, волнует многих. Расценки за услуги в каждом учебном заведении могут быть свои: от 30 до 100 рублей в месяц за ребенка в зависимости от численности детей. Кто-то из родителей откровенно недоволен и деятельностью самих сотрудников охраны: сидят себе, газетку почитывают, за что мы им только деньги платим, — жалуются они друг другу в социальных сетях. Разобраться в этой ситуации действительно непросто, но мы постарались все выяснить, ответив на два главных вопроса.

КТО ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ ЗА ОХРАНУ В ШКОЛЕ?

В ст. 41 п. 8 ч.1 Закона «Об образовании в РФ» указано, что образовательное учреждение должно обеспечить охрану здоровья детей и их безопасность.

Получается, что если родители платить не хотят, то обязать их это сделать нельзя. Меры воздействия к «неплательщикам» администрация школы применить также не вправе. Никак это не может отразиться и на отношении к ребенку со стороны учителей.

С другой стороны, должность охранника в штатном расписании российских школ не предусмотрена. И это неудивительно, если принять во внимание последние годы оптимизации системы образования. Обеспечить сегодня безопасность в рамках выделяемых средств даже при большом желании руководству школ, численность которых вместе с персоналом может доходить до 1000 человек, да еще с учетом возросших требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений, невозможно.

Конечно, не все школы находятся в равном положении. В каком-то образовательном учреждении деньги на охранника есть, да и с установкой системы видеонаблюдения помогут спонсоры. Но в большинстве школ ситуация иная: без добровольных пожертвований не обойтись. Так что идея денежных сборов, в том числе на охрану, отчасти разумна и обоснованна. Но здесь тоже есть несколько важных моментов.

Когда родительский комитет принимает решение собирать деньги на охрану, это само собой подразумевает, что с каждым из родителей заключен договор добровольных пожертвований, который содержит в себе два важных понятия: безвозмездность и добровольность. Не стоит забывать и о необходимости контролировать расходование денежных средств. Как это будет происходить, зависит от самих родителей, смогут ли они из своей среды выбрать инициативного и ответственного человека, кому доверят вести смету расходов. Гораздо хуже, если эти функции возьмет на себя классный руководитель, проконтролировать его будет не совсем удобно.

Многие из родителей, подсчитав общую сумму поступлений за охрану школы и сравнив ее с размером заработной платы охранника, задаются вопросом: а куда идут остальные деньги? На деле оказывается, что собранные средства расходуются не только на зарплату охраннику, но направляются на уплату налогов и на обслуживание всей системы охраны школы, в том числе видеонаблюдения.

Все-таки, 30-100 рублей в месяц с ученика за охрану совсем незначительная сумма. Замечено, что присутствие в школе человека в форме, к тому же специально подготовленного, уже само по себе поддерживает дисциплину и повышает безопасность. Если же к этому в школе установлена система видеонаблюдения и турникеты, проникнуть незнакомцу в образовательное учреждение практически невозможно. Легко также установить факт кражи личных вещей детей и персонала. Так, что куда более важен вопрос: а кому все-таки доверить обеспечение безопасности в образовательном учреждении.

КОМУ ДОВЕРИТЬ ОХРАНУ ШКОЛЫ?

Существуют несколько вариантов обеспечения охраны в образовательном учреждении. Можно, например, оформить на работу сторожей. Однако для организации контрольно-пропускного режима их деятельность не эффективна. Есть вариант заключения соглашения с вневедомственной охраной. Но, как показывает практика большинства российских школ, альтернативы частным охранным организациям нет. В обязанности сотрудников ЧОО может входить целый комплекс мероприятий в соответствии с заключенным договором:

  • осуществление контрольно-пропускного режима;
  • защита школьного имущества от краж и повреждений;
  • установка современных охранных систем: пожарной сигнализации, тревожной кнопки, видеонаблюдения и поддержание оборудования в рабочем состоянии;
  • обеспечение безопасности сотрудников и учеников во время проведения массовых мероприятий;
  • периодический осмотр помещений и прилегающей территории с целью выявления взрывоопасных предметов;
  • поддержание взаимоотношений с представителями правоохранительных органов.

Между руководителем ЧОО и директором школы (лицом, его замещающим) заключается договор на охранные услуги. Родительский комитет может выступать только в качестве третьей стороны. В договоре обязательно указываются данные о частном охранном предприятии, номер лицензии (ее наличие обязательно), определяются задачи, обязанности сторон, устанавливаются расценки за услуги и сроки выполнения. Частное охранное предприятие обязано представлять заказчику полный отчет о проведенных мероприятиях в установленные сроки.

По словам директора ООО ЧОО «Экскалибур» С.В. Поддубного, образовательные учреждения на рынке охранных услуг имеют свою специфику – это повышенное внимание со стороны всевозможных проверяющих и контролирующих структур, что вполне объяснимо. ЧОО ежеквартально проверяют на соответствие всем необходимым требованиям законодательства. Сотрудники, охраняющие образовательные учреждения, обязательно должны иметь удостоверения охранника, что подразумевает прохождение ими обучения в специализированном центре, а это финансовые затраты. Другое требование — отсутствие не просто судимости, но и серьёзных административных правонарушений. Необходимо также пройти медицинскую комиссию. За всем за этим строго надзирает лицензирующая охранную деятельность — Росгвардия, которая вправе отстранить любого охранника, если, по ее мнению, он не отвечает каким-либо из выше перечисленных условий. Все эти требования не отражаются на увеличении конечной цены, поскольку образовательные учреждения имеют и без того не высокую платежеспособность. Неудивительно, что многие из частных охранных предприятий города предпочитают работать с коммерческими структурами, где нет такого жесткого регламентирования.

Как видим, единственно правильным для образовательного учреждения будет заключить договор на охранные услуги с частной охранной организацией, которая себя хорошо зарекомендовала и имеет наработанную практику.

ООО ЧОП «Экскалибур», г. Брянск, ул. Ульянова, 103