Тетрадь на печатной основе это учебное пособие

05.10.2018 Выкл. Автор admin

Рабочие тетради: обязанности школы

Гульнара Равизовна Лунгу, Заведующий библиотекой

Вопрос обеспечения обучающихся бесплатными рабочими тетрадями возник сразу после того, как был утвержден Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Камнем преткновения стал вопрос исполнения школами статьи 35 данного закона. Попробуем разобраться.

«Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

В одних регионах рабочие тетради в образовательных организациях стали предоставляться детям бесплатно. В других — нет. По всей стране прокатились судебные разбирательства по этому поводу. Судебные решения тоже были абсолютно противоположными. Почему так по-разному суды трактуют один закон?

Причиной тому послужило отсутствие в законе самих понятий «учебное пособие» и «рабочая тетрадь». Суды не увидели этих определений в федеральном законе и обратились к ГОСТам. Так, в Межгосударственном стандарте ГОСТ 7.60–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенном в действие постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст (далее — ГОСТ), рабочая тетрадь отнесена к учебному пособию. Для некоторых судей хватило только этого определения, чтобы обязать школы закупать рабочие тетради.

Другие судьи апеллировали к тому, что рабочая тетрадь определена в ГОСТе как «учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета», то есть отнесли ее к практикумам.

Функционально грамотные судьи очень внимательно прочитали федеральный закон и статью 35: «Бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». Поэтому отказы судов в предоставлении рабочих тетрадей обучающимся мотивировались еще тем, что рабочие тетради предназначены для индивидуального и однократного использования. Даже если школа решит закупить рабочие тетради, то как она должна их временно выдавать детям, ведь они предназначены для однократного применения?

По словам пресс-секретаря Генпрокуратуры России Александра Куренного, в субъектах Российской Федерации отсутствует единообразная практика применения части 1 статьи 35 Закона № 273-ФЗ и требований ГОСТа.

В связи с этим весной 2016 года первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман предложил министру образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос нормативного регулирования обеспечения обучающихся бесплатными рабочими тетрадями.

Директор департамента информационной политики Министерства образования в ответ на запрос заявила, что вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями законодательно уже урегулирован. Она подчеркнула, что школа самостоятельно определяет список учебных пособий, необходимых для изучения какого-либо предмета. «Если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, который утверждается приказом директора школы, то, безусловно, данная рабочая тетрадь должна предоставляться за счет бюджета», — пояснили тогда в пресс-службе ведомства.

В пресс-службе Минобразования тогда также сообщали, что на сегодняшний день существует несколько десятков тысяч учебных пособий и, безусловно, учитель вправе рекомендовать, например в рамках дополнительного изучения, те или иные пособия, которые могут быть не включены в список образовательной организацией. «Однако, если они не закупаются за счет федеральных средств, администрация общеобразовательной организации не вправе требовать от родителей их обязательной покупки», — говорилось в сообщении. Это было в апреле 2016 года.

В августе 2016 года, во время Всероссийского родительского собрания новому министру образования Ольге Васильевой родители вновь задали вопрос, касающийся приобретения школами рабочих тетрадей. Ответ министра состоял в том, что школы не могут требовать от родителей покупки рабочих тетрадей, если те являются обязательными для учебы. «Если сама школа включает тетрадь в обязательный перечень, то она должна его обеспечить, других вариантов быть не может. Волюнтаризм здесь не допускается», — ответ министра.

Либо словосочетание «обязательный перечень» кого-то завело в тупик, либо ответ министра не дошел до адресата. Сразу проясним, о чем же шла речь. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» регулирует компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе: «9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями…»

Как бы то ни было, вопрос о рабочих тетрадях прозвучал вновь, уже на очередном Всероссийском родительском собрании в 2017 году.

Что ответила министр образования в этот раз? «…Вы должны меня услышать: те обязательные учебники и пособия, тетради, которые у вас есть, должны быть бесплатными», — сказала Ольга Васильева.

Приведу для ясности небольшую, но важную ремарку. В федеральном перечне представлены только учебники. Он так и называется — Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Никаких рабочих тетрадей в нем нет. Поэтому по федеральному перечню школа приобретает только бесплатные учебники.

Для справки расскажу, как приобретаются учебники и учебные пособия для школ.

Все школы страны заказывают бесплатные учебники строго в соответствии с федеральным перечнем (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253). Школа формирует заказ в соответствии с потребностями. Муниципалитет формирует городской заказ от всех школ и передает его в регион. Региональные власти в области образования оформляют региональный заказ и заключают договоры с издательствами на поставку учебников.

Если школе необходимы учебные пособия (например, для внеурочной деятельности), которых нет в федеральном перечне, тогда она закупает их самостоятельно на выделенные субсидии. Закупает только в тех издательствах, которые входят в Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (приказ Минобразования от 09.06.2016 № 699).

Итак, какие нормативные документы указывают на то, что школа должна закупать рабочие тетради? Только статья 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (см. выше). Да и то только потому, что в ГОСТе они определены как учебное пособие.

А какие документы могут помочь школам законно избавиться от обязанности закупать рабочие тетради?

Во-первых, тот же Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 18 ФЗ посвящена печатным и электронным образовательным и информационным ресурсам. Пункт 2 этой статьи гласит: «2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами».

Раз нормативы обеспеченности устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), то и обратимся к ним. Статья 27 во всех трех стандартах (начального, общего, среднего образования) как раз посвящена нормам обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями и гласит: «…Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

• не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы…

• не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы…».

Таким образом, в соответствии со стандартами норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями предполагает (но не обязывает!) наличие учебных пособий (в том числе рабочих тетрадей) только по программам, формируемым участниками образовательных отношений, то есть не входящим в обязательную часть учебного плана (например, внеурочная деятельность).

Во-вторых, рабочая тетрадь должна предоставляться за счет выделенных образовательному учреждению бюджетных средств (субсидии) только в том случае, если школа включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности. А чтобы включить тетрадь в этот список, учитель должен на методическом совете школы обосновать необходимость ее приобретения, то есть убедить директора потратить средства на приобретение рабочих тетрадей для тех или иных классов.

Вот мой многостраничный ответ на вопрос, должна ли школа обеспечивать обучающихся рабочими тетрадями.

Я думаю, что ответ директоров на этот же вопрос был бы намного короче и красноречивее: «Денег нет, потому что в финансирование школ средства на закупку рабочих тетрадей не заложены». Доказательством тому служит документ Министерства образования «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации основных общеобразовательных программ начального, общего и среднего общего образования, отраслевые и территориальные корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2017 год», подписанный заместителем министра Повалко А. Б. По статье «Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги» на начальное общее образование установлено 0,80 тыс. руб., на общее — 1,04 тыс. руб., на среднее — 1,52 тыс. руб.

Но мы с вами видим в книжных и интернет-магазинах цены на учебники и рабочие тетради. Восемьсот рублей в год на ученика начальной школы, тысяча рублей — на ученика 5–9-го классов, полторы тысячи рублей — на ученика 10–11-го классов. Много это или мало? Считайте, господа…

Отзывы экспертов

«Как ни странно, в рабочих тетрадях больше других заинтересованы учителя. Именно педагоги настойчиво лезут под шкурку родителям, чтобы те приобретали РТ. Проверять не успевают, навыки написания теряются, до середины РТ по содержанию редко кто доходит, и учителя отдают тетради для повторения „на ЛЕТО“. В чем подвох? Мне видится проблема в пресловутых 10–15% возврата от каждой покупки. Для учителей это уже стало незаконным бизнесом. Не знаю, как для других, но для меня статья — весомый аргумент в борьбе с „коррупционерами от образования“.

Читайте так же:  Доплата до мрот 1с зуп

В итоге этот вопрос решит проверяющий (ну или судья) „как карта ляжет“, потому что можно толковать хоть так, хоть этак. Спасибо автору, что дал готовый материал для отписок в прокуратуру, родителям, да мало ли еще куда!»

«Сегодня мы закупаем учебники по всем предметам каждому ученику. Хотя ума не приложу, зачем каждому ученику учебник по музыке (есть музыкальный кабинет, и комплекта достаточно). А учебник по физкультуре каждому зачем? Надо бегать, прыгать, играть, сдавать нормы ГТО… Недавно на родительском собрании побелевший от гнева папаша во весь голос выговаривал растерянной учительнице, что его ребенку выдали не новый учебник. Он-то хорошо информирован о том, чем ему обязано государство. Что-то здесь не так, господа…»

«Сколько лжи, спекуляций, скандалов связано с учебниками в постперестроечные годы! Какие только махинации не проводят с обеспеченностью учебниками (особенно ФГОС). А конца-края этому безобразию не видно. Причины этого явления чисто экономические. Любой директор знает: купить все необходимые учебники для выполнения ФГОС на бюджетные деньги невозможно. Даже на половину не хватает. Тем более на рабочие тетради».

Тетрадь на печатной основе это учебное пособие

[Рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. — следует относить к практикумам. Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания (не учебник и не учебное пособие). Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом. Более того, рабочие тетради не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки. На школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 22 мая 2014 г. по делу № 33-2365/2014

Судья: Агранович Ю.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Харманюк Н.В.,

судей Костенко Е.Л., Архаровой Л.В.,

при секретаре Ч.Е.,

рассмотрев в судебном заседании 22 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Сыктывкар «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2014 года, которым

удовлетворены требования прокурора г. Сыктывкара:

на МОУ «СОШ № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» возложена обязанность обеспечить учащегося . класса ФИО1 учебными пособиями, в том числе рабочими тетрадями, используемыми школой в образовательном процессе в одном экземпляре по каждому предмету, а именно:

— Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для . класса (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Бунеев Р.Н., Бунееева Е.В. Тетрадь по литературному чтению, . класс, ООО «Баласс»;

— Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для . класса, ООО «Баласс»;

— Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для . класса, ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для . класса «Разноцветный мир», ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Лутцева Е.А. Рабочая тетрадь по технологии для . класса, ООО «Баласс»;

— Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / E№joy E№glish для . класса, Издательство «Титул»;

— Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Краеведение. Рабочая тетрадь . класс, Издательство «Титул».

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения представителя Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Сыктывкар «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» П.И., представителя Министерства образования Республики Коми Б.Е.В., представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Ч.Л., прокурора Коровенко А.В., З., судебная коллегия

Прокурор г. Сыктывкара в интересах . ФИО1 обратился в суд с заявлением к МАОУ «СОШ № 36» о возложении обязанности по обеспечению учащегося школы следующими бесплатными учебными пособиями:

— Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для . класса (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Бунеев Р.Н., Бунееева Е.В. Тетрадь по литературному чтению, . класс, ООО «Баласс»;

— Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для . класса, ООО «Баласс»;

— Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для . класса, ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для . класса «Разноцветный мир», ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Лутцева Е.А. Рабочая тетрадь по технологии для . класса, ООО «Баласс»;

— Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / E№joy E№glish для . класса, Издательство «Титул»;

— Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Краеведение. Рабочая тетрадь . класс, Издательство «Титул».

По мнению прокурора, приобретение таких рабочих тетрадей осуществляется родителями учеников самостоятельно, что противоречит требованиям закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», гарантирующего бесплатное предоставление учащимся учебников и учебных пособий.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», Министерство образования Республики Коми, Министерство образования и науки РФ.

Ответчиком иск не признан.

Третьи лица требования прокурора не поддержали, выступили на стороне ответчика.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что рабочая тетрадь является обязательным учебным пособием, дополняющим используемые образовательным учреждением учебники.

Представитель МАОУ «СОШ № 36» просит отменить решение суда как не соответствующее закону. Позиция ответчика основана на следующем: государство гарантирует бесплатность образования в рамках установленных минимальных стандартов и требований. Рабочие тетради в перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, не включены, а, следовательно, образовательное учреждение не вправе за счет государства производить закупку учебных пособий, учебников, не включенных в федеральный перечень, иное привело бы к необоснованным, нецелевым расходам. Указал, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования и не отвечают признакам учебных пособий, поэтому не могут являться предметом заказа и не должны использоваться для пополнения библиотечного фонда и выдачи на возвратной основе.

Проверив материалы дела, судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в ч. ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ). В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу п. п. 3, 8 ст. 2 Закона № 273-ФЗ обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Законом № 273-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год, утверждены Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ), а также определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу п. 26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать в том числе укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Читайте так же:  Пенсия начисляется за текущий месяц

Приведенные нормы корреспондируют статье 35 Закона № 273-ФЗ, согласно которой обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о праве обучающегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.

Стороны расходятся в понимании рабочей тетради. Прокурор настаивает на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику. Ответчик полагает, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и со ссылкой на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, относит их к практикумам.

Суд первой инстанции согласился с позицией прокурора.

Судебная коллегия исходит из следующего:

Согласно ГОСТу 7.60-2003 собственно учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:

Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. — следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.

Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя. Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания.

Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 1997 года № 740/14-12).

Более того, образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом, поэтому вывод суда об удовлетворении иска не соответствует обстоятельствам дела и противоречит закону.

Так, согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.

Из материалов дела усматривается, что рабочие тетради не предусмотрены учебными программами школы № 36 в качестве обязательного учебного издания. Такие учебные издания, как:

— Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для . класса (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / E№joy E№glish для . класса, Издательство «Титул»;

— Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Краеведение. Рабочая тетрадь . класс, Издательство «Титул», в рабочих программах школы вообще не отражены.

Также судебная коллегия отмечает, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем, они не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.

Таким образом, на школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Сыктывкарского городского суда от 31 января 2014 года отменить, вынести по делу новое решение, которым:

отказать прокурору г. Сыктывкара в удовлетворении заявления о возложении на МАОУ г. Сыктывкара «СОШ № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» обязанности обеспечить учащегося . класса ФИО1 рабочими тетрадями, а именно:

— Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для . класса (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Бунеев Р.Н., Бунееева Е.В. Тетрадь по литературному чтению, . класс, ООО «Баласс»;

— Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для . класса, ООО «Баласс»;

— Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для . класса, ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для . класса «Разноцветный мир», ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Лутцева Е.А. Рабочая тетрадь по технологии для. класса, ООО «Баласс»;

— Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / E№joy E№glish для . класса, Издательство «Титул»;

— Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Краеведение. Рабочая тетрадь . класс, Издательство «Титул».

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Рабочая тетрадь: получать бесплатно или покупать?

Обращения родителей учащихся школ по поводу нарушения прав детей на образование в связи с необеспечением их в школах бесплатными тетрадями стали п оводом для проверки прокуратуры.

Как сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной, сейчас в различных регионах отсутствует единообразная практика — в одних школах обеспечивают рабочими тетрадями бесплатно, в других отказывают, и родители приобретают их за свой счет.

Куренной напомнил, что в соответствии с ч.1 ст.35 закона «Об образовании в РФ» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных средств в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Но в статье закона отсутствует само понятие учебного пособия, в том числе определение рабочей тетради и отнесение ее к учебному пособию. Вместе с тем межгосударственным стандартом ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенным Госстандартом 25 ноября 2003 года рабочая тетрадь отнесена к учебному пособию.

В Самарской области администрации школ обосновывают свой отказ тем, что рабочая тетрадь определена в ГОСТе как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета, то есть относят ее к практикумам. Кроме того, отказы мотивируются тем, что рабочие тетради предназначены для индивидуального и однократного использования, и не могут быть предметом повторного применения, пополнения библиотечного фонда и выдачи на возвратной основе. Подобная ситуация складывается в школах Якутии и Архангельской области.

В то же время в Татарстане, Хабаровском крае, Санкт-Петербурге рабочие тетради в школах предоставляют детям бесплатно.

В связи с этим во внесенном представлении на имя министра образования и науки Дмитрия Ливанова первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман предложил рассмотреть вопрос нормативного регулирования об обеспечении обучающихся бесплатными рабочими тетрадями для единообразного применения закона об образовании и соблюдения равенства прав обучающихся.

В ответ на обращение Минобрнауки подчеркнул, что вопрос обеспечения школьников учебными пособиями является урегулированным российским законодательством.

«В настоящее время вопрос обеспечения школьников учебными пособиями, включая рабочие тетради, законодательно урегулирован. Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ четко указывает, что учащимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания», — заявила глава департамента информационной политики Минобрнауки Анна Усачева .

По её словам, на сегодняшний день существует несколько десятков тысяч учебных пособий, и, безусловно, учитель вправе рекомендовать, например, в рамках дополнительного изучения, те или иные пособия, которые могут быть не включены в список образовательной организацией. «Однако если они не закупаются за счет федеральных средств, администрация общеобразовательной организации не вправе требовать от родителей их обязательной покупки», — заключила Усачева.

Использование рабочей тетради в обучении изобразительной деятельности в начальном классе

Дата публикации: 16.02.2018 2018-02-16

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Халилов Р. Ш., Атажанова Р. Р. Использование рабочей тетради в обучении изобразительной деятельности в начальном классе // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 196-199. — URL https://moluch.ru/archive/193/48351/ (дата обращения: 25.02.2019).

Читайте так же:  Сибэнтц банкротство

Основными задачами профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня, компетентного, ответственного, конкурентно способного на современном рынке труда, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту.

Для этой цели необходимо так организовать учебный процесс, чтобы самостоятельная работа учащихся была организованна таким образом, чтобы обеспечивалась обратная связь педагога и обучаемого. Обеспечить успешное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств контроля за течением этих процессов.

Рабочая тетрадь является таким средством, которое может обеспечить формирование мыслительных процессов, будет способствовать повышению эффективности обучения учащихся и уровня их творческого развития. Использование рабочих тетрадей имеет широкое распространение в современном образовании, т. к. играют особую роль в решении проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.

Применение рабочих тетрадей способствуют формированию и развитию у школьников учебной деятельности, интеллектуальных умений; обеспечивают самостоятельное усвоение и применение знаний по конкретной учебной дисциплине.

Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.

Рабочая тетрадь — пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется преимущественно на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности учащихся [3].

Использование рабочей тетради способствуют решению следующих образовательные задачи:

– усвоение технических понятий и знаний;

– приобретение практических умений и навыков;

– формирование специальных умений и навыков;

– развитие элементов мышления;

– контроль хода обучения.

Разработка листов рабочей тетради призвано обеспечивать формирование мыслительной деятельности. После объяснения нового материала, идет закрепление нового материала — работа с рабочей тетрадью, где учащиеся поэтапно воспроизводят изложенный материал, то есть преподаватель управляет течением и формированием мыслительной деятельности учащихся, и имеет полученный результат.

Созданием тетрадей на печатной основе занимались многие авторы, в том числе А. Н. Мансуров, С. А. Чандаева, А. А. Шаповалов, группы авторов Московского государственного педагогического института и Благовещенского государственного педагогического института, И. Н. Верещагина и В. И. Сиротин и др.

Анализ методической литературы и исследовательских работ вышеперечисленных авторов позволил выделить определенные требования к данному виду учебных изданий.

Рабочая тетрадь должна отвечать следующим требованиям:

– отражать темы курса (раздела) учебной дисциплины.

– быть доступной и интересной по содержанию каждому учащемуся, содержать дифференцированные задания;

– сочетать в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений.

В рабочей тетради могут предлагаться специально разработанные типы заданий-упражнений. Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена; при этом она исправляется в том месте, где была совершена.

Выделяют три вида рабочей тетради:

  1. Информационная рабочая тетрадь содержит в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация задает студентам ориентацию в содержании рассматриваемой темы.
  2. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы занятия. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может определить, на каком этапе обучения обучаемый допускает ошибку и в процессе занятий устранить ее.
  3. Смешанная рабочая тетрадь включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

Смешанный вид рабочей тетради — наиболее предпочтителен, так как включает в себя и информационный, и тренировочный, и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал; в тренировочный — задания для самостоятельной работы; в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений.

В результате анализа специальной литературы можно выделить следующие дидактические функции рабочих тетрадей:

компенсаторная — облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагога и учащихся;

информативная — передача учащимся необходимой для обучения информации;

интегративная — рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

познавательная — развитие познавательного интереса, умения наблюдать, мыслить, развивать эстетический вкус;

формирующая — формирование видов познавательной деятельности, приемов познания и способов усвоения.

Выделяют следующие критерии использования рабочих тетрадей на лекциях:

– рабочие тетради облегчают педагогу планирование учебного занятия;

– позволяют сочетать на занятии устную и письменную работу;

– избавляют учащихся от большого объема механической работы;

– помогают учащимся выделять в тексте наиболее важную и существенную информацию;

– способствуют привлечению всей группы учащихся к активной познавательной деятельности.

В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании понятий, применяются:

– построение схем, дополнение определенных элементов;

– определение параметров и т. д.

Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки листов рабочей тетради. В определениях основных документов пропущены ключевые слова в виде многоточия (. ), т. е. названия изучаемых понятий.

Для вычерчивания схем в листе рабочей тетради задается основа построения, т. е. вычерчены в готовом виде элементы. Учащиеся должны достроить схему и изобразить связь между определенными элементами, так же по определенному алгоритму заполняют «окошечки» в схемах. В готовом виде даются таблицы, где есть необходимость последовательного заполнения, внесение информации поясняющего характера.

В рабочей тетради есть такие задания, где необходимо расставить соответствующие параметры. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание заданий или проблемные вопросы.

Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, задают ориентировочную основу деятельности, построение схем, определение связей между элементами, формируют исполнительские действия. И, наконец, решение заданий, формулировка выводного знания определяет уровень сформированное знаний и умений учащихся.

Рабочие тетради могут включать вопросы и задания следующих групп:

– на воспроизведение изученного материала;

– для развития мыслительных операций;

– для практического применения полученных теоретических знаний.

Задания в рабочей тетради выполняются в виде рисунков, схем. В тетради должны быть решения задач, выполнения заданий по данной теме из учебника. Для выполнения работ в тетрадях рекомендуется оставить достаточно свободного места.

Структура и содержание рабочей тетради может соответствовать следующим компонентам:

  1. Информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения.
  2. Задачи и упражнения для самостоятельной работы ученика: развивающие и творческие задачи и упражнения.
  3. Обобщение и заключение по каждой теме: контрольные вопросы.

Отдельные занятия могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала с помощью рабочей тетради. Такая работа проводится индивидуально. Тем самым происходит приобщение учеников к самостоятельной, исследовательской работе.

Примеры работы с рабочей тетрадью:

В начале занятия ученики повторяют теоретический материал. На повторение теоретического блока ученикам дается 10 минут. Ученики берут рабочие тетради и открывают на нужной странице.

После того как ответили на вопросы ученики приступают к выполнению практических заданий для того, чтобы преподаватель мог проверить, как усвоен практический материал данной темы. На выполнение практического задания ученикам отводится 20–25 минут.

Все этапы работы учеников оцениваются преподавателем, и в конце занятия он выставляет каждому ученику общую оценку.

Таким образом, можно выделить основные достоинства рабочей тетради:

– системный подбор постепенно усложняющихся заданий;

– экономия времени учеников за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия;

– возможность больше рисовать во время урока розных задач.

  1. Аксенова, О. В. Рабочая тетрадь по информатике для первого класса. На правах рукописи.- Барнаул, 1997–1998.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г. И. Щукиной, — М., 1984. — 176 с.
  3. Р.О. Чешков «Создание и использование рабочей тетради»

Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть.

рабочая тетрадь, учебный материал, учащийся, тетрадь, учебная информация, учебный процесс, печатная рабочая тетрадь, мыслительная деятельность учащихся, контроль знаний, операция.

Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития.

Рабочая тетрадь — это пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности.

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся.

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии».

Следует иметь в виду, что не всегда отобранное для урока содержание учебного материала позволяет решать образовательные.

Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках.

К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не

Основные термины (генерируются автоматически): работа, самостоятельная работа, задание, учащийся, вид, CD-ROM, самостоятельная работа учащихся, подобная.

Критерии разработки авторской рабочей тетради по английскому.

рабочая тетрадь, английский язык, учебное пособие, учащийся, задание, авторская рабочая тетрадь, английский алфавит, механическая работа, небольшой текст, самостоятельная работа.

Персональный сайт учителя как одна из форм применения.

Учебный материал: при разработке персонального сайта учитель имеет возможность наполнить его учебным материалом, используя готовые

Задания. — Опрос. — Рабочая тетрадь. Схема 1. Элементы системы персонального сайта учителя. на основе платформы Google.

Создание учебно-методического контента по экономике

учебный контент, задание, электронный вид, необходимая информация, структура курса, курс, учебная деятельность, компьютерный тест, учебный курс, удовлетворенность учащихся.

Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации.

учебный процесс, электронная тетрадь, учебно-познавательная деятельность, учащийся, знание, принцип активизации, учебно-познавательная деятельность учащихся, Домашнее задание.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует?

углубление теоретических знаний по предмету; практическое изучение дисциплины; самостоятельная работа студентов